Главная страница » Публикации » №3 (67) » Государственное регулирование инноваций как основной инструмент развития сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)

Государственное регулирование инноваций как основной инструмент развития сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)

State regulation of innovations as the main tool for the development of agriculture in the Republic of Sakha (Yakutia)

Авторы

Роднина Наталья Владимировна
доктор экономических наук, декан экономического факультета
Россия, Арктический государственный агротехнологический университет
rodninanv@gmail.com

Аннотация

Государственное регулирование представляет нормативно закрепленный комплекс мер и иных действий, которое применяется государством для решения проблемных вопросов в сферах экономики и коррекции экономических процессов.
Одним из таких вопросов является необходимость повышения уровня продовольственного обеспечения населения страны за счет политики разумного протекционизма в отношении сельского хозяйства.
Основой продовольственной безопасности любой страны и региона является собственное сельскохозяйственное производство. Ни одна страна не обходится без импорта продовольствия, вместе с тем, самообеспеченность продовольствием является одним из основных положений Доктрины продовольственной безопасности России. Роль государства в решении вопроса повышения уровня продовольственного обеспечения заключается в формировании стабильного воспроизводства на основе научно-обоснованных методов и механизмов, применяемых в сельском хозяйстве не только на федерльном, но и региональном уровне.
Современное состояние сельского хозяйства Якутии характеризуется устаревшими технологиями, практически полностью изношенными основными фондами, текучестью кадров и это препятствует эффективному функционированию отрасли.
Целью исследований является выработка рекомендаций по государственному регулированию сельского хозяйства с переориентацией его поддержки в направлении мер, способствующих интенсификации производства и внедрению инноваций.
Государство, как регулятор, должно пересматривать положения государственной поддержки и регулирования отраслей и определять современные и эффективные механизмы, обеспечивающие экономический рост и развитие.
Переориентация методов государственного регулирования на инновационные направления остановят спад и обеспечат научно-технологическое развитие сельского хозяйства.

Ключевые слова

Республика Саха (Якутия), государственное регулирование, сельское хозяйство, инновации, научно-технический потенциал, целевая государственная программа.

Рекомендуемая ссылка

Роднина Наталья Владимировна

Государственное регулирование инноваций как основной инструмент развития сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (67). Номер статьи: 6715. Дата публикации: 27.09.2021. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6715/

DOI: 10.24412/1999-2645-2021-367-15

Authors

Rodnina Natalya Vladimirovna
Doctor of Economics, Dean of the Faculty of Economics
Russia, Arctic State Agrotechnological University
rodninanv@gmail.com

Abstract

State regulation is a normative set of measures and other actions that the state uses to solve problematic issues in the areas of economics and to correct economic processes.
One such issue is the need to improve the food security of the country's population through sound agricultural protectionism policies.
The basis for food security in any country and region is its own agricultural production. No country can do without food imports, but food self-sufficiency is one of the main provisions of the Russian Food Security Doctrine. The role of the State in addressing the issue of improving the level of food security is to create stable reproduction on the basis of scientifically sound methods and mechanisms used in agriculture not only at the federal but also at the regional level.
The current state of agriculture in Yakutia is characterized by outdated technologies, almost completely worn out fixed assets, staff turnover, and this impedes the effective functioning of the industry.
The purpose of the research is to develop recommendations on state regulation of agriculture with a reorientation of its support in the direction of measures that contribute to the intensification of production and the introduction of innovation.
The state, as a regulator, should review the provisions of state support and regulation of industries and determine modern and effective mechanisms that ensure economic growth and development.
The reorientation of state regulation methods to innovative areas will stop the decline and ensure the scientific and technological development of agriculture.

Keywords

Republic of Sakha (Yakutia), government regulation, agriculture, innovation, scientific and technical potential, target state program.

Suggested Citation

Rodnina Natalya Vladimirovna

State regulation of innovations as the main tool for the development of agriculture in the Republic of Sakha (Yakutia)// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №3 (67). Art. #6715. Date issued: 27.09.2021. Available at: https://eee-region.ru/article/6715/ 

DOI: 10.24412/1999-2645-2021-367-15

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Республика Саха (Якутия) — один из крупнейших регионов, который имеет богатый природный ресурс, но которого недостаточно для удовлетворения потребностей населения в продовольствии. Ведение сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия) характеризуется, как производство сельскохозяйственной продукции и ведение земледелия на неблагоприятных территориях, в условиях вечной мерзлоты и короткого периода сбора урожая.

Дополнительно к этому отмечается сезонность сельскохозяйственного производства и добычи промысловой продукции, недостаток квалифицированных кадров и ряд других проблем. Отмеченные проблемы ставят вопрос о повышении уровня продовольственного обеспечения региона в число основных.

Продовольственная безопасность – одна из важнейших частей национальной и экономической безопасности государства. При этом национальными интересами на долгосрочный период в Доктрине продовольственной безопасности России определено создание высокопроизводительного сельского хозяйства, основанного на современных технологиях, а основной задачей — развитие фундаментальных и прикладных исследований для разработки новых видов, сортов сельхозкультур, пород и типов сельхозживотных.

Мир сегодня охватил новый этап технологического развития под названием «AgroTech 4.0» (АПК 4.0). Он основан на искусственном интеллекте — IoT (интернет вещах), био- и нанотехнологиях, робототехнике и т.д. Однако в республике, из-за мелкого товарного производства большинства сельхозтоваропроизводителей, сложно перейти на применение высокотехнологичного оборудования и техники.

Современные состояние регионального сельского хозяйства Якутии длительное время характеризуется спадом производства в отдельных отраслях и показатели его развития свидетельствуют о необходимости принятия дополнительных мер государственного регулирования, пересмотра основных подходов к управлению данной отраслью экономики (табл.1).

Низкий уровень научно-технического потенциала сельского хозяйства является одной из причин неэффективности данного сектора экономики и требует скорейшей модернизации. Каждая введенная новизна может дать кратный прирост производства, востребованного на рынке, что и является инновацией.

 

Результаты исследований

Данное положение обосновывает необходимость применения такого инструмента как инновации. При этом активизация инновационной деятельности в сельском хозяйстве предполагается по всем сферам — технологической, организационной, социальной и маркетинговой.

 

Таблица 1. Основные показатели развития АПК Республики Саха (Якутия)

2010 2015 2016 2017 2018 2019
Посевная площадь, га 29861 28660 28179 27845 27244 26356
Зерновых и зернобобовых культур 13035 8703 8991 8353 7086 7596
Картофеля 991 995 941 863 761 667
Овощей открытого грунта 283 224 240 218 185 161
Кормовых культур 15552 18778 18007 18411 19211 17933
Поголовье скота и птицы (на конец года), голов
Крупного рогатого скота 46881 35007 34438 34407 33404 32035
В том числе коров 21462 16108 15903 15206 14669 13955
Свиней 12652 7388 12884 13349 13418 13886
Лошадей 69075 48517 47380 45416 39756 38936
Оленей 180395 145409 150185 149625 137918 144929
Овец и Коз 27 147 142 94 150 101
Птицы всех видов 872298 860225 926889 815317 791766 789149
Производство продуктов сельского хозяйства, тонн
Зерна (в весе после доработки) 9022 5892 9767 3886 7393 8182
Картофеля 7855 6420 7509 7180 7305 5022
Овощей 3551 2160 2983 3229 2634 2560
Скота и птицы на убой (в живом весе) 12593 9527 8465 9700 9538 10204
Молока 36712 34482 34911 33800 33484 31598
Яиц.тыс штук 113138 124642 106695 109718 108375 121966

 

Россия на сегодня занимает 15 место в мире по инновациям [4]. Вместе с тем, несмотря на наличие действующей Федеральной программы научно-технического развития сельского хозяйства на 2017 — 2025 годы, инновационные процессы в сельском хозяйстве, как России, так и Якутии, недостаточно динамичны и оснований для заключения о технологических прорывах и интенсивном развитии, пока нет.

Вместе с тем, успешному инновационному развитию могут способствовать как меры по стимулированию инновационных предложений, так и меры по повышению спроса на инновационные технологии [7]. Необходимо отметить, что в последние годы из-за недостатка финансовых ресурсов у сельхозтоваропроизводителей, в аграрной науке произошел спад инновационной активности. Имеющийся наработанный потенциал используется в сельском хозяйстве лишь в пределах 5%. В США, к примеру, он превышает 50% [5].

Инновации в сельском хозяйстве рассматриваются, в первую очередь, через внедрение современных технологий и техническое перевооружение отрасли, выведение улучшенных сортов растений, усовершенствование методов лечения сельхозживотных, подготовку высококвалифицированных кадров [6].

Привлечение инновационных технологий и эффективность производства определяют уровень развития сельского хозяйства. При этом только инновационное развитие АПК может увеличить внутреннее производство и уменьшить объем импорта [3].

Состояние научного потенциала Республики Саха (Якутия) на сегодня характеризуется более низкими показателями, чем в Российской Федерации.

Вместе с тем, инновационное развитие на региональном уровне рассматривается как один из факторов, способствующих развитию сельского хозяйства и повышению продовольственной безопасности. В связи с чем, накопившиеся вопросы по продовольственному обеспечению Якутии можно решить посредством инновационного развития сельскохозяйственного производства, при этом достижение стратегических показателей развития сельского хозяйства до 2032 года может обеспечить только технико-технологическая революция [12].

Взаимодействие государства и бизнеса — важнейшее условие роста инно­вационной активности [9]. Инновационное развитие сельского хозяйства может быть реализовано при наличии соответствующих условий, в том числе инфраструктуры инновационной деятельности, финансовых и материально-технических средств, нормативно-правовых и законодательных актов, а также иных ресурсов, обеспечивающих инновационную деятельность: информационные, экспертные, маркетинговые [8]. Оценку инновационного развития региона необходимо проводить с учетом структуры его экономики и с учетом интересов страны в целом и данного региона [2].  Государство должно принимать активное участие в развитие инфраструктуры инновационной деятельности сельхозтоваропроизводителей, обновления их основных фондов, наращивания оборотных средств. И здесь необходимо применять новые методы государственного регулирования.

В числе основных методов, создающих условия для развития регионального сельского хозяйства, в первую очередь, необходимо предусматривать финансирование на создание условий для эффективного использования инновационного потенциала научных организаций и учебных заведений, занимающихся научными исследованиями и разработками, основанными на местных природно-климатических условиях ведения сельского хозяйства и стимулировать коммерциализацию результатов их интеллектуальной деятельности. Способствовать развитию регионального научного кадрового потенциала в инновационной сфере АПК.

Ввиду того, что обеспечение инновационного развития сельского хозяйства в России является важнейшим направ­лением, обеспечивающим продовольственную безопасность страны, необходимо использовать механизмы государственно-частного партнерства, что также является государственным регулированием. Для этого требуется усовершенствовать механизмы и стратегические инновационно-ин­вестиционные подходы Российской Федерации и регионов к управлению данными процессами.

Инновационные преобразования в сельском хозяйстве нужно проводить с учетом следующей классификации направлений бюджетной поддержки:

  1. Селекционно-генетическое инновационное направление с внедрением новых научных разработок, к примеру, в оленеводстве.
  2. Технико-производственное инновационное направление с разработкой и внедрением эффективных технологий в растениеводстве, животноводстве, перерабатывающих отраслях. Научные разработки должны способствовать увеличению урожайности сельхозкультур и росту продуктивности в животноводстве. Например, привлекать в производственный процесс роботов, агрокоптеры, инновационные технологии удаленного управления производством и ряд других.
  3. Организационно-управленческое и экономическое направления (концепции, методы выработки решений, прогрессивные методы управления).

Для этого необходимо использовать весь спектр ресурсов от материально-технических до правовых.

Основным механизмом государственного регулирования этого направления определяется целевая программа по переходу сельского хозяйства к инновационной экономике, которая должна учитывать особенности и возможности региона, и состоять, как минимум, из 2 основных блоков.

Первый блок – Схема комплексного инновационного развития сельского хозяйства и других отраслей АПК, в том числе с привлечением средств и использованием механизмов венчурных фондов.

Данный блок должен предусматривать научно-исследовательскую подпрограмму, основанную на природном потенциале животного и растительного мира Якутии, а также проведение исследований, разработку и внедрение нано-, био- и иных технологий и использование современной техники и оборудования.

Второй блок – Модернизация образовательной системы и материально-технического обеспечения подготовки кадров для сельского хозяйства. В блоке предусмотреть создание многоуровневой комплексной системы подготовки кадров для инновационных агропроизводств на основе современных информационных технологий и новейшей материально-технической базы.

Задачи развития экономики сельского хозяйства определяют необходимость новых технико-технологических и организационных подходов к процессу подготовки квалифицированных кадров, формированию профессиональных компетенций.  Это обуславливает создание при ВУЗах и научно-исследовательских институтах малых инновационных предприятий, занимающиеся инновационной деятельностью с государственным участием.

  1. Социально-экологическое направление (должно обеспечить повышение качества и уровня жизни сельского жителя, развить желание жить и трудиться в сельской местности, в том числе за счет улучшения условий жизнедеятельности, повышения уровня сельской медицины, образования и культуры).

Для решения имеющихся проблем и разрешения ситуации в сельском хозяйстве Республики Саха (Якутия) правительством региона уже сегодня формируются программы, принимаются регулирующие отрасль законы и иные правовые механизмы. Так, на сегодня уже приняты и действуют в республике:

    1. «Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2032 года с определением целевого видения до 2050 года»;
    2. «Стратегия социально-экономического развития арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года»;
    3. Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020-2024 годы»;
    4. Закон Республики Саха (Якутия) «О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)»;
    5. Указ Главы Республики Саха (Якутия) «О стратегических направлениях развития сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)» и ряд других.

Поэтапно воздействуя указанными механизмами на сельское хозяйство республики, можно добиться необходимой экономической среды для создания инновационной экономики и ее поддержание.

 

Заключение

Доктрина продовольственной безопасности требует комплексного подхода к решению вопроса продовольственного обеспечения регионов. В числе основных условий по обеспечению населения качественным продовольствием являются развитие собственной продовольственной базы региона и обеспечение его местной продукцией в соответствии с научно-обоснованными нормами.

Социально-экономические условия, в которых находится сельское хозяйство Республики Саха (Якутия), диктуют необходимость комплексного решения накопившихся проблем. Для решения задачи стабильного и устойчивого обеспечения продовольствием чрезвычайно важно внедрить процесс активных инноваций в сельское хозяйство.

Создавшаяся ситуация определяет необходимость скорейшей разработки целевой инновационной программы с учетом территориальных особенностей и первоочередных задач по повышению уровня регионального продовольственного самообеспечения.

Программа должна учитывать возможность реализации различных подходов и концепций к инновационному развитию сельского хозяйства с учетом дифференциации улусов (районов) республики.

 

Библиографический список:

  1. Багова, Д.М Условия и факторы инновационного развития АПК региона // [Электронный ресурс]. URL: https://izron.ru/articles/razvitie-ekonomiki-i-menedzhmenta-v-sovremennom-mire-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdunarodn/sektsiya-2-ekonomika-i-upravlenie-narodnym-khozyaystvom-spetsialnost-08-00-05/usloviya-i-faktory-innovatsionnogo-razvitiya-apk-regiona/ (Дата обращения 1.06.2021)
  2. Казиханов, А.М. Современные проблемы инноваций в АПК (теоретические аспекты) // Фундаментальные исследования. – 2016. № 2. – С. 336-340.
  3. Калашников, К.А., Шиндряева, А.П. Роль инновационной деятельности в развитии АПК // Экономические отношения. – 2019. – Т.9 № 2. — С. 1062-1071.
  4. Марков, А.К., Мумладзе, Р.Г. Инновационное развитие АПК // Инновации и инвестиции. – 2019. — № 5. – С.336-338.
  5. Найданова, Э.Б. Инновации в агропромышленном комплексе России // Экономические науки. – 2015. — № 30 (2). [Электронный ресурс]. URL: https://novainfo.ru/article/3017 (Дата обращения 28.05.2021)
  6. Найданова, Э.Б., Полянская, Н.М. Государственная инновационная политика в агропромышленном комплексе // Вестник Бурятского государственного университета. — 2015. — №2 (2). – С.68 – 70.
  7. Нехамкин, В.Г. Инновации и научно-технический прогресс в агропромышленном комплексе и сельском хозяйстве // Экономика и социум: современные модели развития – 2017. — Том 7, Номер 1. [Электронный ресурс ]. URL: https://creativeconomy.ru/lib/40366 (Дата обращения 1 июня 2021).
  8. Панов, А. А. Проблемы инновационного развития АПК региона // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 71–75. – [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2016/86914.htm (Дата обращения 3.06.2021).
  9. Полухин, А. А., Крутиков, А. Ю. Инновации в агропромышленном комплексе России./ Аграрная Россия. 2013, № 6, с.40-42.
  10. Провидонова, Н.В. Система развития инновационной деятельности в АПК России // Международный научно-практический журнал «Агропродовольственная экономика». – [Электронный ресурс]. URL: http://apej.ru/article/01-03-16-2 (Дата обращения 1.06.2021).
  11. Рогожин, Ю.В. «Возможности инновационного развития в АПК в республике Саха (Якутия)» // Вестник Иркутского ГТУ. — 2012. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-innovatsionnogo-razvitiya-apk-v-respublike-saha-yakutiya/viewer (Дата обращения 10.06.2021).
  12. Роднина, Н.В. Основные фонды АПК как фактор обеспечения продовольственной безопасности // АПК: управление, экономика, — 2021.- № 5. — С. 44-48.

 

Bibliographic list:

  1. Bagova, D.M. Conditions and factors of innovative development of the agro-industrial complex of the region [Usloviya i faktory innovatsionnogo razvitiya APK regiona]// [Electronic resource]. URL: https://izron.ru/articles/razvitie-ekonomiki-i-menedzhmenta-v-sovremennom-mire-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdunarodn/sektsiya-2-ekonomika-i-upravlenie-narodnym- khozyaystvom-spetsialnost-08-00-05 / usloviya-i-faktory-innovatsionnogo-razvitiya-apk-regiona / (Date of treatment 1.06.2021)
  2. Kazikhanov, A.M. Modern problems of innovations in the agro-industrial complex (theoretical aspects) [Sovremennyye problemy innovatsiy v APK (teoreticheskiye aspekty)]// Fundamental research. — 2016. No. 2. — P. 336-340.
  3. Kalashnikov, K.A., Shindryayeva, A.P. The role of innovation in the development of the agro-industrial complex [Rol’ innovatsionnoy deyatel’nosti v razvitii APK]// Economic relations. — 2019. — T.9 No. 2. — S. 1062-1071.
  4. Markov, A.K., Mumladze, R.G. Innovative development of the agro-industrial complex [Innovatsionnoye razvitiye APK] // Innovations and investments. — 2019. — No. 5. — P.336-338.
  5. Naydanova, E.B. Innovations in the agro-industrial complex of Russia [Innovatsii v agropromyshlennom komplekse Rossii]// Economic sciences. — 2015. — No. 30 (2). [Electronic resource]. URL: https://novainfo.ru/article/3017 (Date of treatment 05/28/2021)
  6. Naydanova, E.B., Polyanskaya, N.M. State innovation policy in the agro-industrial complex [Gosudarstvennaya innovatsionnaya politika v agropromyshlennom komplekse]// Bulletin of the Buryat State University. — 2015. — No. 2 (2). — p. 68 — 70.
  7. Nekhamkin, V.G. Innovations and scientific and technological progress in the agro-industrial complex and agriculture [Innovatsii i nauchno-tekhnicheskiy progress v agropromyshlennom komplekse i sel’skom khozyaystve]// Economy and society: modern development models — 2017. — Volume 7, Number 1. [Electronic resource]. URL: https://creativeconomy.ru/lib/40366 (Date of treatment June 1, 2021).
  8. Panov, A. A. Problems of innovative development of the agro-industrial complex of the region [Problemy innovatsionnogo razvitiya APK regiona]// Scientific-methodical electronic journal «Concept». — 2016. — T. 15. — S. 71–75. — [Electronic resource]. URL: http://e-koncept.ru/2016/86914.htm (Date of treatment 06/03/2021).
  9. Polukhin, A. A., Krutikov, A. YU. Innovations in the agro-industrial complex of Russi [Innovatsii v agropromyshlennom komplekse Rossii] / Agrarian Russia. 2013, No. 6, p. 40-42.
  10. Providonova, N.V. The system of development of innovative activity in the agro-industrial complex of Russia [Sistema razvitiya innovatsionnoy deyatel’nosti v APK Rossii]// International scientific and practical journal «Agro-food economy». — [Electronic resource]. URL: http://apej.ru/article/01-03-16-2 (Date of treatment 1.06.2021).
  11. Rogozhin, YU.V. «Opportunities for innovative development in the agro-industrial complex in the Republic of Sakha (Yakutia)» [«Vozmozhnosti innovatsionnogo razvitiya v APK v respublike Sakha (Yakutiya)»]// Bulletin of the Irkutsk State Technical University. — 2012. [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-innovatsionnogo-razvitiya-apk-v-respublike-saha-yakutiya/viewer (Date of treatment 06/10/2021).
  12. Rodnina, N.V. Fixed assets of the agro-industrial complex as a factor in ensuring food security [Osnovnyye fondy APK kak faktor obespecheniya prodovol’stvennoy bezopasnosti]// Agro-industrial complex: management, economics, — 2021.- № 5. — pp. 44-48.

Еще в рубриках

Республика Саха (Якутия)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *