Авторы
Корчинская Виктория Анатольевна
аспирант кафедры финансов
Россия, Саратовский государственный социально-экономический университет
viktoriya.shvarc@mail.ru
Аннотация
В соответствии с российским законодательством полномочиями по финансовому контролю за деятельностью казенных, бюджетных и автономных учреждений обладают значительное количество органов государственной власти. В статье рассматривается ряд проблем, с которыми сталкиваются региональные и муниципальные власти, возникающие по причине пробелов законодательных и нормативно-правовых актов федерального уровня в вопросах финансового контроля за деятельностью государственных (муниципальных) учреждений, а также из-за отсутствия практики работы в новых условиях. Финансовый контроль очень важен как для учредителя, так и для учреждений, так как основной целью проводимых в последнее время преобразований в России является повышение качества предоставления государственных услуг и эффективности работы государственных (муниципальных) учреждений. Только грамотно построенная система финансового контроля за деятельностью государственных (муниципальных) учреждений поможет достичь цели, поставленные правительством. Автором предложены пути совершенствования системы финансового контроля в России за счет разделения полномочий между органами исполнительной власти в вопросах финансового контроля за финансово-хозяйственной деятельностью государственных (муниципальных) учреждений, и качеством проведения проверок со стороны учредителя подведомственных им учреждений.
Ключевые слова
финансовый контроль, учредитель, государственные (муниципальные) учреждения, казенные, бюджетные и автономные учреждения
Рекомендуемая ссылка
Authors
Korchinskaia Viktoriia Anatolevna
graduate student
Russia, Saratov State Socio-Economic University
viktoriya.shvarc@mail.ru
Abstract
According to the Russian legislation, powers on financial control over the activity of governmantal, budgetary and autonomous establishments possess a significant amount of public authorities. In article a number of problems which the regional and municipal authorities arising because of gaps of legislative and normative legal acts of federal level in questions of financial control of activity of the state (municipal) institutions face, and also due to the lack of work practice in new conditions is considered. Financial control is very important both for the founder, and for establishments as a main objective of transformations carried out recently in Russia is improvement of quality of providing the state services and overall performance of the state (municipal) institutions. Only competently constructed system of financial control of activity of the state (municipal) institutions will help to succeed, put by the government. The author offered ways of improvement of system of financial control in Russia at the expense of division of powers between executive authorities in questions of financial control of financial and economic activity of the state (municipal) institutions, and quality of carrying out checks from the founder of establishments subordinated to them.
Keywords
financial control, a founder, state (municipal) institutions, governmental, budgetary and autonomous establishments
Suggested Citation
В связи с принятием закона 83-ФЗ [2] произошли кардинальные изменения в деятельности государственных и муниципальных учреждений и порядке их финансирования, как элемента финансовой системы государства [6]. Основные изменения коснулись повышения качества предоставления государственных услуг, снижения роста расходов бюджетов всех уровней за счет сокращения внутренних издержек учреждений, создания условий и стимулов для привлечения внебюджетных средств за счет осуществления коммерческой деятельности. Расширение самостоятельности государственных и муниципальных учреждений (автономных, бюджетных, казенных) ставит вопрос о пересмотре границ государственного финансового контроля и четком разграничении полномочий органов, контролирующих учреждения в рамках обеспечения выполнения государственного задания и использования закрепленного за ними имущества, целевого использования денежных средств, контроля за деятельностью, приносящей доход учреждению, а также контроля за повышением качества предоставления государственных услуг населению.
Одним из плюсов реформирования системы государственных и муниципальных учреждений является установленные федеральным законодательством нормы, направленные на обеспечение прозрачности, открытости и доступности деятельности перед учредителями и потребителями за счет опубликования результатов своей деятельности и использования имущества в виде отчетов в сети интернет на государственном портале www.bus.gov.ru. По сути, данные изменения, по мнению законодателей, являются первым шагом к ужесточению контроля над государственными и муниципальными учреждениями всех типов. Но на практике, действующее законодательство, даже после внесения в него соответствующих поправок, и принятия различных нормативно-правовых документов, сопутствующих закону 83-ФЗ[2], не содержит в себе четких и понятных всем норм, регулирующих осуществление финансового и имущественного контроля за деятельностью государственных и муниципальных учреждений.
Анализ региональной и муниципальной практики позволил выявить множество проблем, связанных с обеспечением выполнения финансового контроля за деятельностью государственных (муниципальных) учреждений:
Таким образом, в связи с формированием новых бюджетных правоотношений в РФ целесообразно разработать на федеральном уровне единую методику по осуществлению финансового контроля за деятельностью государственных (муниципальных) учреждений всех типов. В связи с этим, мы предлагаем пересмотреть систему государственного финансового контроля за деятельностью государственных (муниципальных) учреждений в России, и создать правильно построенную независимую вертикаль власти в сфере финансового контроля на основе имеющихся органов власти, в компетенцию которых входит финансово-бюджетный надзор. Тем самым прекратить дублирование контрольных полномочий органов государственной власти в вопросах финансового контроля за деятельностью казенных, бюджетных и автономных учреждений, и решить проблему разграничения полномочий органов исполнительной власти в сфере финансового контроля.
В совместном письме Минфина РФ и Минэкономразвития [5] предусмотрены рекомендации по осуществлению контроля за выполнением государственного задания в форме последующего контроля в виде камеральных и выездных проверок. Полномочия по осуществлению данного контроля возлагаются на органы, исполняющие функции учредителя и главного распорядителя бюджетных средств. Предварительный и текущий контроль федеральным законодательством не предусмотрен, хотя данные формы контроля занимают важное место в предупреждении и недопущении нарушений бюджетного законодательства и эффективного распределения бюджетных средств [7]. В этом случае для повышения эффективности системы контроля за использованием государственных (муниципальных) ресурсов, выделяемых на обеспечение деятельности автономных, бюджетных и казенных учреждений, мы предлагаем разделить полномочия по осуществлению финансового контроля за деятельностью государственных (муниципальных) учреждений между учредителем (ГРБС) и Росфиннадзором. Предварительный, текущий контроль, а также последующий контроль в виде квартальных камеральных проверок за финансово-хозяйственной деятельностью автономных, бюджетных и казенных учреждений возложить на учредителя (ГРБС).
Предметом предварительного контроля со стороны учредителя или ГРБС станут: разработка и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности, государственного (муниципального) задания и бюджетных смет; определение объема субсидии на возмещение нормативных затрат; проверка целесообразности совершения крупных сделок и сделок с заинтересованностью (наблюдательный совет принимает участие в автономных учреждениях), договорные отношения. Анализ соблюдения процедур исполнения финансово-хозяйственной деятельности, оперативные данные и отчетность учреждений о выполнении показателей государственного (муниципального) задания, бюджетной сметы, бухгалтерский и бюджетный учет, расходование средств по целевому назначению, ведение книги обращений с заялениями, жалобами и предложениями, соблюдение порядка определения платных услуг для физических и юридических лиц, оценка эффективности деятельности руководителя учреждения, эффективность использования средств от приносящей доход деятельности будут являться предметами текущего контроля со стороны учредителя и ГРБС в автономных, казенных и бюджетных учреждениях.
Осуществление последующего финансового контроля за деятельностью казенных, бюджетных и автономных учреждений и их учредителей в виде выездных проверок возложить на Федеральную службу финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) путем внесения поправок в Бюджетный кодекс РФ, Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» и другие нормативно-правовые акты. Целесообразно расширить их полномочия, возложив на них следующие функциональные обязанности:
Предметом проверки автономных, бюджетных и казенных учреждений со стороны Росфиннадзора может быть: отчет о результатах деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного имущества, отчет о выполнении государственного (муниципального) задания, отчет о выполнении плана финансово-хозяйственной деятельности, качество и объем предоставления услуг (выполнения работ), выполнение условий выделения, получения и использования субсидий на возмещение нормативных затрат, соблюдение порядка определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности, законность совершения крупных сделок, достоверность, полнота и соответствие нормативным требованиям бухгалтерского и бюджетного учета и бухгалтерской отчетности, обоснованность расчетов нормативов затрат, проверка первичной бухгалтерской документации, расчет и установление тарифов на муниципальные услуги, организации работы по закупочной деятельности, осуществления мероприятий, направленных на профилактику коррупционных проявлений, организации работы с обращениями граждан, соответствия действующих договоров аренды помещений муниципального нежилого фонда, действующему законодательству, оказание платных услуг, исполнение бюджетной сметы, обоснованность привлечения заемных средств автономными и бюджетными учреждениями, соблюдение порядка проведения инвентаризации, соблюдение законодательства при размещении государственного (муниципального) заказа, оплата труда работникам учреждения и др.
Помимо предложенных мер по совершенствованию финансового контроля за деятельностью государственных (муниципальных) учреждений правомерно ввести единую автоматизированную систему отчетности и соответственно финансового контроля за деятельностью казенных, бюджетных и автономных учреждений по всей России. Необходимо внести поправки в Бюджетных кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, связанные с определением бюджетного правонарушения и бюджетного и преступления, а также определением санкций за нарушение бюджетного и налогового законодательства государственными (муниципальными) учреждениями в ходе своей финансово-хозяйственной деятельности.
Реформирование системы государственных (муниципальных) учреждений, проводимое в последние годы требует новых стандартов и подходов в системе финансового контроля России. При этом регулярное проведение мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей средств федерального бюджета и учредителей является приоритетным направлением для совершенствования финансового законодательства.
Библиографический список:
References: