Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №1 (57), 2019

Основные предпосылки и тенденции развития ЗАТО ГК «Росатом»

Basic premises and trends CATF GK «Rosatom»

Авторы


Первый заместитель главы ЗАТО Железногорск Красноярского края
Россия, Администрация ЗАТО г. Железногорск
boger1111@mail.ru

Аннотация

В данной статье рассмотрены причины создания ЗАТО ГК «Росатом». Выявлены основные особенности данных локальных территории, как зон высоких технологий, в которых располагаются предприятия ориентированные на производство высоко-технологической продукции, выстроенные в единую высоко-технологическую цепочку для выпуска мирового уровня инновационной продукции - «научные исследования – производство - создание образцов спецтехники». Кроме этого, ЗАТО обладают высоким научным, кадровым потенциалом, высокой научно-технической и инновационной активностью, высоким уровнем инвестиций, улучшенными социальными условиями и современной городской средой, а также использующие новые формы организации управления территориями.
В статье доказывается, что локальные территориальные образования (ЗАТО ГК «Росатом» и наукограды), это глобально конкурентоспособные быстрорастущие агломераций с выраженной специализацией и сверхвысокой концентрацией исследований, разработок, а также производств.
В существующей парадигме развития, перед ЗАТО совместно с ГК «Росатом» и региональными властями стоит задача - сформировать обновленную стратегию развития территорий с применением принципов умной специализации как «центров превосходства», включающую в себя модель научно технологического лидерства территории и состоящую из центров научно-технологического лидерства (превосходства), развития научно-технологического предпринимательства, кадровое обеспечение научно-технологического лидерства, формирование благоприятной социокультурной среды и формирование благоприятной среды для привлечения зарубежных инвестиций.

Ключевые слова

Зоны высоких технологий, ЗАТО ГК «Росатом», центры научно технологического лидерства, кластерная программа, территория опережающего социально экономического развития.

Рекомендуемая ссылка
Проскурнин Сергей Дмитриевич
Основные предпосылки и тенденции развития ЗАТО ГК «Росатом»// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (57). Номер статьи: 5703. Дата публикации: . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5703/
Authors

Proskurnin Sergey Dmitriyevich
The first Deputy head of CATF Zheleznogorsk
Russia, Administration CATF Zheleznogorsk, Krasnoyarsk Territory
boger1111@mail.ru

Abstract

This article discusses the reasons for the creation of CATF GK Rosatom. The main features of these local areas as high-tech zones, where enterprises focused on the production of high-tech products are located, built into a single high-tech chain for the production of world - class innovative products – "research - production-creation of special equipment." In addition, CATF have a high scientific, human potential, high scientific, technical and innovative activity, high level of investment, improved social conditions and modern urban environment, as well as using new forms of organization of territory management.
This article argues that the local territorial entity (CATF GK "Rosatom" and science cities), is a globally competitive, fast-growing agglomeration with a strong focus and extreme concentration of research, development and production.
In the existing paradigm of development, CATF together with Rosatom and regional authorities there is a task - to form an updated strategy for the development of territories using the principles of smart specialization as "centers of excellence", including a model of scientific and technological leadership of the territory and consisting of the centers of scientific and technological leadership( superiority), the development of scientific and technological entrepreneurship, staffing of scientific and technological leadership, the formation of a favorable socio-cultural environment and the formation of a favorable environment for attracting foreign investment.

Keywords

Zones of high technologies, CATF Rosatom, centers of scientific and technological leadership, cluster program, the territory of advanced social and economic development.

Suggested Citation
Proskurnin Sergey Dmitriyevich
Basic premises and trends CATF GK «Rosatom». Regional economy and management: electronic scientific journal. №1 (57). Art. #5703. Date issued: 2019-02-08. Available at: https://eee-region.ru/article/5703/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Закрытым административно-территориальным образованием (ЗАТО) является территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включая специальные условия проживания граждан. ЗАТО функционируют в городах и поселках, в которых находятся объекты Министерства обороны РФ, Государственной корпорации «Росатом» (ГК «Росатом») и Государственной корпорации  «Роскосмос» ( ГК «Роскосмос») с особым режимом деятельности.

Возникновение «атомоградов» так или иначе было связано с атомной программой СССР. Большинство возникло сразу же после войны, некоторые – в 50-е годы. Статус закрытого города присуждался тогда закрытыми указами Президиума Верховного Совета РСФСР.

Главной целью того периода в создании «закрытых» городов было обеспечение на территории условий по сохранения государственной тайны при разработке современных научных и прикладных исследований в области вооружений. На территориях «закрытых» городов был собран лучший передовой научный кадровый потенциал страны. В них направлялись молодые ученые и выпускники лучших вузов страны. Для создания благоприятных условий проживания ученых и их семей были решены вопросы по повышенной заработной плате и социальным условиям (улучшенное материально-техническое снабжение, детские сады, школы, учреждения культуры и спорта, медицинское обслуживание, создана на тот момент современная городская среда).

В настоящее время, порядок функционирования ЗАТО определен Российским законодательством [11]. Все они имеют органы местного самоуправления, располагают особой системой финансирования и социальной поддержки населения. Для финансирования дополнительных расходов, связанных с особым режимом безопасного функционирования, выделяются дотации за счет средств федерального бюджета. Межбюджетные трансферты обеспечивают меры социальной защиты населения в условиях ограничения права ведения хозяйственной деятельности, владения, пользования и распоряжения землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом.

После распада СССР список ЗАТО был рассекречен, и их перечень утверждён Законом Российской Федерации от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании». Вместо цифровых обозначений города получили отдельные названия.

Распоряжением Правительства РФ от 04.01.1994 № 3-р в качестве официальных географических наименований были закреплены 19 городов и 18 поселков из числа ЗАТО. Распоряжением «открывались» не только их имена, но и данные по численности их населения. Эти сведения были впервые обнародованы в ежегодном справочнике Госкомстата России.

На сегодняшний день в перечень ЗАТО входит 42 муниципальное образование (Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 № 508 «Об утверждении перечня закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов») с общей численностью порядка 1,2 млн. человек. Из них 10 ГК «Росатом», 2 ГК «Роскосмос» и 30 Министерства обороны РФ.

 

Таблица 1 — Численность постоянного населения муниципальных образований, имеющих статус ЗАТО ГК «Росатом» РФ


п/п
ЗАТО Субъект РФ Численность населения
2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
1. Железногорск Красноярский край 93,984 93,818 93,932 94,026 93,963 93,902
2. Заречный Пензенская область 63,641 63,610 63,795 63,982 64,296 64,692
3. Зеленогорск Красноярский край 66,281 66,020 65,617 64,699 63,865 63,188
4. Лесной Свердловская область 52,476 52,330 52,000 51,625 51,407 51,200
5. Новоуральск Свердловская область 88,420 87,670 86,750 86,200 85,600 84,900
6. Озерск Челябинская область 93,044 92,316 92,481 91,511 90,922 90,928
7. Саров Нижегородская область 91,98 92,5 93,2 93,754 94,248 94,417
8. Северск Томская область 114,446 115,824 116,340 115,872 115,207 114,746
9. Снежинск Челябинская область 49,186 49,269 49,480 49,833 49,986 50,460
10. Трехгорный Челябинская область 34,000 33,461 33,130 32,900 32,700 32,540
Итого по ЗАТО 747,458 746,818 746,725 744,402 743,194 740,973

 

1. Предпосылки и особенности создания ЗАТО ГК «Росатом»

При создании ЗАТО кроме задач обеспечения безопасности и секретности разработок огромное внимание уделялось созданию условий для научных разработок и внедрения передовых технологических процессов. Анализ отличительных особенностей ЗАТО от других муниципальных образований позволяет выделить ряд характеристик территорий, характеризующих их как исторически созданные зоны высоких технологий:

  • Предприятия были ориентированы на производство высоко-технологической продукции. Производство ядерного оружия, а в последствии промышленное производство атомной энергии, требовало передовых фундаментальных и прикладных исследований, а также высокой культуры производства при работе с делящимися материалами. Для изготовления ядерного оружия требовалось развитие и исследования в области физико-химии, материаловедения, систем управления, математического моделирования и компьютерных исследованиях. Для решения этих задач были привлечены лучшие ученые и специалисты в этих областях. В последующем на работу приглашались лучшие выпускники лидирующих вузов страны.
  • Предприятия ЗАТО ГК «Росатом» были выстроены в единую высоко-технологическую цепочку для выпуска мирового уровня инновационной продукции: «научные исследования – производство — создание образцов спецтехники». В связи с тем, что с конца 1940-х годов в СССР ускоренными темпами велось строительство предприятий по производству компонентов ядерного оружия многие предприятия атомной отрасли из условий безопасности и секретности были сосредоточены в городах с особыми режимами работы. Это происходило во многих странах мира, занимающихся данными работами. В каждом «закрытом» городе строилось предприятие, отвечающее за элемент технологической цепочки по производству ядерного оружия. Правительство СССР принимало решение о дублировании технологических функции предприятий в других территориях, при этом появлялась здоровая конкуренция и возможность перенимать передовой опыт предприятий.

В связи с проводимой с конца 80-х годов конверсией все предприятия ГК «Росатом» переключились на производство мирной продукции. Наметились приоритетные направления: производства товаров народного потребления; элеменов строительства атомных электростанций, приборов по контролю радиационной и ядерной безопасности для атомных электростанций, оборудования для агропромышленного комплекса и медицинской техники; внедрение новых технологических процессов по нанесению покрытий на изделия и предметы; производство работ для нефтяной промышленности.

 

  • Высокий научный и кадровый потенциал.

В Сарове в настоящее время в ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» работает около 18,5 тыс. человек, из которых более половины составляют ученые и специалисты, имеющие высшее и среднее профессиональное образование. 2 сентября 1952 года по распоряжению Совета Министров СССР № 22633-рс появился Саровский государственный физико-технический институт. Он существовал сначала как вечернее отделение МИФИ, а затем как самостоятельный институт. С недавних пор является филиалом ФГАОУ ВПО НИЯУ «МИФИ». На 2010 год в городе насчитывалось 25 различных учебных учреждений. Во ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» работает — три академика РАН, 102 доктора наук — три женщины, 527 кандидатов наук, из них 36 женщин.

В таблице 2 приведен научно-производственный потенциал ЗАТО ГК «Росатом». Как видно из таблицы эти территории нацелены на создание современной инновационной продукции. Кроме этого, на территориях решается задача обеспечения экономики ЗАТО рабочей силой, отвечающей современным квалификационным требованиям, путем развития вертикально-интегрированной системы образования

 

Таблица 2. Кадровый потенциал научно-производственного комплекса ЗАТО ГК «Росатом»

п/п

ЗАТО Субъект РФ Численность занятых в экономике Число исследователей, тыс. чел Докторов наук Кандидатов наук
1. Железногорск Красноярский край 49390 Нет данных 14 145
2. Заречный Пензенская область 36700 Нет данных 3 18
3. Зеленогорск Красноярский край 33400 Нет данных 2 9
4. Лесной Свердловская область 20940 Нет данных Нет данных Нет данных
5. Новоуральск Свердловская область 41800 0,1 11 58
6. Озерск Челябинская область 39400 2,2 4 20
7. Саров Нижегородская область 43600 Нет данных 102 527
8. Северск Томская область 56800 Нет данных 6 115
9. Снежинск Челябинская область 28619 36,8 52 202
10. Трехгорный Челябинская область 19100 1,8 2 8
Итого по ЗАТО 369749   196 1102

 

  • Высокая научно-техническая и инновационная активность

Одной из характеристик, характеризующих научный потенциал, являются количество патентов и лицензий. В таблице 3 представлено количество выданных патентов и лицензий в ЗАТО Уральского федерального округа [39]

 

Таблица 3. Научно-техническая и инновационная активность ЗАТО УрФО

Наименование Всего в том числе в 2002 г.
Количество патентов 589 58
Количество лицензий 14 6
Количество созданных новых технологий и образцов 242 131
в том числе для гражданского сектора экономики 196 105
Количество внедренных НИОКР в гражданский сектор экономики 121 42

 

Как видно из анализа таблиц на территориях ЗАТО ГК «Росатом» присутствует высокий научный потенциал. Как по численности научных кадров, так и по высшему профессиональному образованию, исследовательской и инновационной активности.

 

  • Ориентация на высокий уровень инновационной продукции и инвестиций

В современных условиях развития атомной промышленности руководством ГК «Росатом» было принято решение на развитие ядерных компетенций с производства ядерного оружия на мирную продукцию. Основные направления исследования и разработок это:

  • производство атомных электростанций;
  • ядерная медицина;
  • создание полного технологического комплекса в области обращения с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) энергетических реакторов и замыкание ядерного топливного цикла для обеспечения России экологически чистой и безопасной энергией атома.

Также необходимо отметить высокий уровень инвестиций, направляемых ГК «Росатом» на развитие территорий и увеличение их промышленного потенциала.

 

  • Новые формы организации управления территориями

При создании ядерного оружия в условиях середины 50-ых годов применялся проектный подход при формировании управления производством и территорией. Главным отличием от современного подхода к проектному управлению была централизация принятия основного решения на уровне министерства. Для этого было создано министерство «среднего машиностроения». Министерство обладало всеми полномочиями и бюджетной обеспеченностью. Оно проектировало города, формировало профессиональные кадры от средне- профессионального до высшего. В его распоряжении была собственная мощнейшая система подготовки кадров. Для проведения исследований были созданы собственные отраслевые НИИ. Производственная база развивалась на приоритетных началах. На первых порах в составе министерства были военно-строительные части, затем собственный строительные и монтажные главки. Системы жизнеобеспечения, образования, медицинского обслуживания также находились в ведении данного министерства. Для решения поставленных страной задач Правительством страны были поставлены четкие показатели выполнения проекта – сроки и качество выпускаемой продукции. По аналогичному принципу в СССР был осуществлен и космический проект. Созданная в тех условиях модель управления накладывает свой отпечаток, но трансформация Российской экономики и организационные преобразования в управлении государством позволяет более оптимально перейти к проектному управлению на территориях.

 

  • Улучшенные социальные условия и современная городская среда для проживания научных кадров и специалистов

При создании «закрытых городов» значительное внимание уделялось городской застройке и формированию современной, по тем временам, городской среды. Города строились по генеральному плану создаваемому «Всесоюзный проектный и научно-исследовательский институт энергетической технологии» — ВНИПИЭТ (в настоящее время АО «Атомпроект») Были созданы все условия для развития социальной сферы: улучшенное медицинское обслуживание и профилактории, дошкольное образование, общее образование и средне-профессиональное образование, высшее образование. Для досуга и развития детей дополнительное образование. Для проведения культурного досуга были построены дворцы и дома культуры, библиотеки, парки культуры. Отдельное внимание уделялось спорту. Уровень обеспеченности учреждениями был выше, чем на территориях регионов, в которых расположены данные ЗАТО.

 

2. Специфика развития ЗАТО ГК «Росатом»

 Современное состояние развития местного самоуправления в Российской Федерации характеризуется с одной стороны расширением его функций и полномочий и увеличением вопросов местного значения и с другой — недостаточностью налоговых и неналоговых доходов для их решения, т.е. на местах имеет место несоответствие расходных полномочий налоговым. Значительное влияние на развитие муниципальной экономики оказывают решения, принимаемые на федеральном и региональном уровнях. Эта зависимость еще сильнее проявляется в ЗАТО.

Функционирование ЗАТО в особых режимах налогообложения. В первой редакции Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» [11] пунктом 1статьи 5 при формировании бюджета ЗАТО было предусмотрено зачисление всех налогов и других поступлений в доходы бюджета ЗАТО с его территории.

В соответствии с действовавшим в тот период времени Законом Российской Федерации от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» [12], закрытые административно-территориальные образования имели право на получение дополнительных льгот в части сумм налогов, зачисляемых в их бюджеты. Органам местного самоуправления предоставлялись дополнительные льготы по федеральным налогам: налогу на добавленную стоимость, акцизам, налогу на прибыль предприятий и организаций. При этом предприятия, получившие льготы, должны были перечислять часть средств в виде неналоговых платежей в местные внебюджетные фонды для реализации программ социального развития. Механизм предоставления дополнительных налоговых льгот стал средством привлечения налогоплательщиков из других регионов и финансирования ЗАТО за счет средств регионов и федерального бюджета.

Первой попыткой ограничения полномочий ЗАТО в части предоставления дополнительных налоговых льгот стало включение в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 1998 год» [13] нормы, предусматривающей согласование предоставления дополнительных льгот по налогам и сборам юридическим лицам с Министерством финансов Российской Федерации. Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» [14] было установлено, что дополнительные льготы, предоставленные юридическим лицам, сохраняют свое действие в течение периода, на который они были предоставлены, но не позднее 1 января 2000 года.

В 1999 году в пункт 1 статьи 5 Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» были введены требования (в части основных средств, места осуществления деятельности, среднесписочной численности и заработной платы) к организациям, зарегистрированным на территории ЗАТО и претендующим на дополнительные налоговые льготы.

Переходный период интеграции ЗАТО в единую систему межбюджетных отношений. С 1 января 2000 года, после вступления в силу статьи 142 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которой были установлены особенности формирования бюджетов ЗАТО, органы местного самоуправления ЗАТО потеряли право изменять ставки, а также устанавливать иные виды льгот по федеральным и региональным налогам и сборам.

При формировании господдержки в период с 2000 по 2004 гг. имело место существенное увеличение зависимости местных бюджетов от размера межбюджетных трансфертов, а также отказ от предоставления дополнительных льгот по налогам и сборам и приостановление действия пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» с учетом некоторых особенностей. В 2000 году исключение было сделано только для ЗАТО, на территории которых расположены федеральные ядерные центры (фактически для двух ЗАТО: Саров и Снежинск). Для них действие пункта 1 статьи 5 Закона сохранило свое действие, при этом было введено общее ограничение по сумме предоставляемых льгот. На протяжении следующих трех лет в рамках ежегодно принимаемого Федерального Закона о бюджете действие пункта 1 статьи 5 также приостанавливалось, устанавливались нормативы отчислений от уплаты налогов и сборов в бюджеты ЗАТО на соответствующий финансовый год и накладывался полный запрет на предоставление дополнительных налоговых льгот по федеральным налогам и сборам для органов местного самоуправления.

Именно в 2000 году снова возрастает роль межбюджетных трансфертов при формировании бюджетов ЗАТО. Поддержание жизнедеятельности ЗАТО в условиях снижения финансирования предприятий военно-промышленного комплекса, вкупе с приостановлением льгот по налоговым платежам, стало возможно при условии целевого финансирования из федерального бюджета программ социально-экономического развития ЗАТО (Постановление Правительства РФ № 666 «О программах развития закрытых административно-территориального образований на 2001-2004 годы» [15]). Программы предусматривали финансирование жизненно важных проектов, связанных с имеющейся инфраструктурой и созданием новых рабочих мест.

Изменения, внесенные в Бюджетный кодекс Российской Федерации в первую очередь в связи с принятием Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [16], отменили «особый бюджетный статус» ЗАТО и включили их в единую бюджетную систему субъектов Российской Федерации: с 1 января 2006 года бюджеты ЗАТО получают межбюджетные трансферты из федерального бюджета через бюджет субъекта Российской Федерации, а межбюджетное регулирование передано с федерального на региональный уровень.

Окончательная интеграция ЗАТО в единую общегосударственную систему межбюджетных отношений. В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О закрытом административно-территориальном образовании» с 1 января 2006 года введена статья, обуславливающая принятие Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования»[17].

В соответствии с этими Правилами в настоящее время межбюджетные трансферты бюджетам ЗАТО предоставляются:

  • на дополнительные расходы бюджетов ЗАТО, связанные с режимом их безопасного функционирования и потерей доходов в связи с ограничением права ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, недвижимым имуществом, а также с развитием и поддержкой социальной и инженерной инфраструктуры;
  • на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов ЗАТО в форме дотаций, распределение которых утверждается Правительством Российской Федерации.

При этом действовали следующие нормы [18]:

  • в соответствии с пунктом 2 статьи 5 осуществление в ЗАТО за счет ассигнований из федерального бюджета строительства объектов капитального строительства, а также их реконструкции с сохранением оборонной направленности производства влекло за собой обязательность отчисления части ассигнований органам местного самоуправления;
  • в соответствии с пунктом 3 статьи 5 при финансировании государственного оборонного заказа организации и (или) объекты, выполняющие государственный оборонный заказ, производили отчисления в бюджет ЗАТО для дополнительного финансирования программ в области экологии и здравоохранения в размере 1% от объема финансирования, включаемые в стоимость государственного оборонного заказа, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
  • в соответствии с пунктом 4 статьи 5 на производителей сельскохозяйственной продукции, снабжающих население ЗАТО, распространялись меры государственной поддержки, предусмотренные для сельскохозяйственных товаропроизводителей агропромышленного комплекса.

Иные меры государственной поддержки предусмотрены статьей 7 Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» и включают в себя государственную поддержку определенных категорий граждан, желающих выехать на новое место жительства из ЗАТО путем предоставления им социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО.

Граждане, проживающие или работающие в ЗАТО, подлежали обязательному бесплатному государственному страхованию на случай причинения ущерба их жизни, здоровью и имуществу из-за радиационного или иного воздействия при аварии на предприятиях и (или) объектах. Указанная норма с 1 января 2005 года была упразднена вышеупомянутым Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

За работниками организаций, объектов и других юридических лиц, расположенных на территории ЗАТО, высвобождаемыми в связи с их реорганизацией или ликвидацией. При сокращении численности или штата работников данных организаций, за работниками сохраняется на период трудоустройства (но не более чем на шесть месяцев) средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж.

Также в случае ликвидации предприятий и объектов, а также других юридических лиц, расположенных на территории ЗАТО, уменьшения объемов или перепрофилирования производства, влекущих за собой сокращение штата, высвобождаемые работники имели право на досрочный (но не более чем за два года) выход на пенсию. Данная норма также упразднена Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ с 1 января 2005 года.

Кроме этого, Федеральным законом «О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов»[19] определено, что организации, вошедшие в перечень особо опасных объектов (Распоряжение Правительства Российской Федерации [20]), могут производить отчисления для формирования централизованных средств, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) независимо от источников их оплаты, в следующих размерах:

  • 1,5% от себестоимости реализуемой продукции – на финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, выполняемых в целях совершенствования технологии и повышения безопасности функционирования указанных объектов (Постановление Правительства Российской Федерации [21]);
  • 3% от себестоимости реализуемой продукции – на финансирование работ по конверсии оборонных производств на особо опасных объектах (Постановление Правительства Российской Федерации [22]);
  • 1% от себестоимости реализуемой продукции – на финансирование мероприятий по социальной защите населения, проживающего на прилегающих к особо опасным объектам территориях, определяемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, а также на финансирование развития социальной инфраструктуры этих территорий (Постановление Правительства Российской Федерации [23]).

 

Современные тренды управления развитием ЗАТО. В соответствии с пунктом 3 Перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросам развития закрытых административно-территориальных образований [24] в ЗАТО были разработаны проекты Комплексных программ развития на 2014-2020 годы (КПР), предусматривающие повышение качества среды проживания, создания новых рабочих мест, развитие городской инфраструктуры.

Основные функции по взаимодействию ряда ЗАТО ГК «Росатом», на развитие которых до 2020 года планировалось направить порядка 400 млрд. рублей из разных источников, от расформированного Минрегионразвития перешли к Минэкономики. Перераспределение полномочий между федеральными министерствами отразилось на финансировании ЗАТО. С целью уменьшения социальных последствий были рассмотрены три варианта развития территорий – включения в региональные программы развития, программы развития моногородов и «Территорий опережающего социально-экономического развития» (ТОСЭР).

Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» [25] определяет правовой режим территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), меры государственной поддержки и порядок осуществления деятельности на таких территориях. Законом предусмотрена возможность создания ТОСЭР на территории ЗАТО.

На территории ТОСЭР в соответствии с решением Правительства Российской Федерации устанавливается особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

Специальный режим предпринимательской деятельности предусматривает, в том числе, налоговые льготы:

  • снижение налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет – до 0%, зачисляемому в краевой бюджет – до 5%;
  • освобождение от уплаты налогов на имущество организаций и земельного налога;
  • пониженные тарифы по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации – 6,0%, в Фонд социального страхования Российской Федерации – 1,5%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 0,1%;
  • применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

Создание на территории ЗАТО ТОСЭР позволит привлечь бюджетные и частные инвестиции для новых высоко технологичных проектов, так и инфраструктурных городских проектов (в транспортной, энергетической, коммунальной, инженерной, социальной, инновационной и иных сферах), создать дополнительные рабочие места, что даст толчок для ускорения социально-экономического развития и улучшения инвестиционного климата [26].

Необходимо учитывать также, что на основании Постановления Правительства РФ от 29.07.2014 N 709 «О критериях отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам) и категориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения» ЗАТО отнесено к категории моногородов. Минэкономразвития РФ совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти прорабатывает возможность корректировки общих подходов к классификации моногородов и актуализации критериев их отбора на получение государственной поддержки, с возможностью создания ТОСЭР на территориях моногородов. Одним из механизмов по улучшению инвестиционного климата территории моногорода был также предложен механизм создания на его территории ТОСЭР.

Первой из территорий получило статус ТОСЭР ЗАТО Саров на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 20.04.2017 № 481 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Саров»». Вторым статус ТОСЭР получило ЗАТО Железногорск на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2018 № 114 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Железногорск»».

Кроме этого правительства регионов, учитывая мощный научный потенциал территорий, совместно с ГК «Росатом» осуществило на ряде территорий инфраструктурные проекты по поддержке инновационной деятельности. Так в ЗАТО Саров построен технопарк — «Технопарк Саров» на территории 37,5 гектарах земли и общей площадью офисных и научно-производственных помещений в размере 23 тыс. кв. м., а в ЗАТО Железногорск построена первая очередь «Промпарк ЗАТО г. Железногорск» на территории 25 гектаров и общей площадью производственных помещений 10 тыс. кв. м.

Наличие сложившихся еще в советский период центров концентрации высокотехнологичных производств и сформированных во второй половине 2000-х годов в ряде субъектов Российской Федерации кластерных инициатив, а также отдельные меры государственной политики, нацеленные на усиление кооперационного взаимодействия и развитие инновационной деятельности на региональном уровне, заложили основу для запуска в 2012 г. федеральной программы поддержки пилотных инновационных территориальных кластеров. В марте 2012 г. на конкурсный отбор инновационных кластеров в Минэкономразвития России были представлены на рассмотрение 94 конкурсные заявки от кластеров, расположенных в 49 регионах России. По результатам обсуждений был согласован проект перечня, в  который вошли 25 инновационных территориальных кластеров. Отобранные кластеры с учетом оценок их инновационного, производственного потенциала и степени проработанности представленных на конкурс заявок были разделены на две группы. В первую вошли 14 кластеров, программы развития которых предполагалось поддержать за счет средств субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на территории которых они базируются. Во вторую группу были включены 11 кластеров, поддержка которых за счет предоставления межбюджетных субсидий в 2013 г. не предусматривалась, что было обосновано необходимостью доработки программ развития этих кластеров. В соответствии с итогами проведенного конкурсного отбора поручением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2012 г. № ДМ-П8-5060 был утвержден перечень инновационных территориальных кластеров [Минэкономразвития России, 2015]

По итогам данного отбора в число 14 кластеров вошли: «Кластер инновационных технологий ЗАТО г.Железногорск» с основными направлениями специализации кластера космические и ядерные технологии и «Саровский инновационный кластер» с основной специализацией новая энергетика, IT-технологии, суперкомпьютеринг и моделирование.

Участие в данном проекте позволило создать специализированный орган управления территориальным инновационным кластером, провести обучение участников кластера и организовать взаимодействие между ними.

В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 27.06.2016 г. № 400 «О приоритетном проекте Минэкономразвития России «Развитие инновационных кластеров – лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня» произведен новый конкурсный отбор. Поступило 22 заявки. По итогам отбора было отобрано 11 заявок  в нее вошли: «Инновационный кластер Красноярского края Технополис «Енисей», как продолжение работ по созданию «Кластера инновационных технологий ЗАТО г. Железногорск». Накопленный научно-технологический, кадровый и производственный потенциал при поддержке федеральных ведомств и институтов развития позволил в короткие сроки сформировать в Красноярском крае глобально конкурентоспособный «Инновационный кластер Красноярского края Технополис «Енисей»» мирового уровня инвестиционной привлекательности, который должен обеспечивать опережающие темпы экономического роста региона и страны в целом. Основная цель проекта — обеспечение достижения мирового уровня инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности кластера инновационных технологий ЗАТО г. Железногорск путем формирования глобального инжинирингового центра, являющегося мировым лидером в проектировании систем спутниковой связи и ядерной безопасности и национальным лидером в новой индустриальной платформе, ориентированной на рынки новых технологий и приоритеты Национальной технологической инициативы (НТИ).

Анализ форм государственной поддержки закрытых территориальных образований позволяет сделать вывод о том, что создание новых организационных (или корректировки существующих) форм управления развитием территорий, формируемых на основе построения системности оказания мер государственной поддержки, позволит обеспечить решение проблемы повышения эффективности экономики закрытого административно-территориального образования и отечественной экономики в целом. Использование данных инструментов способствует реализации перспектив развития территориальных инновационных кластеров, основанные на использовании имеющихся современных технологий. На современном этапе управление инновационной деятельности кластера в рамках ТОСЭР значительно расширяет его экономическую самостоятельность и повышает конкурентоспособность.

 

3. Современные тенденции развития ЗАТО ГК «Росатома»

Зона высоких технологий это — специально созданная локальная территория, обладающая и имеющая компетенции лучших мировых практик, где доля высокотехнологичных и инновационных продуктов в валовом региональном продукте превышает средне-статистическую по стране. Кроме этого, для устойчивого существования данной зоны должны быть выполнены следующие условия:

  • размещение на территории инновационных высокотехнологичных предприятий, локомотивов роста;
  • производство инновационных конкурентоспособных продуктов, позволяющих осуществлять выход на глобальные рынки;
  • наличие научных и профессиональных кадров, обладающих соответствующими компетенциями [36].

Введение понятия – «зона высоких технологий», необходимо для того, чтобы систематизировать территории способные стать опорными точками роста и обеспечить каркас роста экономики страны. В условиях ограниченности финансовых средств необходимо сконцентрировать меры государственной поддержки на особых локальных территориях, в пределах которых присутствуют и развиваются предприятия, являющиеся драйверами роста экономики России и имеющие перспективу вывода своей продукции на глобальные рынки, а также соответствующие перечню критических технологий [37]. В настоящий момент меры государственной поддержки направлены на поддержку монопрофильных территорий [38] и территорий опережающего социально экономического развития, по сути являющиеся монопрофильными территориями. Главная задача этих мер – вывод территорий из кризисного состояния. Целесообразнее направить ограниченное количество средства на господдержку территорий, способных стать опорным базисом для инновационного развития экономики страны. Используя существующие меры господдержки и их компиляцию необходимо выработать эффективные меры поддержки развитию предприятий и территорий. В-первую очередь, необходимо дать больше полномочий регионам, для выработки собственных стратегий на инновационное развитие регионов с учетом особенностей экономического состояния и наличия компетенций на территориях.

Для создания зон высоких технологий необходимо рассматривать науку как базовый элемент инновационного развития территории, а научно-техническую политику как составляющую государственной политики, необходимо обеспечивать сохранение и развитие научно-технического потенциала страны (совершенствование организации и финансирования научных исследований, поддержка и подготовка научных кадров и т.д.).

В соответствии с ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»[34], основными целями государственной научно-технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, интеграция науки и образования.

Еще одной важной государственной задачей в области науки и технологий является сохранение и развитие кадрового потенциала. В настоящее время государство осуществляет политику, направленную на поддержание научных кадров России, и возлагает на научные кадры задачи по участию в реформировании науки. С этой целью утверждено Постановление Правительства РФ от 28 июля 2008 г. № 568 «О федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 — 2013 годы» [29].

Кроме этого, необходимо учитывать, что российская экономика имеет ряд особенностей, которые накладывают отпечатки на разработку высокотехнологичной инновационной продукции:

Высокий уровень затрат на исследования со стороны государства. Сравнение объёмов финансирования в области науки и технологий, показывает, что в России, относительно высокий уровень государственных ассигнований на научную деятельность, однако при этом относительно низкий объем общих затрат на исследования и разработки. Это указывает на слабую активность частного сектора в финансировании научно-исследовательской деятельности. По общему объёму затрат на финансирование науки Россия в 2014 году заняла 6 место в мире. А по объёму государственных ассигнований на науку – 2 место после США (расчёт по паритету покупательной способности). В абсолютных цифрах общие расходы на науку в России в 2014 году составили 43 440,6 млн. долларов США из них ассигнования из государственного бюджета расходы государства 36 9741 млн. долларов США (расчёт по паритету покупательной способности), что составляет 85% от общих расходов. При этом доля бюджетных денег в общем объёме внутренних затрат на исследования и разработки в 2014 году составил 69,2%. Очевидно, прослеживается несоответствие ресурсов, которые страна вкладывает в науку, и публикационной активности. Таким образом, стоимость научных публикаций в нашей стране составляет 1 204 долл., что в 2 и более раза выше, чем в ряде других стран. К сожалению, государство является основным заказчиком на исследования, разработки и инновации в России [28]. Активность российского частного бизнеса существенно отстаёт от активности бизнеса в развитых странах. В развитых странах мира предпринимательский сектор и частное финансирование давно стали основой для развития прикладной науки. В странах с развитой экономикой львиную долю затрат на исследования и разработки обеспечивает частный корпоративный сектор. Доля государства в расходах на исследования и разработки отличаются по разным странам мира, находясь в среднем между 15% и 45% от общего объёма финансирования. Однако в России сохраняется обратная ситуация. По данным НИУ ВШЭ, доля частной собственности в структуре внутренних затрат на исследования и разработки в России по итогам 2014 г. составила 11,8%, а доля государства – 69,4%.

Низкая коммерциализация исследований. Важной составляющей в продвижении научных разработок на рынок является группа предпринимателей, занятых коммерциализацией результатов исследований и разработок, так называемые инноваторы [32]. Инноваторы остаются узкой социальной группой несмотря на то, что именно она была основным получателем государственных инвестиций в научно-технологический и инновационный сектор в последние годы. В течение последних лет значительная часть государственных программ была направлена на увеличение активности населения в инновационной сфере, прежде всего посредством финансирования объектов инновационной инфраструктуры, включая: технопарки, центры по коммерциализации инноваций, центры по трансферу технологий и целый ряд институтов инновационного развития, включая Фонд «Сколково», РВК, Роснано и другие. На институты развития за период с 2008 по 2015 гг. было выделено 956,6 млрд. руб. Благодаря этим инвестициям были созданы новые рабочие места. По данным НИУ ВШЭ [27], по итогам 2014 г. в предпринимательском секторе науки работало 35% научных организаций, в то время как 2000 г. — 55%. Предпринимательский сектор в России обеспечивает 59,6% от общего объёма внутренних затрат на исследования и разработки в Российской Федерации (доля госсектора – 30,5%). Это ниже среднего уровня развитых стран (ОЭСР), где он занимает более 70%. При этом, в 2000 г. доля предпринимательского сектора составляла 71%, в то время как доля госсектора не превышала 25%. То есть доля предпринимательского сектора в науке сокращается. По численности персонала, занятого исследованиями и разработками, доля предпринимательского сектора еще ниже и составляет 55%. При этом за 13 лет численность персонала, занятого исследованиями и разработками, в предпринимательском секторе сократилась на 30% (с 590,6 тыс. чел. до 405,5 тыс. чел.) [27].

Высокий уровень вузовской науки в исследованиях. В тоже время, для России характерен тренд роста роли вузовской науки [31]. Всё большее значение в научном и инновационном развитии российской экономики приобретают представители вузовского сообщества. За период с 2008 по 2014 год на 30% возросло количество персонала, занятого исследованиями и разработками в секторе высшего образования. В то же время за аналогичный период в предпринимательском секторе численность персонала сократилась на 11%, поменяв своё значение с 451,5 тыс. человек до 405,5 тыс. человек. В государственном секторе ситуация изменилась незначительно – показатель изменил своё значение на 2%.

Закрытость разработок. Российские компании сохраняют закрытость собственных исследований и разработок. Генеральным трендом организации практически любого бизнеса в мире в течение последних лет было развитие в сторону широкого использования модели «открытых инноваций», включая аутсорсинг исследований и разработок [30]. Модель открытых инноваций предполагает, что компания при разработке новых технологий и продуктов не только рассчитывает на собственные внутрикорпоративные НИОКР, но и активно привлекает инновации и компетенции извне, размещая заказы у внешних исследовательских центров и разработчиков, покупая патенты (чаще пакеты патентов) и готовые технологические решения (иногда вместе с компаниями разработчиками).

Для успешного формирования зон высоких технологий в локальных территориальных образованиях необходимо проанализировать состояние инновационной системы территории и состояние социально-экономической среды, в которой функционирует инновационная система, а также влияние этой среды на инновационную систему.

Для оценки инновационного климата территории, научно-технологического и инновационного потенциалов, а также инвестиционные возможности чаше всего рассматриваются следующие параметры [40]:

  1. Наличие концентрации высоко-технологичных производств на территории;
  2. Ориентация предприятий на мировой уровень инновационной продукции и инвестиций;
  3. Обладать высоким научным и кадровым потенциалом;
  4. Обладать высокой научно-технической и инновационной активностью;
  5. Наличие новых форм управления территорией;
  6. Создание условий для закрепления квалифицированных кадров, через создание улучшенных социальных условий и современной городской среды;
  7. Создание налоговых, неналоговых и инфраструктурных преференций.

 

Выводы

Перед государством, в существующей парадигме развития, поставлены следующие основные задачи поддержки локальных территориальных образований (ЗАТО ГК «Росатом» и наукоградов) — глобально конкурентоспособных быстрорастущих агломераций с выраженной специализацией и сверхвысокой концентрацией исследований и разработок, а также производств, включая:

  • развитие высокотехнологичного предпринимательства, пространственной и социальной инфраструктуры вокруг «центров превосходства»;
  • создание новых нормативно-правовых и организационных механизмов управления на таких территориях;
  • формирование системы коммуникаций агломераций с другими регионами России в части трансфера разработанных технологий, продуктов и услуг;
  • реализацию мероприятий, обеспечивающих брэндинг территорий на национальном и глобальном рынках.
  • создание условий для привлечения креативных и высококвалифицированных кадров путем преобразования современного пространственного развития и социальной среды [35] на основе введения новых стандартов градостроительного проектирования, развития городской инфраструктуры на основе инновационных технологий и опережающее развитие городской среды с ориентацией на возрастающие потребности креативного класса.

Но в тоже время, период перед государством стоят другие вызовы: импортозамещение, как альтернатива санкциям и создание инновационной высоко-технологичной продукции для диверсификации экономики и выхода на глобальные рынки.

ЗАТО ГК «Росатом» совместно с ГК «Росатом» и региональными властями должны сформировать обновленную стратегию развития с применением принципов умной специализации как «центров превосходства», оценив точки инвестиционной привлекательности (трудовые ресурсы, технологии, налоговые и неналоговые преференции), включающую в себя модель научно технологического лидерства территории:

  • Создание центров научно-технологического лидерства (превосходства) в наукоградах.
  • Развитие научно-технологического предпринимательства: включающее создание инновационной экосистемы с использованием всех инструментов финансирования в том числе и через институты развития ( корпоративные венчурные фонды, корпорация МСП,ФИОП, РВК, Фонд Сколково, Фонд содействия инновациям), формированием особой институциональной среды с учетом мер государственной поддержки (инновационные кластеры, особые экономические зоны, территории опережающего социально экономического развития, налоговые льготы и субсидии, стимулирование спроса на инновационную продукцию в рамках госзаказа) и инфраструктурных мер государственной поддержки малого инновационного бизнеса (технопарки, промышленные парки, бизнес-инкубаторы, инжиниринговые центры, центры трансфера технологий, наноцентры).
  • Кадровое обеспечение научно-технологического лидерства (направление развитие высшей школы в сторону технологического предпринимательства, развитие механизмов СПО и прикладного бакалавриата, центры молодежного инновационного творчества, детские технопарки (кванториумы АСИ), коворкинг зоны, центры робототехники и т.д.).
  • Формирование благоприятной социокультурной среды.
  • Формирование благоприятной среды для привлечения зарубежных инвестиций (участие в международных технологических платформах, участие в рамочных программах ЕС, сетевые формы сотрудничества в рамках БРИКС и ЕАЭС, создание совместных R&D центров на базе вузов и научных учреждений).

 

Библиографические ссылки

  1. Официальный сайт администрации ЗАТО Железногорск, URL:http://www.admk26.ru ( дата обращения: 04.08.2017).
  2. Официальный сайт администрации ЗАТО Заречный, URL:http://www.zarechny.zato.ru ( дата обращения: 04.08.2017).
  3. Официальный сайт администрации ЗАТО Зеленогорск, URL:http://www.zeladmin.ru ( дата обращения: 04.08.2017).
  4. Официальный сайт администрации ЗАТО Лесной, URL:http://www.gorodlesnoy.ru ( дата обращения: 04.08.2017).
  5. Официальный сайт администрации ЗАТО Новоуральск, URL:http://www.adm-ngo.ru ( дата обращения: 04.08.2017).
  6. Официальный сайт администрации ЗАТО Озерск, URL:http://www.ozerskadm.ru ( дата обращения: 04.08.2017).
  7. Официальный сайт администрации ЗАТО Саров, URL:http://www.adm-sarov.ru ( дата обращения: 04.08.2017).
  8. Официальный сайт администрации ЗАТО Северск, URL:http://www.seversknet.ru ( дата обращения: 04.08.2017).
  9. Официальный сайт администрации ЗАТО Снежинск, URL:http://www.snzadm.ru ( дата обращения: 04.08.2017).
  10. Официальный сайт администрации ЗАТО Трехгорный, URL:http://www.admintrg.ru ( дата обращения: 04.08.2017).
  11. Закон Российской Федерации от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании (с изменениями и дополнениями от 28 ноября 1998 г. № 144-ФЗ)».
  12. Федеральный закон от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
  13. Федеральный Закон от 26.03.1998 № 42-ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год».
  14. Федеральный закон от 31.07.1998 № 144-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании»».
  15. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.09.2001 № 666 «О программах развития закрытых административно-территориального образований на 2001-2004 годы».
  16. Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  17. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.04.2005 № 232 «Об утверждении Правил компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования».
  18. Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ в Законе Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании».
  19. Федеральным законом от 03.04.1996 № 29-ФЗ «О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов».
  20. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.09.2009 № 1311-р «О перечне организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты».
  21. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.1997 № 367 «О финансировании работ по выводу из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по обоснованию и повышению безопасности этих объектов».
  22. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.1997 № 97 «О формировании и использовании централизованных средств в соответствии с Федеральным законом «О финансировании особо радиационно — опасных и ядерно — опасных производств и объектов»».
  23. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.1997 № 289 «Об определении территорий, прилегающих к особо радиационно опасным и ядерно опасным производствам и объектам, и о формировании и использовании централизованных средств на финансирование мероприятий по социальной защите населения, проживающего на указанных территориях, а также на финансирование развития социальной инфраструктуры этих территорий в соответствии с Федеральным законом «О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов»».
  24. Перечень поручений Президента Российской Федерации по вопросам развития закрытых административно-территориальных образований от 17.02.2014 № Пр-335.
  25. Федеральный закон от 29.12.2014 № 473 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».
  26. Аврамчикова Н.Т., Белякова Г.Я. Проскурнин С.Д. Организационные формы управления инновационным развитием локальных административно-территориальных образований, «Вестник СибГАУ» – 2015 — № 4, с.997-1006.
  27. Индикаторы науки 2016, Статистический сборник / Н. В. Городникова, Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2016. – 304 с.
  28. «Повестка развития инновационной инфраструктуры в российской федерации», Резюме отчета о деятельности Проектного офиса ОАО «РВК» и Минэкономразвития России по развитию объектов инновационной инфраструктуры за период 08.2014-06.2015 Авторский коллектив: А.Е. Шадрин, Е.Б. Кузнецов, В.Н. Княгинин, А.Н. Гусев, С.Е. Абаев, А.Д. Николаев, А.Г. Макушкин, Д.В. Санатов, А.А. Николаенко, А.С. Сиротенко, М.М. Буренков
  29. Постановление Правительства РФ от 28.07.2008 № 568 (ред. от 29.07.2013) «О федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 — 2013 годы».
  30. Справка «Вызовы научно-технологического и инновационного развития. Международный опыт. Выводы для России», Фонд «Центр стратегических разработок», 23.03.2016 г.
  31. Справка «Кадровый потенциал научно-технологического развития России», Фонд «Центр стратегических разработок», 31.03.2016 г.
  32. Справка «Как организован заказ на исследования и разработки в Российской Федерации», Фонд «Центр стратегических разработок»,31.03.2016 г.
  33. Справка «Территориальная организация исследований и разработок», Фонд «Центр стратегических разработок», 27.03.2016 г.
  34. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О науке и государственной научно-технической политике» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.06.2016).
  35. Копыченко Г. С., Пространственное развитие и градостроительная политика на территориях интенсивного научно-технологического развития//Конференция для кластеров и наукоградов, ИСИЭЗ НИУ Высшая школа экономики.,05.07.2016г.
  36. Проскурнин С.Д., Роль высокотехнологичной продукции в развитии России // Журнал «Фундаментальные исследования», №9 (часть 2) 2016 г.,стр.404-410.
  37. Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и перечня критических технологий Российской Федерации: Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 899// Собрание законодательства РФ, 11.07.2011, N 28, ст. 4168.
  38. Проскурнин С.Д. Управление устойчивым развитием моногородов в современных условиях //Журнал «Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии», 4/2016.
  39. Суховей А.Ф., Голова И.М., ЗАТО Уральского федерального округа как потенциальные наукограды, www.invur.ru
  40. Голова И.М., Инновационный климат региона как условие социально-экономического развития , автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук.

 

References.

  1. Official site of administration CATF Zheleznogorsk, URL: http: / / www.admk26.EN (date of application: 04.08.2017).
  2. Official site of administration CATF Zarechny, URL: http: / / www.zarechny.zato.EN (date of application: 04.08.2017).
  3. The official site of administration CATF Zelenogorsk, URL: http: / / www.zeladmin.EN (date of application: 04.08.2017).
  4. Official site of administration CATF Lesnoy, URL:http://www.gorodlesnoy.EN ( date accessed: 04.08.2017).
  5. Official site of administration CATF Novouralsk, URL:http://www.adm-ngo.EN ( date accessed: 04.08.2017).
  6. Official site of administration CATF Ozersk, URL:http://www.ozerskadm.EN ( date accessed: 04.08.2017).
  7. Official site of administration CATF Sarov, URL:http://www.adm-sarov.EN ( date accessed: 04.08.2017).
  8. Official site of administration CATF Seversk, URL:http://www.seversknet.EN ( date accessed: 04.08.2017).
  9. Official site of administration CATF Snezhinsk, URL: http: / / www.snzadm.EN (date of application: 04.08.2017).
  10. The official site of administration CATF Trekhgornyy, URL: http: / / www.admintrg.EN (date of application: 04.08.2017).
  11. Law of the Russian Federation of 14.07.1992 № 3297-1″On closed administrative-territorial formation (with amendments and additions of November 28, 1998 № 144-FZ)» [O zakrytom administrativno-territorial’nom obrazovanii (s izmeneniyami i dopolneniyami ot 28 noyabrya 1998 g. № 144-FZ)].
  12. Federal law No. 2118-1 of 27.12.1991 «on the basis of the tax system in the Russian Federation» [Ob osnovakh nalogovoy sistemy v Rossiyskoy Federatsii].
  13. Federal Law of 26.03.1998 No. 42-FZ»on the Federal budget for 1998″ [O federal’nom byudzhete na 1998 god].
  14. Federal law of 31.07.1998 No. 144-FZ » on amendments and additions to the Law of the Russian Federation «on closed administrative-territorial formation» [O vnesenii izmeneniy i dopolneniy v Zakon Rossiyskoy Federatsii «O zakrytom administrativno-territorial’nom obrazovanii»].
  15. Resolution of the Government of the Russian Federation of 07.09.2001 No. 666 «on development programs of closed administrative-territorial entities for 2001-2004» [O programmakh razvitiya zakrytykh administrativno-territorial’nykh obrazovaniy na 2001-2004 gody].
  16. Federal law No. 131-FZ of 06.10.2003 «on General principles of local self-government in the Russian Federation» [Obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federatsii].
  17. Resolution of the Government of the Russian Federation of 18.04.2005 № 232 » on approval of the Rules of compensation for additional costs and (or) losses of budgets of closed administrative-territorial entities associated with a special regime of safe operation.» [Ob utverzhdenii Pravil dopolnitel’nykh raskhodov i (ili) raskhodov byudzhetov zakrytykh administrativno-territorial’nykh obrazovaniy, svyazannykh s osobym rezhimom obespecheniya funktsionirovaniya].
  18. Federal law of 22.08.2004 No. 122-FZ in the Law of the Russian Federation «on closed administrative-territorial formation» [O zakrytom administrativno-territorial’nom obrazovanii].
  19. Federal law of 03.04.1996 № 29-FZ «on financing of especially radiation hazardous and nuclear hazardous industries and facilities» [Oformleniye osobo radiatsionno-opasnykh i yaderno-proizvodstvennykh proizvodstv i ob»yektov].
  20. The order of the Government of the Russian Federation of 14.09.2009 No. 1311-p «about the list of the organizations operating especially radiation dangerous and nuclear dangerous productions and objects» [O perechne organizatsiy, ekspluatiruyushchikh osobo radiatsionno opasnyye i yaderno opasnyye proizvodstva i ob»yekty].
  21. Resolution of the Government of the Russian Federation of 02.04.1997 No. 367 «on financing the decommissioning of nuclear facilities, radiation sources, storage facilities for nuclear materials, radioactive substances and radioactive waste, research and development work to substantiate and improve the safety of these facilities» [Issledovaniya radiatsionnykh istochnikov, radiatsionnyye istochniki, punkty khraneniya yadernykh materialov, radioaktivnyye veshchestva i radioaktivnyye otkhody, nauchno-issledovatel’skiye i opytno-konstruktorskiye raboty po obosnovaniyu i povysheniyu].
  22. Resolution of the Government of the Russian Federation of 28.01.1997 № 97 «on the formation and use of centralized funds in accordance with the Federal law»on financing of especially radiation — hazardous and nuclear — hazardous industries and facilities» [Formirovaniye i ispol’zovaniye tsentralizovannykh sredstv v sootvetstvii s Federal’nym zakonom «Finansirovaniye osobo radiatsionno-opasnykh i yaderno-proizvodstvennykh proizvodstv i ob»yektov»].
  23. Resolution of the Government of the Russian Federation of 12.03.1997 No. 289 » on determination of the territories adjacent to especially radiation dangerous and nuclear dangerous productions and objects, and on formation and use of the centralized funds for financing of actions for social protection of the population living in the specified territories, and also for financing of development of social infrastructure of these territories according to the Federal law «on financing of especially radiation dangerous and nuclear dangerous productions and objects»» [Obshchinami, v kotorykh deystvuyut isklyuchitel’no radiatsionno-opasnyye i yaderno-opasnyye proizvodstvennyye protsessy i ob»yekty, a takzhe o formirovanii i ispol’zovanii tsentralizovannykh sredstv dlya finansirovaniya meropriyatiy v interesakh zashchity naseleniya, obespecheniya prozhivaniya na territorial’nykh territoriyakh, a takzhe dlya obespecheniya razvitiya sotsial’noy infrastruktury v sootvetstvii s Federal’nym zakonom. «Finansirovaniye osobo radiatsionno-opasnykh i yaderno-proizvodstvennykh proizvodstv i ob»yektov»].
  24. The list of instructions of the President of the Russian Federation concerning development of the closed administrative-territorial formations of 17.02.2014 No. PR-335 [Perechen’ porucheniy Prezidenta Rossiyskoy Federatsii po voprosam razvitiya zakrytykh administrativno-territorial’nykh obrazovaniy ot 17.02.2014 № Pr-335].
  25. Federal law No. 473 of 29.12.2014 «on territories of advanced social and economic development in the Russian Federation» [O territorial’no-operezhayushchem sotsial’no-ekonomicheskom razvitii v Rossiyskoy Federatsii].
  26. Avramchikova N.T., Belyakova G.YA. Proskurnin S.D. Organizational forms of management of innovation development of local administrative-territorial formations [Organizatsionnyye formy upravleniya innovatsionnym razvitiyem lokal’nykh administrativno-territorial’nykh obrazovaniy], «Vestnik SibGAU» – 2015 — vol. 4, pp. 997-1006.
  27. Indicators of science 2016, the Statistical compilation [Indikatory nauki 2016, Statisticheskiy sbornik]/ / N. V. Gorodnikova, L. M. Gokhberg, K. A. Ditkovskiy.. University «Higher school of Economics». – M.: higher school of Economics, 2016. — 304 p.
  28. «The agenda of development of innovation infrastructure in the Russian Federation,» the Summary report on the activities of the Project office, RVC and Ministry of economic development of Russia for the development of innovation infrastructure for the period 08.2014-06.2015 [«Razvitiye innovatsionnoy infrastruktury v Rossiyskoy federatsii», Rezyume otcheta o deyatel’nosti Proyektnogo ofisa OAO «RVK» i Minekonomrazvitiya Rossii po razvitiyu ob»yektov innovatsionnoy infrastruktury za period 08.2014-06.2015] authors: A.Ye. Shadrin, Ye.B. Kuznetsov, V.N. Knyaginin, A.N. Gusev, S.Ye. Abayev, A.D. Nikolayev, A.G. Makushkin, D.V. Sanatov, A.A. Nikolayenko, A.S. Sirotenko, M.M. Burenkov
  29. Resolution of the government of Russian Federation dated 28.07.2008 № 568 (edited on 29.07.2013) «About the Federal target program «scientific and Scientific-pedagogical personnel of innovative Russia» for 2009 — 2013 years» [O federal’noy tselevoy programme «Nauchnyye i nauchno-pedagogicheskiye kadry innovatsionnoy Rossii» na 2009 — 2013 gody].
  30. Reference » Challenges of scientific, technological and innovative development. International experience. Conclusions for Russia» [Spravka «Vyzovy nauchno-tekhnologicheskogo i innovatsionnogo razvitiya. Mezhdunarodnyy opyt. Vyvody dlya Rossii »], Foundation «Center for strategic research», 23.03.2016 G.
  31. Reference «Personnel potential of scientific and technological development of Russia» [Spravka «Kadrovyy potentsial nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossii»], Fund «center for strategic development», 31.03.2016
  32. Reference «how is the order for research and development in the Russian Federation» [Spravka «Kak organizovan zakaz na issledovaniya i razrabotki v Rossiyskoy Federatsii»], Fund «center for strategic development», 31.03.2016
  33. Reference «Territorial organization of research and development» [Spravka «Territorial’naya organizatsiya issledovaniy i razrabotok»], Fund «center for strategic development», 27.03.2016
  34. Federal law No. 127-FZ of 23.08.1996 (as amended on 23.05.2016)» on science and state scientific and technical policy » [O gosudarstvennoy i nauchno-tekhnicheskoy podderzhke] (as amended. and EXT., joined. in force from 03.06.2016).
  35. Kopychenko G. S. Spatial development and urban policy in the territories of intensive scientific and technological development [Prostranstvennoye razvitiye i gradostroitel’naya politika na territoriyakh intensivnogo nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya]/Conference for clusters and science cities, issek, national research UNIVERSITY Higher school of Economics.,05.07.2016 G.
  36. Proskurnin S.D. The Role of high-tech products in the development of Russia [Rol’ vysokotekhnologichnoy produktsii v razvitii Rossii]// Journal «Fundamental researches», №9 (part 2) 2016,pp. 404-410.
  37. About the approval of priority directions of development of science, technologies and equipment and the list of critical technologies of the Russian Federation [Ob utverzhdenii prioritetnykh napravleniy razvitiya nauki, tekhnologiy i tekhniki i perechnya kriticheskikh tekhnologiy Rossiyskoy Federatsii]: the Decree of the President of the Russian Federation of July 7, 2011 No. 899// Russian Federation law Collection, 11.07.2011, N 28, Art. 4168.
  38. Proskurnin S.D. Management of sustainable development of single-industry towns in modern conditions [Upravleniye ustoychivym razvitiyem monogorodov v sovremennykh usloviyakh]// Competitiveness in the global world: Economics, science, technology, 4/2016.
  39. Sukhovey A.F., Golova I.M. BUT the Ural Federal district as a potential science cities [ZATO Ural’skogo federal’nogo okruga kak potentsial’nyye nauki] // www.invur.ru
  40. Golova I.M. Innovative climate of the region as a condition of socio-economic development [Innovatsionnyy klimat regiona kak usloviye sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya], dissertation abstract for the degree of doctor of economic Sciences.

Региональное развитие