Главная страница » Публикации » №4 (80) » Оценка эффективности государственной поддержки сельскохозяйственного производства Белгородской области

Оценка эффективности государственной поддержки сельскохозяйственного производства Белгородской области

Assessing the effectiveness of state support for agricultural production in the Belgorod Region

Авторы

Здоровец Юлия Ивановна
кандидат экономических наук, доцент
Россия, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
yizdorovets@fa.ru
Нежельченко Елена Васильевна
кандидат экономических наук, доцент
Россия, Белгородский государственный национальный исследовательский университет
nejelchenko@mail.ru
Груздова Людмила Николаевна
кандидат экономических наук, доцент
Россия, Белгородский государственный аграрный университет имени В.Я. Горина
konf.econom@yandex.ru

Аннотация

Средства государственной поддержки сельскохозяйственного производства должны максимально эффективно использоваться, чтобы, с одной стороны, обеспечивать необходимый уровень продовольственной безопасности, а с другой стороны  предоставлять возможность сельскохозяйственным организациям развивать производство посредством использования современных технологий. При этом государственная поддержка также оказывает косвенное влияние на эффективность развития сельских территорий, что также требует определения приоритетов при распределении бюджетных средств. В тоже время необходимо отметить, что нет утвержденной оптимальной и эффективной методики определения эффективности использования средств государственной поддержки, что требует внимания со стороны научного сообщества.

Ключевые слова

государственная поддержка, сельскохозяйственное производство, интегральный показатель.

Рекомендуемая ссылка

Здоровец Юлия Ивановна , Нежельченко Елена Васильевна , Груздова Людмила Николаевна

Оценка эффективности государственной поддержки сельскохозяйственного производства Белгородской области// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (80). Номер статьи: 8001. Дата публикации: 27.10.2024. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/8001/

Authors

Zdorovets Yuliya Ivanovna
PHD, Associate Professor
Russia, Financial University under the Government of the Russian Federation
yizdorovets@fa.ru
Nezhelchenko Elena Vasilevna
PHD, Associate Professor
Russia, Belgorod National Research University
nejelchenko@mail.ru
Gruzdova Ludmila Nikolaevna
PHD, Associate Professor
Russia, Belgorod State Agrarian University after V.Y.Gorin
konf.econom@yandex.ru

Abstract

The means of state support of agricultural production should be used as effectively as possible to ensure the necessary level of food security on the one hand, and on the other hand  to provide agricultural organizations with the opportunity to develop production through the use of modern technologies. At the same time, state support also has an indirect impact on the efficiency of rural development, which also requires prioritization in the allocation of budgetary funds. At the same time, it should be noted that there is no approved optimal and effective methodology for determining the effectiveness of the use of state support funds, which requires attention from the scientific community.

Keywords

state support, agricultural production, integral indicator.

Suggested Citation

Zdorovets Yuliya Ivanovna , Nezhelchenko Elena Vasilevna , Gruzdova Ludmila Nikolaevna

Assessing the effectiveness of state support for agricultural production in the Belgorod Region// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (80). Art. #8001. Date issued: 27.10.2024. Available at: https://eee-region.ru/article/8001/ 


Введение

Определение эффективности использования средств государственной поддержки в аграрной сфере всегда является предметом дискуссии. Государственная поддержка агропромышленного комплекса должна использоваться по целевому назначению и с максимальной эффективностью, отмечают Новоселова С. А. и Ефремов Р. А. [7]. В этом заинтересованы как государство, имеющее ограничения бюджета, так и сами аграрии, поскольку стремятся к росту финансовых и экономических показателей. Поэтому оценка эффективности использования государственной политики предприятия имеет большое значение для всех участников рынка. Поддерживает данное мнение и Вербицкая Н.С. [1], обращая внимание на то, что государственная поддержка – это ключевой момент в развитии агропромышленного комплекса страны. От того, на сколько будет эффективно использоваться государственная поддержка, зависит эффективность сельского хозяйства, темпы его развития, и, как следствие, продовольственная безопасность страны и уровень развития сельских территорий.

Калинин А.М. и Самохвалов В.А. [4] утверждают, что в основном бюджетные средства государственной поддержки используются для приобретения средств производства, в связи с чем данные средства поддержки приводят к количественному увеличению средств производства и их качественному улучшению, поскольку приобретается более модернизированное оборудование и при этом появляется также возможность нанять более квалифицированный персонал.

Стоит отметить, что единой методики оценки эффективности использования государственной поддержки нет, поэтому на практике используются различные авторские методики, включающие как количественные, так и качественные методы оценки.

По мнению Гавриловой З.В. и Рыжковой А.С. [2] наиболее известными методиками оценки эффективности государственной поддержки являются следующие:

  1. «Основные методологические аспекты определения уровня государственной поддержки сельского хозяйства», которую разработали специалисты ОЭСР, в основе которой лежит сопоставление государственной поддержки в нашей стране с поддержкой в других развитых странах. Для оценки государственной поддержки используют следующую информацию: сумма денежных трансфертов, которые направляет государство сельхозтоваропроизводителям; сумма денежных трансфертов, которые направляет государство на развитие сельскохозяйственной отрасли в целом; информация о косвенной поддержке аграриев, которая может осуществляться без дополнительных затрат [4].
  2. Методика ВНИЭТУСХ – она основана на сопоставлении суммы полученной по государственной поддержке с финансовым результатом по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности сельскохозяйственного предприятия. Данная методика была доработана сотрудниками Уральской ГСХА и предложено сопоставлять государственную поддержку с приростом стоимости валовой и товарной продукции. Согласно данной методики эффективность государственной поддержки характеризуется показателем прироста продукции от суммы полученной государственной поддержки. Учитывая универсальность показателя, он может быть использован для характеристики эффективности государственной поддержки как в целом по предприятию, так и по отдельным направлениям его работы. Также данной методикой предусматривается расчет прироста финансового результата от государственной поддержки [6].
  3. Методика мониторинга эффективности использования выделяемых сельхозтоваропроизводителям средств, утвержденная на Коллегии Минсельхоза РФ. В ней предполагается расчет ряда критериев, ключевыми из которых являются: абсолютный прирост объема производства сельскохозяйственной продукции в стоимостном выражении на 1 рубль государственной поддержки; изменение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных; рост объемов производства в натуральном измерении; уровень рентабельности каждого видам сельскохозяйственной продукции [3].

Необходимо отметить, что на данном этапе развития российской экономики используется несколько наиболее распространенных методик оценки и установить единый показатель нет возможности, поскольку имеется ряд специфических факторов в сельском хозяйстве, учесть которые в одном показателе нет возможности. На наш взгляд, можно рассматривать разрабатывать различные комплексные методики оценки эффективности использования бюджетных средств, которые будут характеризовать этот аспект и с позиции региона. предлагаемый нами вариант оценки эффективности использования средств государственной поддержки будет применён к одному из основных аграрных регионов России — Белгородской области.

 

Оценка эффективности деятельности сельскохозяйственных организаций Белгородской области

Для общей оценки экономической эффективности деятельности сельскохозяйственных организаций Белгородской области, рассмотрим такие показатели, как выручка, прибыль от продаж, чистая прибыль, рентабельность продаж и деятельности (табл. 1). За анализируемый период стоимость валовой продукции организаций увеличилась на 45249 млн. руб. или на 17,35% и составила 306124 млн. руб. В некоторой степени этому способствовала эффективность использования как трудовых ресурсов, так и основных средств. Так, производительность труда возросла на 24,14%, а фондоотдача на 1,46%.

В результате роста производства продукции увеличивается и объём продаж, стоимостное выражение которого в 2022 г. составило 334652 млн. руб., что на 13,81% выше, чем в 2020 г. Рост коммерческой себестоимости составил 18,73% или 46107 млн. руб. Так как темп роста коммерческой себестоимости выше, чем выручки от продажи, прибыль от продажи снизилась на 5502 млн. руб. или 11,49% и составила по итогам 2022 г. 42379 млн. руб. Благодаря прочим доходам организаций, чистая прибыль сельскохозяйственных организаций уменьшилась на 4,33% или 1894 млн. руб.

 

Таблица 1 — Экономическая эффективность деятельности сельскохозяйственных организаций

Показатели 2020г. 2021г. 2022г. Отклонение

2023 г.  от 2021 г.

(+;-) %
Стоимость валовой продукции (по себестоимости), млн. руб. 260875 298696 306124 45249 117,35
Среднегодовая стоимость основных средств, млн. руб. 216480 227483 250372 33892 115,66
Выручка от продажи продукции (работ, услуг), млн. руб. 294047 329732 334652 40605 113,81
Коммерческая себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), млн. руб. 246166 265320 292273 46107 118,73
Площадь сельскохозяйственных угодий, га 1186 1128 1183 -3 99,75
Прибыль от продаж, млн. руб. 47881 64412 42379 -5502 88,51
Чистая прибыль, млн. руб. 43720 64808 41826 -1894 95,67
Среднегодовая численность работников, чел. 52551,55 50409,58 49675,22 -2876,33 94,53
Производительность труда, млн. руб. 4,96 5,93 6,16 1,20 124,14
Выход на 100 га с.-х. угодий, ц: 21996,21 26480,14 25876,92 3880,72 117,64
— валовой продукции, млн. руб. 21996,21 26480,14 25876,92 3880,72 117,64
— денежной выручки, млн. руб. 24793,17 29231,56 28288,42 3495,25 114,10
— чистой прибыли, млн. руб. 3686,34 5745,39 3535,59 -150,75 95,91
Фондоотдача, руб. 1,21 1,31 1,22 0,02 101,46
Фондоемкость, руб. 0,83 0,76 0,82 -0,01 98,56
Уровень рентабельности продаж, % 16,28 19,53 12,66 -3,62 *
Уровень рентабельности деятельности,  % 17,76 24,43 14,31 -3,45 *

 

Под влиянием показателей прибыльности и доходности уровень рентабельности продаж в 2022 г. составил 12,66%, что на 3,62 п.п. ниже показателя 2020 г. Рентабельность деятельности сельскохозяйственных организаций в 2022 г. снизилась на 3,45 п.п. и составила 14,31%.

Проанализировав экономическую эффективность деятельности сельскохозяйственных организаций Белгородской области, можно отметить следующее:

  • динамика показателей эффективности использования основных средств указывает на необходимость определения комплекса мероприятий, который приведёт к росту фондоотдачи;
  • темп роста затрат опережает темп роста выручки, что указывает на необходимость оптимизации структуры затрат на производство и реализацию;
  • показатели рентабельности указывают на проблемы при осуществлении процесса расширенного воспроизводства, а также, если учитывать степень влияния государственной поддержки, требует повышения эффективности управленческой составляющей в организациях.

Помимо экономической эффективности деятельности предприятия, необходимо проанализировать и финансовое положение сельскохозяйственных организаций Белгородской области. На основании данных таблицы 2 рассмотрим динамику показателей ликвидности и финансовой независимости в течение анализируемого периода.

Коэффициент текущей ликвидности сельскохозяйственных организаций в 2020-2022 гг. находился за верхней границей, указывает на способность организаций  полностью погасить свои текущие обязательства за счет оборотных активов. Коэффициент срочной ликвидности также выше  нормы. Но динамика коэффициента абсолютной ликвидности указывает на снижение способности предприятия погасить свои текущие обязательства самыми ликвидными активами — денежными средствами и финансовыми вложениями. Так, в 2020 г. процент погашения составлял 31,2%, а в 2023 г. уже 29,2%.

Для оценки уровня финансовой независимости предприятия рассмотрим динамику коэффициентов манёвренности и финансовой зависимости. Сельскохозяйственные организации используют в своей деятельности как собственные средства, так и заёмные. Но при этом за отчетный период коэффициент финансовой зависимости предприятия имеет тенденцию к незначительному увеличению. Так, в 2020 г. организации зависели от заёмных источников финансирования на 47,4%, а в 2022 г. —  на 49,2%. Соответственно, коэффициент автономии за отчетный период снизился с 52,6% в 2020 г до 50,8% в 2022 г. и проходит по границе нормативного значения. При этом коэффициент обеспеченности собственными средствами в 2022 г. составил 54,3%, увеличившись на 1,2 п.п.

 

Таблица 2 — Показатели платёжеспособности сельскохозяйственных организаций

Показатели Норматив 2020г. 2021г. 2022г. Отклонение 2022г. от 2020г. (+;-)
Оборотные активы, млн. руб. 230336 284394 344543 114207
Денежные средства и денежные эквиваленты, млн. руб. 19457 24396 19755 298
Финансовые вложения, млн. руб. 14257 19491 26153 11896
Дебиторская задолженность, млн. руб. 128627 163399 204447 75820
Запасы, млн. руб. 66853 75940 92389 25536
Краткосрочные обязательства, млн. руб. 107983 133083 157403 49420
Чистый оборотный капитал, млн. руб. 122353 151311 187140 64787
Собственный капитал, млн. руб. 195862 237755 263393 67531
Внеоборотные активы, млн. руб. 142238 156227 173656 31418
Долгосрочные обязательства, млн. руб. 68729 69783 97403 28674
Коэффициент текущей ликвидности 1,0-2,0 2,133 2,137 2,189 0,056
Коэффициент срочной ликвидности 0,7-0,8 1,371 1,411 1,424 0,053
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,2-0,25 0,312 0,330 0,292 -0,021
Коэффициент маневренности 0,274 0,343 0,341 0,067
Коэффициент финансовой зависимости ≤ 1 0,474 0,460 0,492 0,017
Коэффициент автономии ≥ 0,5 0,526 0,540 0,508 -0,017
Коэффициент обеспеченности собственными средствами ≥ 0,1 0,531 0,532 0,543 0,012
ЧОК / КЗ ≥ 1 1,133 1,137 1,189 0,056

 

На основании оценки основных показателей, характеризующих платежеспособность сельскохозяйственных организаций Белгородской области, можно отметить, что уровень платежеспособности и финансовой независимости находится на должном уровне.

Но при использовании данных отчетности по сельскохозяйственным организациям необходимо отметить, что большинство показателей (прибыль чистая, рентабельность деятельности) определяется без корректировки на сумму государственной поддержки, что, на наш взгляд, несколько искажает реальную ситуацию. Для оценки степени влияния государственной поддержки на эффективность сельскохозяйственного производства в Белгородской области необходимо проанализировать динамику получаемых сумм, а также их структуру. Кроме этого, необходимо проанализировать степень влияния средств государственной поддержки на производство сельскохозяйственной продукции.

 

Динамика и структура государственной поддержки сельскохозяйственного производства региона

Белгородская область является одним из основных субъектов России, которые являются поставщиком сельскохозяйственной продукции. Особенностью развития сферы аграрного производства в регионе является наличие не только крупных сельскохозяйственных товаропроизводителей, но интегрированных структур, которые специализируются на различных направлениях как непосредственно сельскохозяйственной продукции, так и её переработки. При этом уровень государственной поддержки оказывает влияние на эффективность аграрного производства. Для оценки приоритетности государственной поддержки в Белгородской области можно проанализировать уровень её диверсификации.

Отметим, что  диверсификация сопряжена с  концентрацией и специализацией.  В сфере  производства для развития  диверсифицированной деятельности предпосылками являются  повышение концентрации и углубление специализации. С целью активизации  предпринимательской деятельности  и снижения рисков из-за   падения цен или других факторов разрабатываются производственно-сбытовые стратегии, обеспечивающие продвижение  продукции к эффективным рынкам сбыта. При этом предлагаются новые виды товаров, отвечающих по своему  качеству потребителю. Отметим, что исследование диверсификации в производственно-коммерческой  сфере позволяет диагностировать характер структурных сдвигов при программно-целевом и проектном  методах управления в отраслях АПК.

В настоящее время используется следующая шкала уровня диверсификации: низкий уровень 0-20%;  ниже среднего  21-45%; средний уровень 46-65%; выше среднего 66-85%; высокий 86-100%.

Уровень диверсификации в отрасли растениеводства Белгородской области выше среднего в отчетном периоде. Аналогичным образом проведём расчет по отрасли животноводства и переработки. Обобщенные результаты представим в таблице 3.

 

Таблица 3 – Показатели производственной (продуктовой) диверсификации Белгородской области

Показатели диверсификации 2020г. 2021г. 2022г. Отклонение 2022г. от 2020г. (+;-)
Горизонтальная: растениеводство 72,07 72,65 75,36 3,29
животноводство 46,6 45,54 46,07 -0,53
Вертикальная – производство и  переработка 64,79 62,74 63,85 -0,94
Интегральный показатель 60,15 59,21 60,52 0,37

 

При оценке ситуации в сельскохозяйственной сфере региона уровень диверсификации имеет важное значение, т.к. его высокое значение указывает на широкий ассортимент производимых видов сырья для последующей переработки в других отраслях, что, в свою очередь, снижает вероятность возникновения проблем со снижением уровня продовольственной безопасности. На взгляд, уровень диверсификации в отрасли растениеводства выше среднего, а вот в отрасли животноводства в силу специфики региона уровень диверсификации средний, но по низшей границе. Уровень вертикальной диверсификации производства  проходит по верхней границы среднего диапазона, что связано с наличием в регионе крупных интегрированных структур, которые используют «замкнутый» цикл производства продукции. Интегральный показатель диверсификации в Белгородской области на протяжении всего анализируемого периода находится в пределах среднего уровня, что подтверждает тот факт, что регион производит различные виды сельскохозяйственной продукции, а также её переработки для обеспечения продовольственной безопасности в регионе.

Помимо продуктовой диверсификации представляет интерес определение уровня финансовой (бюджетной) диверсификации (табл. 4). Учитывая, что с 2020г. в структуре государственной поддержки присутствует стимулирующая и компенсирующая части, целесообразно также определить уровень диверсификации отдельно по каждому направлению и общий интегральный показатель. Для этого были использованы данные, отраженные в специализированной форме сельскохозяйственных предприятий ─ форме 10-АПК «Отчет о средствах целевого финансирования».

 

Таблица 4 – Показатели бюджетной диверсификации Белгородской области

Показатели диверсификации 2020г. 2021г. 2022г. Отклонение 2022г. от 2020г. (+;-)
Компенсирующая: 66,95 68,16 69,96 3,01
растениеводство 82,47 73,83 74,76 -7,71
животноводство 54,35 63,79 65,47 11,12
Стимулирующая 73,39 68,6 84,14 10,75
Интегральный показатель 70,10 68,38 76,72 6,62

 

В 2020 г. показатель бюджетной диверсификации по компенсирующей составляющей составил 66,95%, при  этом по растениеводству он находился в интервале верхней границы по уровню выше среднего, а по животноводству — на среднем уровне. По стимулирующей составляющей показатель диверсификации составил 73,39%, т. е находился на уровне выше среднего, как и интегральный показатель.

По Белгородской области уровень диверсификации компенсирующей государственной поддержки в отрасли животноводства в 2021 г. также возрос и находится на высшей границе по среднему уровню. В целом можно отметить, что интегральный показатель бюджетной поддержки и его составляющие находятся на уровне выше среднего.

В 2022 г. интегральный показатель бюджетной диверсификации составил 76,22%, т. е. уровень выше среднего. Динамика рассмотренного показателя указывает на то, что в регионе государственная поддержка оказывается всем отраслям сельского хозяйства, но в конце анализируемого периода по стимулирующей поддержке диверсификация имеет самое высокого значение.

На основании данных таблицы 5 рассмотрим структуру полученных сельскохозяйственными организациями бюджетных средств. В структуре расходов бюджетных средств сельскохозяйственными организациями Белгородской области большая часть — в среднем 84,75% — приходится на компенсацию текущих расходов. При этом в части этого направления использования наибольшая часть была направлена на животноводство — в среднем 44,96%, а на растениеводство — в среднем 34,82%. Но при этом необходимо отметить, что в начале анализируемого периода на финансирование государственной поддержки растениеводства использовалось 28,77% средств, а на конец периода — 40,56%.

 

Таблица 5 — Состав и структура бюджетных средств сельскохозяйственных организаций

 Наименование направлений поддержки 2020г. 2021г. 2022г. Отклонение 2022г. от 2020г.
млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. %
Получено бюджетных средств — всего 3377,8 100,0 2818,3 100,0 2824,8 100,0 -553
— на компенсацию текущих расходов 2978,3 88,17 2435,3 86,41 2250,1 79,66 -728,2 -8,52
растениеводство 971,8 28,77 989,7 35,12 1145,8 40,56 174 11,79
животноводство 1827,1 54,09 1307,1 46,38 972,4 34,42 -854,7 -19,67
прочие цели 179,4 5,31 138,5 4,91 131,9 4,67 -47,5 -0,64
— на капитальные вложения во внеоборотные активы 399,6 11,83 383 13,59 574,7 20,34 175,1 8,51
на коренное улучшение земель 60,8 1,80 0,1 0,00 0,5 0,02 -60,3 -1,78
на строительство, реконструкцию, модернизацию производственных объектов 291,1 8,62 54,8 1,94 300,2 10,63 9,1 2,01
на закупку сельскохозяйственной техники 0,9 0,03 5,7 0,20 0,00 -0,9 -0,03
прочие цели 46,7 1,38 322,4 11,44 274 9,70 227,3 8,32

 

В животноводстве финансирование текущих расходов в 2020 г. составляло 54,09%, а в 2022 г. доля снизилась до 34,42%. Финансирование затрат на капитальные вложения в среднем занимает  15,25%, из которого 7,06% приходится на финансирование строительства, реконструкции, модернизации производственных объектов.

Для общей оценки эффективности использования средств бюджетной поддержки рассмотрим данные таблицы 6.

 

Таблица 6 — Эффективность использования средств государственной поддержки сельскохозяйственных организаций

Показатели 2020г. 2021г. 2022г. Отклонение 2022г. от  2020г. (+;-)
Государственная поддержка сельскохозяйственного производства, млн. руб. 3377,8 2818,3 2824,8 -553
Физический прирост объема государственной поддержки сельскохозяйственных организаций, млн. руб. -1094,7 -559,5 6,5 1101,2
Валовая продукция сельского хозяйства (по СХО), млн. руб. 260875 298696 306124 45249
Прибыль от основной деятельности, млн. руб. 47881 64412 42379 -5502
Получено валовой продукции на 1 руб. поддержки, руб. 77,23 105,98 108,37 31,14
Прирост валовой продукции сельского хозяйства, млн. руб. 14032 37821 7428 -6604
Прирост валовой продукции на 1 рубль поддержки, руб. -12,82 -67,60 1142,77 1155,59
Получено прибыли на 1 руб. поддержки, руб. 14,18 22,85 15,00 0,82
Уровень рентабельности  деятельности с учетом субсидий, % 17,76 24,43 14,31 -3,45
Уровень рентабельности деятельности без учета субсидий, % 16,39 23,36 13,34 -3,05

 

За отчетный период сумма государственной поддержки сельскохозяйственных организаций Белгородской области снизилась на 553 млн. руб. или на 16,4% и составила в 2022 г. 2824,8 млн. руб. При этом незначительное увеличение средств поддержки можно отметить в 2022 г. в сравнении с 2021 г. на 6,5 млн. руб. Что касается стоимости валовой продукции, то здесь необходимо отметить увеличение на 45249 млн. руб. или на 17,3%. Это указывает на эффективное использование средств бюджетной поддержки в регионе. Так, на 1 руб. поддержки в 2022 г. было получено 108,37 руб., что на 31,14 руб. выше, чем в 2020 г. и на 2,39 руб. выше, чем в 2021 г. В силу ряда внешних и внутренних факторов сельскохозяйственные организации региона получили прибыли от основной деятельности в 2022 г. на 5502 млн. руб. меньше, чем в 2020 г. В результате на 1 руб. государственной поддержки в конце анализируемого периода было получено 15 руб. прибыли от основной деятельности, что на 0,82 руб. ниже, чем в 2020 г. и на 7,85 руб. ниже, чем в 2021 г.

Проведенный анализ состояния сельскохозяйственного производства и эффективности использования бюджетных средств в сельскохозяйственных организациях Белгородской области позволяет сделать следующие выводы:

  • снижение эффективности деятельности сельскохозяйственных организаций произошло за счет роста диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и на материальные ресурсы, используемые в аграрном производстве
  • уровень и структура государственной поддержки изменились за анализируемый период: в 2022 г. сумма снизилась на 553 млн. руб. и доля поддержки отрасли растениеводства возросла за счёт меньшего финансирования отрасли животноводства;
  • уровень рентабельности деятельности сельскохозяйственных организаций региона без учёта рентабельности ниже в среднем на 1,14%, что указывает на незначительный уровень зависимости аграрного производства от уровня государственной поддержки.

На наш взгляд,  эффективность использования средств государственной поддержки сельскохозяйственных организаций Белгородской области на основании общих показателей указывает на достаточный уровень. Но для более точной оценки необходимо рассмотреть более подробное влияние в разрезе видов сельскохозяйственной продукции.

Сельскохозяйственные предприятия региона используют субсидии на различные цели, которые связаны как с компенсацией текущих затрат, так и для осуществления капитальных сложений.

В Белгородской области согласно данным Министерства сельского и продовольствия Белгородской области в 2024 г. был объявлен конкурс на получение субсидий из регионального бюджета по нескольким направлениям — таблица 7.

Как мы видим, по первому направлению было подано 12 заявок, из которых 11 было одобрено и с организациями были заключены договора на общую сумму 278072 тыс. руб. Причина отклонения одной из заявок — несоответствие требованиям предоставленных документов.

По предоставлению субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Белгородской области на поддержку собственного производства молок было подано 55 заявок, все они были удовлетворены и сумма, на которую были заключены договоры на предоставление субсидий, составила 519672 тыс. руб.

 

Таблица 7 — Субсидии, предоставляемые сельскохозяйственным организациям Белгородской области, 2024 г.

Направления субсидирования Нормативно-правовой акт Количество заявок Сумма, тыс. руб.
принято одобрено
Субсидии на поддержку племенного животноводства Постановление Правительства Белгородской области от 04.03.2024 г. №82-пп 12 11 278072
Субсидия из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Белгородской области на поддержку собственного производства молока Постановление Правительства Белгородской области от 04.03.2024 г. №82-пп 51 51 519672
Субсидии производителям зерновых культур на возмещение части затрат на производство и реализацию зерновых культур Постановление Правительства Белгородской области от 26.07.2021 г. №299-пп 188 166 319547
Гранты на развитие сельскохозяйственных кооперативов Постановлением Правительства Белгородской области от 22 июня 2015 года № 251-пп
Возмещение части затрат, понесенных сельскохозяйственными потребительскими кооперативами  Постановление Правительства Белгородской области от 13 мая 2019 года № 192-пп 2 2 2991

 

Для получения субсидий производителям зерновых культур на возмещение части затрат на производство и реализацию зерновых культур было подано 188 заявок, из которых 22 заявки были отклонены из-за несоответствия предоставленных документов предъявляемым требования. Общая сумма заключенных договоров составила 319547 тыс. руб.

Определение сумм государственной поддержки из бюджетов различного уровня необходимо строится на определении приоритетных направлений в регионе, что должно лежать в основе для формирования системы бюджетной поддержки, которая будет обеспечивать решение следующих задач:

  • закрывать потребность региона в обеспечение уровня продовольственной безопасности и потребления продуктов согласно общепринятых норм;
  • проводить перераспределение бюджетных средств между регионами исходя из производственного направления региона и его роли в обеспечении продовольственной безопасности страны.

 

Методика оценки эффективности использования средств государственной поддержки

Для определения эффективности использования бюджетных средств также будем использовать кроме общего критерия и налогового критерия, другие критерии, расчет которых будет производиться на основании информации о затратах сельскохозяйственных предприятий. В частности, на основании информации о материальных затратах определим производственный критерий как соотношение материальных затрат и суммы государственной поддержки. На основании информации о затратах на оплату труда определим социальный критерий как отношение указанных затрат к сумме государственной поддержки. Для определения инвестиционного критерия можно использовать соотношение суммы амортизационных отчислений (которые характеризуют использование объектов основных средств в процессе производства) к сумме государственной поддержки, а также сумму инвестиций, направленных в регионе на развитие сельского хозяйства. Использование соотношения сумм инвестиций и сумм государственной поддержки связано с тем, что инвестиционные процессы финансируются в аграрной сфере именно за счет льготного кредитования. В качестве общего экономического критерия будет использоваться соотношение прибыли от продажи сельскохозяйственных организаций к сумме государственной поддержки.

После расчета всех критериев необходимо определить общий интегральный показатель провести анализ полученных результатов. Алгоритм определения эффективности использования бюджетных средств представлен на рисунке 1.

 

Алгоритм определения эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных организаций региона

Рисунок 1 – Алгоритм определения эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных организаций региона

 

На рисунке 2 представлен результат расчета налогового критерия для оценки эффективности государственной поддержки. Налоговый критерий определяется как соотношение суммы налоговых платежей от сельскохозяйственных организаций к сумме государственной поддержки. При этом среднее значение по ЦЧР составило 0,6014. Наименьшее значение отмечается по Белгородской и Курской областям — 0,437 и 0,483 соответственно. Наибольшее значение отмечается по Тамбовской и Липецкой областям. Несомненно, что сельскохозяйственные организации имеют льготу по налогу на прибыль (но от несельскохозяйственной деятельности данный налог всё равно уплачивается, а также в том случае, если доля выручки от продажи сельскохозяйственной продукции ниже 70%), но при этом уплачивают земельный, транспортный налог, НДС, ЕСХН и другие.

 

Среднее значение налогового критерия оценки эффективности государственной поддержки

Рисунок 2 – Среднее значение налогового критерия оценки эффективности государственной поддержки

 

При расчете инвестиционного критерия (по амортизации)  определяется отношение суммы начисленной амортизации к сумме государственной поддержки. Анализ инвестиционного критерия, рассчитанного на основании суммы амортизации, показал, что в динамике можно отметить резкий скачок в регионах, если проанализировать этот показатель по годам. Это объясняется наличием большего количества инвестиционных проектов в части развития сельского хозяйства по причине сосредоточения крупных интегрированных структур именно на этой территории (рис. 2).

 

Среднее значение инвестиционного критерия (по амортизации) оценки эффективности государственной поддержки

Рисунок 2 – Среднее значение инвестиционного критерия (по амортизации) оценки эффективности государственной поддержки

 

Среднее значение показателя инвестиционного критерия (по амортизации) в ЦЧР составило 1,5714. Наименьшее значение отмечается по Курской области — 1,202  и Воронежской области — 1,475. По Белгородской и Тамбовской областям значение инвестиционного критерия выше отметки 1,8.

Расчет инвестиционного критерия на основании суммы инвестиций в регионе, направленных на развитие сельского хозяйств (рис.3) даёт несколько иную картину в части ситуации с инвестиционным процессом в областях ЦЧР. В расчете на 1 руб. бюджетных средств наибольшая сумма инвестиций на развитие сельского хозяйства отмечается в Воронежской и Белгородской областях. Полученные расчеты указывают на низкую инвестиционную привлекательность в указанных регионах. По Курской области необходимо отметить самое низкое значение 1,407, которое к тому же значительно ниже среднего по региону — 1,9464.

 

Среднее значение общего инвестиционного критерия оценки эффективности государственной поддержки

Рисунок 3 – Среднее значение общего инвестиционного критерия оценки эффективности государственной поддержки

 

Производственный критерий характеризует соотношение материальных затрат на производство сельскохозяйственной продукции и суммы государственной поддержки. Среднее значение данного критерия составляет по рассматриваемому региону 9,51  (рис. 4). Значительное превышение данного значения более, чем  на 1 позицию, отмечается по Воронежской и Белгородской областям. Это обусловлено  большим производством валовой продукции сельского хозяйства в этих областях в  сравнении с другими регионами. Наряду с этим можно отметить  низкий уровень производственного критерия по Курской и Тамбовской областям, что указывает на более низкие темпы производства продукции сельского хозяйства.

Среднее значение производственного критерия оценки эффективности государственной поддержки

Рисунок 4 – Среднее значение производственного критерия оценки эффективности государственной поддержки

 

Социальный критерий отражает отношение затрат на оплату труда сельскохозяйственных предприятий и суммы государственной поддержки. Согласно данных, представленных на рисунке 5, в среднем по ЦЧР  на 1 руб. бюджетных средств приходится 1,66 руб. затрат на оплату труда.

 

Среднее значение социального критерия оценки эффективности государственной поддержки

Рисунок 5 – Среднее значение социального критерия оценки эффективности государственной поддержки

 

При этом в разрезе областей резко доминирует Воронежская область, в которой значение этого показателя 1,942. Значение социального показателя значительно ниже среднего по региону наблюдается в Тамбовской (1,124) и в Липецкой областях (1,456).

При оценке экономического критерия использовалось соотношение прибыли от продаж сельскохозяйственных организаций и суммы государственной поддержки (рис. 6). Наибольшее среднее значение экономического критерия отмечается по Белгородской области (17,55) который на 4 позиции выше среднего значения по ЦЧР — 13,47. Наименьшее значение показателя отмечается по Курской области (11,085) и Воронежской области (12,425).

 

Среднее значение экономического критерия оценки эффективности государственной поддержки

Рисунок 6 – Среднее значение экономического критерия оценки эффективности государственной поддержки

 

С учетом рассмотренных выше критериев оценки эффективности государственной поддержки был определён интегральный показатель, среднее значение которого за рассматриваемый период представлено на рисунке 7.

 

Среднее значение интегрального показателя оценки эффективности государственной поддержки

Рисунок 7 – Среднее значение интегрального показателя оценки эффективности государственной поддержки

 

Представленная на рисунках информация позволяет сделать вывод об эффективности использования бюджетных средств в Воронежской и Белгородской областях. Данный факт отмечается тем, что в данных областях всё же доминируют крупные интегрированные структуры, которые имеют замкнутый цикл производства как продукции растениеводства, так и животноводства. При этом разница между двумя регионами незначительна, что объясняется относительно равными условиями функционирования аграрного производства: от природно-климатических условий до  управленческих решений, принимаемых руководством региона для развития АПК. Наименьшее значение интегрального показателя отражается по таким областям, как Курская (1,7) и Тамбовская (1,801), в то время как среднее значение по ЦЧР 1,998.

С учетом полученного интегрального показателя эффективности использования средств государственной поддержки классифицируем округа, исходя из следующей градации:

  • от 0,00 до 1,00 — депрессивный регион;
  • от 1,01 до 2,00 — опорный регион
  • более 2,01 — прогрессивный регион

Распределение областей ЦЧР представлен в таблице 8.

 

Таблица 8 — Классификация областей ЦЧР

Федеральный округ Значение интегрального коэффициента Тип
Белгородская область 2,166 прогрессивный регион
Воронежская область 2,216 прогрессивный регион
Курская область 1,700 опорный регион
Липецкая область 1,976 опорный регион
Тамбовская область 1,801 опорный регион
ЦЧР 1,998 опорный регион

 

Заключение

Представленная оценка эффективности использования бюджетных средств в областях указывает на неоднозначность действующего механизма распределения средств. Представленный алгоритм оценки эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных организаций региона учитывает различные составляющие и указывает на необходимость проведения анализа не только в целом, но и по каждому отдельному критерию отдельно.

 

Библиографический список

  1. Вербицкая, Н. С. Совершенствование методики оценки эффективности государственной поддержки сельского хозяйства // Молодой ученый. — — № 51 (289). — С. 271-274.
  2. Гаврилова, З.В. Оценка эффективности государственной поддержки в сельскохозяйственных организациях Воронежской области // Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-gosudarstvennoy-podderzhki-v-selskohozyaystvennyh-organizatsiyah-voronezhskoy-oblasti (дата обращения 27.07.2024).
  3. Изменения в предоставлении господдержки для аграриев с 2024 года // Режим доступа: URL: https://mcx.gov.ru/press-service/news/izmeneniya-v-predostavlenii-gospodderzhki-dlya-agrariev-s-2024-goda/ (дата обращения 27.07.2024).
  4. Калинин, А.М., Самохвалов, В.А. Эффективность финансовой поддержки сельского хозяйства: общая оценка и межбюджетный эффект // Режим доступа: URL: https://ecfor.ru/wp-content/uploads/2020/10/otsenka-effektivnosti-finansovoj-podderzhki-selskogo-hozyajstva.pdf (дата обращения 27.07.2024)
  5. Колесников, А. В., Здоровец, Ю.И. Эффективность экономических механизмов государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей // АПК: экономика, управление. – 2023. – № 12. – С. 23-34.
  6. . Колосков, В.С. Применение методики ОЭСР по оценке мер совокупной поддержки сельского хозяйства для анализа эффективности аграрной политики в Российской Федерации // Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-metodiki-oesr-po-otsenke-mer-sovokupnoy-podderzhki-selskogo-hozyaystva-dlya-analiza-effektivnosti-agrarnoy-politiki-v (дата обращения 27.07.2024).
  7. Мухина, Е. Оценка эффективности государственной поддержки агропромышленного производства // Режим доступа: URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9488823 (дата обращения 27.07.2024)
  8. Самарина, В.П. Обзор методов государственной поддержки агропромышленного комплекса и перспективы сельскохозяйственного производства в условиях нового кризиса // Режим доступа: URL: https://vestnik.vsau.ru/wp-content/uploads/2021/08/81-102.pdf (дата обращения 27.07.2024).

 

References

  1. Verbitskaya, N.S. Improvement of the Methodology for Evaluating the Effectiveness of State Support for Agriculture. [Sovershenstvovanie metodiki otsenki effektivnosti gosudarstvennoy podderzhki sel’skogo khozyaystva]. // Young Scientist. – 2023. – No. 51 (289). – P. 271-274.
  2. Gavrilova, Z.V. Evaluation of the Effectiveness of State Support in Agricultural Organizations of the Voronezh Region. [Otsenka effektivnosti gosudarstvennoy podderzhki v selskokhozyaystvennykh organizatsiyakh Voronezhskoy oblasti]. // Available at: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-gosudarstvennoy-podderzhki-v-selskohozyaystvennyh-organizatsiyah-voronezhskoy-oblasti(accessed on 27.07.2024).
  3. Changes in the Provision of State Support for Farmers from 2024. [Izmeneniya v predostavlenii gosudarstvennoy podderzhki dlya agrariev s 2024 goda]. // Available at: URL: https://mcx.gov.ru/press-service/news/izmeneniya-v-predostavlenii-gospodderzhki-dlya-agrariev-s-2024-goda/(accessed on 27.07.2024).
  4. Kalinin, A.M., Samokhvalov, V.A. Efficiency of Financial Support for Agriculture: General Assessment and Inter-Budgetary Effect. [Effektivnost finansovoy podderzhki selskogo khozyaystva: obshchaya otsenka i mezhbyudzhetnyy effekt]. // Available at: URL: https://ecfor.ru/wp-content/uploads/2020/10/otsenka-effektivnosti-finansovoj-podderzhki-selskogo-hozyajstva.pdf(accessed on 27.07.2024).
  5. Kolesnikov, A.V., Zdovorets, Yu.I. Efficiency of Economic Mechanisms for State Support of Agricultural Producers. [Effektivnost ekonomicheskikh mekhanizmov gosudarstvennoy podderzhki selskokhozyaystvennykh tovaroproizvoditeley]. // AIC: Economics and Management. – 2023. – No. 12. – P. 23-34.
  6. Koloskov, V.S. Application of the OECD Methodology for Evaluating Aggregate Support Measures for Agriculture to Analyze the Effectiveness of Agricultural Policy in the Russian Federation. [Primenenie metodiki OESR po otsenke mer sovokupnoy podderzhki selskogo khozyaystva dlya analiza effektivnosti agrarnoy politiki v Rossiyskoy Federatsii]. // Available at: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-metodiki-oesr-po-otsenke-mer-sovokupnoy-podderzhki-selskogo-hozyaystva-dlya-analiza-effektivnosti-agrarnoy-politiki-v(accessed on 27.07.2024).
  7. Mukhina, E. Evaluation of the Effectiveness of State Support for Agro-Industrial Production. [Otsenka effektivnosti gosudarstvennoy podderzhki agropromyshlennogo proizvodstva]. // Available at: URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9488823(accessed on 27.07.2024).
  8. Samarina, V.P. Review of Methods of State Support for the Agro-Industrial Complex and Prospects for Agricultural Production in the Conditions of a New Crisis. [Obzor metodov gosudarstvennoy podderzhki agropromyshlennogo kompleksa i perspektivy selskokhozyaystvennogo proizvodstva v usloviyakh novogo krizisa]. // Available at: URL: https://vestnik.vsau.ru/wp-content/uploads/2021/08/81-102.pdf(accessed on 27.07.2024).

Еще в рубриках

Белгородская область

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *