Проблемы и перспективы развития сельских территорий России
Problems and prospects of development of rural areas in Russia
Авторы
Аннотация
Настоящее исследование посвящено весьма важным с теоретической и практической точек зрения проблемам развития сельских территорий РФ. В статье на основе доказательной базы обосновано, что современное развитие сельских территорий России нельзя признать устойчивым, поскольку не обеспечивает достойный уровень и качество жизни сельского населения, не способствует формированию территориальных саморазвивающихся и самобытных социо-эколого-экономических территориальных систем, сохранению культурных ценностей, обеспечению воспроизводства и долговременного использования природных ресурсов, продовольственную безопасность страны. Это требует незамедлительных кардинальных изменений в политике развития сельских территорий РФ с целью повышения их устойчивости.
Ключевые слова
сельские территории, сельские территории России, устойчивое развитие сельских территорий, сельское расселение, государственного регулирования развития сельских территорий, стратегия устойчивого развития сельских территорий
Рекомендуемая ссылка
Проблемы и перспективы развития сельских территорий России// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (49). Номер статьи: 4918. Дата публикации: 06.02.2017. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/4918/
Authors
Abstract
The present study is very important from a theoretical and practical point of view, the problems of development of rural territories of the Russian Federation. In article on the basis of the evidence it is proved that modern development of rural territories of Russia can not be considered stable, which is not in the national interest of the country because it does not provide a decent standard and quality of life of the rural population does not contribute to the formation of territorial self-developing and distinctive socio-ecological-economic territorial systems, preservation of cultural values, to ensure reproduction and sustainable use of natural resources, food security of the country, which in turn requires immediate radical changes in the policy of development of rural territories of the Russian Federation with the aim of increasing their sustainability.
Keywords
rural areas, rural Russia, the sustainable development of rural areas, rural settlement, the state regulation of rural development, the strategy of sustainable development of rural areas
Suggested Citation
Problems and prospects of development of rural areas in Russia// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (49). Art. #4918. Date issued: 06.02.2017. Available at: https://eee-region.ru/article/4918/
Введение
Устойчивое развитие сельских территорий, по нашему мнению, — это целенаправленный процесс долговременного (непрекращающегося) развития с сохранением этой способности в будущем, c качественным и справедливым градиентом развития в экономической, экологической и социальной сферах жизнедеятельности. Сутью этого явления является гармония как соотношение качественных различий, но взятых как единое целое: экологобезопасного хозяйствования на селе с целью обеспечения населения страны полезным (органическим) и доступным продовольствием при неизменном повышении качества жизни сельских жителей с сохранением для будущих поколений природы, культуры, традиций, среды обитания с разумным государственным участием, вовлечением институтов регионального и местного управления. Сельское развитие, безусловно, предполагает, экономический рост и рост качества человеческого капитала сельских сообществ.
Устойчивое развитие сельских территорий должно базироваться на принципах:
- экологических: рационального использования природно-ресурсного потенциала, экологически безопасного использования технологий, безопасности продовольствия;
- экономических: обеспечения устойчивости и эффективности воспроизводственных процессов и экономической самодостаточности территории, вовлечения в экономику капитала, сохранения и развития конкурентных преимуществ;
- социальных: воспроизводства жизнеобеспечения, рационализации деятельности в повышении качества жизни сельских жителей, социальной справедливости и социального контроля;
- институциональных: эффективного управления территорией, обеспечения финансовыми ресурсами и механизмами для достижения саморазвития территории, самоорганизации сельского сообщества. [1]
Сельский социум, обеспечивая экономический оборот на сельских территориях для обеспечения населения всей страны продовольствием, одновременно воспроизводят сельский уклад жизни. При этом социальное воспроизводство должно быть расширенным, что отнюдь не означает только физическое увеличение сельского населения (процессы урбанизации протекают весьма интенсивно), приоритетом должно становиться качественное изменение крестьянского сообщества. Наметившийся рост в аграрной сфере, к сожалению, в настоящее время не обеспечен адекватным предложением рабочей силы.
В плане развития обеспечения продовольственной безопасности через устойчивое сельское развитие следует отметить следующее: обеспечение доступными продуктами питания населения страны в количестве и качестве, необходимом для активной и здоровой жизни невозможно без перехода сельских территорий страны на путь устойчивого развития. И наоборот – устойчивое развитие села по антропоцентрическим и биосфероцентрическим признакам, т.е. сохранение культуры и биосферы невозможно без обеспечения их совместной безопасности. При этом очень важно, чтобы был соблюден баланс интересов сельских и городских жителей. В этом проявляются основные принципы широкого системно-синергетического подхода, которые можно даже назвать принципами ноосферогенеза. В целом, аграрная компонента, при условии сильной интегрированности в местную экономику, безусловно, имеет основную, если не основополагающую роль в развитии сельских территорий.
Важно отметить, что переход к устойчивому развитию в сельских территориях РФ будет эффективно развертываться на селе лишь в случае кардинального изменения отношения государства к сельскому развитию. Создание условий для устойчивого развития сельских территорий должно стать одним из приоритетных направлений современной государственной политики Российской Федерации.
Демографические проблемы в развитии сельских территорий
Однако на практике отношение современного российского государства к сельскому развитию пока остается крайне нерациональным, что приводит к его неустойчивому и антидинамичному развитию.
Уровень и качество жизни сельских жителей по-прежнему остаются низкими. Продолжительность жизни при рождении у сельских жителей в РФ составляет 69,2 года (городского 71,3 года). Причем разница в 2 года между продолжительностью жизни городского и сельского населения сохраняется последние 10 лет. [2]
Продолжительность жизни сельских жителей Республики Мордовия, которая является объектом нашего исследования, несколько выше среднероссийских показателей – на 0,5 года, причем данная тенденция также сохраняется в последние 15 лет. В 2014 г. продолжительность жизни при рождении у сельчан региона составила 70,05 лет, в т.ч. у мужчин – 63,8 года, у женщин – 76,3 лет. Причем женщины традиционно живут несколько дольше, чем мужчины. (рис. 1).
Для сравнения средняя продолжительность жизни при рождении в Австрии составляет – 80,9 лет, Германии – 81,0, Украине – 71,4, Молдове – 71,5, Таджикистане – 73,4.
Следует отметить традиционно высокую для российского села смертность людей в трудоспособном возрасте. В целом по РФ уровень смертности населения трудоспособных возрастов от неестественных причин – от несчастных случаев, отравлений, травм, в том числе производственно обусловленных, в настоящее время соответствует аналогичным показателям России столетней давности, почти в 2,5 раза превышает показатели, сложившиеся в развитых странах и в 1,5 раза в развивающихся. Смертность трудоспособного населения превышает аналогичный показатель по Евросоюзу в 4,5 раза. В России ежегодно умирает почти 1,9 млн. человек, из них – 600 тыс. в трудоспособном возрасте или 31,5%, их которых 500 тыс. мужчин и 100 тыс. женщин [3].
Рисунок 1 – Соотношение ожидаемой продолжительности жизни при рождении сельских жителей в РФ и РМ, лет
Соответственно в РФ высоким является и коэффициент демографической нагрузки, в 2015 г. он составил 713 чел., что больше, чем в 2002 году на 82 чел. или 12% и меньше, чем в 1970 году на 72 чел. или на 10%. Причем данный показатель имеет в последние время тенденцию к увеличению и это происходит по иным причинам, нежели во второй половине прошлого века. Тогда это происходило за счет роста численности молодого поколения, сегодня за счет старения населения и высокой смертности людей в трудоспособном возрасте. [4]
Средний возраст сельского населения и в РФ в целом и в РМ в частности имеет тенденцию к увеличению. Процесс демографического старения населения привел к тому, что на 2015 г. по сравнению с 1990 г. средний возраст сельского жителя увеличился в РФ на 6,5 лет, в РМ на 3,3 года. При этом средний возраст сельского жителя РМ больше, чем в среднем по России более чем на 4 года. [5]
Результатом негативных демографических процессов на селе является сокращение численности населения в трудоспособном возрасте. Более того, в 2015 г. доля населения в трудоспособном возрасте (55,8%) была существенно ниже, чем в городе (59,5%) и сокращение происходит более быстрыми темпами. Причем этот процесс имеет долговременный характер. По прогнозу Росстата, к началу 2020 г. численность сельского населения сократится до 35,5 млн, к началу 2030 г. – до 32,3 млн, а доля населения в трудоспособном возрасте снизится до 49,3 %. Данная ситуация, безусловно, осложняет решение проблем более полного использования природно-ресурсного потенциала сельских территорий, импортозамещения и повышения продовольственной независимости и безопасности РФ.
Роль естественных процессов урбанизации и образования в развитии сельских территорий
Следует заметить, что естественные процессы урбанизации имеют место во всех развитых странах. Доля сельского населения, например, в Германии составляет 25,1%, Дании – 12,7%, США – 18,7%, Австрии – 34,1, Бельгии – 2,7%. Однако этот вопрос в России имеет несколько иное звучание в связи не столько количества, сколько качества сельского населения. В РФ уменьшается численность допродуктивной категории населения (0-14 лет), сокращается инновационно-активное молодое население, весьма низкой является продолжительность жизни у мужчин.
Сохранение существенных различий с городом по уровню и качеству жизни, неудовлетворенность темпами положительных перемен накладывают отпечаток на социально-психологический климат в российской деревне. В этих условиях в сельской местности сохраняются высокие миграционные настроения. По данным социологического опроса Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства, проведенного в 2014 г. более 30 % сельских жителей, в том числе почти 65 % молодежи либо точно намереваются уехать, либо задумываются об отъезде из родного села или поселка. Причем количество селян, имеющих намерение уехать из-за «общей невостребованности», низкого качества жизни, уровня оплаты труда из года в год не уменьшается, а увеличивается. В 2012 г. их было менее 30%, среди молодого поколения – чуть более 50%.
При этом имеет место еще одна неблагоприятная тенденция: увеличивается доля сельского населения, имеющего намерения покинуть сельские поселения среди людей с высшим или неполным высшим образованием, таких в 2014 г. было 48,75 %. Вследствие этого еще более усиливается деинтеллектуализация сельских территорий, связанная с миграцией существующих квалифицированных кадров в город и нежеланием работать на селе выпускников аграрных Вузов ввиду карьерной и жизненной бесперспективности. [6]
В 2014 г. среднее профессиональное образование имели около 21 % занятых в сельском хозяйстве, высшее профессиональное – менее 10 %. Около 80 % выпускников сельскохозяйственных вузов не идут на работу в сельское хозяйство. При сохранении такого положения через 3–5 лет в сельхозпроизводстве почти не останется квалифицированных механизаторов, агрономов, зоотехников и других специалистов. Уже в 2015 г., по данным ведомственного учета Минсельхоза России, дефицит дипломированных специалистов в отрасли составил 38,4 человек или 16%, а дефицит рабочих кадров, имеющих профессиональное образование 312,6 тыс. или 29%.
Начиная с 90-х годов прошлого века, в сельской местности РФ и ее регионах наблюдается экономическая, демографическая, экистическая, социальная и экологическая деградация. Процессы обезлюдения села были заложены еще реконструкцией сельского расселения через укрупнение, т.е. сселение жителей мелких и мельчайших поселений в ближайшие крупные, ликвидация хуторской, мелкоселенной системы расселения, резкое сокращение общей численности населенных пунктов в 70-х годах ХХ века. [7]
Сегодня в структуре сельского расселения преобладают малочисленные сельские населенные пункты. Сокращение, как количества средних населенных пунктов, так, соответственно, и численности проживающего в них населения приводит к увеличению малых деревень (менее 10 жителей), которые через определенное время станут нежилыми.
Во многом данный процесс укрупнения связан с индексом риска развития бедности по населенным пунктам с различной численностью населения, который в 2015 г. среди населенных пунктов РФ наименьшее значение имел для территорий с численностью свыше 5 тыс. чел. – 1,42, тогда как в населенных пунктах с численностью менее 200 чел он имел значение 2,53. Т.е. имеет место следующая тенденция, чем больше по численности сельский населенный пункт, чем ниже индекс риска развития бедности, тем выше там качество жизни населения.
Социальные-экономические проблемы в развитии сельских территорий
По-прежнему одной из самых низких в стране остается оплата труда на селе. Если средняя заработная плата россиян в 2015 г. составляла 34029,5 руб., то в сельском хозяйстве 19721,1 руб., или 58% от средней по РФ. Причем данная ситуация имеет тенденцию к ухудшению в последние годы – в 2014 г. это соотношение составляло 64,2%. Ниже заработная плата только в обработке древесины – на 9% и в текстильном и швейном производстве – на 18,5%. Причем в 2015 г. в связи с экономическим кризисом резко выросла просроченная задолженность по заработной плате перед работниками сельского хозяйства, составив 255 млн руб., что к уровню 2014 г. составляет рост в 1,5 раза. Численность работников, перед которыми в сельском хозяйстве страны сохраняется просроченная задолженность составляет 9,7%, это значительно больше, чем во всех других отраслях экономики.
В сельской местности РФ по-прежнему проживает значительное количество людей с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума – 20,1%.
С каждым годом в РФ появляются все больше сельских населенных пунктов, не имеющих на своей территории сельхозпредприятий и других организаций. Население этих сел и деревень вынуждены выезжать на заработки в другие населенные пункты, заниматься исключительно производством сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах. Значительная часть трудоспособного населения таких сел не имеет регулярных источников дохода. Следует заметить, что личные подсобные хозяйства не дают большого дохода селянам по причине неразвитости кооперации, рынков сбыта, а главное развитой системы государственного регулирования производства экологически чистой, органической продукции в системе хозяйств населения. Как следствие, в последние годы значительно уменьшается количество сельскохозяйственной продукции, производимой хозяйствами населения. Так в 2015 г. по сравнению с 2005 г. это снижение составило 21,1%.
Итак, проведенные исследования позволяют утверждать о низком уровне жизни сельского населения, дискриминации аграрного труда, недостаточном уровне развития сельского хозяйства региона, как следствие, глубоких демографических проблемах, что, в конечном итоге, приводит к неустойчивому развитию сельских территорий.
Однако, несмотря на ряд негативных тенденций в их развитии последних лет, на наш взгляд, точка невозврата еще не пройдена. Сельские территории обладают большой притягательностью для проживания в виду гораздо более чистой экологии, чем в городе, традиционного уклада жизни, особой культуры и пр., и при достижении (с помощью достаточных мер государственного регулирования) высокого уровня и качества жизни сельского населения многие из них будут способны выполнять важнейшие народнохозяйственные функции в социально-экономическом развитии страны и регионов.
Требуются срочные государственные меры по обеспечению развития сельских территорий с целью повышения его устойчивости, особенно в части создании широкого спектра качественных рабочих мест и улучшении общего развития на местном уровне, а именно через содействие диверсификации, созданию и развитию малых предприятий на селе, в том числе с применением органических методов хозяйствования. Цели и принципы государственного регулирования развития сельских территорий формирует стратегия их развития. Она, характеризуя основные положения деятельности государства в сельском развитии опирается на соответствующее законодательство, которое воплощается политике устойчивого развития сельских территорий. [8]
Заключение
Таким образом, политика развития сельских территорий – это отношение государства к сельским территориям как единым территориальным исторически сложившимся комплексам, выполняющим производственно-экономическую, социально-демографическую, культурную, природоохранную, рекреационную и другие общенациональные функции.
Собственно, подобный подход к развитию сельских территорий имеет место в Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, где в качестве основных целей государственной политики в области обеспечения устойчивого развития сельских территорий на период до 2030 года определены: создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения сельскими территориями их общенациональных функций и решения задач территориального развития; обеспечение стабилизации численности сельского населения и создание условий для его роста за счет снижения смертности, увеличения ожидаемой продолжительности жизни, уменьшения миграционного оттока населения; обеспечение занятости, повышение уровня и качества жизни сельского населения с учетом современных требований и стандартов; повышение эффективности сельского хозяйства и пр.
Представляется, что регулирующее воздействие государства должно исходить из объективной необходимости, сообразуясь с приоритетами стратегии развития. [9]
Более того, все действия по регулированию должны быть правообеспечены, согласованы с объемами реальных ресурсов и целеориентированы. В кризисных ситуациях государственное регулирование должно выступать в качестве организующего начала развития. [10]
Социально-экономическую политику по развитию сельских территорий необходимо рассматривать как сферу взаимной ответственности государства, муниципалитетов, науки, бизнеса и гражданского общества за обеспечение достойного качества жизни людей, а качество жизни – как критерий эффективности государственного регулирования.[11] В условиях неравномерности территориального развития только объединение усилий государства, муниципальных образований, бизнеса и гражданских организаций — государственно-частное партнерство — способно вывести те или иные сельские территории на траекторию устойчивого социально-экономического развития.
Библиографический список:
- Меренкова И.Н. Устойчивое развитие сельских территорий: теория, методология и практика. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Воронеж, 2011.: ГНУ НИИЭОАПК ЦЧР России, 2011.
- Отчет о научно-исследовательской работе ВИАПИИ им. А.А. Никонова «Теория и механизмы формирования новой социальной парадигмы устойчивого развития сельских территорий». М. – 2015. С.34.
- В России вырос уровень смертности среди трудоспособного населения // https://www.yuga.ru/news/382287/
- Социальное положение и уровень жизни населения России. 2015: Стат.сб. / Росстат — M., 2015. – 311 c.
- Мордовия: Стат. Ежегодник / Мордовиястат. — Саранск, 2015. — 459 с., Демографический ежегодник России. 2015: Стат. сб./ Росстат. – M., 2015. – 263 c.
- Чугунова, Н.В.. Существующие тенденции и пути развития населения и экистики Белгородской области / Н.В. Чугунова, Т.А. Полякова // Часопис соціально-економічної географії: міжрегіон. зб. наук. праць. – Харків, 2009. – № 6 (1). – С. 106-112.
- Социальное положение и уровень жизни населения России. Стат. сб. / Росстат — M., 2015. – С. 69.
- Полушкина Т.М. Развитие теории и методологии государственного регулирования аграрной сферы экономики // диссертация на соискание уч. степ. докт. экон. наук, Саранск, 2010. – С. 17-33.
- Проблемы экономики и управления предприятиями, отраслями, комплексами. Акчурина И.Г., Алимирзоева М.Г., Арбузов А.А., Арбузова Н.Ю., Бычкова Е.С., Васина А.Б., Ветшева В.Ф., Волкова Н.В., Гафиятуллина А.З., Джафарова З.К., Егорова О.И., Елкин С.Е., Загора И.П., Иванов С.В., Княжев О.В., Лазарева Н.В., Лыков С.Н., Метелев С.Е., Олейник Е.Б., Поклонова Е.В. и др. Ставрополь, 2012.
- Полушкина Т.М. Формирование рациональной системы государственного регулирования аграрной сферы экономики, отвечающей требованиям экономически эффективной аграрной политики // Фундаментальные исследования, 2012. № 9-4. – С. 976-980
- Коваленко Е.Г. Проблемы и механизмы развития сельских территорий // Фундаментальные исследования. № 3-3. – С. 687-690.
References:
- Merenkova I. N. Sustainable development of rural territories: theory, methodology and practice. Abstract of dissertation for the degree of doctor of economic Sciences. Voronezh, 2011.: State NIIEOAPK Central Chernozem region of Russia, 2011.
- Report on research work VIAPI them. A. A. Nikonov, «the Theory and mechanisms of formation of new social paradigms for sustainable development of rural territories». – 2015. P. 34.
- Increased mortality among the working population // https://www.yuga.ru/news/382287/
- Social status and living standards of Russia’s population. 2015: Stat.SB. / Rosstat — M., 2015. – 311 c.
- Mordovia: Stat. Yearbook / Nordovest. — Saransk, 2015. — 459 p., Demographic Yearbook of Russia. 2015: Stat. SB./ Rosstat. – M., 2015. – 263 c.
- Chugunova, N… Current trends and ways of development of the population and ekistics Belgorod region / N. In. Chugunova, T. A. Polyakova // journal socalo-econome GeoGraph: Mirage. ZB. Sciences. ]. – Harkiv, 2009. – № 6 (1). – P. 106-112.
- Social status and living standards of Russia’s population. Stat. SB. / Rosstat — M., 2015. – P.69.
- Polushkina T. M. Development of theory and methodology of state regulation of agrarian sphere of economy // the dissertation on competition Uch. step. doctor. Sciences, Saransk, 2010. – S. 17-33.
- Problems of Economics and management of enterprises, branches, complexes. I. G. Akchurina, Alimirzoev M. G., Arbuzov A. A., Arbuzova N. Yu., Bychkova E. S., Vasin, A. B., Vatcheva V. F., Volkova N. In. Gafiatullina A. Z. Dzhafarova Z. K., Egorova, O. I., Elkin S.E., Zagora I. P., Ivanov S. V., Knyazev O. V., Lazarev N. In. Lykov S. N., Metelev S. E., Oleinik E. B., Poklonova E. V. et al., Stavropol, 2012.
- Polushkina T. M. Formation of a rational system of state regulation of agrarian sector of economy meeting the requirements of cost-effective agricultural policy // basic research, 2012. 9-4. – P. 976-980.
- Kovalenko E. G., Problems and mechanisms of development of rural territories // Fundamental research. 2012. No. 3-3. – S. 687-690.
Еще в рубриках
Экономика народонаселения и экономика труда
Экономика агропромышленного комплекса (АПК) региона