Главная страница » Публикации » №4 (40) » Оптимизация структуры экономической системы региона

Оптимизация структуры экономической системы региона

Optimization of the structure of the economic system in the region

Авторы

Смирнов Валерий Владиславович
кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевой экономики
Россия, Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова
walera712006@mail.ru

Аннотация

Дано определение экономической системы и сформулированы основные научные принципы оптимизации структуры экономической системы региона. Выделены подсистемы экономической системы региона и пояснена сущность связи между ними. Предложена методика оценки эффективности взаимодействия и взаимодополнений подсистем экономической системы региона. Проведен анализ взаимообусловленности произвольного множества сопряженных показателей экономической деятельности в Чувашии и установлены стратегические приоритеты первого и второго уровня. Разработана принципиальная схема оптимизации структуры экономической системы региона.

Ключевые слова

методика, оптимизация, принципы, регион, система, структура, экономика

Рекомендуемая ссылка

Смирнов Валерий Владиславович

Оптимизация структуры экономической системы региона// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (40). Номер статьи: 4008. Дата публикации: 19.11.2014. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/4008/

Authors

Smirnov Valerij Vladislavovich
PhD, Associate Professor, Department of Industrial Economics
Russia, Chuvash State University named after I.N. Ulyanov
walera712006@mail.ru

Abstract

The definition of the economic system and formulated the basic scientific principles of optimizing the structure of the economic system in the region. Allocated subsystem regional economic system and explained the essence of the connection between them. A method for evaluating the effectiveness of interactions and complementarities sub regional economic system. The analysis of the interdependence of an arbitrary set of conjugate indicators of economic activity in Chuvashia and strategic priorities of the first and second level. A principal scheme of optimization of structure of the economic system in the region.

Keywords

methodology, optimization, principles, region, system, structure, economy

Suggested Citation

Smirnov Valerij Vladislavovich

Optimization of the structure of the economic system in the region// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (40). Art. #4008. Date issued: 19.11.2014. Available at: https://eee-region.ru/article/4008/ 

Print Friendly, PDF & Email

В условиях нестабильных мирохозяйственных связей актуальной проблемой является способность экономической системы адаптироваться к внешним условиям посредством изменения внутренних связей (структуры). С целью выявления всего спектра возможностей для оптимизации структуры экономической системы региона (далее СЭСР), следует расширить процесс познания симбиоза функционирования и развития подсистем региональной экономики, дополнив новым определением. Экономическая система – симбиоз сложных вероятностных динамических подсистем, охватывающих процессы взаимодействия субъектов рыночных отношений в воспроизводственном цикле.

Образ системы характеризуется наличием множества элементов, связей между ними, а также целостным характером процесса объединения данных элементов. Выделяя критерий системы, можно предопределить сущность системного исследования как совокупности научных проблем, которые при всей их специфике и разнообразии сходны в понимании и рассмотрении исследуемых ими объектов как множества взаимосвязанных элементов, выступающих в виде единого целого.

С одной стороны, системой называется та физическая реальность, по отношению к которой необходимо принять решения (любые естественные и искусственные объекты). С другой стороны, в процессе системного анализа создается абстрактная и концептуальная система, описываемая с помощью символов или других средств, которая представляет собой определенное структурно-логическое устройство, цель которого – служить инструментом для понимания, описания и возможно более полной оптимизации поведения, связей и отношений элементов реальной физической системы.

Устанавливая приоритеты в экономическом развитии региона, следует определить структуру оцениваемых показателей, систему ограничений, исполнительскую функцию, критерий оптимальности и решение. В процессе оптимизации СЭСР рождается потребность в определении спектра принципов, позволяющих раскрыть регион в формате системы. Выделим и сформулируем основные научные принципы оптимизации СЭСР:

  1. Принцип системности – анализ экономического потенциала региона в виде системы взаимосвязанных элементов воспроизводственного процесса;
  2. Принцип комплексности – процесс оптимизации осуществляется с учетом всех внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных) факторов;
  3. Принцип долговременности – результат оптимизации должен учитывать закономерности стратегического развития экономики региона и определять его параметры в будущем;
  4. Принцип сопряженности – формирует требование рассматривать процесс оптимизации СЭСР, как составную часть национальной экономики, с учетом федеративных и региональных особенностей;
  5. Принцип контринтуитивного поведения сложных систем Форрестера – процесс оптимизации, осуществляется до тех пор, пока полностью не согласуется с идеями автора;
  6. Принцип оптимальности – задача заключается не в том, чтобы найти решение лучше существующего, а в том, чтобы найти самое лучшее решение из всех возможных;
  7. Принцип формализации – процесс оптимизации нацелен на получение количественных и комплексных характеристик.

Для оптимизации СЭСР условно выделим подсистемы: донорную (Donor – D) и акцепторную (Acceptor – A). Данное разделение вписывается в классические каноны теоретической экономики, а именно донорная подсистема (DonorSubsystemDS) более емкий аналог фирмы, а акцепторная подсистема (AcceptorSubsystemAS) – домохозяйства.

DS формирует среду для эффективного использования ограниченных ресурсов и производства (воспроизводства) регионального совокупного общественного продукта, используя основные факторы производства: землю, труд, капитал и предпринимательскую способность. В данном случае региональный совокупный общественный продукт следует рассматривать как синергетическую сумму, учитывающую взаимовлияние и взаимодополнение всех вещественных результатов хозяйственной деятельности отраслей материального производства в регионе: промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и т.д.

AS создает условия для развития инфраструктуры, обеспечивающей качество жизни социального сообщества, стимулирует деятельность в инновационно-инвестиционной и социальной сфере.

Структурируя DS и AS, следует учесть системный принцип взаимосвязанных и взаимодополняющих подсистем, при котором невозможно определить наиболее значимую подсистему.В этом взаимодействии подсистем, среди которых связи имеют решающее значение, происходит качественная адаптация экономической системы к новым условиям функционирования и развития. При этом возникает необходимость системной оценки эффективности взаимодействия и взаимодополнения подсистем.

При оценке эффективности взаимодействия и взаимодополнений подсистем должно быть отображено качество общественно-производственных отношений между обществом и регионом, а также отношения внутри региона междуDS и ASпо поводу создания экономической базы для развития. Для оценки могут быть использованы следующие показатели: объем произведенных товаров и услуг, валовой региональный продукт, показатели эффективности производственно-хозяйственной деятельности, характеристики уровня жизни населения и демографической ситуации.

Результаты оценки эффективности взаимодействия и взаимодополнений подсистем должны отражать состояние и перспективы использования потенциала DS, формирующей среду для эффективного использования ограниченных ресурсов и производства (воспроизводства) регионального совокупного общественного продукта, а также AS, создающей условия для развития инфраструктуры, обеспечивающей качество жизни социального сообщества, стимулирующую деятельность в инновационно-инвестиционной и социальной сфере. Необходимо рассматривать именно в качестве зависимой AS, так как формируется взаимосвязь с определенным вектором развития экономической системы.

В российских научных школах, познающих сущность экономического пространства и региональной экономики, рассматриваются регионы доноры и реципиенты. Реципиент заимствует ресурсы у донора без существенного последующего влияния на его развитие, т.е. отражается односторонняя связь. Односторонняя связь – фундаментальное положение, отражающее суть явления «донор и реципиент».

Донорно-акцепторная связь (DonornoAcceptorConnectionDAC) подсистем региона представляет собой функциональную ориентацию в целостном образовании, а именно в большой системе «регион». DAC является аподиктическим положением для процесса оптимизации СЭСР. Донорно-акцепторная связь (DAC) подсистем региона – вид экономической связи, обусловленной передачей воспроизводимых ресурсов от DS к AS с образованием новой структурной формы региона, способной к дальнейшему экономическому развитию.

В процессе оценки эффективности взаимодействия и взаимодополнений подсистем экономической системы региона ряд показателей может переходить в категорию параметров. Необходимо обладать познавательной интуицией и логическим складом ума, чтобы подобрать параметр таким образом, чтобы характер изменения функции был универсальным, т.е. зависимость изменения от времени для данной системы и ее аналогов была детерминирована и не зависела от внешних «шумов».

Методика оценки эффективности взаимодействия и взаимодополнений подсистем экономической системы региона основана на анализе функциональных зависимостей наиболее значимых и оптимальных показателей по нижеизложенным эмпирическим формулам (сущность формул отражается в процессе осмысления основных положений методики оценки функции полезности взаимодополняемых благ – комплементарности).

8_clip_image002               (1)

8_clip_image004                                                          (2)

8_clip_image006                                                           (3)

8_clip_image008                                                       (4)

8_clip_image010                                                       (5)

8_clip_image012                     (6)

где 8_clip_image018 – поверхность эффективности взаимодействия и взаимодополнений подсистем экономической системы региона; 8_clip_image020 – эффективность развития DS; 8_clip_image022 – эффективность развития AS; 8_clip_image024 – функциональная зависимость наиболее значимого показателя DS от показателя структурированности региона; 8_clip_image026 – функциональная зависимость наиболее значимого показателя AS от показателя структурированности региона; 8_clip_image028 – показатель структурированности региона.

Отбор показателей осуществляется в зависимости от целеполагания (исследование территорий на возможность структурирования региональной системы, выявлении многообразных связей и механизмов, обеспечивающих данную возможность) и индивидуальных возможностей (получение статистической информации по направлению анализа, использование высокоскоростных систем обработки информации). В целом целеполагание и индивидуальные возможности являются квинтэссенцией процесса обоснования, а также формирования целевых ориентиров системной оценки и обеспечения эффективного взаимодействия и взаимодополнений подсистем экономической системы региона.

Разработанная методика оценки эффективности взаимодействия и взаимодополнений подсистем экономической системы региона допускает возможность выбора такого системообразующего и агрегированного показателя DS и AS, который при соответствующих условиях является доминирующим в системе «регион». Оценка с использованием данного показателя сориентирует процесс решения на достоверное отображение специфики морфогенеза исследуемого региона. Существенно возрастет объективность и релевантность оценки, при этом четко ограничится спектр управляющих решений, направленных на повышение эффективности взаимодействия и взаимодополнений подсистем экономической системы региона.

В процессе оценки приходится рассматривать, так называемое, «компромиссное» множество эффективных решений (область компромиссов или область Парето), а принадлежащие ей решения – эффективными или «оптимальными по Парето». Сущность критерия «оптимальности» выражается в соблюдении условия, когда оптимизация означает улучшение одних показателей при условии, чтобы другие не ухудшались.

Для наглядного отображения процесса оптимизации СЭСР, а также дальнейшей корректировки стратегических приоритетов для обеспечения его эффективного развития проведем анализ взаимообусловленности произвольного множества сопряженных показателей экономической деятельности в Чувашии, которые неоднократно применяются в качестве обобщающих Федеральной службой государственной статистики России. Результаты оценки приведем в таблице 1.

В процессе анализа результирующих показателей были выделены два уровня проявления наибольших индексов взаимообусловленности сопряженных показателей экономической деятельности, определяемые как стратегические приоритеты.

I уровень стратегических приоритетов – 8_clip_image030:

1) продукция сельского хозяйства на душу населения относительно среднего размера назначенных пенсий;

2) объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «строительство» на душу населения относительно среднего размера назначенных пенсий;

3) оборот оптовой торговли на душу населения относительно среднего размера назначенных пенсий;

4) внутренние затраты на научные исследования и разработки надушу населения относительно: фактического конечного потребления домашних хозяйств на душу населения, валового накопления основного капитала на душу населения, затрат на технологические инновации на душу населения;

5) объем инновационных товаров, работ, услуг на душу населения относительно среднего размера назначенных пенсий.

II уровень стратегических приоритетов – 8_clip_image032 – объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на душу населения относительно: валового накопления основного капитала на душу населения и инвестиций в основной капитал на душу населения.

Таблица 1 — Взаимообусловленность сопряжённых показателей экономической деятельности в Чувашии (2000 – 2013 гг. / 2000 – 2012 гг.)

8_clip_image033

8_clip_image035

Ранжирование показателей экономической деятельности в регионе по наибольшей их взаимообусловленности и выбор эффективного сочетания управленческих воздействий на данную структуру позволит оптимизировать СЭСР. Оптимальное воздействие на детерминанты, устанавливающие меру взаимообусловленности элементной базы подсистем Чувашии, является неотъемлемой частью управления по снижению уровня энтропии региональных процессов. Для оптимизации СЭСР, в рамках установленных стратегических приоритетов, необходимо ее рационально абстрагировать и материализовать в форме уровневой таксономии, вбирающей в себя:

  • первый уровень – максимизация формы представления сопряженных экономических индикаторов (ВРП, среднедушевые доходы и т.д.);
  • второй уровень – оценка региональной эффективности развития, межрегиональной конвергенции среднедушевых доходов, обеспечения минимальных стандартов общественных и социальных услуг всем гражданам;
  • третий уровень – целевая ориентация региональной политики в направлении с целями общенациональной политики, такими как рост, эффективность, равенство, стабильность, качество жизни.

 

8_clip_image038

Рис. 1. Принципиальная схема оптимизации структуры экономической системы региона

С целью реализации уровневой таксономии, целесообразно организовать процесс оптимизации СЭСР в рамках принципиальной схемы (рис. 1).

«ВХОД» – систематизируется структура показателей, определяющих эффективность СЭСР. В результате систематизации (группировки) определяются параметры DS и AS. Входные параметры формируются с учетом данных «ВНЕШНЯЯ СРЕДА», «УПРАВЛЕНИЕ» и «РЕГУЛЯТОРЫ».

«СОСТОЯНИЕ» – отображается совокупность взаимосвязей элементов в уровневой системе обеспечения эффективности СЭСР на основе использования оптимального методического обеспечения и действующей нормативной информации.

«ВЫХОД» – осуществляется критериальная оценка эффективности управленческих решений, направленных на оптимизацию СЭСР, и релевантности данных, поступающих из «ВХОД» и «ВНЕШНЯЯ СРЕДА», а также обеспечивается представление полученных решений в информационно удобной показательной форме.

«ВНЕШНЯЯ СРЕДА» – охватывает совокупность факторов внешней среды прямого (внешние взаимосвязи и взаимодополнения) и косвенного (общие и частные) воздействия.

«УПРАВЛЕНИЕ» – сфокусировано на выполнении следующих функций:

— анализ состояния системы и отклонений показателей ее функционирования от нормативных условий и штатных ситуаций, определение «пограничных состояний» (как система переходит во внештатное состояние);

— определение оптимальных методов воздействия на отклонения;

— отбор рациональных и/или оптимальных вариантов воздействий;

— коррекция исходных условий, с целью увязки требований «ВНЕШНЯЯ СРЕДА» и «СОСТОЯНИЕ»;

— принятие решений по выбору параметров «РЕГУЛЯТОРЫ»;

— выработка рекомендаций для вышестоящих органов управления.

«РЕГУЛЯТОРЫ» – осуществляют коррекцию параметров «ВХОД» и «СОСТОЯНИЕ», используя базу федерального нормативно-правового регулирования вопросов регионального развития и регионального нормативно-правового регулирования процесса формирования оптимальной СЭСР. При небольших отклонениях показателей «ВЫХОД» от требуемых значений «РЕГУЛЯТОРЫ» осуществляют самостоятельное воздействие («малый» контур управления), а при больших отклонениях – через «УПРАВЛЕНИЕ» которое изменит параметры «РЕГУЛЯТОРА» («большой» контур управления).

База федерального нормативно-правового регулирования процесса регионального развития включает в себя:

1. Вопросы регионального развития отраженные в Конституции РФ;

2. Федеральные нормативно-правовые акты посвященные вопросам регионального развития;

3. Федеральные нормативно-правовые акты, в которых нашла отражение региональная тематика;

4. Региональная тематика бюджетно-налогового законодательства.

База регионального нормативно-правового регулирования процесса формирования административно-территориальных образований охватывает:

1. Вопросы регионального развития отраженные в Конституции субъекта РФ;

2. Региональные и муниципальные нормативно-правовые акты посвященные вопросам развития административно-территориальных образований;

3. Региональная и муниципальная тематика бюджетно-налогового законодательства субъекта РФ.

Принципиальная схема оптимизации СЭСР направлена на решение следующих задач:

  • согласовывать действия федеральных, региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления для оптимизации нормативно-правовой базы регулирующей экономическую деятельность в регионе;
  • обосновать параметры необходимой дополнительной нормативно-правовой базы развития региона на конкретный временной период;
  • выделить специфику и этапы развития региона, определить методы и способы решения возникающих задач на каждом из этапов;
  • предложить и согласовать мероприятия по оптимизации отраслевых и региональных программ, а также сфокусировать финансовые средства программ на решение ключевых региональных проблем;
  • определить по всей системе разрабатываемых программ наиболее существенные финансовые источники для регионального развития;
  • скоординировать реализацию программ в формате единой системы мероприятий для конкретного элемента территориального образования.

В процессе решения изложенных выше задач, необходимо регулярно отслеживать и прогнозировать степень влияния изменений в функционировании и развитии отраслей на адаптивность СЭСР. Т.е. необходимо создать систему мониторинга, которая должна повысить эффективность управленческих воздействий ориентированных на процесс формирования оптимальной СЭСР.

Список литературы:

  1. Смирнов В.В. Исследование проблем и направлений социально-экономического развития регионов Российской Федерации / В.В. Смирнов // Аудит и финансовый анализ, 2012. №4. – C. 400-404. – №5. – C. 303-309.

References:

  1. Smirnov V.V. Research problems and directions of socio-economic development of regions of the Russian Federation [Issledovanie problem i napravlenij social’no-jekonomicheskogo razvitija regionov Rossijskoj Federacii]. Audit and Financial Analysis, 2012. № ​​4. pp. 400-404.  № 5. pp.303-309.

Еще в рубриках

Региональная экономика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *