Основные направления обеспечения экономического роста Кыргызстана в условиях развития внешнеэкономических связей в ЕАЭС
Key directions for ensuring economic growth in Kyrgyzstan in the context of developing foreign economic relations in the EAEU
Авторы
Аннотация
Статья "Основные направления обеспечения экономического роста в условиях развития внешнеэкономических связей в ЕАЭС" посвящена анализу важности развития внешнеэкономических связей в условиях глобальных изменений мировой экономики и геополитики. Автор рассматривает интеграцию стран в экономические союзы, такие как ЕАЭС, как ключевую стратегию для адаптации национальных экономик к новым вызовам и для их развития. Особое внимание уделено преимуществам, которые дает интеграция в ЕАЭС, таким как рост национальной экономики, расширение рынков, приток иностранных инвестиций, повышение конкурентоспособности и доступ к инновациям. В статье также анализируется интеграция Кыргызстана в ЕАЭС, текущая экономическая ситуация, а также предлагаются основные направления для стимулирования роста национальной экономики в рамках Союза.
Ключевые слова
экономический рост, внешнеэкономические связи, интеграция, ЕАЭС, Кыргызстан, национальная экономика, конкурентоспособность, прямые иностранные инвестиции, инновации, развитие инфраструктуры, экономический союз.
Рекомендуемая ссылка
Основные направления обеспечения экономического роста Кыргызстана в условиях развития внешнеэкономических связей в ЕАЭС// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (80). Номер статьи: 8006. Дата публикации: 13.11.2024. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/8006/
Authors
Abstract
In the current global economic and geopolitical environment, the development trend of foreign economic relations, integration of national economies with international economic unions is gaining importance, primarily for adaptation to rapidly changing global economic conditions and responding to new challenges, as well as for the development of the national economy. The key advantage of integrating a state into an economic union is the growth of the country's national economy, expansion of the labor market, goods and services, inflow of foreign direct investment, increased competitiveness and access to innovation, unified standards, transfer in the field of education, and infrastructure development. The article analyzes the integration of Kyrgyzstan into the EAEU, the current situation, the main directions of development and growth prospects of the national economy in the context of the EAEU.
Keywords
economic growth, foreign economic relations, integration, EAEU, Kyrgyzstan, national economy, competitiveness, foreign direct investment, innovation, infrastructure development, economic union.
Suggested Citation
Key directions for ensuring economic growth in Kyrgyzstan in the context of developing foreign economic relations in the EAEU// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (80). Art. #8006. Date issued: 13.11.2024. Available at: https://eee-region.ru/article/8006/
Введение
Путь Кыргызской Республики для вступления страны в ЕАЭС был довольно сложный и длительный, что было обусловлено низким уровнем развития экономики страны. Но в 2015 году Кыргызстан стал членом ЕАЭС и получил определенные положительные результаты от присоединения к этому союзу, о чем свидетельствуют следующие показатели. В год вступления республики в ЕАЭС в страна-членах этого союза произошло замедление темпов развития, начало которого еще произошло в 2014 году, а экономические показатели Кыргызстана на этом фоне выглядели лучше, показав положительный рост, который продолжился в 2016 году, закрепив динамику роста и в следующих годах членства в ЕАЭС.
Результаты исследования
Показатель валового внутреннего продукта Кыргызстана, начиная с 2015 года обладает динамикой роста, превышающей темпы роста аналогичного показателя относительно других членов ЕАЭС. Опираясь на статистические данные Евразийской экономической комиссии за 2017 год, рост ВВП в процентном соотношении составил 4,6%, что выше прогнозов МВФ – 3,5% [1]. В 2016 году в структуре ВВП произошел рост доли сферы услуг до 47,5 %, а также увеличились доли промышленного производства и строительства до 18,2% и 8,4% соответственно. Значительно выросла доля сельского хозяйства в структуре ВВП республики, которая составила около 12,8%, в том числе наметилась динамика роста и в других секторах экономики страны. В рамках 2017 года, критерий прироста показателя ВВП Кыргызстана в превалирующей доле обеспечивался за счет увеличения доли сферы услуг (+ 0,5 п.п.), доля сферы услуг в структуре ВВП увеличилась до 48,0%.
Показатель ВВП Кыргызстана с 2018 года был увеличен с 569 385,6 млн сом. до 971034,9 млн сом. в 2019 году, увеличившись на 41%, показатель ВВП на душу населения, в том числе, был увеличен с 93.8 тыс. сом. до 139,2 тыс. сом, увеличившись на 32,61%, что прослеживается из таблицы 1. Также демонстрирует рост показатель внешнеторгового оборота с 146156,5 млн долл. в 2018 году до 238 544,5% млн долл. в 2022 году, увеличившись на 38,7%.
Таблица 1 — Основные социально-экономические показатели Кыргызстана [2]
2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | |
Валовой внутренний продукт: | |||||
Всего | 569 385,6 | 654 015,2 | 639 688,6 | 782 854,3 | 971 034,9 |
на душу населения, тыс. сомов | 93,8 | 101,3 | 97,2 | 117,0 | 139,2 |
Объем промышленной продукции | 257 348,5 | 283 971,7 | 325 090,1 | 370 533,8 | 425 945,9 |
Валовой выпуск продукции сельского хозяйства, охоты, лесного хозяйства и рыболовства | 204 969,9 | 220 958,0 | 249 534,7 | 324 283,1 | 354 680,8 |
Инвестиции в основной капитал | 151 467,9 | 162 193,7 | 123 279,6 | 122 843,3 | 138 333,0 |
Перевозки грузов, млн. т | 38,3 | 43,6 | 30,0 | 34,2 | 44,3 |
Перевозки пассажиров, млн. человек | 731,6 | 756,6 | 422,0 | 504,2 | 526,9 |
Оборот оптовой и розничной торговли, ремонта автомобилей и мотоциклов | 557 705,3 | 595 215,7 | 537 271,4 | 754 902,1 | 944 770,1 |
Объем услуг, оказанных гостиницами и ресторанами | 23 833,0 | 25 663,5 | 16 017,2 | 21 315,6 | 29 564,8 |
Внешнеторговый оборот, млн. долларов США | 146 156,5 | 170 919,6 | 187 337,4 | 211 245,2 | 238 544,5 |
Позитивная динамика наблюдается и в области промышленного производства, заключающаяся в наращивании объемов производства в обрабатывающей промышленности. Согласно данных таблицы 2., с 2018 по 2022 год число предприятий и производств было увеличено с 1909 до 2041, показатель объемов промышленной продукции демонстрирует также динамику роста с 257 348,5 млн сом. до 425 945,9 млн сом, показывая положительную тенденцию роста на 39,5%.
Таблица 2 – Основные показатели промышленности Кыргызстана [3]
Показатели | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 |
Число предприятий и производств. Единиц | 1 909 | 1 951 | 1 972 | 1 998 | 2041 |
Объем промышленной продукции, млн. сомов | 257 348,5 | 283 971,7 | 325 090,1 | 370 533,8 | 425 945,9 |
Численность занятых в промышленности, тыс. человек | 140,4 | 142,7 | 131,6 | 128,7 | 118,4 |
Сальдированный финансовый результат (прибыль +, -минус убыток), млн. сомов | 13 628,0 | 22 326,4 | 7 196,6 | 44 503,0 | 96 077,4 |
Опираясь на ключевые показатели промышленности в 2022 году, число предприятий и производств выросло до 2 041 единиц с 1909 единиц в 2018 году. Объемы выпускаемой промышленной продукции за рассматриваемый период возросли на 39,6%, достигнув 425 945,9 млн сом. Прослеживается тенденция автоматизации на предприятиях, связанная с увеличением в количественном отношении предприятий, с одной стороны, с уменьшением на 18% численности занятых в промышленной сфере. После спада в 2020 году существенный рост ощущается в показателе сальдированного финансового результата, увеличенного до 96 077 млн сом.
Положительная тенденция роста ощущается в показателе роста ВВП в сельском, лесном хозяйстве, охоте и рыболовстве до 354 680,8 млн сом в 2022 году, и будет также зафиксировано увеличение продукции сельского хозяйства на 42 % и составила она 345180,7 млн сом.
Таблица 3. — Валовой выпуск продукции сельского хозяйства, охоты, лесного хозяйства и рыболовства (в фактически действовавших ценах; миллионов сомов) Кыргызской Республики [4]
Показатели | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 |
Валовой выпуск продукции сельского хозяйства, охоты лесного хозяйства и рыболовства | 204 969,9 | 220 958,0 | 249 534,7 | 324 535,6 | 354 680,8 |
Продукция сельского хозяйства | 199 534,1 | 214 845,3 | 242 095,3 | 315 035,5 | 345 180,7 |
в том числе: | |||||
Растениеводства | 100 514,8 | 110 782,2 | 125 749,6 | 169 701,3 | 177 790,2 |
Животноводства | 99 019,3 | 104 063,1 | 116 345,7 | 145 334,3 | 167 390,5 |
Сельскохозяйственные услуги | 4 926,7 | 5 326,8 | 6 196,6 | 7 600,2 | 7 600,2 |
Опираясь на данные таблицы 3., можно сделать вывод о росте показателей сельскохозяйственной отрасли, например, в 2022 году увеличился валовый выпуск в сфере растениеводства до 177 7790,2 млн сом., животноводства до 167 390,5 млн сом и предоставления сельскохозяйственных услуг до 7 600,2 млн сом.
Ключевой причиной положительной динамики развития в области сельского хозяйства Кыргызской Республики является рост экономической эффективности производства сельского хозяйства, что отразилось в росте производительности труда. Ключевым показателем положительного результата реформы в области сельского хозяйства Кыргызстана является повышение экономической эффективности национальных предприятий данной области, что сказалось на возобновлении динамики роста производительности труда [5]. Таким образом, показатель производительности труда в 2014 году вырос порядка на 2,9%, аналогичный показатель в 2015 году зафиксировал незначительное снижение на 0,2% — 273,0 тыс. сом/чел., несмотря на это, превысил показатель 2013 года — 265,9 тыс. сом/чел.
Рост экономической активности в Кыргызстане повлек за собой положительное изменение всех разновидностей перевозок. Увеличение показателя грузооборота автомобильного транспорта связан с процессами либерализации рынка предоставления транспортных услуг в ЕАЭС. Наряду с автомобильными грузоперевозками возросли показатели железнодорожных и авиаперевозок. Положительный рост перевозок значительно опережает аналогичный показатель по странам — участникам ЕАЭС.
Прогнозируемые перспективы развития национальной экономики Кыргызской Республики в области интеграции с ЕАЭС могут отражаться в следующем:
- Кыргызская Республика должна стремиться к развитию более углубленных интеграционных процессов со странами — участницами ЕАЭС, что в свою очередь способствует формированию единого рынка труда, формированию и утверждению унифицированных стандартов в различных сферах национальных экономик и развитию двусторонних и многосторонних инфраструктурных межгосударственных проектов.
- В рамках членства ЕАЭС у Кыргызстана есть возможности использования преимуществ экономической интеграции с целью увеличения показателей объемов международной торговли с другими странами-участницами экономического блока. Развитие экспортно-импортных экономических связей со странами ЕАЭС в настоящее время является одним из факторов роста национальной экономики Кыргызской Республики [6]. В первую очередь, возможность выхода на рынки ЕАЭС дает рост ВВП, рост рынка труда, увеличение уровня жизни населения, а также открывает новые возможности для развития малого и среднего бизнеса. Предприятия, которые получают возможность реализовать свою продукцию на конкурентном рынке, получают и возможность развития производства. У внутренних и зарубежных инвесторов, которые реально оценивают шансы развития производства с возможностями выхода на крупные рынки стран ЕАЭС, возникает заинтересованность во вложении средств в модернизацию оборудования и обновление основных фондов предприятий. Таким образом, возникает мультипликативный эффект, взявший старт от развития внешней торговли. Мультипликативный эффект характеризуется тем, что выход на новые рынки дает возможность развивать производство, обновлять основные фонды, развитие производства положительно сказывается на росте ВВП и развитии рынка труда, повышении уровня жизни граждан. В целом же сочетание данных факторов создает новые возможности и траектории развития национальной экономики Кыргызстана.
Расширение сотрудничества в торгово-экономической зоне ЕАЭС даст возможность развития ряда направлений, которые будут способствовать диверсификации экономики Кыргызстана и стран-участниц – России, Казахстана, Беларуси и Армении. Среди наиболее значительных преимуществ, которые открываются в пространстве торгово-экономического союза:
- выхода на новые рынки, расширение взаимного экономического сотрудничества;
- укрепление отраслевых цепочек поставок товаров, сырья и оборудования;
- возможность создания отраслевых зон промышленной специализации и кооперации;
- развитие промышленности;
- рост объемов аграрного сектора, повышение спроса на продукцию растениеводства и животноводства, развитие индустрии производства экологических продуктов питания;
- рост рынка труда, повышение заработных плат граждан [7];
- кооперация в системе образования и науки;
- развитие туристического сектора, включение зон рекреационного туризма, вовлечение отдаленных регионов в бизнес-индустрию и др.
Перед правительством Кыргызской Республики стоят важные системные задачи:
- реформирование налоговой системы;
- оздоровление работы таможенной службы;
- создание благоприятного инвестиционного климата;
- разработка программ поддержки малого и среднего предпринимательства;
- внедрение новых информационных технологий;
- обновление системы среднего, специального и высшего образования в целях формирования современного конкурентного рынка трудовых ресурсов и др.
В настоящее время правительство работает над решением перечисленных задач, ряд положительных тенденций в перечисленных направлениях мы можем наблюдать уже сегодня, но необходимо отметить, что для формирования устойчивого развития национальной экономики данные направления требуют постоянного внимания и системного решения.
Выводы и предложения
Создание наиболее благоприятных траекторий роста национальной экономики Кыргызстана должно быть управляемым процессом, в ходе которого субъекты экономической деятельности Кыргызстана получают прогнозируемые результаты от членства страны в ЕАЭС. Поэтому среди ключевых мер, которые будут работать на развитие перспектив вступления в АЕЭС, предлагается осуществлять на постоянной основе.
В первую очередь, специализированные государственные органы и частные бизнес-структуры должны внедрить в свою работу систему маркетингового анализа рынков ЕАЭС с целью повысить торговый баланс КР, сформулировать потребительские запросы в странах торгово-экономического союза и сформировать конкурентоспособное производство отечественных товаров.
Вторая мера, которая позволит Кыргызстану раскрыть преимущества членства в ЕАЭС – формирование эффективной инвестиционной политики. Поступление зарубежных и внутренних инвестиций при создании благоприятного инвестиционного климата даст промышленности новые возможности развития. За счет привлечённых капиталов осуществится обновление технологических линий и механизмов на предприятиях, освоятся новые технологии производства, расширится линейка выпускаемых товаров, снизятся издержки, повысится конкурентоспособность продукции из Кыргызстана в плане ее цены и качества.
Перед институтами государственного управления стоит важная задача снизить бюрократизацию различных процедур при ведении бизнеса в нашей стране, минимизировать коррупционные риски, создать условия для ведения прозрачной работы экономических субъектов.
Ключевым инструментом является принятие участия в международных выставках производства товаров и услуг, формировании бизнес-миссий и укреплении сотрудничества со странами ЕАЭС.
- Важным условием является привлечение инвестиций для развития инфраструктурных объектов в транспортной сфере, в логистике, энергетике и цифровых технологиях, что, прежде всего, позитивно отразится на формировании благоприятного климата в стране, а также на экономическом развитии страны, создании условий для предпринимательства и роста уровня жизни среди населения.
- Следует уделить особое внимание сфере образования, ее развитию, выпуску высококвалифицированных специалистов и увеличению уровня навыков среди работников, что поможет национальной экономике Кыргызстана эффективно адаптироваться к современным требованиям мировой экономики, что соответственно повлечет за собой увеличение конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда.
- Активное сотрудничество со странами-участницами ЕАЭС повлечет за собой эффективный обмен опытом и передовыми приемами в организации производства. Обмен технологиями, инновациями и информацией, а также новыми знаниями все это будет направлено на создание благоприятных условий для стабильного и эффективного социально-экономического развития Кыргызстана.
Успех в реализации указанных мероприятий возможен при условии формирования стратегического подхода и согласованных действий со стороны всех участников этого процесса, используя при этом постоянный мониторинг сложившегося положения, при этом аналитически оценивая полученные результаты.
Литература:
- Статистический ежегодник Евразийского экономического союза; Евразийская экономическая комиссия. – Москва: 2020. С.142
- Кыргызстан в цифрах. — Б.: Нацстатком Кыргызской Республики. 2023
- Промышленность Кыргызской Республики 2018-2022. — Б.: Нацстатком Кыргызской Республики.., 2023. – 233с.
- Сельское хозяйство Кыргызской Республики 2018-2022. — Б.: Нацстатком Кыргызской Республики.., 2023.
- Савин, В. Е. Статистический учет и анализ особенностей молодежного сегмента на рынке труда Кыргызстана / В. Е. Савин, А. К. Чылабаева, К. Р. Жакшылык // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. – 2023. – Т. 23, № 11. – С. 54-60. – DOI 10.36979/1694-500X-2023-23-11-54-60. – EDN XRVWOF.
- Кузьмина, Т.И. Развитие внешнеторгового сотрудничества Кыргызстана и России в условиях ЕАЭС / А. А. Аракелян, Т. И. Кузьмина // Экономические отношения. – 2024. – Т. 14, № 1. – С. 73-86. – DOI 10.18334/eo.14.1.120409. – EDN SRCBWV.
- Аракелян, А.А. Мониторинг осуществления денежных переводов из России в Кыргызстан / В. Е. Савин, Е. В. Таранова, А. А. Аракелян // Экономика: теория и практика. – 2023. – № 3(71). – С. 53-59. – DOI 10.31429/2224042X_2023_71_53. – EDN YTENNE.
Literature:
- Statistical Yearbook of the Eurasian Economic Union; Eurasian Economic Commission. [Statisticheskiy ezhegodnik Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza]. Moscow: 2020. P. 142.
- Kyrgyzstan in Figures. [Kyrgyzstan v tsifrakh]. Bishkek: National Statistical Committee of the Kyrgyz Republic, 2023.
- Industry of the Kyrgyz Republic 2018-2022. [Promyshlennost’ Kyrgyzskoj Respubliki 2018-2022]. Bishkek: National Statistical Committee of the Kyrgyz Republic, 2023. 233.
- Agriculture of the Kyrgyz Republic 2018-2022. [Sel’skoe khozyaystvo Kyrgyzskoj Respubliki 2018-2022]. Bishkek: National Statistical Committee of the Kyrgyz Republic, 2023.
- Savin, V.E. Statistical Accounting and Analysis of the Youth Segment on the Labor Market of Kyrgyzstan. [Statisticheskiy uchet i analiz osobennostey molodezhnogo segmenta na rynke truda Kyrgyzstana] / V.E. Savin, A.K. Chylabaeva, K.R. Zhakshylyk // Bulletin of the Kyrgyz-Russian Slavic University. [Vestnik Kyrgyzsko-Rossiyskogo Slavyanskogo Universiteta]. 2023. Vol. 23, No. 11. Pp. 54-60. DOI 10.36979/1694-500X-2023-23-11-54-60. EDN XRVWOF.
- Kuzmina, T.I. Development of Foreign Trade Cooperation between Kyrgyzstan and Russia in the Context of the EEU. [Razvitie vneshnetorgovogo sotrudnichestva Kyrgyzstana i Rossii v usloviyakh EAEU] / A.A. Arakelyan, T.I. Kuzmina // Economic Relations. [Ekonomicheskie otnosheniya]. 2024. Vol. 14, No. 1. Pp. 73-86. DOI 10.18334/eo.14.1.120409. EDN SRCBWV.
- Arakelyan, A.A. Monitoring of Money Transfers from Russia to Kyrgyzstan. [Monitoring osushchestvleniya denezhnykh perevodov iz Rossii v Kyrgyzstan] / V.E. Savin, E.V. Taranova, A.A. Arakelyan // Economics: Theory and Practice. [Ekonomika: teoriya i praktika]. 2023. No. 3(71). Pp. 53-59. DOI 10.31429/2224042X_2023_71_53. EDN YTENNE.