Устойчивость развития российских регионов: тенденции и перспективы развития малого и среднего предпринимательства
Sustainability of Russian regions: trends and prospects in the development of small and medium-sized businesses
Авторы
Аннотация
В современных условиях развития российской экономики малое предпринимательство становится приоритетным направлением развития государственной экономической политики как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. В связи с этим проведена выборка регионов Российской Федерации по степени развития малого и среднего предпринимательства. Выявлено наличие различных методик оценки эффективности государственных программ, реализуемых в российских регионах и даны рекомендации по использовании единой методики оценки их эффективности.
Ключевые слова
малое и среднее предпринимательство, российские регионы, эффективность программ
Рекомендуемая ссылка
Устойчивость развития российских регионов: тенденции и перспективы развития малого и среднего предпринимательства// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (52). Номер статьи: 5218. Дата публикации: 07.12.2017. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5218/
Authors
Abstract
In modern conditions of the Russian economy development, small businesses become a priority direction of the state economic policy trend both in the short and long term. In this connection, a sample of regions of the Russian Federation was selected according to the degree of development of small and medium-sized businesses. The availability of various methods for assessing the effectiveness of government programs implemented in the Russian regions was elicited and recommendations on a uniform methodology use for assessing their effectiveness were given.
Keywords
small and medium-sized business, Russian regions, program effectiveness
Suggested Citation
Sustainability of Russian regions: trends and prospects in the development of small and medium-sized businesses// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (52). Art. #5218. Date issued: 07.12.2017. Available at: https://eee-region.ru/article/5218/
Введение
Ведущие экономисты сходятся во мнении, что текущее состояние российской экономики можно охарактеризовать как стагнацию темпов роста, во многом объясняемой введенным экономическими санкциями, но это не единственная причина сложившейся нулевой динамики. К значимым причинам можно также отнести: снижение объемов сырьевого экспорта, который всегда играл ключевую роль в российской экономике, дисбаланс в инвестиционных потребностях отечественной экономики и фактически существующим положением вещей, а также слабое развитие малого предпринимательства.
Несмотря на декларируемую на всех уровнях значимость развития малого и среднего предпринимательства (МСП) для устойчивого роста экономики страны в целом и экономики регионов в частности и большое количество работ, посвященных этой проблеме [7-16], приходится констатировать, что отдельной государственной программы, в которой представлена стратегия развития малого и среднего предпринимательства, не существует, а перспективы и планы развития МСП анализируются в подпрограмме государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №316 [3], в которое вносился целый ряд изменений, последние – постановлением Правительства от 17 августа 2017 г. №978. Необходимо упомянуть программу, которую курирует Министерство экономического развития, «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», которая была принята практически одновременно с вышеупомянутой программой – постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. №308 (ред. от 30.03.2017) [2].
Оценка степени развития малого и среднего предпринимательства в российских регионах
Проанализируем субъекты Российской Федерации, которые реализуют программы по развитию МСП.
В целях осуществления выборки субъектов, проведем их группировку по степени развития малого и среднего предпринимательства. В этой связи, используя официальные данные (таблицы 1-3), условно обозначим регионы, где наблюдается активное, среднее и слабое развитие малого и среднего бизнеса, как регионы с опережающим развитием, регионы с умеренным и регионы с незначительным развитием малого и среднего бизнеса соответственно.
На сайте Федеральной службы государственной статистики наиболее актуальной информацией по малому и среднему предпринимательству в России являются данные по 2015 год включительно [6].
Для группировки регионов по обозначенных критериям были выбраны следующие показатели:
а) число предприятий по субъектам;
б) средняя численность работников по субъектам;
в) оборот предприятий по субъектам.
Поскольку города федерального значения выбиваются по показателям из общей репрезентативной выборки, и искажают данные анализа, в целях дальнейшего исследования данные по развитию в них организаций малого и среднего бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей не учитывались. Из представленной совокупности регионов, сгруппированных по степени развития малого и среднего предпринимательства, для анализа реализации в них государственных программ, были выбраны первые десять.
Таблица 1 — Показатели деятельности субъектов малого и среднего бизнеса в разрезе регионов Российской Федерации (опережающее развитие МСП)
Субъект Российской Федерации | Число предприятий малого и среднего бизнеса | Средняя численность работников | Оборот предприятий по субъектам |
Свердловская область | 81843 | 406,3 | 973,5 |
Московская область | 77733 | 524.3 | 1290,7 |
Новосибирская область | 76450 | 316,0 | 683,3 |
Тюменская область | 67861 | 264,7 | 729,8 |
Краснодарский край | 62713 | 367,8 | 997,7 |
Ростовская область | 54386 | 291,3 | 721,5 |
Красноярский край | 53484 | 236,1 | 432,3 |
Республика Татарстан | 48844 | 353,3 | 729,4 |
Самарская область | 46911 | 297,6 | 600,1 |
Челябинская область | 41851 | 242,3 | 496,6 |
Источник: Малое и среднее предпринимательство в России. Официальное издание. Статистический сборник. Федеральная служба государственной статистики. Москва, 2015.
Таблица 2 — Показатели деятельности субъектов малого и среднего бизнеса в разрезе регионов Российской Федерации (умеренное развитие МСП)
Субъект Российской Федерации | Число предприятий малого и среднего бизнеса | Средняя численность работников | Оборот предприятий по субъектам |
Республика Башкортостан | 41553 |
318,3 |
633,1 |
Нижегородская область | 35754 | 375,0 | 830,6 |
Пермский край | 35451 | 220,8 | 484,6 |
Кемеровская область | 33808 | 187,3 | 307,8 |
Алтайский край | 31963 | 172,8 | 290,7 |
Тюменская область без автономных округов | 31859 |
260,8 |
734,0 |
Приморский край | 31735 | 158,6 | 410,0 |
Саратовская область | 30931 | 141,3 | 247,7 |
Омская область | 30595 | 158,3 | 401,7 |
Волгоградская область | 28661 | 103,1 | 281,6 |
Источник: Малое и среднее предпринимательство в России. Официальное издание. Статистический сборник. Федеральная служба государственной статистики. Москва, 2015.
Таблица 3 — Показатели деятельности субъектов малого и среднего бизнеса в разрезе регионов Российской Федерации (незначительное развитие МСП)
Субъект Российской Федерации | Число предприятий малого и среднего бизнеса | Средняя численность работников | Оборот предприятий по субъектам |
Кабардино-Балкарская Республика | 4315 | 20,4 | 37,3 |
Республика Адыгея | 3968 | 23,9 | 43,5 |
Карачаево-Черкесская Республика | 3664 | 12,6 | 24,3 |
Республика Ингушетия | 3640 | 6,5 | 15,7 |
Магаданская область | 2873 | 11,8 | 39,4 |
Республика Алтай | 2269 | 10,8 | 10,7 |
Еврейская автономная область | 1584 | 9,1 | 14,3 |
Республика Тыва | 1324 | 5,9 | 7,8 |
Республика Калмыкия | 1091 | 8,2 | 9.5 |
Чукотский автономный округ | 380 | 1,7 | 4,1 |
Источник: Малое и среднее предпринимательство в России. Официальное издание. Статистический сборник. Федеральная служба государственной статистики. Москва, 2015.
Анализ оценки эффективности государственных программ в области малого и среднего предпринимательства
Кроме стандартных отклонений при сопоставлении целей, задач и мероприятий государственных программ, которые многократно обсуждались экономическим сообществом (дублирование целей, задач и показателей и их «размытость»; сложность анализа управленческих решений; избыточность количества соисполнителей и др.), было выявлено наличие различных методик оценки эффективности государственных программ, реализуемых в субъектах Российской Федерации.
Например, в соответствии постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 года №274 «Об утверждении методики оценки эффективности государственных программ Нижегородской области» [4], эффективность оценивается по следующей формуле:
, (1)
где
— эффективность реализации государственной программы;
— степень реализации государственной программы;
— эффективность реализации подпрограммы;
— коэффициент значимости подпрограммы;
— количество подпрограмм.
В свою очередь, постановлением Министерства экономического развития и инвестиций Республики Алтай от 21 октября 2016 года №170-ОД [5] утверждена следующая формула:
(2)
где
– коэффициент эффективности реализации государственной программы;
— фактические расходы на реализацию подпрограммы (далее по тексту – ПП), обеспечивающей программы;
— фактически достигнутое значение показателя ГП;
— весовой коэффициент основного целевого показателя государственной программы;
— запланированные расходы на реализацию государственной программы, включая все источники финансирования;
— качество управления ГП;
— количество ПП государственной программы, обеспечивающих подпрограмм;
— количество целевых показателей ГП.
Из проанализированных субъектов Российской Федерации, многие обладают собственной уникальной методикой оценки эффективности государственных программ. Следовательно, сама оценка эффективности, представленная одними субъектами, исполнителями государственных программ, утвержденных на региональном уровне, не применима в отношении других субъектов. Кроме того, оценка эффективности проводится самими ответственными исполнителями, что может искажать достоверность получаемых оценок, а результаты оценки не используются для принятия управленческих решений.
Выводы и предложения
В целях устранения выявленной проблемы, следует, во-первых, ввести обязательную ежегодную независимую оценку государственных программ, реализуемых на уровне федерации и регионов.
Во-вторых, обеспечить оценку эффективности государственных программ по единой методике в целях достижения сопоставимости полученных результатов.
В настоящее время в Российской Федерации действует «Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ» [1] (далее по тексту – Порядок), однако методику оценки эффективности Порядок не определяет. Следовательно, данный документ целесообразно пересмотреть с точки зрения внесения изменений по отражению единой методики оценки эффективности государственных программ.
Еще одной проблемой государственных программ по развитию малого и среднего предпринимательства, которые должны реализовываться в регионах Российской Федерации, является формальный подход к оценке их эффективности. Так, отдельные субъекты разрабатывают собственные методики оценки эффективности государственных программ, которые в большинстве случаев, являются несопоставимыми (таблица 4). Более того, оценка эффективности проводится самими ответственными исполнителями, что не позволяет получить достоверные результаты.
Таблица 4 — Методики оценки эффективности государственных программ, утвержденные на региональном уровне
Для устранения данных недостатков предлагается внести изменения в ст. 31 «Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» и представить его в следующей редакции (таблица 5):
Таблица 5 — Предлагаемые изменения ст. 31 «Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации»
Действующая редакция | Предлагаемые изменения |
Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы (далее — годовой отчет) подготавливается ответственным исполнителем совместно с соисполнителями государственной программы. | Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы (далее — годовой отчет) подготавливается ответственным исполнителем совместно с соисполнителями государственной программы и подлежит обязательной ежегодной независимой оценке.
|
Также предлагается п. «з», ст. 9 Порядка дополнить единой методикой оценки эффективности государственных программ.
Данные предложения позволят повысить эффективность оценки государственных программ и добиться сопоставимости полученных результатов. Положительные тенденции в российской экономике в целом и в российских регионах в частности могут начать развиваться, если будет обеспечен рост активности малого и среднего предпринимательства. Именно это может стать тем ключевым фактором, который создаст условия для снятия напряженности в социальной и производственной сферах. В связи с этим, необходимо разрабатывать такую экономическую политику, которая устранит или минимизирует ограничения, которые не дают возможности активно развивать малое и среднее предпринимательство во всех регионах Российской Федерации.
Список литературы
- Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 года №558 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации».
- Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №316 (ред. от 31.03.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономка». Подпрограмма 2 «Развитие малого и среднего предпринимательства».
- Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года №308 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона».
- Постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 года №274 «Об утверждении методики оценки эффективности государственных программ Нижегородской области»
- Постановление Министерства экономического развития и инвестиций Республики Алтай от 21 октября 2016 года №170-ОД «Об утверждении методики оценки эффективности реализации государственных программ Республики Алтай»
- Малое и среднее предпринимательство в России. Официальное издание. Статистический сборник. Федеральная служба государственной статистики. Москва, 2015.
- Борисенко Н.И. Формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (на примере Московской области) // Вопросы региональной экономики. — 2011. — Т.7. № 2. — С. 41-53.
- Бутенко Я.А. Тенденции и перспективы развития малого и среднего предпринимательства // Вестник ИжГТУ им. М.Т. Калашникова. — 2014. -№ 4 (64). — С. 53-57.
- Карпов В.В., Кораблева А.А., Мозжерина Н.Т. Анализ и совершенствование механизма государственной поддержки малого и среднего предпринимательства // Региональная экономика: теория и практика. — 2015.- № 8 (383). — С. 38-49.
- Мельничук М.В., Караев А.К. Пути решения проблем регулирования малого и среднего бизнеса в российских регионах (зарубежный опыт) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. — — №4. — С. 31-34.
- Москвина А.В., Каячев Г.Ф., Лихачева Т.П. Влияние механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства на источник экономического роста северных территорий Красноярского края // Российское предпринимательство. — 2015. — Т. 16. № 21. — С. 3765-3776.
- Семенов А.С. Анализ эффективности региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства (на примере Ленинградской области) // Журнал правовых и экономических исследований. — 2015. — № 2. — С. 204-212.
- Фаттахов Р.В. Пространственное развитие экономики России: перспективы и формирование «точек роста» // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. — 2016. — № 1. — С.43-46.
- Фрумина С.В. Системные проблемы финансирования малого бизнеса в условиях кризисного развития экономики // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. — 2017. — Т.27. № 4. — С. 63-68.
- Хамзатов В.А., Атамазова А.А. Способы и методы поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. — 2016. — № 12 (68). — С. 604-606.
- Шигин Е.Ю., Драбенко В.А. Поддержка предпринимательского сектора в условиях геополитической нестабильности // Журнал правовых и экономических исследований. — 2017. — №1. — С. 226-230.
References
- Russian Federation Government Resolution No. 558 of August 2, 2010 “On Approving the Procedure for the Development, Implementation and Evaluation of the Effectiveness of State Programs of the Russian Federation» [Ob utverzhdenii Porjadka razrabotki, realizacii i ocenki jeffektivnosti gosudarstvennyh programm Rossijskoj Federacii].
- Russian Federation Government Resolution No. 316 of April 15, 2014 (as amended on March 31, 2017) «On approval of the state program of the Russian Federation» Economic development and innovative housekeeper «. Subprogramme 2 «Development of small and medium-sized businesses» [Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Jekonomicheskoe razvitie i innovacionnaja jekonomka].
- Russian Federation Government Resolution No. 308 of April 15, 2014 «On the approval of the state program of the Russian Federation» Social and economic development of the Far East and the Baikal region » [Social’no-jekonomicheskoe razvitie Dal’nego Vostoka i Bajkal’skogo regiona].
- Decree of the Government of the Nizhny Novgorod region of April 28, 2014 No. 274 «On the approval of the methodology for assessing the effectiveness of state programs of the Nizhny Novgorod region» [Postanovleniye Pravitel’stva Nizhegorodskoi oblasti «Ob utverzhdenii metodiki otsenki effektivnosti gosudarstvennykh program Nizhegorodskoi oblasti»].
- Resolution of the Ministry of Economic Development and Investments of the Altai Republic dated October 21, 2016 No. 170-OD «On approval of the methodology for assessing the effectiveness of the implementation of the state programs of the Republic of Altai»].
- Small and medium-sized business in Russia. Official publication. Statistical collection. Federal Service of State Statistics. Moscow, 2015. [Maloe i srednee predprinimatel’stvo v Rossii. Oficial’noe izdanie. Statisticheskij sbornik].
- Borisenko N.I. Formation of an infrastructure of support of subjects of small and average business in the Russian Federation (on an example of the Moscow area) [Formirovanie infrastruktury podderzhki sub#ektov malogo i srednego predprinimatel’stva v Rossijskoj Federacii (na primere Moskovskoj oblasti)] // Issues of regional economy. 2011. — Vol.7. № 2. – pp.41-53.
- Butenko Ja.A. Trends and prospects in the development of small and medium-sized businesses [Tendencii i perspektivy razvitija malogo i srednego predprinimatel’stva] // Vestnik of Kalashnikov IzhSTU. — — № 4 (64). — pp. 53-57.
- Karpov V.V., Korableva A.A., Mozzherina N.T. Analysis and improvement of the mechanism of state support of small and medium-sized business [Analiz i sovershenstvovanie mehanizma gosudarstvennoj podderzhki malogo i srednego predprinimatel’stva] // Regional economy: theory and practice. — — №8 (383). — pp. 38-49.
- Mel’nichuk M.V., Karaev A.K. Ways to solve the problems of regulation of small and medium-sized businesses in the Russian regions (foreign experience) [Puti reshenija problem regulirovanija malogo i srednego biznesa v rossijskih regionah (zarubezhnyj opyt)] // Modern science: topical problems of theory and practice. — Series: Economics and Law. — — № 4. — pp. 31-34.
- Moskvina A.V., Kajachev G.F., Lihacheva T.P. Impact of mechanisms for supporting small and medium-sized businesses on the source of economic growth in the northern territories of the Krasnoyarsk Territory [Vlijanie mehanizmov podderzhki malogo i srednego predprinimatel’stva na istochnik jekonomicheskogo rosta severnyh territorij Krasnojarskogo kraja] // Journal of Russian Entrepreneurship. — — Vol. 16, № 21. — pp. 3765-3776.
- Semenov A.S. Analysis of the effectiveness of regional programs to support small and medium-sized businesses (the case of the Leningrad region) [Analiz jeffektivnosti regional’nyh programm podderzhki malogo i srednego predprinimatel’stva (na primere Leningradskoj oblasti)] // Journal of Legal and Economic Studies. — — № 2. — pp. 204-212.
- Fattahov R.V. Spatial development of the Russian economy: prospects and creation of «growth points» [Prostranstvennoe razvitie jekonomiki Rossii: perspektivy i formirovanie «tochek rosta»] // Bulletin of the Tula branch of Financial University. — — № 1. — pp.43-46.
- Frumina S.V.System problems of small business financing in the conditions of crisis economic development [Sistemnye problemy finansirovanija malogo biznesa v uslovijah krizisnogo razvitija jekonomiki] // Bulletin of the Udmurt University. Series Economics and Law. — — Vol.27, № 4. — pp. 63-68.
- Hamzatov V.A., Atamazova A.A. Methods and ways of supporting small and medium-sized enterprises in the Russian Federation [Sposoby i metody podderzhki malogo i srednego predprinimatel’stva v Rossijskoj Federacii] // Modern scientific research and innovations. — — № 12 (68). — pp. 604-606.
- Shigin E.Ju., Drabenko V.A. Supporting the entrepreneurial sector in conditions of geopolitical instability [Podderzhka predprinimatel’skogo sektora v uslovijah geopoliticheskoj nestabil’nosti] / E.Yu. Shigin, V.A. Drabenko // Journal of Legal and Economic Studies. — 2017. — №1.