Оценка эколого-экономического состояния Волгоградской области
Volgograd Oblast Eco-Economic Condition Assessment
Авторы
Аннотация
Необходимость учета влияния экономической деятельности человека на окружающую среду не оспаривается в настоящее время ни теоретиками, ни практиками. Разработаны показатели, индикаторы устойчивого развития территорий, учитывающие антропогенное воздействие на окружающую среду. Но они требуют для своего расчета значительного объема статистических данных, часто включают субъективные оценочные показатели, не всегда позволяют сделать адекватные выводы. С целью более глубокого и объективного анализа эколого-экономического состояния регионов в исследовании предложен вариант углубленного декаплинг-анализа. Проведена оценка эколого-экономического состояния Волгоградской области по предложенной модели, проанализированы экономические, экологические и социальные показатели региона, особое внимание уделено анализу выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Сформулированы выводы о целесообразности использования предложенной модели декаплинг-анализа для мониторинга эколого-экономического состояния регионов, корректировки региональных стратегий социально-экономического развития.
Ключевые слова
Волгоградская область, региональная экономика, устойчивое развитие, эффект декаплинга, оценка эколого-экономического состояния региона, экологические показатели региона
Финансирование
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-010-00356 «Совершенствование методологии оценки эколого-экономического развития регионов на основе концепции устойчивого развития»
Рекомендуемая ссылка
Оценка эколого-экономического состояния Волгоградской области// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (60). Номер статьи: 6004. Дата публикации: 22.10.2019. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6004/
Authors
Abstract
The necessity to observe human influence on our environment is impugned neither by theorists, nor by experts. The article authors have elaborated territories’ sustainable development indexes and indicators, which take into account the anthropogenic influence on the environment. However, these indicators demand statistical data, include subjective estimates and they not always enable making adequate conclusions. The research suggests an extended decoupling analysis model in order for the regions’ eco-economic condition to be analyzed comprehensively. The researchers have assessed Volgograd Oblast’s eco-economic condition according to the suggested model, analyzed the economic, ecological and social indicators. Special attention has been paid to the analysis of pollutants emissions. Finally, the authors propose conclusions on the expediency of applying the suggested decoupling analysis model to monitor the regions’ eco-economic condition and correct regional socio-economic development strategies.
Keywords
Volgograd region, regional economy, sustainable development, decoupling effect, assessment of the ecological and economic condition of the region, environmental indicators of the region
Project finance
The reported study was funded by RFBR according to the research project № 19-010-00356
Suggested Citation
Volgograd Oblast Eco-Economic Condition Assessment// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (60). Art. #6004. Date issued: 22.10.2019. Available at: https://eee-region.ru/article/6004/
Введение
Сбалансированное эколого-экономическое развитие территорий – необходимость современного государственной и региональной политики, которая должна быть основана на концепции устойчивого развития. Причиной возникновения данной концепции явился кризис предыдущей модели экономического развития. «Бурый» экономический рост экономики приводил к росту материального благосостояния человечества ценой разрушения окружающей среды, что создало угрозу существования человеческой цивилизации в целом. Но и «без экономики экология ведет к всеобщей нищете» [Бобров, Папенов, 2013, с.102]. Поэтому вопросы устойчивого развития территорий и обеспечения эколого-экономической безопасности регионов имеют в настоящее время приоритетное значение на федеральном и региональном уровнях управления. 23 сентября 2019 г., в день проведения саммита ООН по борьбе с климатическими изменениями, премьер-министр РФ Д.А. Медведев подписал постановление правительства, связанное с принятием Россией Парижского соглашения по климату и Россия, являющаяся одним из крупных эмитентов парниковых газов, присоединилась к Парижским климатическим соглашениям 2015 г.
Методика. Результаты и обсуждение
Волгоградская область активно участвует в реализации государственных программ в сфере экологии. В 2018 г. в области реализовывалась государственная программа Волгоградской области «Охрана окружающей среды на территории Волгоградской области» [Доклад о ходе реализации государственной программы, 2018]. Главной целью реализации государственной программы является обеспечение экологической безопасности Волгоградской области. В 2019-2021 гг. Волгоградская область получит более 9 млрд. руб. на реализацию программ в рамках национального проекта «Экология». Область участвует таких проектах экологической направленности как: «Чистая страна», «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», «Сохранение лесов», «Сохранение уникальных водных объектов», «Оздоровление Волги». Промышленные предприятия Волгоградской области реализуют крупные экологические программы, среди лидеров такие организации как: ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» — проект по реконструкции заводского кольца природного и топливного газов; ОАО «Волжский абразивный завод» — проект по модернизации оборудования газоочистных установок; «Себряковцемент» — проводит реконструкцию вращающейся печи с переводом на сухой способ производства клинкера. Не только промышленные компании, государственные органы, но и граждане региона активно участвуют в экологических акциях. В 2018 году в Волгоградской области проведено 1026 эколого-просветительских мероприятий, направленных на формирование экологической культуры населения, в том числе конкурсы, конференции, природоохранные и эколого-просветительские акции, фестивали, в которых принято участие около 40 тыс. чел. [Доклад о ходе реализации государственной программы, 2018].
Рассматривая эколого-экономического состояния и развития Волгоградской области, проведем анализ по следующим показателям: 1) экономические: ВРП в текущих ценах и на душу населения; индекс физического объема ВРП и индекс физического объема ВРП на душу населения; инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов; 2) экологические: выбросы в атмосферу загрязняющих веществ; сброс загрязнённых сточных вод; количество утилизированных загрязняющих атмосферу веществ; 3) социальные: численность населения (таблица 1).
Таблица 1 — Основные статистические показатели, характеризующие состояние и охрану окружающей природной среды в Волгоградской области
Показатели | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
ВРП, млн. руб. | 433473,70 | 508433,30 | 571516,10 | 607472,20 | 715409,60 | 740458,00 | 743283,70 | 771441,20 |
Темп роста ВРП, % | — | 117,29 | 112,41 | 106,29 | 117,77 | 103,50 | 100,38 | 103,79 |
ВРП/, руб. | 166028,80 | 195463,70 | 220755,10 | 235814,10 | 279101,40 | 288161,90 | 293947,70 | 305129,90 |
Темп роста ВРП/, % | — | 117,73 | 112,94 | 106,82 | 118,36 | 103,25 | 102,01 | 103,80 |
I, %. | 104 | 103 | 103 | 101 | 105 | 0,94 | 0,99 | 100 |
I/, % | 104 | 104 | 103 | 102 | 105 | 0,94 | 0,99 | — |
Ч, тыс. человек | 2614,2 | 2607,5 | 2594,8 | 2583 | 2569,1 | 2557,4 | 2545,9 | 2535,2 |
Темп роста Ч, % | — | 99,74 | 99,51 | 99,55 | 99,46 | 99,54 | 99,55 | 99,58 |
R1, тыс. тонн | 201,10 | 178,20 | 170,90 | 172,80 | 153,50 | 160,00 | 161,40 | 138,00 |
Темп роста R1, % | — | 88,61 | 95,90 | 101,11 | 88,83 | 104,23 | 100,88 | 85,50 |
R2, млн. куб.м. | 186,34 | 149,50 | 144,40 | 141,20 | 122,62 | 104,21 | 104,70 | 89,20 |
Темп роста R2, % | — | 80,23 | 96,59 | 97,78 | 86,84 | 84,99 | 100,47 | 85,20 |
R3, тыс. тонн | 86,54 | 94,09 | 86,29 | 83,83 | 73,01 | 62,19 | 86,54 | — |
Темп роста R3, % | — | 108,72 | 91,71 | 97,15 | 87,09 | 85,18 | 139,15 | — |
И, тыс. руб. | 485,90 | 670,30 | 490,70 | 910,70 | 5770,40 | 6931,30 | 3196,80 | 1375,20 |
Темп роста И, % | — | 137,95 | 73,21 | 185,59 | 633,62 | 120,12 | 46,12 | 43,02 |
Примечания: ВРП – валовой региональный продукт, млн. руб.; ВРП/ — валовой региональный продукт на душу населения, руб.; I – индекс физического объема ВРП, отн. ед.; I/ — индекс физического объема ВРП, на душу населения, отн. ед.; Ч – численность населения, тыс. человек; R1 – выброшено в атмосферу загрязняющих веществ, тыс. тонн; R2 – объем сброса загрязнённых сточных вод, млн. м3; R3 – количество утилизированных загрязняющих атмосферу веществ, тыс. тонн; И – инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, млн. руб.; «-» — данные отсутствуют.
Сост. авторами по данным [1]
Данные таблицы 1 позволяют выявить положительные тенденции: рост ВРП в текущих ценах и рост ВРП на душу населения в 2010-1017 гг.; значительное снижение объемов сброса загрязненных сточных вод – на 97,14 млн. куб. м в 2016 г. по отношению к 2010 г. (52,13 %). Как негативные тенденции отметим следующие: динамика индекса физического объема ВРП, как в целом, так и на душу населения в 2015-2016 гг. носит отрицательный характер (снижение на 6 % в 2015 г. и на 1% — в 2016 г. по отношению к предыдущему периоду), т.е. не наблюдалось реального экономического роста в регионе. Негативной тенденцией является устойчивое снижение численности населения на протяжении всего анализируемого периода. По сравнению с 2010 г. в 2017г. население Волгоградской области сократилось на 79 тыс. чел. (3,02 %). Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не показывает устойчивого ежегодного снижения, но по отношению к 2010 г. выбросы сократились на 63,1 тыс. тонн (31,38 %) в 2017 г. При этом отсутствует рост утилизированных загрязняющих атмосферу веществ. Объемы инвестиций в основной капитал, направленный на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, носят скачкообразный характер и не позволяют сделать уверенного прогноза об их динамике.
Характеризуя экологическую обстановку Волгоградской области, отметим необходимость уделять особое внимание охране атмосферного воздуха, что обусловлено значительным количеством промышленных предприятий на территории г. Волгограда и г. Волжского (город-спутник Волгограда): доля выбросов загрязнений промышленными предприятиями составляет 80 % в общем объеме выбросов. Негативная динамика по количеству выбросов загрязняющих веществ в атмосферу зафиксирована на таких промышленных предприятиях региона, как: ООО «Газпром трансгаз Волгоград», ОАО «Волжский абразивный завод», АО «Каустик», ООО «ЛУКОЙЛ – Волгограднефтепереработка» и др., в связи с увеличением объемов производимой продукции. Положительная динамика наблюдается в ООО «ЛУКОЙЛ – Волгоградэнерго», АО «Волжский Оргсинтез», ООО «Экомастер», что объясняется реализацией данными предприятиями природоохранных мероприятий и консервацией производств. В соответствии с данными полученными на постах государственной наблюдательной сети в атмосферу региона в 2018 году поступили такие загрязняющие вещества, как: пыль, диоксид серы, оксид углерода, диоксид азота, оксид азота, сероводород, фенол, углерод (сажа), фторид водорода, аммиак и др. [Доклад о состоянии окружающей среды, 2018, с.16]. Динамика выбросов представлена в таблице 2 и на рис.1.
Таблица 2 — Динамика валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Показатели выбросов | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | ||||
тыс. т | тыс. т | gr | тыс. т | gr | тыс. т | gr | тыс. т | gr | |
Всего, т.ч. | 153,5 | 159,9 | 104,17 | 161,4 | 105,15 | 138 | 89,90 | 141,5 | 92,18 |
твердые | 9,95 | 10 | 100,50 | 8,9 | 89,45 | 8,7 | 87,44 | 6,6 | 66,33 |
газообразные и жидкие | 143,6 | 149,9 | 104,39 | 152,5 | 106,20 | 129,3 | 90,04 | 134,9 | 93,94 |
диоксид серы | 7,2 | 7,6 | 105,56 | 12,1 | 168,06 | 7,4 | 102,78 | 7,5 | 104,17 |
оксид углерода | 56,7 | 70,8 | 124,87 | 54,5 | 96,12 | 54,3 | 95,77 | 58,1 | 102,47 |
оксиды азоты | 25,4 | 27,3 | 107,48 | 26,2 | 103,15 | 25,4 | 100,00 | 20,5 | 80,71 |
углеводы (без ЛОС) | 28,6 | 28,1 | 98,25 | 39 | 136,36 | 22,7 | 79,37 | 31,4 | 109,79 |
ЛОС | 22,5 | 23,1 | 102,67 | 17,4 | 77,33 | 17,8 | 79,11 | 16,3 | 72,44 |
прочие газообразные вещества | 3,1 | 3,2 | 103,23 | 3,2 | 103,23 | 1,6 | 51,61 | 1,1 | 35,48 |
Примечание: gr – темп роста, базисные показатели, %.
Cост. авторами по данным [2]
Рис.1. Динамика валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Сост. авторами по данным [2]
Динамика валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух Волгоградской области показывает стабильность выбросов: не происходит устойчивого снижения выбросов, но нет и резких изменений в увеличении показателей. Важность снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу осознана на и международном уровне, и правительством России. В течение года планируется принять ФЗ «О государственном регулировании выбросов и поглощений парниковых газов» [О государственном регулировании, 2019]. «Россия занимает четвертое место по объему соответствующих выбросов», -отметил вице-премьер А. Гордеев [РИА Новости, 2019] и учет влияния экологических вызовов на развитие российской экономики является актуальным.
В связи с этим рассмотрение вопросов оценки эколого-экономического состояния российских регионов приобретает важное значение. Для оценки однонаправленности влияния экологических и экономических показателей применяют декаплинг-анализ. Это метод позволяет оценить «расщепление», «разъединение» темпов роста показателей экономического роста (ВВП, ВРП) и темпов роста потребления природных ресурсов и отходов производства и потребления. Наличие эффекта декаплинга является условием устойчивого развития регионов. Оценка эффекта «декаплинга» в региональной экономике важна для анализа эффективности эколого-экономической политики региона.
Анализ эффекта «декаплинг»а по ряду российских регионов и отраслей был представлен в работах исследователей: Акулова А.О. [Акулов, 2013], Кирилова С.Н. и коллектива ученых [Кирилов и др., 2017], Самариной В.П. [Самарина, 2015], Шкиперова Г.И. [Шкиперова, 2014], Яковлевой Е.Ю. [Яковлева, 2016], Яшаловой Н.Н. [Яшалова, 2014]. Исследователи отмечают актуальность анализа эффекта декаплинга: «использование коэффициента декаплинга для оценки устойчивости развития открывает в дальнейшем перспективы для работ методического характера: предложения по классификации показателей декаплинга для разных видов природопользования будут способствовать формированию методики оценки устойчивости на региональном уровне» [Кирилов и др., 2017, с.133].
Показатель декаплинга отражает экстенсивность или интенсивность развития экономики по отношению использованию природных ресурсов и условий окружающей среды. Авторы предлагают проводить декаплинг-анализ на основе расчета скорректированного индекса декаплинга:
DI/ = TR / – TY /,
где: DI/ – скорректированный индекс декаплинга, выраженный в относительных единицах,
ТR/ – коэффициент прироста потребляемого ресурса или выброса загрязнения за определенный период, отн. ед.,
TY/ – коэффициент прироста результирующего показателя за аналогичный период (как правило ВВП, ВРП, т.п.), отн. ед.
При DI ˃ 1,0 – эффект «декаплинга» отсутствует – потребление ресурсов или загрязнение окружающей среды происходит более быстрыми темпами, чем экономический рост, происходит интенсивное загрязнение окружающей среды; при DI = 1,0 темпы экономического роста и загрязнения окружающей среды одинаковы; при 1,0 ˂ DI наблюдается эффект «декаплинга» – темпы экономического роста выше, чем темпы загрязнения окружающей среды.
Сравнение темпов прироста показателей позволяет выделить шесть секторов, характеризующих различную степень эффективности эколого-экономического состояния региона. Первые три сектора характеризуют наличие эффекта декаплинга в регионе, секторы с третьего по шестой соответствуют отсутствию эффекта декаплинга. При этом внутри секторов можно выделить различные соотношения экономической и экологической ситуаций в регионе (таблица 3).
Таблица 3 — Модель декаплинг-анализа
Наличие эффекта «декаплинга» | Отсутствие эффекта «декаплинга» | ||||
Сектор 1 | Сектор 2 | Сектор 3 | Сектор 4 | Сектор 5 | Сектор 6 |
ТR/ (–; 0,0) < TY/ (+,0,0),
DI/ ≤ 0,0. |
ТR/ (+; 0,0) < TY/ (+,0,0),
DI/ ≤ 0,0. |
ТR/ (–; 0,0) > TY/ (–; 0,0),
DI/ ≤ 0,0. |
ТR/ (+) > TY/ (+),
DI/ > 0. |
ТR/ (–) < TY/ (–),
DI/ > 0. |
ТR/ (+) > TY/ (–),
DI/ > 0. |
Наличие эффекта «абсолютного декаплинга», отражает наиболее благоприятную эколого-экономическую ситуацию для региона. | Наличие эффекта «относительного декаплинга», рост экономики сопровождается ростом экологической нагрузке, но экономический рост происходит быстрее. | Наличие эффекта «относительного декаплинга», но снижение экономических результатов при более быстром снижении экологических загрязнений. | «Бурый» экономический рост, происходит более сильное негативное воздействие на окружающую среду, не компенсируемое темпами экономического роста. | Эффект «декаплинга» отсутствует, происходит улучшение экологической ситуации, но экономический рост отсутствует. | Отсутствие экономического роста при росте нагрузки на окружающую среду. |
Сост. авторами.
Представленная модель позволяет анализировать совместную динамику экологических и экономических показателей и делать выводы об успешности эколого-экономической политики региона. Модель декаплинг-анализа была применена для оценки эколого-экономического состояния Волгоградской области по данным за период 2010-2016 гг. Анализ проведен по отношению к 2010 г. (базовый год) и в динамике за 2010-16 гг., в исследовании использованы показатели в расчете на душу населения. (таблица 4).
Таблица 4 — Оценка эколого-экономического состояния Волгоградской области
Показатели | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 |
TY, отн. ед | 1,039 | 1,037 | 1,033 | 1,019 | 1,052 | 0,943 | 0,990 |
∆ TY, отн. ед. | — | 0,037 | 0,033 | 0,019 | 0,052 | -0,057 | -0,010 |
TY/, отн. ед. | 1,037 | 1,071 | 1,092 | 1,148 | 1,083 | 1,072 | |
∆ TY/, отн. ед. | 0,037 | 0,071 | 0,092 | 0,148 | 0,083 | 0,072 | |
R1, тыс. тонн | 201,1 | 178,2 | 170,9 | 172,8 | 153,5 | 160 | 161,4 |
∆R1, отн. ед. | — | -0,111 | -0,037 | 0,016 | -0,107 | 0,047 | 0,014 |
Сектор по R1 | — | 1 | 1 | 2 | 1 | 6 | 6 |
∆R1/, отн. ед. | -0,111 | -0,144 | -0,131 | -0,223 | -0,187 | -0,176 | |
Сектор по R1/ | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
R2, млн. куб.м. | 186,34 | 149,50 | 144,40 | 141,20 | 122,62 | 104,21 | 104,70 |
∆R2, отн. ед. | -0,196 | -0,030 | -0,018 | -0,127 | -0,146 | 0,009 | |
Сектор по R2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 6 | |
∆R2/, отн. ед. | -0,196 | -0,219 | -0,233 | -0,330 | -0,428 | -0,423 | |
Сектор по R2/ | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Примечание: TY – индекс физического объема ВРП , на душу населения, отн. ед.; ∆ TY – темп прироста физического объема ВРП на душу населения отн. ед.; ∆ TY/ – темп прироста физического объема ВРП на душу населения отн. ед., базисные индексы; R1 – выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников, тыс. тонн; ∆R1 – темп прироста R1 на душу населения, отн. ед.; ∆R/1 – темп прироста R1 на душу населения, базисные индексы, отн. ед.; R2 – сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, млн. куб.м; ∆R2 – темп прироста R2 на душу населения, отн. ед.; ∆R2/ – темп прироста R2 на душу населения, базисные индексы, отн. ед.; сектор (по R1, R2, R/1, R/2) – сектор, характеризующий эффект декаплинга по модели декаплинг-анализа; .
Сост. авторами по данным [3].
Примечания: ряд1 – темп прироста физического объема ВРП на душу населения отн. ед.; ряд 2 – темп прироста выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников на душу населения, отн. ед.; ряд 3 – темп прироста сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, отн. ед.
Рис.2. Эффект декаплинга по Волгоградской области
Сост. авторами
Примечания: ряд1 – темп прироста физического объема ВРП на душу населения, базисные показатели, отн. ед.; ряд 2 – темп прироста выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников на душу населения, базисные показатели, отн. ед.; ряд 3 – темп прироста сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, базисные показатели, отн. ед.
Рис. 3. Эффект декаплинга по Волгоградской области (базисный год – 2010)
Сост. авторами
Проведенный декаплинг-анализ показывает, что по сравнению с 2010 г. Волгоградская область улучшила свои показатели эколого-экономического состояния. Наблюдается абсолютный эффект декаплинга по показателям выбросов загрязняющих веществ и объемов сброса загрязнённых сточных вод: т.е. при росте экономических показателей (физический объем ВРП на душу населения) антропогенное воздействие на окружающую среду снижается. Но при сравнении цепных показателей следует отметить отсутствие эффекта декаплинга по выбросам загрязняющих веществ в 2015 и 2016 гг. и по объемам сброса загрязнённых сточных вод в 2016 г. При этом характерен наихудший вариант модели декаплинг-анализа, при котором снижение экономических результатов сопровождается ростом загрязнения окружающей среды.
Выводы
Причиной возникновения концепции устойчивого развития явился кризис предыдущей модели экономического развития. «Бурый» экономический рост экономики приводил к росту материального благосостояния человечества ценой разрушения окружающей среды, что создало угрозу существования человеческой цивилизации в целом. Поиск новых путей развития требует от регионов разработки новых стратегий, учитывающих необходимость защиты окружающей среды, улучшение ее состояния при одновременном экономическом росте. Развитие методов оценки эколого-экономического состояния регионов актуально так с теоретической точки зрения – для понимания проблем рационального использования региональных природных ресурсов, так и с практической – для совершенствования систем мониторинга экологических и экономических показателей.
Оценку эколого-экономического состояния региона целесообразно проводить, учитывая эффект декаплинга. В работе предложена и апробирована на примере Волгоградской области модель углубленного декаплинг-анализа, позволяющая выделить шесть секторов, качественно отличающихся характеристиками эколого-экономического состояния регионов. Использование разработанного методического подхода позволит дифференцировать позицию региона с точки зрения эффективности реализации социально-экономической политики и своевременно корректировать региональные стратегии.
Литература:
- Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области. Режим доступа: https://volgastat.gks.ru/storage/mediabank/показатели_030819.htm; https://volgastat.gks.ru/storage/mediabank/Объем_ВРП_290819.htm; https://volgastat.gks.ru/environment.
- Доклад о состоянии окружающей среды Волгоградской области в 2018 году // Ред. Кол.: В.Е. Сазонов [и др.]; комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области. – Ижевск: ООО «Принт», 2019. – 300 с., с.17.
- Единая межведомственная информационно-статистическая база (ЕМИС). Режим доступа: https://fedstat.ru/, сайты ТОГС. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/about/territorial/site/
Literature:
- Territorial authority of the Federal State Statistics Service for the Volgograd Region [Territorial’nyy organ Federal’noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Volgogradskoy oblasti]. Access Mode: https://volgastat.gks.ru/storage/mediabank/ indicators_030819.htm; https://volgastat.gks.ru/storage/mediabank/VRP_290819.htm; https://volgastat.gks.ru/environment.
- Report on the state of the environment of the Volgograd region in 2018 [Doklad o sostoyanii okruzhayushchey sredy Volgogradskoy oblasti v 2018 godu]// Ed. Col .: V.E. Sazonov [and others]; Committee of Natural Resources, Forestry and Ecology of the Volgograd Region. — Izhevsk: LLC «Print», 2019. — 300 p., P.17.
- Unified interdepartmental information and statistical base (EMIS) [Yedinaya mezhvedomstvennaya informatsionno-statisticheskaya baza]. Access mode: https://fedstat.ru/, TOGS sites. Access Mode: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/about/territorial/site/