Главная страница » Публикации » №1 (53) » Проблематика управления инновационным развитием регионов

Проблематика управления инновационным развитием регионов

Problems of regional development management

Авторы

Дибирова Мадина Магомедрасуловна
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента
Россия, Дагестанский государственный университет народного хозяйства
dibmadina@gmail.com
Гаджиев Магомедрасул Магомедович
Заслуженный деятель науки Республики Дагестан, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента
Россия, Дагестанский государственный университет народного хозяйства
ra9898@mail.ru
Насрудинов Динислам Магомедгусейнович
магистрант
Россия, Высшая школа корпоративного управления, РАНХиГС

Аннотация

В статье исследованы различные аспекты инновационного развития регионов. Приведены признаки классификации регионов и описаны классификационные группы согласно уровню инновационного развития. Проведен анализ и сравнение уровня инновационного развития нескольких регионов РФ, сделаны выводы о проблемах и возможностях инновационного развития регионов. Рассмотрены конкретные возможности стимулирования инновационного развития регионов в таких направлениях, как развитие человеческого капитала, стимулирование развития технологий, расширение сети взаимодействия бизнеса и власти в области инноваций, а также формирование региональных инновационных систем во взаимосвязи с НИС.

Ключевые слова

национальная инновационная система, региональная инновационная система, инновационное развитие, региональная экономика, региональная политика, инновационная среда

Рекомендуемая ссылка

Гаджиев Магомедрасул Магомедович , Дибирова Мадина Магомедрасуловна , Насрудинов Динислам Магомедгусейнович

Проблематика управления инновационным развитием регионов// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (53). Номер статьи: 5307. Дата публикации: 22.02.2018. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5307/

Authors

Gadzhiev Magomedrasul Magomedovich
Honored Worker of the Republic of Dagestan, Doctor of Economics, professor department of management
Russia, Dagestan State University of Public Researches
ra9898@mail.ru
Dibirova Madina Magomedrasulovna
PHD, associate professor of management
Russia, Dagestan State University of Public Researches
dibmadina@gmail.com
Nasrudinov Dinislam Magomedgusejnovich
undergraduate
Russia, High School of Corporate Management, RANEPA

Abstract

Various aspects of innovative development of regions are investigated in the article. The signs of classification of regions are given and classification groups are described according to the level of innovative development. The analysis and comparison of the level of innovative development of several regions of the Russian Federation were carried out, conclusions about the problems and opportunities for innovative development of the regions аre made. The specific opportunities for stimulating innovative development of regions in such areas as the development of human capital, stimulating the development of technologies, expanding the network of interaction between business and government in the field of innovation, as well as the formation of regional innovation systems in interrelation with NIS are considered.

Keywords

national innovation system, regional innovation system, innovation development, regional economics, regional policy, innovation

Suggested Citation

Gadzhiev Magomedrasul Magomedovich , Dibirova Madina Magomedrasulovna , Nasrudinov Dinislam Magomedgusejnovich

Problems of regional development management// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (53). Art. #5307. Date issued: 22.02.2018. Available at: https://eee-region.ru/article/5307/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Стратегическая цель развития региональной экономики предполагает устойчивый и долгосрочный экономический рост. Исследование проблем региональной специфики инновационного развития показывает, что сегодня в открытой и динамичной экономической системе не существует географических границ для новейших научно-технических идей и разработок. Однако, в научных работах известных исследователей проблем регионального развития – Катаева А.В., Лихолетова Н.В., Усковой Т.В. и др. – все чаще встречаются понятия «региональная инновационная политика», «региональная инновационная система», «региональные институты инновационного развития» [15, 16]. Вероятнее всего, это обусловлено сохранившимися и сформированными из-за различных причин неравномерностями экономического развития отдельных территорий, различного удельного веса производств, относящихся к разным регионам.

Основой управления инновационным развитием регионов является их государственное регулирование и поддержка [12, с.23]. В настоящее время управление инновационным развитием в регионах возлагается на комитеты по экономическому развитию и инвестиционной политике, среди полномочий которых решение проблем инновационной деятельности стоят не на первом плане. Эти комитеты не имеют финансовых ресурсов для поддержки инновационного развития, но и лишены каких-либо эффективных рычагов воздействия на субъектов инновационной инфраструктуры. Функции управления в основном проявляются в разработке программных документов, которые готовятся не своевременно и не достигают запланированной реализации [9, с.64]. При такой системе управления не стоит рассчитывать на успешное инновационное развитие регионов.

В трудах классиков пространственного развития – Усковой Т.В., Ворошилова Н.В., Харина А.А.– современная региональная экономика все больше становится средством реализации геоэкономических интересов конкретных государств и наднациональных образований [16, 17]. В этом контексте, измерение процессов регионального развития полностью перестраивает его институциональную структуру, меняет представление о приоритетах развития, об отношении между внутренней и внешней политикой, приводит к ориентации на инновационную модель развития.

В трудах Коробейникова О.П. и Трифиловой А.А. отмечается необходимость разработки региональных программ инновационного развития. Такая программа должна предусматривать объединение взаимодействия науки, образования, бизнеса и властных структур региона для создания условий инновационного развития, в частности обеспечить эффективное использование интеллектуального потенциала, генерации, распространения, освоения прорывных инноваций и на основе согласованных принципов и подходов выстраивать конкурентоспособную атмосферу, которая опиралась бы на знания [7, с.47]. Авторы исходят из того, что отдельно взятая стратегия инновационного развития отдельной отрасли региона практически не имеет шансов на реализацию. Она может выступать лишь как составная часть общего регионального инновационного процесса. Региональную систему инноваций при этом Коробейников О.П. и Трифилова А.А. рекомендуют понимать как совокупность взаимно связанных институций, которые действуют или способствуют процессу инноваций и технологическому прогрессу.

Интенсификации регионального инновационного процесса могло бы способствовать привлечение к управлению им в пределах отдельных районов и городов областного подчинения районных государственных администраций и городских советов и основания в их составе служб или отделов по вопросам инновационной деятельности. На эти структуры возлагались бы обязанности оказывать помощь субъектам инновационной инфраструктуры, координировать их деятельность, непосредственно принимать участие в создании инновационных центров, бизнес-инкубаторов, малых инновационных предприятий. Отчетность этих органов перед вышестоящими инстанциями по вопросам инновационной деятельности, в том числе, и по выполнению мероприятий, предусмотренных среднесрочными приоритетными направлениями инновационной деятельности регионального уровня, способствовала бы систематизации процесса инновационного развития в регионах.

Эффективный инновационный процесс в регионе возможен только при условии наличия развитой инновационной инфраструктуры, на формирование и развитие которой влияют многочисленные факторы. Главным фактором в развитии инновационной инфраструктуры предназначены выступать органы региональной исполнительной власти и органы местного самоуправления, которые должны применять четкие и гибкие формы управления инновационным процессом.

 

Оценка инновационного развития регионов: результаты исследований

Результаты осуществления инновационной деятельности в регионе могут быть оценены и через ее вклад в региональное экономическое развитие. На основе статистического и контент-анализа [6; 11; 15] предлагается классификация регионов по уровню инновационного развития и возможности активизации его использования. Результаты приведены в таблице 1.

Итак, в первую группу входят такие регионы-лидеры», которые имеют достаточно развитый инновационный потенциал и возможности для его активизации. Прежде всего, это центры сосредоточения научного, промышленного потенциала страны. Регионы данной группы могут обеспечивать конкурентоспособной инновационной продукцией не только внутренний, но и внешний рынок. Цель – производить качественную конкурентоспособную продукцию, участвовать в тендерах крупных международных групп.

 

Таблица 1 — Классификация регионов России по уровню инновационного развития [составлено автором на основе ист. 6; 11; 15]

Группа и уровень инновационного развития Характеристика инновационной активности и инновационного потенциала
Первая группа
(высокий инновационный потенциал)
Регионы с инновационной самодостаточностью, могут обеспечивать наиболее эффективное вложение государственных инвестиционных ресурсов в развитие их инновационного потенциала при условии разработки комплекса мер государственной поддержки инновационной деятельности на текущий и краткосрочный период.
Могут обеспечивать инновационной продукцией не только внутренний рынок, но и внешний
Вторая группа
(средний  инновационный потенциал)
Регионы, которые требуют определенных затрат, финансовых ресурсов, льготного налогообложения, а также разработки комплекса мер государственной поддержки инновационной деятельности не только на текущий и краткосрочный период, а на долгосрочную перспективу.
Способны обеспечивать инновационной продукцией внутренний рынок и частично внешний.
Третья группа
(низкий инновационный потенциал)
Регионы, которые требуют больших финансовых ресурсов и разработки специальных мер государственной поддержки инновационной деятельности в перспективе.
Цель – частичное обеспечение инновационной продукцией на внутреннем рынке
Четвертая группа
(весьма низкий инновационный потенциал)
Регионы, требующие очень больших финансовых затрат, разработки особых индивидуальных мер государственной поддержки поэтапного развития инновационной деятельности

 

Следует отметить, что потенциал экономического роста в этой группе формируется в таких отраслях: машиностроительного комплекса (например, развитие производства современного общественного транспорта); ракето- и авиастроение; угольной промышленности; производства металла и материалов из него, металлообработка; химическая промышленность; производство строительных материалов; IT-технологии и связь [13].

Ко второй группе по инновационному развитию входят такие регионы, имеющие определенный ресурсный потенциал. Особого внимания требуют регионы, в которых потенциал экономического роста формируется в отраслях нефтяного комплекса; агропромышленного комплекса; комплекса услуг, то есть тех отраслей, которые могут выпускать конкурентоспособную продукцию для внутреннего потребления и экспорта. Цель регионов данной группы – построить инновационную модель, которая способна повысить конкурентоспособность отраслей и определенных регионов и обеспечить качественный и количественный результат. В этой группе можно развивать инновации в отраслях биотехнологий и агропромышленного комплекса; производства вина и виноматериалов; электроэнергетики; развития туризма.

В третьей группе находятся регионы с инновационным потенциалом ниже среднего уровня и обусловлены моноспециализацией. Несмотря на это, есть возможность развивать отдельные отрасли; производить экологически чистую сельско-хозяйственную продукцию,; развивать производство природных продовольственных товаров.

В четвертую группу входят такие регионы, большая часть из которых не имеет богатых природных ресурсов. На сегодня это самые отсталые регионы, не имеющие развитой промышленной и научной базы, и являющиеся, практически, непривлекательными для инновационного развития.

 

Таблица 2 — Результаты оценки инновационного развития регионов РФ [составлено автором на основе ист. 18]

Показатель / Регион Московская область Ленинградская область Калининградская область Новосибирcкая область Мурманская область
Обобщенный показатель развития экономической инфраструктуры 1,152 1,085 1,068 1,051 1,079
Обобщенный показатель развития человеческого потенциала и образования 1,004 1,090 1,104 0,999 1,014
Обобщенный показатель развития технологической инфраструктуры 0,977 1,187 1,217 1,046 1,032
Обобщенный показатель развития информационной инфраструктуры 1,190 1,036 1,069 1,101 1,042
Обобщенный показатель развития нормативно-правового обеспечения 1,189 1,093 0,988 1,031 1,077
Интегральная оценка 1,098 1,097 1,087 1,045 1,048
Группа согласно классификации (см. табл.1) Первая Первая Вторая Третья Третья

 

Рассмотрим оценку регионов России по ряду показателей. Для более обоснованной оценки состояния инновационного развития регионов применим динамическую оценку перечня показателей по элементам инновационной деятельности в регионе. Сведем обобщенные показатели по каждому элементу инновационной среды и рассчитаем интегральный показатель состояния инновационной деятельности. Далее проведем сравнение инновационного развития нескольких регионов РФ. Приведем результаты оценки инновационного развития рассматриваемых регионов – таблица 2:

Отразим данные таблицы 2 на рисунке 1:

 

Интегральная оценка инновационного развития регионов

Рисунок 1. Интегральная оценка инновационного развития регионов [составлено автором на основе собственных расчетов]

 

Как показывают данные из таблицы 2 и рисунка 1, наиболее высокая оценка инновационного развития принадлежит Московской области – 1,098, незначительно отстает Ленинградская область – 1,097. Московская область среди рассмотренных регионов обладает высшими показателями по следующим факторам инновационного развития: экономической, информационной инфраструктуре и нормативно-правовому обеспечению, что свидетельствует о сравнительно высоком уровне инновационного развития Московской области по отношению к другим рассмотренным субъектам РФ. В то же время Московская область обладает низкими показателями по развитию человеческого потенциала и технологической инфраструктуре инновационной среды, значительно уступая по этим направлениям другим регионам.

Таким образом, для регионов РФ в целом присущи все атрибуты инновационного развития, которые могли бы обеспечить социально-экономический эффект и развитие территорий. Так, регионы РФ обладают научной сферой, образовательными учреждениями, развитой промышленностью, информационной инфраструктурой. В то же время при оценке инновационного развития регионов РФ  выявлены и отрицательные тенденции. Так, отрицательные темпы роста наблюдаются по таким элементам, как человеческий потенциал и образовательные ресурсы, а также нормативно-правовое обеспечение. Данные факторы значительно тормозят инновационное развитие регионов и экономики в целом.

На сегодняшний момент в развитии человеческого потенциала  регионов можно выделить два основных недостатка профессионального образования:

1) невостребованность и переизбыток специалистов с высшим образованием при острой нехватке «рабочих рук» со среднетехническим образованием;

2) неспособность региональных учебных заведений готовить востребованных специалистов, спрос на которых определяется количеством выпускников вузов, которые после его окончания стали работать по полученной специальности [11, с.89].

Проблемы развития человеческого потенциала, как составляющего элемента инновационного развития региона имеют резко негативные последствия для развития регионального инновационного потенциала. Так, в рассмотренных регионах имеет место низкий уровень инновационной активности людей, сокращение инженерно-технических, предпринимательских и прочих возможностей развития региональной экономики, оторванность науки и образования от интересов промышленности и рынков [8, с.77].

Как показала оценка составляющих инновационного развития регионов, значительное отставание наблюдается по технологической инфраструктуре. Данный факт является резко отрицательным, так как технологическая инфраструктура заключает в себе наибольшие возможности экономического и инновационного роста региона. Снижение общей оценки технологической инфраструктуры региона говорит об отрицательных сдвигах по данному направлению инновационного развития. В отдельном регионе это может быть связано со снижением активности внедрения инновационных технологических решений в производство, неспособностью многих предприятий соответствовать мировым критериям эффективности в рамках осуществления программ индустриализации, а также сложностями в обеспечении процессов сбора производственно-технологической информации, её обработки и хранения и пр. [2, с.76]. Также некоторые недостатки в состоянии технологической инфраструктуры обусловлены политическими и управленческими факторами. Так, управление технологической средой региона может быть недостаточно эффективным, так как плохо осуществляется координация региональных сегментов инвестиционных программ, замедлена автоматизация управления в промышленности региона, балансирование по финансированию технологического развития из различных источников происходит с трудом, не оптимизированы организационные процедуры разработки, коммерциализации и внедрения технологических инноваций и привлечения к ним инвестиций.

Другой проблемой, выявленной в ходе оценки инновационного развития регионов, стала недостаточная степень развития нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности региональных властей. Данная проблема касается как федерального, так и местного законодательства [3, с.64]. Так, подробное рассмотрение законодательной базы, которая регулирует инновационную деятельность, приводит к выводу, что в нашей стране еще не до конца сформирована единая система правового регулирования инновационной деятельности, не разработан единый понятийный аппарат инновационной деятельности, нет четкости в формулировании целей и задач инновационной политики, не доработаны правовые механизмы взаимодействия государства с инновационным предпринимательским сектором.

Разрозненные нормативные правовые акты регионального уровня не решают основной проблемы эффективного правового обеспечения инновационной предпринимательской деятельности путем стимулирования инновационной деятельности с помощью таких общеэкономических инструментов, как финансовая политика, налоговые льготы, кредитование, страхование инновационных рисков, натуральные преференции. В современных условиях необходим четко отработанный пакет нормативных правовых актов, определяющий механизм реализации заложенных в них норм, что крайне необходимо для эффективного инновационного развития, причем построение инновационного законодательства должно исходить с высших уровней власти. На региональном уровне местными органами власти при этом разрабатываются и применяются законодательные акты и положения, рассматривающие вопросы инновационной деятельности и формирования региональной инновационной политики.

Другим фактором, тормозящим инновационное развитие российских регионов, также можно считать неэффективность государственной помощи и регулирования. Так, основными направлениями государственной поддержки в сфере инноваций на региональном уровне являются организационная деятельность (например, организация выставок, конференций, встреч и т.п.) и нематериальная помощь (например, посредничество, консультации, поручительство). Для развития инновационной деятельности большое значение имеет финансовый фактор [4, с.8], а органы региональной власти не оказывают такой поддержки в необходимых объемах.

Данная ситуация является понятной, так как государственное финансирование не может оказываться всем инноваторам, но при выборочном финансировании слишком высока вероятность пропустить перспективный инновационный проект или идею. Кроме того, условия как общерегионального, так и муниципального финансирования достаточно сложно выполнить мелким частным инноваторам, что ведет к двум отрицательным последствиям: потере перспективных инновационных проектов для региона и снижению желания мелких инноваторов реализовывать свои проекты. Выходом из этой ситуации мог бы стать поиск иных источников финансирования инновационных разработок и упрощение условий финансирования инновационной деятельности в регионе.

Необходимо помнить, что финансовое обеспечение является неотъемлемым условием инновационного развития и представляет собой сложную, многофункциональную, интегрированную составляющую национальной инновационной системы. Оно включает бюджетное и внебюджетное финансирование, а также организационно-правовые механизмы ресурсного обеспечения всех стадий инновационного цикла, способствует реализации инновационного цепи, развития инновационного бизнеса на основе взаимосвязей внутри финансовой подсистемы и с элементами других подсистем региональной инновационной системы. Финансирования занимает ключевое место в поддержании расширенного воспроизводства мотивации к проведению исследований и разработок, коммерциализации их результатов, развития инновационного предпринимательства с целью восполнения отсутствующих или недостаточных компетенций для получения конкурентных преимуществ на региональном рынке.

На эффективность реализации функций финансовой подсистемы региональной инновационной системы влияет уровень развития рыночных механизмов саморегуляции, а также содержательное наполнение государственной научно-технической, инновационной политики региона и страны в целом и реалии ее выполнения. Причем результативность государственного воздействия опирается на имеющиеся возможности, которые определяются совокупностью политико-правовых, экономических, технико-технологических, социальных факторов в регионе.

Успех инновационной деятельности в российских регионах в значительной степени обусловлен повышенным вниманием региональных властей к формированию финансовой поддержки сферы научно-технических разработок, усилением их перекрестных связей с другими структурными элементами региональной инновационной системы, развитым институциональным обеспечением регионального стимулирования инновационного развития.

Актуальными остаются вопросы расширения возможностей использования кредитных ресурсов для финансирования инновационных преобразований в стране. В последнее время усиливается внимание к развитию гибкой сети частных кредитных институтов, ориентированных на обслуживание потребностей малого и среднего бизнеса. Это перспективное направление развития кредитования, которое можно рассматривать как альтернативу системе государственных банков, осуществляющих поддержку в основном крупных компаний.

Среди возможностей инновационного развития региона на первое место выходит выбор направления формирования инновационной среды. В экономически развитых регионах направлением формирования инновационной среды выступает приоритет государства в определении направлений инновационного развития. Так, при данной конструкции государство на первом этапе определяет направления, инфраструктуру, экономический и правовой механизм инновационного развития экономики, в последующем уступает главенство в управлении инновациями бизнесу, преимущественно крупному. При этом данная схема помогает решать сразу несколько проблем инновационного развития на уровне регионов – преодолеть инерцию бизнеса в финансировании высокозатратных, фундаментальных научных разработок [8, с.77], забота о которых ложится на плечи государства, и формирование спроса на высокотехнологичный продукт, который в последующем становится основным двигателем инновационной активности регионов.

При формировании условий инновационного развития также необходимо учитывать особенности самого региона, которые во многом определяют перспективы инновационного развития конкретной территории.

Необходимо также учесть, что на сегодняшний день в нашей стране формируется национальная инновационная система (НИС). Однако реализация инноваций наталкивается на ряд проблем, связанных с недостаточным уровнем образования и инициативности людей. Поэтому формирование инновационной политики региона должно основываться на стратегии формирования человеческого потенциала нового характера, а также на создании условий для реализации определенных свойств человека, побуждающих его к творческой, социально-преобразовательной, инновационной активности.

Исследователь Баландин Д.А. понимает региональную инновационную систему, как часть национальной инновационной системы [14, с.184]. Так, исследователь отмечает, что на мезоуровне составляющей НИС является региональная инновационная система (РИС) – благоприятная для инноваций институциональная среда, в которой органично сочетаются все составляющие инновационного процесса (наука, образование, система финансирования научных разработок и опытно-конструкторских работ (НИОКР), система коммерциализации и защиты интеллектуальной собственности и др.). Сюда также можно включить набор публичных и частных институтов, деятельность которых приводит к глубоким изменениям и системных последствий, поощряющие фирмы в данном регионе принимать общие нормы, ожидания, ценности, подходы и практики, в которых формируется культура инноваций в рамках региональной экономики.

При исследовании сущности и структуры региональных инновационных систем важное методологическое значение имеет выделение их тесной диалектической связи с другими системами, что позволяет указывать на общее и особенное в функционировании различных видов инновационных систем: выделение общих целей, задач, особенностей, принципов построения и учета специфики их реализации в зависимости от уровня хозяйствования. Особое значение приобретает фактор эффективного взаимодействия и социального партнерства между субъектами инновационной деятельности региона. Кроме того, региональная инновационная система формируется и развивается под воздействием социально-экономической политики региона и государственной региональной политики. Региональные инновационные системы являются связующим звеном между макро и микро уровнями и обеспечивают взаимодействие между этими двумя уровнями управления. Не следует исключать и возможные взаимосвязи между региональными инновационными системами внутри страны и на международном уровне в глобальной инновационной сети.

Все это указывает на сложность сущностных характеристик региональных инновационных систем, многоуровневость их диалектических связей и многофакторность развития, что должно быть учтено при формировании их концептуальных основ и направлений практической реализации. О многоаспектность рассмотрения региональных инновационных систем свидетельствует и наличие различных подходов к их пониманию, представленных в литературе, в частности, видений: «сверху-вниз», «снизу-вверх», интегрального и других.

В определениях, представленных разными исследователями, инновационная система региона рассмотрена в виде следующих форм:

  • кооперация в области инновационной деятельности между фирмами и организациями, которые создают и распространяют знания: университетами, колледжами, научно-исследовательскими институтами, агентствами из технологических трансфертов, финансовыми учреждениями и др. [11, с.45];
  • публично-частный форум сотрудничества бизнеса, региональной администрации органов местного самоуправления и региона, в котором представлены образовательные и научно-исследовательские учреждения, структуры содействия и трансфера инноваций, а также негосударственные организации, которые создают возможность активизировать местные факторы роста и лучше использовать существующий потенциал [1, с.124];
  • комплекс экономических, политических и институтов-них связей, имеющих место в определенном географическом пространстве и генерируют процесс коллективного обучения, который приводит к быстрой диффузии знаний и лучшей практики [5, с.119];
  • целостное образование организаций и институтов региона, тесно взаимодействующих между собой с целью генерации новых знаний, их распространения и использования путем трансформации в продукты, технологии, услуги [17, с.74];
  • совокупность частных фирм, государственных компаний, общественных организаций и региональных органов власти и центров создания новых знаний и их дальнейшей диффузии, которые соединены между собой специфическими партнерскими взаимоотношениями, которые способствуют интенсификации инновационной деятельности и, как следствие, повышению уровня конкурентоспособности региона [15, с.26].

Центральным звеном инновационной системы региона выступает соединительный блок (блок взаимодействия), который образуют набор формальных и неформальных правил взаимодействия между субъектами в процессе осуществления инновационной деятельности; инновационные кластеры; совокупность договоров, соглашений, регламентирующих реализацию бизнес-проектов.

Имеющаяся организационная структура управления инновационным развитием не обеспечивает создание надлежащих условий для формирования современной инновационной инфраструктуры и требует кардинальных мер ее совершенствования. Так, для инновационного развития регионального рынка, уменьшения импорта и формирования инновационного предпринимательства на уровне регионов необходимо:

  • прежде всего, проводить стратегию регионального устойчивого инновационного развития для регионов-лидеров (первая группа) и в дальнейшем для второй группы, а в перспективе подтянутся и последние группы;
  • проводить стратегию инновационного прорыва, особенно в тех отраслях, в которых Россия всегда была лидером и одним из главных экспортеров (например, сельское хозяйство, металлургия, угольная промышленность и др.).

 

Выводы и предложения

Итак, исходя из состояния инновационного развития регионов России, имеем основания отнести к причинам несовершенства системы управления инновационным процессом и то, что в нашей стране недостаточно изучается и применяется опыт передовых стран мира, где эффективно сочетаются государственные системы и типы управления инновационной деятельностью.

Оптимальной следует считать такую структуру управления инновационным развитием регионов, которая обеспечит:

  • привлечение к инновационной деятельности и объединение усилий как можно большего круга ученых и производителей инновационной сферы;
  • формирование современной инновационной инфраструктуры, способной охватить все звенья инновационного процесса;
  • наращивание и направленности на инновационное развитие бюджетных и внебюджетных средств.

Предлагаемые мероприятия по совершенствованию системы управления приведут к росту эффективности инновационного процесса как на общегосударственном, так и на региональном уровнях. Данные мероприятия повысят интерес, а также адаптируют предпринимательство к инновациям в различных сферах экономики, что, безусловно, повысит интерес инвесторов и поднимет с колен экономику города и региона. Развитие человеческого потенциала в регионах возможно через дальнейшее развитие региональной сети бизнес-инкубаторов и научно-технических парков.

Необходимость активизации процессов распространения и обмена знаний определяет объективную потребность в развитии системы аутсорсинга знаний. Образование, научные исследования и инновации составляют единый комплекс знаний, который формирует инновационную экономику. Создание продуктивного альянса науки и бизнеса является наиболее перспективным направлением развития человеческих ресурсов в инновационной сфере. Общество выигрывает от инвестиций в образование и науку тогда, когда научно-исследовательская деятельность ведет к созданию новых продуктов и услуг, а, следовательно – появлению новых предприятий и рабочих мест.

Для развития технологической составляющей инновационного развития региона важно обеспечить активный рост технологических изменений,  суть которых заключается в двух основных аспектах:

1) быстрое распространение технологий пятого технологического уклада, основу которого составляют достижения микроэлектроники и вычислительной техники, информатики и материаловедения;

2) активное параллельном освоении шестого технологического уклада, основу которого составляют: нанотехнологии, биотехнологии, мультимедийные интерактивные информационно-коммуникационные системы, тонкая химия, компьютерное моделирование и проектирование.

Для реализации этой задачи необходимы соответствующие инструменты. Выбор этих инструментов представляется достаточно сложным вопросом, так как при формировании технологической составляющей инновационной политики должны учитываться интересы государства, бизнеса, научного сообщества, потребителей, а их соединение возможно только при условии полного согласия и взаимовыгоды. Отдельно взятый регион не может обеспечить лидирующие позиции по всем направлениям технологического развития, необходимо, исходя из имеющегося научного потенциала, выбрать собственные приоритеты технологического развития, связанные с приоритетами технологической модернизации на уровне страны: энергоэффективность и энергосбережение, ядерные, космические, медицинские и информационные технологии, экология и рациональное природопользование. На данные приоритеты должно быть ориентировано и развитие технологической инфраструктуры отдельно взятых регионов. Инновационная деятельность возможна не только за счет оптимизации структуры управления инновационным развитием, но и на основе механизмов стимулирования, способных привлекать к активной инновационной деятельности широкие слои участников научной и производственной инновационной сферы. Эффективные нормы и средства управления не способны обеспечить в условиях рыночной экономики ту степень интенсивности инновационного процесса, которую требуют современные социальные и экономические реалии.

 

Список использованной литературы

  1. Боджаева В.В. Инновационная среда как ключевая характеристика развития региона // Вестник КалмГУ. — 2015. – №2 (14). — c.122-127.
  2. Гарафиев И.З. Институциональные основы развития инновационной среды региона (социологический подход) // Знание. Понимание. Умение. — 2015. № 1. — c. 74-78.
  3. Гретченко А.А. Роль государства на пути к инновационной экономике // Экономические науки. — 2015. – № 68. — c. 62-66.
  4. Гретченко А.И., Гретченко А.А. Организационно-экономические условия функционирования российской инновационной системы // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. — 2016. – № 4. — c. 5-9
  5. Зекох А.А., Мартыненко Е.Д. Функциональное содержание механизма формирования инновационной региональной политики // Новые технологии. — 2015. № 1. — c. 118-121.
  6. Карпова Ю.А. Инновационная политика как объект социологии инноватики: проблема управления // Инновации. — 2015. – № 10. — c. 45-48.
  7. Коробейников О.П., Трифилова А.А. Роль инноваций в процессе формирования экономической стратегии регионы // Менеджмент в России и за рубежом. — 2014. №5. – с. 45 – 49.
  8. Кошелева Т.Н. Инновационная политика как фактор развития малого предпринимательства // Экономика и управление. — 2015. – № 4 (90). — c. 75-78.
  9. Лисин Б.К. Межгосударственное социально-экономическое исследование инновационного потенциала // Инновации. — 2016. – № 7. – с. 62 – 68.
  10. Манахов С.В. Государственное регулирование права на объекты интеллектуальной собственности в России // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. — 2015. – № 2. — c. 19-29.
  11. Михеенко О.В. Механизм формирования инновационной среды региона: Диссертация на соискание ученой степени. – Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Санкт-Петербург, — 2016 – 194 с.
  12. Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А. Н. Асаул, Б. М. Карпов. — СПб: АНО ИПЭВ, — 2013. — 606 с.
  13. Отчёт Правительства о результатах деятельности за 2016 г. — URL: http://government.ru/news/27338/, (Дата обращения: 29.10.2017)
  14. Пыткин А.Н., Баландин Д.А., Ионова И.Г. Управление инновационным развитием региона в конкурентной среде: монография. – Пермь, Изд-во ПГУ, 2014. – 228 с.
  15. Современные тренды инновационного развития экономики: Коллективная монография/ Я.В. Коженко, А.В. Катаев, Т.М. Катаева, Н.В. Лихолетова, Е.Л. Макарова, Л.В. Шаронина; Под ред. Я.В. Коженко. — Уфа: «ОМЕГА САЙНС», – — 108 с.
  16. Ускова Т.В., Ворошилов Н.В., Гутникова Е.А., Кожевников С.А., Социально-экономические проблемы локальных территорий: монография. – Вологда: ИСЭРТ РАН, – – 196 c.
  17. Харин А.А. Инновационная деятельность как важнейшая составляющая региональной научно-технической политики: монография – М.: изд-во Всемирного технологического университета. — 2014. – 216 с.
  18. Сайт Федеральной службы статистики РФ –URL:http://gks.ru/ (Дата обращения: 27.10.2017)

 

References

  1. Bodzhaeva V.V. The Innovation Sector is a Key Factor Developing Region [Bodzhaeva V.V. Innovacionnaja sreda kak kljuchevaja harakteristika razvitija regiona]// Bulletin of KalmU. — 2015. — № 2 (14). — c.122-127.
  2. Garafiev I.Z. Institutional Fundamental Development of the Innovation Sector (Sociological Approach) [Institucional’nye osnovy razvitija innovacionnoj sredy regiona (sociologicheskij podhod)]// Understanding. Consciousness. Umanie. — 2015. # 1 — c. 74-78.
  3. Gretchenko A.A. The Role of the State in the Innovative Economy [Rol’ gosudarstva na puti k innovacionnoj jekonomike]// Economic Sciences. — 2015. — No. 68 — c. 62-66.
  4. Gretchenko A.I., Gretchenko A.A. Organizational-economical function of the Russian innovation system [Organizacionno-jekonomicheskie uslovija funkcionirovanija rossijskoj innovacionnoj sistemy]// The Bulletin of the Omsk University. Series: Economics. — 2016. — № 4. — c. 5-9
  5. Zekoh A.A., Martynenko E.D. Functional Contents Mechanisms of Innovative Regional Policy in Formation [Funkcional’noe soderzhanie mehanizma formirovanija innovacionnoj regional’noj politiki]// Новыетехнологии. — 2015. # 1 — c. 118-121.
  6. Karpova Ju.A. Innovation in Innovation in Innovation Policy: Problems Management [Innovacionnaja politika kak ob#ekt sociologii innovatiki: problema upravlenija]// Innovation. — 2015. — № 10. — c. 45-48.
  7. Korobejnikov O.P., Trifilova A.A. Role of Innovations in the Process of Economic Stratification Region [Rol’ innovacij v processe formirovanija jekonomicheskoj strategii regiony]// Management in Russia and the Rubezh. — 2014. №5. — At 45 — 49.
  8. Kosheleva T.N. Innovation Policy as a Factor of Small Business [Innovacionnaja politika kak faktor razvitija malogo predprinimatel’stva]/ Economics and Management. — 2015. — No. 4 (90). — c. 75-78.
  9. Lisin B.K. Interdisciplinary social-economical research of innovation potential [Mezhgosudarstvennoe social’no-jekonomicheskoe issledovanie innovacionnogo potenciala]// Innovation. — 2016. — №7 — p. 62 — 68.
  10. Manahov S.V. State regulation of intellectual property rights in the Russian Federation [Gosudarstvennoe regulirovanie prava na ob#ekty intellektual’noj sobstvennosti v Rossii]// ВестникРоссийскогоЭкономическогоУниверситетим. GV Plexanova. Extension. Way to science. — 2015. — № 2. — c. 19-29.
  11. Miheenko O.V. Mechanisms of innovation in the region of the formation [Mehanizm formirovanija innovacionnoj sredy regiona]: The dissertation is based on the degree of thesis. — St. Petersburg State University of Economics. St.Petersburg, — 2016 — 194 p.
  12. Modernization of the economy on the basis of technological innovations [Modernizacija jekonomiki na osnove tehnologicheskih innovacij]// A. N. Asaul, B. M. Karpov. — СПб: АноИПЭВ, — 2013. — 606 с.
  13. ОтчётПравительстваорезультатахдеятельностиза 2016 г. [Otchjot Pravitel’stva o rezul’tatah dejatel’nosti za 2016 g.] — URL: http://government.ru/news/27338/, (Date of Admission: 29.10.2017)
  14. Pytkin A.N., Balandin D.A., Ionova I.G. Governance innovation in the region of competition [Upravlenie innovacionnym razvitiem regiona v konkurentnoj srede]: Monograph. — Пермь, Изд-воПГУ, 2014. — 228 с.
  15. Modern trends in innovative development economics: collective monographs [Sovremennye trendy innovacionnogo razvitija jekonomiki: Kollektivnaja monografija]// Ja.V. Kozhenko, A.V. Kataev, T.M. Kataeva, N.V. Liholetova, E.L. Makarova, L.V. Sharonina; Pod red. Ja.V. Kozhenko. — Ufa: «OMEGA SAYN», — 2016. — 108 с.
  16. Uskova T.V., Voroshilov N.V., Gutnikova E.A., Kozhevnikov S.A. Social and Economic Problems of Local Territories [Social’no-jekonomicheskie problemy lokal’nyh territorij]: monograph. — Vologda: ISERET RAN, — 2013. — 196 c.
  17. Harin A.A. Innovative activity of the regional scientific-technical policy [Innovacionnaja dejatel’nost’ kak vazhnejshaja sostavljajushhaja regional’noj nauchno-tehnicheskoj politiki]: the monograph — М .: извовсемирноготехнологическогоуниверситета. — 2014. — 216 p.
  18. Website of the Federal Bureau of Statistics of the Russian Federation [Sajt Federal’noj sluzhby statistiki RF] -URL: http: //gks.ru/ (Date of Admission: 27.10.2017)

Еще в рубриках

Экономика инноваций

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *