Авторы
Проскурнин Сергей Дмитриевич
Первый заместитель главы ЗАТО Железногорск Красноярского края
Россия, Администрация ЗАТО г. Железногорск
boger1111@mail.ru
Аннотация
В данной статье рассмотрены причины создания ЗАТО ГК «Росатом». Выявлены основные особенности данных локальных территории, как зон высоких технологий, в которых располагаются предприятия ориентированные на производство высоко-технологической продукции, выстроенные в единую высоко-технологическую цепочку для выпуска мирового уровня инновационной продукции - «научные исследования – производство - создание образцов спецтехники». Кроме этого, ЗАТО обладают высоким научным, кадровым потенциалом, высокой научно-технической и инновационной активностью, высоким уровнем инвестиций, улучшенными социальными условиями и современной городской средой, а также использующие новые формы организации управления территориями.
В статье доказывается, что локальные территориальные образования (ЗАТО ГК «Росатом» и наукограды), это глобально конкурентоспособные быстрорастущие агломераций с выраженной специализацией и сверхвысокой концентрацией исследований, разработок, а также производств.
В существующей парадигме развития, перед ЗАТО совместно с ГК «Росатом» и региональными властями стоит задача - сформировать обновленную стратегию развития территорий с применением принципов умной специализации как «центров превосходства», включающую в себя модель научно технологического лидерства территории и состоящую из центров научно-технологического лидерства (превосходства), развития научно-технологического предпринимательства, кадровое обеспечение научно-технологического лидерства, формирование благоприятной социокультурной среды и формирование благоприятной среды для привлечения зарубежных инвестиций.
Ключевые слова
Зоны высоких технологий, ЗАТО ГК «Росатом», центры научно технологического лидерства, кластерная программа, территория опережающего социально экономического развития.
Рекомендуемая ссылка
Authors
Proskurnin Sergey Dmitriyevich
The first Deputy head of CATF Zheleznogorsk
Russia, Administration CATF Zheleznogorsk, Krasnoyarsk Territory
boger1111@mail.ru
Abstract
This article discusses the reasons for the creation of CATF GK Rosatom. The main features of these local areas as high-tech zones, where enterprises focused on the production of high-tech products are located, built into a single high-tech chain for the production of world - class innovative products – "research - production-creation of special equipment." In addition, CATF have a high scientific, human potential, high scientific, technical and innovative activity, high level of investment, improved social conditions and modern urban environment, as well as using new forms of organization of territory management.
This article argues that the local territorial entity (CATF GK "Rosatom" and science cities), is a globally competitive, fast-growing agglomeration with a strong focus and extreme concentration of research, development and production.
In the existing paradigm of development, CATF together with Rosatom and regional authorities there is a task - to form an updated strategy for the development of territories using the principles of smart specialization as "centers of excellence", including a model of scientific and technological leadership of the territory and consisting of the centers of scientific and technological leadership( superiority), the development of scientific and technological entrepreneurship, staffing of scientific and technological leadership, the formation of a favorable socio-cultural environment and the formation of a favorable environment for attracting foreign investment.
Keywords
Zones of high technologies, CATF Rosatom, centers of scientific and technological leadership, cluster program, the territory of advanced social and economic development.
Suggested Citation
Закрытым административно-территориальным образованием (ЗАТО) является территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включая специальные условия проживания граждан. ЗАТО функционируют в городах и поселках, в которых находятся объекты Министерства обороны РФ, Государственной корпорации «Росатом» (ГК «Росатом») и Государственной корпорации «Роскосмос» ( ГК «Роскосмос») с особым режимом деятельности.
Возникновение «атомоградов» так или иначе было связано с атомной программой СССР. Большинство возникло сразу же после войны, некоторые – в 50-е годы. Статус закрытого города присуждался тогда закрытыми указами Президиума Верховного Совета РСФСР.
Главной целью того периода в создании «закрытых» городов было обеспечение на территории условий по сохранения государственной тайны при разработке современных научных и прикладных исследований в области вооружений. На территориях «закрытых» городов был собран лучший передовой научный кадровый потенциал страны. В них направлялись молодые ученые и выпускники лучших вузов страны. Для создания благоприятных условий проживания ученых и их семей были решены вопросы по повышенной заработной плате и социальным условиям (улучшенное материально-техническое снабжение, детские сады, школы, учреждения культуры и спорта, медицинское обслуживание, создана на тот момент современная городская среда).
В настоящее время, порядок функционирования ЗАТО определен Российским законодательством [11]. Все они имеют органы местного самоуправления, располагают особой системой финансирования и социальной поддержки населения. Для финансирования дополнительных расходов, связанных с особым режимом безопасного функционирования, выделяются дотации за счет средств федерального бюджета. Межбюджетные трансферты обеспечивают меры социальной защиты населения в условиях ограничения права ведения хозяйственной деятельности, владения, пользования и распоряжения землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом.
После распада СССР список ЗАТО был рассекречен, и их перечень утверждён Законом Российской Федерации от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании». Вместо цифровых обозначений города получили отдельные названия.
Распоряжением Правительства РФ от 04.01.1994 № 3-р в качестве официальных географических наименований были закреплены 19 городов и 18 поселков из числа ЗАТО. Распоряжением «открывались» не только их имена, но и данные по численности их населения. Эти сведения были впервые обнародованы в ежегодном справочнике Госкомстата России.
На сегодняшний день в перечень ЗАТО входит 42 муниципальное образование (Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 № 508 «Об утверждении перечня закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов») с общей численностью порядка 1,2 млн. человек. Из них 10 ГК «Росатом», 2 ГК «Роскосмос» и 30 Министерства обороны РФ.
Таблица 1 — Численность постоянного населения муниципальных образований, имеющих статус ЗАТО ГК «Росатом» РФ
№ п/п |
ЗАТО | Субъект РФ | Численность населения | |||||
2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | |||
1. | Железногорск | Красноярский край | 93,984 | 93,818 | 93,932 | 94,026 | 93,963 | 93,902 |
2. | Заречный | Пензенская область | 63,641 | 63,610 | 63,795 | 63,982 | 64,296 | 64,692 |
3. | Зеленогорск | Красноярский край | 66,281 | 66,020 | 65,617 | 64,699 | 63,865 | 63,188 |
4. | Лесной | Свердловская область | 52,476 | 52,330 | 52,000 | 51,625 | 51,407 | 51,200 |
5. | Новоуральск | Свердловская область | 88,420 | 87,670 | 86,750 | 86,200 | 85,600 | 84,900 |
6. | Озерск | Челябинская область | 93,044 | 92,316 | 92,481 | 91,511 | 90,922 | 90,928 |
7. | Саров | Нижегородская область | 91,98 | 92,5 | 93,2 | 93,754 | 94,248 | 94,417 |
8. | Северск | Томская область | 114,446 | 115,824 | 116,340 | 115,872 | 115,207 | 114,746 |
9. | Снежинск | Челябинская область | 49,186 | 49,269 | 49,480 | 49,833 | 49,986 | 50,460 |
10. | Трехгорный | Челябинская область | 34,000 | 33,461 | 33,130 | 32,900 | 32,700 | 32,540 |
Итого по ЗАТО | 747,458 | 746,818 | 746,725 | 744,402 | 743,194 | 740,973 |
При создании ЗАТО кроме задач обеспечения безопасности и секретности разработок огромное внимание уделялось созданию условий для научных разработок и внедрения передовых технологических процессов. Анализ отличительных особенностей ЗАТО от других муниципальных образований позволяет выделить ряд характеристик территорий, характеризующих их как исторически созданные зоны высоких технологий:
В связи с проводимой с конца 80-х годов конверсией все предприятия ГК «Росатом» переключились на производство мирной продукции. Наметились приоритетные направления: производства товаров народного потребления; элеменов строительства атомных электростанций, приборов по контролю радиационной и ядерной безопасности для атомных электростанций, оборудования для агропромышленного комплекса и медицинской техники; внедрение новых технологических процессов по нанесению покрытий на изделия и предметы; производство работ для нефтяной промышленности.
В Сарове в настоящее время в ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» работает около 18,5 тыс. человек, из которых более половины составляют ученые и специалисты, имеющие высшее и среднее профессиональное образование. 2 сентября 1952 года по распоряжению Совета Министров СССР № 22633-рс появился Саровский государственный физико-технический институт. Он существовал сначала как вечернее отделение МИФИ, а затем как самостоятельный институт. С недавних пор является филиалом ФГАОУ ВПО НИЯУ «МИФИ». На 2010 год в городе насчитывалось 25 различных учебных учреждений. Во ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» работает — три академика РАН, 102 доктора наук — три женщины, 527 кандидатов наук, из них 36 женщин.
В таблице 2 приведен научно-производственный потенциал ЗАТО ГК «Росатом». Как видно из таблицы эти территории нацелены на создание современной инновационной продукции. Кроме этого, на территориях решается задача обеспечения экономики ЗАТО рабочей силой, отвечающей современным квалификационным требованиям, путем развития вертикально-интегрированной системы образования
Таблица 2. Кадровый потенциал научно-производственного комплекса ЗАТО ГК «Росатом»
№
п/п |
ЗАТО | Субъект РФ | Численность занятых в экономике | Число исследователей, тыс. чел | Докторов наук | Кандидатов наук |
1. | Железногорск | Красноярский край | 49390 | Нет данных | 14 | 145 |
2. | Заречный | Пензенская область | 36700 | Нет данных | 3 | 18 |
3. | Зеленогорск | Красноярский край | 33400 | Нет данных | 2 | 9 |
4. | Лесной | Свердловская область | 20940 | Нет данных | Нет данных | Нет данных |
5. | Новоуральск | Свердловская область | 41800 | 0,1 | 11 | 58 |
6. | Озерск | Челябинская область | 39400 | 2,2 | 4 | 20 |
7. | Саров | Нижегородская область | 43600 | Нет данных | 102 | 527 |
8. | Северск | Томская область | 56800 | Нет данных | 6 | 115 |
9. | Снежинск | Челябинская область | 28619 | 36,8 | 52 | 202 |
10. | Трехгорный | Челябинская область | 19100 | 1,8 | 2 | 8 |
Итого по ЗАТО | 369749 | 196 | 1102 |
Одной из характеристик, характеризующих научный потенциал, являются количество патентов и лицензий. В таблице 3 представлено количество выданных патентов и лицензий в ЗАТО Уральского федерального округа [39]
Таблица 3. Научно-техническая и инновационная активность ЗАТО УрФО
Наименование | Всего | в том числе в 2002 г. |
Количество патентов | 589 | 58 |
Количество лицензий | 14 | 6 |
Количество созданных новых технологий и образцов | 242 | 131 |
в том числе для гражданского сектора экономики | 196 | 105 |
Количество внедренных НИОКР в гражданский сектор экономики | 121 | 42 |
Как видно из анализа таблиц на территориях ЗАТО ГК «Росатом» присутствует высокий научный потенциал. Как по численности научных кадров, так и по высшему профессиональному образованию, исследовательской и инновационной активности.
В современных условиях развития атомной промышленности руководством ГК «Росатом» было принято решение на развитие ядерных компетенций с производства ядерного оружия на мирную продукцию. Основные направления исследования и разработок это:
Также необходимо отметить высокий уровень инвестиций, направляемых ГК «Росатом» на развитие территорий и увеличение их промышленного потенциала.
При создании ядерного оружия в условиях середины 50-ых годов применялся проектный подход при формировании управления производством и территорией. Главным отличием от современного подхода к проектному управлению была централизация принятия основного решения на уровне министерства. Для этого было создано министерство «среднего машиностроения». Министерство обладало всеми полномочиями и бюджетной обеспеченностью. Оно проектировало города, формировало профессиональные кадры от средне- профессионального до высшего. В его распоряжении была собственная мощнейшая система подготовки кадров. Для проведения исследований были созданы собственные отраслевые НИИ. Производственная база развивалась на приоритетных началах. На первых порах в составе министерства были военно-строительные части, затем собственный строительные и монтажные главки. Системы жизнеобеспечения, образования, медицинского обслуживания также находились в ведении данного министерства. Для решения поставленных страной задач Правительством страны были поставлены четкие показатели выполнения проекта – сроки и качество выпускаемой продукции. По аналогичному принципу в СССР был осуществлен и космический проект. Созданная в тех условиях модель управления накладывает свой отпечаток, но трансформация Российской экономики и организационные преобразования в управлении государством позволяет более оптимально перейти к проектному управлению на территориях.
При создании «закрытых городов» значительное внимание уделялось городской застройке и формированию современной, по тем временам, городской среды. Города строились по генеральному плану создаваемому «Всесоюзный проектный и научно-исследовательский институт энергетической технологии» — ВНИПИЭТ (в настоящее время АО «Атомпроект») Были созданы все условия для развития социальной сферы: улучшенное медицинское обслуживание и профилактории, дошкольное образование, общее образование и средне-профессиональное образование, высшее образование. Для досуга и развития детей дополнительное образование. Для проведения культурного досуга были построены дворцы и дома культуры, библиотеки, парки культуры. Отдельное внимание уделялось спорту. Уровень обеспеченности учреждениями был выше, чем на территориях регионов, в которых расположены данные ЗАТО.
Современное состояние развития местного самоуправления в Российской Федерации характеризуется с одной стороны расширением его функций и полномочий и увеличением вопросов местного значения и с другой — недостаточностью налоговых и неналоговых доходов для их решения, т.е. на местах имеет место несоответствие расходных полномочий налоговым. Значительное влияние на развитие муниципальной экономики оказывают решения, принимаемые на федеральном и региональном уровнях. Эта зависимость еще сильнее проявляется в ЗАТО.
Функционирование ЗАТО в особых режимах налогообложения. В первой редакции Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» [11] пунктом 1статьи 5 при формировании бюджета ЗАТО было предусмотрено зачисление всех налогов и других поступлений в доходы бюджета ЗАТО с его территории.
В соответствии с действовавшим в тот период времени Законом Российской Федерации от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» [12], закрытые административно-территориальные образования имели право на получение дополнительных льгот в части сумм налогов, зачисляемых в их бюджеты. Органам местного самоуправления предоставлялись дополнительные льготы по федеральным налогам: налогу на добавленную стоимость, акцизам, налогу на прибыль предприятий и организаций. При этом предприятия, получившие льготы, должны были перечислять часть средств в виде неналоговых платежей в местные внебюджетные фонды для реализации программ социального развития. Механизм предоставления дополнительных налоговых льгот стал средством привлечения налогоплательщиков из других регионов и финансирования ЗАТО за счет средств регионов и федерального бюджета.
Первой попыткой ограничения полномочий ЗАТО в части предоставления дополнительных налоговых льгот стало включение в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 1998 год» [13] нормы, предусматривающей согласование предоставления дополнительных льгот по налогам и сборам юридическим лицам с Министерством финансов Российской Федерации. Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» [14] было установлено, что дополнительные льготы, предоставленные юридическим лицам, сохраняют свое действие в течение периода, на который они были предоставлены, но не позднее 1 января 2000 года.
В 1999 году в пункт 1 статьи 5 Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» были введены требования (в части основных средств, места осуществления деятельности, среднесписочной численности и заработной платы) к организациям, зарегистрированным на территории ЗАТО и претендующим на дополнительные налоговые льготы.
Переходный период интеграции ЗАТО в единую систему межбюджетных отношений. С 1 января 2000 года, после вступления в силу статьи 142 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которой были установлены особенности формирования бюджетов ЗАТО, органы местного самоуправления ЗАТО потеряли право изменять ставки, а также устанавливать иные виды льгот по федеральным и региональным налогам и сборам.
При формировании господдержки в период с 2000 по 2004 гг. имело место существенное увеличение зависимости местных бюджетов от размера межбюджетных трансфертов, а также отказ от предоставления дополнительных льгот по налогам и сборам и приостановление действия пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» с учетом некоторых особенностей. В 2000 году исключение было сделано только для ЗАТО, на территории которых расположены федеральные ядерные центры (фактически для двух ЗАТО: Саров и Снежинск). Для них действие пункта 1 статьи 5 Закона сохранило свое действие, при этом было введено общее ограничение по сумме предоставляемых льгот. На протяжении следующих трех лет в рамках ежегодно принимаемого Федерального Закона о бюджете действие пункта 1 статьи 5 также приостанавливалось, устанавливались нормативы отчислений от уплаты налогов и сборов в бюджеты ЗАТО на соответствующий финансовый год и накладывался полный запрет на предоставление дополнительных налоговых льгот по федеральным налогам и сборам для органов местного самоуправления.
Именно в 2000 году снова возрастает роль межбюджетных трансфертов при формировании бюджетов ЗАТО. Поддержание жизнедеятельности ЗАТО в условиях снижения финансирования предприятий военно-промышленного комплекса, вкупе с приостановлением льгот по налоговым платежам, стало возможно при условии целевого финансирования из федерального бюджета программ социально-экономического развития ЗАТО (Постановление Правительства РФ № 666 «О программах развития закрытых административно-территориального образований на 2001-2004 годы» [15]). Программы предусматривали финансирование жизненно важных проектов, связанных с имеющейся инфраструктурой и созданием новых рабочих мест.
Изменения, внесенные в Бюджетный кодекс Российской Федерации в первую очередь в связи с принятием Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [16], отменили «особый бюджетный статус» ЗАТО и включили их в единую бюджетную систему субъектов Российской Федерации: с 1 января 2006 года бюджеты ЗАТО получают межбюджетные трансферты из федерального бюджета через бюджет субъекта Российской Федерации, а межбюджетное регулирование передано с федерального на региональный уровень.
Окончательная интеграция ЗАТО в единую общегосударственную систему межбюджетных отношений. В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О закрытом административно-территориальном образовании» с 1 января 2006 года введена статья, обуславливающая принятие Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования»[17].
В соответствии с этими Правилами в настоящее время межбюджетные трансферты бюджетам ЗАТО предоставляются:
При этом действовали следующие нормы [18]:
Иные меры государственной поддержки предусмотрены статьей 7 Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» и включают в себя государственную поддержку определенных категорий граждан, желающих выехать на новое место жительства из ЗАТО путем предоставления им социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО.
Граждане, проживающие или работающие в ЗАТО, подлежали обязательному бесплатному государственному страхованию на случай причинения ущерба их жизни, здоровью и имуществу из-за радиационного или иного воздействия при аварии на предприятиях и (или) объектах. Указанная норма с 1 января 2005 года была упразднена вышеупомянутым Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ.
За работниками организаций, объектов и других юридических лиц, расположенных на территории ЗАТО, высвобождаемыми в связи с их реорганизацией или ликвидацией. При сокращении численности или штата работников данных организаций, за работниками сохраняется на период трудоустройства (но не более чем на шесть месяцев) средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж.
Также в случае ликвидации предприятий и объектов, а также других юридических лиц, расположенных на территории ЗАТО, уменьшения объемов или перепрофилирования производства, влекущих за собой сокращение штата, высвобождаемые работники имели право на досрочный (но не более чем за два года) выход на пенсию. Данная норма также упразднена Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ с 1 января 2005 года.
Кроме этого, Федеральным законом «О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов»[19] определено, что организации, вошедшие в перечень особо опасных объектов (Распоряжение Правительства Российской Федерации [20]), могут производить отчисления для формирования централизованных средств, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) независимо от источников их оплаты, в следующих размерах:
Современные тренды управления развитием ЗАТО. В соответствии с пунктом 3 Перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросам развития закрытых административно-территориальных образований [24] в ЗАТО были разработаны проекты Комплексных программ развития на 2014-2020 годы (КПР), предусматривающие повышение качества среды проживания, создания новых рабочих мест, развитие городской инфраструктуры.
Основные функции по взаимодействию ряда ЗАТО ГК «Росатом», на развитие которых до 2020 года планировалось направить порядка 400 млрд. рублей из разных источников, от расформированного Минрегионразвития перешли к Минэкономики. Перераспределение полномочий между федеральными министерствами отразилось на финансировании ЗАТО. С целью уменьшения социальных последствий были рассмотрены три варианта развития территорий – включения в региональные программы развития, программы развития моногородов и «Территорий опережающего социально-экономического развития» (ТОСЭР).
Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» [25] определяет правовой режим территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), меры государственной поддержки и порядок осуществления деятельности на таких территориях. Законом предусмотрена возможность создания ТОСЭР на территории ЗАТО.
На территории ТОСЭР в соответствии с решением Правительства Российской Федерации устанавливается особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.
Специальный режим предпринимательской деятельности предусматривает, в том числе, налоговые льготы:
Создание на территории ЗАТО ТОСЭР позволит привлечь бюджетные и частные инвестиции для новых высоко технологичных проектов, так и инфраструктурных городских проектов (в транспортной, энергетической, коммунальной, инженерной, социальной, инновационной и иных сферах), создать дополнительные рабочие места, что даст толчок для ускорения социально-экономического развития и улучшения инвестиционного климата [26].
Необходимо учитывать также, что на основании Постановления Правительства РФ от 29.07.2014 N 709 «О критериях отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам) и категориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения» ЗАТО отнесено к категории моногородов. Минэкономразвития РФ совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти прорабатывает возможность корректировки общих подходов к классификации моногородов и актуализации критериев их отбора на получение государственной поддержки, с возможностью создания ТОСЭР на территориях моногородов. Одним из механизмов по улучшению инвестиционного климата территории моногорода был также предложен механизм создания на его территории ТОСЭР.
Первой из территорий получило статус ТОСЭР ЗАТО Саров на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 20.04.2017 № 481 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Саров»». Вторым статус ТОСЭР получило ЗАТО Железногорск на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2018 № 114 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Железногорск»».
Кроме этого правительства регионов, учитывая мощный научный потенциал территорий, совместно с ГК «Росатом» осуществило на ряде территорий инфраструктурные проекты по поддержке инновационной деятельности. Так в ЗАТО Саров построен технопарк — «Технопарк Саров» на территории 37,5 гектарах земли и общей площадью офисных и научно-производственных помещений в размере 23 тыс. кв. м., а в ЗАТО Железногорск построена первая очередь «Промпарк ЗАТО г. Железногорск» на территории 25 гектаров и общей площадью производственных помещений 10 тыс. кв. м.
Наличие сложившихся еще в советский период центров концентрации высокотехнологичных производств и сформированных во второй половине 2000-х годов в ряде субъектов Российской Федерации кластерных инициатив, а также отдельные меры государственной политики, нацеленные на усиление кооперационного взаимодействия и развитие инновационной деятельности на региональном уровне, заложили основу для запуска в 2012 г. федеральной программы поддержки пилотных инновационных территориальных кластеров. В марте 2012 г. на конкурсный отбор инновационных кластеров в Минэкономразвития России были представлены на рассмотрение 94 конкурсные заявки от кластеров, расположенных в 49 регионах России. По результатам обсуждений был согласован проект перечня, в который вошли 25 инновационных территориальных кластеров. Отобранные кластеры с учетом оценок их инновационного, производственного потенциала и степени проработанности представленных на конкурс заявок были разделены на две группы. В первую вошли 14 кластеров, программы развития которых предполагалось поддержать за счет средств субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на территории которых они базируются. Во вторую группу были включены 11 кластеров, поддержка которых за счет предоставления межбюджетных субсидий в 2013 г. не предусматривалась, что было обосновано необходимостью доработки программ развития этих кластеров. В соответствии с итогами проведенного конкурсного отбора поручением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2012 г. № ДМ-П8-5060 был утвержден перечень инновационных территориальных кластеров [Минэкономразвития России, 2015]
По итогам данного отбора в число 14 кластеров вошли: «Кластер инновационных технологий ЗАТО г.Железногорск» с основными направлениями специализации кластера космические и ядерные технологии и «Саровский инновационный кластер» с основной специализацией новая энергетика, IT-технологии, суперкомпьютеринг и моделирование.
Участие в данном проекте позволило создать специализированный орган управления территориальным инновационным кластером, провести обучение участников кластера и организовать взаимодействие между ними.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 27.06.2016 г. № 400 «О приоритетном проекте Минэкономразвития России «Развитие инновационных кластеров – лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня» произведен новый конкурсный отбор. Поступило 22 заявки. По итогам отбора было отобрано 11 заявок в нее вошли: «Инновационный кластер Красноярского края Технополис «Енисей», как продолжение работ по созданию «Кластера инновационных технологий ЗАТО г. Железногорск». Накопленный научно-технологический, кадровый и производственный потенциал при поддержке федеральных ведомств и институтов развития позволил в короткие сроки сформировать в Красноярском крае глобально конкурентоспособный «Инновационный кластер Красноярского края Технополис «Енисей»» мирового уровня инвестиционной привлекательности, который должен обеспечивать опережающие темпы экономического роста региона и страны в целом. Основная цель проекта — обеспечение достижения мирового уровня инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности кластера инновационных технологий ЗАТО г. Железногорск путем формирования глобального инжинирингового центра, являющегося мировым лидером в проектировании систем спутниковой связи и ядерной безопасности и национальным лидером в новой индустриальной платформе, ориентированной на рынки новых технологий и приоритеты Национальной технологической инициативы (НТИ).
Анализ форм государственной поддержки закрытых территориальных образований позволяет сделать вывод о том, что создание новых организационных (или корректировки существующих) форм управления развитием территорий, формируемых на основе построения системности оказания мер государственной поддержки, позволит обеспечить решение проблемы повышения эффективности экономики закрытого административно-территориального образования и отечественной экономики в целом. Использование данных инструментов способствует реализации перспектив развития территориальных инновационных кластеров, основанные на использовании имеющихся современных технологий. На современном этапе управление инновационной деятельности кластера в рамках ТОСЭР значительно расширяет его экономическую самостоятельность и повышает конкурентоспособность.
Зона высоких технологий это — специально созданная локальная территория, обладающая и имеющая компетенции лучших мировых практик, где доля высокотехнологичных и инновационных продуктов в валовом региональном продукте превышает средне-статистическую по стране. Кроме этого, для устойчивого существования данной зоны должны быть выполнены следующие условия:
Введение понятия – «зона высоких технологий», необходимо для того, чтобы систематизировать территории способные стать опорными точками роста и обеспечить каркас роста экономики страны. В условиях ограниченности финансовых средств необходимо сконцентрировать меры государственной поддержки на особых локальных территориях, в пределах которых присутствуют и развиваются предприятия, являющиеся драйверами роста экономики России и имеющие перспективу вывода своей продукции на глобальные рынки, а также соответствующие перечню критических технологий [37]. В настоящий момент меры государственной поддержки направлены на поддержку монопрофильных территорий [38] и территорий опережающего социально экономического развития, по сути являющиеся монопрофильными территориями. Главная задача этих мер – вывод территорий из кризисного состояния. Целесообразнее направить ограниченное количество средства на господдержку территорий, способных стать опорным базисом для инновационного развития экономики страны. Используя существующие меры господдержки и их компиляцию необходимо выработать эффективные меры поддержки развитию предприятий и территорий. В-первую очередь, необходимо дать больше полномочий регионам, для выработки собственных стратегий на инновационное развитие регионов с учетом особенностей экономического состояния и наличия компетенций на территориях.
Для создания зон высоких технологий необходимо рассматривать науку как базовый элемент инновационного развития территории, а научно-техническую политику как составляющую государственной политики, необходимо обеспечивать сохранение и развитие научно-технического потенциала страны (совершенствование организации и финансирования научных исследований, поддержка и подготовка научных кадров и т.д.).
В соответствии с ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»[34], основными целями государственной научно-технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, интеграция науки и образования.
Еще одной важной государственной задачей в области науки и технологий является сохранение и развитие кадрового потенциала. В настоящее время государство осуществляет политику, направленную на поддержание научных кадров России, и возлагает на научные кадры задачи по участию в реформировании науки. С этой целью утверждено Постановление Правительства РФ от 28 июля 2008 г. № 568 «О федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 — 2013 годы» [29].
Кроме этого, необходимо учитывать, что российская экономика имеет ряд особенностей, которые накладывают отпечатки на разработку высокотехнологичной инновационной продукции:
Высокий уровень затрат на исследования со стороны государства. Сравнение объёмов финансирования в области науки и технологий, показывает, что в России, относительно высокий уровень государственных ассигнований на научную деятельность, однако при этом относительно низкий объем общих затрат на исследования и разработки. Это указывает на слабую активность частного сектора в финансировании научно-исследовательской деятельности. По общему объёму затрат на финансирование науки Россия в 2014 году заняла 6 место в мире. А по объёму государственных ассигнований на науку – 2 место после США (расчёт по паритету покупательной способности). В абсолютных цифрах общие расходы на науку в России в 2014 году составили 43 440,6 млн. долларов США из них ассигнования из государственного бюджета расходы государства 36 9741 млн. долларов США (расчёт по паритету покупательной способности), что составляет 85% от общих расходов. При этом доля бюджетных денег в общем объёме внутренних затрат на исследования и разработки в 2014 году составил 69,2%. Очевидно, прослеживается несоответствие ресурсов, которые страна вкладывает в науку, и публикационной активности. Таким образом, стоимость научных публикаций в нашей стране составляет 1 204 долл., что в 2 и более раза выше, чем в ряде других стран. К сожалению, государство является основным заказчиком на исследования, разработки и инновации в России [28]. Активность российского частного бизнеса существенно отстаёт от активности бизнеса в развитых странах. В развитых странах мира предпринимательский сектор и частное финансирование давно стали основой для развития прикладной науки. В странах с развитой экономикой львиную долю затрат на исследования и разработки обеспечивает частный корпоративный сектор. Доля государства в расходах на исследования и разработки отличаются по разным странам мира, находясь в среднем между 15% и 45% от общего объёма финансирования. Однако в России сохраняется обратная ситуация. По данным НИУ ВШЭ, доля частной собственности в структуре внутренних затрат на исследования и разработки в России по итогам 2014 г. составила 11,8%, а доля государства – 69,4%.
Низкая коммерциализация исследований. Важной составляющей в продвижении научных разработок на рынок является группа предпринимателей, занятых коммерциализацией результатов исследований и разработок, так называемые инноваторы [32]. Инноваторы остаются узкой социальной группой несмотря на то, что именно она была основным получателем государственных инвестиций в научно-технологический и инновационный сектор в последние годы. В течение последних лет значительная часть государственных программ была направлена на увеличение активности населения в инновационной сфере, прежде всего посредством финансирования объектов инновационной инфраструктуры, включая: технопарки, центры по коммерциализации инноваций, центры по трансферу технологий и целый ряд институтов инновационного развития, включая Фонд «Сколково», РВК, Роснано и другие. На институты развития за период с 2008 по 2015 гг. было выделено 956,6 млрд. руб. Благодаря этим инвестициям были созданы новые рабочие места. По данным НИУ ВШЭ [27], по итогам 2014 г. в предпринимательском секторе науки работало 35% научных организаций, в то время как 2000 г. — 55%. Предпринимательский сектор в России обеспечивает 59,6% от общего объёма внутренних затрат на исследования и разработки в Российской Федерации (доля госсектора – 30,5%). Это ниже среднего уровня развитых стран (ОЭСР), где он занимает более 70%. При этом, в 2000 г. доля предпринимательского сектора составляла 71%, в то время как доля госсектора не превышала 25%. То есть доля предпринимательского сектора в науке сокращается. По численности персонала, занятого исследованиями и разработками, доля предпринимательского сектора еще ниже и составляет 55%. При этом за 13 лет численность персонала, занятого исследованиями и разработками, в предпринимательском секторе сократилась на 30% (с 590,6 тыс. чел. до 405,5 тыс. чел.) [27].
Высокий уровень вузовской науки в исследованиях. В тоже время, для России характерен тренд роста роли вузовской науки [31]. Всё большее значение в научном и инновационном развитии российской экономики приобретают представители вузовского сообщества. За период с 2008 по 2014 год на 30% возросло количество персонала, занятого исследованиями и разработками в секторе высшего образования. В то же время за аналогичный период в предпринимательском секторе численность персонала сократилась на 11%, поменяв своё значение с 451,5 тыс. человек до 405,5 тыс. человек. В государственном секторе ситуация изменилась незначительно – показатель изменил своё значение на 2%.
Закрытость разработок. Российские компании сохраняют закрытость собственных исследований и разработок. Генеральным трендом организации практически любого бизнеса в мире в течение последних лет было развитие в сторону широкого использования модели «открытых инноваций», включая аутсорсинг исследований и разработок [30]. Модель открытых инноваций предполагает, что компания при разработке новых технологий и продуктов не только рассчитывает на собственные внутрикорпоративные НИОКР, но и активно привлекает инновации и компетенции извне, размещая заказы у внешних исследовательских центров и разработчиков, покупая патенты (чаще пакеты патентов) и готовые технологические решения (иногда вместе с компаниями разработчиками).
Для успешного формирования зон высоких технологий в локальных территориальных образованиях необходимо проанализировать состояние инновационной системы территории и состояние социально-экономической среды, в которой функционирует инновационная система, а также влияние этой среды на инновационную систему.
Для оценки инновационного климата территории, научно-технологического и инновационного потенциалов, а также инвестиционные возможности чаше всего рассматриваются следующие параметры [40]:
Перед государством, в существующей парадигме развития, поставлены следующие основные задачи поддержки локальных территориальных образований (ЗАТО ГК «Росатом» и наукоградов) — глобально конкурентоспособных быстрорастущих агломераций с выраженной специализацией и сверхвысокой концентрацией исследований и разработок, а также производств, включая:
Но в тоже время, период перед государством стоят другие вызовы: импортозамещение, как альтернатива санкциям и создание инновационной высоко-технологичной продукции для диверсификации экономики и выхода на глобальные рынки.
ЗАТО ГК «Росатом» совместно с ГК «Росатом» и региональными властями должны сформировать обновленную стратегию развития с применением принципов умной специализации как «центров превосходства», оценив точки инвестиционной привлекательности (трудовые ресурсы, технологии, налоговые и неналоговые преференции), включающую в себя модель научно технологического лидерства территории:
Библиографические ссылки
References.