Проблемы реализации ESG-повести на региональном и местном уровне
Problems of implementing ESG-stories at the regional and local level
Авторы
Аннотация
Регионы и города являются активными участниками повести устойчивого развития с учетом ESG-факторов. В работе представлены результаты обзора развития концепции устойчивого развития на основе ESG-факторов на международном и национальном уровне. В статье обоснована актуальность разработки ESG-стратегии на региональном и местном уровне с учетом достижения баланса между экологическими, социальными и управленческими составляющими развития. Обосновано, что одним из главных условий результативности ESG-стратегии является применение принципа согласования интересов органов власти и стейкхолдеров. Предложен состав ключевых задач разработки региональной и муниципальных стратегий, в решении которых востребовано участие стейкхолдеров, определены инструменты, его обеспечивающие.
Ключевые слова
ESG-стратегия, ESG-стратегии на региональном и местном уровне, ESG-факторы, ESG-стратегия региона, ESG-повести, стейхолдеры, интересы стейкхолдеров, регион, город.
Рекомендуемая ссылка
Проблемы реализации ESG-повести на региональном и местном уровне// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (75). Номер статьи: 7524. Дата публикации: 30.09.2023. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7524/
DOI: 10.24412/1999-2645-2023-375-15
Authors
Abstract
Regions and cities are active participants in the story of sustainable development, taking into account ESG factors. The paper presents the results of a review of the development of the concept of sustainable development based on ESG factors at the international and national level. The article substantiates the relevance of developing an ESG strategy at the regional and local levels, taking into account the achievement of a balance between environmental, social and managerial components of development. It is proved that one of the main conditions for the effectiveness of the ESG strategy is the application of the principle of coordinating the interests of authorities and stakeholders. The composition of key tasks for the development of regional and municipal strategies is proposed, in the solution of which the participation of stakeholders is in demand, the tools that ensure it are identified.
Keywords
ESG strategy, ESG strategies at the regional and local level, ESG factors, ESG strategy of the region, ESG stories, stakeholders, stakeholder interests, region, city.
Suggested Citation
Problems of implementing ESG-stories at the regional and local level// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №3 (75). Art. #7524. Date issued: 30.09.2023. Available at: https://eee-region.ru/article/7524/
DOI: 10.24412/1999-2645-2023-375-15
Введение
ESG–повестка — достаточно новая и актуальная тема на сегодняшний день, развитие которой является одной из доминирующих тенденций мировой и национальных экономик [1]. ESG расшифровывается как «Environment, Social, Governance». В переводе с английского — «окружающая среда, общество, управление».
В последние два-три года регионы и города стали активными участниками ESG-повестки, т.к. в современных условиях регионам и городам для достижения целей устойчивого развития необходимо достижение баланса между экологическими, социальными и управленческими составляющими развития [2]. По оценкам экспертов Сбербанка, более 25 процентов субъектов Российской Федерации в той или иной степени внедряют подходы устойчивого развития в свою деятельность [3].
Основной целью внедрения регионами и городами принципов ESG является создание условий для привлечения инвестиции, улучшения качества жизни и демографических проблем, занятости населения, качества жизни. ESG направлен на благополучие и одновременного обеспечения устойчивого экономического роста. Экологический компонент ESG-повестки развития городов связан с созданием окружающей среды, направленной на охрану, восстановление и рациональное использование природных ресурсов. Социальный компонент ESG-повестки развития городов связан с обеспечением личной безопасности человека. Комфортная жизнь человека обеспечивается качественной средой, включающей высокий уровень организации культуры, быта, досуга, условий труда. Управленческий компонент ESG-повестки развития городов связан с качественным решением управленческих задач, которое положительно сказывается на состоянии окружающей среды города и качестве жизни населения. Только при условии высокого качества и эффективности управления социальные и экологические проекты могут быть успешно реализованы.
Эффективным инструментом внедрения ESG-повести в регионах и городах является стратегическое планирование, результатом которого является ESG-стратегия. В связи с тем, что развитие города сложный и многоаспектный процесс, охватывающий широкий круг стейкхолдеров, которые имеют разные интересы, силу воздействия, то существуют проблемы внедрения ESG-стратегии развития городов.
Целью исследования является изучение влияния стейкхолдеров на процесс разработки и реализации ESG-стратегии развития региона и городов.
1. Результаты обзора развития концепции устойчивого развития на основе ESG-факторов на международном и национальном уровне
Впервые ESG-принципы были сформулированы в 2004 году генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном и призывали руководителей мировых компаний включить данные принципы в стратегии развития компаний.
ESG-повестка основывается на 17 целях устойчивого развития, провозглашенных ООН. В 2015 г. Генассамблеей ООН было разработано и утверждено 17 глобальных взаимосвязанных целей устойчивого развития (ЦУР) и 169 задач, направленных на достижение указанных целей. Эти цели были закреплены в резолюции Генассамблеи «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития до 2030». Из провозглашенных целей определены цели и в области устойчивого развития городов. Так, ЦУР 11 носит название «Устойчивые города и населенные пункты».
Свой вклад в устойчивое развитие городов вносит Международная организация по стандартизации (ИСО). Международные стандарты из серии ИСО 37100 призваны помочь городским сообществам и администрациям муниципалитетов в принятии стратегий, которые позволят городам стать более устойчивыми и современными. Весной 2021 года Москва получила сертификаты соответствия международным стандартам ISO 37120 «Устойчивое развитие сообществ — показатели городских услуг и качества жизни» и ISO 37122 «Устойчивые города и сообщества — показатели для умных городов» [4].
В связи с повышенным вниманием во всем мире к теме устойчивого развития и необходимостью разработки стандартов в данной области в 2012 году в России был образован Технический комитет по стандартизации «Устойчивое развитие административно-территориальных образований (ТК 115). В 2022 году структура и состав ТК 115 претерпели изменения и было основано новое направление деятельности по устойчивому развитию. В структуре ТК 115 созданы два подкомитета ПК 1 «Устойчивые города и сообщества» и ПК 2 «Устойчивые организации». ТК 115 разработаны следующие национальные стандарты:
- ГОСТ Р ИСО 37120-2020 «Устойчивое развитие городов и сообществ. Показатели городских услуг и качества жизни»
- ГОСТ Р ИСО 37100-2018 «Устойчивое развитие и адаптивность сообществ. Словарь».
- ГОСТ Р ИСО 37101-2018 «Устойчивое развитие в сообществах. Система менеджмента. Общие принципы и требования».
- ГОСТ Р 56577-2015 «Системы менеджмента качества органов власти. Требования.
В настоящее время на стадии утверждения находятся следующие национальные стандарты: ГОСТ Р ИСО 37122 «Устойчивое развитие сообществ. Показатели для интеллектуальных городов» (готовится окончательная редакция) и ГОСТ Р ИСО 37123 «Устойчивое развитие сообществ. Показатели для адаптивных городов» (готовится окончательная редакция) [5].
Россия активно включилась в ESG-повестку путем разработки нормативно-правовой базы в области устойчивого развития. Так, в Указе Президента РФ от 01.04.1996 №440 «О Концепции перехода РФ к устойчивому развитию» обозначены механизмы достижения целей устойчивого развития посредством формирования эффективной пространственной структуры экономики страны; соблюдения баланса интересов всех субъектов Российской Федерации; разработки и реализации программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона; разработки государственной политики в области устойчивого развития [6]. Большинство ЦУР гарантируются Конституцией РФ в качестве основополагающих основ и являются ключевыми приоритетами государственной политики России.
В рамках реализации ESG-повестки в Российской Федерации принимаются и реализуются национальные и федеральные проекты («Цифровая экономика», «Жилье и городская среда», «Экология», «Чистая вода» и др.); государственные программы; национальные, межведомственные и отраслевые стратегии. Созданы экспертные советы при Министерстве экономического развития и Минпромторге РФ, целью которых является «создание условий для профессионального и экспертного обсуждения с российским бизнес-сообществом методов и инструментов достижения Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН, а также адаптации деятельности российских компаний к изменению международной конъюнктуры на фоне глобального перехода на устойчивые модели развития» [7].
В 2018 году в России создана Государственная корпорация ВЭБ.РФ, целью которой является финансирование проектов, способствующих долгосрочному экономическому развитию страны, в том числе проектов, направленных на достижение ЦУР 11 «Устойчивые города и населенные пункты». В стратегии Государственной корпорации заявлено, что ВЭБ.РФ будет отдавать предпочтение проектам, учитывающим ESG-факторы. В конце 2020 г. ВЭБ.РФ совместно с Правительством Москвы запустили проект по передаче столичного опыта по внедрению ЦУР в моногородах, целью которого является -повысить качество жизни и социально-экономического развития моногородов. В проекте приняли участие 12 крупнейших моногородов, которым была оказана помощь в организации работы по внедрению и достижению ЦУР как инструмента городского развития [8]. Начиная с 2022 года города с населением свыше 100 тыс.чел. могут принять участие в программе «Пять шагов для городов». Цель программы – улучшение качества жизни горожан, формирование привлекательного образа города, повышение конкурентоспособности города в глазах молодежи [9].
Актуальность ESG-повести для регионов и городов подтверждается данными представленными в таблице 1, в которой представлен анализ лучших практики российских регионов [10]. По результатам данных таблицы, можно сделать вывод, что стратегий, свидетельствующие о системной трансформации субъектов РФ и городов, все еще встречается редко.
Таблица 1 — Лучшие практики российских регионов в реализации ESG-повести
Регион | Результат реализации ESG-повести |
Нижегородская область | ESG-профиль региона (22 фактора)
Создание центра компетенций ESG на базе корпоративного университета Правительства Нижегородской области (КУПНО) |
Москва | Инструменты вовлечения бизнеса в повестку ESG
Участие в проекте ОЭСР (достижение ЦУР) |
Липецкая область | Учет принципов ESG в стратегии развития региона |
Ленинградская область | Стратегия низкоуглеродного развития
Проекты в сфере «зеленой» экономики |
Ростовская область | Публикация региональных отчетов о достижении ЦУР |
Республика Татарстан | Вовлечение бизнеса в повестку ESG
Проекты в области «зеленой» экономики |
Сахалинская область | Проект специального регулирования выбросов и поглощений парниковых газов |
Санкт-Петербург | Выпуск ESG-отчета |
2. ESG-стратегия регионов и городов: основные элементы
Эффективным инструментом внедрения ESG-повести в регионах и городах является стратегическое планирование, результатом которого является ESG-стратегия. В Федеральном законе от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» стратегическое планирование определено как «деятельность по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития муниципальных образований, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований» [11]. С принятием этого закона регионы и города активно включились в процесс разработки стратегии социального-экономического развития. В целях реализации положений Федерального закона Фондом «Институт экономики города» разработаны рекомендации по организации стратегического планирования на муниципальном уровне [12]. Однако данные рекомендации не ориентированы на учет ESG-факторов в стратегии устойчивого развития на уровне регионов и городов. На основании изучения методических подходов к разработке стратегии развития предлагаем рассматривать для ESG-стратегии регионов и городов следующие элементы:
- Оценка достигнутых целей в рамках ESG-повести на уровне регионов и городов.
- Разработка целей, задачей и направлений устойчивого развития с учетом ESG-факторов.
- Планирование ожидаемых результатов реализации ESG-стратегии.
- Разработка показателей достижения целей устойчивого развития с учетом ESG-факторов, сроки и этапы реализации стратегии.
- Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии.
Рассмотрим более подробно ряд вопросов, связанных с содержанием, выделенных структурных элементов ESG-стратегии.
Важнейшим вопросом в разработке ESG-стратегии является анализ текущей ситуации с целью установления степени устойчивого развития регионов и городов. В качестве инструментов анализа можно воспользоваться рейтингами и рэнкингами, разработанными рейтинговыми агентствами RAEX-Europe (ESG-рейтинг российских регионов) [13], SGM (рейтинг устойчивого развития городов, рэнкинг устойчивого развития регионов) [14], HPA (инструмент присвоения ESG-рейтинг регионам России и муниципалитетам) [15]. Отдельного внимания заслуживает совместно разработанная Сбербанком и ВЭБ.РФ методика расчета ESG-индекса городов и регионов России [3].
При разработке целей, задачей и направлений устойчивого развития регионов и городов с учетом ESG-факторов необходимо руководствоваться тем, что оптимальной структурой целеполагания будет являться четырехуровневая структура:
1) главная цель устойчивого развития;
2) направления политики устойчивого развития в разрезе ESG-факторов: E (экологических), S (социальных), G (управленческих) (таблица 2);
3) цели устойчивого развития по каждому направлению;
4) задачи устойчивого развития в рамках каждой цели.
Таблица 2 – ESG-факторы на уровне региона и городов
E-факторы | S-факторы | G-факторы |
Охрана атмосферного воздуха
Водные ресурсы Отходы производства и потребления Лесные ресурсы Биоразнообразие Энергопотребление и энергоэффективность Учет углеродного следа Вопросы изменения климата Возможность ВИЭ и чистых технологий Управление экологическими вопросами |
Демография и разнообразие
Образование и культура Здравоохранение и здоровый образ жизни Уровень доходов и занятость населения Комфортные условия жизни и безопасности Доступность услуг Управление социальными вопросами |
Стабильность и прозрачность власти
Эффективность управления и цифровизация Антикоррупционная деятельность Инвестиционный климат и поддержка бизнеса Качество управления финансами |
По каждому направлению с учетом предлагаемых ESG-факторов необходимо разработать экологические цели, социальные цели и управленческие цели. Цели должны быть связаны с набором показателей, которые призваны для измерения степени достижения целей.
При разработке целей, задачей и направлений устойчивого развития регионов и городов необходимо выявить области соприкосновения интересов стейкхолдеров. Стейкхолдеры территории в первую очередь заинтересованы в том, чтобы их ключевые и законные интересы были должным образом учтены в стратегических планах ее развития. Наибольшего эффекта в реализации ESG-стратегия можно достичь лишь в случае баланса интересов всех стейкхолдеров. Поэтому одним из направлений разработки стратегии устойчивого развития должно быть определение интересов стейкхолдеров, выявление взаимосвязей и противоречий между ними и нахождение форм и методов воздействия на поведение приоритетных заинтересованных сторон с целью разрешения противоречий.
Главными участниками реализации ESG-повести на территории города является хозяйствующие субъекты (бизнес-сообщество), функционирующие на территории присутствия. Бизнес-сообщество участвует в решении практически всех ключевых задач разработки стратегий являясь основным с одной стороны «носителем» экономического потенциала, проводником инноваций и поставщик инвестиций в экономику, а с другой источником загрязнения окружающей среды. При учете интересов бизнес-сообщества необходимо исходить из того, что их главный интерес заключается, прежде всего, в том, чтобы вложенный им капитал как можно быстрее принес возможно большую прибыль. Со стороны стейкхолдеров организации, к которым относится местное сообщество и государство в лице органов государственной и муниципальной власти нарастают требования в области социальной и экологической ответственности компаний. Главный интерес бизнес-сообщества вступает в противоречие в реализации социальных и экологических интересов населения и органов власти, поскольку предполагает значительные расходы на решение социальных и экологических проблем города и региона. Компании вовлекаются в максимизирующую прибыль деятельность, связанную с социальной и экологической ответственностью, основываясь на ожидаемых выгодах от данных действий. При этом под ожидаемыми выгодами подразумевается рост репутационного потенциала, возможность получения премии к цене своей продукции, улучшение возможности найма персонала и т. д. Бизнес-сообщество имеет и ряд институциональных интересов, связанных с созданием благоприятных условий для ведения бизнеса на территории присутствия. Реализация этих интересов зависит от высокого качества и эффективности управления органами власти на региональном и местном уровнях.
Население – следующий участник реализации ESG-повести на территории города. Участие населения в определении целевой функции стратегии (миссии, целей, задач) предопределено генеральной целью устойчивого развития любого региона и города, состоящей в повышении уровня и качества жизни. Однако, при разработке стратегии имеются правовые проблемы учета персональных интересов конкретных граждан в различных сферах [16]. В связи с этим при выявлении интересов населения целесообразно учитывать интересы местного населения в рамках совокупности вопросов, относимых к компетенции органов власти. Интересы населения в рамках реализации полномочий органов местного самоуправления включают в себя социально-экономическое развитие муниципального образования и сохранения окружающей среды на территории муниципального образования. Социально-экономическое развитие муниципального образования характеризуется следующими группами показателей: доходы, здравоохранение, образование, окружающая среда, культура, свобода личности, безопасность [17]. Таким образом, путем реализации стратегии устойчивого развития у населения, в соответствии с пирамидой А. Маслоу удовлетворяются физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности, потребности в уважении и потребности в самоактуализации, что соответствует ESG-факторам.
Ответственность за устойчивое развитие городов возложена на региональные, муниципальные власти, которые являются особыми стейкхолдерами, обладающие властными полномочиями и ответственными за распределение бюджета. Для них важность ESG-повести определяется тем, что увеличивается привлекательность региона, города за счет создания, во-первых, достойных человека условий жизни с учетом качества среды проживания и удовлетворения потребностей в материальных благах и социальных услугах, во-вторых, благоприятной среды для деятельности предпринимателей всех форм собственности. Достижение целей в рамках реализации G-факторов должен обеспечивать воспроизводство и эффективное использование местных ресурсов, к которым относятся природные и трудовые ресурсы, инфраструктура и бюджетные средства муниципальных образований [18]. Однако, достижение этих целей зависит единства интересов органов власти, бизнес-сообщества и населения. Следовательно, для успешного развития ESG-повести на уровне регионов и городов органам власти необходимо учитывать возможности и перспективы взаимодействия с заинтересованными сторонами.
Заключение
- Устойчивые регионы и города подразумевают достижение баланса между экологическими, социальными и управленческими составляющими развития.
- Основным инструментом достижения целей устойчивого развития регионов и городов с учетом ESG-факторов является ESG-стратегия.
- Стейкхолдеры городов в первую очередь заинтересованы в том, чтобы их интересы были быть учтены в ESG-стратегии.
- Предложенные рекомендации по структурных элементов ESG-стратегии позволят повысить роль стейкхолдеров в решении ключевых задач стратегического планирования территориального развития, уровень обоснованности полученных результатов.
Библиографический список
- Кулибанова, В.В., Тэор Т.Р., Ильина, И.А., Шарахина, Л.В. Развитие ESG-повести на региональном уровне//p-Economy.2022. Т.15, №5. С.95-110.
- Наролина, Т.С., Смотрова, Т.И. Пургаева, И.А. Исследование практики реализации ESG-повестки в регионах//Регион: системы, экономика, управление. 2023. №1(60). С. 12-21.
- Сбер и ВЭБ. РФ представили ESG-индекс городов и регионов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://urban.ranepa.ru/novosti/sber-i-veb-rf-predstavili-esg-indeks-gorodov-i-regionov/
- Устойчивый город: Москва получила сертификаты соответствия международным стандартам ISO [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mos.ru/mayor/themes/16299/7373050/
- ТК 115 «Устойчивое развитие» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rusregister.ru/activities/standardisation/tk115/
- Указе Президента РФ от 01.04.1996 №440 «О Концепции перехода РФ к устойчивому развитию»
- Экспертный совет по устойчивому развитию [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/directions/vneshneekonomicheskaya_deyatelnost/ekspertnyy_sovet_po_ustoychivomu_razvitiyu/
- Внедрение целей устойчивого развития в моногородах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://вэб.рф/ustojchivoe-razvitie/vnedrenie-tseley-ustoychivogo-razvitiya-v-monogorodakh/
- Пять шагов для городов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://вэб.рф/five-steps/
- Рейтинг устойчивого развития городов России за 2020 год. ESG-контекст [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://agencysgm.com/projects/Долгих_23.03.22.pdf
- Федеральный закон от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
- Методические рекомендации по оптимизации стратегического планирования на муниципальном уровне [Электронный ресурс]. – Режим доступа: urbaneconomics.ru/
- ESG-рейтинг российских регионов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://raex-rr.com/ESG/ESG_regions/ESG_rating_regions/2021/
- Рейтинги [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://agencysgm.com/ratings/
- ЭКГ-рейтинг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://вэб.рф/five-steps/https://экг-рейтинг.рф/
- Тирских М.Г. Правовые проблемы учета интересов населения при подготовке и принятии программ социально-экономического развития муниципальных образований //Вестник института законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского. 2016. №3(39). С.36-43.
- Рисин, И. Е., Чичерина, А. С. Организационное обеспечение участия стейкхолдеров в разработке региональной и муниципальной стратегий//РЕГИОН: системы, экономика, управление. 2021. № 2 (53). С.17-23.
- Викулов, С.А. Влияние потребностей на социально-экономическое развитие государства //Вестник университета. 2017. №6. С.134-140.
Bibliography
- Kulibanova, V.V., Teor T.R., Ilyina, I.A., Sharakhina, L.V. Development of the ESG story at the regional level [Razvitiye ESG-povesti na regional’nom urovne]// p-Economy.2022. T.15, No. 5. P.95-110.
- Narolina, T.S., Smotrova, T.I. Purgaeva, I.A. Study of the practice of implementing the ESG agenda in the regions [Issledovaniye praktiki realizatsii ESG-povestki v regionakh]// Region: systems, economics, management. 2023. No. 1(60). pp. 12-21.
- Sber and VEB. The Russian Federation presented the ESG index of cities and regions [Sber i VEB. RF predstavili ESG-indeks gorodov i regionov]. – Access mode: https://urban.ranepa.ru/novosti/sber-i-veb-rf-predstavili-esg-indexes-gorodov-i-regionov/
- Sustainable city: Moscow received certificates of compliance with ISO international standards [Ustoychivyy gorod: Moskva poluchila sertifikaty sootvetstviya mezhdunarodnym standartam ISO]. – Access mode: https://www.mos.ru/mayor/themes/16299/7373050/
- TC 115 “Sustainable Development” [TK 115 «Ustoychivoye razvitiye»]. – Access mode: https://rusregister.ru/activities/standardisation/tk115/
- Decree of the President of the Russian Federation dated April 1, 1996 No. 440 “On the Concept of the Russian Federation’s transition to sustainable development” [Ukaze Prezidenta RF ot 01.04.1996 №440 «O Kontseptsii perekhoda RF k ustoychivomu razvitiyu»]
- Expert Council on Sustainable Development [Ekspertnyy sovet po ustoychivomu razvitiyu]. – Access mode: https://www.economy.gov.ru/material/directions/vneshneekonomicheskaya_deyatelnost/ekspertnyy_sovet_po_ustoychivomu_razvitiyu/
- Introduction of sustainable development goals in single-industry towns [Vnedreniye tseley ustoychivogo razvitiya v monogorodakh]. – Access mode: https://web.rf/ustojchivoe-razvitie/vnedrenie-tseley-ustoychivogo-razvitiya-v-monogorodakh/
- Five steps for cities [Pyat’ shagov dlya gorodov]. – Access mode: https://web.rf/five-steps/
- Rating of sustainable development of Russian cities for 2020. ESG context [Reyting ustoychivogo razvitiya gorodov Rossii za 2020 god. ESG-kontekst]. — Access mode: https://agencysgm.com/projects/Dolgikh_23.03.22.pdf
- Federal Law of June 28, 2014 No. 172-FZ “On Strategic Planning in the Russian Federation.” [Federal’nyy zakon ot 28.06.2014 №172-FZ «O strategicheskom planirovanii v Rossiyskoy Federatsii»]
- Methodological recommendations for optimizing strategic planning at the municipal level [Metodicheskiye rekomendatsii po optimizatsii strategicheskogo planirovaniya na munitsipal’nom urovne]. – Access mode: www. urbaneconomics.ru/
- ESG rating of Russian regions [ESG-reyting rossiyskikh regionov]. – Access mode: https://raex-rr.com/ESG/ESG_regions/ESG_rating_regions/2021/
- Ratings [Reytingi]. – Access mode: https://agencysgm.com/ratings/
- ECG rating [EKG-reyting]. – Access mode: https://web.rf/five-steps/https://ecg-rating.rf/
- Tirskikh M.G. Legal problems of taking into account the interests of the population in the preparation and adoption of programs for the socio-economic development of municipalities [Pravovyye problemy ucheta interesov naseleniya pri podgotovke i prinyatii programm sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya munitsipal’nykh obrazovaniy]// Bulletin of the Institute of Legislation and Legal Information named after. MM. Speransky. 2016. No. 3(39). P.36-43.
- Risin, I.E., Chicherina, A.S. Organizational support for the participation of stakeholders in the development of regional and municipal strategies [Organizatsionnoye obespecheniye uchastiya steykkholderov v razrabotke regional’noy i munitsipal’noy strategiy]// REGION: systems, economics, management. 2021. No. 2 (53). P.17-23.
- Vikulov, S.A. The influence of needs on the socio-economic development of the state [Vliyaniye potrebnostey na sotsial’no-ekonomicheskoye razvitiye gosudarstva]// University Bulletin. 2017. No. 6. P.134-140.
Еще в рубриках
Региональная экономика
Актуальная, интересная и своевременная публикация! На концептуальном уровне все вопросы получили полноценное освещение. Было бы интересно, на примере хотя бы одного региона ознакомиться как это выглядит на конкретных цифрах.