Главная страница » Публикации » №4 (84) » Интеграция Красноярского края в социально-экономическое пространство Сибири: анализ состояния и факторов

Интеграция Красноярского края в социально-экономическое пространство Сибири: анализ состояния и факторов

Integration of Krasnoyarsk region into the social and economic space of Siberia: analysis of the state and factors

Авторы

Брюханова Елена Анатольевна
научный сотрудник отдела прогнозирования экономического развития Красноярского края
Российская Федерация, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
eab@ksc.krasn.ru

Аннотация

Целью исследования является анализ состояния и факторов интеграции Красноярского края в социально-экономическое пространство Сибири.
Представлен современный профиль региона в системе основных показателей социально-экономического развития СФО и Восточной Сибири; проведена оценка коэффициентов локализации по ВРП и отгруженной продукции промышленного производства, проанализированы внешнеэкономические связи и межрегиональные торговые потоки.
Межрегиональное взаимодействие между регионами Сибири определяется внутренними и внешними процессами, а также приоритетами экономического развития. Выявление специфики экономического пространства Сибири способствует оптимальному выбору направлений дальнейшего пространственного развития макрорегиона.

Ключевые слова

социально-экономическое пространство, пространственная интеграция, специализация, внешнеэкономическая деятельность, межрегиональные торгово-экономические связи, Сибирь, Восточная Сибирь, Красноярский край.

Финансирование

Статья подготовлена по плану НИР ИЭОПП СО РАН, проект 5.6.3.2. (0260–2021–0005) «Движущие силы и механизмы развития кооперационных и интеграционных процессов в экономике Сибири» (№121040100279–5).

Рекомендуемая ссылка

Брюханова Елена Анатольевна

Интеграция Красноярского края в социально-экономическое пространство Сибири: анализ состояния и факторов// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (84). Номер статьи: 8405. Дата публикации: 11.12.2025. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/8405/

Authors

Bryukhanova Elena Anatolyevna
Researcher, Department of Economic Development Forecasting, Krasnoyarsk Krai
Russian Federation, Institute of Economics and Industrial Engineering, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences
eab@ksc.krasn.ru

Abstract

The purpose of the study is to analyze the state and factors of integration of the Krasnoyarsk Region into the socio-economic space of Siberia.
The current profile of the region in the system of basic indicators of socio-economic development of the Siberian Federal District and Eastern Siberia is presented; localization factors for GRP and shipped industrial products were assessed, foreign economic relations and interregional trade flows were analyzed.
Interregional interaction between the regions of Siberia is determined by internal and external processes, as well as priorities for economic development. Identification of the specifics of the economic space of Siberia contributes to the optimal choice of directions for the further spatial development of the macroregion.

Keywords

socio-economic space, spatial integration, specialization, foreign economic activity, interregional trade and economic relations, Siberia, Eastern Siberia, Krasnoyarsk Region.

Project finance

The research was carried out with the plan of research work of IEIE SB RAS, project 5.6.3.2. (0260–2021–0005) «Driving forces and mechanisms of cooperation and integration processes in the economy of Siberia» (No. 121040100279–5).

Suggested Citation

Bryukhanova Elena Anatolyevna

Integration of Krasnoyarsk region into the social and economic space of Siberia: analysis of the state and factors// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (84). Art. #8405. Date issued: 11.12.2025. Available at: https://eee-region.ru/article/8405/ 


Постановка проблемы

Проблематика пространственной интеграции является весьма востребованной в научной литературе. Об этом наглядно свидетельствует многоаспектность анализа пространственной интеграции, охватывающего понятийный аппарат исследования, ее содержание, оценку состояния и перспектив развития межрегиональных взаимосвязей, видов и форм межрегионального взаимодействия, факторов-детерминант интеграционного процесса, взаимосвязанность социально-экономического развития региона и масштаба интеграции и т. д. [1-4].

Вместе с тем наши знания о межрегиональной экономической интеграции остаются весьма ограниченными и фрагментарными, ее целостного видения как полифункционального и полиструктурного явления пока не сформировано [1].

В исследованиях отечественных и зарубежных ученых можно встретить разные подходы к определению социально-экономического пространства. Изучение работ А.Г. Гранберга [5], П.А. Минакира [6], С. В. Наумова [7], А. Фога [8] и др. дает нам представление о социально-экономическом пространстве как о территории, наделенной ресурсами и условиями производства, где инициируется, функционирует и развивается хозяйственная деятельность с целью максимального удовлетворения потребностей и интересов населения [9].

Под Сибирью в данном исследовании понимается макрорегион России в границах Сибирского федерального округа в соответствии с Указом Президента России № 632 от 3 ноября 2018 года (10 субъектов РФ). При этом Восточная Сибирь, согласно «Общероссийскому классификатору экономических регионов. ОК 024-95», включает Красноярский край, Иркутскую область, республики Хакасия и Тыва; а Западная Сибирь –остальные 6 субъектов РФ, входящие в состав Сибирского федерального округа.

Важнейшей отличительной особенностью Сибири являются значительные масштабы пространства, которое, с одной стороны, является конкурентным преимуществом, предоставляющим возможности расширения поиска и освоения новых эффективных ресурсов, с другой стороны – существенным бременем, создающим проблемы дорогого инфраструктурного освоения и заселения обширных территорий.

Мощный пространственный фактор макрорегиона не превратился до настоящего времени в фактор устойчивого экономического роста: пространственное развитие происходит на несбалансированной основе, отсутствует системность в управлении пространственным развитием макрорегиона.

Для современной территориальной структуры хозяйства и населения Сибири характерны:

  • широтная зональность (градиент «юг–север»),
  • меридиональная западно-восточная асимметрия (градиент «запад–восток»),
  • тяготение к главным транспортным магистралям (градиент «примагистральные  полосы – труднодоступные районы»),
  • локализация индустриального потенциала в пределах территориально-производственных комплексов (градиент «ареалы комплексообразования – прочие пространства»),
  • концентрация вокруг важнейших городов и городских агломераций (центропериферические контрасты) (градиент «центр–периферия») [10].

Экономическое положение России, внешнеэкономическая ситуация, не прекращающиеся санкции выдвигают на первый план комплексное, системное развитие внутренних интеграционных процессов.

Следует отметить, что регионы Сибири имеют объективные предпосылки для обеспечения пространственной интеграции. Это географическое соседство субъектов СФО; наличие традиционных исторических, социальных, культурных связей между регионами (сформировавшийся здесь исторически единый историко-культурный регион – Сибирь (с его жителями – сибиряками)), производственных связей в рамках общественного разделения труда (территориально-производственных комплексов (ТПК), сформировавшихся здесь еще в советское время; общая инфраструктура территорий (транспортная, энергетическая); необходимость поиска совместных решений в отношении проблем социально-экономического развития (в вопросах рационального природопользования и охраны окружающей среды; инфраструктурного развития и др.) [11-12].

Помимо перечисленных факторов, возникновению и развитию интеграционных процессов способствуют эффект домино и демонстрационный эффект. Эффект домино возникает, когда отдельные регионы, настолько повышают эффективность своего развития и наращивают экономический потенциал, что другим регионам становится сложно с ними конкурировать, и они предпочитают присоединиться к группировке. Демонстрационный эффект проявляется в том, что регионы, не принимающие участия в интеграционном процессе и не получающие соответствующих преимуществ, стремятся присоединиться к группировке.

Безусловным фактором, стимулирующим возникновение и развитие межрегиональной экономической интеграции, является наличие политической воли.

К факторам, замедляющим межрегиональную интеграцию, можно отнести низкий уровень уже налаженных экономических связей, неоднородность пространства по социально-экономическим критериям, слабое развитие инфраструктуры, разобщенность региональных социумов, недостаточное развитие финансовой системы, региональный протекционизм [3].

Необходимо принимать во внимание также глобальные тренды, влияющие на развитие регионов Сибири и потенциал обеспечения их пространственной интеграции:

  • политические (усиление геополитического противостояния в мире; процессы деглобализации, распада мира на зоны влияния, усиление интеграционных процессов внутри этих зон);
  • демографические (ухудшение демографической ситуации: постарение населения, сжатие и удорожание трудовых ресурсов, отсюда – бурное развитие робототехники, медицины, кризис пенсионных систем, интенсификация миграции из регионов с высоким приростом населения в «новые пустоши», «демографический бонус» для группы индустриализующихся стран);
  • технологические (переход мировой экономики к VI технологическому укладу, внедрение цифровых и платформенных технологий, развитие ИКТ; изменяется традиционная модель добычи и переработки сырья: снижаются территориальные диспропорции между центрами добычи, переработки, роль и значение железнодорожного транспорта, повышается роль морской логистики; сокращается потребность в рабочей силе за счет автоматизации производств и т.п.);
  • экономические (урбанизация, исчерпание возможностей роста экономики за счет сырьевой модели экономики, снижение транспортных издержек; формирование новых отраслей экономики («синяя», лесная биоэкономика, распределенная биопереработка, биотехнологии, разработка материалов для химической промышленности, промышленный Интернет вещей, фотоника и др.));
  • экологические (истощение природных ресурсов, потепление климата, что проявляется в таянии вечной мерзлоты, повышении влияния данных процессов на ведение хозяйственной деятельности, особенно в зоне Севера и Арктики) [13-14].

Таким образом, межрегиональная интеграция, межрегиональное сотрудничество в современных условиях становятся драйвером ускоренного развития региональных экономик, повышения их конкурентоспособности [15].

 

Обсуждение результатов

Красноярский край занимает лидирующие позиции среди субъектов РФ в составе СФО и Восточной Сибири не только по занимаемой площади, но и по всем важнейшим макроэкономическим показателям – численности населения, объемам ВРП, промышленного производства, строительных работ и инвестициям в основной капитал (рис.1), является одним из наиболее привлекательных регионов России для развития бизнеса и располагается на ведущих местах в авторитетных рейтингах, рассчитываемых на основании анализа параметров, характеризующих социально-экономическое развитие регионов (таблица 1).

Профиль Красноярского края в системе основных показателей социально-экономического развития СФО (А) и Восточной Сибири (Б) в 2024 году

Рисунок 1 – Профиль Красноярского края в системе основных показателей социально-экономического развития СФО (А) и Восточной Сибири (Б) в 2024 году

Примечание: рассчитано на основе данных Росстата; Источник – Рассчитано автором по данным Росстата.

 

Таблица 1 – Позиционирование регионов СФО в рейтинге социально-экономического положения регионов РФ (по данным РИА Рейтинг)

Регион 2024 год Справочно:
2023 год 2022 год
Место Интегральный рейтинг, баллы Место Интегральный рейтинг, баллы Место Интегральный рейтинг, баллы
Красноярский край 10 71,1 10 70,4 10 64,9
Новосибирская область 18 63,8 18 61,0 22 57,0
Иркутская область 19 62,1 19 60,9 18 58,4
Кемеровская область 29 53,3 22 58,4 17 58,8
Алтайский край 39 48,1 39 47,1 41 43,8
Омская область 45 47,8 41 46,4 40 44,3
Томская область 53 43,2 52 41,6 52 38,6
Республика Хакасия 74 71 31,2 66 31,9
Республика Алтай 81 21,5 80 19,5 82 17,4
Республика Тыва 85 15,5 85 15,0 84 15,8

Источник: составлено по данным Рейтингов социально-экономического положения регионов РФ по итогам 2023-2024 гг. (РИА Рейтинг)

Богатая минерально-сырьевая база, доступность энергоресурсов, расположенность в самом центре страны на пересечении трансконтинентальных артерий – главные конкурентные преимущества региона.

Объем валового регионального продукта (ВРП) Красноярского края в 2023 г. составил 3,7 трлн руб. (2,4% от суммарного ВРП регионов РФ, 26,6% от ВРП СФО и 55% от ВРП Восточной Сибири). По объему ВРП в 2023 г. Красноярский край находился на 9 месте среди субъектов РФ и был первым в СФО.

Структура валовой добавленной стоимости в Красноярском крае, Восточной Сибири, СФО и РФ по видам экономической деятельности в 2023 г. представлена на рисунке 2.

 

Структура валовой добавленной стоимости РФ, СФО, Восточной Сибири и Красноярского края по видам экономической деятельности в 2023 г.

Рисунок 2 — Структура валовой добавленной стоимости РФ, СФО, Восточной Сибири и Красноярского края по видам экономической деятельности в 2023 г.

Источник – Рассчитано автором по данным Росстата.

 

На основе сравнительного анализа отраслевой структуры валовой добавленной стоимости для Красноярского края могут быть выделены следующие региональные особенности:

  • высокий удельный вес материального производства (55,6%), обусловленный высоким удельным весом промышленности (53,4%) в ВРП;
  • низкая доля сельского хозяйства (2,2%) в ВРП:
  • низкий удельный вес услуг (44,4%) в ВРП;
  • низкий удельный вес высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП. Доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП в Красноярском крае в 2023 г. оценивалась на уровне 13,6% и была существенно ниже среднероссийского (19,8%) и среднесибирского (17,5%) показателей. Красноярский край находился лишь на 72 месте в рейтинге субъектов РФ по данному показателю, замыкая рейтинг субъектов РФ в СФО (Отметим, что лидером по доле высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП среди субъектов РФ является Тюменская область без округов (34,2% в 2023 г.), а среди субъектов РФ в СФО — Республика Тыва (25,5%) (15 место в РФ?!), что объясняется высокой долей в ВРП республики таких наукоемких отраслей, как образование, деятельность в области здравоохранения и социальных услуг.);
  • низкая доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП. Доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП в Красноярском крае в 2023 г. оценивалась на уровне 0,84%; она была немного выше уровня среднесибирского показателя (0,83%), но ниже среднероссийского показателя (1,05%). Красноярский край находился на 15 месте в рейтинге субъектов РФ по данному показателю и был на 3 месте в СФО, уступая Томской и Новосибирской областям (Лидером по доле внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП в 2023 г. среди субъектов РФ являлась Нижегородская область (4,89%), а среди субъектов РФ в СФО – Томская область (2,32%) (3 место).).

Определение коэффициентов локализации (отношение удельного веса отраслей в структуре производства Красноярского края к удельному весу соответствующих отраслей в структуре производства СФО и Восточной Сибири) позволяет выделить для региона отрасли рыночной специализации. К базовым отраслям производства относятся отрасли, имеющие высокие значения коэффициентов локализации.

Продуктовая специализация в выделенных отраслях, как правило, характеризуется высоким уровнем коэффициентов душевого производства (коэффициент душевого производства определяется как отношение производства отрасли на душу населения в регионе к объему производства на душу населения в СФО и Восточной Сибири). Эмпирически установленный минимальный уровень коэффициента, фиксирующий производственную специализацию внутри сектора региональной экономики, составляет 1,25.

Среди рассматриваемых видов деятельности наибольший удельный вес в ВРП СФО имели промышленные подотрасли: обрабатывающие производства – 42,0%; добыча полезных ископаемых – 33,1%. Эти отрасли являются базовыми для экономики края: коэффициенты локализации (специализации) по ним составляли, соответственно, 1,58 и 1,24 (рисунок 3), а коэффициенты соотношения душевого производства – 2,45 и 1,93.

 

Коэффициенты локализации (специализации) Красноярского края

Рисунок 3 – Коэффициенты локализации (специализации) Красноярского края

(рассчитанные по структуре валовой добавленной стоимости СФО, Восточной Сибири и Красноярского края по видам экономической деятельности в 2023 г.)

Источник – Рассчитано автором по данным Росстата.

 

Структура промышленного производства Красноярского края (рисунок 4) характеризуется повышенной долей отраслей природно-ресурсного (сырьевого) сектора, а также среднетехнологичных обрабатывающих отраслей низкого уровня; низким удельным весом высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности, а также инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства.

 

Структура промышленного производства СФО, Восточной Сибири и Красноярского края в 2024 году

Рисунок 4 — Структура промышленного производства СФО, Восточной Сибири и Красноярского края в 2024 году

Источник – Рассчитано автором по данным Росстата.

 

По нашим оценкам, удельный вес отраслей природно-ресурсного (сырьевого) сектора (В настоящее время природно-ресурсный (сырьевой) сектор экономики в теории и практике однозначно не определен и не выделяется в явном виде в используемых общероссийских классификаторах. Для оценки доли природно-ресурсного сектора в промышленном производстве Красноярского края, в состав этого сектора включены отрасли (виды деятельности), осуществляющие добычу и первичную переработку природных ресурсов (промышленные подотрасли, за исключением легкой промышленности, химии, машиностроения, прочей промышленности).) в промышленном производстве Красноярского края в 2024 г. составлял 91,8%. Это на 10 п.п. выше, чем в среднем по СФО (где на долю отраслей природно-ресурсного сектора приходилось около 81,8% промышленного производства).

Ранжирование подотраслей обрабатывающей промышленности по технологическому уровню — оценка, сделанная с использованием методик Росстата РФ [16] и ИНП РАН [17-18].

В соответствии с ОКВЭД2 к высокотехнологичным отраслям относятся: производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях (код 21); производство компьютеров, электронных и оптических изделий (код 26); производство летательных аппаратов, включая космические, и соответствующего оборудования (код 30.3). Удельный вес высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности в Красноярском крае в 2024 г. был в 3 раза меньше, чем в среднем по СФО – соответственно 1,0% и 3,3%.

К среднетехнологичным отраслям высокого уровня относятся: производство химических веществ и химических продуктов (код 20); производство электрического оборудования (код 27); производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки (код 28); производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (код 29); производство прочих транспортных средств и оборудования, исключая производство летательных аппаратов, включая космические, и соответствующего оборудования (код 30 без 30.3); производство медицинских инструментов и оборудования (код 32.5); ремонт и монтаж машин и оборудования (код 33) (ОКВЭД2). Удельный вес среднетехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности высокого уровня в Красноярском крае в 2024 г. был в 1,8 раза меньше, чем в среднем по СФО – соответственно 5,7% и 10,1%.

К среднетехнологичным отраслям низкого уровня относятся такие подотрасли, как: производство кокса и нефтепродуктов; производство резиновых и пластмассовых изделий; производство прочей неметаллической минеральной продукции; металлургическое производство. Среднетехнологичные отрасли обрабатывающей промышленности низкого уровня в Красноярском крае преобладают, их удельный вес в промышленном производстве в 2024 г. составлял 47,9%, а в обрабатывающих производствах – 82,4% (в среднем по СФО удельный вес среднетехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности низкого уровня в промышленном производстве составлял 31,7%, а в обрабатывающих производствах – 55,9%).

Наконец, к низкотехнологичным отраслям обрабатывающей промышленности относятся такие отрасли, как: производство пищевых продуктов; производство напитков; производство табачных изделий; производство текстильных изделий; производство одежды; производство кожи и изделий из кожи; обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения; производство бумаги и бумажных изделий, деятельность полиграфическая и копирование носителей информации; производство мебели. Удельный вес низкотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности в Красноярском крае в 2024 г. был в 3,2 раза меньше, чем в среднем по СФО – соответственно 3,6% и 11,6%.

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организациями промышленного производства в Красноярском крае в 2024 г. был существенно ниже среднероссийского показателя (6,3%) и составлял 1,0%. Лидером по данному показателю среди субъектов РФ является Республика Мордовия (28,3%), а среди субъектов РФ в СФО – Омская область (12,5%, 11 место). Красноярский край находился на 58 месте в рейтинге субъектов РФ и 6 месте в СФО, уступая, кроме Омской области, Новосибирской области (10,8%, 17 место), Томской области (4,3%, 38-39 место), Алтайскому краю (2,3%, 50-51 место), Республике Хакасия (1,3%, 57 место). В среднем по СФО данный показатель был на уровне 2,7%.

Отставание Красноярского края говорит о необходимости радикально менять условия деятельности бизнеса в сфере технологических инноваций с целью повысить мотивацию и обеспечить необходимыми ресурсами для разработки и внедрения технологий как основного фактора роста прибыли и капитализации компаний.

Повышение уровня инновационного развития может быть достигнуто в рамках локализации крупных промышленных производств на основе инновационных кластеров:

  • использования существующей сырьевой базы для построения производственных цепочек (переделов продукции);
  • максимизации длины возможных производственных цепочек с целью максимизации создания добавленной стоимости в рамках региона;
  • обеспечения экономической целесообразности локальных проектов в составе производственных цепочек;
  • создания технологически взаимосвязанных производств для снижения затрат на формирование общей инфраструктуры и снижения трансакционных издержек, обеспечения возможности использования общего пула квалифицированных работников и поддерживающей их инфраструктуры;
  • диверсификации создаваемых производственных цепочек в целях снижения негативного воздействия неблагоприятной ценовой конъюнктуры в одной из них на экономическое развитие территории в целом.

В настоящее время Красноярский край активно формирует региональную систему научно-технологического развития и одним из первых разработал соответствующую программу, принятую в 2024 году (Краевая программа «Научно-технологическое развитие Красноярского края 2025-2030 гг.» одобрена 25.12.2024 на заседании Совета по науке и высшему образованию при Губернаторе Красноярского края, синхронизирована с национальными проектами по обеспечению технологического лидерства: «Перспективные космические технологии и сервисы»; «Беспилотные авиационные системы»; «Новые атомные и энергетические технологии»; «Новые материалы и химия»; «Новые технологии сбережения здоровья»; «Промышленное обеспечение транспортной мобильности»; «Средства производства и автоматизации»; «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности».) [19-20]. Здесь создают условия для роста числа фундаментальных и прикладных исследований, востребованных промышленностью и актуальных на мировом рынке. Для этого выстраивается тесное взаимодействие между вузами, НИИ и предприятиями. Сейчас в регионе работают над концепцией Национального центра спутникостроения, который объединит производство, исследования и образование. Реализация проекта позволит краю подтвердить статус одного из лидеров космической отрасли России и укрепить технологический потенциал страны.

В Красноярском крае начнет работу инновационный научно-технологический центр (ИНТЦ) «Долина Менделеева», который должен сыграть ключевую роль в формирующемся кластере глубокой переработки цветных, редких и редкоземельных металлов в Ангаро-Енисейском макрорегионе. Соответствующее постановление подписано Правительством РФ [21].

В крае формируются протокластеры, образованные вокруг ключевых промышленных компаний, ведущих активную деятельность в регионе – ПАО «Норильский никель», ПАО «Полюс», ПАО «НК «Роснефть», АО «СУЭК», МКПАО «ОК РУСАЛ». Ведется работа по развитию промышленной кооперации и увеличению доли закупок у краевых производителей (За 2024 год у организаций края компаниями, участвующими в развитии внутрикраевых кооперационных связей закуплено материальных ресурсов, продовольственных товаров и услуг на сумму 190,0 млрд руб., что примерно соответствует уровню 2023 года (190,5 млрд руб.). Более 80% общего объема закупок у краевых производителей обеспечено кампаниями ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель», ПАО «Роснефть», ООО «Сибирская генерирующая компания» [22].).

Для развития кооперационных связей на территории Красноярского края в 2024 году был создан первый промышленный кластер «Машиностроение Сибири», который в январе 2025 года получил официальный статус в Минпромторге России (Распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2024 года №4146-р утверждена Стратегия пространственного развития страны до 2030 года, основные направления и задачи которой включают в себя в том числе поддержку совместных проектов участников промышленных кластеров. Эти проекты должны быть направлены на организацию производства новых видов сырья, материалов и комплектующих изделий для усиления производственной кооперации. В целях пространственного развития формируются и инструменты гибкой кластерной политики, включая многоуровневую систему промышленных кластеров с дифференцированием мер поддержки.

В настоящее время в регионах функционирует 151 промышленный кластер, из них 94 внесены в реестр Минпромторга России. После включения кластеров в данный реестр предприятиям-участникам становятся доступны меры государственной поддержки, включая субсидирование затрат на приобретение стартовых партий продукции, предоставление преференций в части тарифов страховых взносов, льготные кредиты и возможность применения режима налогового мониторинга. Включение в реестр позволяет предприятиям эффективнее привлекать инвестиции и расширять свое производство. Часть действующих промышленных кластеров являются межрегиональными, что позволяет создать новые и расширить существующие кооперационные цепочки с участием промышленных предприятий нескольких регионов [23].). Управляющей организацией кластера является Корпорация развития Енисейской Сибири, в него вошли 7 предприятий Красноярского края. Они планируют инвестировать порядка 22,2 млрд руб. в выпуск импортозамещающей продукции, это и фронтальные погрузчики, и промышленные роботы, и фрезерные станки, и т.д.

Вместе с тем, целый ряд перспективных направлений кластерной интеграции промышленной деятельности, особенно в области машиностроения, лесопромышленного и химического комплекса, остаются вне сферы скоординированного системного развития.

Основные задачи данного направления:

  • создание индустриальных парков, промышленных технопарков и функционирование ТОСЭР, поддержка резидентов ОЭЗ, ТОСЭР, технопарков, индустриальных парков, формирующихся и действующих на территории региона;
  • поддержка проектов модернизации предприятий обрабатывающей промышленности на основе внедрения новых и высоких технологий использования прогрессивного оборудования;
  • создание региональных технологических платформ по приоритетным направлениям промышленного развития региона;
  • осуществление взаимодействия субъектов деятельности в сфере промышленности, направленного на формирование межрегиональных цепочек добавленной стоимости.

 

Коэффициенты локализации (специализации) Красноярского края

Примечание: на графике представлены подотрасли, по которым коэффициент локализации края в СФО больше 0,1.

Номера подотраслей-лидеров:

4              Добыча природного газа и газового конденсата

82            Производство бытовых приборов

61            Производство основных драгоценных металлов и прочих цветных металлов, производство ядерного топлива

111          Обработка и утилизация отходов

91            Производство комплектующих и принадлежностей для автотранспортных средств

2              Добыча и обогащение бурого угля (лигнита)

54            Производство цемента, извести и гипса

73            Производство бытовой электроники

3              Добыча нефти и нефтяного (попутного) газа

103          Ремонт и монтаж металлических изделий, машин и оборудования

94            Производство транспортных средств и оборудования, не включенных в другие группировки

31            Распиловка и строгание древесины

6              Добыча руд цветных металлов

7              Добыча камня, песка и глины

107          Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха

105          Производство, передача и распределение электроэнергии

9              Предоставление услуг в области добычи нефти и природного газа

51            Производство огнеупорных изделий

56            Резка, обработка и отделка камня

110          Сбор отходов

Рисунок 5 – Коэффициенты локализации (специализации) Красноярского края

(рассчитанные по структуре отгруженной продукции промышленности по хозяйственным видам деятельности крупных, средних и малых организаций СФО, Восточной Сибири и Красноярского края за январь-декабрь 2024 г.)

Источник – Рассчитано авторами по данным Росстата.

 

Среди рассматриваемых видов деятельности наибольший удельный вес Красноярского края в СФО имели промышленные подотрасли:

  • добыча природного газа и газового конденсата – 98,7%;
  • производство бытовых приборов – 86,4%;
  • производство основных драгоценных металлов и прочих цветных металлов, производство ядерного топлива – 80,2%;
  • обработка и утилизация отходов – 79.3%;
  • производство комплектующих и принадлежностей для автотранспортных средств – 72,3%;
  • добыча и обогащение бурого угля (лигнита) – 62,3%;
  • производство цемента, извести и гипса – 50,6%;
  • производство бытовой электроники – 48,6%;
  • добыча нефти и нефтяного (попутного) газа – 48,1%;
  • ремонт и монтаж металлических изделий, машин и оборудования – 45,6%;
  • производство транспортных средств и оборудования, не включенных в другие группировки – 43,2%;
  • распиловка и строгание древесины – 41,1%;
  • добыча руд цветных металлов – 39,5%.

Эти отрасли являются базовыми для экономики края: коэффициенты локализации (специализации) по ним составляли в 2024 г., соответственно, 3,17; 2,77; 2,57; 2,55; 2,32; 2,00; 1,62; 1,56; 1,54; 1,46; 1,39; 1,32; 1,27; а коэффициенты соотношения душевого производства в крае по сравнению с СФО –  соответственно, 5,74; 5,03; 4,66; 4,61; 4,21; 3,62; 2,94; 2,83; 2,80; 2,65; 2,51; 2,39; 2,30.

Расчеты подтверждают также, что базовыми для экономики края являются отрасли природно-ресурсного (сырьевого) сектора (их удельный вес в СФО в 2024 г. составил 34,9%, коэффициент локализации (специализации) – 1,12, коэффициент соотношения душевого производства – 2,03) и среднетехнологичные обрабатывающие отрасли низкого уровня (удельный вес – 47,04%, коэффициент локализации (специализации) – 1,51, коэффициент соотношения душевого производства – 2,74).

Полученные результаты не противоречат выводам исследования НИУ Высшая школа экономики [24].

Красноярский край традиционно является одним из крупнейших экспортноориентированных регионов страны. По итогам 2021 (В связи с приостановкой публикации данных статистики внешней торговли товарами до особого указания, данные с 2022 года не публикуются.) года край занимал 9 место среди регионов РФ по объёму экспорта и был на 3 месте в СФО, уступая Кемеровской и Иркутской областям.

Внешнеторговая деятельность участников ВЭД Красноярского края обеспечила 19,1% стоимостного объема товарооборота, 17,8% экспорта и 23,7% импорта СФО.

Основными внешнеторговыми партнерами Красноярского края по итогам 2021 года являлись Китай (19,4% внешнеторгового оборота), Нидерланды (11,1%), США (10,2%), Германия (9,9%), Турция (7,6%), Финляндия (4,5%), Республика Корея (4,5%), Тайвань (2,6%), Греция (2,5%), Япония (2,3%). Остальные страны составляли 25,4%.

 

Товарная структура экспорта (А) и импорта (Б) Красноярского края в 2021 г.

Рисунок 6 — Товарная структура экспорта (А) и импорта (Б) Красноярского края в 2021 г.

Источник – Статистическая информация об итогах внешней торговли Красноярского края за 2021 год [25].

 

На рисунке 6 отражена товарная структура экспорта и импорта Красноярского края в 2021 г.

В торговле со странами дальнего зарубежья в 2021 г. экспорт был представлен в основном металлами и изделиями из них (преимущественно алюминий необработанный и изделия из алюминия, медь) – 54,0% от общего стоимостного объема экспорта товаров в страны дальнего зарубежья, древесиной и целлюлозно-бумажными изделиями – 14,2%, минеральными продуктами (концентраты драгоценных металлов, концентраты свинцовые и цинковые, уголь каменный) – 13,3%.

В товарной структуре экспорта в страны СНГ в 2021 г. древесина и целлюлозно-бумажные изделия составили 28,9% от общего стоимостного объема экспорта в страны СНГ, прочие изделия из драгоценных металлов – 26,9%, машиностроительная продукция (холодильники, морозильники и прочее холодильное или морозильное оборудование) – 17,5%, продукция химической промышленности (фармацевтическая продукция, продукты неорганической химии, органические химические соединения, пластмассы и изделия из них) – 5,4%, металлы и изделия из них – 4,5%.

В 2021 г. из стран дальнего зарубежья ввозились преимущественно машиностроительная продукция (в основном летательные аппараты и их части, оборудование и механические устройства, электрические машины и оборудование, средства наземного транспорта и их части) – 40,2% от общего стоимостного объема импорта товаров из стран дальнего зарубежья, химическая продукция (оксид алюминия, пластмассы и изделия из них, органические химические соединения, шины и покрышки пневматические резиновые и другие товары) – 28,6%, металлы и изделия из них (преимущественно медь, изделия из черных металлов, прочие недрагоценные металлы, алюминий и изделия из него) – 20,2%, драгоценные металлы  — 5,5%.

Импорт из стран СНГ был представлен химической продукцией (в основном оксид алюминия из Украины) – 46,2%, драгоценными металлами и их отходами – 27,1%, топливно-энергетическими товарами (кокс нефтяной, сжиженные бутаны, керосин) – 8,3%, продовольственными товарами (фрукты, овощи, мясо и субпродукты кур, консервы, какао и продукты из него и другие товары) – 8,2%, машиностроительной продукцией – 4,5%, текстилем, текстильными изделиями (в основном предметы и принадлежности одежды) – 3,0%.

Как показывает анализ, Красноярский край вынужден в больших объемах импортировать даже ту продукцию, которую, учитывая многообразие природных условий и богатство недр земли, он мог бы обеспечивать себя самостоятельно.

Перспективы использования географического положения Красноярского края в контексте производственной и пространственной кооперации имеются в следующих направлениях:

  • развитие транзитной торговли с использованием транспортных коридоров, связывающих регионы и проходящих по территории Сибири;
  • географическая диверсификация внешней торговли товарами в форме ее переориентации с Европы на страны АТР;
  • организация на территории Сибири и регионов КИП «Енисейская Сибирь» комплексных интегрированных производств для совместного выхода на рынки АТР (металлургия, машиностроение, химические производства, деревообработка, производство продуктов питания).

Основные задачи данного направления:

а) развитие и диверсификация промышленного экспорта:

  • информационное обеспечение развития промышленного экспорта (формирование и ведение региональной базы экспортеров товаров и услуг, включая потенциальных экспортеров; мониторинг товарных позиций с целью управления и актуализации товарной структуры экспорта Красноярского края для выхода на национальные и международные рынки);
  • инвестиционная поддержка экспортно-ориентированных предприятий, развивающих деятельность в приоритетных для региона направлениях (льготное кредитование, займы, специальные инвестиционные контракты, субсидии);

б) создание комплексной системы формирования и реализации политики импортозамещения в промышленном комплексе региона:

  • информационное обеспечение импортозамещения в промышленном комплексе региона, разработка перечня конкурентоспособной импортозамещаемой продукции;
  • поддержка инвестиционных проектов по развитию производства конкурентоспособной продукции из перечня импортозамещаемых.

Красноярский край – активный участник межрегиональной торговли. Развитие межрегиональной торговли, имеет под собой объективную основу, обусловленную сложившейся специализацией регионов. Межрегиональные торгово-экономические связи являются основным инструментом, обеспечивающим, с одной стороны, рынки сбыта для производимой в регионе в рамках его специализации продукции, а с другой – потребностей хозяйствующих субъектов и населения региона, насыщение регионального рынка товаров производственно-технического назначения и продовольственного рынка.

Анализ торговых потоков проводился в двух основных направлениях межрегиональной торговли: в ввозе продукции в край (поставках) и вывозе продукции красноярских предприятий в регионы РФ, в том числе в регионы СФО, с учетом ее товарной структуры.

Информационной базой изучения межрегиональной торговли является статистическая отчетность предприятий по форме № 1 – вывоз «Сведения о продаже (отгрузке) продукции (товаров) по месту нахождения покупателей (грузополучателей)», данные Федеральной службы государственной статистики, а также территориальных органов статистики республик, краев, областей Сибирского федерального округа. В частности, детализированная информация об объемах продажи (вывоза), ввоза и продажи потребителям края продукции в разрезе регионов и ее видов взята из материалов Красноярскстата «Ввоз (покупка) и вывоз (продажа) продукции (по основным пищевым продуктам и зерну) по Красноярскому краю в разрезе субъектов Российской Федерации» и «Ввоз (покупка) и вывоз (продажа) продукции (непродовольственные товары и автотранспортные средства) по Красноярскому краю в разрезе субъектов Российской Федерации» за январь-декабрь 2024 года [26].

Существенно сужает возможности анализа межрегиональных торговых связей информация, «закрытая» в связи с соблюдением требования конфиденциальности первичных статистических данных, полученных от организаций, в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2007 №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (ст.4, п.5; ст.9, п.1).. В силу ограничений, связанных с особенностями организации статистического наблюдения за межрегиональной торговлей, полученные результаты могут интерпретироваться как предварительные.

Рассмотрим объем и номенклатуру вывоза (продаж) товаров и продукции из Красноярского края в регионы РФ и Сибири.

На межрегиональные рынки предприятия Красноярского края поставляли продукцию, востребованную в других регионах России. В соответствии с представленной Красноярскстатом информацией о межрегиональной торговле за январь-декабрь 2024 года стоимостной объем вывоза (продаж) в регионы РФ составлял 302,1 млрд руб., в том числе в регионы СФО – не менее 225,1 млрд руб. (74,5%), из которого не менее 178,2 млрд руб. (59%) составляли поставки продукции на территорию Красноярского края для собственного потребления. Без учета внутрирегиональных поставок Красноярского края стоимостной объем вывоза (продаж) в регионы РФ составлял около 123,9 млрд руб., в том числе в регионы СФО – 57 млрд руб. (46,0%).

В товарной структуре вывоза (продаж) продукции из Красноярского края в регионы России доминировали непродовольственные товары и автотранспортные средства. Стоимостной объем их вывоза (продаж) в регионы РФ составил 91,9 млрд руб. (74,2%) и был представлен 24 позициями, из которых наибольший удельный вес имели: уголь каменный и бурый (47,7%); плиты, листы, трубы и профили пластмассовые (6,7%); холодильники и морозильники бытовые (6,1%); портландцемент, цемент глиноземистый, цемент шлаковый и аналогичные гидравлические цементы (4,5%); блоки и прочие изделия сборные строительные для зданий и сооружений из цемента, бетона или искусственного камня (2,8%) и т.д. Стоимостной объем вывоза (продаж) непродовольственных товаров в регионы СФО составил не менее 39,4 млрд руб. или 42,8% от объем вывоза (продаж) непродовольственных товаров в регионы РФ.

Стоимостной объем вывоза (продаж) пищевых продуктов и зерна в регионы РФ составил 32 млрд руб. (25,8%) и был представлен 28 позициями, из которых наибольший удельный вес имели: кондитерские изделия (5,3%); зерно злаковых и бобовых культур (3,4%); изделия колбасные (3,3%); безалкогольные напитки (2,2%); молоко, кроме сырого (2,0%) и т.д. Стоимостной объем вывоза (продаж) продовольственных товаров в регионы СФО составил не менее 17,6 млрд руб. или 55,1% от объем вывоза (продаж) продовольственных товаров в регионы РФ.

Рассмотрим объем и номенклатуру ввоза (покупки) продукции и товаров в Красноярский край из регионов РФ и Сибири (без учета поставок на собственную территорию).

В Красноярский край ввозилась, прежде всего, продукция, которая не производилась в регионе, но была необходима для поддержки воспроизводственного процесса, либо производилась в объемах и ассортименте, не удовлетворяющих потребителей края. Предприятия регионов России, таким образом, являлись основными поставщиками в край сырья, материалов, машин и оборудования. По ряду пищевых продуктов, в том числе производимых в крае в объемах, превышающих его потребности, предприятия других регионов выступали конкурентами на товарном рынке (В продовольственной политике субъектов РФ, входяших в СФО,  преобладает направленность на самообеспечение. Это ведёт к увеличению затрат на развитие агропромышленного производства и не позволяет в полной мере использовать природный потенциал и преимущества кооперации производства. Не созданы структуры общесибирского продовольственного рынка и не разработаны экономические механизмы его регулирования. Конъюнктура на рынке продовольствия практически неуправляема. Основной реакцией на рост спроса является повышение цен, а не увеличение объемов производства.).

Отметим, что номенклатура ввозимых товаров существенно шире по сравнению с номенклатурой вывоза.

В соответствии с представленной Красноярскстатом информацией о межрегиональной торговле за январь-декабрь 2024 года стоимостной объем ввоза (покупки) продукции и товаров в Красноярский край из регионов РФ составлял 218,7 млрд руб., в том числе из регионов СФО – не менее 65,8 млрд руб. (30,1%). Он превыщал стоимостной объем вывоза (продаж) продукции и товаров из Красноярского края в регионы РФ в 1,8 раза.

В товарной структуре ввоза (покупки) продукции из регионов России также доминировали непродовольственные товары и автотранспортные средства. Стоимостной объем их ввоза (покупки) из регионов РФ составил 142 млрд руб. (64,9%) и был представлен 67 позициями, из которых наибольший удельный вес имели: прокат готовый (11,5%); автомобили легковые (10,0%); удобрения минеральные или химические (4,5%); трубы, профили пустотелые и их фитинги стальные (4,3%); средства автотранспортные грузовые (3,3%); препараты лекарственные (3,1%) и т.д. Стоимостной объем ввоза (покупки) непродовольственных товаров из регионов СФО составил не менее 34,4 млрд руб. или 24,2% от объем ввоза (покупки) непродовольственных товаров из регионов РФ.

Стоимостной объем ввоза (покупки) пищевых продуктов и зерна из регионов РФ составил 76,7 млрд руб. (35,1%) и был представлен 51 позицией, из которых наибольший удельный вес имели: кондитерские изделия (5,6%); безалкогольные напитки (4,8%); мясо и мясо птицы, кроме субпродуктов (3,9%); изделия колбасные (2,4%); полуфабрикаты мясные, мясосодержащие, охлажденные, замороженные (2,3%); сыры (1,8%); рыба и продукты рыбные переработанные (без рыбных консервов) (1,2%) и т.д. Стоимостной объем ввоза (покупки) продовольственных товаров из регионов СФО составил не менее 31,3 млрд руб. или 40,9% от объем ввоза (покупки) продовольственных товаров из регионов РФ.

 

Выводы

Таким образом, результаты анализа свидетельствуют о том, что Красноярский край занимает важное место в пространственной структуре СФО. Развитие региона в условиях активной реализации государственной политики по адаптации российской экономики к новым макроэкономическим условиям (переориентация российских экспортных поставок и развитие транспортно-логистических коридоров, импортозамещение, обеспечение технологического суверенитета и ускоренной цифровизации, стимулирование предпринимательской деятельности и частной инвестиционной активности, развитие финансовой системы, повышение гибкости рынка труда), в целях нейтрализации слабых сторон и потенциальных угроз дает основание оценивать конкурентные позиции Красноярского края как высокие. Будущее края – самодостаточная территория с уникальной специализацией, взаимодополняющей хозяйственные комплексы других сибирских регионов.

 

Литература

  1. Троцковский, А.Я., Сабына, Е.Н. Пространственная экономическая интеграция в работах российских регионалистов: обзор научных публикаций // Экономика региона. – 2025. – Т. 21, № 2. – С. 249-267. – DOI: 10.17059/ekon.reg.2025-2-1.
  2. Лукин, Е.В., Ускова, Т.В. Межрегиональное экономическое сотрудничество: состояние, проблемы, перспективы. — Вологда: ИСЭРТ РАН. -2016. – 148 с.
  3. Растворцева, С.Н., Лебедев, А.О. Развитие методов оценки факторов и форм межрегиональной экономической интеграции: Монография. – М.: Изд-во «Экон-Информ», 2016. – 213 c.
  4. Махотаева, М.Ю., Бакуменко, О.А., Малышев, Д.П. Межрегиональное взаимодействие как инструмент развития стратегических приоритетов региона. — Псков: Псковский государственный университет. – 2017. – 118 с.
  5. Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики. – 2-е изд. – М.: ГУВШЭ, 2003. – 495 с.
  6. Минакир, П.А. «Стратегия пространственного развития» в интерьере концепций пространственной организации экономики // Пространственная экономика. – 2018. – № 4. – С. 8–20.
  7. Наумов, С.В. Основы теоретического исследования экономического пространства. – М.: Весь Мир, 2019. – 192 с.
  8. Fog, A. Towards a Universal Theory of Competition and Selection // Working Paper Technical Univer sity of Denmark. – 2013. – 4 July. – p. 37. URL: https://agner.org/cultsel/universal_competition_theory.pdf (дата обращения 20.10.2025).
  9. Илюхина, И.Б., Ильминская, С.А. Региональные проекции социально-экономического пространства России // Вестник ОрелГИЭТ. – 2020. – № 1(51). – С. 81-87. – http://dx.doi.org/10.36683/2076-5347-2020-1-51-81-87.
  10. Безруков, Л.А. Особенности территориальной хозяйственно-расселенческой структуры и перспективы пространственного развития Сибири // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». — 2014. — № 6. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/05EVN614.pdf (дата обращения 20.10.2025). — DOI:10.15862/05EVN614.
  11. Кожевников, С.А. Пространственная интеграция экономики: теоретические концепции и проблемы обеспечения на региональном уровне // ЭКО. – 2022. – № 3(573). – С. 84-107. – DOI 10.30680/ECO0131-7652-2022-3-84-107.
  12. Шишацкий, Н.Г., Брюханова, Е.А., Нагаева, О.С. Интеграция социально-экономического пространства и направления развития Ангаро-Енисейского макрорегиона // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. – 2024. – Vol. 17, № 12. – P. 2504-2517. URL: https://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/154293/20_Shishatskiy.pdf?sequence=1 (дата обращения: 20.10.2025).
  13. Кожевников, С.А. Стратегические приоритеты и инструментарий обеспечения пространственной интеграции северных регионов России // Стратегирование: теория и практика. – 2025. – Т. 5, № 1(15). – С. 56-74. – DOI 10.21603/2782-2435-2025-5-1-56-74.
  14. Белоусов, Д.Р. О некоторых рамочных условиях долгосрочного развития. Стратегические наброски (презентация доклада на XXIII Форуме стратегов 2025 г. в г. Санкт Петербург, организованном Советом Стратегов и AV Group). URL: http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Presentations/DBelousov/strateg2025.pdf (дата обращения 20.10.2025).
  15. Катов, В.В. Межрегиональная экономическая интеграция как фактор поступательного социально-экономического развития территорий // Ученые записки. – 2020. – № 4(36). – С. 8-14.
  16. Приказ Росстата РФ от 15.12.2017 № 832 «Об утверждении методики расчета показателей «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте» и «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации». — URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/metodika_832[1].pdf (дата обращения 20.10.2025).
  17. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации. / Министерство образования и науки РФ. — М. 2009. — 208 с. — URL: https://csr-nw.ru/files/csr/file_content_174.pdf (дата обращения 20.10.2025).
  18. Ахунбаев, А., Адахаев, А., Чуев, С., Гнидченко, А., Сальников, В. Потенциал развития промышленности высоких переделов в Евразийском регионе. Доклады и рабочие документы 25/11. — Алматы: Евразийский банк развития. — 2025. – 127 с. — URL: https://eabr.org/upload/EDB_2025_AMP_Report_RU.pdf (дата обращения 20.10.2025).
  19. Румянцев, М.В., Верховец, С.В., Барышев, Р.А. [и др.] Концепция научно-технологического развития Красноярского края на период до 2035 года : препринт. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2023. – 156 с. URL: https://csr-nw.ru/upload/iblock/334/КНТР%202035.pdf (дата обращения 20.10.2025).
  20. Краевая программа «Научно-технологическое развитие Красноярского края 2025-2030 гг.». URL: http://digital.krskstate.ru/dat/bin/art/73663_kraevay_programma_ntr_26.03.2025_v16.docx (дата обращения 20.10.2025).
  21. Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2025 года №1477. URL: http://static.government.ru/media/files/G4QFjS5WX7IcPDd9NKX1OoX6DdOZAkYF.pdf (дата обращения 20.10.2025).
  22. Отчет Председателя Правительства Красноярского края Верещагина С.В. о рабо-те Правительства Красноярского края за 2024 год. — URL: https://www.sobranie.info//files2025/270625-01.pdf (дата обращения 20.10.2025).
  23. Вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин — о создании многоуровневой системы промышленных кластеров // Торгово-промышленная палата РФ: новости, мнения, анонсы. 21.03.2025. URL: https://news.tpprf.ru/ru/opinion/6650034/ (дата обращения 20.10.2025).
  24. Абашкин, В.Л., Гохберг, Л. М, Еферин, Я.Ю. и др. Атлас экономической специализации регионов России. — М.: НИУ ВШЭ. – 2021. – 264 с. — URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/459686396.pdf (дата обращения 20.10.2025).
  25. Статистическая информация об итогах внешней торговли Красноярского края за 2021 год. URL: https://stu.customs.gov.ru/document/text/330176 (дата обращения 20.10.2025).
  26. Ввоз (покупка) и вывоз (продажа) продукции (по основным пищевым продуктам и зерну) по Красноярскому краю в разрезе субъектов Российской Федерации за январь-декабрь 2024 года (электронные таблицы). Ввоз (покупка) и вывоз (продажа) продукции (непродовольственные товары и автотранспортные средства) по Красноярскому краю в разрезе субъектов Российской Федерации» за январь-декабрь 2024 года (электронные таблицы). // Красноярскстат (письмо от 03.04.2025 № 114/ОГ «О предоставлении информации»).

  

References

  1. Trotskovskii, A.Ya., Sabyna, E.N. Spatial Economic Integration in the Works of Russian Regionalists: A Review of Scientific Publications. [Prostranstvennaya ekonomicheskaya integratsiya v rabotakh rossiiskikh regionalistov: obzor nauchnykh publikatsii]. // Ekonomika regiona. – 2025. – Vol. 21, № 2. – P. 249-267. – DOI: 10.17059/ekon.reg.2025-2-1.
  2. Lukin, E.V., Uskova, T.V. Interregional Economic Cooperation: State, Problems, Prospects. [Mezhregional’noe ekonomicheskoe sotrudnichestvo: sostoyanie, problemy, perspektivy]. // Vologda: ISERT RAN. — 2016. – 148 p.
  3. Rastvortseva, S.N., Lebedev, A.O. Development of Methods for Assessing Factors and Forms of Interregional Economic Integration: Monograph. [Razvitie metodov otsenki faktorov i form mezhregional’noi ekonomicheskoi integratsii: Monografiya]. // Moscow: Ekonomicheskaya Informatsiya Publ., 2016. – 213 p.
  4. Makhotaeva, M.Yu., Bakumenko, O.A., Malyshev, D.P. Interregional Interaction as a Tool for the Development of Regional Strategic Priorities. [Mezhregional’noe vzaimodeistvie kak instrument razvitiya strategicheskikh prioritetov regiona]. // Pskov: Pskov State University. – 2017. – 118 p.
  5. Granberg, A.G. Fundamentals of Regional Economics. [Osnovy regional’noi ekonomiki]. // 2nd ed. – Moscow: GU VShE, 2003. – 495 p.
  6. Minakir, P.A. “Strategy of Spatial Development” in the Interior of Concepts of Spatial Organization of the Economy. [«Strategiya prostranstvennogo razvitiya» v inter’ere kontseptsii prostranstvennoi organizatsii ekonomiki]. // Prostranstvennaya ekonomika. – 2018. – № 4. – P. 8–20.
  7. Naumov, S.V. Fundamentals of Theoretical Research of Economic Space. [Osnovy teoreticheskogo issledovaniya ekonomicheskogo prostranstva]. // Moscow: Ves’ Mir, 2019. – 192 p.
  8. Fog, A. Towards a Universal Theory of Competition and Selection. [Towards a Universal Theory of Competition and Selection]. // Working Paper Technical University of Denmark. – 2013. – 4 July. – p. 37. URL: https://agner.org/cultsel/universal_competition_theory.pdf(accessed 20.10.2025).
  9. Ilyukhina, I.B., Il’minskaya, S.A. Regional Projections of the Socio-Economic Space of Russia. [Regional’nye proektsii sotsial’no-ekonomicheskogo prostranstva Rossii]. // Vestnik OrelGIET. – 2020. – № 1(51). – P. 81-87. – http://dx.doi.org/10.36683/2076-5347-2020-1-51-81-87.
  10. Bezrukov, L.A. Features of the Territorial Economic and Settlement Structure and Prospects for the Spatial Development of Siberia. [Osobennosti territorial’noi khozyaistvenno-rasselencheskoi struktury i perspektivy prostranstvennogo razvitiya Sibiri]. // Internet-zhurnal “Naukovedenie”. — 2014. — № 6. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/05EVN614.pdf(accessed 20.10.2025). — DOI:10.15862/05EVN614.
  11. Kozhevnikov, S.A. Spatial Integration of the Economy: Theoretical Concepts and Problems of Ensuring at the Regional Level. [Prostranstvennaya integratsiya ekonomiki: teoreticheskie kontseptsii i problemy obespecheniya na regional’nom urovne]. // EKO. – 2022. – № 3(573). – P. 84-107. – DOI 10.30680/ECO0131-7652-2022-3-84-107.
  12. Shishatskii, N.G., Bryukhanova, E.A., Nagaeva, O.S. Integration of Socio-Economic Space and Directions of Development of the Angaro-Yenisei Macroregion. [Integratsiya sotsial’no-ekonomicheskogo prostranstva i napravleniya razvitiya Angaro-Eniseiskogo makroregiona]. // Zhurnal Sibirskogo federal’nogo universiteta. Gumanitarnye nauki. – 2024. – Vol. 17, № 12. – P. 2504-2517. URL: https://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/154293/20_Shishatskiy.pdf?sequence=1(accessed: 20.10.2025).
  13. Kozhevnikov, S.A. Strategic Priorities and Tools for Ensuring Spatial Integration of the Northern Regions of Russia. [Strategicheskie prioritety i instrumentarii obespecheniya prostranstvennoi integratsii severnykh regionov Rossii]. // Strategirovanie: teoriya i praktika. – 2025. – Vol. 5, № 1(15). – P. 56-74. – DOI 10.21603/2782-2435-2025-5-1-56-74.
  14. Belousov, D.R. On Some Framework Conditions for Long-Term Development. Strategic Sketches (Presentation of the Report at the XXIII Strategists Forum 2025 in St. Petersburg, Organized by the Council of Strategists and AV Group). [O nekotorykh ramkovykh usloviyakh dolgosrochnogo razvitiya. Strategicheskie nabroski (prezentatsiya doklada na XXIII Forume strategov 2025 g. v g. Sankt Peterburg, organizovannom Sovetom Strategov i AV Group)]. URL: http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Presentations/DBelousov/strateg2025.pdf(accessed 20.10.2025).
  15. Katov, V.V. Interregional Economic Integration as a Factor in the Progressive Socio-Economic Development of Territories. [Mezhregional’naya ekonomicheskaya integratsiya kak faktor postupatel’nogo sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya territorii]. // Uchenye zapiski. – 2020. – № 4(36). – P. 8-14.
  16. Order of Rosstat of the Russian Federation No. 832 of December 15, 2017 “On Approval of the Methodology for Calculating Indicators ‘Share of High-Tech and Knowledge-Intensive Industries Products in Gross Domestic Product’ and ‘Share of High-Tech and Knowledge-Intensive Industries Products in Gross Regional Product of the Subject of the Russian Federation’”. [Prikaz Rosstata RF ot 15.12.2017 № 832 «Ob utverzhdenii metodiki rascheta pokazatelei «Dolya produktsii vysokotekhnologichnykh i naukoemkikh otraslei v valovom vnutrennem produkte» i «Dolya produktsii vysokotekhnologichnykh i naukoemkikh otraslei v valovom regional’nom produkte sub»ekta Rossiiskoi Federatsii»]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/metodika_832[1].pdf(accessed 20.10.2025).
  17. National Innovation System and State Innovation Policy of the Russian Federation. Basic Report to the OECD Review of the National Innovation System of the Russian Federation. / Ministry of Education and Science of the Russian Federation. [Natsional’naya innovatsionnaya sistema i gosudarstvennaya innovatsionnaya politika Rossiiskoi Federatsii. Bazaovyi doklad k obzoru OESR natsional’noi innovatsionnoi sistemy Rossiiskoi Federatsii. / Ministerstvo obrazovaniya i nauki RF]. // Moscow. 2009. — 208 p. — URL: https://csr-nw.ru/files/csr/file_content_174.pdf(accessed 20.10.2025).
  18. Akhunbaev, A., Adakhaev, A., Chuev, S., Gnidchenko, A., Sal’nikov, V. Potential for the Development of High-Conversion Industries in the Eurasian Region. Reports and Working Papers 25/11. [Potentsial razvitiya promyshlennosti vysokikh peredelov v Evraziiskom regione. Doklady i rabochie dokumenty 25/11]. // Almaty: Eurasian Development Bank. — 2025. – 127 p. — URL: https://eabr.org/upload/EDB_2025_AMP_Report_RU.pdf(accessed 20.10.2025).
  19. Rumyantsev, M.V., Verkhovets, S.V., Baryshev, R.A. [et al.] Concept of Scientific and Technological Development of the Krasnoyarsk Territory for the Period until 2035: Preprint. [Kontseptsiya nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Krasnoyarskogo kraya na period do 2035 goda: preprint]. // Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 2023. – 156 p. URL: https://csr-nw.ru/upload/iblock/334/КНТР%202035.pdf(accessed 20.10.2025).
  20. Regional Program “Scientific and Technological Development of the Krasnoyarsk Territory 2025-2030”. [Kraevaya programma «Nauchno-tekhnologicheskoe razvitie Krasnoyarskogo kraya 2025-2030 gg.»]. URL: http://digital.krskstate.ru/dat/bin/art/73663_kraevay_programma_ntr_26.03.2025_v16.docx(accessed 20.10.2025).
  21. Decree of the Government of the Russian Federation of September 27, 2025 No. 1477. [Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 27 sentyabrya 2025 goda №1477]. URL: http://static
  22. Decree of the Government of the Russian Federation of September 27, 2025 No. 1477. [Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 27 sentyabrya 2025 goda №1477]. URL: http://static.government.ru/media/files/G4QFjS5WX7IcPDd9NKX1OoX6DdOZAkYF.pdf(accessed 20.10.2025).
  23. Report of the Chairman of the Government of the Krasnoyarsk Territory Vereshchagin S.V. on the Work of the Government of the Krasnoyarsk Territory for 2024. [Otchet Predsedatelya Pravitel’stva Krasnoyarskogo kraya Vereshchagina S.V. o rabote Pravitel’stva Krasnoyarskogo kraya za 2024 god]. URL: https://www.sobranie.info//files2025/270625-01.pdf(accessed 20.10.2025).
  24. Vice-President of the Chamber of Commerce and Industry of the Russian Federation Dmitry Kurochkin — on the Creation of a Multi-Level System of Industrial Clusters. [Vitse-prezident TPP RF Dmitrii Kurochkin — o sozdanii mnogourovnevoi sistemy promyshlennykh klasterov]. // Chamber of Commerce and Industry of the Russian Federation: News, Opinions, Announcements. 21.03.2025. URL: https://news.tpprf.ru/ru/opinion/6650034/(accessed 20.10.2025).
  25. Abashkin, V.L., Gokhberg, L.M., Eferin, Ya.Yu. et al. Atlas of Economic Specialization of Regions of Russia. [Atlas ekonomicheskoi spetsializatsii regionov Rossii]. // Moscow: HSE University. – 2021. – 264 p. — URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/459686396.pdf(accessed 20.10.2025).
  26. Statistical Information on the Results of Foreign Trade of the Krasnoyarsk Territory for 2021. [Statisticheskaya informatsiya ob itogakh vneshnei torgovli Krasnoyarskogo kraya za 2021 god]. URL: https://stu.customs.gov.ru/document/text/330176(accessed 20.10.2025).
  27. Import (Purchase) and Export (Sale) of Products (by Main Food Products and Grain) in the Krasnoyarsk Territory by Subjects of the Russian Federation for January-December 2024 (Electronic Tables). Import (Purchase) and Export (Sale) of Products (Non-Food Goods and Motor Vehicles) in the Krasnoyarsk Territory by Subjects of the Russian Federation for January-December 2024 (Electronic Tables). [Vvoz (pokupka) i vyvoz (prodazha) produktsii (po osnovnym pishchevym produktam i zernu) po Krasnoyarskomu krayu v razreze sub»ektov Rossiiskoi Federatsii za yanvar’-dekabr’ 2024 goda (elektronnye tablitsy). Vvoz (pokupka) i vyvoz (prodazha) produktsii (neprodovol’stvennye tovary i avtotransportnye sredstva) po Krasnoyarskomu krayu v razreze sub»ektov Rossiiskoi Federatsii» za yanvar’-dekabr’ 2024 goda (elektronnye tablitsy)]. // Krasnoyarskstat (letter dated 03.04.2025 № 114/OG “On Providing Information”).

Еще в рубриках

Красноярский край

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *