Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №1 (53), 2018

Понятийный аппарат региональной экономики знаний

Сoncept of the regional economy of knowledge

Авторы


Заслуженный деятель науки Республики Дагестан, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента
Россия, Дагестанский государственный университет народного хозяйства
ra9898@mail.ru


Кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента
Россия, Дагестанский государственный университет народного хозяйства
magaapex@mail.ru


магистрант
Россия, Высшая школа корпоративного управления РАНХ и ГС

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы регионального развития на основе экономики знаний. Приведены общие аспекты концепции экономики знаний – понятие и терминология, составляющие, цели и задачи экономики знаний. Обобщены основные признаки экономики знаний, по которым можно оценить успешность внедрения её элементов в регионе. Рассматриваются вопросы внедрения концепции экономики знаний в российских регионах. Приведены условия внедрения экономики знаний на региональном уровне.

Ключевые слова

экономика знаний, региональное развитие, региональная экономика, инновация, человеческий капитал, информационные технологии, технологии, конкурентоспособность

Рекомендуемая ссылка
Гаджиев Магомедрасул Магомедович , Магомедов Магомед Шегаудинович , Насрудинов Динислам Магомедгусейнович
Понятийный аппарат региональной экономики знаний// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (53). Номер статьи: 5305. Дата публикации: . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5305/
Authors

Gadzhiev Magomedrasul Magomedovich
Honored Worker of Science of the Republic of Dagestan, Doctor of Economics, Professor of the Department of Management
Russia, Dagestan State University of National Economy
ra9898@mail.ru

Magomedov Magomed Shegaudinovich
Candidate of economic sciences, associate professor of the department of management
Russia, Dagestan State University of National Economy
magaapex@mail.ru

Nasrudinov Dinislam Magomedgusejnovich
graduate student
Russia, Graduate School of Corporate Governance of the Russian Academy of Sciences and the State Treasury

Abstract

the issues of regional development based on the knowledge economy are deals in the article. The general aspects of the concept of the knowledge economy - the concept and terminology, components, goals and tasks of the knowledge economy are presented in the article. The main features of the knowledge economy, which can be used to evaluate the success of the introduction of its elements in the region are summarized. The issues of introduction of the concept of the knowledge economy in the Russian regions are considered. The conditions for the introduction of the knowledge economy at the regional level are given.

Keywords

knowledge economy, regional development, regional economy, innovation, human capital, information technology, technology, competitiveness

Suggested Citation
Gadzhiev Magomedrasul Magomedovich , Magomedov Magomed Shegaudinovich , Nasrudinov Dinislam Magomedgusejnovich
Сoncept of the regional economy of knowledge. Regional economy and management: electronic scientific journal. №1 (53). Art. #5305. Date issued: 2018-02-10. Available at: https://eee-region.ru/article/5305/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Формирование экономики на уровне регионов как принципиально новой системы социо-экономического устройства обусловлено особой ролью знания в современном цивилизационном развитии. Развитие региональной экономики, основанной на знаниях, обусловлено действием ряда факторов: человеческим, что определяет социально-экономические отношения; технологическим, который интенсивно развивается под воздействием науки; информационным, поставляющей новые знания. Следовательно, только системная и комплексная модернизация всей экономики регионов может обеспечить переход страны на качественно новый уровень цивилизационного развития. В настоящее время фундаментальным ресурсом регионального развития являются знания, которые становятся ключевым фактором общественного развития, способствуют достижению целей устойчивого регионального развития экономики, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия, развития человека.

Современные проблемы экономического развития регионов России связаны с формированием новой парадигмы научно-технического развития. Составляющими новой экономики выступают инновации, рост социальной направленности создаваемых технологий, всеобщий характер доступности и использования знаний, технологий, инновационных продуктов и услуг. То есть долгосрочная конкурентоспособность региональной экономики обеспечивается переходом к «экономике знаний», приоритетами которой являются развитие и распространение информационных технологий, а также разработка и широкое внедрение инноваций, инвестиции в формирование человеческого капитала [1].

Переход к экономике знаний знаменует тот факт, что информация, знания, интеллект, нематериальные активы становятся основным источником региональных конкурентных преимуществ на рынке. В современной экономике, на динамичном рынке, где одни технологии вытесняют другие и действует глобальная конкуренция, продукты и услуги становятся устаревшими в течение весьма непродолжительного промежутка времени, первоочередным является создание новых знаний и быстрое воплощение их в новые технологии и продукты.

Построение экономики, основанной на знаниях, во всем мире определяется основным путем повышения конкурентоспособности как отдельных регионов, так и стран, обеспечения нового качества жизни населения территорий. Способность региона производить знания, в частности – научные, их внедрять и эффективно использовать для достижения эффективного социально-экономического развития становятся сейчас основными факторами, обеспечивающими позитивную динамику экономического развития регионов наряду с традиционными источниками – инвестициями и человеческим трудом.

Теоретическим основанием развития концепции экономики знаний стали следующие теории: «постиндустриального общества» (Д. Белл), «информационное общество». Порат, Г. Катц, Й. Масуда), «технотронного общества» (Из. Бжезинский), «постмодернизм» (Л. Мейер, Е. Гиденс, Л. Фидлер, С. Крук), «третья волна цивилизации» (А. Тоффлер), «посткапиталистическое общество» (П. Друкер) и т.д. Общим для всех перечисленных концепций стали положения о том, что информация и знания становятся определяющими факторами дальнейшего прогрессивного развития общества, поскольку производственная составляющая в доле ВВП развитых стран составляет лишь 18-20%, остальные 80% определяются качеством человеческих ресурсов [7, с.588].

С развитием рыночных отношений на уровне регионов роль экономики знаний возрастает, однако необходимо отметить, что наблюдается неоднозначная трактовка термина «экономика знаний». Каждый исследователь имеет свою субъективную точку зрения, поэтому далее представлены характеристики термина, которым оперируют некоторые исследователи.

Так, в широком смысле экономика знаний – это экономика, где основной движущей силой прогресса являются знания, сосредоточенные в человеческом капитале и информационной окружающей среде [2, с.10]. Человек рассматривается не только как фактор производства (труд), но и как его результат. Процесс развития такой экономики заключается в аккумулировании резерва способностей и набора потребностей человека.

Экономика знаний – это экономика принципиально новая, которая приходит на смену экономике истребления и эксплуатации природы, экономике слепого желания человека получить максимум прибыли, ее основой являются не потребительский мотив человека, а стремление удовлетворить свои потребности таким образом, чтобы не навредить природе, способствуя при этом ее воспроизведению. То есть это основа формирования социально-ориентированной экономики, где развитие происходит благодаря положительным инновационным изменениям. При этом изменения следует видеть одновременно как причину и как следствие, порождает радикальные технологические, структурные изменения, меняет парадигму всей общественной жизни [14, с.99].

Известный российский ученый Батов Г.Х. предлагает такое определение экономики знаний: «…это экономика, в которой и специализированные, и повседневные знания являются источником роста. Применение таких знаний вместе с природными ресурсами, капиталом и трудом делают доминирующим фактором процессы их накопления и использования, в результате чего постоянно растет конкурентоспособность экономики. В экономике знаний определяющим является интеллектуальный потенциал общества, на который она опирается и который является совокупностью повседневных и специализированных (научных) знаний, накопленных в сознании людей и материализованных в технологических способах производства» [6, с.62].

Кулешов В.В. считает, что «.. .по своей сути этот термин отражает характеристики постиндустриального общества, но на более высоком эволюционном уровне развития, в ходе которого при удовлетворении жизненно необходимых потребностей человека становятся все более востребованными дифференцированные товары и услуги, производимые различными мелкими предприятиями, интенсифицируется развитие человеческого капитала и сферы услуг» [13, с.200].

По мнению Елфимовой А.А., экономика знаний – это экономика, которая создает, распространяет и использует знания для обеспечения своего роста и конкурентоспособности. В такой экономике знания обогащают все отрасли, все секторы и всех участников экономического процесса [17, с.188].

Приведенные определения позволяют выделить наиболее весомые характеристики, которые в совокупности дают представление об экономике знаний:

  • производство услуг, информации, культуры играют главную роль;
  • ведущая роль отраслей, не опирающиеся на физическую инфраструктуру;
  • наложения элементов новой инфраструктуры на старые жизнеспособные инфраструктуры и постепенное вытеснение последних;
  • постоянный рост доли научно-исследовательских работ в совокупных расходах государства и частных фирм;
  • стабильный рост капитализации инновационных фирм;
  • преобразование человека, умеющего творчески мыслить, на «ресурс», главную составляющую национального богатства;
  • приоритетность инвестиций в развитие фундаментальных знаний личности;
  • доминирующая роль женщины в различных сферах деятельности, в том числе в сферах творчества и культуры;
  • географические сдвиги производственных мощностей, концентрация развития вокруг центров образования и исследований [5, 11].

Таким образом, экономика знаний как многомерная категория связана в современном измерении, прежде всего, с развитием информационных коммуникационных технологий, что охватили большинство сфер человеческой деятельности, с включением большинства людей в процесс деятельности формированием и использованием новых знаний, в отличие от доминирующего ранее обыденного знания, с массовым использованием возможностей культурного и духовного обогащения глобализированного мира, что несет в себе возможности накопления и обмена новыми знаниями как научно-технического, так и гуманитарного содержания. Поэтому необходимо комплексное осмысление не только сущностных особенностей экономических изменений, которые происходят в регионах нашей страны, но и понимание причин и следственных связей, которые способствуют или препятствуют становлению экономики знаний в каждом конкретном регионе.

 

Реализация регионального развития с помощью экономики знаний

Знания, информация и способы их обработки становятся решающим фактором развития общества. В индустриальном обществе такими факторами являлись капитал и труд. Информационная экономика оценивает капитал, воплощенный в знаниях, выше, чем капитал в материальной форме. Поскольку в экономике знания основным ресурсом выступают знания и информация, то целесообразно провести их сравнение с традиционными ресурсами (земля, труд, капитал), активно используемыми российскими регионами на экстенсивной основе (см. табл.1).

 

Таблица 1 — Сравнение использования ресурсов в традиционной экономике и экономике знаний [составлено автором]

Традиционные ресурсы Информационные ресурсы
материальные потоки и запасы нематериальные потоки и запасы
в процессе использования уменьшаются в процессе использования увеличиваются
частное благо общественное благо
ограниченное неограниченное
тиражируемые с большими затратами тиражируются с малыми затратами
снижается предельная полезность сетевые эффекты и возрастающая предельная полезность

 

По результатам проведенного сравнения целесообразно еще раз подчеркнуть, что ключевой особенностью информационных ресурсов, в отличие от традиционных, является их нелимитированность, а также и ту важную роль, которую играет при их создании сам человек.

На сегодняшний день сформировалось точка зрения, что определяющими характеристиками экономики знаний, определяющими её место в региональном развитии, являются [12; 17; 18]:

  • уровень образования и качество обучения, выраженные в наличии большого процента образованного и профессионально подготовленного населения региона, способного эффективно создавать, накапливать и использовать знания);
  • динамичная региональная инновационная инфраструктура (ресурсы, начиная с радио и заканчивая Интернетом, что обеспечит коммуникации, обработку и распространение информации);
  • экономические стимулы, имеющие место в региональной экономике, а также региональный институциональный режим, который включает в себя общеэкономическую среду региона; наличие в регионе институтов, обеспечивающих доступ к свободному движению знаний, внедрению информационно-коммуникационных технологий и развитию предпринимательства в регионе);
  • наличие региональной инновационной системы, которая может включать комплекс исследовательских и научных центров, образовательных учреждений, частных предпринимательских структур, занятых в отрасли инноваций).

Исследуя концепцию экономики знаний, которая основывается на широком применении научного знания, роли творческой личности и интеллектуальных ресурсов, были выделены следующие основные признаки экономики знаний, характерные именно для регионального развития:

  • чрезвычайно быстрый темп развития науки и техники в регионе;
  • для создания (выработки) валового регионального продукта знания и информация становятся весомее чем материальные факторы;
  • большой вклад информации и знаний обеспечивает рост эффективности регионального производства и увеличение валового регионального продукта;
  • в структуре регионального производства увеличивается доля высокотехнологичного сектора;
  • в составе производимой в регионе продукции растет доля добавленной стоимости за счет интеллектуальной составляющей;
  • изменяется характер человеческого труда на пользу творческой и интеллектуальной деятельности [9, с.8];
  • основным фактором конкурентоспособности региональной экономики становится уровень ее технологизации, а основным ресурсом благосостояния – творческий и интеллектуальный потенциал человека (работника).

Процесс перехода регионов к экономике знаний – социальный и одновременно технократический проект модернизации. Его реализация позволит сформировать экономическую и политическую системы регионального развития, в котором не только сохраняется социальная стабильность, но и будут формироваться условия для активной жизнедеятельности населения региона.

Для региональной экономики, где внедряются элементы экономики знаний, характерны некоторые особенности: в условиях постоянного обновления знаний, инновационных преобразований и жесткой конкуренции перед работниками возникает необходимость непрерывного обучения в течение всей трудовой жизни; в экономике знаний возрастает наукоемкость продукции, что производится, и рынок интеллектуальных товаров и услуг; в экономике знаний сегодня параллельно с возрастанием роли наукоемких технологий в экономическом пространстве (производственных технологий) происходит рост технологий в широком понимании (технологий управления, маркетинга и др.), а также трансформация самой системы образования за счет появления новых образовательных технологий, что меняет природу объекта, который изучается.

Необходимость перехода региональной экономики к концепции экономик знаний обусловлен действием следующих факторов:

  • значительным повышением роли теоретического знания;
  • структурными сдвигами в сфере материального производства, в частности, ростом доли сферы услуг;
  • развитием современных информационных технологий и высокотехнологичных отраслей.

При этом основой производства экономических благ в регионе продолжают выступать материально-естественные ресурсы (как в аграрном и индустриальном типах экономики), но важнейшими нематериальными факторами, которые обеспечивают рост и развитие региональной экономической системы, выступают уже  человеческий капитал и знания.

Прим этом характерными свойствами знания является:

  • неотчуждаемость, то есть приобретение какого-либо определенного объема знаний не уменьшает способность других пользоваться теми же знаниями;
  • не зависит от пространства — одно и то же знание может потребляться в различных уголках мира;
  • одна и та же информация (знания) может продаваться нескольким потребителям по несколько раз, в свою очередь, покупатели могут перепродать полученную информацию;
  • имеют существенную зависимость от времени. Имеют ценность в обозначенный период, или до наступления какого-то события, после чего могут и вовсе обесцениться.

Таким образом, условиями развития экономики знаний в регионах являются: региональный человеческий ресурс (капитал), инновационная активность экономических субъектов региона, развитие интеллектуального потенциала (рис. 1).

 

Условия развития экономики знаний в регионах

Рис. 1. Условия развития экономики знаний в регионах [составлено автором]

 

Человеческий капитал является основной составляющей экономики знаний. В свою очередь, основными составляющими человеческого капитала являются: образование, квалификация, навыки, уровень жизни населения, социальная защита, здравоохранение, демографическая ситуация в стране. Именно по этим показателям можно анализировать качество и степень его развития.

Главные проблемы на пути развития экономики знаний в регионах России возникают из-за:

  • отсутствия действенных стимулов регионального развития;
  • бюрократических, законодательных и иерархических препон;
  • незначительных объемов финансирования научной и научно-технической деятельности в регионах и практического отсутствия венчурного финансирования [11, с.30];
  • неразвитой инфраструктуры поддержки предпринимательских инноваций [15, c.33];
  • разрыв между наукой и производством, что особенно заметно именно на уровне регионов.

При текущих условиях переход регионов России к экономике и обществу знаний является слишком проблематичным. Чтобы его осуществить, в российских регионах надо сформировать главные условия, а именно: социально ориентированную экономику, высокие стандарты благосостояния населения, высокое качество человеческого и социального капиталов. Создать такие условия в регионах можно благодаря модернизации не только экономики, но и всей страны. Модернизация России – это качественный скачок в направлении перехода к экономике знаний. Любые попытки перейти к экономике знаний, минуя индустриальную модернизацию, являются безосновательными [9, с.10].

Приоритетным ориентиром развития региональной экономики знаний с включением в инновационные процессы системы муниципального управления и регионального устройства самоуправления, общественных отношений является обеспечение факторов развития (рис. 2).

 

Обобщенная характеристика ключевых условий развития региона на основе экономики знаний

Рис. 2. Обобщенная характеристика ключевых условий развития региона на основе экономики знаний [составлено автором на основе ист.6, 7, 12]

 

Интеллектуальный потенциал можно охарактеризовать по таким позициям как: нормативная и макроэкономическая база, что включает, в частности, меры торговой политики, влияющие на продвижение технологий и их стоимость; инновационные и технологические инфраструктуры, способные к реализации инноваций и превращения их в товар; размер инвестиций в сектор знаний; наличие новых разработок и изобретений в сфере высоких технологий.

Необходимыми составляющими процесса построения региональной экономики знаний являются следующие элементы:

  • осознание преимуществ инновационной модели экономического развития регионов, развитие систем «знание – производство – знание» (при том знания – новое или дополненное новыми идеями знание, полученное путем апробации в реальных условиях);
  • формирование нового мировоззрения общества, развитие инновационной культуры на всех уровнях регионального управления;
  • защита регионального производителя и внедрение принципиально новой практики к определению сути «регионального продукта» [12, с.109];
  • создание благоприятных условий для развития регионального малого и среднего бизнеса как важных составляющих экономического развития регионов;
  • создание региональной инновационной системы с целью обеспечения положительных конечных результатов деятельности в цикле от возникновения научной идеи до ее внедрения в качестве продукта или услуги;
  • поощрения осуществления субъектами региональной экономики инвестиций инновационного направления;
  • построение бюджетной системы региона на новых принципах, с учетом интересов участников инновационной деятельности в регионе и, соответственно, стратегических целей развития региональной экономики;
  • реформирование налоговой системы по принципу децентрализации и передачи большей самостоятельности регионам с целью введения адекватной, конкурентоспособной, оптимизированной модели и новой качественной системы отношений налогообложения;
  • создание условий для реализации региональными предприятиями стратегии экспансии на внешних рынках, поддержки конкуренции на региональном рынке.
  • доступное, качественное и непрерывное образование населения на основе новых научных знаний;
  • региональные органы власти как инициатор и координатор процессов инновационного развития [18, с. 190].

Реализация регионального развития с помощью экономики знаний может быть осуществлена с использованием уже известных моделей запуска процессов создания знания.

Наиболее известной моделью, описывающей процессы создания знания, является модель SECI [10, с.269]. Авторы этой модели – японские исследователи И. Нонака и Х. Такеучи рассматривают четыре взаимных переходы явных (формализованных – explicit) и скрытых (tacit) знаний:

  • социализация перехода неформализованного знания в неформализованное (можно говорить, что это развитие навыков в процессе практической деятельности, то есть совершенствование уже имеющихся навыков);
  • экстернализация – то есть перевод скрытых знаний в формализованные. Под такой трансформацией знаний понимают описание тех знаний и навыков, которые используются, или, например, вывода новых закономерностей;
  • комбинация, в общем виде, это создание из одной теории другой, очень часто без подробной проверки;
  • интернализация – переход явного знания в неформализованное [10, с.269].

Основными элементами данной модели являются:

1) система знаний неформализованных и формализованных;

2) динамичность передачи знаний от фазы к фазе регионального развития;

3) четыре уровня агрегации знаний – индивид, коллектив, отрасль, регион [10, с.270].

В зарубежной практике существуют также множество альтернативных моделей экономики знаний, которые соответствуют пониманию «новой экономики» и дополняют друг друга – например, модель ОЭСР.

ОЭСР развивает концепцию, получившую название «экономики, основанной на знаниях» («knowledge based-economy») [6, с.64]. Под этим понятием понимается экономика, которая непосредственно основана на производстве, распределении и использовании знаний и информации. Подход использует идею эндогенной теории роста, согласно которой знания и технологии являются ведущими факторами производительности и экономического роста. Ключевыми факторами развития такой экономики на уровне регионов выступают инвестиции в исследования и разработки, образование, подготовку кадров и структуры менеджмента. В модели подчеркивается также рост роли региона в развитии и поддержании базы знаний. Концепция «экономики, основанной на знаниях» сосредоточивается на том факте, что «… производственный процесс все больше полагается на деятельность, которая базируется на знаниях. Доля физического труда, создает материальные блага становится меньше, чем доля труда, которая занимается производством, распределением и обработкой знания. Подчеркивается также, что расширение основанного на знаниях («knowledge-intensive») сектора по отношению к другим рутинным и физическим производственным процессам становится одной из основных тенденций регионального экономического развития в течение этого периода.

Ряд разработок, в частности, в рамках программы «Целевых социально-экономических исследований» (TSER), финансируемого ЕС, развивает концепцию, которая получила название «экономики обучения» («learning economy»). Теоретическим основанием для развития этой модели стал труд Б-А. Люндвалла и С. Борраса [18, с.193]. В отличие от предыдущего этот подход исходит из того факта, что современный этап глобализации экономики характеризуется растущим темпом технологических изменений и инноваций – в том числе, на уровне регионов. Когда содержание знания меняется быстро, то только тот, кто участвует в его создании, может получить доступ к нему. Таким образом, «лучше говорить об «экономике обучения», чем «экономике, базирующейся на знаниях» с того времени как высокий темп изменений в регионе означает, что специализированное знание становится менее долговечным ресурсом и что именно способность учиться и приспосабливаться к новым условиям все более определяет степень продуктивности региональных предприятий, отраслей и региональной экономики в целом. Таким образом, экономика обучения является экономикой, где способность учиться (узнавать) является критической для экономического успеха отдельных фирм, отраслей и региона в целом.

С точки зрения Колоскова Д.А. и Горина В.А. [12, с.112] особенности внедрения экономики знаний на уровне регионов заключаются в следующем:

  • Экономика знаний связывается с высокотехнологичными отраслями, особенно с информационными и коммуникационными технологиями,  поэтому их развитие в регионе весьма важно.
  • Характер действия экономики знаний во многом зависит от ее способности действовать и в сетевой структуре. Указанное свидетельствует, что группы регионов будут продвигаться в процессе внедрения экономики знаний быстрее, чем будет расти количество транзакций.
  • В современных условиях экспертные сообщества, которые оперативно разбирают, анализируют, отвергают или поддерживают любое утверждение, образуют ядро экономики знаний, и существуют практически по каждой теме, обеспечивая поддержку, защиту, критику и планирования будущего экономического субъекта, вокруг которой они сформировались. Поэтому на уровне регионов важно формирование экспертной команды по развитию.
  • Принципиально новым является включение в экономику не только технологий как результата инноваций, но и механизм производства знаний. Особенно тесная связь знаний имеется с технологическим развитием. Поэтому важно развитие в регионе именно новейших технологий на базе из создания или приобретения.

 

Заключение

Научная новизна проведенного исследования заключается в систематизации понятийного аппарата регионального развития на базе экономики знаний. Концептуальное ядро экономики знаний в регионах России формируют следующий комплекс понятий:

1) осознание преимуществ инновационной модели экономического развития регионов, развитие систем «знание – производство – знание» (новое знание или дополненное новыми идеями знание, полученное путем апробации в реальных условиях);

2) формирование нового мировоззрения общества, развитие инновационной культуры на всех уровнях регионального управления;

3) защита регионального производителя и внедрение принципиально новой практики к определению «регионального продукта», «региональной технологии».

Можно выделить ориентиры формирования экономики знаний в регионах России:

  • формирование единой понятийной базы в нормативно-правовых актах на федеральном и региональном уровне;
  • совершенствование региональной нормативно-правовой базы, регулирующей осуществление инновационно-инвестиционной деятельности в регионах;
  • стратегический подход к планированию методов достижения проектных показателей на микро- и макроуровнях, определение конкретных временных промежутков.

Дальнейшее совершенствование теоретической базы для развития региональной экономики знаний возможно в следующих направлениях:

1) разработка научных подходов для реализации генерируемых идей в качестве непосредственной производительной силой в региональной экономике;

2) формирование инновационного ядра новой региональной экономики на основе процесс познания;

3) теоретическое знание занимает главное положение в процессе коренных изменений всей экономической системы региона;

4) формирование механизма взаимодействия всех явлений и процессов единого регионального и государственного хозяйственного и инновационного пространства;

Можно заключить, что первостепенное значение потенциала человека и его реализация в масштабе региона, вместе со знаниями, генерируемыми человеком, превращается в движущую силу регионального развития и повышения конкурентоспособности экономики региона на теоретической основе рациональных механизмов познания, во всех сферах управления и жизнедеятельности человека, особенно в области управления, маркетинга, регионального стратегического планирования.

 

Список использованных источников

  1. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года»
  2. Адаманова З.О. Регион в глобальной экономике знаний: вызовы и возможности развития // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. — 2016. – №2 (52). — с. 9-15.
  3. Алферьев Д.А. Эконометрическое моделирование уровня развития экономики знаний в регионах России // Экономика и социум. — 2015. № 6-2 (19). — с. 60-64.
  4. Амадаев А.А., Сахтуева М.В. Риски и проблемы регионов в условиях формирования экономики знаний // Новые технологии. — 2016. № 2. — с. 49-55.
  5. Баранова И.В., Попкова Е.Г., Карпушова С.Е., Пацюк Е.В. Барьеры развития рынка образовательных услуг в регионах России и способы их преодоления в условиях экономики знаний // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2016. – №4 (56). – с. 12-18.
  6. Батов Г.Х. Концепция формирования экономики знаний в регионе // Региональная экономика: теория и практика. — 2017. Т. 15. № 2 (437). — с. 212-221.
  7. Гебель Л.В. Тенденции формирования экономики знаний в регионе // Экономика и социум. – 2014. – №3-1 (12). — с. 466-470.
  8. Дмитровская Т.В. Инновационное развитие регионов: на пути к экономике знаний // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. — 2016. – №3. — с. 61-64.
  9. Ермоленко В.В., Геращенко М.М., Бабешко С.Г., Ланская Д.В. Проблемы формирования и развития инфраструктуры инновационной экосистемы экономики знаний в составе аграрно-промышленного комплекса региона // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2016. – №123. — с. 583-604.
  10. Жернов Е.Е., Нехода Е.В. Концепция социализации экономики знаний в ресурсодобывающем регионе // Вестник Томского государственного университета. Экономика. — 2016. – №2 (34). — с. 163-174.
  11. Ищенко-Падукова О.А., Мовчан И.В. Креативное предпринимательство в регионе: тенденции развития и проблемы регулирования в условиях экономики знаний //Международный журнал экономики и образования. — 2015. – Т. 1. №3. — с. 6-14.
  12. Колосков Д.А., Горин В.А. Экономика знаний как предпосылка обеспечения роста экономики региона // Экономика и предпринимательство. — 2014. – №12-2 (53-2). — с. 268-271.
  13. Кулешов В.В., Унтура Г.А., Маркова В.Д. Развитие экономики знаний: роль инновационных проектов в программе реиндустриализации региона // Регион: Экономика и Социология. — 2016. – №3 (91). — с. 28-54.
  14. Попов Е.В., Власов М.В., Кочетков Д.М. Влияние экономики знаний на экономическое развитие российских регионов: методика измерения и практическое применение //Вестник Пермского университета. Cерия: Экономика. — 2016.– №4 (31). — с. 106-116.
  15. Райхлина А.В. Развитие смарт-образования как элемента построения экономики знаний в регионе // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2017. № 5. — с. 199-204.
  16. Рожкова Н.В. Cовершенствование государственной инвестиционной политики развития инновационной системы региона в сфере туризма на основе экономики знаний // Вестник Академии. — 2014. – №4. — с. 98-100.
  17. Романова Т.Ф., Елфимова А.А. Развитие экономики знаний как основного институционального фактора развития регионов // Sciences of Europe. — 2017. – №12-2 (12). — с. 32-34.
  18. Черемисина С.Г., Скраник С.С. Перспективы развития экономики региона на основе модели управления знаниями // Экономические исследования и разработки. — 2017. – №6. — с. 186-194.

 

List of sources used

  1. Order of the Government of the Russian Federation of 08.12.2011 № 2227-r «On the approval of the Strategy for Innovative Development of the Russian Federation for the period to 2020 [Ob utverzhdenii Strategii innovacionnogo razvitija RF na period do 2020 goda]»
  2. Adamanova Z.O. Region in the Global Knowledge Economy: Challenges and Opportunities of Development [Region v global’noj jekonomike znanij: vyzovy i vozmozhnosti razvitija]// Uchenye zapiski Krymskogo Engineering-Pedagogical University. — 2016. — No. 2 (52). — from. 9-15.
  3. Alfer’ev D.A. Econometric modeling of the level of development of the knowledge economy in Russian regions [Jekonometricheskoe modelirovanie urovnja razvitija jekonomiki znanij v regionah Rossii]// Economics and society. — 2015. No. 6-2 (19). — from. 60-64.
  4. Amadaev A.A., Sahtueva M.V. Risks and problems of regions in the conditions of formation of the knowledge economy [Riski i problemy regionov v uslovijah formirovanija jekonomiki znanij]// New technologies. — 2016. № 2. — p. 49-55.
  5. Baranova I.V., Popkova E.G., Karpushova S.E., Pacjuk E.V. Barriers to the development of the market of educational services in the regions of Russia and ways to overcome them in the conditions of the knowledge economy [Bar’ery razvitija rynka obrazovatel’nyh uslug v regionah Rossii i sposoby ih preodolenija v uslovijah jekonomiki znanij]// Bulletin of the Rostov State Economic University (RINH). — 2016. — No. 4 (56). — from. 12-18.
  6. Batov G.H. The concept of formation of the knowledge economy in the region [Koncepcija formirovanija jekonomiki znanij v regione]// Regional economy: theory and practice. — 2017. T. 15. № 2 (437). — from. 212-221.
  7. Gebel’ L.V. Trends in the formation of the knowledge economy in the region [Tendencii formirovanija jekonomiki znanij v regione]/ / Economics and society. — 2014. — No. 3-1 (12). — from. 466-470.
  8. Dmitrovskaja T.V. Innovative development of regions: on the way to the knowledge economy [Innovacionnoe razvitie regionov: na puti k jekonomike znanij]// Education and science without borders: social and human sciences. — 2016. — № 3. — from. 61-64.
  9. Ermolenko V.V., Gerashhenko M.M., Babeshko S.G., Lanskaja D.V. Problems of formation and development of the infrastructure of the innovation ecosystem of the knowledge economy as part of the region’s agricultural and industrial complex [Problemy formirovanija i razvitija infrastruktury innovacionnoj jekosistemy jekonomiki znanij v sostave agrarno-promyshlennogo kompleksa regiona]// The Political Network Electronic Journal of the Kuban State Agrarian University. — 2016. — №123. — from. 583-604.
  10. Zhernov E.E., Nehoda E.V. The concept of socialization of the knowledge economy in the resource-producing region [Koncepcija socializacii jekonomiki znanij v resursodobyvajushhem regione]// Bulletin of Tomsk State University. Economy. — 2016. -? 2 (34). — from. 163-174.
  11. Ishhenko-Padukova O.A., Movchan I.V. Creative Entrepreneurship in the Region: Development Trends and Regulatory Problems in the Conditions of the Knowledge Economy [Kreativnoe predprinimatel’stvo v regione: tendencii razvitija i problemy regulirovanija v uslovijah jekonomiki znanij]// International Journal of Economics and Education. — 2015. — T. 1. № 3. — from. 6-14.
  12. Koloskov D.A., Gorin V.A. Economics of knowledge as a prerequisite for ensuring the growth of the region’s economy [Jekonomika znanij kak predposylka obespechenija rosta jekonomiki regiona]// Economics and Entrepreneurship. — 2014. — No. 12-2 (53-2). — from. 268-271.
  13. Kuleshov V.V., Untura G.A., Markova V.D. Development of the knowledge economy: the role of innovative projects in the program of regional re-industrialization [Razvitie jekonomiki znanij: rol’ innovacionnyh proektov v programme reindustrializacii regiona]// Region: Economics and Sociology. — 2016. — No. 3 (91). — from. 28-54.
  14. Popov E.V., Vlasov M.V., Kochetkov D.M. Influence of the knowledge economy on the economic development of Russian regions: measurement methodology and practical application [Vlijanie jekonomiki znanij na jekonomicheskoe razvitie rossijskih regionov: metodika izmerenija i prakticheskoe primenenie]// Bulletin of Perm University. Series: Economics. — 2016.- No.4 (31). — from. 106-116.
  15. Rajhlina A.V. Development of smart education as an element of building the knowledge economy in the region [Razvitie smart-obrazovanija kak jelementa postroenija jekonomiki znanij v regione]// Economics and management: problems, solutions. — 2017. No. 5. — p. 199-204.
  16. Rozhkova N.V. Perfection of the state investment policy of development of the innovation system of the region in the sphere of tourism on the basis of the knowledge economy [Covershenstvovanie gosudarstvennoj investicionnoj politiki razvitija innovacionnoj sistemy regiona v sfere turizma na osnove jekonomiki znanij]// Bulletin of the Academy. — 2014. — №4. — from. 98-100.
  17. Romanova T.F., Elfimova A.A. Development of the knowledge economy as the main institutional factor in the development of regions [Razvitie jekonomiki znanij kak osnovnogo institucional’nogo faktora razvitija regionov]// Sciences of Europe. — 2017. — No. 12-2 (12). — from. 32-34.
  18. Cheremisina S.G., Skranik S.S. Prospects for the development of the region’s economy based on the knowledge management model [Perspektivy razvitija jekonomiki regiona na osnove modeli upravlenija znanijami]// Economic Research and Development. — 2017. — № 6. — from. 186-194

Теория региональной экономики