Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №2 (62), 2020

Факторы успеха «умных городов»

Smart cities success factors

Авторы


аспирант
Россия, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли
nelly.murawiowa@yandex.ru


кандидат экономических наук, доцент Высшей инженерно-экономической школы
Россия, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли
mudrova.eb@spbstu.ru

Аннотация

Современный город – сложная многоуровневая экономическая социотехническая система. Информационно-коммуникационные технологии выступают основой преобразования городов. Успех изменений требует учета формальных и неформальных схем общественной жизни, обеспечения такого качества города как разнообразие. В статье на основе анализа опыта создания «умных городов» представлена попытка обобщить факторы, влияющие на успех реализации таких проектов. Выделяют две стратегии развития «умного города»: строительство «с нуля» и преобразование уже существующего города.

Ключевые слова

Умный город, стратегия развития, умные технологии, умное управление, интеллектуальный способ реализации функций государственного управления

Рекомендуемая ссылка
Муравьёва Нелли Николаевна , Мудрова Елена Борисовна
Факторы успеха «умных городов»// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (62). Номер статьи: 6204. Дата публикации: . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6204/
Authors

Murawiowa Nelly Nikolaewna
Graduate student
Russia, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Institute of Industrial Management Economics and Trade
nelly.murawiowa@yandex.ru

Mudrova Elena Borisovna
PhD in Economic Sciences, Associate Professor
Russia, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Institute of Industrial Management Economics and Trade
mudrova.eb@spbstu.ru

Abstract

The modern city is a complex multi-level economic socio-technical system. Information and communication technologies are the foundation of urban transformation. The success of changes requires taking into account formal and informal schemes of public life, ensuring such a quality of the city as diversity. Based on an analysis of the experience of creating «smart cities», the article presents an attempt to summarize the factors affecting the success of such projects. There are two development strategies for the «smart city»: building «from zero» and transforming an existing city.

Keywords

smart city, development strategy, smart technologies, smart management, ecology, an intelligent way to implement public administration functions

Suggested Citation
Murawiowa Nelly Nikolaewna , Mudrova Elena Borisovna
Smart cities success factors. Regional economy and management: electronic scientific journal. №2 (62). Art. #6204. Date issued: 2020-04-27. Available at: https://eee-region.ru/article/6204/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Современный уровень развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) позволил людям ввести в широкое пользование термин «smart city» («умный город»). Несмотря на интуитивно понятное человеку определение, встречается разное толкование критериев, которыми должен обладать такой город. «Умный город» – это город, в котором «интенсивно используются ИКТ с целью повышения качества жизни их граждан при обеспечении устойчивого развития» [17]. Умный город рассматривают также как «интеллектуальный способ предоставления услуг населению или бизнесу и реализации функций государственного управления, основанный на широком использовании в отраслях городской экономики аппаратно-программных и организационно-технических средств» [15, С.37].

Концепция «умный город» на долгосрочную перспективу подразумевает минимизацию доли вклада человека в модель управления городом, а по некоторым направлениям полное отсутствие живого труда в функции управления. Таким образом, человек становится потребителем благ автономной системы «умного города». Однако сегодня разработки ученых в области создания искусственного интеллекта не позволяют доверить ему функцию принятия управленческого решения. Для этого необходимо довести до совершенства технологию машинного обучения, а также скорость передачи данных, включая сбор и обработку информации по сети Интернет.

Город – сложная многоуровневая система, которая должна учитывать внутренние и внешние факторы, подсистемы микро-, мезо- и макроуровня, развитие и взаимодействие которых может быть полностью искусственным и предсказуемым (как, например, планирование градостроительного пространства, электро- и водоснабжение), так и в большей степени случайным (объем инвестиций, социокультурные движения) [11].

 

1. Литературный обзор

Еще в 20 веке люди считали, что городская среда должна обеспечивать не только необходимую материальную инфраструктуру: необходимый размер жилья, приусадебные участки, удобную транспортную инфраструктуру, доступный проезд, центр города, работа и магазины в пешей доступности, безопасное пространство для детей, жизненное пространство для труда, культуры, спорта и управления, – но и другие цели, которые нельзя «построить» [20, С.30]. Дж. Данциг, Т. Саати выделяют также такие нематериальные цели, как: нормальная жизнь, но не за счет будущих поколений; новые возможности для тех, кто не добился успеха; чистый воздух, чистая вода и пространственная среда; сокращение потерь времени; низкая плотность населения; возможность трансформаций. Дж. Данциг в [20, С. 26] ссылается на Х. Серта и его принципы планировки города: «озеленение» — контакт с природой; «открытое пространство» – достаточное расстояние между объектами застройки для обеспечения солнечным светом, воздухом и красивым видом из окна; «система связей» – продуманное размещение объектов промышленности и жилья с эргономичными транспортными путями; «улучшение транспорта» – скоростные магистрали, транспортные развязки, широкие улицы; «зонирование» – план города в соответствии с законами и потребностями районов; «планировка» – жилая ячейка, объединяясь с другими ячейками, образует микрорайон оптимального размера с равномерно распределенной инфраструктурой.

Ввиду сложности города как системы установить или предсказать количество внутрисистемных связей сложно. Опыт постройки городов «с нуля» или отдельных его частей показал, что на данном этапе развития науки градостроения – это невозможно. Дж. Джейкобс [6] приводит пример застройки квартала дешевого жилья в Сент-Луисе, где, согласно проекту, высокие жилые дома были разделены зелеными поясами. В итоге зеленые зоны стали укрытием для маргиналов – рос уровень преступности, люди уезжали из неблагополучного района, который впоследствии снесли. «Навязанные» людям системные связи, не учитывающие всего разнообразия людей и их деятельности, привели к тому, что данная система оказалась нежизнеспособной [6]. Дж. Джейкобс также выражает идею, что существуют формальные и, главное, неформальные схемы общественной жизни, которые необходимо учитывать для обеспечения самого главного качества города – разнообразия [6].

Действительно, «навязать» стратегию развития можно двумя способами: первый – спроектировать город «с нуля» и в основе проекта заложить исполнение одной или нескольких целей; второй – взять за основу уже существующий город [1]. Таким образом, итогом реализации стратегии следует считать цель как конечное состояние системы на определенном этапе развития, ради которого город терпит преобразования и развивается.

 

2. Данные и метод исследования

Целью исследования является выявление факторов, способствующих успешному развитию умного города.

Методами исследования стал анализ научных статей и источников в средствах массовой информации о реализуемых проектах умных городов. Выделены и синтезированы ключевые факторы, положительно и отрицательно повлиявшие на развитие проектов умных городов.

 

3. Результаты исследования

3.1. Способ первый: умный город «с нуля»

Классические примеры городов «с нуля» – Масдар в Объединенных Арабских Эмиратах и Сонгдо в Южной Корее.

Проект Масдара предполагал размещение 50 000 жителей на площади размером в 6 кв.км, строительство началось в 2008 г. [18]. Фундаментальной целью проекта было заявлено достижение «нулевых выбросов углерода». Но в 2016 г. от такой жесткой формулировки отказались. Причина – архитекторы признали невозможность достигнуть «нулевого уровня», даже если когда-нибудь Масдар будет полностью достроен [7]. Сегодня прогнозируемый срок завершения работ – 2030 год (планом был определен 2018 г.). В городе проживает 300 человек, большинство из которых аспиранты местного Института науки и техники, около 2 тыс. человек приезжает в город на работу. Функционирует система беспилотного электротранспорта.

Проект южнокорейского города Сонгдо запущен в 2002 году. Сейчас город достроен менее чем наполовину. Причина – проект в 45 миллиардов долларов не смог привлечь инвесторов [27]. Первый этап проекта должен был завершиться в 2015 году, но перенос даты назначался сначала на 2018 год, затем на 2022.

Сорок процентов площади из 53,3 кв. км по проекту должен занимать парк, аналогичный Центральному парку в Нью-Йорке США. В остальном – повсеместно должны быть внедрены информационные технологии на принципах интерактивности с возможностью удаленного контроля объекта управления, предполагалась вторичная переработка мусора в электроэнергию. Город имеет собственную систему электроснабжения и автономную транспортную инфраструктуру, основной вид передвижения – велосипед, 95% парковок находится под землей [1]. Стремление инвесторов привлечь эмигрантов из США, Германии, Великобритании, Новой Зеландии привело к тому, что общий уровень цен в городе, в том числе на услуги школ и больниц, слишком дорогой для обычных людей, и это заставляет их вернуться в Сеул. Население Сонгдо всего около 70 000 человек – 25% от максимально возможного количества. Несмотря на высокую концентрацию технологических удобств, в городе отсутствуют объекты культуры: музеи, театры или кинотеатры [24].

Искандар в Малайзии строится с 2006 года, рассчитан на 3 млн. человек. Планируемый год окончания застройки – 2025 год. В концепцию города входит шесть направлений: «Умная экономика», «Умная среда», «Умная мобильность», «Умное управление», «Умная жизнь». Среди технологий – возобновляемые источники энергии, переработка отходов, повсеместное использование общественного транспорта, интеллектуальные услуги, электромобили. Симбиотическая система сочетания растительности и архитектуры должна создать крупнейшую в мире сеть «зеленых крыш». Многие города Азии страдают от перенаселенности и загрязнения. Искандар предлагает «разнообразие»: в городе будут присутствовать как небоскребы, так и малогабаритные здания с автономными кварталами и зелеными зонами. Неоднородный городской ландшафт должен способствовать улучшению психического состояния людей и социальной сплоченности [21].

К числу «умных» городов уже относят город Неом в Саудовской Аравии, хотя на данный момент это всего лишь проект, на данный момент из всей инфраструктуры имеющий только аэропорт. Площадь 26 000 кв. км, стоимость – 500 млрд. долларов. Первый этап планируется завершить в 2021-2025 годах. При этом на первом этапе строительства Неом должен стать новым инновационным центром отдыха и туризма, а на втором – научно-промышленным городом в пустыне на основе передовых технологий. Среди технологий заявлены: энергетическая независимость (альтернативные источники энергии), беспилотный транспорт, повсеместная роботизация (использование роботов в качестве полицейских, врачей, уборщиц), управление климатом, искусственный интеллект, камеры наблюдения). Интересно, что для большего комфорта людей в Неоме применят новые законы и впервые разрешат употребление алкоголя на территории Саудовской Аравии, женщинам разрешат носить открытую одежду [5]. По представленной информации можно сделать вывод о том, что архитекторам удастся построить высокотехнологичный город, поскольку для современного мира не является проблемой транзит строительных и иных материалов в труднодоступные места. Гораздо сложнее «заселить» город людьми на добровольной основе, поскольку, как показал опыт Сонгдо, Масдара и Искандара, «умные» технологии не обеспечивают комфортное проживание коренного населения. Иными словами, заявленные цели строительства Неома направлены на привлечение инвесторов и туристов, но не постоянных жителей.

Поскольку Китай оказался на грани экологической катастрофы (выброс углерода в стране на 5% больше, чем в Индии, США и странах Европы [7]), в основу концепции развития «нового» Тяньцзиня положена экология: «умный город» должен беречь электроэнергию и окружающую среду. Совместный проект Китая и Сингапура должен стать шаблоном для китайских городов. К 2020 году планировалось застроить 30 тыс. кв. км для 350 тысяч жителей. Место для эко-Тяньцзиня выбрали крайне неудачное: оно было загрязнено токсичными отходами и тяжелыми металлами в отличие от традиционных мест для строительства. Тем не менее, город очистили от тяжелых металлов из почвы за три года. В дальнейшем развитии территории приняли участие 3 компании: Phillips предоставила лампочки с датчиками движения, Envac обеспечила систему сбора отходов без помощи мусоровозов, General Motors поставила электромобили. Одна из целей – снизить количество транспорта на углеродном топливе и полностью перейти на электромобили. Однако сами застройщики не отрицают, что данная цель не достижима, и в погоне за нею потерпели крах другие экопроекты [7].

Система показателей, по которой оценивается успех реализации проекта, включает 4 качественные и 22 количественные категории, разбитые на 51 фактор и 129 компонентов, 275 целевых показателей, 723 мероприятия по контролю внедряемых решений. Среди индикаторов стоит особо выделить: «количество ученых и исследователей на 10 000 человек»; «уровень качества поверхностных вод исходя из национальных требований»; «оценка воздействия на локальную естественную природную среду»; «оценка выбросов парниковых газов (в тоннах СО2) относительно Валового Внутреннего Продукта»; «доля энергии, полученной от возобновляемых источников энергии»; «доля используемой чистой воды, полученной не от городской сети»; «доля используемого зеленого транспорта» и другие [8]. Таким образом, при реализации городского проектирования уделяется большое внимание не только экологии, но и последствиям от воздействия человека на окружающую среду при непосредственном заселении города. Соответственно, предполагается каждый из указанных индикаторов контролировать, поскольку есть единый информационный центр, обрабатывающий информацию обо всех процессах в режиме близком к реальному времени.

Эко-Тяньцзынь оказался жизнеспособным проектом: по состоянию на октябрь 2018 г. в нем проживало более 100 тысяч человек. Одним из ключевых факторов, который сыграл в пользу решения людей поселиться в городе, стали цены [7]. В отличие от Сонгдо, цены для людей в новом Тяньцзыне дешевле на товары и услуги. Кроме того, предусмотрены зоны досуга и отдыха, такие как: парк анимации, парк кино и телевидения, развлекательный парк. В Тяньцзыне 6 тыс. компаний, занимающихся высокотехнологичным производством, традиционным производством здесь не занимаются. В центре внимания умного города оказался человек с его естественными потребностями.

В России умным городом с нуля называют Иннополис в республике Татарстан. Официально как город он открыт в июне 2015 г. Иннополис рассчитан на 50 тысяч человек. По данным Росстата на 01.01.2019 г. численность населения города – 407 человек. Считается, что в городе работают и учатся 3,5 тысячи человек, в год его посещает 100 тысяч туристов. В городе всего 20 многоквартирных домов. Аренда 3-х комнатной квартиры обойдется в 17 тысяч рублей, стоимость покупки 1 кв. м жилья — 60 тыс. рублей (для сравнения в Казани эти же показатели составили на тот же период 43 и 78 тыс.руб.).

В городе создан технопарк, рассчитанный на 2,2 тыс. рабочих мест, работает частный университет (в 2019 г. в нем обучался 771 студент), создан современный медицинский центр на 500 посещений в смену, создана современная и разнообразная инфраструктура спорта и культуры (стадион, бассейн, гольф-клуб, горнолыжный комплекс и т.д.). Для привлечения инвесторов и развития инфраструктуры в городе обеспечены низкие арендные платежи (206,5 руб./кв.м), в технопарке – 530-640 руб./кв.м [4]. В июле 2019 г. А для Госжилфонд предложил 10 тыс. кв. м коммерческой недвижимости на первых этажах жилых домов по месячной ставке 100 рублей/м² для организаций общепита, аптек, розничных магазинов и досуговым учреждениям. Иннополис – особая экономическая зона (ОЭЗ) с крайне низкими налогами. Первые 10 лет налог на транспорт, на имущество, на землю составит 0%, налог на прибыль – 2%. В декабре 2019 года в ОЭЗ «Иннополис» 86 компаний-резидентов и 13 компаний-партнеров реализовывали проекты.

Транспортная доступность Иннополиса обеспечена автомобильными дорогами, речными теплоходами и вертолётным транспортом. Он стал первым в Европе городом, где было испытано беспилотное Яндекс-такси. На данном этапе развития Иннополис больше похож на отдаленный район города Казань, до которого ходит маршрутное такси [13].

 

3.2. Способ второй: изменение существующего города

Фокусирование на определенной цели представляет собой модель городского развития [16]: «зеленый» город, адаптивный город, культурный город, здоровый город, спортивный город, город устойчивого развития и, наконец, модель – «умный» город.

«Умная» модель развития предполагает постоянные инновационные преобразования на всех уровнях управления в разных сферах городской жизни. Уровень развития сфер неоднороден, для изменений требуется много ресурсов и энергии, поэтому система активно сопротивляется и стремится сохранить свое постоянство. Изменения затрагивают бизнес-модели, управленческие системы, связи взаимодействия между городскими акторами таким образом, чтобы речь шла о принципиально новых [19].

Преобразование существующего города требует больших усилий для реорганизации устоявшихся взглядов, моделей поведения жителей и иных акторов. Однако несмотря на изменения, которые уже претерпели многие города (Сингапур, Сеул, Нью-Йорк, Вена, Дубай, Копенгаген и другие), они не перестали выполнять свою основную функцию – являться комфортным местом проживания для людей. Города стремятся стать «умными», чтобы справляться с проблемами, во многом возникающими в связи с ростом численности населения, ростом потребления, расширением производств.

Одна из самых распространенных проблем – экология. Многие города сталкиваются с проблемой переработки мусора, но решают ее умные города нестандартно, с использованием ИКТ [12]. Например, правительство Нью-Йорка в США в рамках концепции «умный город» внедрило умные урны для мусора по всему городу в кооперации с компанией Bigbelly. Компания преобразует управление отходами общественного пространства с помощью облачной системы. Мусоросборные контейнеры имеют уплотнитель и солнечные батареи, что позволяет работать на 500% эффективнее, чем обычные мусоросборщики. Урны содержат беспроводной датчик для контроля уровня мусора, что используется при планировании маршрутов для сбора мусора. Нью-Йорк осуществляет постоянный мониторинг качества воздуха. Это позволяет определить источники загрязнений, и впоследствии сократить их. Повторно используются сточные и дождевые воды. В городе обеспечен свободный доступ к Wi-Fi, который предоставляет доступ к 311 правительственным приложениям государственных услуг. Финансирование идет за счет рекламы. Для экономии денег налогоплательщиков город перешел на светодиодное освещение. В городе установлена сеть городского видеомониторинга [25].

«Сингапурское чудо» произошло благодаря активному инвестированию правительства в образование и человеческий капитал. Высокое качество жизни объясняют реализацией высокотехнологичных проектов [2]. Согласно стратегии развития Сингапура инвестиции направляются в техническое образование и высокотехнологичные профессии. Тем не менее, большой процент компаний и недвижимости принадлежит государству. Этот фактор позволяет руководству быстро внедрять планы в жизнь. Граждане имеют доступ к городским сервисам таким образом, что могут на них влиять: менять маршруты транспорта в зависимости от скоплений людей, найти свободные парковочные места. Тем не менее, власти не исключают проблему кибербезопасности и необходимость защиты киберпространства. Акцентирование политики государства на IT-технологиях привело к тому, что в стране не сложилась ни одна музыкальная, литературная или художественная школа. Однако для сингапурцев самый популярный вид досуга – шопинг или посещение заведений общественного питания. Таким образом, ощущается нехватка креативных и творческих людей, несмотря на общий уровень грамотности населения в 98%.

Анализ преобразования существующих городов в «умные» показал необходимость создания культуры участия граждан в управлении городом. Это важный фактор как для маленьких городов (например, старинная Генуя в Италии) так и для крупных мегаполисов (например, Сеул в Южной Корее). Ответственными за этот процесс всегда выступают городские власти.

Создание умных городов – одна из целей цифровизации в России. В рамках проекта «Открытое правительство» в Москве приняли городскую программу «Информационный город» на 2012-2019 годы. На обеспечение проекта задействованы средства из городского (344,1 млрд руб.), федерального бюджета (2,4 млрд руб.) и внебюджетные инвестиции (199,4 млрд руб.). Изначально целевые показатели программы имели четыре направления: улучшение качества жизни, оптимизация систем управления городом, развитие информационно-коммуникационной среды, средства массовой информации. Город расширил список сервисов, предоставляющих услуги в электронном виде. Самыми используемыми услугами стали электронный дневник, прием показаний учета воды, проверка и оплата автомобильных штрафов, выдача единого платежного документа, запись на прием к врачу и другие. В 2018 г. была представлена новая программа развития «Москва 2030: умный город». Показатели оценки стратегии: индекс качества жизни (здоровье, общественная стабильность и безопасность, семейная жизнь, гендерное равенство, климат и география, образование, экология, удовлетворенность, работа и отдых, гражданские права); индекс качества городской среды (безопасность, экологичность, идентичность и разнообразие, комфорт, современная среда) [10]. Сейчас направления стратегии расширены до шести: Городская среда, Цифровая мобильность, Городская экономика, Безопасность и экология, Цифровое правительство, Человеческий и социальный капитал, Городская среда. Мероприятия каждого из направлений предлагают известные решения, такие как единые платежные или проходные карты, доступный Wi-Fi, персонифицированные электронные услуги, автоматизированный сбор показателей приборов учета, интерактивные гиды, низкие тарифы на мобильную связь и интернет, каршеринг, роботизация, электронные аукционы и прочие. Интересно, что в материалах Стратегии «Умный город – 2030» по направлению «Цифровое правительство» прослеживается тенденция переложить функцию принятия «непротиворечивых управленческих решений» на искусственный интеллект. Единый центр генерирует решения на основе структурированных данных из различных источников [14].

 

3.3. Способ второй: пример Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург также активно внедряет в управление городом информационные технологии. В апреле 2017 г. стартовала городская инновационная программа «Умный Санкт-Петербург», направленная на создание системы управления городскими ресурсами «умный город». Ее цель – повысить качество жизни населения и обеспечить устойчивое развитие города. Инструменты программы – ИКТ в управление городскими процессами и во взаимодействии граждан, представителями бизнеса и органов власти. Сейчас в городе реализуются отдельные проекты, делающие город умнее. Вот некоторые из них:

  • развита инфраструктура электронного взаимодействия с гражданами – широко используются ресурсы «Портал государственных услуг Санкт-Петербурга», портал «Наш Санкт-Петербург», городская сеть центров государственных услуг «Мои документы» и другие;
  • информационно-аналитические системы органов исполнительной власти в разных направлениях работы по управлению городом;
  • по всему городу функционирует городская система видеонаблюдения, автоматизированная система центрального оповещения, распространена фиксация нарушений правил дорожного движения;
  • в детских садах и школах функционируют системы автоматического пропускного режима, электронный дневник, детская платежная карта;
  • прочее.

В качестве пилотажного проекта реализуется работа по паспортизации объектов благоустройства Санкт-Петербурга с одноименным названием электронного ресурса. Цель портала – координация деятельности органов исполнительной власти Санкт-Петербурга по реализации их полномочий в сфере учета и инвентаризации объектов и элементов благоустройства; выявления и контроля ликвидации несанкционированных свалок отходов; выявления и учета проблем фасадов зданий и сооружений, и мониторинга устранения выявленных проблем; оценки технического состояния объектов культурного наследия [3]. На данный момент ресурс носит исключительно информационный характер.

В дальнейшем разработчики планируют использовать его как эффективный инструмент взаимодействия жителей и органов власти района. На данном этапе развития проект столкнулся с рядом проблем: во-первых, проблема обновления информации и ее актуальность – вся информация собирается, обрабатывается и вносится в систему не дистанционно с помощью датчиков, а людьми [23]. Отсутствие материально-технического оснащения города не позволяет автоматизировано обрабатывать данные.

Во-вторых, жилищное законодательство не позволяет крепить на фасады домов элементы благоустройства без согласования с собственниками дома (по этой причине не везде стоят камеры видеонаблюдения), собственники категорически против безвозмездной эксплуатации фасада. Таким образом, даже оснащение города датчиками является проблемой затяжного характера, которая требует изменений в законодательстве. Кроме того, архитектура города значительно пострадает, если установка элементов благоустройства затронет конструкции строений.

В-третьих, культура людей пользоваться электронными устройствами слабо развита. На базе Петроградского района функционирует система отслеживания пути перемещения дворников по GPS-трекерам. Идея простая: ежедневно для дворника формируется маршрут уборки с учетом обращений граждан или плана уборки. Трекерная система отображает не только посещаемые дворником участки, но и его путь внутри участка, что позволяет дать характеристику качеству уборки, визуально оценив количество ходок по одной и той же территории или уборку труднодоступных мест. Устройство небольшое, в работе не мешает, нуждается в ежедневной зарядке аккумулятора. Однако дворники восприняли трекеры как недоверие руководства результатам их работы. В результате руководство подрядных организаций столкнулось со случаями «неожиданной» поломки или утери трекеров, постоянно разряженных аккумуляторов в середине рабочего дня или оставления датчиков дома. Кроме проблем почти технического характера, маршрут в 70% случаев (по оценке разработчиков) не совпадает с намеченным: дворники путают дворы, самостоятельно меняют маршрут по просьбам жителей или руководства.

 

Выводы

В результате анализа представленных проектов умных городов «с нуля» и созданных на базе существующих наиболее успешным следует считать Тяньцзинь, поскольку ему удалось привлечь в город 29% населения от планируемого количества, и Сингапур по причине значительного эффекта на рост качества жизни людей. Соответственно, «рост численности населения» и «рост качества жизни» должны стать критериями оценки эффективности проекта «умный город».

Анализ умных городов позволил выявить факторы, способствующие успешному развитию умного города:

  1. Целевая аудитория – граждане. Инвесторы, туристы или крупные компании, являются источником дополнительных средств для развития города и задают первичный толчок для развития города (образуют инфраструктуру и рабочие места, обеспечивают внедрение и распространение технических решений), однако поддерживают естественное развитие экономики города его жители.
  2. Низкие цены. «Умные технологии» не должны увеличивать стоимость проживания. В противном случае, руководствуясь рациональностью потребителя, будет неизбежным отток населения в более доступные места проживания.
  3. Разнообразие. Несмотря на имеющуюся концепцию развития, все ресурсы умного города не должны быть сосредоточены на ее реализацию. Необходимо учитывать формальные и неформальные схемы общественной жизни [19], оставлять в городском пространстве места для досуга и отдыха.
  4. Монополия государства на принятие решений. Государство не способно предвидеть все возникающие административные, законодательные, материально-технические, экономические и прочие барьеры на пути реализации проекта. Поэтому необходимо наделение государства правом единоличного принятия решений, если оно не нарушает права и свободы человека.
  5. Learning city. На фоне происходящих изменений город должен учиться и учить население адаптироваться к отраслевым изменениям структуры городской экономики [22].
  6. Привлечение в проект крупных организаций. Очевидно, внедрение технических решений требует значительных материальных и финансовых вложений. Однако инвесторы, зачастую не готовы вкладываться в рисковые проекты. Умные города представляют значительный интерес для высокотехнологичных компаний, для которых такие проекты – шанс испытать новые технологии.
  7. Положительный имидж. Необходимо поддержка СМИ, блогеров, агентов влияния для формирования положительного имиджа умного города и необходимых изменений для его построения.

Кроме перечисленных факторов можно выделить еще два, относящиеся к городам «с нуля».

  1. Территориальная близость к крупным городским центрам [9]. Поскольку современная градостроительная наука не может за короткий промежуток времени воссоздать естественные связи между городскими акторами, на которые в естественно возникших и развитых городах ушли десятки лет, горожане должны иметь возможность восполнять их нехватку в другом месте без необходимости смены места жительства. Подобную аналогию можно привести в отношении «город-пригород».
  2. Создание особой экономической зоны. Инвесторы стремятся сократить период инвестирования, быстрее получать доход. А срок инвестирования и перехода на операционную стадию во многом зависит от уровня и сроков заселения города. Низкие налоги и выгодные условия развития бизнеса позволяют привлечь компании, образующие инфраструктуру для развития города и взаимного привлечения постоянного населения.

 

Заключение

Таким образом, успех внедрения технических решений во многом зависит от человеческого фактора. Существующие города страдают инертностью в управлении и поведении горожан, сопротивляются необходимым для перехода в группу «умных городов» изменениям. Умные городя «с нуля» не могут стать полноценными городами без населения. В рамках сегодняшних условий «умный город» – совокупность отдельных технических решений в разных сферах экономики, не всегда пересекающихся и взаимодействующих между собой. Но чтобы стать действительно умным, городу требуется умная материально-техническая база, умное управление и умные горожане.

 

Список использованных источников

  1. Бойкова М., Ильина И., Салазкин М., «Умная» модель развития как ответ на возникающие вызовы для городов // Форсайт – 2016 –. №3, – С. 65-75.
  2. Василенко И.А., «Сингапурское чудо» в фокусе политического анализа: искушение и разочарование в азиатской хай-тек-утопии. – М.: МГУ, 2018. – С.169-175.
  3. Видясова Л.А., Видясов Е.Ю., Тенсина Я.Д. Исследование социального доверия информационным технологиям при предоставлении электронных государственных услуг и использовании порталов электронного участия (кейс Санкт-Петербурга) // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 5. С. 43-57.
  4. Водопьянова Е. Российская наука: потенциальные точки роста. // Современная Европа – 2018 – №1 (80) – С. 15 — 25.
  5. Город будущего Неом – строительство началось, аэропорт работает. 2019 // Строительный портал новых технологий (Электронный ресурс). URL: https://taratutenko.ru/gorod-budushtego-neom-v-stroitelystvo-natchalosy-aroport-rabotaet.html (дата обращения: 26.02.2020).
  6. Джекобс Д. Смерть и жизнь больших американских городов / Пер. с англ. – М.: Новое издательство, 2011. – 460 с.
  7. Есаулов Г.В. «Умный» город в цифровой экономике // Academia. Архитектура и строительство – 2017 – № 4 – С. 68-74.
  8. Зеленая инициатива: Китай стремиться к мировому лидерству в области экогородов. 2011// evolution.skf.com: (Электронный ресурс). URL: http://evolution.skf.com/ru (дата обращения: 27.02.2020).
  9. Мазаев А.Г. Современна ли современная теория расселения? Критика методологических основ. // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. – 2010 – С. 9- 13.
  10. Михайлова Е. В. Опыт правительства Москвы в применении смарт-технологий для модернизации городского управления // Власть – 2019 – Том. 27. № 2 – С.62-65.
  11. Мищенко В.В., Пуричи В.В. Пространственные подходы в экономике и региональные исследования расселения // Известия Алтайского государственного университета. – 2015 – №2 (86) – С. 123 — 127.
  12. Муравьёва Н.Н., Мудрова Е.Б. Умный город «с нуля»: факторы успеха // В сборнике трудов научно-практической конференции с зарубежным участием, 26–28 марта 2020 г. «Цифровая экономика и Индустрия 4.0: форсайт Россия», Т. 2. – СПб. : ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020. – 457 с. – С. 186-196
  13. Официальный сайт Innopolis: (Электронный ресурс) // URL: http://www.innopolis.com/ (дата обращения: 26.02.2020).
  14. Стратегия «Умный город 2030». 2018 – URL: https://www.mos.ru/upload/alerts/files/1_Prezentaciya.pdf (дата обращения: 26.02.2020).
  15. Скачков М.М, Берлик С.А., Лазер И.М., Привалов А.А., Антонович Д.В., Молев Ф.В., Люлин Б.Н., Щукина Н.Н. Великому и умному городу – надёжную безопасность // Петербург предлагает. 2018 № 2 (29) – С. 37-42
  16. Фролов Д.П., Соловьева И.А. Современные модели городского развития: от противопоставления к комбинированию. // Пространственная экономика – 2016 – №. 3 – С.151-171.
  17. Bakıcı, T., Almirall, E., & Wareham, J. A smart city initiative: the case of Barcelona. Journal of the Knowledge Economy. – 2012 – № 4(2) – Pp.135-148.
  18. Baselaib Y. Masdar City – A template for sustainable urban development // Website Masdar, a Mubadala Company. – URL: https://news.masdar.ae/en (Дата обращения 25.12.2019)
  19. Christaller W. Central Places in Southern Germany. – Publisher: Prentice Hall, ISBN-10: 0131226304, ISBN-13: 978-0131226302 – 1966 – 230 p.
  20. Dantzig G.B., Saaty T.L. Compact City: Plan for a Liveable Urban Environment. – Publisher: W. H. Freeman. ISBN-10: 0716707942. ISBN-13: 978-0716707943. – 1973. – 244 p.
  21. Harvey F. Iskandar Malaysia — the green mega-city rising above Singapore. 2012. URL: https://www.theguardian.com/environment/2012/nov/02/iskandar-malaysia-green-megacity (дата обращения: 26.02.2020).
  22. Longworth N. Making Lifelong Learning Work: Learning Cities for a Learning Century. – London: Kogan Page – 1999 – 227 р.
  23. Mudrova E., Tanina A., Murawiowa N. Role of Authorities and Smart City in Empowering the Small Tourism Enterprises – Proceedings of the 3rd International Conference on Tourism Research ICTR 2020. 27-28 March 2020. – Pp.178 – 186
  24. Pettit H., White C., A glimpse into the future? $39 billion high-tech smart city in South Korea turns into a ‘Chernobyl-like ghost town’ after investment dries up. 28 march 2018 – URL: https://www.dailymail.co.uk/sciencetech/article-5553001/28-billion-project-dubbed-worlds-Smart-City-turned-Chernobyl-like-ghost-town.html (дата обращения: 26.02.2020).
  25. Shah J., Kothari J., Doshi N., A Survey of Smart City infrastructure via Case study on New York – Gandhinagar, India, Pandit Deendayal Petroleum University. – 2019. – Pp.702-705.
  26. Solankia S., Patela C., Doshi N. Smart cities-A case study of Porto and Ahmedabad. – Gandhinagar, India: Pandit Deendayal Petroleum University. – 2019. – Pp. 719 — 722.
  27. White C. South Korea’s ‘Smart City’ Songdo: not quite smart enough? // Website This Week in Asia – URL: https://www.scmp.com/week-asia (Дата обращения 25.12.2019)

 

References

  1. Boykova M., Il’ina I., Salazkin M. (2016) The Smart City Approach as a Response to Emerging Challenges for Urban Development [«Umnaya» model’ razvitiya kak otvet na voznikayushchiye vyzovy dlya gorodov]. Foresight and STI Governance, vol. 10, no 3, pp. 65–75. DOI: 10.17323/1995-459X.2016.3.65.75
  2. Vasilenko I.A., «Singapore miracle» in the focus of political analysis: the temptation and disappointment in asian hi-tech utopia [«Singapurskoye chudo» v fokuse politicheskogo analiza: iskusheniye i razocharovaniye v aziatskoy khay-tek-utopii]. — M.: MSU, 2018 – pp.169-175.
  3. Vidiasova L., Vidiasov E., Tensina I. Study of Social Trust in Information Technology in the Provision of Electronic Public Services and the Use of Electronic Participation Portals (Case Study of St. Petersburg, Russia) [Issledovaniye sotsial’nogo doveriya informatsionnym tekhnologiyam pri predostavlenii elektronnykh gosudarstvennykh uslug i ispol’zovanii portalov elektronnogo uchastiya (keys Sankt-Peterburga)]// Monitoring Obshchestvennogo Mneniya: Ekonomichekie i Sotsial’nye Peremeny. 2019 – Vol. 153 – No. 5 – pp. 43-57
  4. Vodopyanova E. Russian Science: Potential Growth Points [Rossiyskaya nauka: potentsial’nyye tochki rosta] // Modern Europe – 2018 – No1 (80) – pp. 15 — 25.
  5. City of the future Neom — construction has begun, the airport is working. 2019 [Gorod budushchego Neom – stroitel’stvo nachalos’, aeroport rabotayet. 2019]// Building portal of new technologies – URL: https://taratutenko.ru/gorod-budushtego-neom-v-stroitelystvo-natchalosy-aroport-rabotaet.html (accessed: 02.26.2020).
  6. Jacobs J. The Death and Life of Great American Cities [Smert’ i zhizn’ bol’shikh amerikanskikh gorodov]/ Tr. from English – M.: New Publishing House – 2011 – 460 p.
  7. Esaulov G.V. Smart City in Digital Economy [«Umnyy» gorod v tsifrovoy ekonomike]// Academia. Architecture and construction. – 2017. – No. 4. – pp. 68-74.
  8. Green Initiative: China strives for global leadership in the field of eco-cities. 2011 [Zelenaya initsiativa: Kitay stremit’sya k mirovomu liderstvu v oblasti ekogorodov. 2011]// evolution.skf.com: (Electronic resource). URL: http://evolution.skf.com/ru (accessed: 02.27.2020).
  9. Mazaev A. G. Whether the modern theory of moving is modern? Criticism of methodological bases. [Sovremenna li sovremennaya teoriya rasseleniya? Kritika metodologicheskikh osnov]// AKADEMICHESKIJ VESTNIK URALNIIPROEKT RAASN – 2010 – pp. 9-13.
  10. Mikhailova E. V. Experience of the Moscow government in application of smart technologies for urban management modernization [Opyt pravitel’stva Moskvy v primenenii smart-tekhnologiy dlya modernizatsii gorodskogo upravleniya]// Power – 2019 – Vol. 27 – No. 2 – pp.62-65.
  11. V.V. Mishchenko, V.V. Purichi Spatial Approaches in Economics and Regional Research of Resettlement [Prostranstvennyye podkhody v ekonomike i regional’nyye issledovaniya rasseleniya]// News of Altai State University – 2015 – No 2 (86) – pp. 123 — 127
  12. Murawiowa N.N., Mudrova E.B. Smart city «from zero»: success factors [Umnyy gorod «s nulya»: faktory uspekha]// In the collection of works of a scientific and practical conference with foreign participation, March 26–28, 2020 «Digital Economy and Industry 4.0: Foresight Russia», V. 2. – St. Petersburg: POLYTEH-PRESS – 2020 – 457 p. – pp. 186-196
  13. Innopolis official website — URL: http://www.innopolis.com/ (accessed: 02.26.2020).
  14. Strategy «Smart City 2030» [Strategiya «Umnyy gorod 2030». 2018] – URL: https://www.mos.ru/upload/alerts/files/1_Prezentaciya.pdf (accessed: 02.26.2020).
  15. Skachkov M.M., Berlik S.A., Laser I.M., Privalov A.A., Antonovich D.V., Molev F.V., Lyulin B.N., Schukina N.N. Great and smart city — reliable security [Velikomu i umnomu gorodu – nadozhnuyu bezopasnost’]// Petersburg offers – 2018 – No. 2 (29) – pp. 37-42
  16. Frolov D.P., Solovyova I.A. Modern models of urban development: from contrast to combination. [Sovremennyye modeli gorodskogo razvitiya: ot protivopostavleniya k kombinirovaniyu]// Spatial economics – 2016 – No. 3 – p. 151-171.
  17. Bakıcı, T., Almirall, E., & Wareham, J. A smart city initiative: the case of Barcelona. Journal of the Knowledge Economy. – 2012 – № 4(2) – Pp.135-148.
  18. Baselaib Y. Masdar City – A template for sustainable urban development // Website Masdar, a Mubadala Company. URL: https://news.masdar.ae/en (Дата обращения 25.12.2019)
  19. Christaller W. Central Places in Southern Germany. – Publisher: Prentice Hall, ISBN-10: 0131226304, ISBN-13: 978-0131226302 – 1966. – 230 p.
  20. Dantzig G.B., Saaty T.L. Compact City: Plan for a Liveable Urban Environment. – Publisher: W. H. Freeman. ISBN-10: 0716707942. ISBN-13: 978-0716707943. – 1973. – 244 p.
  21. Harvey F. Iskandar Malaysia — the green mega-city rising above Singapore. 2012. URL: https://www.theguardian.com/environment/2012/nov/02/iskandar-malaysia-green-megacity (дата обращения: 26.02.2020).
  22. Longworth N. Making Lifelong Learning Work: Learning Cities for a Learning Century. – London: Kogan Page. – 1999. – 227 р.
  23. Mudrova E., Tanina A., Murawiowa N. Role of Authorities and Smart City in Empowering the Small Tourism Enterprises – Proceedings of the 3rd International Conference on Tourism Research ICTR 2020. 27-28 March 2020. – Pp.178 – 186
  24. Pettit H., White C., A glimpse into the future? $39 billion high-tech smart city in South Korea turns into a ‘Chernobyl-like ghost town’ after investment dries up. 28 march 2018 – URL: https://www.dailymail.co.uk/sciencetech/article-5553001/28-billion-project-dubbed-worlds-Smart-City-turned-Chernobyl-like-ghost-town.html (дата обращения: 26.02.2020).
  25. Shah J., Kothari J., Doshi N., A Survey of Smart City infrastructure via Case study on New York — Gandhinagar, India, Pandit Deendayal Petroleum University. – 2019. – Pp.702-705.
  26. Solankia S., Patela C., Doshi N. Smart cities-A case study of Porto and Ahmedabad. – Gandhinagar, India: Pandit Deendayal Petroleum University. – 2019. – Pp. 719 — 722.
  27. White C. South Korea’s ‘Smart City’ Songdo: not quite smart enough? // Website This Week in Asia – URL: https://www.scmp.com/week-asia (Дата обращения 25.12.2019)

Государственное и муниципальное управление, Цифровая экономика регионов