Управление качеством и устойчивым развитием регионального потребительского рынка
Quality management and sustainable development of the regional consumer market
Авторы
Аннотация
Либерализация внешнеэкономической сферы не только не отрицает, но и предполагает необходимость применения системы защитных мер национального потребительского рынка. Без создания соответствующей концептуальной основы защиты национального потребительского рынка нельзя обеспечить ни повышения его эффективности, ни усиления его конкурентоспособности. Разработка параметров интеграционных решений на внутреннем рынке должна быть ориентирована на обеспечение продовольственной безопасности страны.
Ключевые слова
либерализация, внешнеэкономическая сфера, защитные меры, национальный потребительский рынок, интеграционные решения
Рекомендуемая ссылка
Управление качеством и устойчивым развитием регионального потребительского рынка// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (6). Номер статьи: 605. Дата публикации: 25.06.2006. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/605/
Authors
Abstract
The liberalization of foreign economic sphere, not only does not deny, but requires the use of protective measures of the national consumer market. Without the establishment of an appropriate conceptual framework for the protection of the national consumer market can not ensure or improve its efficiency, or enhance its competitiveness. Design parameters of integration solutions in the domestic market should be aimed at ensuring food security.
Keywords
liberalization, foreign trade sector, safeguard measures, the national consumer market integration solutions
Suggested Citation
Quality management and sustainable development of the regional consumer market// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (6). Art. #605. Date issued: 25.06.2006. Available at: https://eee-region.ru/article/605/
Современная система управления качеством и устойчивым развитием региональных потребительских рынков включает в себя две взаимосвязанные тенденции: корпоратизацию торговых организаций и конкурентоспособность отдельно действующих структур.
Поступательное развитие внутреннего рынка страны невозможно вне системы мирового товарообмена. Дальнейшее расширение участия иностранных инвесторов в формировании российского потребительского рынка – это не только объективная потребность, но и важнейшее условие его эффективного развития в перспективе. Поэтому переход от всеобъемлющей государственной монополии в области международной торговли к рыночным принципам ее организации составляет сегодня один из важнейших институциональных сдвигов в современной экономике страны.
Только за 2000 – 2005 гг. приток иностранных инвестиций в торговую отрасль увеличился более чем в 20 раз и был самым динамичным среди всех остальных отраслей экономики. Однако либерализация внешнеэкономической сферы не только не отрицает, но и предполагает необходимость применения системы защитных мер национального потребительского рынка. Без создания соответствующей концептуальной основы защиты национального потребительского рынка нельзя обеспечить ни повышения его эффективности, ни усиления его конкурентоспособности.
Нам представляется целесообразным более подробно остановиться на корпоратизации торговых организаций на региональном потребительском рынке как наиболее важном направлении в управлении качеством и устойчивом развитии его инфраструктуры. Разработка параметров интеграционных решений на внутреннем рынке должна быть ориентирована на обеспечение продовольственной безопасности страны. При этом независимость внутреннего рынка считается необеспеченной, если доля отечественных продовольственных товаров на внутреннем рынке составляет менее установленного законодательством ориентира. Данный показатель следует рассматривать в качестве индикатора устойчивости рыночной ситуации. Предполагается, что за его пределами возникает ситуация стратегической зависимости национального продовольственного рынка.
В последнее десятилетие весьма актуальной для регионов России стала проблема продовольственной безопасности. Либерализация ценообразования и внешней торговли, диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию, средства производства и услуги для сельского хозяйства, а также отсутствие должного уровня протекционизма в отношении отечественных товаропроизводителей могут привести к потере продовольственной независимости России.
По нашему мнению, необходима разработка региональной программы развития торговли, которая должна исходить из того, что и механизм защитных мер, а также вопросы развития свободных экономических зон в контексте проблемы стабилизации регионального потребительского рынка должны быть четко закреплены законодательной и нормативно-правовой базой.
Формирование интегрированных торговых систем позволяет объединить гибкость рыночной организации торговой деятельности с эффектом централизованного руководства, высокий потенциал частной инициативы – с преимуществами крупной коммерческой структуры. Для развития интегрированных торговых структур в российской торговой практике в настоящее время сложились и продолжают формироваться определенные предпосылки.
Внешними стимуляторами развития интеграционных процессов являются рыночная неопределенность, падающий по различным причинам спрос, обострение проблемы реализации товаров, многочисленные осложнения на пути движения товаров к потребителям, вызванные неразвитостью и недостаточным уровнем качества инфраструктуры торговой деятельности. Сформировались мощные побуждающие к интеграции мотивы и внутри самой отрасли. Решающим среди них является усиление конкуренции даже в ее неразвитых формах.
Среди конкурентных структур особо следует отметить широко распространенные за последние годы розничные торговые сети (или как их называют – «ритейлы»), получившие наиболее динамичное развитие в крупных городах России – Москве, Петербурге, Самаре, Воронеже, Челябинске и др. Что касается Саратова, то на данный момент в нашем регионе осуществляют свою деятельность крупные продуктовые торговые сети: питерская «Пятерочка», «Магнит» краснодарской компании «Тандер», «Социализм» компании «Русские», «Гроздь» оптовой фирмы «Гроздь – самолет», сеть магазинов «В яблочко» от ТД «Лиа-Лев», а также сети, торгующие товарами непродовольственной группы: «Своя копейка» ТД «Аббат» и др. В последние три года появились новые сетевые магазины, такие как «Минима», «СуперСемь». Кроме того, следует отметить, что город Саратов крепко держит имидж торгового купеческого центра России. Саратовским сетям отроду 4-5 лет, но они постоянно расширяются и совершенствуются, укрепляя позиции регионального потребительского рынка.
Предлагаемая нами концепция интеграционных процессов на региональном потребительском рынке должна исходить из того, что интеграционные процессы в торговле могут получить логическую завершенность лишь тогда, когда объединение торговых структур на коммерческой основе будет дополняться их объединением в различные формы некоммерческих организаций в соответствии с законом РФ «О некоммерческих организациях». Создание таких объединений обоюдовыгодно для предпринимателей, получающих возможность консолидированной защиты своих прав, для государства, регулирующего предпринимательскую деятельность, для профсоюзных органов, защищающих интересы наемных работников в торговле.
Одним из наиболее успешных форм корпоративного управления торговым бизнесом является, на наш взгляд, франчайзинг, который весьма активно завоевывает позиции на региональных потребительских рынках. Многолетняя практика применения франчайзинга в развитых странах убедительно доказала его деловую эффективность. Быстро расширяясь на новом рынке и делая инвестиции в развитие этого бизнеса в новых регионах, создают широкую сеть бизнеса, на развитие которой у франчайзера никогда не хватило бы средств.
Освоение нового опыта, приобретение новых идей, методов и технологий всегда полезно для любого вида деятельности. Вместе с тем у франчайзинга есть и недостатки, а точнее – проблемы. Основные проблемы распространения регионального франчайзинга — это боязнь банкротства, которое может быть вызвано действиями франчайзера. Важнейшим социально-психологическим аспектом франчайзинга является традиционное для нашей страны неуважение к интеллектуальной собственности. Решение этой проблемы требует сочетания экономических и правовых воздействий, которые сделают неэффективным несанкционированное использование чужой интеллектуальной собственности.
Как показало исследование проблем устойчивого развития регионального потребительского рынка, немаловажное значение приобретают институциональные подходы к государственному и муниципальному менеджменту, которые позволяют лучше изучить экономические отношения между различными агентами рынка, возникающие противоречия между которыми становятся разрушающим фактором устойчивого развития региона и сохранения его социальной стабильности. Нам представляется необходимым отметить, что нет разумных причин в отказе от применения этого управленческого подхода для наиболее эффективного управления потребительским рынком региона.
Главная задача институционально регулирующего рынок общества – через воздействие на спрос и предложения, то есть конкуренцию, поставить рынок на службу интересам потребителей. Потребительский рынок Саратовской области в данном случае – не исключение. В этой связи можно сделать следующий вывод: при гибком маркетинговом подходе к изменению доступности уникальных ресурсов потребительского рынка, когда не произошло подмены институционального менеджмента бюрократическим управлением в распределении уникальных ресурсов – регионов, институциональный подход в управлении оказался им очень полезен.
В заключение настоящей публикации нам представляется возможным еще раз подчеркнуть, что в настоящее время вопросы совершенствования управления качеством и устойчивым развитием регионального потребительского рынка занимают пристальное внимание ученых экономистов и практических работников, так как от их успешного решения зависит нормальное функционирование всех его хозяйствующих субъектов.
Еще в рубриках
Отраслевая экономика регионов