Главная страница » Публикации » №3 (79) » Приоритетное развитие машиностроения Казахстана как основа индустриализации экономики страны

Приоритетное развитие машиностроения Казахстана как основа индустрилизации экономики страны

Priority development of mechanical engineering in Kazakhstan as a basis for industrialization of the country’s economy

Авторы

Заманбеков Шуахбай Заманбекович
кандидат экономических наук, профессор кафедры бизнеса и управления
Республика Казахстан, Международный транспортно-гуманитарный университет
zamanbekov50@mail.ru
Бейсекова Жанна Ызгарбековна
кандидат экономических наук, ассистент профессор кафедры бизнеса и управления
Республика Казахстан, Международный транспортно-гуманитарный университет
zhanna.beysekova@mail.ru
Догалов Амангелды Нажмединович
кандидат экономических наук, ассистент профессор
Республика Казахстан, Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет
dogalov51@bk.ru
Заманбеков Дархан Шуахбаевич
PhD, ассистент профессор
Республика Казахстан, Университет им. Сулеймана Демиреля
zamanbekov@gmail.com

Аннотация

Исследуемая тема посвящена проблеме обеспечения перевода отечественного машиностроения на инвестционно-инновационную основу, от уровня развития которого зависит экономический рост страны в ближайшей перспективе, а также имет большое значение для устойчивого развития экономики страны и проведения ее структурных преобразований. В ней анализируются источники инвестиций, их направления и возможности развития этой отрасли в зависимости от инвестиционной обеспеченности ее. Освещается роль машиностроения в осуществлении инновационной деятельности в отраслях экономики страны и повышении ее конкурентоспособности.
Основное внимание уделяется анализу современного состояния этой отрасли и выявлению причины медленного наращивания ее производственных мощностей, что необходимо для разработки рекомендации по использованию механизма государственно-частного партнерства и кластерного подхода к развитию машиностроения. Применение этого механизма дает также возможность развертывать предпринимательскую деятельность, устанавливая взаимовыгодные отношения между ее субъектами.
На фоне позитивных тенденций в развитии машиностроения рассматривается также ряд нерешенных проблем, которых необходимо решать путем проведения модернизации и диверсификации производства, чтобы обеспечить выпуск качественной машиностроительной продукции, отвечающей требованиям международных стандартов.

Ключевые слова

индустрилизация, инновация, модернизация, диверсификация, импортозависимость, интенсивность, технология, потенциал, кластер.

Рекомендуемая ссылка

Заманбеков Шуахбай Заманбекович , Бейсекова Жанна Ызгарбековна , Догалов Амангелды Нажмединович , Заманбеков Дархан Шуахбаевич

Приоритетное развитие машиностроения Казахстана как основа индустрилизации экономики страны// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (79). Номер статьи: 7908. Дата публикации: 12.08.2024. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7908/

Authors

Zamanbekov Shuakhbay Zamanbekovich
Candidate of Economic Sciences, Professor of the Department of Business and Management
Republic of Kazakhstan, International Transport and Humanitarian University
zamanbekov50@mail.ru
Beisekova Zhanna Yzgarbekovna
Candidate of Economic Sciences, Assistant Professor of the Department of Business and Management
Republic of Kazakhstan, International Transport and Humanitarian University
zhanna.beysekova@mail.ru
Dogalov Amangeldy Nazhmedinovich
Candidate of Economic Sciences, Assistant Professor
Republic of Kazakhstan, West Kazakhstan Innovation and Technological University
dogalov51@bk.ru
Zamanbekov Darkhan Shuakhbaevich
PhD, Assistant Professor
Republic of Kazakhstan, Suleyman Demirel University
zamanbekov@gmail.com

Abstract

The topic under study is devoted to the problem of ensuring the transfer of domestic mechanical engineering to an investment and innovation basis, the level of development of which determines the country's economic growth in the near future, and is also of great importance for the sustainable development of the country's economy and the implementation of its structural transformations. It analyzes the sources of investment, their directions and the possibilities for developing this industry depending on its investment security. The role of mechanical engineering in implementing innovative activities in the sectors of the country's economy and increasing its competitiveness is highlighted.
The main attention is paid to the analysis of the current state of this industry and identifying the reasons for the slow increase in its production capacity, which is necessary for developing recommendations on the use of the public-private partnership mechanism and the cluster approach to the development of mechanical engineering. The use of this mechanism also makes it possible to develop entrepreneurial activity, establishing mutually beneficial relations between its entities.
Against the background of positive trends in the development of mechanical engineering, a number of unresolved problems are also considered that need to be solved through modernization and diversification of production in order to ensure the release of high-quality mechanical engineering products that meet the requirements of international standards.

Keywords

industrialization, innovation, modernization, diversification, import dependence, intensity, technology, potential, cluster.

Suggested Citation

Zamanbekov Shuakhbay Zamanbekovich , Beisekova Zhanna Yzgarbekovna , Dogalov Amangeldy Nazhmedinovich , Zamanbekov Darkhan Shuakhbaevich

Priority development of mechanical engineering in Kazakhstan as a basis for industrialization of the country's economy// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №3 (79). Art. #7908. Date issued: 12.08.2024. Available at: https://eee-region.ru/article/7908/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Экономика Казахстана на основе проводимых реформ в стране начала, хотя медленно выстраиваться в соответствии с новыми трендами глобальной промышленной революции «Индустрия 4.0», что обуславливает необходимость интенсификации промышленного производства через его технологической модернизации, введения в эксплуатацию эффективных передовых технологий, создания наукоемких отраслей и производств, цифровых  платформ и т.д. Это подтверждается значимыми по своему содержанию процессом восхождения страны постепенно шаг за шагом к вершинам инновационной индустриализации, чтобы производимой наукоемкой продукции успешно конкурировать на мировом рынке.

В Казахстане имеются благоприятные возможности для устойчивого развития экономики на инновационной основе, при которой результаты производства должна неуклонно расти с высокой долей инновационной продукции. Но для этого необходимо улучшение отраслевой структуры экономики с увеличением в ней доли существующих приоритетных отраслей промышленности и прежде всего машиностроительной отрасли, которая должна занимать ведущее место в развитии экономики и совершенствовании ее отраслевой структуры на основе диверсификации.

Продукция машиностроительной отрасли используется практически всеми отраслями экономики и в значительной степени определяют их развитие на инновационной основе благодаря созданию ею новые образцы техники и технологий. Однако номенклатура производимой сейчас продукции машиностроения весьма ограничена и потребности страны в ней удовлетворяются в значительной мере за счет импортной поставки.

В связи с этим состояние машиностроения страны нуждается в радикальной модернизации производства на инновационной основе. Для осуществления этой модернизации был проведен анализ современного состояния этой отрасли и в ходе исследования его результатов были выявлены основные причины и сдерживающие факторы развития машиностроения. Отрасли машиностроения находится в технологической цепочке добывающих и перерабатывающих отраслей промышленности, участвующих в производстве техники и оборудования. Поэтому деятельность предприятий этих отраслей характеризуются сложной системой связи как производственного, так и финансового характера, что ставит их зависимость от предприятий смежников, поставляющих сырье, энергию, материалы, комплектующие узлы и механизмы для производства ими конечной продукции.

Из-за сложной структуры, конечной продукции машиностроения, предприятия этой отрасли стали многопрофильными, предпочитая для себя агрегатное производство, отходя от оправдавших для себя на практике кооперации и специализации, отмечаются они также пространственной удаленностью от своих потребителей, что наталкивает их на определенные ограничения, мешающие стабилизации и устойчивому развитию машиностроительного производства страны. При этом сохраняются еще факторы, которые сдерживают развитие инновационной деятельности машиностроения и процесса реализации результатов этой деятельности. Среди этих факторов следует называть недостаток  средств финансирования и ограниченность их источников, непривлекательность отраслей машиностроения для коммерческого и иностранного капитала, низкий технологический уровень их предприятий, слаборазвитая научно-техническая и транспортная инфраструктура, которая не соответствует по виду и качеству функционированию международной практике.

Для устранения недостатков в развитии машиностроения страны и перевода его на инновационную основу, что является сегодня для индустриально развитых стран главным лейтмотивом экономического развития их, исследованием определены  меры в рамках реализуемой государством промышленной политики и принятых законодательных и нормативных актов в последние годы. Для устойчивого развития машиностроения, как приоритетной отрасли промышленности предлагается проведение реструктуризации многопрофильных  предприятий этой отрасли на основе эффективных хозяйственных и правовых механизмов, обеспечивающих предпринимательскую деятельность субъектов малого и среднего бизнеса. Это необходимо для углубления локализации и увеличения объема собственного производства продукции машиностроения в стране.

Для целенаправленного воздействия государства на развитие машиностроения и повышение его инновационной активности путем привлечения инвестиции посредством использования государственно-частного партнерства является также важнейшей мерой в решении стоящей задачи перед этой отрасли. Наряду с этим предлагаемый кластерный подход, широко распространенный в развитых странах мира, позволяет машиностроительному комплексу статейно вести инновационную деятельность, направленную на использование научных исследований и разработок новшеств востребованных рынком. Таким образом, отечественное машиностроение с помощью предлагаемых мер преодолеет свое отставание в развитии и обеспечить осуществление инновационной индустриализации страны.

 

Результаты исследования

Машиностроение в составе отраслей промышленности, особенно среди ее обрабатывающей отрасли выделяется присущей типичной структурой производимой конечной продукции, благодаря которой оно считается ключевой отраслью экономики Казахстана,  создающей необходимые условия для ее развития. Эта отрасль в настоящее время начинает приобретать растущую значимость, повышая свою роль в экономике в связи с переводом ее на инновационный путь развития. С этой отраслью связано появление и развитие наукоемких отраслей экономики, высокотехнологичных наукоемких производств, обеспечивающих проведение в стране структурной перестройки экономики на основе осуществления ее диверсификации и модернизации, придание ей индустриального типа.

Как показывают результаты исследований, в последние годы в структурной перестройке экономики страны продолжают устойчиво происходит положительные изменения, обеспечивающие рост экономики и ее переориентации на инновационный путь развития. Происходящие структурные сдвиги в отраслях экономики показывают, что Казахстан стал переходить от приоритетного развития сырьевых отраслей, которые были ведущими в национальной экономике, к преимущественному развитию отраслей обрабатывающей промышленности, обладающими мультипликативным эффектом среди всех сфер экономики, усиливающим к этому процессу заинтересованность государства.

Направления и интенсивность структурных преобразований в промышленности республики привели к снижению роли горнодобывающей промышленности, доля которой в общем объеме производства промышленной продукции в 2020 году составила 43,6% против 54,7 % в 2018 году. При этом удельный вес продукции обрабатывающей промышленности в указанном году составил 49,0%. Из этого соотношения видно, что обрабатывающая промышленность в современный период становится основным драйвером роста экономики страны. В 2022 году при общем росте экономики на 3,2 % продукция обрабатывающей промышленности увеличилась на 5,4 %.  Достижению такого соотношения в темпах роста способствовала разработанная специально для  реализуемая сейчас в стране промышленная политика, разработанная специально для обеспечения устойчивого развития отраслей обрабатывающей промышленности, в том числе и такой важной отрасли экономики как машиностроение.

Для обеспечения устойчивого, более интенсивного развития машиностроения разработана Дорожная карта по развитию этой отрасли на период 2019-2024 года, в конце 2021 года принять закон Республики Казахстан о промышленной политике и создан Фонд развития промышленности Казахстана и одновременно был определен источник его финансирования [1,2]. В этих документах предусмотрен комплекс мер по обеспечению конкурентоспособности машиностроительных предприятий, внедрению в производство новых технологий, повышению экспортного потенциала отечественного машиностроения, по оказанию государственной поддержки и использованию механизмов экономического стимулирования развития этой отрасли на ближайший период.

В настоящее время машиностроение занимает в стране третье место по объемам производства в обрабатывающей промышленности после металлургии и производства продуктов питания. Как показывает мировая практика,  машиностроение должно стать одной из ключевых отраслей промышленности, уровень развития которой отражает уровень интенсивности развития экономики страны. В развитых странах мира доля машиностроительного производства составляет в общем объеме промышленной продукции от 35,2 % (Китай) до 53,6 % (Германия). В Казахстане доля продукции машиностроения в общем объеме производства промышленной продукции остается пока низкой, в 2020 году она составила 6,8% (таблица 1). Но следует отметить как положительный факт тенденцию ежегодного роста этой доли, хотя она увеличивается медленно [3].

Причина такого медленного роста связана с плохой инвестиционной обеспеченностью этой отрасли. Направляемые на развитие отраслей машиностроения объемы инвестиций были недостаточными, чтобы поднять уровень его инвестиционной обеспеченности и на этой основе добиться высоких темпов роста производства продукции машиностроения с одновременным улучшением ее качества. Объем инвестиции в основные фонды машиностроения в 2020 году составил 62,9 млрд. тг., что по сравнению с 2016 годом больше 1,7 раза. Такой рост направляемой суммы инвестиции на развитие машиностроения обеспечил положительную динамику в ежегодном росте объема производства продукции этой отрасли.

В 2020 году рост объема производства машиностроительной продукции против 2016 года составил 3,3 раза, в денежном выражении 1823,9 млрд тг. Несмотря на такие показатели развития машиностроения, эта отрасль не стала пока приоритетной среди отраслей экономики.

 

Таблица 1. Динамика и структура объема производства машиностроительной продукции на 2016-2020 гг., %

п/п № Отрасли 2016 2017 2018 2019 2020
Общий объем производства промышленной продукции 100 100 100 100 100
в т.ч.: Машиностроение 4,03 4,4 4,0 5,0 6,8
в том числе:
1. Производство компьютеров, электронной и оптической оборудования 0,2 0,2 0,1 0,2 0,15
2. Производство электрического оборудования 0,53 0,52 0,5 0,57 0,62
3. Производство машин и оборудования, не включенных в другие категории 0,62 0,54 0,57 0,69 0,87
4. Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов 0,3 0,66 0,76 1,23 2,27
5. Производство прочих транспортных средств 0,29 0,44 0,33 0,42 0,8
6. Ремонт и установка машин и оборудования 2,1 2,05 1,73 1,96 2,04
Примечание: составлено на основании данных [3].

 

Доля отраслей машиностроения в структуре инвестиции и производимом объеме продукции промышленности остается низкой, имеет меньше 1% по инвестиции и как мы заметили 6,8% составляет от общего объема производства промышленной продукции (таблица 2). Как видно из таблицы за 30 лет независимости Казахстана инвестиции вложены только на сырьевые отрасли.

Уровень этих показателей машиностроения значительно меньше на несколько, можно сказать даже на много порядков порогового его значения, при котором обеспечивается экономическая безопасность страны. Из-за недостатка инвестиционных вложений на развитие машиностроения техническое состояние и технологический уровень производственных мощностей этой отрасли имеет низкий инновационный потенциал, сдерживающий процесса ускорения индустриализации страны.

По данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан в 2020 году импорт всех товаров в стране составил более 35,4 млрд. долларов США, почти половина этой суммы (48,9%) составил импорт продукции машиностроения, или 17,3 млрд. долларов США. В стране общая потребность в продукции машиностроения на 80% удовлетворяется за счет импортной поставки. Казахстан импортирует такие конечные продукции, как автомобили, электроника, электрические машины и транспортные средства, а также промежуточных товаров, т.е. комплектующих, в части средств производства – станки и оборудование для нефтегазовой отрасли.

Импортозависимым отраслям страны относятся: электрооборудование, автомобилестроение, нефтегазовое и горно-металлургическое машиностроение. Зависимость этих отраслей машиностроения от импортной поставки создает уязвимость конкурентоспособности их предприятий как в плане технологии, так и в плане себестоимости продукции. Поэтому важной задачей, стоящей сегодня перед отраслями машиностроения, снизить их зависимость от импорта. Для этого в рамках Дорожной карты по развитию машиностроения на 2019-2024 годы предлагается создать базовые производства для выпуска чугуна и литья, необходимого для машинного оборудования, а также поковок и заготовок, легированной и нелегированной стали, пластмассы и изделия из них, чтобы использовать вышеуказанных отраслях машиностроения для производства конечной продукции.

 

Таблица 2. Динамика и структуры инвестиции в основной капитал по отрасли 2016-2020 гг. «Промышленность», %

п/п № Отрасли 2016 2017 2018 2019 2020
Инвестиции в основной капитал по отрасли «Промышленность» 100 100 100 100 100
в том числе:
1. Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров 63,2 62,1 68,4 71,3 63,7
2. Обрабатывающая промышленность 20,32 20,1 18,9 13,1 17,38
в том числе:
2.1. Пищевая промышленность 2,15 2,4 2,37 1,62 2,27
2.2. Легкая промышленность 0,17 0,09 0,14 0,12 0,32
2.3. Металлургическое производство 7,55 4,46 4,35 4,36 6,22
2.4. Машиностроение 0,9 1,33 0,84 0,76 0,01
Примечание: составлено на основании данных [3].

 

Выделенные суммы инвестиции следует преимущественно направлять на увеличение объемы производства в тех отраслях машиностроения, где продукция состоит из сложных машин и приборов, необходимых для проведения модернизации и качественной диверсификации экономики, а также на формирование новых отраслей наукоемкого машиностроения, выпускающих наукоемкой продукции , что приведет к расширению научно-технической сферы экономики и развитию научно-технологического базиса самой этой отрасли. Но в последние годы этот вид деятельности остается пока на неизменных позициях, если доля в общем объеме производства промышленной продукции в 2016 году составили 2,1%, то 2020 году – 6,8%, а в структуре инвестиции  в основной капитал промышленности ее удельный вес даже уменьшился с 0,23% до 0,16%. Это повлияло на состояние основных фондов машиностроения и изменение характеризующих его показателей не в лучшую сторону.

В 2020 году в структуре основных средств промышленности доля машины оборудовании составил 38,6%, а в обрабатывающей промышленности соответственно 56,2% [4].

2020 году степень износа основных фондов в промышленности составил 51,8%, коэффициент обновления – 13,8% и коэффициент их выбытия – 1,1% (таблица 3). В среднем по отрасли машиностроения загрузка производственных мощностей не превышает 50%, что связано с импортной поставкой части продукции, не выпускаемой в стране. Например, по официальным данным, спрос рынка машиностроительной продукции Республики Казахстан в 2023 году оценивается в 23 млрд. долларов США, из которых только 3,1 млрд. долларов США обеспечивается отечественным производством. Это показывает, каким потенциалом обладает страна для роста машиностроения за счет импортозамещения [5].

 

Таблица 3. Структура основных средств промышленности на 2016-2020 гг. по машинам оборудовании, %

Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
1. Коэффициент обновления 8,2 9,1 9,2 9,2 13,8
2. Коэффициент ликвидации 1,7 1,4 1,3 1,4 1,1
3. Степень износа 42,0 41,9 43,0 47,2 51,8
Примечание: составлено на основании данных [4].

 

Обсуждение полученных результатов

В настоящее время развитые страны мира, осуществляющие индустриализацию в полном объеме, находятся сейчас на постиндустрилизационной стадии и занимаются разработкой и созданием новшеств в экономике, ее динамичного развития, проводив при этом в комплексе необходимые меры по диверсификации и модернизации производства, по совершенствованию существующих инфраструктурных систем, чтобы занять ключевые позиции в происходящем процессе формирования глобальной информационной и инновационной инфраструктуры. Это представляет для Казахстана глобальный вызов, вынуждающим его быть в тренде общемировых изменений на основе динамичного развития экономики, всех ее отраслей и сфер, внедрения новых технологии, инновации и стабильного общества. Поэтому очень важной задачей является ускоренное развитие действующих предприятий машиностроения и создание новых предприятий наукоемкой машиностроительной подотраслей от роста производства высокотехнологической продукции которых зависит надлежащее функционирование экономики страны и перевод ее на инновационную основу.

В конце 2020 года в стране функционировали около 3 тыс. предприятий машиностроения, из них 63 крупных, 100 средних и 2848 малых, на долю которых приходится около 40% от общего объема промышленной продукции, произведенной в указанном году и последующие годы. Основная часть продукции машиностроения выпускается средним и крупными предприятиями этой отрасли, которые продолжают сами производить самостоятельно все агрегаты и другие небольшие комплектующие изделия выпускаемой конечной продукции, что конечно, нежелательно, поскольку в этом случае происходит распыление средств и снижается эффективность использования. Но несмотря на это казахстанское содержание конечной продукции все равно остается высоким, комплектующие запасные части, детали и узлы машин от 30% и больше завозится из зарубежных стран.

В некоторых предприятиях отдельных отраслей машиностроения все еще сохраняется не оправдывающая себя сейчас старая система, когда эти предприятия делают практически все работы по цепочке от переработки сыпья до выпуска готового конечного продукта. В производственной структуре их кроме основных (обработки и сбора) имеются заготовительные цехи (литейные, кузнечные, прессовые, раскройно-заготовительные) и даже инструментальные и ремонтные цехи, участки и обслуживающие хозяйства. Конечно, при такой производственной структуре предриятие становится трудноуправляемым и неконкурентоспособным не только на внешнем, но и на внутреннем рынке [6].

За последние годы несмотря на кризис пандемии, вызванный с кореновирусной инфекцией машиностроительное производство в стране развивалось, даже сформировалось целая система высокотехнологичных предприятий по выпуску металлоизделий, сортовой прокат, оборудования и машин известных зарубежных брендов. Например, в автомобилестроении появились такие предприятия по выпуску легковых автомобилей модели «Тойота», «Ниссан», «Дженерал Электрик», «Альетон», «Лада» и ряда других. Но в этих предприятиях казахстанское содержание пока остается не высоким, многие комплектующие запасные части, детали и узлы машин продолжают завозится из зарубежных стран.

Уровень локализации местного производства на этих предприятиях составляет почти 30%. В целях повышения уровня локализации, снижения завоза из зарубежа комплектующих запасных частей выпускаемой конечной продукции необходимо вокруг крупных предприятий, занятых производством этой продукции, создать малые и средние предприятия и передать им заготовление завозимых посредством импорта комплектующих изделий конечной продукции. Но, чтобы провести эту работу крупные машиностроительные предприятия должны проявлять инициативу в этом деле, создавая благоприятные условия для появления и функционирования предприятий МСБ (малый и средний бизнес). Они устанавливают и закрепляют на договорной основе отношения с этими предприятиями, как поставщик сырья и материалов и как оптовый потребитель их продукции.

Малые и средние предприятия создаются как самостоятельный хозяйствующий субъект, чтобы сохранить свою независимость и проводить свою относительно независимую политику. Одни из предприятий МСБ может стать в регионе нахождения предприятии крупного бизнеса центром по механообработке, другой – по сварке, третьи – по литью или производством режущего инструмента и т.д. [7, 11].

Малые и средние предприятия в ходе своего развития становятся нередко основным генератором инновационных процессов, поставляя крупным предприятям новые единичные виды комплектующих изделий для выпуска ими инновационной продукции в виде новых моделей транспортных средств, машин и оборудования. Например, такие крупные предприятия, как «СемАЗ» в г. Семипалатинске, «Агромашхолдинг» в г. Кустанае, «АзияАвто» в г. Усть-каменогорске, приборостроительный завод в г. Кокшетауе, эксковаторный завод в г. Кентау, завод «Электроаппарат» в г. Шымкенте и т.д. учитывая специфику своей конечной продукции могут создать предприятия МСБ вокруг себя по следующим видам комплектующих изделий, а именно, по изготовлению шестеренки, зубчатых колец, звездочек, валов, нестандартной метизной продукции, чугунное литье с последующей механической обработкой, штампованных металлических деталей, пластмассовых корпусов и других видов изделий.

Свои отношения с этими предприятиями они должны строить на основе контракта и субконтракта. Но могут использовать также систему сотрудничества (франчайзинг), что открывает для них дополнительные возможности для расширения сферы их деятельности и повышения ее эффективности. Наиболее благоприятные условия для развития взаимоотношении между крупными предприятиями МСБ создаются формированием кластера. Совместное и взаимосвязанное развитие их в рамках кластерного объединения выгодны как МСБ, так и крупному бизнесу.

Активизация деятельности предприятий МСБ в отраслях машиностроения должна стать предпочтительной для экономики страны, потому что она позволяет решить проблему, связанную с улучшением структуры занятости их субъектов, обеспечением работой трудоспособного населения, снижением уровня монополизации производства и т.д.

Глава государства Касым-Жомарт Токаев указал, что «следует в полной мере использовать институт государственно-частного партнерства (ГЧП) и подушевого финансирования, особенно для привлечения инвестиций в социальную инфраструктуру». В связи с этим разрабатывается сейчас новая модель ГЧП для внедрения в практику взаимодействия государства и частного бизнеса, на основе которой МСБ станет ключевым фактором трансформационных преобразований в отраслях машиностроения, в повышении собственной роли в инновационном развитии этой отрасли и переводе экономики страны на инновационный путь развития, основанной на знаний и использовании наукоемкой продукции машиностроения.

Важной задачей предприятий машиностроения является обновление производственно-технологического потенциала, для чего необходимо обновление пороизводственного оборудования, внедрение новых технологий, выпуск инновационной продукции, направлять доминирующую часть ресурсов на проведение этих видов работ. В настоящее время обновлению производственного обордудования на новой технологической основе и внедрению прогрессивных технологий  в значительной степени препятствует изношенность производственного аппарата (39,2%) предприятий. Поэтому первоочередной и неотложенной задачей развития машиностроения является инновационно-технологическое перевооружение его предприятий, которое создает необходимые условия и предпосылки для производства конкурентоспособного оборудования, инновационной продукции.

Улучшение положения предприятий машиностроения происходит не только на основе проведения технического перевооружения, но и организационных изменений. Создание в стране кластерно-инновационной структуры в отраслях машиностроения и вхождение в него действующих предприятий этих отраслей обеспечивает установление новых взаимоотношений между ними и эффективность функционирования, стабилизируя инвестиционная обеспеченность их. [8,9].

Кластерный подход позволяет крупным машиностроительным компаниям стабильно вести инновационную деятельность направленную на использование научных исследований и разработок новшеств востребованных рынком. Такой подход создает условия и для укрупнения компании на основе интеграции возможностей науки, бизнеса и образования, способствуя формированию крупных промышленных объединений, которые своими силами могут осуществить переоснащение предприятий других отраслей промыщленности машинами, технологическим оборудованием на основе мировых стандартов, избавление их от дорогостоящего импорта, модернизирование производственного аппарата экономики страны с развитием принципиально новых отраслей и производства по выпуску электронной оптической продукции и изделий биотехнологии, проводя при этом модернизацию и обновление собственной технологической и производственной базы [10].

 

Выводы

  1. В связи с динамичным развитием экономики Казахстана в ближайшие годы потребность страны в машиностроительной продукции возрастет. Поэтому возведение машиностроение в ранг приоритетной отрасли промышленности оправдано и связано оно с необходимостью создания научно-технологического базиса наукоемкого машиностроения как главного генератора выпуска наукоемкой продукции.
  2. На нынешнем этапе развития экономики страны основной стратегической задачей должна стать обновление материально-технической базы машиностроения новыми образцами техники и механизмами для повышения технической оснащенности производства, уровень которой на некотрых ее предприятиях достаточно низкий, а используемые в них оборудование и производственные линии морально устаревшие, что не дает возможности производить высокотехнологичной конкурентоспособной продукции.
  3. На сегодняшний день в большинстве машиностроительных предприятий все еще сохранены не оправдающие себя архаичная производственная структура, когда одно предприятие делает практически все от переработки сырья и материалов довыпуска готового конечного продукта. Некоторые из этих предприятий являются многопрофильными. Поэтому локализация производства конечного продукта на сборочных заводах низкий и казахстанское содержание в нем невысокий.
  4. Проведение реструктуризации действующих предприятий машиностроения с целью снятия с производства устаревшей и налаживания производства принципиально новой или модифицированной продукции требуют усиления роли государства, которое координируя на государственном уровне взаимодействия государственно-частного партнерства обеспечивает согласованность национальных, отраслевых и региональных приоритетов развития, концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях.
  5. Развитие малого и среднего бизнеса (МСБ) в отраслях машиностроения и активизация предпринимательской деятельности их приведет к изменению существующей сейчас в стране структуры МСБ в пользу инновационного развития экономики и становлению этого бизнеса ее крупный сектор, как развитых странах мира. Сосредоточение предприятий МСБ вокруг крупных машиностроительных компаний позволяет сократить импортной поставки комплектующих запасных частей конечной продукции и поднять уровень локализации, повысить инвестиционную привлекательность отечественного машиностроения, в которм крупный бизнес больше внимания и средств будет уделять на конструирование и проектирование новых изделий, улучшение методов контроля за качеством продукции.

 

Список литературы

  1. Об утверждении Дорожной карты по развитию машиностроения до 2024 года. Распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан от 26 июня 2019 года №115-р.
  2. О промышленной политике. Закон Республики Казахстан от 27 декабря 2021 года № 86-VII ЗРК.
  3. Промышленность Республики Казахстан 2016-2020 годы/ Статистический сборник /на казахском и русском языках/- Астана, Агентство по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, Бюро национальной статистики, 2021. 201 стр.
  4. Основные фонды Казахстана 2016-2020 годы /Статистический сборник / на казахском и русском языках /- Астана, Агентство по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, Бюро национальной статистики, 2021. 49 стр.
  5. Газета «Казахстанская правда» от 8 июня 2023 года.
  6. Заманбеков, Ш.З. Состояние и перспективы развития машиностроения в Казахстане. Экономика и управление в машиностроении. Обзорно-аналитический, научно-практический журнал ВАК России. 2015, 4(40), стр. 56-62.
  7. Малое и среднее предпринимательство в Республике Казахстан 2016-2020 годы /Статистический сборник / на казахском и русском языках /- Астана, Агентство по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, Бюро национальной статистики, 2021. 57 стр.
  8. Заманбеков, Ш.З. Концепция развития машиностроительного кластера Республики Казахстан (О кластеризации экономики машиностроительной промышленности Казахстана). Концепция. Алматы: Изд. КазГосЖенПУ, 2009. – 64 стр.
  9. Zamanbekov, Cluster Development Concept of Kazakhstan Engineering on Innovative Basis. Life Science Journal, USA. 2013, 10(4), p.1030-1035.
  10. Заманбеков, Ш. Развитие машиностроения как условие модернизации экономики Казахстана на инновационной основе. European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). Международный исследовательский институт, г. Москва. Журнал ВАК России. 2014, № 7(46). Том 3, стр. 563-567.
  11. Zamanbekov, Sh. Regional development of small and midsize businesses in the conditions of forming of innovative economy of Kazakhstan: a case study. Entrepreneurship and sustainability issues. 2020. Volume 8. Number 1 (September) 2020.8.1(43).

 

References

  1. On Approval of the Roadmap for the Development of Mechanical Engineering until 2024. [Ob utverzhdenii Dorozhnoy karty po razvitiyu mashinostroyeniya do 2024 goda]. Order of the Prime Minister of the Republic of Kazakhstan of June 26, 2019 No. 115-r.
  2. On Industrial Policy. [O promyshlennoy politike]. Law of the Republic of Kazakhstan of December 27, 2021 No. 86-VII ZRK.
  3. Industry of the Republic of Kazakhstan 2016-2020. [Promyshlennost Respubliki Kazakhstan 2016-2020 gody]. Statistical Yearbook / in Kazakh and Russian languages /- Astana, Agency for Strategic Planning and Reforms of the Republic of Kazakhstan, Bureau of National Statistics, 2021. 201 p.
  4. Fixed Assets of Kazakhstan 2016-2020. [Osnovnye fondy Kazakhstana 2016-2020 gody]. Statistical Yearbook / in Kazakh and Russian languages /- Astana, Agency for Strategic Planning and Reforms of the Republic of Kazakhstan, Bureau of National Statistics, 2021. 49 p.
  5. «Kazakhstanskaya Pravda» Newspaper of June 8, 2023. [Gazeta «Kazakhstanskaya pravda» ot 8 iyunya 2023 goda].
  6. Zamanbekov, Sh.Z. State and Prospects for the Development of Mechanical Engineering in Kazakhstan. [Sostoyanie i perspektivy razvitiya mashinostroyeniya v Kazakhstane]. Economy and Management in Mechanical Engineering. Review and Analytical, Scientific and Practical Journal of the HAC of Russia. 2015, 4(40), pp. 56-62.
  7. Small and Medium Enterprises in the Republic of Kazakhstan 2016-2020. [Maloe i srednee predprinimatelstvo v Respublike Kazakhstan 2016-2020 gody]. Statistical Yearbook / in Kazakh and Russian languages /- Astana, Agency for Strategic Planning and Reforms of the Republic of Kazakhstan, Bureau of National Statistics, 2021. 57 p.
  8. Zamanbekov, Sh.Z. Development Concept of the Mechanical Engineering Cluster of the Republic of Kazakhstan (On the Clustering of the Economy of Kazakhstan’s Mechanical Engineering Industry). [Kontseptsiya razvitiya mashinostroitelnogo klastera Respubliki Kazakhstan (O klasterizatsii ekonomiki mashinostroitelnoy promyshlennosti Kazakhstana)]. Almaty: Publishing House KazGosZhenPU, 2009. – 64 p.
  9. Zamanbekov, Sh. Cluster Development Concept of Kazakhstan Engineering on Innovative Basis. Life Science Journal, USA. 2013, 10(4), p.1030-1035.
  10. Zamanbekov, Sh. Cluster Development Concept of Kazakhstan Engineering on Innovative Basis. Life Science Journal, USA. 2013, 10(4), pp. 1030-1035.
  11. Zamanbekov, Sh. Regional development of small and midsize businesses in the conditions of forming of innovative economy of Kazakhstan: a case study. Entrepreneurship and sustainability issues. 2020. Volume 8. Number 1 (September) 2020.8.1(43).

Еще в рубриках

Казахстан

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *