Авторы
Нездойминов Сергей Георгиевич
канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и управления туризмом
Украина, Одесский национальный экономический университет
2072945@gmail.com
Аннотация
В статье рассмотрены современные тенденции развития круизной индустрии в условиях глобализации и интеграции региональных рынков туризма, динамика развития европейского рынка морских круизов и судостроения. Интенсивность развития глобального круизного рынка, который формируется на основе увеличения пассажировместимости судов нового поколения требует поиска эффективного механизма функционирования морского круизного туризма в Причерноморских регионах Украины, системного рассмотрения инвестиционных предложений судовладельцев и круизных операторов по расширению программ обслуживания туристов в морских портах Украины, содействия в модернизации секторов экономики приморских регионов государства. Современное развитие рынка круизных услуг заключается в сочетании в нем практически всех форм международного туризма и объединении различных видов сервиса и организации досуга (гостиничное обслуживание, ресторанный бизнес, экскурсионная деятельность). Сделан вывод о том, что процессы интеграции украинских морских портов в международную круизную индустрию, проблемы модернизации круизной инфраструктуры регионов требуют разработки целевых государственных приоритетов.
Ключевые слова
глобализация, круизный туризм, международная интеграция, европейский круизный рынок, Черноморский круизный регион.
Рекомендуемая ссылка
Authors
Nezdojminov Sergej Georgievich
Ph.D. in economics, Associate Professor, Department of Economics and Tourism Management
Ukraine, Odessa National Economic University
2072945@gmail.com
Abstract
In article current trends of development of the cruise industry in the conditions of globalization and integration of the regional markets of tourism, dynamics of development of the European market of sea cruises and shipbuilding are considered. Intensity of development of the global cruise market which is formed on the basis of increase in passenger capacity of courts of new generation demands search of the effective mechanism of functioning of sea cruise tourism in the Black Sea regions of Ukraine, system consideration of investment proposals of ship-owners and cruise operators on extension of programs of service of tourists in seaports of Ukraine, assistance in modernization of sectors of economy of seaside regions of the state. Modern development of the market of cruise services consists in a combination in it practically all forms of the international tourism and association of different types of service and the organization of leisure (hotel service, restaurant business, excursion activity). The conclusion that processes of integration of the Ukrainian seaports into the international cruise industry, problems of modernization of cruise infrastructure of ports demand development of target state priorities is drawn.
Keywords
globalization, cruise tourism, international integration, the European cruise market, the Black Sea cruise region.
Suggested Citation
Введение
Усиление конкуренции на региональных рынках туризма поставило вопрос об изучении основных характеристик конкурентоспособного развития стран и регионов, факторов, влияющих на конкурентоспособность. Для выработки действенных мер по повышению конкурентоспособности региона необходимо ответить на вопрос – где, на каком уровне, создаются конкурентные преимущества, какие сектора экономики являются главными для повышения конкурентоспособности, какую роль играет их взаимодействие между собой и с другими субъектами региональной общественной системы. Одним из приоритетных направлений социально-экономического развития и структурной трансформации экономики целого ряда стран и регионов, может рассматриваться морской круизный туризм. Глобализация современного круизного рынка, который развивается на основе увеличения пассажировместимости судов нового поколения и разработки новых маршрутов для круизных линий судоходных компаний, требует поиска эффективного механизма функционирования рынка круизного туризма в морских регионах Украины. Актуальность исследования заключается в том, что оно позволит определить перспективные направления интеграции финансового, промышленного и интеллектуального капитала государственных и частных предприятий морской и туристической отраслей экономики по формированию привлекательности, и развития конкурентоспособного рынка круизного туризма в приморских регионах.
Динамика развития европейского круизного рынка
Проблемы развития круизного бизнеса в Украине, международного туризма и роли судоходных компаний в формировании круизного турпродукта исследовались в трудах отечественных и зарубежных специалистов [1-6; 11]. В целом, их выводы сводятся к необходимости развития инновационного и рекреационного потенциала круизного туризма, модернизации инфраструктуры морских портов Украины. Однако исследования влияния экономических факторов глобализации круизного судоходства на развитие региональных рынков круизного туризма являются недостаточными и требуют дальнейшей разработки.
Современное развитие рынка круизных услуг заключается в сочетании в нем практически всех форм международного туризма и объединении различных видов сервиса и организации досуга (гостиничное обслуживание, ресторанный бизнес, экскурсионная деятельность). Эксперты считают, что к 2020 году каждый второй турист почувствует на себе опыт круизного туризма. Глобализация круизной индустрии, рост количества приема круизных лайнеров в морских портах государства, требует активизации всех форм хозяйственной деятельности в сфере круизных услуг на территории портов и повышения их роли в приеме и обслуживании круизных туристов в приморских регионах Украины [5]. Исследования научной литературы, показывает, что круизный туризм имеет огромный эффект для развития региональной экономики:
Структура прямых расходов круизных компаний на европейском круизном рынке в 2005-2010 годах свидетельствует о том, что основные инвестиции направляются в строительство новых круизных судов и на приобретение круизных линий (рисунок 1).
Рисунок 1. Прямые расходы круизных компаний на европейском круизном рынке в 2005-2010 г.г., млрд. евро [6]
Международная ассоциация Cruise Lines International Association (CLIA) прогнозирует значительный рост круизной индустрии в 2015 году. Круизными компаниями до конца 2015 года, планируется запуск на рынок круизных услуг 22 новых океанских, речных и специальных судов, общим объемом инвестиций более чем на 4 млрд. дол. США. В 2013 году глобальный экономический доход круизной индустрии составил более 117 млрд. дол. США; индустрия поддерживала почти 900,000 рабочих мест и внесла вклад в 38 млрд дол. США в виде заработной платы [11]. Проведенные исследования данных статистики за 2014 год, дают основания обратить внимание на темпы развития круизного рынка Европы:
По прогнозам специалистов, в 2017 г. морские круизы привлекут внимание 7,0 млн. европейских туристов (рисунок 2).
Рис. 2. Прогноз динамики европейского круизного турпотока до 2017 года, млн. чел [6]
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что морские круизы – один из самых быстрорастущих секторов мирового туристического рынка.
Перспективы развития региональных рынков морского круизного туризма Украины и России
Следует отметить, что эффективность функционирования морского круизного туризма в Причерноморских регионах Украины в наибольшей степени определяется и тем, что в нем не учитывается такая важная его составляющая, как модернизация портовой круизной и туристической инфраструктуры, строительство круизного флота. Так, объем инвестиций в секторе водного транспорта в 2014 г., составляет всего 0,2 млрд. грн или 1% в общем объеме отраслевых инвестиций (рисунок 3) [7].
Рисунок 3. Распределение инвестиций по секторам в сфере транспорта Украины в 2014году, млрд грн. [7]
Проведенный анализ проблем развития морского круизного рынка показал, что для успешного функционирования морского туризма необходимо комплексное развитие всех элементов круизного судоходства и соответствующей ему региональной туристической инфраструктуры. Порты Черноморского региона в целом имеют достаточно большой потенциал для развития круизного туризма. По оценкам экспертов, каждый круизный турист во время транзитного захода судна в порт («судозахода») в среднем за 10 часов стоянки тратит в городе пребывания от 50 до 100 евро. При заходе в порт одного круизного судна типа Panamax, город одновременно посещает до 2000 туристов. Сумма, затрачиваемая одним туристом в базовом порту (в городе и во время экскурсий), достигает 600 евро за 2 – 3 дня. Круизное судоходство дает возможность в течение сезона – семи месяцев в году, создать условия для гарантированного пополнения местных бюджетов, (в том числе за счет туризма, расходов туристов на сферу развлечений и т.п.). К тому же, это не приводит к существенному увеличению нагрузки на наземную инфраструктуру приморских регионов [8]. При рассмотрении региональных программ развития круизного туризма и формировании механизма поступлений денежных средств в местные бюджеты, следует учитывать, что критерием эффективности функционирования круизного туризма является совокупность экономических эффектов. Они связанны с получением доходов не только от роста объёмов продаж услуг предприятиями туристской отрасли, но и от увеличения доходов предприятий и организаций других секторов экономики, принимающих регионов. Таким образом, экономическая эффективность развития круизного туризма на приморских территориях, может быть оценена по следующей формуле:
где, Э – экономический эффект от развития круизного туризма в регионе;
а1 – доходы, полученные туроператорами и агентствами от реализации круизных туров и услуг;
а2 – доходы морских портов от предоставления услуг по стоянке и техническому обслуживанию круизных судов;
а3 – доходы учреждений культуры и сферы развлечений, полученные в результате реализации своих услуг в порту обслуживания круизных туристов;
а4 – доходы экскурсионных бюро и субъектов туристического сопровождения;
а5 – доходы предприятий других секторов экономики.
Таким образом, в результате создается мультипликативный эффект круизного туризма для региональной экономики.
Исследования российского круизного рынка показало, что за шесть лет с начала своей производственной деятельности, пассажирский порт Санкт-Петербург принял 1423 круизных лайнера, а суммарный пассажиропоток за период работы порта составил 2 млн. 559 тыс. 914 человек. В круизную навигацию 2014 года, он принял 318 судов и почти 520 тыс. пассажиров. При этом, большинство туристов прибыли из Германии — 25%, на втором месте США — 15%, на третьем расположилась Великобритания — 15%, Италия и Испания по 6% и Франция — 3%. Помимо этого, через пункт пропуска в форте Константин в Кронштадте прошло 639 яхт, этот показатель больше на 5% показателя прошлого года. По результатам навигации, Петербург уступил по объему туристских перевозок только портам Карибского и Средиземного моря. Однако в 2014 году наблюдается снижение пассажиропотока, примерно на 2- 3%. По прогнозным расчетам в 2015 году число круизных посетителей, прибывающих в порт, должно увеличиться на 3%. Уже в этом году на 234 круизных и 5 паромных судах в порт Петербурга прибыло 483,5 тыс. человек. Порт планирует принять 9 новых круизных судов, включая «Regal Princess» и «Britannia», длиной 330 метров, лайнера «Mein Schiff 4» и «Viking Star». В целом, за последние 20 лет, пассажирский порт Санкт-Петербург принял 15 миллионов человек, из них более 10 миллионов – пассажиры и около 5 миллионов — члены экипажа [9]. Хорошие перспективы имеют Мурманская и Архангельская области для развития арктического туризма в сфере реализации проекта «Арктическая гавань» для организации регулярного паромного сообщения с Норвегией и увеличения заходов круизных судов в порт Мурманска с 11 до 70 в год.
Рынок европейского и черноморского круизного бизнеса, однако, сталкивается с рядом проблем. Во-первых, это проблема медленного роста круизных мощностей, присутствующих в регионе; Средиземноморский и Черноморский регионы должны оставаться конкурентоспособными, чтобы сохранить круизный тоннаж в своих бассейнах. Серьезное влияние на круизный рынок региона оказывают геополитические проблемы, меняющие «круизную карту» и ограничивающие доступ на этот рынок некоторых стран. На долю круизного рынка Черного моря — приходится лишь 1% европейского круизного рынка. Меняется состав пассажиров. Резко возросшая стоимость авиабилетов в последние годы заставляет североамериканцев предпочитать «домашние» круизные путешествия. С другой стороны, процесс глобализации приводит на европейский рынок круизных перевозок туристов из Азии, Южной Америки.
На наш взгляд, решающую роль в развитии круизного судоходства, международных транспортных систем, модернизации украинского торгового флота, приданию нового формата экономики морского комплекса должна сыграть Морская доктрина Украины. Основными задачами государственной морской политики являются: поддержка и развитие хозяйственной деятельности на технологическом, экологическом, социальном уровне для обеспечения удовлетворения потребностей украинского общества, конкурентоспособности на мировом рынке, полного использования геополитического потенциала государства. Наша страна могла бы выступить инициатором создания международного кластера Черноморских круизных портов. Круизный продукт – это тот продукт, который состоит из многих составляющих, он интересен тогда, когда в его состав входят не только туристические центры Украины, но и все туристические аттракции портов стран акватории Черного моря. И этот продукт было бы проще продвигать на международных рынках, для того чтобы перераспределять туристические потоки, в том числе и в пользу портов Черноморского региона. Черное море по своему географическому положению не является транзитным, следовательно, для того, чтобы выделиться в самостоятельное направление для массового круизного туризма, не менее 5 портов должны иметь инфраструктуру, способную обслуживать суда длиной более 300 м. Сегодня такую инфраструктуру имеют два – Одесса (Украина) и Констанца (Румыния). На данный момент, осуществляется модернизация мощностей по приему пассажиров в портах Бургас (Болгария), Сочи (Россия) и Батуми (Грузия), после ввода, которых Черноморский регион может заявить о себе как о круизном рынке для судов массового сегмента. В целом специалисты отмечают значительный прогресс в развитии круизной инфраструктуры портов Причерноморских государств и растущий интерес туристов к путешествиям в этот регион. По подсчетам туроператоров, ежегодный темп роста числа круизов с заходом в порты Черного моря в течение последних пяти лет составляет 10%, а в 2013 году составил рекордные 36% – 546 судозаходов, около 300 тыс. пассажиров посещало туристические центры региона [10].
Заключение
В результате проведенного исследования выявлено, что современные проблемы организации приема и обслуживания круизов требуют от портов круизных регионов умения включаться в коммерческие сети зарубежных круизных операторов, региональных предприятий туризма, превращаться в международный центр услуг и один из ведущих элементов системы международного круизного туризма в регионе и стране. Морехозяйственный комплекс, в составе которого ведущая роль принадлежит морским торговым портам, в большинстве стран, имеющих выход на морские и океанские пути, работает эффективнее, чем другие отрасли национальной экономики. Позиционирование Украины как морского государства требует как учета глобальных тенденций мировой морской торговли, так и учета тех тенденций, которые происходят в Черноморско–Азовском регионе. Необходимость разработки государственных приоритетов в формировании современного отечественного морехозяйственного комплекса и портовой инфраструктуры диктуется высокой доходностью рынка круизных услуг, благодаря признанным в мире конкурентным преимуществам транспортировки водными путями (экологичность, дешевизна, инвестиционная привлекательность и др.). Развитие рынка круизного туризма будет способствовать привлечению инвестиций в портовую инфраструктуру, смежные сектора экономики (гостиничный и ресторанный бизнес, транспорт, судостроение, судоремонт и т.п.) и в результате создает мультипликативный эффект для региональной экономики.
Список литературы:
References: