Авторы
Платонова Татьяна Егоровна
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов
Россия, Одинцовский филиал МГИМО МИД РФ
Platonova5@mail.ru
Склюева Ольга Николаевна
кандидат технических наук, доцент, декан факультета финансовой экономики
Россия, Одинцовский филиал МГИМО МИД РФ
o.sklueva@odin.mgimo.ru
Аннотация
В статье исследуются проблемы государственной поддержки предприятий сельского хозяйства РФ в разрезе федеральных округов. Анализ статистических данных за последние годы позволяет сделать выводы, что наиболее положительные результаты в этом вопросе достигнуты в Центральном, Поволжском и Южном ФО. Для усиления положительных результатов в развитии АПК необходимо постоянная государственная поддержка инновационного развития сельскохозяйственных производителей в Уральском, Сибирском, Дальневосточном федеральных округах. Авторами также раскрываются некоторые вопросы применения технологий цифровой экономики в отраслях сельского хозяйства России.
Ключевые слова
государственная поддержка сельского хозяйства, федеральные округа, цифровая экономика, инновации, инвестиции, цифровое сельское хозяйство
Рекомендуемая ссылка
Authors
Platonova Tat'yana Yegorovna
PhD in economics, associate Professor of Economics and Finance
Russia, Odintsovo branch of MGIMO-University
Platonova5@mail.ru
Sklyuyeva Ol'ga Nikolayevna
PHD, associate Professor, Dean of the faculty of financial Economics
Russia, Odintsovo branch of MGIMO-University
o.sklueva@odin.mgimo.ru
Abstract
The article investigates the problems of state support of agricultural enterprises of the Russian Federation in the context of Federal districts. Analysis of statistical data in recent years leads to the conclusion that the most positive results in this issue have been achieved in the Central, Volga and southern Federal district. To enhance the positive results in the development of agriculture, it is necessary to constantly state support for the innovative development of agricultural producers in the Ural, Siberian, far Eastern Federal districts. The authors also reveal some issues of application of digital economy technologies in the agricultural sectors of Russia
Keywords
government support for agriculture, federal districts, digital economy, innovations, investments, digital agriculture
Suggested Citation
В настоящем периоде развития нашей экономики все актуальнее становится проблема обеспечения населения и промышленного производства сельскохозяйственной продукцией, особенно в условиях необходимости поиска объемов импортозамещения многих продуктов. С 2012 года сельскохозяйственные проекты регионов получают финансирование в рамках средств, определенных в Государственной программе развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы. В связи с этим особенно остро встает проблема повышения эффективности государственного регулирования АПК на всех этапах развития экономики, особенно на региональном уровне, которые неоднократно исследовались в трудах российских ученых Афониной В.Е., Василевской Н.С.,Ковалева В.Е., Рыженковой Н.Е. , Санду И.С., Платоновой Т.Е и др.[6,7,8,9]
В 2017 году Правительством Российской Федерации была разработана и утверждена программа по созданию условий для перехода страны к цифровой экономике. Координацию участия экспертного и бизнес сообществ в планировании, реализации, развитии и оценке эффективности программы осуществляет АНО «Цифровая экономика», созданная успешными российскими высокотехнологичными компаниями.[1]
В сельскохозяйственном секторе несмотря на международные санкции происходит постоянный рост производства продукции сельского хозяйства по федеральным округам:
Таблица 1 — Объем производства сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в федеральных округах РФ за 2010-2015 гг/ (в фактически действующих ценах, млрд.руб.)
Округа | 2010 | 2015 | 2015 в % к 2010 | Место занимаемое в РФ в 2015 г. | Удельные веса федеральных округов, в % |
Центральный | 579,9 | 1341,8 | 231,4 | 1 | 26,0 |
Северо-Западный | 137,2 | 245,1 | 178,7 | 7 | 4,7 |
Южный | 427,3 | 820,5 | 192,0 | 3 | 15,9 |
Северо-Кавказский | 205,3 | 408,6 | 199,0 | 5 | 7,9 |
Приволжский | 581,0 | 1183,4 | 203,7 | 2 | 22,9 |
Уральский | 173,6 | 309,2 | 178,0 | 6 | 6,0 |
Сибирский | 386,8 | 629,0 | 162,6 | 4 | 12,2 |
Дальневосточный | 96,6 | 162,9 | 168,5 | 8 | 3,2 |
Крымский | 65214 | — | 9 | 1,3 | |
РФ в целом | 2587,8 | 5165,7 | 199,6 | 100,0 |
Источник : Регионы России Социально-экономические показатели.2016: Стат.сб. / Росстат.М.,2016.С. 692-694.
URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/region/reg-pok16.pdf
Данные таблицы показывают, что объем продукции сельского хозяйства вырос в целом по Российской Федерации в 2 раза, при этом наибольший рост произошел по Центральному федеральному округу в 2,3 раза, в 1,9-2 раза вырос объем продукции сельского хозяйства по Северо-Кавказскому, Южному и Приволжскому федеральным округам, меньший рост объемов продукции АПК произошел в Уральском, Сибирском, Дальневосточном округах.
Данные по структуре производства сельскохозяйственной продукции по федеральным округам можно рассмотреть при анализе рисунка 1.
Рис.1 Структура производства продукции сельского хозяйства по федеральным округам РФ в 2015 г.
Анализ данных рис.1 позволяют сделать вывод о том, что наибольший удельный вес в производстве продукции сельского хозяйства занимает Центральный федеральный округ (26%), на втором месте – Приволжский федеральный округ(22,9%), на третьем месте – Южный федеральный округ (15,9%).
Развитие сельского хозяйства регионов, в первую очередь, опирается на государственную финансовую поддержку, что позволяет усилить стабилизацию предприятий АПК различных форм, повысить эффективность их работы, решить социальные и финансовые проблемы сельского населения.
В современном периоде развития экономики особенно актуальными являются цели внедрения технологий цифровой экономики в сельское хозяйство, такие как:
Минсельхоз официально внес в российское правительство проект по развитию цифрового сельского хозяйства в РФ.
В его рамках планируется подготовить одну цифровую платформу и начать активное использование трех новых цифровых решений, а также вдвое увеличить производительность на новых «умных» сельхозпредприятиях за ближайшие пару лет. Сейчас законопроект МСХ проходит процедуру согласования в правительстве.
Прежде всего, это цифровая платформа под названием «Цифровое сельское хозяйство». Это будет электронная платформа с большим объемом данных о российских сельскохозяйственных ресурсах. По задумке, аграрии будут предоставлять ей нужную информацию в обмен на субсидии, а из бюджета проекта будут выделены гранты на поддержку хозяйств, которые вкладывают средства в свою модернизацию.
Три новых комплексных решения – это «Умное поле», «Умная ферма» и «Умная теплица». Первое из них будет представлять собой интеллектуальную систему, которая самостоятельно проанализирует информацию, примет управленческие решения и реализует их с помощью роботов. Например, система сможет подобрать нужные культуры в зависимости от функций их выращивания, определит режим их питания, проведет работы по уходу за ними, фитосанитарные мероприятия и так далее. Вторая система – автономный роботизированный сельхозобъект, который будет заниматься разведением мясного и молочного скота, сведя почти к нулю участие животновода, ветеринара или оператора доения. Такая «умная» ферма сможет определять наиболее подходящие для разведения породы, нужные качественные и количественные показатели и другие параметры экономической целесообразности. Для этих целей робот задействует все доступные технологии – от искусственного интеллекта до интернета вещей. Наконец, «умная» теплица – еще один автономный робот-объект, который сможет в достаточной степени заменить инженера или агронома. Кроме того, в рамках программы будут готовить специалистов с компетенциями цифровой экономики.
Сейчас Россия сделала первые небольшие шаги по внедрению умных технологий в АПК. На сегодня в стране цифровизовано 10 процентов сельхозземель, а в целом по уровню цифровизации она уже занимает 15-ое место в мире.
Кроме того необходимо привлекать различные виды инвестиций, для которых должны быть созданы благоприятные условия с использованием наиболее передовых наукоемких технологий и выпуском наиболее конкурентоспособной продукции, заменяющей импортные товары.
Для рассмотрения объемов инвестирования в разрезе федеральных округов РФ рассмотрим таблицу 2.
Таблица 2 — Объемы инвестирования в целом и в отрасль сельского хозяйства в 2015 году
№ | Федеральный округ | Инвестиции всего | Инвестиции в сельское хозяйство | Удельный вес инвестиций по регионам |
1 | Центральный | 2451,5 | 116,9 | 35,9 |
2 | Северо-Западный | 1211,1 | 24,2 | 7,4 |
3 | Южный | 942,3 | 39,1 | 12,0 |
3 | Северо-Кавказский | 200,3 | 17,9 | 5,5 |
4 | Приволжский | 1677,7 | 71,6 | 22,0 |
5 | Уральский | 2096,5 | 15,9 | 4,9 |
6 | Сибирский | 1067,5 | 28,2 | 8,7 |
7 | Дальневосточный | 807 | 11,3 | 3,5 |
8 | Крымский | 31,6 | 1,3 | 0,4 |
Итого по РФ | 14555,9 | 538 | 100 |
Источник : Регионы России Социально-экономические показатели.2016: Стат.сб. / Росстат.М.,2016.
http://www.gks.ru/bgd/regl/B16_14p/Main.htm
Анализ таблицы 2 позволяет сделать выводы о том, что наибольший удельный вес в объеме инвестирования сельского хозяйства занимал в 2015 году ЦФО — 35,9 %, на втором месте – Приволжский ФО (22%), на третьем месте – Южный ФО (12 %), наименьшие объемы инвестиций – В дальневосточном, Уральском, Северо-Западном ФО.
Одним из основных направлений проведения политики продовольственной независимости является соотношение экспорта и импорта сельскохозяйственного сырья, которые можно проследит в таблице 3 и рисунке 2.
Таблица 3 — Структура экспорта и импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья по федеральным округам Российской Федерации за 2010 и 2015 гг.
Федеральные округа | Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье в 2015 | Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 2010 | |||
экспорт | импорт | Экспорт | Импорт | ||
1 | Центральный | 4446,8 | 13293,1 | 2128 | 17532 |
2 | Северо-Западный | 2457,1 | 7582,7 | 1125,9 | 10186 |
3 | Южный | 4675,7 | 2950,4 | 2043,3 | 2559 |
4 | Приволжский | 914 | 639,4 | 287,5 | 971,7 |
5 | Уральский | 263,1 | 269,5 | 123,9 | 373,6 |
6 | Сибирский | 545,5 | 599 | 257,2 | 764 |
7 | Дальневосточный | 2531,3 | 856,8 | 1988 | 940 |
8 | Крымский | 21,7 | 56,2 | 0 | 0 |
Российская Федерация | 16209,3 | 26583,8 | 9365 | 36482 |
Источник : Регионы России Социально-экономические показатели.2016: Стат.сб. / Росстат.М.,2016. http://www.gks.ru/bgd/regl/B11_14p/IssWWW.exe/Stg/d03/26-02.htm
Данные таблицы 3 позволяют сделать выводы о том, что снижаются коэффициенты соотношения экспорта и импорта в 2015 году по сравнению с 2010 годом, т.е. экспорт продовольственных товаров приближается к экспорту, что свидетельствует об увеличении независимости различных регионов в снабжении продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем.
Такие же выводы можно сделать и на основании рисунка 2.
Рис.2 Соотношение импорта и экспорта сельскохозяйственной продукции в разрезе регионов России за 2010 и 2015 гг.
Дальнейшие успехи развития сельского хозяйства в регионах РФ связано с конкретной государственной поддержкой этой отрасли, по основным параметрам которой в статье приведены убедительные данные.
Для улучшения этого процесса и выравнивания уровня состояния агропромышленного комплекса федеральных округов в соответствии с положениями Государственной программы развития сельского хозяйства и других правительственных документов Министерству сельского хозяйства необходимо, по нашему мнению, развивать следующие направления:
Минсельхоз России разработал также ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство», который планируется полностью реализовать в период с 2019 по 2024 годы. Бюджет проекта составит 304 млрд руб., причем половину этих средств планируется получить от государства в качестве дополнительной субсидии, а другие 152 млрд руб., как ожидается, поступят от внебюджетных источников, а именно, от агро- и IT-бизнеса.
Проект предполагает работу по нескольким направлениям. Так, планируется широко применять информационные базы данных для мониторинга состояния и развития объектов агропромышленного комплекса. В настоящее время уже сформирована единая информационная система земель сельскохозяйственного назначения (ЕФИС ЗСН), которая наполнена сведениями в том числе о местоположении, состоянии и фактическом использовании каждого земельного участка по регионам. Предполагается, что систему интегрируют с базами Росреестра и Роскосмоса, и к 2021 году это позволит внедрить интеллектуальное отраслевое планирование в 85 субъектах Федерации, так называемый «эффективный гектар». То есть в регионах будут выращиваться наиболее рентабельные культуры с учетом почвенных и климатических особенностей, а также транспортной инфраструктуры.
Также планируется создать интеллектуальную систему мер государственной поддержки и личный кабинет получателя субсидий. Тогда фермеры смогут проходить электронную идентификацию в ЕСИА и в Единой биометрической системе, и к 2021 году, как ожидается, между государством и получателями субсидий будут заключаться только смарт-контракты. В целях повышения эффективности агробизнеса будут разработаны цифровые продукты, причем с масштабным привлечением отечественных IT-решений. В числе таких продуктов: «умная ферма», «умное поле», «умное стадо», «умная теплица», «умная переработка», «умный склад», «умный агроофис».
Литература:
Literature:
АПК и сельское хозяйство региона, Цифровая экономика регионов