Главная страница » Публикации » №1 (65) » Возможность применения опыта Японии по организации бюджетного процесса в практике Российской Федерации

Возможность применения опыта Японии по организации бюджетного процесса в практике Российской Федерации

The possibility of applying the experience of Japan in organizing the budget process in the practice of the Russian Federation


Авторы

Тюрина Юлия Габдрашитовна
доктор экономических наук, профессор
Россия, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
ygtyurina@fa.ru
Пашихина Екатерина Владимировна
Россия, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
pashikhina_katya@mail.ru

Аннотация

В данной статье рассматриваются главные особенности бюджетного процесса Японии. Основные отличия деятельности государства в процессе формирования бюджетной системы, изучаемой страны, являются актуальными для изучения и рассмотрения их, как идей для применения на практику Российской Федерации. Работа включает в себя краткое изучение бюджетной системы и бюджетного процесса Японии, а также сравнительную характеристику данного государства и России.

Ключевые слова

бюджет, бюджетная система, бюджетный процесс, бюджетный процесс в Японии, бюджетный процесс в России, Российская Федерация, Япония.

Рекомендуемая ссылка

Пашихина Екатерина Владимировна , Тюрина Юлия Габдрашитовна

Возможность применения опыта Японии по организации бюджетного процесса в практике Российской Федерации// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (65). Номер статьи: 6503. Дата публикации: 18.01.2021. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6503/

DOI: 10.24412/1999-2645-2021-165-3

Authors

Tyurina Yuliya Gabdrashitovna
Doctor of Economics, Professor
Russia, Financial University under the Government of the Russian Federation
ygtyurina@fa.ru
Pashikhina Yekaterina Vladimirovna
Russia, Financial University under the Government of the Russian Federation
pashikhina_katya@mail.ru

Abstract

This article covers the main features of the Japanese budget process. The main differences in the activities of the state in the process of forming the budgetary system of the country under study are relevant for studying and considering them as ideas for application to the practice of the Russian Federation. The work reflects a brief study of the budgetary system and budgetary process of Japan, as well as the comparative characteristics of this state and Russia.

Keywords

budget, budget system, budget process, budget process in Japan, budget process in Russia, Russian Federation, Japan.

Suggested Citation

Pashikhina Yekaterina Vladimirovna , Tyurina Yuliya Gabdrashitovna

The possibility of applying the experience of Japan in organizing the budget process in the practice of the Russian Federation// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (65). Art. #6618. Date issued: 18.01.2021. Available at: https://eee-region.ru/article/6503/ 

DOI: 10.24412/1999-2645-2021-165-3

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Бюджет, с экономической точки зрения, представляет собой совокупность экономических отношений, которые проявляются в процессе формирования, распределения и использования бюджета [3]. Если рассматривать определение бюджетного процесса, то основным условием, включающимся в данное понятие для любой страны мира, является деятельность участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджета, утверждению и исполнению бюджетов, и проведению контроля за их исполнением [3]. Для выявления особенностей бюджетного процесса и бюджетной системы любого государства нужно осознавать, что данные понятия в большинстве своем основываются на территориальном устройстве страны.

Япония представляет собой унитарное государство, которое состоит из 47 префектур. Многие исследователи выделяют еще демократические и национальные особенности Страны восходящего солнца [4]. Бюджетный процесс в Японии сочетает в себе современность и традиции, поэтому многие сравнивают его с английским. Но и есть главное отличие от другой системы, это система консультационных органов, которая была принята Японией у США, после Второй Мировой войны.

 

Результаты исследований

В настоящее время Япония является той страной, которая и до сегодняшнего дня активно сохраняет свои политические традиции при принятии решений. Например, до конца Второй Мировой войны, ряд министерств в области кабинета министров, подчинялись самому Императору, а на сегодняшний момент данные министерства имеют некоторую независимость. В процессе формирования бюджетного процесса на протяжении тех лет основную роль сыграла особенность, при которой власть постоянно находилась в руках одной партии. Данное явление выявило процесс давления депутатских корпусов и, напротив, открыло особенности согласования сложных вопросов при поддержании паритета между оппозицией и партией, что находилась у власти [6].

Для дальнейшего изучения бюджетного процесса и бюджетной системы Японии нужно углубиться в законодательство данной страны и рассмотреть особенности контроля деятельности данной сферы права. Вопросы, касающиеся бюджетного процесса и самого бюджетного устройства Японии, регулируются большим количеством правовых актов. Основным источником является Конституция Японии [2]. В главе VII [7], под названием Финансы полностью расписываются основные методы бюджетного регулирования. Совокупность статей главы, начиная со статьи 83 и заканчивая статьей 91 [7], содержит главные процессы распоряжения государственными финансами, введение и изменение налогов, контроль за денежными обязательствами, составление и рассмотрение проекта бюджета, расходы императорской фамилии, в какие сферы общества не могут быть направлены денежные средства или иное имущество и т.д. Процедура рассмотрения, обсуждения и принятия бюджета на соответствующий финансовый год происходит в соответствии с главой IV Конституции Японии, где в главе 60 подробно расписаны положения Парламента и Палаты в бюджетном процессе [7]. Функции деятельности Кабинета расписаны в главе V, где указано, что данный орган имеет обязанность по составлению бюджета и предоставления его для рассмотрения со стороны парламента [7].

В дополнении к Конституции Японии бюджетный контроль проходит на основании некоторого ряда законов, содержащих в себе основные положения проведения бюджетной деятельности государства. В Японии действуют более тридцати законов о налогах, так как сама страна заинтересована в создании наиболее проработанной системы налогового законодательства [2]. Если проводить оценку законодательной базы Японии, то в своих проработках и качествах исполнения бюджетного процесса данная страна занимает одно из первых мест в мире.

Под анализом характеристики бюджетного процесса Японии подразумевается обзор данного аспекта в законодательстве страны и реализация его на практике.

Конституция Японии открывает нам полномочия Кабинета министров, которые, по данному законодательству, подготавливают проект бюджета. Надо учитывать, что составление бюджета начинается с принятия Кабинетом министров базовой бюджетной политики. При этом указания, содержащиеся в Законе об общественных финансах, показывают, что Министерство финансов занимается самим составлением бюджета [8].

Процедура начинается сразу после начала каждого финансового года (1 апреля), когда каждое министерство и ведомство создают бюджетный запрос на следующий финансовый год [8]. Из практики за последние несколько лет Министерство финансов ограничивает требования министерств и ведомств до размера, превышающего на 25% бюджетные средства, которые предоставлялись в прошлом финансовом году [8].

Для удовлетворения потребностей отделов, министерства и их ведомства в течение лета проводят личные внутренние бюджетные процессы. Министерства и ведомства подают в Министерство финансов запросы до 31 августа, которые обычно близки к верхнему пределу [8]. В японской литературе, под микробюджетным процессом обычно понимается процесс организации бюджетных запросов со стороны министерств и ведомств.

В бюджетном управлении Министерства финансов в течение всего сентября происходит слушанье запросов со стороны руководителей министерств и ведомств перед бюджетными инспекторами. В то же время инспекторы могут задавать вопросы о программах и планах министерств или ведомств. Но они не говорят о конкретных цифрах бюджета. В октябре и конце ноября бюджетные инспекторы и их служащие более подробно обсуждают требования ведомств.[9]

Такой микробюджетный процесс происходит совместно со следующим макропроцессом — обзором общих бюджетных показателей высшим руководством Министерства финансов. Бюджетная конференция Министерством финансов проводится в виде собрания в первой половине декабря [8]. Это собрание происходит с целью изменения или непосредственного утверждения проекта бюджет, который был подготовлен бюджетным управлением. И после утверждения данного бюджетного проекта происходит его переименование на проект Министерства финансов [9].

В декабре бюджетное управление подготавливает краткий обзор бюджетного проекта. Руководство Министерства финансов утверждает данный документ и направляет его в Кабинет [8]. В течение этого времени, даже если депутаты вносят предложения или запросы в Министерство финансов, партия или парламент не вмешиваются в бюджетный процесс. Однако в декабре специальная комиссия, которая сформирована представителями партии, являющейся правящей, рассматривает собственную бюджетную программу, которая будет представлена ​​в Кабинет министров и Министерство финансов до оглашения проекта бюджета [8].

Обнародование проекта Министерства финансов обычно планируется на середину декабря. Однако часто происходит перенос на январь-февраль, и после начинается период переговоров, продолжительностью около недели, по пересмотру проекта. В результате данных переговоров между представителями министерства и ведомств совместно с Министерством финансов, могут выделяться небольшие суммы дополнительного финансирования. Завершающий этап переговоров представляет собой встречу правящей партии с представителями кабинета министров. Пересмотренный бюджет в результате всех переговоров и согласований одобряется на совещании Кабинета и направляется на рассмотрение парламента, в качестве официального правительственного проекта. Очень редко парламентские слушания могут существенно изменить проект бюджет. Эта ситуация соответствует системе парламентского правления, которая, как считается, имеет тесные связи и многочисленные консультации между правительством и правящей партии в процессе составления бюджета. Важно, что в начале парламентского рассмотрения проекта бюджета, правительство и парламент могут прийти к соглашению, которые касаются бюджетных вопросов [8].

Рассмотрение проекта бюджета, со стороны парламента, начинается в Палате представителей. После предложения проекта министр финансов, перед палатой общин, выступает по вопросам, которые касаются принципов, лежащих в основе формирования бюджета; характеристики бюджета и план налогов; основания и принципы управления казной и иные вопросы [6]. Бюджетный комитет Палаты представителей рассматривает проект бюджета и дает рекомендации данной палате. Палата представителей проводит голосование за проект и далее отдает его в Палату советников. Обычно это происходит в начале марта. Дальше проект бюджета проходит через Бюджетную комиссию и другие комитеты Палаты советников. Проект бюджета отправляется на общее голосование в Палату советников к началу финансового года к 1 апреля [10].

Если решение Палаты советников отличается от решения Палаты представителей то, вопрос будет передан на рассмотрение в Комитета по согласованию, который состоит из представителей двух данных палат. Если Комитет не принимает взаимоприемлемых решений по спорным вопросам, то решение вопроса, основанное на Конституции, переходит к Палате представителей. Если Палата советников не приходит к окончательному решению по проекту бюджета, то через 30 дней после рассмотрения проекта бюджета, будут применяться те же правила приоритета решения Палаты представителей. Если станет ясно, что бюджет еще не утвержден, правительство оставляет за собой право установить предварительный бюджет и передать его парламенту на период финансового года [10]. Временный бюджет истекает, как только применяется постоянный бюджет. Однако ассигнования или контракты, утвержденные в предварительном бюджете, остаются в силе и считаются частью постоянного бюджета [6].

Правительство оставляет за собой право создавать дополнительный бюджет и представлять их на утверждение в парламент. Обычно такие случаи бюджета могут появляться в случаях:

  • для восполнения нехватки средств, необходимых правительству для выполнения своих обязательств или основных функций, и для покрытия затрат, понесенных после составления бюджета и его утверждения;
  • для изменения бюджета в соответствии с ситуацией, возникшей после создания и утверждения бюджета.

В дополнение к законопроекту о бюджете правительство ежегодно подготавливает и публикует законопроект о местных финансах в виде предполагаемого чистого баланса доходов и расходов местных органов власти. Проект также представляется на одобрение парламента и представляет собой основу состава местного бюджета [9].

До этого были рассмотрены наиболее распространенные особенности бюджетного процесса Японии. Но для того, чтобы определить правильные решения в процессе принятия бюджета, нужно основывать идеи с основами бюджетной системы Японии.

Японская бюджетная система — совокупность всех типов бюджетов. Финансовая система Японии содержит в себе федеральный бюджет, местный бюджет и специальные счета, которые содержат как специальный фонд, так и счет для фирм и корпораций, которые в свою очередь принадлежат федеральному и местному правительству. Как единое государство Япония имеет двухуровневую бюджетную систему, которая состоит из: национального бюджета и бюджета местного правительства. Помимо этих звеньев, национальная финансовая система включает специальные фонды и государственные корпоративные финансы [4].

Финансовый год в Японии длится с 1 апреля по 31 марта.[10]

Доходы и расходы бюджета сгруппированы с разделами, при этом включая статьи и параграфы. Доходы разделены на семь разделов, одиннадцать статей и сорок три параграфа. Расходы разделены на тринадцать разделов, сорок одну статью и на двести сорок два параграфа. Поступления в бюджет Японии состоят из налоговых и неналоговых доходов. Особенностью бюджета Японии является то, что не облагаемые налогом доходы включаются в бюджет (около 15%) [5]. Не облагаемый налогом доход включает: доходы от арендной платы; пени, штрафы; доходы от лотерей; доходы от продажи   земельных участков и другой недвижимости; займы; остальные неналоговые доходы.

Учитывая исторические факторы, расходы бюджета были ниже, чем такие же расходы бюджета других развитых стран мира. Однако к концу 20-го — началу 21-го века расходы бюджета начали увеличиваться. Но доля ВВП не изменилась. Другими словами, увеличение расходов не связано с увеличением налоговой нагрузки. Достаточная часть бюджетных расходов приходится на социальные расходы (приблизительно 50%) [5], в том числе: пенсия по старости и инвалидности (30%) [5]; образование (13%) [5]; здоровье (1,5%) [5]; остальные социальные расходы. Военные расходы составляют около 4% [5] от общих расходов бюджета. Это относительно небольшое число по сравнению с другими странами.

Многочисленные социальные расходы в Японии традиционно связаны с отношением к жизни пожилых людей. Размер этой категории населения в Японии постоянно увеличивается, что создает увеличение социальных расходов. Кроме того, в Японии большое количество людей с высокой продолжительностью жизни. Но при этом пенсионный период каждый период времени переносится на более поздний срок, так как повышение качества жизни приводит к увеличению продолжительности деловой активности населения [5].

Расходы на НИОКР также финансируются из бюджета государства Образование и наука — основные движущие силы экономического роста в Японии. Основной рост ВВП Японии в последние годы определяется исследованиями и разработками. Государственный бюджет поддерживает строительство дорог и работу над развитием воздушного и железнодорожного транспорта, систем связи, расходами по ликвидации последствий стихийных бедствий и многим другим [5].

Денежно-кредитная политика Японии основана на том факте, что государственные средства должны использоваться только в те направления экономической жизни, которые рыночные механизмы обеспечить не могут. Государственные ресурсы должны не только создавать общие условия для функционирования рыночной деятельности, но в то же время исправлять недостатки путем распределения доходов через механизм бюджетирования. В Японии предпочтение отдается не трансфертным платежам (например, помощи бедным), а социальным гарантиям (образование, здравоохранение, пенсия и др.).

Из местных бюджетов финансируется развитие местной производственной инфраструктуры, образование, пенсии и отдельные виды помощи, а также содержание местных органов власти, полиции, судов и прокуратуры. Большая часть местного бюджета Японии финансируется с превышением доходной части над расходной.

В Японии за счет федерального бюджета был создан Фонд финансового выравнивания — специальное учреждение для распределения финансовых ресурсов между различными регионами. Источником формирования являются отчисления от государственных налогов. Для определения дотаций обычно используют бюджет определённой территории, называемой «стандартной территорией», скорректированной в соответствии со скоростью изменения каждого местного сообщества.

 

Таблица 1. Сравнительная характеристика бюджетного процесса в Японии и Российской Федерации

Признак Россия Япония
Участники бюджетного процесса Президент Российской Федерации;
Органы законодательной власти;
Органы исполнительной власти;
Органы денежно-кредитного регулирования;
Органы государственного и муниципального финансового контроля, государственные внебюджетные фонды; Главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
Иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ изложены бюджетные, налоговые и иные полномочия [1]
Кабинет министров;
Парламент;
Министерство финансов;
Центральные органы исполнительной власти Японии (министерства и ведомства);
Экономический совет;
Палата советников;
Иные органы, на которые законодательством Японии, изложены бюджетные, налоговые и иные полномочия [8]
Финансовый год с 1.01. по 31.12. [1] с 1.04. по 31.03. [10]
Этапы бюджетного процесса 1. Составление проекта бюджета;
2. Рассмотрение проекта бюджета;
3. Утверждение бюджета;
4. Исполнение бюджета;
5. Отчет об исполнении бюджета.
1. Подготовка проекта бюджета;
2. Рассмотрение проекта бюджета;
3. Исполнение бюджета;
4. Кассовое исполнение;
5. Контроль за расходованием.
Начало составление проекта бюджета За 10 месяцев до начала финансового года, в марте, Президент Российской Федерации направляет в Федеральное Собрание послание о бюджете, в котором определяется бюджетная политика на следующий финансовый год [1] Процедура начинается сразу после начала каждого финансового года (1 апреля), когда каждое министерство и ведомство создают бюджетный запрос на следующий финансовый год [8],[10]
Утверждение проекта бюджета Существуют четыре этапа чтения проекта бюджета со стороны Государственной Думы, в процессе которого происходит рассмотрение бюджета и дальнейшее его утверждение. После опубликования проекта бюджета происходит его утверждение на заседании кабинета министров.

 

После проведения анализа сравнения бюджетного процесса Японии и Российской Федерации можно выделить ряд особенностей, которые помогли бы нашему государству улучшить данный процесс.

Главной положительной чертой бюджетного процесса Японии является слушанье запросов со стороны руководителей министерств и ведомств, которые определяют главные направления по распределению средств бюджета на важные, с экономической стороны вопроса, отрасли жизни префектур и самой Японии [4]. Существует некоторая прозрачность межбюджетных отношений государства, где основными направлениями расходов бюджета являются экономическая отрасль и социальное обеспечение граждан. Каждый проект бюджета учитывает свои средства на поддержание 47 префектур и стабильность каждого города. Таким образом, можно сказать, что Россия из данного опыта, для поддержания слаборазвитых экономически субъектов государства, может принять во внимание интересы своих территориальных единиц и перераспределить средства на их поддержание по содержанию проекта бюджета на соответствующий бюджетный год.

Еще одной особенностью, которую можно выделить, является четкая формулировка полномочий органов власти при составлении проекта бюджета. В основании которого идет законодательство Японии. Главной проблемой, которую выделяют современные исследователи Российской Федерации, является сложность формулировки полномочий определенных органов власти нашего государства и противоречивая система выполнения каждым органом установленных положений. В Японии существует четкая градация каждого органа за выполнением определенных полномочий, которая помогает реализации проекта бюджета в соответствующем финансовом году.

 

Заключение

Япония – государство, которое с каждым годом улучшает не только свои составляющие элементы экономики страны, но и формирует новые принципы реализации бюджетного процесса. Даная страна имеет ряд особенностей, которые могут быть применимы либо совместимы не только в Российской Федерации, но и в других странах.

 

Список литературы:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.10.2020) – 472 с.
  2. Карпов, К. А. Правовые основы финансовой системы Японии // К. А. Карпов. М.: ООО «Бук», 2019.-С. 2-7.
  3. Мухина, Е.Р. Теоретические аспекты бюджетирования как элемента ресурсного обеспечения управленческого учета // Вестник Пермского Университета, Экономика.2014. № 1(20). С. 70-76.
  4. Балашев, Н.Б., Белова, Н.Г. К вопросу сравнительного анализа финансовых систем и бюджетов России и Японии // Экономические науки. 2019. № 4(2). С.129-137.
  5. Все о Японии. [Электронный ресурс]: https://mirjapan.ru/
  6. Официальный сайт Государственной Думы РФ. [Электронный ресурс]. – URL: http://iam.duma.gov.ru/node/8 (дата обращения 20.10.2020)
  7. Конституция Японии [Электронный ресурс]. – URL: https://legalns.com/download/books/cons/japan.pdf (дата обращения 13.10.2020)
  8. Политическая точка [Электронный ресурс]. – URL: https://say-g.com/national-budget-867#i-7 (дата обращения 27.10.2020)
  9. Мирасапо [Электронный ресурс]. – URL: https://www.mirasapo.jp/budget/guide/process.html (дата обращения 01.11.2020)
  10. Hamura City [Электронный ресурс]. – URL: https://www.city.hamura.tokyo.jp/0000002231.html (дата обращения 05.11.2020)

 

Bibliography:

  1. The Budget Code of the Russian Federation [Byudzhetnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii] of July 31, 1998 N 145-FZ (as amended on October 15, 2020) — 472 p.
  2. Karpov,A. Legal foundations of the financial system of Japan [Pravovyye osnovy finansovoy sistemy Yaponii]// K.A. Karpov. M .: LLC «Buk», 2019.-S. 2-7.
  3. Mukhina,R. Theoretical aspects of budgeting as an element of resource support for management accounting [Teoreticheskiye aspekty byudzhetirovaniya kak elementa resursnogo obespecheniya upravlencheskogo ucheta]// Bulletin of Perm University, Economics. 2014. No. 1 (20). S. 70-76.
  4. Balashev,B., Belova, N.G. On the issue of comparative analysis of financial systems and budgets of Russia and Japan [K voprosu sravnitel’nogo analiza finansovykh sistem i byudzhetov Rossii i Yaponii]// Economic Sciences. 2019. No. 4 (2). Pp. 129-137.
  5. Everything about Japan [Vse o Yaponii]// https://mirjapan.ru/
  6. Official site of the State Duma of the Russian Federation [Ofitsial’nyy sayt Gosudarstvennoy Dumy RF]. — URL: http://iam.duma.gov.ru/node/8 (date of treatment 10/20/2020)
  7. The Constitution of Japan [Konstitutsiya Yaponii] [Electronic resource]. — URL: https://legalns.com/download/books/cons/japan.pdf (date of treatment 10/13/2020)
  8. Political point [Politicheskaya tochka]. — URL: https://say-g.com/national-budget-867#i-7 (date of treatment 10/27/2020)
  9. Mirasapo [Mirasapo]. — URL: https://www.mirasapo.jp/budget/guide/process.html (date of treatment 11/01/2020)
  10. Hamura City. — URL: https://www.city.hamura.tokyo.jp/0000002231.html (date of treatment 11/05/2020)