Главная страница » Публикации » №2 (82) » Оценка эффективности государственной поддержки АПК Белгородской области

Оценка эффективности государственной поддержки АПК Белгородской области

Assessment of the effectiveness of state support for the agricultural-industrial complex of Belgorod region

Авторы

Мирошниченко Кирилл Александрович
Аспирант 3-года обучения
Российская Федерация, Белгородский государственный аграрный университет имени В.Я. Горина
kirill.miroshnic@gmail.com

Аннотация

В статье представлен анализ развития АПК Белгородской области, проведена оценка эффективности государственной поддержки АПК Белгородской области. Выявлено, что произошло сокращение региональной поддержки АПК, государственная поддержка сменила ряд приоритетов по финансированию отдельных подпрограммам, при этом акцент смещен на социальные направления, наблюдается недостаток финансирования направлений, направленных на развитие генетического, селекционного и племенного материалов, что может замедлить импортозамещение и рост производительности агропромышленного сектора. Поэтому на современном этапе, необходимо ограничить субсидии двумя случаями – стимулированием конкретных результатов (например, внедрение технологий, повышение производительности) и помощью при форс-мажоре (засуха, эпидемии и т. д.), что предотвратит иждивенчество и направит финансы на развитие.

Ключевые слова

Развитие сельского хозяйства, государственная поддержка, субсидии, дотации.

Рекомендуемая ссылка

Мирошниченко Кирилл Александрович

Оценка эффективности государственной поддержки АПК Белгородской области// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (82). Номер статьи: 8212. Дата публикации: 19.06.2025. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/8212/

Authors

Miroshnichenko Kirill Aleksandrovich
Postgraduate student of the 3rd year of study
Russian Federation, Belgorod State Agrarian University named after V.Ya. Gorin
kirill.miroshnic@gmail.com

Abstract

The article presents an analysis of the development of the agro-industrial complex of the Belgorod region, an assessment of the effectiveness of state support for the agro-industrial complex of the Belgorod region. It was revealed that there was a reduction in regional support for the agro-industrial complex, state support changed a number of priorities for financing individual subprograms, while the emphasis was shifted to social areas, there is a lack of funding for areas aimed at developing genetic, selection and breeding materials, which can slow down import substitution and productivity growth in the agro-industrial sector. Therefore, at the present stage, it is necessary to limit subsidies to two cases - stimulating specific results (for example, introducing technologies, increasing productivity) and assistance in case of force majeure (drought, epidemics, etc.), which will prevent dependency and direct finances to development.

Keywords

Development of agriculture, government support, subsidies, grants

Suggested Citation

Miroshnichenko Kirill Aleksandrovich

Assessment of the effectiveness of state support for the agricultural-industrial complex of Belgorod region// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (82). Art. #8212. Date issued: 19.06.2025. Available at: https://eee-region.ru/article/8212/ 


Введение

Необходимым условием для устойчивого роста экономики АПК является финансовые устойчивость предприятий агропромышленного комплекса Белгородской области и эффективность использования факторов производства. Необходимо также отметить, что государственная поддержка играет ключевую роль в обеспечении устойчивого развития предприятий АПК Белгородской области. Вместе с тем на современном этапе  наблюдается неустойчивый рост доходов товаропроизводителей АПК Белгородской области в 2018-2022 гг., дефицит исследований тесноты и параметров связи между государственной поддержкой и экономическими результатами [1,2,10].

Комплексная оценка факторов, которые оказывают влияния на устойчивое развитие АПК, требует их рассмотрения с учетом особенностей Белгородской области. Анализ текущего состояния сектора АПК свидетельствует, что большая часть производства продукции сельского хозяйства региона составляет отрасль животноводства, которая  преимущественно производится сельскохозяйственными организациями [3,5,6]. В то время как на отрасль растениеводства приходится меньше половины произведенной сельскохозяйственной продукции.

Целью исследования является выявление и оценка факторов, которые способствуют долговременному и стабильному экономическому росту агропромышленного комплекса Белгородской области. В контексте отраслей животноводства и растениеводства под устойчивым ростом мы будем рассматривать достижения положительных темпов роста производственных показателей на среднесрочном и долгосрочном горизонте. На первом этапе рассмотрим подробнее производственные и финансовые показатели и предполагаемые факторы, которые могут оказывать влияние на устойчивое развитие АПК региона. На рисунке 1 и  2 представлена информация о производственных показателях продукции животноводства и растениеводства по всем категориям хозяйств в Белгородской области в фактических ценах (ФЦ) за период с 2018 по 2022 гг., а также динамика в сопоставимых ценах, в том числе по Центральному федеральному округу (ЦФО) и Российской Федерации (РФ).

 

Динамика производственных показателей продукции животноводства в фактических ценах (млн руб.) и сопоставимых

Рисунок 1 — Динамика производственных показателей продукции животноводства в фактических ценах (млн руб.) и сопоставимых (% г/г)

Источник: Составлено автором по данным ЕМИСС [7]

 

Представленные данные демонстрируют, что производственные показатели животноводства в сопоставимых ценах показывают слабую динамику после 2019 г. по сравнению с показателями ЦФО и Российской Федерации. Примечательно то, что, несмотря на снижение в 2021 г. производства продукции животноводства в ЦФО и РФ к 2020 году, Белгородская область показывала динамику лучше аналогичного года прошлого года, что могло быть связанно с более высоким уровнем государственной поддержки. По отрасли растениеводства темпы роста производства продукции  в сопоставимых ценах менее существенно отклоняются от федерального уровня в последние 2021–2022 гг., но все еще отстают от общероссийского уровня (табл.2).

 

Динамика производственных показателей продукции растениеводства в фактических ценах (млн руб.) и сопоставимых

Рисунок 2 — Динамика производственных показателей продукции растениеводства в фактических ценах (млн руб.) и сопоставимых (% г/г)

Источник: Составлено автором по данным ЕМИСС [7]

 

В фактических ценах рост объемов производства произошел из-за роста инфляции в секторах промежуточного потребления и увеличения цен на продукцию.

Динамика производственных показателей также указывает на то, что с 2019 г. производственные показатели сильно отстают от средних темпов роста по ЦФО и РФ. Рассмотрим финансовые индикаторы и меры государственной поддержки, которые могли негативно повлиять на производственные показатели, особенно в отрасли животноводства.

В качестве показателей уровня государственной поддержки в обоих подотраслях будут выступать данные форм годовой бухгалтерской отчетности сельскохозяйственных предприятий Белгородской области с 2018 по 2022 гг. Согласно форме N 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» товаропроизводителями было получено за 5 лет было получено порядка 31 трлн руб. государственной поддержки в разных формах. По компонентам основных форм поддержки были выделены наиболее крупные группы – компенсация текущих расходов (рис. 3) и софинансирования капитальных вложений во внеоборотные активы (рис.4).

 

Объемы государственной поддержки в рамках компенсации текущих расходов, тыс. руб.

Рисунок 3 — Объемы государственной поддержки в рамках компенсации текущих расходов, тыс. руб.

Источник: Составлено автором по данным форм годовой бухгалтерской отчетности производителей сельского хозяйства Белгородской области.

 

В период с 1 января 2018 г. по 1 января 2022 г. наблюдаются значительные изменения в объемах и структуре государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий Белгородской области, предоставляемой в форме компенсации текущих затрат. Основной тенденцией является общее сокращение объема государственной поддержки, что может свидетельствовать о пересмотре приоритетов в аграрной политике региона. Наблюдается устойчивое снижение финансовой поддержки отрасли животноводства с 2018г., что может быть связано с изменением стратегического фокуса правительства или с необходимостью оптимизации бюджетных расходов. Поддержка растениеводства остается стабильной, хотя наблюдается небольшое снижение в последние годы, что может означать, что сектор сохраняется свою значимость для региональной экономики. Наблюдаемые изменения могут быть обусловлены как внутренними факторами, такими как необходимость повышения эффективности использования бюджетных средств, так и внешними факторами, включая изменение рыночной конъюнктуры и аграрной политики на федеральном уровне.

 

Объемы государственной поддержки в рамках софинансирование капитальных вложений во внеоборотные активы, млн руб.

Рисунок 4  — Объемы государственной поддержки в рамках софинансирование капитальных вложений во внеоборотные активы, млн руб.

Источник: составлено автором по данным форм годовой бухгалтерской отчетности производителей сельского хозяйства Белгородской области.

 

Объемы государственной поддержки в рамках софинансирования капитальных вложений во внеоборотные активы также имеет тенденцию к снижению. Первоначальный спад до 2020 г. сменяется постепенным восстановлением и изменением приоритетов государственной поддержки. Распределение средств поменялось в сторону увеличения доли финансирования прочих целей, включая строительство объектов социальной инфраструктуры и сохранение помощи на строительство, реконструкцию и модернизацию производственных объектов. В остальных важных для отрасли категориях – закупка сельскохозяйственной техники и капитальные вложения в коренное улучшение земель объем выделяемых средств исторически были сравнительно небольшими или снижались.

Важным аспектом исследования эффективности государственной поддержки в сельском хозяйстве является оценка его влияния на финансовые результаты и рентабельность сельскохозяйственных товаропроизводителей. Прежде всего, необходимо принимать во внимание, что разного рода поддержка может оказывать воздействие на различные ее сегменты финансовой и хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, иметь как прямое, так и косвенное воздействие на прибыль предприятия. В структуре государственной поддержки Белгородской области большую долю — 80-90% составляют различные компенсации текущих расходов товаропроизводителей в виде субсидий и льготного софинансирования по кредитам. В финансовом результате сельскохозяйственных предприятий это отражено как конечном финансовом результате, так и на стоимости понесенных затрат.

С 2018 по 2022 гг. на территории Белгородской области применялись разнообразные виды государственной поддержки товаропроизводителей АПК. Влияние государственной поддержки на финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных организаций отражает слабую зависимость между прибылью (убытком) до налогообложения и объемом полученных средств из бюджетов всех уровней, отнесенных на финансовый результат отчетного периода, и отражаются по коду 63310 формы № 6-АПК (расшифровка стр. 2340 «Прочие доходы» формы 2) (рис.5).

 

Вклад государственных субсидий в финансовый результат АПК Белгородской области, млрд руб.

Рисунок 5 — Вклад государственных субсидий в финансовый результат АПК Белгородской области, млрд руб.

Источник: составлено автором по данным форм годовой бухгалтерской отчетности производителей сельского хозяйства Белгородской области.

 

По сравнению с полученной прибылью сельскохозяйственными организациями Белгородской области динамика объемов полученной поддержки из бюджетов всех уровней слабо коррелировали с конечным финансовым результатом до налогообложения товаропроизводителей. В денежном выражении за последние 5 лет сокращение составило 3,7 млрд руб. Оценка влияния государственной поддержки бюджетов всех уровней на рентабельность сельскохозяйственных предприятиях Белгородской области представлена на рисунке 6.

 

Вклад государственных субсидий в рентабельность АПК Белгородской области, млрд руб.

Рисунок 6 — Вклад государственных субсидий в рентабельность АПК Белгородской области, млрд руб.

Источник: составлено автором по данным форм годовой бухгалтерской отчетности производителей сельского хозяйства Белгородской области.

 

Уровень рентабельности деятельности сельскохозяйственных организаций с учетом субсидий выше на 0,7-2,2 п.п., но, в целом, вносит несущественный вклад в совокупный показатель.

 

Заключение

В ходе анализа государственной поддержки АПК выделены следующие основные тенденции:

  • произошло сокращение региональной поддержки АПК за 2017–2023 гг. с 8,4 до 5,1 млрд руб., что снизило долю Белгородской области от все выделенных средств на федеральном уровне с 3,5% до 1,2%;
  • государственная поддержка сменила ряд приоритетов по финансированию отдельных подпрограммам. Свернуты или сокращены бюджетные ассигнования по молочному скотоводству, племенному делу, селекции и семеноводству, поддержки инвестиционного характера, несмотря на их стратегическую значимость;
  • акцент смещен на социальные направления: расходы на ЖКХ, образование, культуру и социальную политику на сельских территориях, особенно в период с 2022-2023 гг. в связи с выделением этого направления в отдельную программу «Комплексное развитие сельских территорий» на федеральном уровне;
  • превышение фактических расходов над плановыми по некоторым направлениям указывает на дефицит финансирования и неэффективность распределения средств;
  • высокая волатильность финансирования ключевых направлений в части мелиорации земель сельскохозяйственного назначения, технологического и инновационного может тормозить долгосрочное развитие сектора;
  • наблюдается недостаток финансирования направлений, направлены на развитие генетического, селекционного и племенного материалов, что может замедлить импортозамещение и рост производительности агропромышленного сектора.

Таким образом, текущие финансовые инструменты (дотации, субсидии) часто лишь компенсируют ущерб, вместо того чтобы устранять его причины. Это может создавать зависимость аграрного сектора от господдержки, не решая структурных проблем. Кроме того, неотрегулированный рыночный механизм ведёт к дисбалансу в ценообразовании, из-за чего сельхозпроизводители не получают справедливую цену за свою продукцию, затратная модель субсидирования также подавляет инициативу по повышению эффективности и внедрению инноваций [4,8,9]. Поэтому на современном этапе,  необходимо ограничить субсидии двумя случаями – стимулированием конкретных результатов (например, внедрение технологий, повышение производительности) и помощью при форс-мажоре (засуха, эпидемии и т. д.), что  предотвратит иждивенчество и направит финансы на развитие.

 

Библиографический список

  1. Аничин В.Л., Добрунова А.И., Акупиян О.С. Анализ субсидирования товаропроизводителей АПК Белгородской области/ Аничин В.Л., Добрунова А.И., Акупиян О.С. // Экономика сельского хозяйства России. 2024. № 2. С. 51-55.
  2. Акупиян, О.С., Аничин, В.Л., Здоровец Ю.И. Государственная поддержка регионального сельскохозяйственного производства: методы оценки и пути повышения эффективности (на примере Белгородской области) / О.С. Акупиян, В.Л. Аничин, Ю.И. Здоровец [и др.] – Белгород: Изд-во:  ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ, 2024. – 246 с.
  3. Оценка состояния и уровня экономической безопасности сельскохозяйственного предприятия / В.Л. Аничин, А.И. Добрунова, В.А. Ломазов [и др.] – Белгород: Изд-во: ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ, 2024. – 249 с.
  4. Оценка экономического эффекта от субсидирования сельскохозяйственных организаций / В.Л. Аничин, А.И. Добрунова, Н.Ю. Яковенко [и др.] // Международный сельскохозяйственный журнал. 2024. № 4 (400). С. 394-398.
  5. Повышение эффективности воспроизводственного процесса в отрасли растениеводства на основе применения инновационных технологий / О.С. Акупиян, В.Л. Аничин, А.И. Добрунова [и др.] – Белгород: Изд-во: ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ, 2024. – 294 с.
  6. Продовольственная безопасность в современных условиях глобальной экономики: монография /О.С. Акупиян, Ю.А. Китаев, В.А. Ломазов [и др.]; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации; ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ. — Белгород, ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ, 2023. – 216 с.
  7. Продукция сельского хозяйства в фактически действовавших ценах (окончательные данные). – URL: https://fedstat.ru/indicator/43337 (дата обращения: 27.03.2025). – Текст : электронный.
  8. Пути повышения инвестиционной активности сельскохозяйственных предприятий / О. С. Акупиян, В. Л. Аничин, Ю. И. Здоровец [и др.]. – Белгород : Белгородский государственный аграрный университет имени В.Я. Горина, 2023. – 303 с.
  9. Современные аспекты стратегического планирования деятельности предприятий АПК Белгородской области / Ю.А. Китаёв, О.С. Акупиян, Д.П. Кравченко [и др.]– Белгород, 2022. – 236 c.
  10. Экономическая оценка государственной поддержки товаропроизводителей АПК / В.Л. Аничин, А.И. Добрунова Н.Ю. Яковенко [и др.]; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ. – Белгород : ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ, 2023. – 241 с.

 

References

  1. Anichin, V.L., Dobrunova, A.I., Akupiyan, O.S. Analysis of Subsidization of Agricultural Producers in Belgorod Region [Analiz subsidirovaniya tovaroproizvoditeley APK Belgorodskoy oblasti]. // Economy of Russian Agriculture. 2024. No. 2. Pp. 51-55.
  2. Akupiyan, O.S., Anichin, V.L., Zdorovez, Yu.I. State Support of Regional Agricultural Production: Methods of Evaluation and Ways to Improve Efficiency (on the Example of Belgorod Region) [Gosudarstvennaya podderzhka regional’nogo sel’skohozyaystvennogo proizvodstva: metody otsenki i puti povysheniya effektivnosti (na primere Belgorodskoy oblasti)]. – Belgorod: FGBOU VO Belgorodskiy GAU Publ., 2024. – 246 p.
  3. Anichin, V.L., Dobrunova, A.I., Lomazov, V.A. Assessment of the Condition and Level of Economic Security of an Agricultural Enterprise [Otsenka sostoyaniya i urovnya ekonomicheskoy bezopasnosti sel’skokhozyaystvennogo predpriyatiya]. – Belgorod: FGBOU VO Belgorodskiy GAU Publ., 2024. – 249 p.
  4. Anichin, V.L., Dobrunova, A.I., Yakovenko, N.Yu. Estimation of the Economic Effect from Subsidizing Agricultural Organizations [Otsenka ekonomicheskogo effekta ot subsidirovaniya sel’skokhozyaystvennykh organizatsiy]. // International Agricultural Journal. 2024. No. 4 (400). Pp. 394-398.
  5. Akupiyan, O.S., Anichin, V.L., Dobrunova, A.I. Enhancing the Reproductive Process Efficiency in Plant-Growing Sector through Innovative Technologies Application [Povyshenie effektivnosti vosproizvodstvennogo protsessa v otrasli rastenievodstva na osnove primeneniya innovatsionnykh tekhnologiy]. – Belgorod: FGBOU VO Belgorodskiy GAU Publ., 2024. – 294 p.
  6. Food Security under Modern Conditions of Global Economy: Monograph [Prodovol’stvennaya bezopasnost’ v sovremennykh usloviyakh global’noy ekonomiki]. Ministry of Agriculture of the Russian Federation; FGBOU VO Belgorodsky GAU. – Belgorod: FGBOU VO Belgorodsky GAU Publ., 2023. – 216 p.
  7. Agricultural Products at Actual Prices (Final Data) [Produktsiya sel’skogo khozyaystva v fakticheski deystvovavshikh tsenakh]. Available at: https://fedstat.ru/indicator/43337 (accessed March 27, 2025).
  8. Improving Investment Activity of Agricultural Enterprises [Puti povysheniya investitsionnoy aktivnosti sel’skokhozyaystvennykh predpriyatii]. – Belgorod: Belgorodskiy gosudarstvennyy agrarnyy universitet imeni V.Ya. Gorina Publ., 2023. – 303 p.
  9. Modern Aspects of Strategic Planning of Activities of Agro-industrial Complex Enterprises in Belgorod Region [Sovremennye aspekty strategicheskogo planirovaniya deyatel’nosti predpriyatiy APK Belgorodskoy oblasti]. – Belgorod, 2022. – 236 p.
  10. Economic Evaluation of State Support for Agricultural Producers [Ekonomicheskaya otsenka gosudarstvennoy podderzhki tovaroproizvoditeley APK]. Ministry of Agriculture of the Russian Federation; FGBOU VO Belgorodskiy GAU. – Belgorod: FGBOU VO Belgorodskiy GAU Publ., 2023. – 241 p.

Еще в рубриках

Белгородская область

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *