Главная страница » Публикации » №2 (74) » Агломерации муниципальных образований как основа совершенствования системы государственного регионального управления социально-экономическим развитием Сибирского федерального округа

Агломерации муниципальных образований как основа совершенствования системы государственного регионального управления социально-экономическим развитием Сибирского федерального округа

Agglomerations of municipalities as a basis for perfection of the system of state regional management of socio-economic development of the Siberian federal district

Авторы

Меркурьев Владимир Владимирович
кандидат экономических наук, доцент
Россия, Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачёва, Филиал Кузбасского государственного технического университета имени Т. Ф. Горбачева в г. Прокопьевске
merkurevvv@kuzstu.ru
Мягков Евгений Владимирович
Аспирант
Россия, Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачёва
Журавлева Ольга Владимировна
Кандидат педагогических наук
Россия, Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачёва

Аннотация

В статье рассмотрено развитие агломераций в качестве основы совершенствования системы государственного регионального управления социально-экономическим развитием. Предложена схема и алгоритм проведения согласованной
региональной и агломерационной политики. Обоснованы этапы формирования и реализации социально-экономической политики агломераций муниципальных образований и предложены направления ее совершенствования.

Ключевые слова

Сибирский федеральный округ, региональное управление, социально-экономическое развитие, система государственного регионального управления.

Рекомендуемая ссылка

Меркурьев Владимир Владимирович , Мягков Евгений Владимирович , Журавлева Ольга Владимировна

Агломерации муниципальных образований как основа совершенствования системы государственного регионального управления социально-экономическим развитием Сибирского федерального округа// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (74). Номер статьи: 7402. Дата публикации: 04.04.2023. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7402/

DOI: 10.24412/1999-2645-2023-274-2

Authors

Merkuryev Vladimir Vladimirovich
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
Russia, Kuzbass State Technical University named after T.F.Gorbachev
merkurevvv@kuzstu.ru
Myagkov Evgeny Vladimirovich
Graduate student
Russia, Kuzbass State Technical University named after T.F.Gorbachev
Zhuravleva Olga Vladimirovna
Candidate of Pedagogical Sciences
Russia, Kuzbass State Technical University named after T.F.Gorbachev

Abstract

The article considers the development of agglomerations as a basis for improving the system of state regional management of socio-economic development. A scheme and algorithm for conducting a coordinated
regional and agglomeration policy. The stages of formation and implementation of the socio-economic policy of agglomerations of municipalities are substantiated and directions for its improvement are proposed.

Keywords

Siberian Federal District, regional administration, socio-economic development, system of state regional administration.

Suggested Citation

Merkuryev Vladimir Vladimirovich , Myagkov Evgeny Vladimirovich , Zhuravleva Olga Vladimirovna

Agglomerations of municipalities as a basis for perfection of the system of state regional management of socio-economic development of the Siberian federal district// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (74). Art. #7402. Date issued: 04.04.2023. Available at: https://eee-region.ru/article/7402/ 

DOI: 10.24412/1999-2645-2023-274-2

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Система государственного регионального управления представляет собой ряд последовательных этапов и реализуется в таких подсистемах как законодательная (нормативно-правовое регулирование), организация социально-экономического развития и контрольно-ревизионная. На сегодняшний момент не выработан единый методический подход к управлению агломерациями муниципальных образований, нет также нормативно — правого регулирования управления агломерациями муниципальных образований. Очевидно, что одну из ключевых ролей в управлении агломерациями муниципальных образований должны играть органы государственной власти субъектов федерации. Каждый элемент системы управления агломерациями должен выполнять определённую функциональную роль:

  • Нормативно-правовое регулирование (разработка механизма управления агломерациями, в том числе организационно-правовых форм; систем целеполагания; методов и средств их достижения).
  • Исполнительно – распорядительная функция (реализация механизма управления агломерациями, стимулирование развития элементов агломерации — муниципальных образований, достижение целей и решение поставленных задач с помощью определенных методов и средств).
  • Контрольно-надзорные (контроль соблюдения принятых нормативно-правовых актов, в том числе в сфере развития агломераций; мониторинг реализации мероприятий развития и достижения целевых критериев).

Региональные органы власти решают следующие задачи:

  1. Мониторинг социально-экономического развития муниципальных образований, выявление ключевых, в том числе системных проблем их развития.
  2. Систематизация и группировка факторов, которые определяют региональную социально-экономическую политику региона.
  3. Определение основных направлений социально-экономической политики региона, в том числе точек роста экономики.
  4. Определение необходимости применения методов регулирования и координации на разных уровнях управления агломерациями.
  5. Построение модели прогнозирования социально-экономического развития агломераций муниципальных образований, в том числе расчет агломерационного эффекта.
  6. Построение механизма управления развитием агломераций муниципальных образований

 

Результаты и их обсуждение

Агломерации выступают точками роста регионов и являются важнейшими объектами региональной политики. Для определения взаимосвязи региональной политики и политики агломераций муниципальных образований был проведен системный анализ и сформулированы следующие положения:

  1. Агломерации муниципальных образований выступают подсистемами региональной политики более высокого уровня.
  2. Эффективность такой сложной социально-экономической системы как региональное управление зависит в высокой степени от качества и интенсивности механизмов взаимодействия органов местного самоуправления, как между собой, так и с органами государственной региональной власти. Агломерация в этом качестве представляет собой эффективный инструмент выстраивания данной политики.
  3. Разработка механизмов и инструментов управления социально-экономическим развитием агломераций предполагает выявление и систематизацию общих процессов, которые существуют в муниципальных образованиях, входящих в агломерацию, а также выявление проблем (в том числе и общих) с целью их комплексного системного решения.
  4. Построение дерева целей в сфере социально-экономического развития агломераций муниципальных образований предполагает определение ответственности и полномочий разных уровней управления и координации: муниципальный, региональный, федеральный, в том числе созданные специализированные структуры.
  5. Процесс построения модели управления агломерациями муниципальных образований должен быть построен на взаимосогласованной, взаимовыгодной политике органов местного самоуправления, региональных органов власти, местного сообщества и бизнес-структур.

В связи с вышесказанным можно построить социально-экономическую политику агломераций муниципальных образований по следующей схеме, предложенной профессором Шабашевым Владимиром Алексеевичем [2] (рисунок 1). В данной схеме предполагается проведение согласования региональной и агломерационной политик, а также выстроено последовательное логическое изучение процессов социально-экономического развития муниципальных образований. Построение политики агломераций муниципальных образований предполагает классификацию факторов, которые влияют на социально экономическое развитие региона и муниципальных образований; проведение анализа и систематизации полученных данных, в том числе общих проблем; проведение анализа статистических данных и проведение социологического исследования; оценку проводимой политики и социально-экономических показателей; составление прогноза социально-экономического развития агломераций муниципальных образований.

 

Алгоритм определения политики агломераций муниципальных образований

Рис. 1 Алгоритм определения политики агломераций муниципальных образований [2]

 

Более детально алгоритм определения политики агломераций муниципальных образований представлен на рисунке Рисунок 2. [2]. На представленной схеме выделены этапы формирования и реализации социально-экономической политики агломераций муниципальных образований: на втором этапе проводится анализ проблем; на третьем производится выявление и анализ факторов развития агломераций; на четвертом определение методов социально-экономической политики; на пятом анализ существующих ресурсов, в том числе финансовых; на шестом и седьмом формирование критериев и ограничений развития агломерации, а также агломерационной политики; на восьмом происходит разработка основных социально-экономических направлений развития агломерации муниципальных образований; на девятом и десятом этапах прорабатываются основные сценарии социально-экономического развития агломераций и определение основных показателей эффективности реализации стратегии; на одиннадцатом этапе разрабатывается уже сам механизм реализации социально-экономической политики, разрабатываются и утверждаются дорожные карты; на двенадцатом этапе предполагается мониторинг достижения показателей эффективности реализации дорожной карты в обозначенные контрольные точки; на тринадцатом этапе, учитывая динамичность внешней среды агломерации муниципальных образований, происходит корректировка, актуализация показателей и критериев агломерационной политики.

 

Этапы формирования и реализации социально-экономической политики агломераций муниципальных образований

Рисунок 2. Этапы формирования и реализации социально-экономической политики агломераций муниципальных образований [2]

 

Таким образом, формирование региональной агломерационной политики, в том числе построение ее механизма реализации, его мониторинг и корректировка, включает в себя реализацию 13 последовательных этапов.

В статье под социально-экономической политикой агломераций муниципальных образований понимается системное проведение управленческих воздействий для формирования системы социально-экономических целей и задач, которые взаимосогласованны между всеми элементами и уровнями системы (органы государственной власти и местного самоуправления, население, бизнес), с целью проведения более эффективной государственной региональной политики.

Реализация социально-экономической политики агломераций муниципальных образований позволяет решить следующие проблемы регионального управления:

  1. Проведение единой согласованной политики региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в связи с образованием единых органов управления.
  2. Формирование единого информационного пространства всех муниципальных образований. Процесс цифровой трансформации государственного и муниципального управления предполагает автоматизацию, цифровизацию и реинжиниринг большинства процессов, которые происходят в муниципальных образованиях. Также реализуется концепция государство как платформа, которая предполагает цифровизацию подавляющего большинства предоставляемых государственных и муниципальных услуг. В связи с тем, что перед муниципалитетами стоит задача разработки цифровых сервисов предоставления муниципальных услуг, а также учитывая, что услугами в агломерациях муниципальных образований пользуются не только жители муниципальных образований, целесообразно в агломерациях произвести разработку обшей цифровой платформы, на которой будут располагаться общие муниципальные сервисы. Цифровая трансформация за счет реинжиниринга и автоматизации процессов должна дать экономический эффект. В случае разработки единых сервисов для всех муниципальных образований, будет присутствовать эффект масштаба за счет оптимизации расходов на их разработку.
  3. Формирование единого рынка межмуниципального имущества, а также создание цифровой платформы по управлению им с организацией доступа всем субъектам агломерации муниципальных образований. Единый механизм управления межмуниципальным имуществом — необходимый элемент создания и развития межмуниципальных организаций и получения синергетического агломерационного эффекта от функционирования агломераций муниципальных организаций.

Социально-экономическая политика агломераций муниципальных образований должна иметь понятные и ясные цели для всех участников системы, цели должны быть согласованы со стратегическими целями региона и федерации. Также политика должна одновременно обеспечивать устойчивость региональной системы с одной стороны и социальной экономический рост и развитие с другой.

Основной целью, как региональной политики, так и политики социально-экономического развития агломераций, является рост качества жизни населения. Достижению поставленной цели должно способствовать эффективное использование имеющихся трудовых, социально-экономических ресурсов и привлечение инвестиций. Соответственно одним из важнейших задач региональной политики должны быть следующие направления совершенствование экономики региона:

  1. Диверсификация экономики и проведение ее цифровой трансформации, в том числе через государственно-частное партнерство. Этот процесс видится особенно актуальным в связи с наступлением новой научно-технической революции. Маловероятно, что с переходом на новый технологический уклад предприятия справятся самостоятельно. Требуется скоординированная планомерная работа научных, образовательных организаций, органов государственной власти, общества и бизнеса по обеспечению данного перехода.
  2. Повышение оказания качества муниципальных услуг, в том числе жилищно-коммунальных и других социально ориентированных услуг. Как уже ранее отмечалось, повышение качества услуг планируется за счет создания цифровых сервисов, а также платформ онлайн взаимодействия всех участников.
  3. Построение новых кооперационных связей и научно-производственных коллабораций как между муниципальными предприятиями, так и социальными учреждениями, в том числе в сфере образования, здравоохранения, социального обслуживания и др.
  4. Более эффективное проведение конкурсных процедур государственных и муниципальных закупок за счет увеличения объема закупаемых объемов товаров, работ, услуг.

Дополнительно в рамках формирования агломерации муниципальных образований возможно использование следующих вариантов развития экономики:

  1. Ориентация на внутренний рынок агломерации муниципальных образований: расширение и развитие сферы услуг, в том числе муниципальных; стимулирование создания инновационных сфер, создание необходимой инфраструктуры, в том числе научной; приоритет развития внутреннего потребления, в том числе с использованием ресурсосберегающих технологий.
  2. Ориентация на региональные и межрегиональные рынки (Новосибирская область, Томская область, Алтайский край, республика Алтай, республика Хакасия и другие соседние регионы). Создание на базе предприятий и организаций агломерации кластеров по выпуску готовой продукции, в том числе сельскохозяйственной.
  3. Ориентация на внешние рынки (в том числе дальнего зарубежья). Продукция предприятий Кемеровской агломерации уже является востребованной заграницей, но это в основном сырье или продукция первичной обработки. Необходимо развивать производства более глубокой переработки сырья, в том числе выпуск конечной продукции для потребителей.

С точки зрения реализации государственной региональной политики приоритетным является ориентация на внутренний рынок агломерации муниципальных образований, в том числе предоставление муниципальных услуг, но также важными являются и другие перечисленные варианты, так как они позволяют формировать конкурентоспособную экономику, что прямо влияет на уровень жизни населения.

С целью эффективной реализации региональной политики в сфере развития агломерации муниципальных образований необходима разработка организационно-экономического механизма, который включает в себя нормативно-правовое регулирование используемых методов, применяемых разными уровнями власти. Организационно – экономический механизм может использоваться в зависимости от используемых сценариев их применения. Обычно применяют следующие сценарии реализации механизма.

  1. Инерционный сценарий. При реализации такого сценария муниципальные образования функционируют в существующих границах и ведут традиционный хозяйственный уклад:
  • межмуниципальные связи развиваются естественным образом, организации по-прежнему ориентированы на производство сырья либо его первичную переработку (в основном химическое производство), сфера услуг развита незначительно;
  • в результате деятельности промышленных предприятий, которые производят основные бюджетные отчисления, экологическая обстановка еще более ухудшается, соответственно снижается качество жизни населения и привлекательность проживания на территории города;
  • происходит снижение реальных доходов населения, не связанных с основным промышленным производством;
  • растет отток населения (в большей степени высококвалифицированного и экономически активного) в другие населенные пункты с более высоким уровнем доходов и более благоприятной экологической обстановкой;
  • происходит хаотичная застройка пригородной территории, что потенциально значительно увеличивает количество автомобильных заторов и снижает пропускную способность улично-дорожной сети;
  • бюджеты муниципальных образований остаются дефицитными, так как рост расходов на выплату заработных плат и содержание муниципальной инфраструктуры будет значительно превышать темпы развития традиционных промышленных предприятий.

Чаще всего такой этап формирования агломераций называют индустриальным. Он характеризуется отсутствием единых рынков труда и недвижимости, наличием единичных производственных коопераций. Межмуниципальное сотрудничество носит внесистемный субъективный характер без участия населения муниципалитетов, социально-экономические механизмы развития формируются каждым муниципальным образованием, исходя из имеющихся ресурсов и проблем, межтерриториального взаимодействия практически нет.

  1. Инновационный сценарий. Данный сценарий предполагает, что существует единый координирующий орган управления агломерацией муниципальных образований, который формирует единую систему целей, согласованную всеми уровнями власти и участниками социально-экономических процессов (бизнес-сообщество, местное население).

Важным моментом является структурная перестройка экономики муниципальных образований:

  1. Цифровая трансформация существующих предприятий и организаций (например, «Цифровое горное предприятие»).
  2. Открытие новых отраслей Цифровой экономики (производство новых материалов, Big Data, искусственный интеллект и др.).
  3. Диверсификация экономической структуры действующих организаций и предприятий.
  4. Создание необходимой инфраструктуры с целью возможности функционирования инновационных компаний.
  5. Обеспечение системы подготовки и переподготовки кадров с целью развития человеческого капитала на территории, соответствующей необходимым компетенциям предприятий цифровой экономики.
  6. Совершенствование системы социальной защиты населения и рост качества жизни населения, за счет увеличения доходов бюджета вследствие функционирования высокопроизводительных компаний в регионе.

С целью эффективной реализации инновационной экономической политики агломерации муниципальных образований необходимо внести следующие изменения в региональную политику:

  1. Нормативно – правовое обеспечение использования совместных ресурсов, в том числе для функционирования межмуниципальных предприятий.
  2. Законодательное определение критериев эффективности достижения показателей социально-экономического развития.
  3. Создание инновационной инфраструктуры с целью создания и развития компаний Цифровой экономики.
  4. Разработка эффективных способов воспроизводства ресурсов.

В результате применения инновационного сценария развития агломерации муниципальных образований синергетический (агломерационный) эффект будет получен за счет:

  • снижение затрат на управление, в том числе на государственное и муниципальное, за счет оптимизации дублирующихся процессов и реинжиниринга существующих. В рамках мероприятий по цифровой трансформации управления будет создана единая цифровая платформа агломерации муниципальных образований, что позволит снизить затраты на создание и обслуживание информационно-коммуникационной инфраструктуры;
  • снижение транспортных и логистических издержек за счет формирования единого архитектурно-планировочного пространства агломерации;
  • снижение технологических издержек за счет коллаборации научно-образовательных организаций и формирования единого портфеля научно-технического заказа на разработку современных инновационных технологий.
  • оптимизация использования ресурсной базы, в том числе за счет создания межмуниципальных компаний;
  • углубление межмуниципального сотрудничества по всем решаемым вопросам местного значения;
  • развитие партнёрства с бизнес-структурами и местными сообществами как государственных, так и муниципальных органов власти, в том числе в реализации крупных инфраструктурных проектов.

При работе над стратегией развития Кемеровской области – Кузбасса в период до 2035 года, в процессе разработки инвестиционных программ на территориях опережающего социально-экономического развития (Юрга, Прокопьевск и др.), был выявлен и обозначен ряд проблем, решение которых видится в развитии агломерации муниципальных образований:

  1. Ограниченность территории муниципальных образований в рамках существующих границ муниципальных образований для реализации крупных инвестиционных проектов (например, строительство логистических центров сетевых компаний).
  2. Относительно низкий уровень развития социальной и транспортно-логистической инфраструктуры, что часто является причиной миграции населения в другие более развитые в этом плане агломерации муниципальных образований.
  3. Отсутствие возможности масштабирования и существенного наращивания производства при реализации крупных инвестиционных проектов в небольших населенных пунктах.
  4. Невысокий уровень трудовой мобильности населения и как следствие недостаточность трудового потенциала.

Создание механизма управления агломерациями муниципальных образований будет способствовать решению обозначенной проблематики: развитие межмуниципальных связей, в том числе повышение трудовой мобильности (за счет развития транспортной инфраструктуры); выработка бюджетных механизмов учета трудовой миграции, когда человек проживает в одном муниципальном образовании, а работает в другом; более рациональном планировании жилой застройки с учетом транспортной нагрузки и экологической обстановки;

Очевидно, что развитие агломерации муниципальных образований дает неоспоримый социально-экономический эффект. Назовем основные причины, которые сдерживают формирование агломерационной политики региональных органов государственной власти:

  1. Не выработан в научном сообществе единый общепризнанный механизм управления социально-экономическим развитием агломераций, что затрудняет практическую реализацию агломерационной политики региональными органами власти.
  2. В федеральном законодательстве отсутствует определение понятия «городские агломерации», «агломерации», не определены критерии и принципы, по которым можно относить те или иные муниципальные образования к агломерациям муниципальных образований. Проект федерального закона о городских агломерациях был отклонен в первом чтении в Государственной Думе. На взгляд авторов исследования, данный нормативно-правовой акт является рамочным и не отражает всей сути агломерации муниципальных образований и тем более не предлагает эффективных действующих механизмов по управлению социально-экономическим развитием агломераций.
  3. Одним из самых важных факторов, который значительно ограничивает потенциал развития агломерации муниципальных образований, является низкая мотивация и сопротивление местных элит межмуниципальной кооперации, нежелание делиться полномочиями и самое главное — финансовыми ресурсами, боязни потери/сокращения должности. Разрабатываемый организационно-экономический механизм должен в обязательном порядке учитывать фактор потенциального сопротивления заинтересованных сторон и выработку мероприятий по преодолению потенциального сопротивления, в том числе по мотивации заинтересованных сторон. В противном случае даже самый совершенный нормативно закрепленный организационно-экономический механизм развития агломерации муниципальных образований может не привести к ожидаемому результату.
  4. Низкая финансовая бюджетная обеспеченность, недостаточность средств для эффективной и полноценной реализации всех полномочий муниципалитетов. Несмотря на формальную самостоятельность местного самоуправления России, бюджетная система нашей страны построена по принципу централизации, и большинство налоговых доходов поступают в федеральный бюджет, а затем распределяются по существующей вертикали бюджетной системы, таким образом, подавляющая часть муниципальных образований являются дотационными. В среднем показатель собственных доходов в муниципальных образованиях находится в диапазоне 25-30 %. В таких условиях весьма затруднительным представляется ситуация, когда дотационные муниципальные образования производят финансирование межмуниципальных проектов.
  5. Отсутствие единого механизма управления агломерациями приводит к отсутствию согласованности действий федеральных и региональных органов власти, а также органов муниципального управления, местных сообществ и бизнеса.
  6. В рамках стратегического планирования регионов агломерации муниципальных образований не обозначаются как объекты управленческого воздействия и как точки экономического роста и формирования инновационной цифровой экономики.

 

Заключение

Агломерации муниципальных образований являются инновационной точкой роста и реальным механизмом повышения эффективности государственного регионального управления. С целью реализации политики в сфере развития агломераций необходимо создание соответствующих подсистем: нормативно-правовой, исполнительно – распорядительной и контрольно-надзорной подсистем. В рамках формирования указанных подсистем предложен организационно — экономический механизм развития агломерации муниципальных образований и формирования соответствующей политики с целью повышения эффективности регионального управления, более рационального использования местных ресурсов и создание условий для инновационного перехода к цифровой экономике

 

Библиографический список

  1. Анализ социально-экономического развития регионов Сибирского федерального округа / В. В. Меркурьев, Е. В. Мягков, П. Д. Косинский, К. В. Томилин // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2022. – № 4(72). – EDN LRRRFE.
  2. Городская агломерация: состояние, проблемы, пути развития: (на примере Кемеровской области) / [В. А. Шабашев, Л. Л. Зобова, Р. В. Бабун, отв. ред. В. А. Шабашев]. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2016. – 178 с.
  3. Меркурьев, В. В. Развитие агломераций муниципальных образований как фактор совершенствования территориального размещения населения / В. В. Меркурьев, Е. В. Мягков // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2022. – № 1(69). – EDN HSLHBV.
  4. Меркурьев, В.В. Проблемы развития сельского хозяйства старопромышленного региона / В. В. Меркурьев, К. В. Томилин // . – 2016. – № 6. – С. 155-161. – EDN WBUFMJ.
  5. Kosinskiy, P. Approaches to Evaluation of Environmental and Economic Damage to the Kuzbass Agglomeration Caused by Coal Mining Industry Development / P. Kosinskiy, V. Merkuriev, A. Medvedev // E3S Web of Conferences : The conference proceedings Sustainable Development of Eurasian Mining Regions: electronic edition, Kemerovo, 25–27 ноября 2019 года. Vol. 134. – Kemerovo: EDP Sciences, 2019. – P. 03009. – DOI 10.1051/e3sconf/201913403009. – Edn Dajzon.

 

Bibliographic list

  1. Analysis of socio-economic development of the regions of the Siberian Federal District [Analiz sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya regionov Sibirskogo federal’nogo okruga]/ V. V. Merkuryev, E. V. Myagkov, P. D. Kosinsky, K. V. Tomilin // Regional economics and management: electronic scientific journal. – 2022. – № 4(72). – EDN LRRRFE.
  2. Urban agglomeration: state, problems, ways of development: (on the example of the Kemerovo region) [Gorodskaya aglomeratsiya: sostoyaniye, problemy, puti razvitiya: (na primere Kemerovskoy oblasti)]/ [V. A. Shabashev, L. L. Zobova, R. V. Babun, ed. by V. A. Shabashev]. – Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2016. – 178 p.
  3. Merkuryev, V.V. Development of agglomerations of municipalities as a factor of improving the territorial distribution of the population [Razvitiye aglomeratsiy munitsipal’nykh obrazovaniy kak faktor sovershenstvovaniya territorial’nogo razmeshcheniya naseleniya]/ V. V. Merkuryev, E. V. Myagkov // Regional economics and management: electronic scientific journal. – 2022. – № 1(69). – EDN HSLHBV.
  4. Merkuryev, V.V. Problems of agricultural development in the old industrial region [Problemy razvitiya sel’skogo khozyaystva staropromyshlennogo regiona]/ V. V. Merkuryev, K. V. Tomilin // . – 2016. – № 6. – Pp. 155-161. – EDN WBUFMJ.
  5. Kosinsky, P. Approaches to Evaluation of Environmental and Economic Damage to the Kuzbass Agglomeration Caused by Coal Mining Industry Development [Approaches to Evaluation of Environmental and Economic Damage to the Kuzbass Agglomeration Caused by Coal Mining Industry Development]/ P. Kosinsky, V. Merkuriev, A. Medvedev // E3S Web of Conferences : The conference proceedings Sustainable Development of Eurasian Mining Regions: electronic edition, Kemerovo, November 25-27, 2019. Vol. 134. – Kemerovo: EDP Sciences, 2019. – P. 03009. – DOI 10.1051/e3sconf/201913403009. – Edn Dajzon.

Еще в рубриках

Сибирский федеральный округ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *