Главная страница » Публикации » №4 (80) » Влияние кризиса на региональные бюджеты (на материалах Кабардино-Балкарской Республики)

Влияние кризиса на региональные бюджеты (на материалах Кабардино-Балкарской Республики)

The Impact of the Crisis on Regional Budgets (Based on Materials from the Kabardino-Balkarian Republic)

Авторы

Лазарова Лариса Борисовна
Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов
Российская Федерация, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Владикавказский филиал
llblazarova@mail.ru
Дзуцев Игорь Таймуразович
аспирант
Российская Федерация, Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова
igor.dzucev@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена исследованию влияния кризиса на региональные бюджеты на примере Кабардино-Балкарской Республики. В рамках анализа рассматривается формирование доходов регионального бюджета в условиях санкционного давления и вызванного кризисом экономического спада. Особое внимание уделено задачам фискальной политики, направленным на мобилизацию и эффективное использование бюджетных средств, а также вопросам экономии бюджетных ресурсов без ущерба для социально незащищённых слоев населения. В статье подчеркивается важность оптимизации государственных расходов в условиях кризиса, которая, тем не менее, не должна затрагивать интересы наиболее уязвимых групп. Также рассматриваются перспективы развития регионов как точек роста, создание современной инфраструктуры, отвечающей требованиям рыночной экономики, что позволит не только сохранить, но и укрепить экономический потенциал субъектов Федерации.

Ключевые слова

региональный бюджет, доходы и расходы бюджета, инвестиции, экономический кризис, фискальная политика, санкции, оптимизация бюджета, социально незащищенные слои населения, инфраструктура.

Рекомендуемая ссылка

Лазарова Лариса Борисовна , Дзуцев Игорь Таймуразович

Влияние кризиса на региональные бюджеты (на материалах Кабардино-Балкарской Республики)// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (80). Номер статьи: 8032. Дата публикации: 13.12.2024. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/8032/

Authors

Lazarova Larisa Borisovna
Doctor of Economics, Professor of the Department of Economics and Finance
Russian Federation, Financial University under the Government of the Russian Federation, Vladikavkaz branch
llblazarova@mail.ru
Dzutsev Igor Taimurazovich
postgraduate student
Russian Federation, North Ossetian State University named after K. L. Khetagurov
igor.dzucev@mail.ru

Abstract

The article is devoted to the study of the impact of the crisis on regional budgets using the example of the Kabardino-Balkarian Republic. The analysis examines the formation of regional budget revenues in the context of sanctions pressure and the economic downturn caused by the crisis. Particular attention is paid to the tasks of fiscal policy aimed at mobilizing and effectively using budget funds, as well as issues of saving budget resources without harming socially vulnerable groups. The article emphasizes the importance of optimizing public spending in a crisis, which, however, should not affect the interests of the most vulnerable groups. It also examines the prospects for the development of regions as growth points, the creation of a modern infrastructure that meets the requirements of a market economy, which will not only preserve but also strengthen the economic potential of the constituent entities of the Federation.

Keywords

regional budget, budget revenues and expenditures, investments, economic crisis, fiscal policy, sanctions, budget optimization, socially vulnerable groups, infrastructure.

Suggested Citation

Lazarova Larisa Borisovna , Dzutsev Igor Taimurazovich

The Impact of the Crisis on Regional Budgets (Based on Materials from the Kabardino-Balkarian Republic)// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (80). Art. #8032. Date issued: 13.12.2024. Available at: https://eee-region.ru/article/8032/ 


Введение

Региональные бюджеты выступают централизованным звеном финансовой системы субъекта. Они являются финансовой основой для регулирования как экономических, так и социальных процессов региона.  Величина региональных бюджетов растёт с каждым годом как в России, так и ведущих зарубежных странах.

Основополагающая роль отводится формированию собственных доходов субъектов, которая выступит гарантом финансовой стабильности. В 2024 году во многих субъектах наблюдается рост дефицита бюджета, вызванного увеличением   долговой нагрузки.

Острая фаза кризиса, выявила высокий уровень   незащищённости финансовой системы от влияния мировой финансовой системы, вызванной беспрецедентным санкционным давлением недружественных стран. В результате произошло резкое свертывание сформировавшихся хозяйственных связей, назрела необходимость по диверсификации рисков. В сложившихся условиях, регионы должны стать «точками роста». В каждом отдельно взятом субъекте, учитывая особенности территории должна быть разработана долгосрочная программа по импортазамещению, созданию новых рабочих.  Важно налаживать сотрудничество бизнеса со странами БРИКС, с выходом продукции на новые рынки сбыта. Кардинально изменилась как финансовая, так логистическая составляющая бизнеса, в связи с этим в субъектах большое внимание уделяется созданию современной транспортной инфраструктуры территории, отвечающей запросам рынка. В приоритете должны быть отрасли, которые направлены на структурную трансформацию экономики региона, выпуск высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции.  Особое внимание необходимо уделить формированию экономических условий для развития малого предпринимательства, которое участвует в формировании валового регионального продукта.  Чем больше будет представлено предприятий в субъекте, тем выше уровень регионального воспроизводства.

 

Результаты исследования

В состав Российской Федерации входит 89 субъектов, большая часть из них дотационная, на эти цели в 2023 году было выделено порядка 822 млрд руб. В большинстве своем субъекты Северо Кавказского федерального округа можно охарактеризовать как слаборазвитые, или регионы со слабой экономической базой. [1]

В таких условиях необходимо пропорционально сократить   неэффективные расходы. Осуществление данных мероприятий должно поэтапно привести к росту доходной базы и свести к минимуму бюджетные риски.

 

Таблица 1. Показатели бюджета Кабардино-Балкарской Республики за 2021-2023 гг. (млрд. руб.) [2], [3], [4].

2021 2022 2023
Доходы 51,92 64,78 63,09
Налоговые доходы 12,57 14,41 15,35
Неналоговые доходы 1,15 1,78 2,55
Расходы 50,23 63,12 63,07
Дефицит/профицит  бюджета +1,69 +1,66 +0,2
Госдолг 6,9 7,0 7,0
Безвозмездные поступления 38,2 48,59 49,15

 

Анализирую данные представленные в таблице 1 можно сделать вывод, что в период с 2021 по 2023 год субъект исполнил бюджет с профицитом.  Доля налоговых доходов в общем объеме доходов бюджета составляла: в 2021-24,2%, 2022- 22,2%, 2023-24,3%.  Наблюдается рост доли безвозмездных поступлений, которые соответственно составили: 73,5%, 75%, 77%. Что касается неналоговых поступлений, то их доля растет: 2,2%, 2,7%, 4,0% соответственно.  В 2021 году отмечается высокий уровень долговой устойчивости субъекта -50,29%, в 2022- средний уровень 43,23%, и в 2023 году- высокий уровень долговой устойчивости-50,21%.

 

Динамика доходов Кабардино - Балкарской Республики за 2021-2023 гг. (млрд. руб.)

Рисунок 1. Динамика доходов Кабардино — Балкарской Республики за 2021-2023 гг. (млрд. руб.) [2], [3], [4].

 

На рисунке 1 наглядно представлены общие доходы Кабардино-Балкарской Республики за последние три года. В казну регионального бюджета в 2021г. поступило 51,92 млрд. руб., процент исполнения по доходам был выполнен на 100,4%. В течение последующего периода наблюдается значительный рост доходов, темп роста к аналогичному уровню прошлого года составил в реальном выражении порядка 12,86 млрд. руб., и достиг отметки 64,78 млрд. руб., или 124,7 процентных пункта, процент исполнения по доходам вырос и составил 106,3%. Важно подчеркнуть, что собственные доходы субъекта за 2022 год выросли на 15 п.п., и был снижен государственный долг. Дополнительные финансовые средства были эффективно использованы, часть полученных доходов была направлена на обеспечение программы государственных гарантий в области здравоохранения, цифра составила 3,3 млрд рублей, темп прироста за 2 года — 56,3 п.п. Кроме того, в период с 2019 по 2021 год расходы на обеспечение льготных категорий граждан лекарственными средствами и медицинскими изделиями выросли более чем два раза.  Это свидетельствует о высоком уровне социально ориентированного бюджета. Важно отметить, что в 2022 году республика заняла восьмое место по рейтингу субъектов РФ по увеличению совокупных доходов бюджета.  При этом в 2023г. доходы упали до уровня 63,09 млрд. руб., или 2,7 п.п., процент исполнения по доходам составил 104,7%.

 

Динамика налоговых доходов Кабардино - Балкарской Республики за 2021-2023гг. (млрд. руб.)

Рисунок 2. Динамика налоговых доходов Кабардино — Балкарской Республики за 2021-2023гг. (млрд. руб.) [2], [3], [4].

 

Основываясь на данных представленных на рисунке 2 общий объём налоговых поступлений в Кабардино-Балкарской Республике демонстрирует восходящий тренд. Так, в 2021г. в казну региона поступило налогов в сумме 82,45 млрд. руб. В течение следующего периода рост налоговых поступлений   составил 14,41 млрд. руб., или 114,6 процентных пункта.  Это было связано с ростом НДФЛ на 6,9 млн рублей, кроме того выросли доходы от уплаты акцизов.  В 2023г. темп рост налоговых поступлений замедлился и составил 15,35 млрд. руб., прирост к уровню 2022 г. составил 6,5 процентных пункта. Устойчивый рост налогов, несмотря на «санкционное годы» стал возможным, за счет эффективной работы с налогоплательщиками. Благодаря внедрению новых информационных технологий значительно вырос процент контроля за правильностью и полнотой исчисления налогов. Рост налоговых поступлений свидетельствует о стабильной финансовой ситуации в регионе и возможности по расширению экономического потенциала субъекта.

 

Динамика налога на прибыль Кабардино - Балкарской Республики за 2021-2023гг. (млрд. руб.)

Рисунок 3. Динамика налога на прибыль Кабардино — Балкарской Республики за 2021-2023гг. (млрд. руб.) [2], [3], [4].

 

На рисунке 3 наглядно видно, что поступления по налогу на прибыль демонстрировали положительную динамику. В 2021 г. данная статья доходов равнялась 5,79 млрд. руб., его доля в совокупных доходах была на уровне 46,1%. В 2022 году несмотря на консервативные прогнозы объемы уплаченных налогов выросли по отношению к базисному году на 0,68 млрд. руб., что составляет 111,74 п. п., доля в совокупных доходах снизилась до отметки 44,7%.  В 2023 г. данная тенденция продолжилась, исследуемый показатель вырос на 1,29 млрд. руб. и составил 7,76 млрд. руб. прирост к уровню 2022 г. составил 19,94%., значительно выросла доля налога на прибыль в совокупных доходах, составив 50,7%. К числу динамично развивающихся сфер в субъекте относятся: сельское хозяйство, торговля, строительство, деятельность гостиниц (туризм), общепит.

 

Динамика налога на имущество Кабардино - Балкарской Республики за 2021-2023гг. (млрд. руб.)

Рисунок 4. Динамика налога на имущество Кабардино — Балкарской Республики за 2021-2023гг. (млрд. руб.) [2], [3], [4].

 

По итогам сложившегося 2021 года объем поступлений налогов на имущество был зафиксирован на отметке 1,78 млрд. руб., доля его в совокупных доходах составляла 14,2%. В течении 2022 года рост показателя составил 0,34 млрд. руб., темп прироста 119,1 процентных пункта, доля в общих доходах осталась на уровне предыдущего года.  В 2023 г. величина налогов на имущество уменьшилась, в фактическом выражении на 0,05 млрд. руб., заметно снизилась и доля данного налога в общих доходах, до уровня 13,4%

 

Динамика неналоговых доходов  Кабардино-Балкарской Республики за 2021-2023гг. (млрд. руб.)

Рисунок 5. Динамика неналоговых доходов  Кабардино-Балкарской Республики за 2021-2023гг. (млрд. руб.) [2], [3], [4].

 

Объём неналоговых доходов характеризовался с положительным трендом. В 2021 г показатель составил 1,15 млрд. руб. В 2022 г. данная статья доходов выросла и достигла отметки 1,78 млрд. руб., рост в реальном выражении составил 0,63 млрд. руб. В 2023 г. темп роста ускорился, и величина неналоговых поступлений выросла на 0,77 млрд. руб.  или 143,2 процентных пункта.

 

Динамика штрафов, санкций, возмещение ущерба  Кабардино-Балкарской Республики за 2021-2023гг. (млрд. руб.)

Рисунок 6. Динамика штрафов, санкций, возмещение ущерба  Кабардино-Балкарской Республики за 2021-2023гг. (млрд. руб.) [2], [3], [4].

 

В целом за отчетные три года объём доходов, поступивших от штрафов, санкций, и возмещение ущерба демонстрирует существенный рост. Так если в 2021 г. их объем составлял 0,52 млрд. руб., то за 2022 год данный показатель вырос в реальном   выражении на 0,08 млрд. руб. и достиг отметки 0,6 млрд. руб. по сравнению с 2021 годом. В 2023 г. темп роста ускорился, и исследуемый показатель составил 0,91 млрд. руб., прирост к уровню 2022г. на уровне 51,67 п.п.

 

Динамика безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ в Кабардино-Балкарскую Республику за 2021-2023гг. (млрд. руб.)

Рисунок 7. Динамика безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ в Кабардино-Балкарскую Республику за 2021-2023гг. (млрд. руб.) [2], [3], [4].

 

Региональный бюджет выступает в качестве финансовой базы для социально-экономического развития территории. [5]. В сложившихся экономических условиях, центр продолжает уделять пристальное внимание финансированию регионов. Большей частью это осуществляется через механизм межбюджетных отношений. При этом меняются инструменты поддержки, происходит снижение безвозмездных поступлений, в тоже самое время наблюдается рост бюджетных кредитов.  В зависимости от особенностей субъекта заемные средства направляются на развитие инфраструктуры, поддержку предприятий.   Согласно данным на рисунке 9 наглядно видно, что объём безвозмездных поступлений в республике в 2021г. был зафиксирован в объеме 38,14 млрд. руб. В 2022 году межбюджетные трансферты выросли на 9,73 млрд. руб. и составили 44,46 млрд. руб.  В 2023 г. величина безвозмездных поступлений была на уровне 44,46 млрд., снизившись на 3,41 млрд. руб. или на 7,12 п.п. Снижение уровня субвенций в регионах связана с передачей определенных полномочий Социальному фонду России.

 

Выводы и заключение

В результате проведенного исследования, можно сделать вывод, что возникает острая необходимость в изменениях финансовой политики, которая в первую очередь касается разработки новой бюджетной политики. Что касается регионов, целесообразно повысить уровень мобилизации бюджетных доходов, и оптимизировать расходы.

Важно эффективно и рационально использовать финансовые ресурсы, при этом субъекты должны в полном объеме исполнять социальные обязательства, которые составляют порядка 50% от расходов бюджета. В условиях кризиса упор должен быть сделан на формирование современной транспортной инженерной инфраструктуры, в результате будут созданы условия для развития новых предприятий и рабочих мест. Важно при строительстве коммуникаций использовать механизм государственно-частного партнерства.

 

Список литературы:

  1. Исполнение регионального бюджета, проблемы и перспективы развития в современных условиях Гаджиева А.Г.// FUNDAMENTAL RESEARCH №7. 2020. С. 20-24.
  2. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 14.06.2022 № 23-РЗ «Об исполнении республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики за 2021 год»  URL http://publication.pravo.gov.ru›document/0700202206150004 (дата обращения: 18.11.2024).
  3. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 09.06.2023 № 24-РЗ «Об исполнении республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики за 2022 год». URL http://publication.pravo.gov.ru›document/0700202306150007 (дата обращения: 18.11.2024).
  4. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24 июня 2024 г. N 20-РЗ «Об исполнении республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики за 2023 год». URL http://base.garant.ru›409241302/ (дата обращения: 18.11.2024).
  5. Особенности исполнения регионального бюджета в условиях санкций Лазарова Л.Б., Гогичаев Д.Т. //Вестник экономической безопасности. 2023. № 6. С. 222-227.

 

Bibliography:

  1. Gadzhieva, A.G. Execution of the Regional Budget: Problems and Development Prospects in Modern Conditions. [Ispolnenie regional’nogo byudzheta, problemy i perspektivy razvitiya v sovremennykh usloviyakh]. // Fundamental Research. 7. 2020. Pp. 20–24.
  2. Law of the Kabardino-Balkarian Republic dated 14.06.2022 No. 23-RZ «On the Execution of the Republican Budget of the Kabardino-Balkarian Republic for 2021». [Zakon Kabardino-Balkarskoy Respubliki ot 14.06.2022 № 23-RZ «Ob ispolnenii respublikanskogo byudzheta Kabardino-Balkarskoy Respubliki za 2021 god»]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0700202206150004(accessed: 18.11.2024).
  3. Law of the Kabardino-Balkarian Republic dated 09.06.2023 No. 24-RZ «On the Execution of the Republican Budget of the Kabardino-Balkarian Republic for 2022». [Zakon Kabardino-Balkarskoy Respubliki ot 09.06.2023 № 24-RZ «Ob ispolnenii respublikanskogo byudzheta Kabardino-Balkarskoy Respubliki za 2022 god»]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0700202306150007(accessed: 18.11.2024).
  4. Law of the Kabardino-Balkarian Republic dated 24.06.2024 No. 20-RZ «On the Execution of the Republican Budget of the Kabardino-Balkarian Republic for 2023». [Zakon Kabardino-Balkarskoy Respubliki ot 24.06.2024 № 20-RZ «Ob ispolnenii respublikanskogo byudzheta Kabardino-Balkarskoy Respubliki za 2023 god»]. URL: http://base.garant.ru/409241302/(accessed: 18.11.2024).
  5. Lazarova, L.B., Gogichaev, D.T. Features of Regional Budget Execution under Sanctions. [Osobennosti ispolneniya regional’nogo byudzheta v usloviyakh sanktsiy]. // Economic Security Bulletin. 6. 2023. Pp. 222–227.

Еще в рубриках

Кабардино-Балкарская Республика

No items found

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *