Авторы
Гаджиев Магомедрасул Магомедович
Заслуженный деятель науки Республики Дагестан, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента
Россия, Дагестанский государственный университет народного хозяйства
ra9898@mail.ru
Магомедов Магомед Шегаудинович
Кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента
Россия, Дагестанский государственный университет народного хозяйства
magaapex@mail.ru
Насрудинов Динислам Магомедгусейнович
магистрант
Россия, Высшая школа корпоративного управления РАНХ и ГС
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы регионального развития на основе экономики знаний. Приведены общие аспекты концепции экономики знаний – понятие и терминология, составляющие, цели и задачи экономики знаний. Обобщены основные признаки экономики знаний, по которым можно оценить успешность внедрения её элементов в регионе. Рассматриваются вопросы внедрения концепции экономики знаний в российских регионах. Приведены условия внедрения экономики знаний на региональном уровне.
Ключевые слова
экономика знаний, региональное развитие, региональная экономика, инновация, человеческий капитал, информационные технологии, технологии, конкурентоспособность
Рекомендуемая ссылка
Authors
Gadzhiev Magomedrasul Magomedovich
Honored Worker of Science of the Republic of Dagestan, Doctor of Economics, Professor of the Department of Management
Russia, Dagestan State University of National Economy
ra9898@mail.ru
Magomedov Magomed Shegaudinovich
Candidate of economic sciences, associate professor of the department of management
Russia, Dagestan State University of National Economy
magaapex@mail.ru
Nasrudinov Dinislam Magomedgusejnovich
graduate student
Russia, Graduate School of Corporate Governance of the Russian Academy of Sciences and the State Treasury
Abstract
the issues of regional development based on the knowledge economy are deals in the article. The general aspects of the concept of the knowledge economy - the concept and terminology, components, goals and tasks of the knowledge economy are presented in the article. The main features of the knowledge economy, which can be used to evaluate the success of the introduction of its elements in the region are summarized. The issues of introduction of the concept of the knowledge economy in the Russian regions are considered. The conditions for the introduction of the knowledge economy at the regional level are given.
Keywords
knowledge economy, regional development, regional economy, innovation, human capital, information technology, technology, competitiveness
Suggested Citation
Формирование экономики на уровне регионов как принципиально новой системы социо-экономического устройства обусловлено особой ролью знания в современном цивилизационном развитии. Развитие региональной экономики, основанной на знаниях, обусловлено действием ряда факторов: человеческим, что определяет социально-экономические отношения; технологическим, который интенсивно развивается под воздействием науки; информационным, поставляющей новые знания. Следовательно, только системная и комплексная модернизация всей экономики регионов может обеспечить переход страны на качественно новый уровень цивилизационного развития. В настоящее время фундаментальным ресурсом регионального развития являются знания, которые становятся ключевым фактором общественного развития, способствуют достижению целей устойчивого регионального развития экономики, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия, развития человека.
Современные проблемы экономического развития регионов России связаны с формированием новой парадигмы научно-технического развития. Составляющими новой экономики выступают инновации, рост социальной направленности создаваемых технологий, всеобщий характер доступности и использования знаний, технологий, инновационных продуктов и услуг. То есть долгосрочная конкурентоспособность региональной экономики обеспечивается переходом к «экономике знаний», приоритетами которой являются развитие и распространение информационных технологий, а также разработка и широкое внедрение инноваций, инвестиции в формирование человеческого капитала [1].
Переход к экономике знаний знаменует тот факт, что информация, знания, интеллект, нематериальные активы становятся основным источником региональных конкурентных преимуществ на рынке. В современной экономике, на динамичном рынке, где одни технологии вытесняют другие и действует глобальная конкуренция, продукты и услуги становятся устаревшими в течение весьма непродолжительного промежутка времени, первоочередным является создание новых знаний и быстрое воплощение их в новые технологии и продукты.
Построение экономики, основанной на знаниях, во всем мире определяется основным путем повышения конкурентоспособности как отдельных регионов, так и стран, обеспечения нового качества жизни населения территорий. Способность региона производить знания, в частности – научные, их внедрять и эффективно использовать для достижения эффективного социально-экономического развития становятся сейчас основными факторами, обеспечивающими позитивную динамику экономического развития регионов наряду с традиционными источниками – инвестициями и человеческим трудом.
Теоретическим основанием развития концепции экономики знаний стали следующие теории: «постиндустриального общества» (Д. Белл), «информационное общество». Порат, Г. Катц, Й. Масуда), «технотронного общества» (Из. Бжезинский), «постмодернизм» (Л. Мейер, Е. Гиденс, Л. Фидлер, С. Крук), «третья волна цивилизации» (А. Тоффлер), «посткапиталистическое общество» (П. Друкер) и т.д. Общим для всех перечисленных концепций стали положения о том, что информация и знания становятся определяющими факторами дальнейшего прогрессивного развития общества, поскольку производственная составляющая в доле ВВП развитых стран составляет лишь 18-20%, остальные 80% определяются качеством человеческих ресурсов [7, с.588].
С развитием рыночных отношений на уровне регионов роль экономики знаний возрастает, однако необходимо отметить, что наблюдается неоднозначная трактовка термина «экономика знаний». Каждый исследователь имеет свою субъективную точку зрения, поэтому далее представлены характеристики термина, которым оперируют некоторые исследователи.
Так, в широком смысле экономика знаний – это экономика, где основной движущей силой прогресса являются знания, сосредоточенные в человеческом капитале и информационной окружающей среде [2, с.10]. Человек рассматривается не только как фактор производства (труд), но и как его результат. Процесс развития такой экономики заключается в аккумулировании резерва способностей и набора потребностей человека.
Экономика знаний – это экономика принципиально новая, которая приходит на смену экономике истребления и эксплуатации природы, экономике слепого желания человека получить максимум прибыли, ее основой являются не потребительский мотив человека, а стремление удовлетворить свои потребности таким образом, чтобы не навредить природе, способствуя при этом ее воспроизведению. То есть это основа формирования социально-ориентированной экономики, где развитие происходит благодаря положительным инновационным изменениям. При этом изменения следует видеть одновременно как причину и как следствие, порождает радикальные технологические, структурные изменения, меняет парадигму всей общественной жизни [14, с.99].
Известный российский ученый Батов Г.Х. предлагает такое определение экономики знаний: «…это экономика, в которой и специализированные, и повседневные знания являются источником роста. Применение таких знаний вместе с природными ресурсами, капиталом и трудом делают доминирующим фактором процессы их накопления и использования, в результате чего постоянно растет конкурентоспособность экономики. В экономике знаний определяющим является интеллектуальный потенциал общества, на который она опирается и который является совокупностью повседневных и специализированных (научных) знаний, накопленных в сознании людей и материализованных в технологических способах производства» [6, с.62].
Кулешов В.В. считает, что «.. .по своей сути этот термин отражает характеристики постиндустриального общества, но на более высоком эволюционном уровне развития, в ходе которого при удовлетворении жизненно необходимых потребностей человека становятся все более востребованными дифференцированные товары и услуги, производимые различными мелкими предприятиями, интенсифицируется развитие человеческого капитала и сферы услуг» [13, с.200].
По мнению Елфимовой А.А., экономика знаний – это экономика, которая создает, распространяет и использует знания для обеспечения своего роста и конкурентоспособности. В такой экономике знания обогащают все отрасли, все секторы и всех участников экономического процесса [17, с.188].
Приведенные определения позволяют выделить наиболее весомые характеристики, которые в совокупности дают представление об экономике знаний:
Таким образом, экономика знаний как многомерная категория связана в современном измерении, прежде всего, с развитием информационных коммуникационных технологий, что охватили большинство сфер человеческой деятельности, с включением большинства людей в процесс деятельности формированием и использованием новых знаний, в отличие от доминирующего ранее обыденного знания, с массовым использованием возможностей культурного и духовного обогащения глобализированного мира, что несет в себе возможности накопления и обмена новыми знаниями как научно-технического, так и гуманитарного содержания. Поэтому необходимо комплексное осмысление не только сущностных особенностей экономических изменений, которые происходят в регионах нашей страны, но и понимание причин и следственных связей, которые способствуют или препятствуют становлению экономики знаний в каждом конкретном регионе.
Знания, информация и способы их обработки становятся решающим фактором развития общества. В индустриальном обществе такими факторами являлись капитал и труд. Информационная экономика оценивает капитал, воплощенный в знаниях, выше, чем капитал в материальной форме. Поскольку в экономике знания основным ресурсом выступают знания и информация, то целесообразно провести их сравнение с традиционными ресурсами (земля, труд, капитал), активно используемыми российскими регионами на экстенсивной основе (см. табл.1).
Таблица 1 — Сравнение использования ресурсов в традиционной экономике и экономике знаний [составлено автором]
Традиционные ресурсы | Информационные ресурсы |
материальные потоки и запасы | нематериальные потоки и запасы |
в процессе использования уменьшаются | в процессе использования увеличиваются |
частное благо | общественное благо |
ограниченное | неограниченное |
тиражируемые с большими затратами | тиражируются с малыми затратами |
снижается предельная полезность | сетевые эффекты и возрастающая предельная полезность |
По результатам проведенного сравнения целесообразно еще раз подчеркнуть, что ключевой особенностью информационных ресурсов, в отличие от традиционных, является их нелимитированность, а также и ту важную роль, которую играет при их создании сам человек.
На сегодняшний день сформировалось точка зрения, что определяющими характеристиками экономики знаний, определяющими её место в региональном развитии, являются [12; 17; 18]:
Исследуя концепцию экономики знаний, которая основывается на широком применении научного знания, роли творческой личности и интеллектуальных ресурсов, были выделены следующие основные признаки экономики знаний, характерные именно для регионального развития:
Процесс перехода регионов к экономике знаний – социальный и одновременно технократический проект модернизации. Его реализация позволит сформировать экономическую и политическую системы регионального развития, в котором не только сохраняется социальная стабильность, но и будут формироваться условия для активной жизнедеятельности населения региона.
Для региональной экономики, где внедряются элементы экономики знаний, характерны некоторые особенности: в условиях постоянного обновления знаний, инновационных преобразований и жесткой конкуренции перед работниками возникает необходимость непрерывного обучения в течение всей трудовой жизни; в экономике знаний возрастает наукоемкость продукции, что производится, и рынок интеллектуальных товаров и услуг; в экономике знаний сегодня параллельно с возрастанием роли наукоемких технологий в экономическом пространстве (производственных технологий) происходит рост технологий в широком понимании (технологий управления, маркетинга и др.), а также трансформация самой системы образования за счет появления новых образовательных технологий, что меняет природу объекта, который изучается.
Необходимость перехода региональной экономики к концепции экономик знаний обусловлен действием следующих факторов:
При этом основой производства экономических благ в регионе продолжают выступать материально-естественные ресурсы (как в аграрном и индустриальном типах экономики), но важнейшими нематериальными факторами, которые обеспечивают рост и развитие региональной экономической системы, выступают уже человеческий капитал и знания.
Прим этом характерными свойствами знания является:
Таким образом, условиями развития экономики знаний в регионах являются: региональный человеческий ресурс (капитал), инновационная активность экономических субъектов региона, развитие интеллектуального потенциала (рис. 1).
Рис. 1. Условия развития экономики знаний в регионах [составлено автором]
Человеческий капитал является основной составляющей экономики знаний. В свою очередь, основными составляющими человеческого капитала являются: образование, квалификация, навыки, уровень жизни населения, социальная защита, здравоохранение, демографическая ситуация в стране. Именно по этим показателям можно анализировать качество и степень его развития.
Главные проблемы на пути развития экономики знаний в регионах России возникают из-за:
При текущих условиях переход регионов России к экономике и обществу знаний является слишком проблематичным. Чтобы его осуществить, в российских регионах надо сформировать главные условия, а именно: социально ориентированную экономику, высокие стандарты благосостояния населения, высокое качество человеческого и социального капиталов. Создать такие условия в регионах можно благодаря модернизации не только экономики, но и всей страны. Модернизация России – это качественный скачок в направлении перехода к экономике знаний. Любые попытки перейти к экономике знаний, минуя индустриальную модернизацию, являются безосновательными [9, с.10].
Приоритетным ориентиром развития региональной экономики знаний с включением в инновационные процессы системы муниципального управления и регионального устройства самоуправления, общественных отношений является обеспечение факторов развития (рис. 2).
Рис. 2. Обобщенная характеристика ключевых условий развития региона на основе экономики знаний [составлено автором на основе ист.6, 7, 12]
Интеллектуальный потенциал можно охарактеризовать по таким позициям как: нормативная и макроэкономическая база, что включает, в частности, меры торговой политики, влияющие на продвижение технологий и их стоимость; инновационные и технологические инфраструктуры, способные к реализации инноваций и превращения их в товар; размер инвестиций в сектор знаний; наличие новых разработок и изобретений в сфере высоких технологий.
Необходимыми составляющими процесса построения региональной экономики знаний являются следующие элементы:
Реализация регионального развития с помощью экономики знаний может быть осуществлена с использованием уже известных моделей запуска процессов создания знания.
Наиболее известной моделью, описывающей процессы создания знания, является модель SECI [10, с.269]. Авторы этой модели – японские исследователи И. Нонака и Х. Такеучи рассматривают четыре взаимных переходы явных (формализованных – explicit) и скрытых (tacit) знаний:
Основными элементами данной модели являются:
1) система знаний неформализованных и формализованных;
2) динамичность передачи знаний от фазы к фазе регионального развития;
3) четыре уровня агрегации знаний – индивид, коллектив, отрасль, регион [10, с.270].
В зарубежной практике существуют также множество альтернативных моделей экономики знаний, которые соответствуют пониманию «новой экономики» и дополняют друг друга – например, модель ОЭСР.
ОЭСР развивает концепцию, получившую название «экономики, основанной на знаниях» («knowledge based-economy») [6, с.64]. Под этим понятием понимается экономика, которая непосредственно основана на производстве, распределении и использовании знаний и информации. Подход использует идею эндогенной теории роста, согласно которой знания и технологии являются ведущими факторами производительности и экономического роста. Ключевыми факторами развития такой экономики на уровне регионов выступают инвестиции в исследования и разработки, образование, подготовку кадров и структуры менеджмента. В модели подчеркивается также рост роли региона в развитии и поддержании базы знаний. Концепция «экономики, основанной на знаниях» сосредоточивается на том факте, что «… производственный процесс все больше полагается на деятельность, которая базируется на знаниях. Доля физического труда, создает материальные блага становится меньше, чем доля труда, которая занимается производством, распределением и обработкой знания. Подчеркивается также, что расширение основанного на знаниях («knowledge-intensive») сектора по отношению к другим рутинным и физическим производственным процессам становится одной из основных тенденций регионального экономического развития в течение этого периода.
Ряд разработок, в частности, в рамках программы «Целевых социально-экономических исследований» (TSER), финансируемого ЕС, развивает концепцию, которая получила название «экономики обучения» («learning economy»). Теоретическим основанием для развития этой модели стал труд Б-А. Люндвалла и С. Борраса [18, с.193]. В отличие от предыдущего этот подход исходит из того факта, что современный этап глобализации экономики характеризуется растущим темпом технологических изменений и инноваций – в том числе, на уровне регионов. Когда содержание знания меняется быстро, то только тот, кто участвует в его создании, может получить доступ к нему. Таким образом, «лучше говорить об «экономике обучения», чем «экономике, базирующейся на знаниях» с того времени как высокий темп изменений в регионе означает, что специализированное знание становится менее долговечным ресурсом и что именно способность учиться и приспосабливаться к новым условиям все более определяет степень продуктивности региональных предприятий, отраслей и региональной экономики в целом. Таким образом, экономика обучения является экономикой, где способность учиться (узнавать) является критической для экономического успеха отдельных фирм, отраслей и региона в целом.
С точки зрения Колоскова Д.А. и Горина В.А. [12, с.112] особенности внедрения экономики знаний на уровне регионов заключаются в следующем:
Научная новизна проведенного исследования заключается в систематизации понятийного аппарата регионального развития на базе экономики знаний. Концептуальное ядро экономики знаний в регионах России формируют следующий комплекс понятий:
1) осознание преимуществ инновационной модели экономического развития регионов, развитие систем «знание – производство – знание» (новое знание или дополненное новыми идеями знание, полученное путем апробации в реальных условиях);
2) формирование нового мировоззрения общества, развитие инновационной культуры на всех уровнях регионального управления;
3) защита регионального производителя и внедрение принципиально новой практики к определению «регионального продукта», «региональной технологии».
Можно выделить ориентиры формирования экономики знаний в регионах России:
Дальнейшее совершенствование теоретической базы для развития региональной экономики знаний возможно в следующих направлениях:
1) разработка научных подходов для реализации генерируемых идей в качестве непосредственной производительной силой в региональной экономике;
2) формирование инновационного ядра новой региональной экономики на основе процесс познания;
3) теоретическое знание занимает главное положение в процессе коренных изменений всей экономической системы региона;
4) формирование механизма взаимодействия всех явлений и процессов единого регионального и государственного хозяйственного и инновационного пространства;
Можно заключить, что первостепенное значение потенциала человека и его реализация в масштабе региона, вместе со знаниями, генерируемыми человеком, превращается в движущую силу регионального развития и повышения конкурентоспособности экономики региона на теоретической основе рациональных механизмов познания, во всех сферах управления и жизнедеятельности человека, особенно в области управления, маркетинга, регионального стратегического планирования.
Список использованных источников
List of sources used