Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №4 (48), 2016

Анализ инвестиционной деятельности регионов Приволжского федерального округа

Analysis of investment activity of the Volga Federal District

Авторы


доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры национальной и региональной экономики
Россия, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
lilia.tambov@mail.ru


соискатель кафедры национальной и региональной экономики
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Andreeva_Alya@mail.ru

Аннотация

Цель исследования заключалась в выявлении сложившихся тенденций в инвестиционной деятельности регионов Приволжского федерального округа, что позволило выявить регионы-лидеры и регионы-аутсайдеры. В работе проведен анализ таких показателей как: объем инвестиций в основной капитал исследуемых регионов, структура инвестиций в основной капитал по отдельным видам экономической деятельности, доля инвестиций в основной капитал к валовому региональному продукту, объем иностранных инвестиций. В статье проанализирована практика внедрения современных инструментов стимулирования инвестиционной деятельности в исследуемых регионах. Представленный материал может быть использован при разработке региональных инвестиционных стратегий.

Ключевые слова

инвестиционная деятельность, регион, Приволжский федеральный округ, Региональный инвестиционный стандарт, Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата российских регионов

Рекомендуемая ссылка
Чайникова Лилия Николаевна , Трещева Алевтина Александровна
Анализ инвестиционной деятельности регионов Приволжского федерального округа// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (48). Номер статьи: 4819. Дата публикации: . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/4819/
Authors

Chajnikova Lilija Nikolaevna
Doctor of Economics, professor of the department of national and the regional economy
Russia, Russian University of Economics named G.V. Plehanov
lilia.tambov@mail.ru

Treshheva Alevtina Aleksandrovna
Competitor of the Department of National and Regional Economy
Russia, Russian University of Economics named G.V. Plehanov
Andreeva_Alya@mail.ru

Abstract

The purpose of the study was to identify current trends in investment activity regions of the Volga Federal District, which revealed the regions leaders and outsiders regions. The analysis of indicators such as the volume of investment in fixed assets studied regions, the structure of investment in fixed assets for certain types of economic activity, the proportion of investment in fixed assets to gross regional product, the volume of foreign investment. The article analyzes the practice of introducing modern instruments to stimulate investment activity in the studied regions. The material can be used in the development of regional investment strategies.

Keywords

investment activity, region, Volga Federal District, Regional Investment standards, national investment climate rating of Russian regions

Suggested Citation
Chajnikova Lilija Nikolaevna , Treshheva Alevtina Aleksandrovna
Analysis of investment activity of the Volga Federal District. Regional economy and management: electronic scientific journal. №4 (48). Art. #4819. Date issued: 2016-11-26. Available at: https://eee-region.ru/article/4819/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Модернизация экономики регионов России, основой которой является инновационное возрождение промышленности, предполагает постоянную заинтересованность региональных властей в привлечении инвесторов, прежде всего в промышленно развитые регионы [1].

Для проведения эффективной инвестиционной политики необходимо постоянное наблюдение за положением дел в сфере инвестиционной деятельности и анализ происходящих в ней изменений. Мониторинг должен проводиться на основании постоянно пополняющейся и совершенствующейся информационной базы данных инвестиционных проектов организаций города, а также базы данных потенциальных инвесторов [2].

Нами в качества объекта исследования выбран Приволжский федеральный округ (ПФО), доля валового регионального продукта которого в  общероссийском показателе на протяжении десяти лет стабильно составляет более 15% (табл. 1).

 

Таблица 1 – Доля ВРП Приволжского федерального округа в ВРП России, %*

Года 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Доля 15,52 15,62 15,49 15,70 15,38 15,15 15,53 15,75 15,66 15,57

* Источник: [Рассчитано авторами на основе данных: Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/region/reg-pok15.pdf. Дата обращения: 21.09.2016].

 

Основные конкурентные преимущества, способствующие оптимизации инвестиционной деятельности в ПФО обусловливаются [3]: сложившейся в регионе политической стабильностью; выгодным экономико-географическим положением; благоприятными природно-климатическими условиями; достаточно емким региональным потребительским рынком; наличием квалифицированных кадров; наличием инвестиционно-привлекательных секторов; деятельностью государственного аппарата по привлечению инвестиций.

 

Анализ динамики инвестиций в основной капитал

Анализ данных, приведенных в табл.2, позволяет оценить прирост инвестиций в основной капитал в субъектах ПФО.

 

Таблица 2 — Динамика инвестиций в основной капитал ПФО и его субъектов, млрд. руб.

Субъекты

 

 

2007

 

2008

 

2009

 

2010

 

2011

 

2012

 

2013

 

2014

Изменения показателя за 2014 г. относительно данных за 2007 г.*
Абс. Отн.,

%

Российская Федерация 6716,2 8781,6 7976,0 9152,1 11035,7 12586,1 13450,2 13557,5 +6841,3 +101,8
ПФО 1076,7 1455,1 1255,7 1323,4 1685,4 1980,6 2301,2 2355,9 +1279,2 +118,8
Республика Башкортостан 148,0 207,1 139,7 139,6 184,9 232,9 266,3 285,5 +137,5 +92,9
Республика Марий Эл 17,1 21,0 15,9 21,2 26,6 30,6 46,2 48,3 +31,2 +182,4
Республика Мордовия 26,4 37,9 32,6 38,4 46,6 49,5 53,7 55,2 +28,8 +109,0
Республика Татарстан 210,1 268,6 268,0 306,0 386,1 464,7 525,7 542,7 +332,6 +158,3
Удмуртская Республика 44,5 49,9 41,3 42,3 60,9 57,2 82,6 89,8 +45,3 +101,7
Чувашская Республика 37,2 49,6 41,6 43,8 55,5 65,2 60,1 56,4 +19,2 +51,6
Пермский край 101,8 152,4 134,5 129,9 133,9 158,3 219,4 185,6 +83,8 +82,3
Кировская область 37,5 40,5 29,5 30,6 37,8 50,1 58,6 56,2 +18,7 +49,8
Нижегородская область 121,7 195,6 196,4 172,3 221,7 258,2 280,8 286,6 +164,9 +135,4
Оренбургская область 76,6 103,2 88,8 97,5 113,0 151,2 152,8 150,2 +73,6 +96,0
Пензенская область 39,9 55,2 46,7 46,3 57,1 72,3 82,1 83,6 +43,7 +109,5
Самарская область 126,7 145,8 110,0 132,6 198,7 204,2 269,7 300,3 +173,6 +137,0
Саратовская область 56,8 78,2 62,1 78,1 100,7 113,4 125,8 132,8 +76,0 +133,8
Ульяновская область 32,5 49,9 48,7 44,8 61,8 72,8 76,8 82,1 +49,6 +152,6

*Источник: [Рассчитано авторами на основе данных: Федеральная служба государственной статистики. Инвестиции в основной капитал (в действующих ценах, млрд. рублей).  Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/region/reg-pok15.pdf. Дата обращения: 21.09.2016].

 

Следует отметить как положительную тенденцию прирост инвестиций в основной капитал в абсолютном выражении, который за исследуемый период составил 1279,2 млрд. руб., т.е.  увеличился на 118%. Доля ПФО в общероссийском объеме инвестиций в 2014 году составила 17% от общего объема инвестиций в основной капитал РФ.

Наибольший объем инвестиций был аккумулирован в Республике Татарстан, что в целом объективно соответствует экономическому потенциалу данного региона. Увеличение относительной доли инвестиций в основной капитал Татарстана составило (+158,3%). Наибольший прирост доли инвестиций среди регионов ПФО наблюдался в Республике Марий Эл (+182,4%), в которой реализуются следующие инвестиционные проекты: по производству пищевых продуктов и сельскохозяйственной продукции, в том числе создание современного птицеводческого комплекса «Птицефабрика «Акашевская», по производству строительных материалов и нефтепродуктов, ведется строительство второй линии газопровода – отвода к г. Йошкар-Ола, активно развивается национальный парк «Марий Чодра».

Самые низкие значения анализируемого показателя у Кировской области (+49,8%), основная причина – отсутствие крупных проектов в регионе, которые могли бы заинтересовать потенциальных инвесторов.

Как негативную тенденцию следует отметить замедления притока инвестиций в ПФО в последние годы, связанное с геополитическими рисками, падением цен на нефть, введение странами ЕЭС антироссийских санкций и др., что свидетельствует о снижении экономического роста.  В случае неблагоприятной макроэкономической конъюнктуры для округа может возникнуть угроза затяжной экономической рецессии, консервации проблем на рынке труда, оттока квалифицированных кадров и капитала. Отсутствие должного объема инвестиций может привести в будущем к недостатку современных основных фондов и производственных активов, а также снижению конкурентоспособности предприятий и региона в целом.

 

Анализ динамики инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в регионах

Для более детального мониторинга инвестиционной деятельности субъектов ПФО, рассмотрим динамику инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в периоды с разными макроэкономическими условиями. Наиболее показательными, на наш взгляд, являются 2007, 2009, 2014 гг. В зависимости от макроэкономических условий в РФ в различные периоды (подъем экономики, посткризисное состояние), данные временные отрезки более четко отражают изменения исследуемого показателя.

Особенностью ПФО является неоднородность и неравномерный характер распределения инвестиционной активности по территории округа.

Анализ статистических данных (табл.3), позволил выделить следующие тенденции. Наиболее заметно увеличилась доля инвестиций в добычу полезных ископаемых в Пермском крае (+165,7%). Данный субъект является одним из крупнейших центров добычи минерального сырья в России (нефть, газ, минеральные соли, алмазы, торф, известняк, драгоценные камни).  Наибольшая добыча производится такими предприятиями, как «ООО «ЛУКойл-Пермь», ООО «Урал-Ойл», ООО «Энергетическая компания «РИФ» и др.

 

Таблица 3 –  Структура инвестиций в основной капитал по отдельным видам экономической деятельности в 2007, 2009, 2014 гг.  %

 

Субъекты ПФО

Годы Всего Добыча полезных ископаемых Обрабатывающее

производство

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Строительство Оптовая и розничная торговля Транспорт и связь
ПФО

Всего:

2007 100 9,5 26,0 5,9 1,9 3,1 19,1
2009 100 9,8 31,0 6,9 1,4 2,3 18,5
2014 100 13,3 35,4 8,4 1,5 2,3 13,7
Республика

Башкортостан

2007 100 10,2 24,7 4,9 1,4 4,7 22,0
2009 100 10,2 23,9 5,9 2,8 4,7 20,1
2014 100 14,0 24,6 5,8 1,6 2,1 19,8
Республика

Марий Эл

2007 100 23,3 6,8 1,6 4,2 15,7
2009 100 35,7 7,5 0,5 1,6 12,6
2014 100 16,5 3,7 0,4 3,8 8,4
Республика

Мордовия

2007 100 0,01 32,7 3,6 1,2 0,1 13,0
2009 100 33,9 3,3 0,7 0,6 9,7
2014 100 26,3 4,1 3,8 1,4 11,4
Республика

Татарстан

2007 100 11,2 29,9 3,4 1,6 0,1 12,0
2009 100 10,0 38,9 5,2 1,6 1,6 11,7
2014 100 11,1 47,5 4,7 4,7 2,7 9,4
Удмуртская

Республика

2007 100 15,7 16,0 5,9 3,6 1,7 18,4
2009 100 17,7 21,9 5,7 1,5 3,5 17,9
2014 100 18,0 33,1 4,5 2,1 2,1 7,2
Чувашская

Республика

2007 100 0,03 19,9 5,9 3,8 0,1 26,3
2009 100 0,02 18,3 6,1 0,9 2,5 20,4
2014 100 19,7 0,09 8,1 1,1 2,1 17,9
Пермский

Край

2007 100 11,1 35,7 9,2 3,5 1,8 17,3
2009 100 12,0 30,7 9,9 0,9 3,5 17,9
2014 100 29,5 34,7 8,4 2,4 1,3 8,2
Кировская

область

2007 100 0,04 27,8 8,3 1,1 1,8 10,5
2009 100 0,4 21,4 8,4 0,7 5,4 13,6
2014 100 0,1 31,5 16,3 16,3 2,1 12,1
Нижегородская

область

2007 100 0,1 27,5 20,1 4,9 21,0 72,2
2009 100 0,03 49,4 6,02 0,5 1,7 17,5
2014 100 0,06 47,3 9,9 9,9 2,9 14,9
Оренбургская

область

2007 100 35,4 20,6 5,9 2,9 1,4 11,8
2009 100 40,4 14,6 4,7 3,4 0,3 17,7
2014 100 49,4 15,2 4,2 0,8 1,5 10,3
Пензенская

Область

 

2007 100 0,1 10,9 2,8 1,1 1,2 13,1
2009 100 0,04 10,7 5,6 0,4 0,9 11,7
2014 100 18,5 3,2 0,2 3,0 26,4
 

Самарская

область

2007 100 9,6 28,6 4,8 1,2 4,1 25,2
2009 100 10,6 24,3 11,3 1,9 3,6 26,5
2014 100 12,1 39,7 13,6 1,5 1,6 16,7
Саратовская

область

2007 100 4,2 17,4 11,6 3,4 0,2 34,7
2009 100 5,9 16,9 11,6 1,7 5,0 22,4
2014 100 2,9 39,7 19,6 1,6 2,5 20,7
Ульяновская

область

2007 100 2,0 14,4 9,7 1,0 2,2 37,1
2009 100 1,4 34,3 4,8 2,3 2,3 25,7
2014 100 4,05 36,3 6,9 1,3 5,3 16,9

Источник: [Рассчитано авторами на основе данных: Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru. Дата обращения: 23.09.2016].

 

Увеличение доли инвестиций в данный вид экономической деятельности наблюдался в Республике Башкортостан (+37,2%) конкурентными преимуществами которой является наличие крупных производств и технологий в топливном, химическом и нефтехимическом видах экономической деятельности, машиностроении, имеющих экспортную составляющую (ОАО «Башнефть», ООО «Башкирская медь» и др.) [4].

Анализируя данные табл.3, необходимо выделить Нижегородскую область, в которой увеличилась относительная доля объема инвестиций в обрабатывающее производство (+72,0%). В области   расположены перспективные высокотехнологичные производства в сфере электронного оборудования, энергетики, переработки сельскохозяйственной продукции (ОАО «Гидроагрегат», ОАО «Коммаш», ОАО «Заволжский моторный завод, и др.), что делает ее привлекательной для инвестиционной деятельности. Необходимо оценить, как положительную тенденцию увеличение доли инвестиций в обрабатывающем производстве в Республике Татарстан (+58,8%), обладая богатой природно-сырьевой базой «нефтяная столица Поволжья» не считает приоритетом продажу сырья, а вкладывает денежные средства и привлекает инвесторов на создание нефтеперерабатывающих производств (ОАО «Тенеко», ПАО «Татнефть»), в развитие нефтехимии и инноваций (особая экономическая зона «Алабуга»). Необходимо отметить Самарскую область, где также наблюдалось увеличение исследуемого показателя (+38,8%) в обрабатывающее производство. В области сформирован мощный инновационный территориальный аэрокосмический кластер, который объединяет ведущие предприятия в области ракетостроения, двигателестроения и производства авиационной техники (ОАО «Кузнецов», ОАО «Завод авиационных подшипников», ОАО «Агрегат» и др.). Развивается автомобильный кластер, системообразующим которого является крупнейший в России завод ОАО «АвтоВАЗ», основными направлениями деятельности которого являются разработка, производство и послепродажное обслуживание легковых автомобилей, прикладные исследования и разработки в области создания и совершенствования узлов и агрегатов транспортных средств, новых материалов и технологических процессов. Функционирует нефтехимический кластер, в котором сосредоточены крупные предприятия по нефтепереработке и химическому производству [5]. В тоже время значительно сократилась доля инвестиций в обрабатывающее производство в Республиках Марий Эл (-29,1%) и Мордовии (-19,5%), Оренбургской области (-26,2%), а также Чувашской Республике (-99,4%). Такие структурные сдвиги, в результате которых происходит сокращение доли инвестиций в обрабатывающее производство, во многом препятствуют формированию новой модели экономического роста, основой которой является инновационное возрождение промышленности.

Увеличение доли инвестиций в производство и распределение электроэнергии, газа и воды в большинстве субъектов ПФО необходимо оценивать как положительную тенденцию, так как данный вид экономической деятельности характеризуется высокой степенью износа основных фондов (исключение составляет Нижегородская область, где наблюдается сокращение исследуемого параметра (-50,7%)). Кроме того, необходимо отметить незначительное уменьшение доли инвестиций по Приволжскому федеральному округу в целом за исследуемый период в транспорт и связь (-28,2%), строительство (-21,1%), торговлю (-28,2%), в основном это связано с ростом издержек производства, вызванным увеличением цен на сырье, энергоносители, услуги естественных монополий.

Анализируя динамику изменения доли инвестиций в основной капитал по отдельным видам экономической деятельности, необходимо отметить, что основной инвестиционный потенциал ПФО сосредоточен в Республиках Татарстан, Башкортостан, Самарской и Нижегородской областях, в Пермском крае. На долю этих регионов приходится более 50% всех инвестиций ПФО, которые концентрируются преимущественно в таких видах экономической деятельности как добыча полезных ископаемых, обрабатывающем производстве, строительстве и производстве и распределение электроэнергии, газа и воды [6]. Основной причиной такой неравномерности, на наш взгляд, является исторически сложившиеся структура хозяйства в этих субъектах, которые создают неравные стартовые условия для развития экономики субъектов. Другая причина дифференциации уровня развития регионов заключается в неравномерном размещение наиболее эксплуатируемых природных ресурсов, которое и привело к возникновению диспропорций в развитии промышленности субъектов ПФО.

В целом по округу за исследуемый период существенного снижения инвестиционных потоков не произошло, а кратковременный отток спекулятивного капитала был своевременно парирован действиями Правительства РФ («Антикризисная политика Правительства РФ в 2008-2009 гг.») [7].

 

Анализ доли инвестиций в основной капитал к ВРП

Особую значимость в стимулирование инвестиционной деятельности имеют объемы реальных инвестиций, которые можно характеризовать таким показателем, как доля инвестиций в основной капитал в ВРП (табл.4).

 

Таблица 4 — Динамика доли инвестиций в основной капитал к ВРП по субъектам ПФО

Субъекты

ПФО

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 Изменения показателя 2014 г. относительно 2007 г.
Абс. Отн.,

п.п.

Республика Башкортостан 27,1 27,4 22,8 20,2 19,4 19,6 21,0 22,8 -4,3 -15,8
Республика Марий Эл 31,2 32,5 32,2 27,0 27,5 27,7 36,2 33,5 +2,3 +7,3
Республика Мордовия 35,5 41,7 35,1 39,1 36,7 37,1 35,9 32,3 -3,2 +9,0
Республика Татарстан 28,3 29,4 31,3 39,7 30,2 31,1 33,6 32,4 +4,1 +14,4
Удмуртская Республика 21,6 22,0 17,5 19,3 18,1 18,5 17,7 20,3 -1,3 -6,0
Чувашская Республика 30,8 32,5 25,5 27,9 29,4 30,1 26,3 24,0 -6,8 -22,0
Пермский край 25,6 25,0 24,5 22,1 16,6 17,1 21,1 19,1 -6,5 -25,3
Кировская область 31,6 28,2 21,5 20,7 18,6 18,4 25,2 22,4 -9,2 -29,1
Нижегородская область 28,1 35,2 36,8 29,7 28,7 29,1 29,4 28,2 +0,1 +0,3
Оренбургская область 21,6 25,3 22,8 22,7 20,4 21,1 21,5 20,5 -1,1 -5,1
Пензенская область 36,9 35,6 29,6 28,8 28,5 28,7 29,8 28,1 -8,8 -23,8
Самарская область 23,4 21,2 19,0 25,8 23,8 24,1 25,2 26,0 +2,6 +11,1
Саратовская область 22,4 25,6 20,7 21.6 23,5 23,9 23,1 23,6 +1,2 +5,4
Ульяновская область 28,0 32,1 32,0 27,4 27,6 27,9 29,2 29,4 +1,4 +5

Источник: [Рассчитано авторами на основе данных: Федеральная служба государственной статистики. Инвестиции в основной капитал (в действующих ценах, млрд. рублей).  Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/region/reg-pok15.pdf.Дата обращения: 21.09.2016].

 

Среди регионов ПФО наблюдается как положительные, так и отрицательные тенденции в изменение доли инвестиций в основной капитал в ВРП в течение 2007-2014 гг. Наибольший рост исследуемого показателя у Республики Татарстан (+14,4%), Самарской области (+11,1%), Республики Мордовии (+9,0%). Максимальное снижение исследуемого показателя характерно для Кировской области (-29,1%), Пермского края (-25,3%), Пензенской области (-23,8%).

Проводя анализ инвестиционной деятельности, необходимо отметить Республику Татарстан, имеющую развитую инновационную инфраструктуру которая включает в себя: технополис  «Химград», специализирующейся в сфере нефтехимии; 3 технопарков, среди которых лучший технопарк России в IT-сфере; 2 индустиальных парка, среди которых крупнейший индустриальный парк с предприятиями в области машиностроения КИП «Мастер», созданный при поддержке ОАО «Камаз»; 1 технополис; 7 бизнес-инкубаторов; первый в стане Центр нанотехнологий; 1 особые экономические зоны («Алабуга»); финансовые институты развития, которые отличаются по видам деятельности и способам поддержки инвестиционной деятельности [8].

Серьезным конкурентным преимуществом Республики Татарстан является самодостаточность ее энергосистемы, которая входит в четверку самых крупных региональных энергосистем страны [9]. В частности, на инвестиционную привлекательность значительное влияние оказывают тарифы на электро- и тепло- энергию.  В настоящее время реализуется комплекс мероприятий по снижению стоимости технологического присоединения к электрическим сетям, сроков подключения, а также по сдерживанию цен на электроэнергию [10].

В сравнение с другими регионами ПФО Самарская область имеет достаточно стабильную динамику исследуемого показателя. В регионе реализуется ряд масштабных долгосрочных проектов федерального значения, например, строительство стадиона и инфраструктуры к Чемпионату Мира по футболу 2018 года (общая стоимость проекта превышает 13,4 млрд. руб.), реконструкция (строительство) и модернизация объектов инфраструктурного комплекса международного аэропорта «Курумоч» (общая стоимость проекта более 12,3 млрд. руб.), строительство мостового перехода «Фрунзенский» через реку Самара с выходом на автомобильную дорогу «Автомобильный маршрут «Центр – Поволжье – Урал» (общий объем инвестиций в  проект составляет 20,6 млрд. руб.) и др.

Положительные тенденции наблюдаются в Республике Мордовии, объем инвестиций в основной капитал которой в 2014 году, составил более 55,2 млрд. рублей (108,2 % к уровню 2013 г.). В Мордовии в последние годы (какие?) реализуется целый ряд особо значимых для экономики республики проектов. Продолжаются работы по созданию Технопарка республики – одного из тринадцати технопарков России, входящих в комплексную Государственную программу «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» (общий объем инвестиций в проект составляет 15,26 млрд. руб.) В результате реализации данного проекта в республике будут созданы 9400 рабочих мест. Также планируется модернизация цементного производства на базе ОАО «Мордовцемент» (объем инвестиций в проект составляет 29,2 млрд. руб.) и создание производственного комплекса по выпуску стального и чугунного литья (объем инвестиций в проект составляет 4,4 млрд. руб.), которые дадут еще 336 и 600 рабочих мест соответственно.

Максимальное снижение доли инвестиций в основной капитал в ВРП характерно для Кировской области. Недостаточная обеспеченность инфраструктурой является одним из основных факторов, сдерживающих инвестиционную деятельность. В целях развития инфраструктуры и повышения инвестиционной привлекательности в области осуществляется формирование плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры с планируемыми сроками строительства объектов до 2022 года.

 

Анализ поступления иностранных инвестиций

Как показывают данные (табл. 5), в течение анализируемого периода (2007-2013 гг.) в большинстве субъектов ПФО доля прямых иностранных инвестиций увеличилась (исключение составляет Чувашская Республика, где наблюдается максимальное сокращение исследуемого параметра (-94,2%)).

 

Таблица 5 — Поступление иностранных инвестиций по регионам ПФО в 2007-2013 гг., в действующих ценах, млн. долл. США

 

Субъекты ПФО

 

2007

 

2008

 

2009

 

2010

 

2011

 

2012

 

2013

 

Изменения показателя 2013 г. относительно 2010 г.
Абс. Отн.
Республика

Башкортостан

320 178 169 507 314 596 303 -17 -5,3
Республика

Марий Эл

3 0,5 28 2 7 34 8 4 +133,3
Республика

Мордовия

40 25 57 46 140 152 109 +69 +172,5
Республика

Татарстан

1679 2594 2240 4150 857 736 894 -785 -46,7
Удмуртская

Республика

78 78 87 37 41 6 49 +8 +10,2
Чувашская

Республика

94 27 46 87 15 11 5 -82 -94,2
Пермский край 226 475 346 486 1710 930 2699 +2213 +455,3
Кировская

область

6 114 186 84 139 151 97 +13 +15,4
Нижегородская область 410 709 263 433 999 1115 1044 +611 +141,1
Оренбургская область 529 487 546 649 590 406 335 -314 -48,3
Пензенская

область

45 54 34 18 46 92 120 +102 +566,6
Самарская

область

2367 2654 1054 1177 1869 2378 3536 +2356 +200,4
Саратовская

область

92 111 197 150 172 187 171 +21 +14
Ульяновская

область

84 206 27 103 67 137 109 +6 +5,8
ПФО 5973 7712 5280 7929 6966 6931 9478 +1549 +19,5

Источник: [Рассчитано авторами на основе данных: Федеральная служба государственной статистики. Иностранные инвестиции (в действующих ценах, млн. долл. США). Режим доступа: http://www.gks.ru/Дата обращения: 23.09.2016].

 

К наиболее существенным факторам, сдерживающим приток иностранных инвестиций в данный субъект можно отнести [11]:

  • отсутствие готовых инженерно-обустроенных инвестиционных площадок для размещения производств;
  • административные барьеры на пути реализации инвестиционных проектов (длительность процедур, предшествующих получению разрешения на строительство объектов, отсутствие в структурах местных администраций специалистов в сфере градостроительства);
  • отсутствие долгосрочных производственных и инвестиционных программ развития организаций, что не позволяет своевременно привлекать средства крупных инвестиционных компаний и институтов развития.

Недостаток инвестиционных ресурсов, поступающих в экономику Чувашской республики, в дальнейшем может привести к снижению темпов развития отдельных секторов экономики, качества предоставляемых населению услуг и, в конечном счете, уровня и качества жизни населения республики.

В связи с этим Правительством Чувашской Республики разработана программа «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2012-2020 гг.» [12].  Реализация программы позволит создать правовые, экономические и организационные условия для эффективного развития инвестиционной деятельности на основе комплексной и эффективной системы поддержки и сопровождения хода реализации инвестиционных проектов, увеличения объемов инвестиций, привлекаемых в экономику Чувашской Республики.

В целом по ПФО наблюдается рост исследуемого показателя (+19,5%).   Наиболее активными иностранными инвесторами для регионов ПФО за исследуемый период выступали партнеры из Германии (42,3%), Нидерландов (42,0%), Кипра (7,0%), Швеции (2,2%) [13]. Приоритетным направлением иностранного инвестирования в округе были обрабатывающие производства, в том числе: химическое производство (39,3%); металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (36,6%); производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака (6,5%); производство транспортных средств и оборудования (3,4%); производство машин и оборудования (2,8%) [13].

Однако необходимо отметить, что современный зарубежный опыт показывает, что в любом достаточно развитом государстве существует строгая система защиты своих национальных рынков от чрезмерного проникновения зарубежного капитала, привлечение иностранных инвестиций основывается на тщательно разработанной государственной концепции привлечения иностранных инвестиций, что особенно актуально в условиях реализации политики импортозамещения [14].

Дальнейшее увеличение объема инвестиций в экономику ПФО представляет собой одно из важнейших условий стабильного экономического роста. Серьезный препятствием, которое не позволяет преодолеть зависимость от экспорта сырьевых ресурсов, выступает тот факт, что современное развитие промышленной базы ПФО так и остается лишенным серьезных модернизационных ориентиров. Важным фактором, который определяет такое неравномерное распределение инвестиций на территории ПФО, является серьезные различия в управлении и стимулировании инвестиционного процесса на региональном уровне. В частности, «в администрациях некоторых регионов есть специальные отделы по работе с инвесторами, которые обеспечивают прохождение согласовательных документов в разных инстанциях. Есть также субъекты — такие, как Самарская область, Республика Татарстан, которые предоставляют инвесторам площадки с готовой инфраструктурой. А есть регионы, где наоборот, выстраивается барьер перед инвесторами. Более того, многие региональные чиновники почти открыто заявляют, что не хотят пускать иностранных инвесторов в регион» [15].

В условиях нестабильных политических взаимоотношений между странами, инвесторы еще более тщательно оценивают потенциальные объекты инвестирования как на уровне регионов, так и страны в целом, сохраняя некоторое беспокойство относительно перспектив развития российской экономики, которая по-прежнему аккумулирует в себе определенные риски.

 

Оценка инвестиционного потенциала и динамики инвестиционного риска регионов

Далее проанализируем инвестиционный потенциал и динамику регионального инвестиционного риска субъектов ПФО на основе материалов рейтингового агентства «Эксперт-РА». Необходимо отметить, что во время составления рейтинга инвестиционного потенциала России в 2010-2012 гг., сама методика составления рейтинга совершенствовалась, что и привело к некоторым изменениям в распределении позиций субъектов РФ по итогам рейтинга в 2010 году, но в целом не повлияло на оценку инвестиционного потенциала регионов. В России, самыми высокими остаются риски, связанные с государственным управлением, хотя отмечается снижение суммарного инвестиционного риска страны и других отдельных рисков.

В рамках двухфакторной модели (риск – потенциал) выделяются 12 типов инвестиционной динамики, изменения которой за 2006-2014 гг. по субъектам ПФО представлены в табл. 6.

 

Таблица 6 — Распределение регионов ПФО по рейтингу инвестиционного потенциала и динамики инвестиционного риска за 2007–2014 гг.

Субъекты ПФО

Год

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Республика

Башкортостан

2B
Республика Марий Эл 3В2 3В2 3В2 3В2 3С2 3В2 3В2 3B2
Республика Мордовия 3В2 3В2 3В2 3В2 3В2 3В2 3В2 3B2
Республика Татарстан 2A
Удмуртская

Республика

3С1 3В1 3В1 3В1 3В1 3В1 3В1 3B1
Чувашская Республика 3В2 3В2 3В1 3В1 3В1 3В1 3В1 3B1
Пермский край 3B1
Кировская область 3B2 3C2 3B1 3C2 3В1 3В1 3В1 3B1
Нижегородская область 2B
Оренбургская область 3В1 3В1 3В1 3В1 3В1 3В1 3В1 3B1
Пензенская область 3В1 3В1 3В1 3В1 3В1 3В1 3В1 3B1
Самарская область 2B
Саратовская область 3В1 3В1 3В1 3В1 3В1 3В1 3B1
Ульяновская область 3С1 3В1 3В1 3В1 3В1 3В1 3В1 3B1

1А Высокий потенциал — минимальный риск; 1В Высокий потенциал – умеренный риск; 1С Высокий потенциал — высокий риск; 2А Средний потенциал – минимальный риск; 2С Средний потенциал — высокий риск; 3А Низкий потенциал — минимальный риск; 3В1 Пониженный потенциал – умеренный риск; 3С1Пониженный потенциал высокий риск; 3В2 Незначительный потенциал – умеренный риск; 3С2 Низкий потенциал — высокий риск; 3D Низкий потенциал – экстремальный риск.

 Источник: [Составлено авторами на основе данных: Концепция проекта «Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России». Электронный ресурс: рейтинговое агентство «Эксперт-РА». Режим доступа: http://www.raexpert.ru/ratings/regions/concept. Дата обращения 01.10.2016].

 

По результатам проведенного анализа инвестиционного потенциала и инвестиционного риска субъектов ПФО сформулирован следующий вывод: методика РА «Эксперт-РА» указывает на наличие одинакового типа инвестиционной привлекательности по всему округу –  это зона «В» (2В, 3В1, 3В2) с очень небольшими вариациями. Общее для этого типа — умеренный риск. Кроме того, как видно из табл. 6, сложившаяся ситуация характеризуется высоким уровнем стабильности: за 8 лет из 14 субъектов ПФО 8 субъектов ни разу не вышли из своей группы.

Экономический кризис 2008-2009 гг. не оказал существенного влияния на распределение регионов ПФО в рейтинге.

Лидирующую позицию занимает Республика Татарстан, которой в 2012 году впервые для ПФО был присвоен рейтинг «1А», наивысший из возможных. Также в лидерах (с климатом «2В») находятся Пермский край, Нижегородская область, Самарская область и Республика Башкортостан. К аутсайдерам относились Республика Марий Эл («3В2»), замыкающая рейтинг по причине небольшого размера и, соответственно, потенциала своей экономики [16].

Таким образом, особенностью регионов ПФО является их сосредоточение в группах со средне-низким потенциалом и умеренным риском, а также высокий уровень устойчивости сформировавшегося типа инвестиционной привлекательности вне зависимости от того, что происходит на макроэкономическом уровне.

 

Современные инструменты стимулирования инвестиционной деятельности в регионах Приволжского федерального округа

Объемы инвестиций в 2015-2016 гг. в регионах Приволжского федерального округа приведены в табл. 7. Согласно статистическим данным (табл. 7) рост объемов иностранных инвестиций в 2015 г. относительно 2014 г. в целом по Приволжскому федеральному округу был заметно выше (+34,3), чем по России. Показатель объема инвестиций в основной капитал на душу населения в первом полугодии 2016 г. по Приволжскому федеральному округу несколько ниже чем в целом по России (-7,6 тыс. руб.), однако данный показатель однозначно трактовать как отрицательную динамику нельзя, поскольку плотность населения Приволжского федерального округа превосходит аналогичный показатель по России в 3,3 раза.

Одним из современных инструментов активизации инвестиционной деятельности в регионах России является Региональный инвестиционный стандарт, являющийся ключевым проектом Агентства стратегических инициатив по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в регионах. В 2012 г. Стандарт внедрялся в 11 пилотных регионах, а  с начала 2013 г. Агентство приступило к масштабированию Стандарта [17].

В настоящее время  Стандарт активно внедряется в регионах Приволжского федерального округа. Половина регионов уже завершила работу: в Саратовской области реализовано 14 положений Стандарта из 15, в Пермском крае – 13, в Республике Башкортостан и Самарской области – 12.

В соответствии с планом-графиком внедрения Инвестиционного Стандарта в Республике Татарстан все 15 разделов Стандарта были рассмотрены на заседаниях Экспертной группы АСИ по апробации и внедрению Стандарта в Республике Татарстан и признаны исполненными.

 

Таблица 7 –  Информация об объемах инвестиций в регионах Приволжского федерального округа


п/п
Наименование субъекта Российской Федерации

 

Объем инвестиций в основной капитал (данные Росстата) Объем инвестиций в основной капитал на душу населения Объем инвестиций из-за рубежа (данные Банка России)
I пол.
2016 г., млрд. рублей
Ранг (по объему) I пол. 2016 г. к I пол. 2015 г., % Ранг (по темпу роста) I пол. 2016 г., тыс. руб. Ранг  2015 г., млн. долл. США  2015 г. к 2014 г., % Ранг

(по объему)

1 Республика Башкортостан 117,2 2 97,5 6 28,8 3 209 51,7 6
2 Республика Марий Эл 12,1 14 56,3 14 17,6 11 4 60,3 14
3 Республика Мордовия 16,1 13 90,6 8 20,0 10 9 736,9 13
4 Республика Татарстан 219,1 1 101,6 3 56,7 1 1 319 244,1 2
5 Удмуртская Республика 33,3 8 105,9 1 21,9 8 171 49,0 7
6 Чувашская Республика 19,4 12 85,9 9 15,7 14 43 81,0 11
7 Пермский край 88,0 4 99,5 5 33,4 2 2 867 281,4 1
8 Кировская область 21,2 11 94,8 7 16,3 13 47 1049,9 10
9 Нижегородская область 72,6 5 84,3 11 22,3 7 902 73,3 3
10 Оренбургская область 54,5 6 85,0 10 27,3 5 54 38,4 9
11 Пензенская область 23,5 10 67,9 13 17,4 12 21 48,7 12
12 Самарская область 90,8 3 76,3 12 28,3 4 275 32,6 4
13 Саратовская область 50,0 7 105,8 2 20,1 9 83 48,8 8
14 Ульяновская область 32,5 9 100,3 4 25,8 6 264 120,8 5
Приволжский федеральный округ 850,1 92,1 28,6 6 267 124,7  
Российская Федерация 5302,7 95,7 36,2 132 130 90,3  

Источник: Официальный сайт полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе :  Режим доступа: http://pfo.gov.ru/district/invest/

 

В рамках внедрения Стандарта в Республике Татарстан был создан Инвестиционный совет, принята Инвестиционная декларация, утвержден порядок публичной оценки регулирующего воздействия действующих и принимаемых нормативных правовых актов, разработан и принят порядок сбора информации об инвестиционных объектах и объектах необходимой для инвестора инфраструктуры в рамках Геопортала, утвержден регламент взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности по содействию в реализации инвестиционных проектов на территории Республики Татарстан по принципу «одного окна» [17].

В соответствии с Посланием Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации (12 декабря 2013 г.) начата работа по формированию Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации [18].

Рейтинг позволяет учитывать оценку бизнеса практики правоприменения и эффективности реализации реформ в регионах. Рейтингом измеряется совокупность факторов, находящихся в компетенции региональных властей, т.е. фактически он оценивает непосредственные усилия региональной власти по улучшению инвестиционного климата. Рейтинг позволит оценить эффективность и прогресс внедрения мероприятий «дорожных карт» в регионах, Регионального инвестиционного стандарта, программ поддержки малого и среднего предпринимательства и выявить «слабые места» и лучшие практики [18].

Рейтинг оценивает эффективность действий региональных органов власти по созданию благоприятной бизнес-среды на территории региона (табл. 8).

 

Таблица 8 – Результаты рейтингования согласно показателям Национального рейтинга [18]

Показатели Национального рейтинга Регионы ПФО, вошедшие в лидирующую группу (группа А)
«Регуляторная среда» (оценка эффективности процедур регистрации предприятий, прав собственности, подключения к электросетям, выдачи разрешений и лицензий) Республика Татарстан, Чувашская Республика
«Институты для бизнеса» (качество регионального законодательства о защите прав инвесторов, уровень административного давления на бизнес, эффективность организационных механизмов поддержки бизнеса, качество информационной поддержки) Республика Татарстан, Ульяновская область, Пензенская область, Республика Мордовия, Республика Марий Эл
«Доступность ресурсов и качественной инфраструктуры» (оценка качества и доступности инфраструктуры, качество и доступность финансовой поддержки, трудовых ресурсов, эффективность процедур постановки на кадастровый учет и качество территориального планирования) Республика Татарстан
«Эффективность поддержки субъектов малого предпринимательства» (оценивается уровень развития малого предпринимательства в регионе, качество организационной, инфраструктурной и информационной поддержки СМП, эффективность финансовой и нефинансовой поддержки СМП). Пензенская область, Нижегородская область.

 

 

В 2015 г. на Петербургском международном экономическом форуме были озвучены итоги Национального рейтинга, который составлен по итогам анализа деятельности 76 субъектов Российской Федерации. Самые высокие оценки получили (по интегральному показателю): Республика Татарстан, Калужская, Белгородская, Тамбовская и Ульяновская области.

Результаты рейтинга позволяют выделить не только лидеров по отдельным показателям и направлениям, но и стимулировать регионы к более сбалансированному развитию и реализации мер по улучшению инвестиционного климата на системной основе.

 

Заключение

По итогам мониторинга инвестиционной деятельности регионов Приволжского федерального округа можно сделать вывод, что в целом он обладает значительным потенциалом для активизации инвестиционного процесса, развития деловой активности и реализации масштабных инвестиционных проектов. Проведенный мониторинг позволил определить эффективность инвестиционной деятельности в регионах Приволжского федерального округа, приоритетные направления реальных вложений в отрасли производства, выявить сложившиеся тенденции в экономике исследуемых регионов.

Дальнейшие исследования авторов будут посвящены разработке механизма воздействия на инвестиционные процессы и инструменты контроля за эффективностью использования инвестиционных ресурсов.

 

Библиографический список:

  1. Теория и методология управления инвестиционными процессами в регионах России на основе оценки их интегральной эффективности. Автореферат докт. дисс. Режим доступа: http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-ekonomika/a1016.php
  2. Мониторинг инвестиционной деятельности. Режим доступа: http://books.house/prava-teoriya/monitoring-investitsionnoy-deyatelnosti-19261.html
  3. Программа «Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 г.» Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6648235/
  4. Инвестиционная карта Республики Башкортостан. Режим доступа: invest.bashkortostan.ru
  5. Официальный сайт Министерства экономического развития инвестиций и торговли Самарской области. Режим доступа: http://www.economy.samregion.ru
  6. Сервис статистики. Режим доступа: http://newsruss.ru/doc/index.php
  7. «Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год» (утв. Правительством РФ 19 июня 2009 г.) Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6648235/
  8. Инвестиционная карта республики Татарстан. Режим доступа: http://www.invest.tatar.ru/ru/#start
  9. Заседание экспертной группы АСИ по мониторингу внедрения регионального инвестиционного стандарта в Республике Татарстан. Режим доступа: http://investstandart.ru/
  10. Программа «Развитие и размещение производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года» Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/917031224?block=2
  11. Инвестиционная стратегия Чувашской Республики до 2020 года. Режим доступа: http://investchr.ru/upload/Investicionnaja_strategija-1423141818-0.pdf                                                       
  12. Государственная программа Чувашской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2012 -2020 гг.» Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/473608691
  13. Официальный сайт Росстата. Режим доступа: http://www.gks.ru/
  14. Стрижова Ю. С. Иностранные инвестиции в российской экономике // Вопросы экономики и управления. — 2015. — №1. — С. 9-12.
  15. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. — 416 с.
  16. Официальный сайт аккредитованного рейтингового агентства «Эксперт РА». Режим доступа: http://raexpert.ru/
  17. Сайт МЭРИТ Самарской области. Режим доступа: http://www.investinsamara.ru/
  18. Инвестиционный Стандарт внедрен в 36 регионах России. Режим доступа: http://news16.ru/403459
  19. Результаты Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/climate/improvement/201604200

References

  1. Theory and methodology of management of investment processes in the Russian regions based on their assessment of the effectiveness of the integrated. Abstract of Doctor. diss. [Teorija i metodologija upravlenija investicionnymi processami v regionah Rossii na osnove ocenki ih integral’noj jeffektivnosti. Avtoreferat dokt. diss.]. Access: http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-ekonomika/a1016.php
  2. Investment Activity Monitoring [Monitoring investicionnoj dejatel’nosti]. Access: http://books.house/prava-teoriya/monitoring-investitsionnoy-deyatelnosti-19261.html
  3. The program «Strategy of socio-economic development of the Volga Federal District until 2020» [Programma «Strategija social’no-jekonomicheskogo razvitija Privolzhskogo federal’nogo okruga na period do 2020 g.»]. Access: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6648235/
  4. Investment Map of the Republic of Bashkortostan [Investicionnaja karta Respubliki Bashkortostan]. Access: invest.bashkortostan.ru
  5. The official website of the Ministry of Economic Development of Investments and Trade of Samara Region. [Oficial’nyj sajt Ministerstva jekonomicheskogo razvitija investicij i torgovli Samarskoj oblasti]. Access: http://www.economy.samregion.ru
  6. Statistics Service [Servis statistiki]. Access: http://newsruss.ru/doc/index.php
  7. «The program of anti-crisis measures of the Russian Federation for 2009» (approved by the RF Government of June 19, 2009.) [«Programma antikrizisnyh mer Pravitel’stva Rossijskoj Federacii na 2009 god» (utv. Pravitel’stvom RF 19 ijunja 2009 g.)]. Access: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6648235/
  8. Investment Map of the Republic of Tatarstan [Investicionnaja karta respubliki Tatarstan]. Access: http://www.invest.tatar.ru/ru/#start
  9. The Expert Group Meeting on ASI monitoring the implementation of regional investment standards in the Republic of Tatarstan [Zasedanie jekspertnoj gruppy ASI po monitoringu vnedrenija regional’nogo investicionnogo standarta v Respublike Tatarstan]. Access: http://investstandart.ru/
  10. The program «Development and deployment of the productive forces of the Republic of Tatarstan on the basis of cluster approach to 2020 and for the period till 2030». [Programma «Razvitie i razmeshhenie proizvoditel’nyh sil Respubliki Tatarstan na osnove klasternogo podhoda do 2020 goda i na period do 2030 goda»]. Access: http://docs.cntd.ru/document/917031224?block=2
  11. The investment strategy of the Chuvash Republic till 2020. [Investicionnaja strategija Chuvashskoj Respubliki do 2020 goda]. Access: http://investchr.ru/upload/Investicionnaja_strategija-1423141818-0.pdf
  12. The State Programme of the Chuvash Republic. «Economic development and innovative economy for 2012 -2020 years». [Gosudarstvennaja programma Chuvashskoj Respubliki Jekonomicheskoe razvitie i innovacionnaja jekonomika na 2012-2020 gg]. Access: http://docs.cntd.ru/document/473608691
  13. Official site of Rosstat [Oficial’nyj sajt Rosstata]. Access: http://www.gks.ru/
  14. Strizhova Ju. S. Foreign investment in the Russian economy [Inostrannye investicii v rossijskoj jekonomike]. Questions of economy and management. №1. pp. 9-12.
  15. Fetisov G.G., Oreshin V.P. Regional economics and management. Textbook [Regional’naja jekonomika i upravlenie. Uchebnik]. M . INFRA-M, 2008. 416 p.
  16. The official website of the accredited «Expert RA» rating agency [Oficial’nyj sajt akkreditovannogo rejtingovogo agentstva «Jekspert RA»]. Access: http://raexpert.ru/
  17. Website MERIT Samara region [Sajt MJeRIT Samarskoj oblasti]. Access: http://www.investinsamara.ru/
  18. Investment standard implemented in 36 regions of Russia [Investicionnyj Standart vnedren v 36 regionah Rossii]. Access: http://news16.ru/403459
  19. The results of the National rating of the state of the investment climate in the Russian Federation. [Rezul’taty Nacional’nogo rejtinga sostojanija investicionnogo klimata v subektah Rossijskoj Federacii]. Access: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/climate/improvement/201604200

Инвестиции и инновации