Главная страница » Публикации » №3 (75) » Ключевые тенденции устойчивого развития транспортной и дорожной инфраструктуры в Российской Федерации

Ключевые тенденции устойчивого развития транспортной и дорожной инфраструктуры в Российской Федерации

Key trends in the sustainable development of transport and road infrastructure In Russian Federation

Авторы

Абдальразек Ясер
Россия, Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова
Yaser.aspir@gmail.com

Аннотация

В рамках настоящей статьи показано, что значительную роль в обеспечении экономической безопасности государства играет инфраструктура. Одним из условий экономического роста является развитие транспортной и дорожной систем. Благодаря развитию инфраструктуры обеспечивается эффективный процесс производства и распределения продукции. Становится возможным сократить транспортные и операционные издержки. Для России, в условиях санкционных ограничений, развитие транспортной инфраструктуры – одно из перспективных направлений, позволяющих обеспечить стабильный экономический рост. Объектом исследования являются различные виды транспорты, которые необходимы для обеспечения транспортного сообщения в регионах Российской Федерации. Особое внимание в работе уделялось двум типам территорий: территории, которые характеризуются высоким экономическим потенциалом, при этом, в настоящий момент у них отмечается низкий уровень развития транспортной инфраструктуры; территории, у которых, в перспективе, будет наблюдаться высокий спрос на грузовые и пассажирские перевозки.

Ключевые слова

транспортная инфраструктура, дорожная инфраструктура, механизм устойчивого развития, экономический рост.

Рекомендуемая ссылка

Абдальразек Ясер

Ключевые тенденции устойчивого развития транспортной и дорожной инфраструктуры в Российской Федерации// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (75). Номер статьи: 7513. Дата публикации: 15.09.2023. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7513/

DOI: 10.24412/1999-2645-2023-375-5

Authors

Abdelrazek Yaser
Russia, Belgorod State Technological University named after V. G. Shukhov
Yaser.aspir@gmail.com

Abstract

Within the framework of this article, it is shown that infrastructure plays a significant role in ensuring the economic security of the state. One of the conditions for economic growth is the development of transport and road systems. Thanks to the development of infrastructure, an efficient process of production and distribution of products is ensured. It becomes possible to reduce transport and operating costs. For Russia, under the conditions of sanctions restrictions, the development of transport infrastructure is one of the promising areas to ensure stable economic growth. The object of the study is various types of transport that are necessary to provide transport links in the regions of the Russian Federation. Particular attention was paid to two types of territories: territories that are characterized by high economic potential, while at the moment they have a low level of development of transport infrastructure; territories that, in the future, will experience high demand for freight and passenger transportation.

Keywords

transport infrastructure, road infrastructure, sustainable development mechanism, economic growth.

Suggested Citation

Abdelrazek Yaser

Key trends in the sustainable development of transport and road infrastructure In Russian Federation// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №3 (75). Art. #7513. Date issued: 15.09.2023. Available at: https://eee-region.ru/article/7513/ 

DOI: 10.24412/1999-2645-2023-375-5

Print Friendly, PDF & Email

Введение

В условиях мирового кризиса все большую роль приобретает обеспечение экономической безопасности государства за счет формирования устойчивой транспортной и дорожной инфраструктуры. Проблема заключается в том, что в условиях финансовой нестабильности и санкционных ограничений, перед Правительством Российской Федерации стоит сложная задача защитить национальные интересы страны, при этом стабилизировать и сохранить перспективы экономического развития государства с целью повышения уровня и качества жизни населения. Несмотря на многочисленность публикаций по этой проблематике, практически отсутствуют исследования по определению ключевых тенденций устойчивого развития транспортной и дорожной инфраструктуры. В силу того, что данное явление мало исследовано, проблема в такой постановке рассматривается впервые. Целью данного исследования является анализ действующих проблем транспортной и дорожной инфраструктуры, а также выявление перспективных направлений развития в условиях санкционных ограничений для Российской Федерации.

В основу исследования легли методы измерения уровня транспортной доступности регионов в России. Для изучения проблемы были проанализированы официальные статистические данные, отражающие состояние транспортной инфраструктуры на настоящий момент времени. В результате исследования были выявлены ключевые тенденции устойчивого развития транспортной и дорожной инфраструктуры, которые заключаются в потребности расширения магистралей в труднодоступные регионы. Изучение заявленной проблематики позволило определить наиболее перспективные направления расширения дорожной и транспортной инфраструктуры. Полученные результаты вносят вклад в развитие теории об устойчивом развитии транспортной и дорожной инфраструктуры Российской Федерации. Результаты исследования открывают новое теоретическое направление в исследовании проблем, связанных с транспортной доступностью в регионах страны.

В связи с наложенными на Российскую Федерацию санкционными ограничениями, возможности и направления развития государства претерпели значительные изменения. Основное ограничение связано с тем, что у современных предпринимателей резко ограничился доступ к передовым ресурсам, исходящим от других государств. Резко сократились показатели инвестиционной активности западных стран в отечественные предприятия, а также стал ограниченным доступ к инновационной технике и технологиям, обмену опытом между мировыми специалистами и т.д. В настоящее время становится актуальным вопрос по изысканию возможностей экономического роста и укреплению экономической безопасности Российской Федерации в условиях мирового кризиса [Коновалова, 2018].

Значительную роль в обеспечении экономической безопасности государства играет инфраструктура. Одним из условий экономического роста является развитие транспортной и дорожной систем, а также авиационной инфраструктуры. Благодаря развитию инфраструктуры обеспечивается эффективный процесс производства и распределения продукции. Становится возможным сократить транспортные и операционные издержки. Для России, в условиях санкционных ограничений, развитие транспортной инфраструктуры – одно из перспективных направлений, позволяющих обеспечить стабильный экономический рост [Каган, 2018].

 

Методология исследований

С целью выработки эффективного механизма развития транспортной инфраструктуры необходимо в первую очередь определить ключевые показатели развития инфраструктуры в Российской Федерации. Опираясь на исследования, проведенные Всемирным экономическим форумом, к ключевым элементам инфраструктуры относятся те, которые представлены ниже:

  • транспортная инфраструктура: качество инфраструктуры в целом; качество дорог; качество железнодорожной инфраструктуры; качество портовой инфраструктуры; качество инфраструктуры воздушного транспорта; эффективность услуг железнодорожного транспорта;
  • инфраструктура электричества и телефонии: качество электроснабжения; число пользователей мобильной телефонной связи на 100 чел.; число стационарных телефонных линий на 100 человек [Rosenstein-Rodan, 2020].

Объектом исследования являются различные виды транспорты, которые необходимы для обеспечения транспортного сообщения в регионах Российской Федерации.

Особое внимание в работе уделялось двум типам территорий:

  • территории, которые характеризуются высоким экономическим потенциалом, при этом, в настоящий момент у них отмечается низкий уровень развития транспортной инфраструктуры;
  • территории, у которых, в перспективе, будет наблюдаться высокий спрос на грузовые и пассажирские перевозки.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы зарубежных и отечественных исследователей в сфере теории транспортных систем и процессов, исследования в области цифровой трансформации и применения цифровых технологий на транспорте.

Все транспортные проекты имеют общественный характер, и в этом заключается их специфика. Это связано с тем, что финансирование транспортных проектов осуществляется за счет государственного бюджета, в полном или в частичном объеме. Транспортные проекты реализуются во всех странах ЕС, Северной Америки, Японии, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР и ряда международных организаций позволил сделать принципиально важный вывод о том, что эффективность таких проектов рассматривается в первую очередь не с чисто коммерческой, а с общественной позиции [Schwab, 2019].

Поставленные задачи решались с использованием общенаучных методов познания, таких как: наблюдение, обобщение и систематизация научных и статистических данных, далее, их сравнительный анализ, синтез, применение системного и функционального подходов, а обработка данных велась с использованием методов экономического анализа, общей теории статистики [Суходолов, 2018].

 

Результаты исследований

Выявлению ключевых тенденций устойчивого развития транспортной и дорожной инфраструктуры предшествует оценка возможностей Российской Федерации. В первую очередь следует отметить, что транспортная инфраструктура тесно связана с инфраструктурой электричества и телефонии, обеспечивая бесперебойное сообщения между участниками экономического рынка [Абызова, 2019].

С точки зрения глобальной конкурентоспособности Россия удерживает стабильное положение, несмотря на сложный период пандемии, прошедший в 2019-2021 гг. В этот период наблюдается спад с 45 места до 50 места, но государству удалось удержать экономические позиции и в 2021 году вернуться к уровню 2019 года [Берман, 2021].

Несмотря на то, что России удалось удержать свои позиции на мировом уровне, в стране остается актуальным ряд проблем, связанных с инфраструктурой. В первую очередь – это качество дорог, инфраструктура в целом и качество портовой инфраструктуры. По сравнению с другими странами, эти показатели имеют недостаточно высокий рейтинг [Рауфи, 2020].

Отечественная инфраструктура имеет ряд существенных проблем, связанных и эффективности работы логистической системы. На это указывает низкий индекс эффективности логистики. На основании данного индекса можно говорить о проблемах и возможностях, с которыми встречается государства при организации торговой логистики. Недостатки наиболее ярко выражаются в определенных элементах, при детальном изучении цепи поставок. Индекс эффективности логистической системы включает в себя следующие показатели: своевременность поставок; отслеживание прохождения грузов; качество логистических услуг; международные перевозки; развитие торговой и транспортной инфраструктуры; эффективность работы таможни и приграничного контроля.

Индекс логистической системы формируется из 6 ключевых критериев. По состоянию на 2018 год, Российская Федерация, по индексу эффективности логистической системы заняла 75-е место. Всего в рейтинге приняло участие 160 стран.  При этом ниже всего оценивалась эффективность работы таможни и приграничного контроля (2,42 из 5; 97-е место), выше всего оценивалась своевременность поставок (3,31 из 5; 66-е место). По положению в рейтинге Россия уступает ряду стран [Прокофьева, 2019].

Сегменты транспортной отрасли развивались разнонаправленно в 2022 году. Негативные условия, как санкционные ограничения и запрет на работу части аэропортов юга и центра России, остаются самым непредсказуемым фактором для роста в транспортной отрасли по состоянию на 2023 год.

Анализируя ключевые тенденции развития транспортной и дорожной инфраструктуры, можно говорить о том, что железнодорожные пассажирские перевозки будут наиболее популярными у россиян за счет доступности тарифов. А вот в грузоперевозках по железной дороге, ожидается сокращение показателя на 3 % за счет снижения перевозки угольных, нефтяных, металлургических грузов и руды. Объем автомобильных грузоперевозок в этом году может немного превысить прошлогодний уровень за счет переориентации на восточное направление и роста товарооборота России со странами Азии. На внутренних водных путях, по прогнозу Росморречфлота, в текущем году объем перевозок грузов увеличится до 118,8 млн тонн, а пассажиров – до 10,9 млн человек. В то же время российские морские порты в 2023 году могут нарастить грузооборот на 3–5 % благодаря развитию коридора «Север-Юг» и перезагрузки северо-западного [Об утверждении комплексного плана].

Для повышения качества транспортной инфраструктуры в октябре 2018 г. вышло Распоряжение Правительства РФ от 30 сентября 2018 г. № 2101 -р «Об утверждении комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г.» Этот документ в своем майском указе поручил разработать Президент. В текущую версию плана внесено 690 объектов. Свои заявки предлагали, как федеральные ведомства (Минэнерго, Минвостокразвития, Росавиация), так и власти 31 российского региона.

Согласно разработанного плана оптимизация инфраструктуры будет проводиться по двум направлениям. Первое направление – это транспортная инфраструктура. Второе направление – это энергетическая инфраструктура. С целью оптимизации транспортной инфраструктуры планируется реализация следующих проектов:

  1. «Европа — Западный Китай».
  2. «Морские порты России».
  3. «Северный морской путь».
  4. «Железнодорожный транспорт и транзит».
  5. «Транспортно-логистические центры».
  6. «Коммуникации между центрами экономического роста».
  7. «Развитие региональных аэропортов и маршрутов».
  8. «Высокоскоростное железнодорожное сообщение».
  9. «Внутренние водные пути».
  10. «Гарантированное обеспечение доступной электроэнергией».
  11. «Гарантированное обеспечение транспорта нефти, нефтепродуктов, газа и газового конденсата».

Российская Федерация имеет очень удачное экономико-географическое положение. При правильном развитии транспортной инфраструктуры станет возможным наиболее рациональное использование имеющихся у государства ресурсов. Усовершенствование транспортной инфраструктуры позволит направить национальную экономику по инновационному пути развития, что будет способствовать повышению экономической безопасности государства. Основное внимание при этом уделяется железнодорожному транспорту, как субъекту, осуществляющему контейнерный транзит.

Железные дороги позволяют обеспечивать передвижение грузов круглый год. Однако в системе железнодорожного сообщения имеется ряд проблем. К ключевым проблемам относятся:

  • значительная протяженность «узких мест», то есть участков с высокими коэффициентами использования пропускной способности;
  • отмечается, что основные фонды железных дорог существенно устарели;
  • в странах, с высоким уровнем экономического развития железные дороги имеют инновационное, технологическое оснащение, что недостаточно развито в Российской Федерации;
  • в отечественной системе перевозок грузов железнодорожным транспортом существуют ограничения, которые не позволяют развиваться данному направлению в полной мере;
  • между участниками перевозки грузов нет отлаженной системы взаимодействия, что приводит к отсутствию ответственности за перевозку груза в определенный срок на протяжении всего пути;
  • информационная система также имеет ряд недостатков. В первую очередь, клиенты не обладают информацией о транзитных возможностях отечественной транспортной системы;
  • система характеризуется низким уровнем гибкости, что означает, что если на рынке происходят изменения, обратная реакция с учетом тарифной составляющей имеет запоздалый эффект;
  • в долгосрочном периоде достаточно сложно спрогнозировать окончательную стоимость перевозки груза;
  • недостаточный уровень квалификации сотрудников, оказывающих услуги по транспортировке грузов;
  • в каждом регионе страны, транспортная инфраструктура имеет различный уровень развития, что приводит к существенной диспропорции;
  • низкий уровень рентабельности развития железнодорожной инфраструктуры слабо привлекает инвесторов.

На государственном уровне Правительством России принята и действует почти девять лет «Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года». Несмотря на то, железнодорожная инфраструктура имеет существенный ряд недостатков, Правительство Российской Федерации нацелено их исправить с целью социально-экономического развития государства. Более того, можно говорить о том, что железнодорожный транспорт является одним из инструментов, позволяющих повысить экономическую безопасность государства, что особенно важно в сложившихся кризисных условиях.

Разработанная долгосрочная Стратегия развития железнодорожного транспорта имеет 17 направлений, к основным относятся:

  • безопасность железнодорожного транспорта;
  • тарифы на железнодорожном транспорте;
  • мероприятия по модернизации и развитию инфраструктуры и подвижного состава;
  • развитие скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения;
  • развитие международной деятельности;
  • развитие железнодорожного транзитного потенциала.

Особенность стратегии заключается в том, что она предполагает два возможных сценария социально-экономического развития Российской Федерации. Первый сценарий – инновационный. Успешная реализация данного сценария будет возможна только в том случае, если удастся привлечь достаточно инвестиций в развитие железнодорожного транспорта. По предварительным расчетам, средний уровень инвестиционной активности должен будет составлять около 627 млн. руб. в год.

Второй сценарий развития сконцентрирован на энерго-сырьевом ресурсе Российской Федерации. В данном случае инвестиции потребуются в меньшем объеме и составят порядка 520 млн. руб. в год.

С целью развития транспортной структуры Российской Федерации могут быть привлечены следующие источники финансирования:

  • средства федерального бюджета (целевые программы);
  • средства на условиях частно-государственного партнерства;
  • средства от введения в грузовые тарифы ОАО «РЖД» инвестиционной составляющей для реализации инфраструктурных проектов;
  • средства от установления на отдельных участках новых вариантов тарифов, обеспечивающих возврат вложенных в их строительство средств;
  • средства от иных форм государственной поддержки.

Отдельное внимание следует уделять высокоскоростным магистралям. Для их строительства потребуется особый механизм финансирования, который предполагает, как участие государства, так и частных предприятий. Инвестиции в необщий транспорт предполагается осуществлять исключительно за счет вложений, со стороны частных инвесторов.

Подводя итоги проведенного исследования, следует говорить о том, что с изменением геополитических реалий изменились и перспективы развития транспортной и дорожной инфраструктуры. Основным направлением сейчас становится увеличение протяженности внутренних магистралей и их пропускной способности, что в перспективе может оказать положительное влияние на экономическое развитие страны.

 

Список литературы

  1. Абызова, Е.В. Развитие транспортной инфраструктур // Вестник Московской международной академии. 2019. №2. С. 36-41
  2. Благинин, В.А. Ретроспективный анализ научных взглядов на понятие «транспортная инфраструктура региона» // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 11-5. – С. 979-984
  3. Берман, Н.Д. Влияние транспортной инфраструктуры на устойчивое развитие: тенденции и проблемы // IJAS. 2021. №2. С. 7-14
  4. Берман, Н.Д., Белов А.М. Общественный транспорт и инновации // International Journal of Advanced Studies. 2019. Т. 9. № 2. С. 7-13.
  5. Берман, Н.Д. К вопросу о городской мобильности // International Journal of Advanced Studies. 2019. Т. 9. № 1-2. С. 32-37.
  6. Берман, А.Ю. Устойчивое развитие // Сборник статей XI Международного научно-исследовательского конкурса: в 2 ч. 2019. С. 104-106.
  7. Берман, А.Ю. Экономическое значение транспорта // Сборник статей VI Международного научно-практического конкурса. 2019. С. 71-74
  8. Берман, А.Ю., Берман Н.Д. Эффективность инвестиций в транспортную инфраструктуру // Russian Studies in Law and Politics. 2019. Т. 3. № 1. С. 4-8.
  9. Богверадзе, М.В. Организация управления затратами пассажирского автомобильного транспорта в современных условиях / В сборнике: Научные труды молодых ученых, аспирантов и студентов межвузовский сборник (СибАДИ)». Омск, 2018. С. 22-26.
  10. Каган, Д.З. Влияние макроэкономических факторов на показатели пассажирских перевозок / Экономика железных дорог. 2018. № 11. С. 21-27.
  11. Коновалова, О.Н. Развитие транспортной инфраструктуры как фактор экономического роста и усиления экономической безопасности России в условиях действия экономических санкций // Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами. 2019. №8. С. 89-92
  12. Прокофьева, Т.А. Развитие логистической инфраструктуры как стратегическое направление интеграции России в систему международных транспортных коридоров // В центре экономики. 2021. №1. С. 1-10
  13. Прокофьева, Т.А. Развитие логистической инфраструктуры евроазиатских МТК -стратегическое направление реализации транзитного потенциала и интенсивного экономического роста регионов России (с. 134-154) / Сборник докладов III Международной научно-практической конференции «Финансовая стратегия предприятий в условиях нестабильности экономики». 28 марта 2019 г. Под ред. профессора Якутина Ю.В. — М.: АНО «Академия менеджмента и бизнес-администрирования», 2019. – 220 с.
  14. Прокофьева, Т.А. Транспортная стратегия России и логистический подход к ее реализации // В центре экономики. 2020. №4. С. 18-27
  15. Рауфи, А. Транспорт в системе рыночной экономики. – Душанбе: «Ирфон», 2020. – 258 с.
  16. Суходолов, А.П. Предпосылки, этапы и перспективы развития транспортного комплекса России, Известия Байкальского государственного университета. 2018. Т. 25. № 3. С. 397-407.
  17. Рейтинг конкурентоспособности. Россия [Электронный ресурс] : https://worldcompetitiveness.imd.org/countryprofile/RU/wcy (Дата обращения: 28.02.2023)
  18. Об утверждении комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г.: Распоряжение Правительства РФ от 30 сентября 2018 г. № 2101 -р [Электронный ресурс]. — URL: http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/71975292/#ixzz5cVVyZcL8.
  19. Schwab, K. The Global Competitiveness Report. 2017-2018. — P. 248, 249. — URL: http://www3.weforum.org/docs/GCR2017 2018/05FullReport/TheGlobalCompetitivenessReport2017% E2%80%932018.pdf.
  20. International LPI // Global Rankings 2018. — URL: https://lpi.worldbank.org/internationl/global.

 

Bibliography

  1. Abyzova, E.V. Development of transport infrastructures [Razvitiye transportnoy infrastruktur]// Bulletin of the Moscow International Academy. 2019. No. 2. pp. 36-41
  2. Blaginin, V.A. Retrospective analysis of scientific views on the concept of “transport infrastructure of the region” [Retrospektivnyy analiz nauchnykh vzglyadov na ponyatiye «transportnaya infrastruktura regiona»]// Fundamental Research. – 2016. – No. 11-5. – pp. 979-984
  3. Berman, N.D. The influence of transport infrastructure on sustainable development: trends and problems [Vliyaniye transportnoy infrastruktury na ustoychivoye razvitiye: tendentsii i problemy]// IJAS. 2021. No. 2. pp. 7-14
  4. Berman, N.D., Belov A.M. Public transport and innovation [Obshchestvennyy transport i innovatsii]// International Journal of Advanced Studies. 2019. T. 9. No. 2. P. 7-13.
  5. Berman, N.D. On the issue of urban mobility [K voprosu o gorodskoy mobil’nosti]// International Journal of Advanced Studies. 2019. Vol. 9. No. 1-2. pp. 32-37.
  6. Berman, A.Yu. Sustainable development [Ustoychivoye razvitiye]// Collection of articles of the XI International Research Competition: in 2 parts 2019. pp. 104-106.
  7. Berman, A.Yu. Economic importance of transport [Ekonomicheskoye znacheniye transporta]// Collection of articles of the VI International Scientific and Practical Competition. 2019. pp. 71-74
  8. Berman, A.Yu., Berman N.D. Efficiency of investments in transport infrastructure [Effektivnost’ investitsiy v transportnuyu infrastrukturu]// Russian Studies in Law and Politics. 2019. T. 3. No. 1. P. 4-8.
  9. Bogveradze, M.V. Organization of cost management of passenger road transport in modern conditions [Organizatsiya upravleniya zatratami passazhirskogo avtomobil’nogo transporta v sovremennykh usloviyakh]/ In the collection: Scientific works of young scientists, graduate students and students, interuniversity collection (SibADI).” Omsk, 2018. pp. 22-26.
  10. Kagan, D.Z. The influence of macroeconomic factors on passenger traffic indicators [Vliyaniye makroekonomicheskikh faktorov na pokazateli passazhirskikh perevozok]/ Economics of Railways. 2018. No. 11. pp. 21-27.
  11. Konovalova, O.N. Development of transport infrastructure as a factor of economic growth and strengthening of economic security of Russia in the context of economic sanctions [Razvitiye transportnoy infrastruktury kak faktor ekonomicheskogo rosta i usileniya ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii v usloviyakh deystviya ekonomicheskikh sanktsiy]// Development of the theory and practice of managing social and economic systems. 2019. No. 8. pp. 89-92
  12. Prokofieva, T.A. Development of logistics infrastructure as a strategic direction for Russia’s integration into the system of international transport corridors [Razvitiye logisticheskoy infrastruktury kak strategicheskoye napravleniye integratsii Rossii v sistemu mezhdunarodnykh transportnykh koridorov]// In the center of the economy. 2021. No. 1. pp. 1-10
  13. Prokofieva, T.A. The development of the logistics infrastructure of Euro-Asian international transport transport corridors is a strategic direction for realizing the transit potential and intensive economic growth of Russian regions (p. 134-154) [Razvitiye logisticheskoy infrastruktury yevroaziatskikh MTK -strategicheskoye napravleniye realizatsii tranzitnogo potentsiala i intensivnogo ekonomicheskogo rosta regionov Rossii (s. 134-154)]/ Collection of reports of the III International Scientific and Practical Conference “Financial strategy of enterprises in conditions of economic instability.” March 28, 2019 Ed. Professor Yakutin Yu.V. — M.: ANO «Academy of Management and Business Administration», 2019. — 220 p.
  14. Prokofieva, T.A. Transport strategy of Russia and the logistics approach to its implementation [Transportnaya strategiya Rossii i logisticheskiy podkhod k yeye realizatsii]// In the center of the economy. 2020. No. 4. pp. 18-27
  15. Raufi, A. Transport in the system of a market economy [Transport v sisteme rynochnoy ekonomiki]. – Dushanbe: “Irfon”, 2020. – 258 p.
  16. Sukhodolov, A.P. Prerequisites, stages and prospects for the development of the transport complex of Russia [Predposylki, etapy i perspektivy razvitiya transportnogo kompleksa Rossii]. News of the Baikal State University. 2018. T. 25. No. 3. P. 397-407.
  17. Competitiveness rating. Russia [Reyting konkurentosposobnosti. Rossiya]: https://worldcompetitiveness.imd.org/countryprofile/RU/wcy (Access date: 02.28.2023)
  18. On approval of a comprehensive plan for the modernization and expansion of the main infrastructure for the period until 2024: Order of the Government of the Russian Federation of September 30, 2018 No. 2101 -r [Ob utverzhdenii kompleksnogo plana modernizatsii i rasshireniya magistral’noy infrastruktury na period do 2024 g.: Rasporyazheniye Pravitel’stva RF ot 30 sentyabrya 2018 g. № 2101]. — URL: http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/71975292/#ixzz5cVVyZcL8.
  19. Schwab, K. The Global Competitiveness Report. 2017-2018. — P. 248, 249. — URL: http://www3.weforum.org/docs/GCR2017 2018/05FullReport/TheGlobalCompetitivenessReport2017% E2%80%932018.pdf.
  20. International LPI // Global Rankings 2018. — URL: https://lpi.worldbank.org/internationl/global.

Еще в рубриках

Регионы России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *