Главная страница » Публикации » №4 (80) » Теоретические и практические аспекты устойчивости урбанизированных территорий

Теоретические и практические аспекты устойчивости урбанизированных территорий

Theoretical and practical aspects sustainability of urbanized areas

Авторы

Вильке Анастасия Сергеевна
аспирант кафедры экономики, управления и организации производства
Российская Федерация, Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС», Старооскольский технологический институт им. А.А.Угарова (филиал)
viliana17.05@gmail.com
Ляхова Наталия Ивановна
доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, информатики и математики
Российская Федерация, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Старооскольский филиал
nil1701@yandex.ru
Новикова Ольга Александровна
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, управления и организации производства
Российская Федерация, Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС», Старооскольский технологический институт им. А.А.Угарова (филиал)
olga090984@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена проблемам методического инструментария оценки устойчивого развития городской территории. Рассмотрены теоретические и практические аспекты повышения роста устойчивости территорий на современном этапе. Представлен ретроспективный анализ развития экономической мысли в разрезе научных школ, исследующих диссонанс социума и природы. Изучен современный взгляд ученых экономистов и экологов на проблему устойчивого развития территорий. Рассмотрена система существующих индикаторов оценки устойчивости городской среды в разрезе блоков, включающих показатели, имеющие измеримые параметры. Установлено, что принятая методика оценки устойчивого развития территорий не дает возможности комплексно оценить территорию. Проведен критический анализ принципов устойчивого развития территорий в Градостроительном кодексе и предложен авторский вариант. В целях развития существующего методического инструментария предложены уточненные показатели природных характеристик местности. Дана оценка системы озеленения и водных объектов г. Старый Оскол и выявлены недостатки, позволяющие начать работы по разработке проекта водно-зеленого каркаса города.

Ключевые слова

устойчивое развитие территории, факторы устойчивого развития, качество городской среды.

Рекомендуемая ссылка

Вильке Анастасия Сергеевна , Ляхова Наталия Ивановна , Новикова Ольга Александровна

Теоретические и практические аспекты устойчивости урбанизированных территорий// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (80). Номер статьи: 8036. Дата публикации: 28.12.2024. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/8036/

Authors

Vilke Anastasia Sergeevna
Postgraduate student, Department of Economics, Management and Organization of Production
Russian Federation, National University of Science and Technology "MISiS", Starooskol Technological Institute named after A.A. Ugarov (branch)
viliana17.05@gmail.com
Lyakhova Natalia Ivanovna
Doctor of Economics, Professor, Department of Economics, Informatics and Mathematics
Russian Federation, Belgorod State National Research University, Starooskol Branch
nil1701@yandex.ru
Novikova Olga Aleksandrovna
Candidate of Economics, Associate Professor, Department of Economics, Management and Organization of Production
Russian Federation, National University of Science and Technology "MISiS", Starooskol Technological Institute named after A.A. Ugarov (branch)
olga090984@yandex.ru

Abstract

The article is devoted to the problems of methodological tools for assessing the sustainable development of urban areas. The theoretical and practical aspects of increasing the growth of the sustainability of territories at the present stage are considered. A retrospective analysis of the development of economic thought in the context of scientific schools that study the dissonance of society and nature is presented. The modern view of scientists, economists and ecologists on the problem of sustainable development of territories has been studied. The system of existing indicators for assessing the sustainability of the urban environment in the context of blocks, including indicators that have measurable parameters, is considered. It has been established that the adopted methodology for assessing the sustainable development of territories does not make it possible to comprehensively assess the territory. A critical analysis of the principles of sustainable development of territories in the Town Planning Code was carried out and the author's version was proposed. In order to develop the existing methodological tools, refined indicators of the natural characteristics of the area are proposed. An assessment of the landscaping system and water bodies of the city of Stary Oskol was given and shortcomings were identified, allowing work to begin on the development of the city's Water-Green Framework project.

Keywords

sustainable development of the territory, factors of sustainable development, quality of the urban environment.

Suggested Citation

Vilke Anastasia Sergeevna , Lyakhova Natalia Ivanovna , Novikova Olga Aleksandrovna

Theoretical and practical aspects sustainability of urbanized areas// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (80). Art. #8036. Date issued: 28.12.2024. Available at: https://eee-region.ru/article/8036/ 


Введение

Возможности управления развитием территорий на основе концепции устойчивого развития рассматриваются специалистами уже на протяжении более двадцати лет. Впервые вопрос о негативном антропогенном влиянии на окружающую среду на международном уровне был поднят в 1972 году, когда документально зафиксировали проблемы растущего загрязнения окружающей среды, истощения природных ресурсов и стремительном росте отходов. Решить эти проблемы предлагалось посредством перехода к устойчивому развитию. Через десять лет комиссией ООН по окружающей среде и развитию было предложено понятие устойчивого развития: «Устойчивое развитие — это развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего без ущерба для способности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [1].

К этому времени целым рядом специалистом было опровергнуто учение Мальтуса о том, что чрезмерный рост численности населения приведет к повсеместному голоду и вымиранию человечества. Тем не менее, только необходимость ограничения растущих потребностей человечества в условиях развития технического прогресса и потребность в растущих объемах природных ресурсов должны учитывать возможности природной среды к самовосстановлению.

Цель исследования заключается в изучении теоретических основ устойчивого развития территории, разработке предложений по совершенствованию методического инструментария оценки устойчивости городского пространства и направлений повышению уровня устойчивости.

 

Методы и материалы

Особенно остро проблема дисбаланса развития социума и природы встала в середине двадцатого столетия и только с этого периода научные экономические школы стали увязывать экономические вопросы с экологическими. Так, представитель неоклассической экономической школы Р. Солоу, развивая теорию роста, в своих статьях разработал основы для макроэкономической модели, в которой учитывался технологический аспект в процессе экономического роста [2]. В своей модели он также подтвердил стабилизацию роста численности населения и возможности, таким образом, перехода к устойчивому развитию.

Другой специалист по макроэкономическому анализу, представитель школы неокейнсианства, шведский экономист Э.Р. Линдал внес новаторский вклад в теорию общего равновесия и теорию благосостояния. Реализация предложенной им концепции, основана на ограниченности ресурсов, требующих оптимального их использования, возможна лишь при внедрении сберегающих технологий, относящихся ко всем видам природных ресурсов и максимальной переработке отходов [3].  Таким образом, основные постулаты устойчивого развития присутствуют в его работе, что позволяет отнести ее к теоретической базе концепции устойчивого развития.

В статье «Три ключа устойчивого развития бизнеса» дается следующее определение исследуемому понятию: «Устойчивое развитие — комплекс мер, нацеленных на удовлетворение текущих потребностей человека при сохранении окружающей среды и ресурсов, то есть без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности [4]. Это определение по смысловой нагрузке мало чем отличается от первоначального, данного в докладе Гро Харлем Брундтланд.

В Большой российской энциклопедии понятие «усто́йчивое разви́тие» (англ. sustainable development) сопрягается с понятием «гармони́чное разви́тие, сбаланси́рованное разви́тие», под которыми понимается процесс экономических и  социальных изменений, при котором природные ресурсы, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений [5].

В. И. Данилов-Данильян и Н. А.  Пискунова в своем труде доказывают, что только наличие и равновесие экономической, социальной и экологической составляющих позволит реализовать  концепцию устойчивого развития.

Экономическая составляющая направлена, в соответствии с рассмотренными работами ученых разных научных школ, на оптимальное использование ограниченных ресурсов на базе ресурсосберегающих технологий, позволяющих минимизировать отходы. Социальная составляющая, подчеркивающая роль человека и его влияния на окружающую среду, основана на необходимости сохранения социальной системы, базирующейся на национальных культурных традициях и общечеловеческих ценностях. Экологическая составляющая как самодостаточная и саморазвивающаяся система не должна подвергаться негативному антропогенному воздействию в объемах, способных вывести ее из равновесия и заставить деградировать [6]. Результатами гармоничного взаимодействия трех выделенных составляющих будет высокий экономический рост, социальная ответственность общества и каждого человека, а также экологическое равновесие природных систем.

Взаимодействие человека и природы сформировало антропогенную среду, устойчивость которой зависит от соотношения рукотворных и природных объектов и территорий. Только взвешенное дозированное вмешательство человека позволит антропогенной среде не нарушить равновесия и жизнеспособности природных экосистем. Особенно трудно, по нашему мнению, этого достигнуть на урбанизированных территориях, которые должны обеспечить создание условий для развития производственной и инженерной инфраструктуры.

И чем крупнее город, тем сложнее выдержать баланс между тремя составляющими, без которых невозможно достичь устойчивости территории. Поэтому роль управленческих решений в этой сфере огромна, необходима разработка механизмов взаимодействия экономических, социальных и экологических служб по комплексному решению проблемы.

Для оценки состояния устойчивости территории необходимы конкретные параметры, которые дают возможность проследить динамику изменений в соответствии с принимаемыми решениями по улучшению ситуации с учетом всех трех составляющих. Такие параметры в виде практических измеряемых базовых индикаторов были разработаны и разделены на семь блоков. Первый блок, под названием «атмосфера», включает в себя показатели качества воздуха и изменения климата. Второй блок «земля», изучает коэффициенты, касающиеся сельского хозяйства, лесов, рыболовства, опустынивания земель и урбанизации. Следующий – «пресная вода» оценивает количество и качество воды. Далее рассматривается «биоразнообразие» с показателями экосистем и видов. Экономические показатели охватывают торговлю, результаты и финансовое положение. Шестым блоком являются модели потребления и производства, охватывающие факторы потребления материалов, использование энергии, транспорт и управление отходами. Заключительный блок – это уровень благосостояния населения, охватывающий показатели занятости, жилья, рекреации и распределения доходов.

Универсальность задач, поставленных в концепции устойчивого развития, позволила применять эту концепцию во всех сферах управления, в том числе и в региональной экономике. Для этого потребовалась разработка конкретных количественных показателей, объединенных в комплексные индикаторы, которые используются в программах развития регионов, муниципалитетов и городов в рамках программно-ориентированного подхода управления территориями. Разработанные индикаторы и индексы позволили выстраивать рейтинги устойчивого развития в разрезе городов, сгруппированных в зависимости от численности населения.

Необходимость учета специфики устойчивого развития территориальных структур потребовала разработки системы принципов, которые входят в методологическую базу территориального управления, которые разработаны на основе трех составляющих устойчивого развития (экономической, социальной и экологической) и дополненные институциональной группой, позволяющей оценить управленческие воздействия.

Термин «устойчивое развитие территорий», подразумевающий под собой «обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений [7].

Минстроем России в 2017 году был выпущены «Методические рекомендации по подготовке правил благоустройства территорий поселений (включая механизмы вовлечения людей и общественного участия в принятии решений и реализации проектов комплексного благоустройства и развития городской среды)» [8]. В этом документе прописан механизм разработки объектов благоустройства городской среды. Инициаторами процесса выступают жители города или района, которые формируют запрос и посредством голосования определяют вариант предполагаемого объекта. Далее подключаются представители органов местного самоуправления. Их задача – сформировать техническое задание, выбрать исполнителей и обеспечить финансирование.

На следующем этапе специалисты (архитекторы, дизайнеры и другие специалисты) разрабатывают концептуальное решение и дальнейшую проектную документацию. В заключительном действии (реализация) подключаются исполнители в лице подрядных организаций и поставщиков малых архитектурных форм, элементов озеленения и твердых покрытий. В качестве приоритетных объектов благоустройства выбираются удобно расположенные и легко доступные общественные территории.

Повышение качества городской среды с соблюдением всех перечисленных принципов возможно при создании водно-зеленых каркасов на городских территориях. Согласно разработанному Минстроем Российской Федерации термину Водно-зеленый городской каркас (ВЗГК) означает совокупность соединенных между собой городских территорий с растительным покровом и городскими водоемами, включенными в городскую среду. Это могут быть как естественные, природные объекты, так и искусственные. К ним относятся скверы, клумбы, парки, лужайки, водоемы, реки. Основная задача каркаса — обеспечение комфорта и создание рекреационных зон, микроклимата города, улучшение экологии.

Пилотные проекты по созданию водно-зеленого каркаса реализуются в нескольких городах Российской Федерации: Екатеринбург, Казань, Новосибирск и Краснодар, где созданы рабочие группы и дорожные карты, намечены пути реализации проекта [10].

 

Результаты

Авторы статьи для разработки управленческих решений, направленных на совершенствование оценки устойчивости территории предлагают расширить группы факторов (блоков) до пяти и включить: экономические, социальные, институциональные, экологические и градостроительные факторы. Предлагается расширить предложенный в Градостроительном кодексе РФ перечень и добавить градостроительный. Выделение градостроительного блока необходимо в связи с тем, что параметры оценки результативности деятельности, направленной на устойчивое развитие городов, будут значительно варьировать в зависимости от классификационных признаков городов по численности, функциональному назначению, географической зоне и др., что в настоящее время не берется во внимание.

По нашему мнению, разработанная система лишь формально учитывает процент озеленения, не учитывает площади твердых покрытий, которые препятствуют естественной фильтрации осадков, что способствует нарушению сложившейся гидрологической системы. К тому же для оценки устойчивости территории важно оценивать соотношение природных и антропогенных ландшафтов и другие экологические параметры.

По нашему мнению, к предложенным показателям необходимо добавить учет особенностей рельефа и водных объектов, что подчеркнет уникальность местности с одной стороны, с другой стороны позволит использовать все природные условия. Таким образом будет возможен гибкий подход к проектированию рекреационной среды, созданы условия для реализации проектов, способствующих устойчивости создаваемых биоценозов и узнаваемости местности.

Объектом исследования является Старооскольский городской округ Белгородской области, расположенный на площади 1 694 км² с численностью населения на 1 января 2024 года 251,5 тыс. человек. В соответствии с требованиями Свода Правил 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» нормативная обеспеченность зелеными насаждениями общего пользования должна составлять 1 га на 1 тыс. человек на общегородских территориях и 0,6 га на 1 тыс. человек в жилых районах [9].

Согласно расчетам, площадь озеленения Старооскольского городского округа должна составлять 6 589,44 га.  По данным, полученным из администрации городского округа, из общей площади Старооскольского городского округа (69 345 га) площадь гослесфонда составляет 20 727 га, городские леса — 3 875 га, то есть площадь озеленения составляет 24 606 га или 35,5 %. Таким образом, фактические показатели превышают минимальные нормы почти в 100 раз, но проблема состоит в том, что озеленение неравномерно размещено по территории СГО. При рассмотрении городского озеленения вышеуказанный Свод Правил диктует норматив насаждений общего пользования для больших городов 16 м2 на человека. Численность населения города Старый Оскол 223 921 человек (по данным на 2024 год). Площадь 200,8 км2 или 20 080 га. Путем нехитрых вычислений получаем 35 482,56 га озеленения общего пользования. При анализе карты города видно, что большие зеленые массивы расположены на периферии, а некоторые районы города, в особенности северо-восточный и южный, крайне скудно озеленены.

Аналитическая компания Marketing Logic разработала рейтинг городов. Исследование охватило российские города с населением от 50 тысячи жителей. Эксперты рассматривали долю зелёных насаждений общего пользования в административных границах городов. Результаты были проанализированы в геоинформационной системе Atlas. Доля зелёных насаждений в Старом Осколе, по данным компании Marketing Logic, составляет 50%, а в областном центре —  20%.

Рейтинговые показатели разрабатываются по целому ряду параметров, поэтому позиции городов и регионов часто е совпадают по оценкам и выставленным позициям, хотя некоторые показатели и характеристики одинаковы. Все зависит от методики оценки. Так в рамках экологического рейтинга субъектов РФ в 2023 году Белгородская область занимала 2 место, а по рейтингу устойчивого развития городов – 33 место. [10]

Такой разброс в оценке связан, по нашему мнению, во многом с неравномерностью озеленения городской территории, поэтому для улучшения ситуации необходимо создавать, как советуют специалисты, непрерывные «зеленые коридоры» и водно-зеленые клинья. Такой подход позволит объединить все районы города с зеленым поясом периферии.

Что касается водного зеркала, Старооскольское водохранилище занимает около 1 022 га. С юго-восточной стороны города расположены Гуменское и Соковое водохранилища. По территории города протекают реки Оскол и Осколец. В общей сложности в городском округе насчитывается 11 рек, относящихся к Донскому бассейну (Оскол, Осколец, Убля, Дубна, Котел, Потудань, Скупая Потудань, Боровая Потудань, Грязная Потудань, Каменка, Чуфичка).

Проведенный анализ позволяет констатировать необходимость разработки программ и проектов, направленных на повышение устойчивости городского поселения. Одним из приоритетных проектов является разработка проекта водно-зеленого каркаса города.

 

Заключение

Таким образом, оценку устойчивости территории авторами предлагается проводить в рамках анализа пяти групп факторов: экономические, социальные, институциональные, экологические и градостроительные. Выделение последней группы факторов (градостроительных) необходимо для того, чтобы учесть такие параметры как классификационные признаки городов по численности, функциональному назначению, географической зоне и др., которые в настоящее время не учитываются.

В группе экологических факторов к используемым показателям необходимо, по нашему мнению, добавить показатели, отражающие учет особенностей рельефа и наличие водных объектов, что подчеркнет уникальность местности с одной стороны, с другой стороны позволит использовать все природные условия.

На основе проведенного анализа городского озеленения и водных объектов г. Старый Оскол для формирования безопасной, экологически благоприятной и устойчивой городской среды необходимо разработать проект по обустройству водно-зеленого каркаса города с учетом рельефа и особенностей местного ландшафта. Разрабатывать такой масштабный проект, как водно-зеленый каркас города, необходимо с привлечением специалистов из различных сфер (градостроительства, озеленения, архитектуры, экономики, экологии, гидрологии). Именно командная работа даст комплексное решение. Только после формирования основного документа по водно-зеленому каркасу города, закрепленного градостроительной стратегией развития территории, можно выявить основной вектор и пути его реализации.

Дальнейшие исследования будут посвящены разработке механизмов взаимодействия управленческих структур по повышению устойчивости территории города, муниципального образования.

 

 

Список литературы

  1. Комиссия Брундтланда // Википедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://translated.tur-bopages.org/proxy_u/en-ru.ru.5c8f56c9-660a7e87-0b032fd874722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Brundtland_Commission#cite_note-5 (дата обращения: 10.04.2024).
  2. Solow, R. M. A Contribution to the Theory of Economic Growth. The Quarterly Journal of Economics. 1956. vol. 70. no. 1. P. 65-94.
  3. Lindahl, Е. Studies in the Theory of Money and Capital. London: Routledge. 2016. 391 p. URL: https://doi.org/10.4324/9781315443607 (дата обращения: 22.04.2024).
  4. Три ключа устойчивого развития бизнеса [Электронный ресурс] // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №3 (96). Номер статьи: 9610. Дата публикации: 29.11.2021. – Режим доступа: https://sovman.ru/article/9610/. (дата обращения: 29.04.2024).
  5. Устойчивое развитие [Электронный ресурс] // Большая Российская энциклопедия. – Режим доступа: https://bigenc.ru/c/ustoichivoe-razvitie-1e8c42 (дата обращения: 07.05.2024)
  6. Данилов-Данильян, В. И., Пискунова, Н. А. Устойчивое развитие [Текст] // Новые вызовы. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2015. — 335 с.
  7. Градостроительный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/ (дата обращения: 19.05.2024).
  8. Свод Правил 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». [Электронный ресурс]: СП утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр // Минстрой. – Режим доступа: https://www.minstroyrf.gov.ru/docs/ 14465/
  9. Методические рекомендации по подготовке правил благоустройства территорий и поселений (включая механизмы вовлечения людей и общественного участия в принятии решений и реализации проектов комплексного благоустройства и развития городской среды). [Электронный ресурс] // по состоянию на 19.01.2017 подготовлен Минстроем России – Режим доступа: https://xn-b1acgjcmesff5a.xn-p1ai (дата обращения: 25.05.2024).
  10. Российско-французский проект в сфере умных городов «Водно-зеленый каркас» [Электронный ресурс] // Минстрой России. – Режим доступа: https://minstroyrf.gov.ru (дата обращения: 28.05.2024).
  11. Рейтинг устойчивого развития городов России [Электронный ресурс] // Цифровая библиотека МГИМО в сфере ЦУР/ESG. – Режим доступа: https://esg-library.mgimo.ru/publications/reyting-ustoychivogo-razvitiya-gorodov-rossii

 

List of literature

  1. Lushnikov, A.M. Atypical Employment Contracts in the Early 21st Century. [Netipichnye trudovye dogovory v nachale XXI veka]. // Legal Means for Economic Development of the Republic of Belarus: Proceedings of the International Scientific-Practical Conference / Minsk, November 9–10, 2007. Minsk: 2008. P. 263.
  2. Brundtland Commission // Wikipedia. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://translated.tur-bopages.org/proxy_u/en-ru.ru.5c8f56c9-660a7e87-0b032fd874722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Brundtland_Commission#cite_note-5 (дата обращения: 10.04.2024).
  3. Solow, R. M. A Contribution to the Theory of Economic Growth. The Quarterly Journal of Economics. vol. 70. no. 1. P. 65–94.
  4. Lindahl, E. Studies in the Theory of Money and Capital. London: Routledge. 2016. 391 p. URL: https://doi.org/10.4324/9781315443607(дата обращения: 22.04.2024).
  5. Three Keys to Sustainable Business Development [Tri klyucha ustoychivogo razvitiya biznesa]. [Electronic resource] // Modern Management Technologies. ISSN 2226-9339. — No. 3 (96). Article number: 9610. Publication date: 29.11.2021. – Access mode: https://sovman.ru/article/9610/(access date: 29.04.2024).
  6. Sustainable Development [Ustoichivoe razvitie]. [Electronic resource] // Great Russian Encyclopedia. – Access mode: https://bigenc.ru/c/ustoichivoe-razvitie-1e8c42(access date: 07.05.2024).
  7. Danilov-Danilyan, V.I., Piskunova, N.A. Sustainable Development. [Ustoichivoe razvitie]. [Text] // New Challenges. Moscow: Aspect Press, 2015. 335 p.
  8. Urban Planning Code of the Russian Federation [Gradostroitel’nyi kodeks Rossiiskoi Federatsii]. [Electronic resource]. – Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/(access date: 19.05.2024).
  9. Set of Rules 42.13330.2016 “Urban Planning. Planning and Development of Urban and Rural Settlements.” [Svod Pravil 42.13330.2016 «Gradostroitel’stvo. Planirovka i zastroika gorodskikh i sel’skikh poselenii»]. [Electronic resource]: Approved by the Order of the Ministry of Construction of Russia dated 30.12.2016 No. 1034/pr // Ministry of Construction. – Access mode: https://www.minstroyrf.gov.ru/docs/14465/
  10. Methodological Recommendations for the Preparation of Rules for Landscaping Territories and Settlements (including mechanisms for engaging people and public participation in decision-making and implementation of comprehensive landscaping and urban development projects). [Metodicheskie rekomendatsii po podgotovke pravil blagoustroistva territorii i poselenii]. [Electronic resource] // Prepared by the Ministry of Construction of Russia as of 19.01.2017 – Access mode: https://xn-b1acgjcmesff5a.xn-p1ai(access date: 25.05.2024).
  11. Russian-French Project in the Field of Smart Cities “Water-Green Framework.” [Rossiisko-frantsuzskii proekt v sfere umnykh gorodov «Vodnо-zelenyi karkas»]. [Electronic resource] // Ministry of Construction of Russia. – Access mode: https://minstroyrf.gov.ru(access date: 28.05.2024).
  12. Sustainable Development Rating of Russian Cities [Reiting ustoychivogo razvitiya gorodov Rossii]. [Electronic resource] // MGIMO Digital Library in the Field of SDGs/ESG. – Access mode: https://esg-library.mgimo.ru/publications/reyting-ustoychivogo-razvitiya-gorodov-rossii

Еще в рубриках

Белгородская область

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *