Энергосбережение и развитие рынка энергоаудиторских услуг на Юге России
Energy conservation and energy auditing services market development South Russia
Авторы
Аннотация
Статья посвящена анализу рынка энергоаудиторских услуг на Юге России и основана на авторском результате двухгодичных исследований рынка
Ключевые слова
энергетические обследований, торги, энергетический паспорт, конкуренция
Рекомендуемая ссылка
Энергосбережение и развитие рынка энергоаудиторских услуг на Юге России// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (36). Номер статьи: 3605. Дата публикации: 27.10.2013. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/3605/
Authors
Abstract
This article analyzes the energy auditing services market in southern Russia and is based on the author's two-year result of market research
Keywords
energy audits, trading, energy pass-port competition
Suggested Citation
Energy conservation and energy auditing services market development South Russia// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (36). Art. #3605. Date issued: 27.10.2013. Available at: https://eee-region.ru/article/3605/
Сбережение энергии во всех отраслях народного хозяйства стало актуальной проблемой, которой руководство России уделяет значительное внимание. Для успешного решения задач энергосбережения необходимо реализовать ряд мероприятий в масштабах страны. В первую очередь нужно установить истинное положение с потреблением энергоресурсов, т.е. провести первичное обследование объектов и составить на них энергетические паспорта, а затем приступить к разработке и реализации энергосберегающих мероприятий. Само по себе энергетическое обследование, также как и установка общедомовых приборов учета тепла, сетевого газа, холодной и горячей воды, электроэнергии, не ведет к уменьшению потребления энергоресурсов, а только увеличивает общие эксплуатационные затраты. Все эти мероприятия нужны для выявления потерь энергоресурсов и учета их потребления, чтобы затем грамотно провести энергосберегающие мероприятия.
В последние годы ускоренно стал развиваться рынок энергоаудиторских услуг, что стало следствием принятия Федерального закона РФ от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1]. Данный закон требует в обязательном порядке составления энергетических паспортов для бюджетных учреждений (вузы, школы, детские сады, больницы и пр.) и повсеместной установки общедомовых приборов учета потребления энергетических ресурсов. В свою очередь правительство РФ выделяет значительные средства для проведения первичных энергетических аудитов и составления энергетических паспортов.
Выполнение работ и оказание услуг для государственных, муниципальных, бюджетных учреждений осуществляется на основании Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ. В соответствии с ним для размещения заказа путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги (далее – запрос котировок) создается конкурсная, аукционная или котировочная комиссия. Конкурсы и аукционы могут быть как открытыми, так и закрытыми. По рассматриваемому закону под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» [2].
У рынка энергоаудиторских услуг страны наблюдаются симптомы болезней роста. Следует отметить, не вдаваясь в качество предоставляемых заказчику услуг, что установившаяся система функционирования рынка энергоаудитерских услуг ставит определенные вопросы, на которые нет однозначных ответов.
Рассмотрим состояние дел на рынке энергоаудитерских услуг на юге России. В течение 2011 и 2012 годов проводился сплошной анализ заказов на проведение энергетических обследований по 10 регионам, публикуемых на официальном сайте Российской Федерации размещения заказов для государственных нужд. Это субъекты РФ, входящие в Северо-Кавказский Федеральный округ, – Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания (РСО – Алания), Чеченская Республика, Ставропольский край, а также Республика Адыгея, Республика Калмыкия и Краснодарский край. За два года было опубликовано 290 заказов на проведение энергетических обследований, на общую сумму 831,028 млн. рублей. В результате проведенных торгов фактическая цена победителей торгов составила 532,261 млн. рублей, что составляет 64,0% от первоначальной цены.
В данной статье рассматриваются результаты торгов, проведенных в этих субъектах путем запроса котировок, открытых аукционов в электронной форме и открытых конкурсов. Победителями торгов стали 107 участников – это юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Состав и юридический статус победителей торгов следующий: 89 обществ с ограниченной ответственностью, 3 закрытых акционерных общества, 2 открытых акционерных общества, 2 федеральных государственных бюджетных образовательных учреждения, 1 учреждение торгово-промышленной палаты, 1 республиканское государственное автономное учреждение, 1 унитарное предприятие, 8 индивидуальных предпринимателей (ИП).
Форма торгов и их количество по рассматриваемым регионам представлены в таблице 1. Больше всего проведено торгов по запросам котировок – 54,1%, за ними следуют открытые аукционы в электронной форме – 37,9%, меньше всего открытых конкурсов – 8,0%.
Таблица 1 – Количество и виды торгов по регионам
№ п.п. |
Наименование региона |
Запрос |
Открытые аукционы в электронной форме |
Открытые конкурсы |
Общее |
1 |
Республика Адыгея Республика Дагестан Республика Ингушетия Кабардино-Балкарская Республика Республика Калмыкия Карачаево-Черкесская Республика Республика Северная Осетия-Алания Чеченская Республика Краснодарский край Ставропольский край |
1 |
2 |
0 |
3 |
Всего: |
157 |
110 |
23 |
290 |
Наибольшее количество торгов было проведено в Ставропольском крае, наименьшее – в Республике Адыгея.
Из фактических суммарных цен разыгранных контрактов по рассматриваемым регионам следует, что торги по видам неравноценные. Это наглядно видно из таблицы 2. Зависимость между количеством проведенных торгов и суммами разыгранных на них контрактов не прямо пропорциональная, к чему они должны были бы стремиться, а, скорее, наоборот, чем меньше торгов, тем большие суммы на них разыгрываются, т.е. приметы обратной пропорции.
Таблица 2 – Основные показатели регионов по видам торгов
№ п.п. |
Наименование |
Запросы |
Открытые аукционы в электронной форме |
Открытые |
|||
фактическая |
фактическая доля цены от начальной, % |
фактическая |
фактическая доля цены от начальной, % |
фактическая |
фактическая доля цены от начальной, % |
||
1 |
Республика Адыгея Республика Дагестан Республика Ингушетия КБР Республика Калмыкия КЧР РСО – Алания Чеченская Республика Краснодарский край Ставропольский край |
0,208 |
42,7 |
17,980 |
53,1 |
— |
— |
Всего: |
26,045 |
56,7 |
196,105 |
49,1 |
310,110 |
80,4 |
От общей суммы, выигранных на торгах контрактов, запрос котировок составил 4,9%, открытые аукционы в электронной форме – 36,8%, открытые конкурсы – 58,3%. При этом общая средняя сумма выигрыша за один торг в млн. рублей для: запроса котировок – 0,168, открытых аукционов в электронной форме – 1,751, открытых конкурсов – 14,096.
По регионам общая картина торгов выглядит следующим образом.
В Республике Адыгея участники 3 торгов разыграли контрактов на 18,188 млн. рублей, что составило 52,9% от их начальной цены. Все контракты выиграли 2 местные организации.
В Республике Дагестан участники 32 торгов разыграли контрактов на 66,673 млн. рублей, что составило 91,0% от их начальной цены. Победителями торгов стали 10 организаций и 1 индивидуальный предприниматель. Примечательно, что 97,7% выигрыша пришлось на местные организации, при этом на долю лидера – 57,1% от общей суммы, а доли трех организаций и индивидуального предпринимателя, идущих за ним, соответственно составили: 12,1; 10,8; 5,6 и 7,9%. Следует отметить, что индивидуальный предприниматель на одних торгах, без снижения начальной цены, выиграл контракт на 5,289 млн. рублей.
В Республике Ингушетия участники 7 торгов разыграли контрактов на 1,746 млн. рублей, что составило 49,8% от их начальной цены. Одна местная организация выиграла 6 торгов на 1,469 млн. рублей, а 1 торг – организация из другого региона.
В Кабардино-Балкарской Республике участники 28 торгов разыграли контрактов на 4,516 млн. рублей, что составило 62,3% от их начальной цены. Все торги выиграли 7 организаций и 1 индивидуальный предприниматель. Одна организация, зарегистрированная в данном регионе, выиграла 11 торгов на 2,655 млн. рублей, при этом фактическая цена составила 85,4% от начальной цены. Местный индивидуальный предприниматель выиграл 7 торгов за начальную цену, заняв 3 место по региону с 0,434 млн. рублей.
В Республике Калмыкия участники 17 торгов разыграли контрактов на 6,965 млн. рублей, что составило 43,1% от их начальной цены. Торги выиграли 5 организаций. 84,2% от общей суммы, разыгранной на 4 торгах, выиграли 2 организации из других регионов. На долю 2 местных организаций пришлось 10,8% выигрыша.
В Карачаево-Черкесской Республике участники 8 торгов разыграли контрактов на 2,643 млн. рублей, что составило 54,3% от их начальной цены. Торги выиграли 7 организаций, из них 3 местные, на долю которых пришлось 27,1%.
В Республике Северная Осетия-Алания участники 12 торгов разыграли контрактов на 14,354 млн. рублей, что составило 87,5% от их начальной цены. Контракты выиграли 7 организаций, из них 3 представляли другие регионы, выигрыш которых составил 1,669 млн. рублей. Следует отметить, что контракт на 6,6 млн. рублей за начальную цену выиграла организация на одних торгах.
В Чеченской Республике участники 21 торга разыграли контрактов на 193,051 млн. рублей, что составило 65,6% от их начальной цены. Торги выиграли 13 организаций, из них местных 7. Три организации на 5 торгах выиграли 91,7% от общей суммы контрактов. При этом доля лидера, который за начальную цену выиграл один контракт на 105,9 млн. рублей, составила 54,9% от общей суммы контрактов по региону. Организации из других регионов на 10 торгах выиграли контрактов на 8,691 млн. рублей, что составило 4,4% от общей суммы.
В Краснодарском крае участники 46 торгов разыграли контрактов на 181,879 млн. рублей, что составило 67,9% от их начальной цены. Торги выиграли 33 организации и 1 индивидуальный предприниматель. На 6 торгах 5 организаций выиграли контрактов на 171,249 млн. рублей, что составило 90,6% от общей суммы. Доля лидера, который выиграл контракт с понижением только на 4,4% от начальной цены, составила 87 млн. рублей.
В Ставропольском крае участники 116 торгов разыграли контрактов на 42,245 млн. рублей, что составило 37,5% от начальной цены.
Самая высокая фактическая доля цены от первоначальной цены наблюдалась в Республике Дагестан, самая низкая – в Ставропольском крае. Этот показатель характеризует уровень конкуренции и прозрачности торгов. Наибольшая сумма разыгранных торгов имелась в Чеченской Республике, наименьшая – в Республике Ингушетия.
Для анализа рынка энергоаудиторских услуг был составлен рейтинговый список победителей по мере убывания сумм контрактов, выигранных ими на торгах. В статье названия организаций опущены. При анализе организация, выигравшая торги, фигурирует по номеру, занятому им в рейтинговом списке, и по номеру региона, где она зарегистрирована.
Победителями на 290 торгах стали 107 участников, при этом на долю 10 из них пришлось почти 4/5 от общей суммы выигрыша. Конкретные цифры по ним представлены в таблице 3. Девять победителей из первой десятки были «местными», т.е. они были зарегистрированы в регионе, который выставлял контракты на торги.
Таблица 3 – Основные показатели организаций, вошедших в первую рейтинговую десятку победителей в торгах
Рейтинговый номер организации |
Регион регистрации организации |
Количество |
Сумма |
Фактическая цена от |
Доля организации в выигранных торгах по цене, % |
1 |
Чеченская Республика |
1 |
105,900 |
100 |
19,94 |
Всего: |
33 |
415,160 |
69,6 |
77,92 |
Деньги, исчисляемые в млн. рублей, между участниками, выигравшими торги, распределились следующим образом: на первую пятерку пришлось 328,377, что составило 90,7% от начальной цены контрактов; на вторую пятерку – 86,783; на третью пятерку – 37,962; на четвертую пятерку – 22,404; на пятую пятерку – 14,036; всего на 25 участников – 489,562. Доля денег в процентах от выигранных контрактов составила для пятерок: первой – 61,82, второй – 16,34, третьей – 7,15, четвертой – 4,23, пятой – 2,65, а в сумме – 92,19. Остальные 82 победителя торгов выиграли всего контрактов на 41,590 млн. рублей, что составило 7,8% от общей фактической суммы.
Наибольший интерес представляет организации, входящие в тройку лидеров, которые на торгах выиграли контрактов на 245,33 млн. рублей, что составило 45,95% от общей фактической суммы. Следует отметить, что организация, возглавившая рейтинговый список победителей, выиграла всего один лот, а две другие организации, идущие за ней, – по два лота. Для лидирующих организаций фактические цены контрактов не опустились ниже, чем на 8,5% от их начальных цен.
Этот же феномен, когда начальная цена контракта практически не меняется или падает незначительно, наблюдался в остальной части рейтингового списка. В таблице 4 приведены данные по 20 таким организациям, у которых фактическая цена контрактов составила в среднем 94,6% от начальной цены.
Таблица 4 – Основные показатели организаций, выигравших торги с минимальным падением цен
Номер организации по рейтинговому списку |
Регион регистрации организации |
Общее количество выигранных торгов |
Сумма выигранных торгов, млн. руб. |
Фактическая цена от начальной, % |
12 |
Республика Дагестан |
6 |
8,072 |
90,2 |
Всего: |
34 |
41,38 |
94,6 |
У этих организаций в действительности не было конкурентов, что легче всего организовать по запросу котировок, когда заказчик ставит для всех претендентов заведомо невыполнимые условия. Например: выставляется одним лотом несколько десятков, а то и сотен зданий, для которых необходимо составить энергетические паспорта за пару недель; требуется в обязательном порядке проведение тепловизионного обследования зданий в летний период, когда системы отопления отключены; установить максимальную залоговую ставку и непомерные штрафные санкции и т.п. Потенциальные претенденты в таких торгах участия не принимают, но находится организация, которая подает документы и получает контракт. О том, как организации, выигравшие подобные торги, выполняют работу, никто, кроме сторон, подписавших контракт, не знает. Название таким действиям сторон – сговор.
По Федеральному закону [2] размер обеспечения исполнения контракта по усмотрению заказчика может составлять до 30% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого конкурса. Пользуясь этим положением, например, для отсечения потенциальных конкурентов, которые окажутся не в состоянии обеспечить исполнение такого контракта, можно выставить на торги одним лотом все образовательные или другие однопрофильные учреждения целого города или даже региона.
Индивидуальные предприниматели стали победителями 28 торгов, т.е. они выиграли каждый десятый лот, получив при этом только каждый пятьдесят восьмой рубль. Все индивидуальные предприниматели, за исключением представителя Челябинской области, выигрывали торги исключительно в регионах, где они были зарегистрированы.
Из данных, приведенных в таблице 5, видно, что средняя сумма выигрыша предпринимателей, если не учитывать показателя лидера, достаточно скромная – 141,5 тыс. рублей за один лот.
Таблица 5 – Основные показатели индивидуальных предпринимателей, выигравших торги
Рейтинговый номер ИП |
Регион регистрации ИП |
Количество торгов, выигранных ИП |
Сумма выигранных торгов, |
Фактическая цена от начальной, % |
Доля ИП, в выигранных торгах по цене, % |
16 |
Республика Дагестан |
2 |
5,289 |
100 |
1,00 |
Всего: |
28 |
8,967 |
76,1 |
1,7 |
Общая сумма выигрыша контрактов на проведение первичного энергоаудита и составление энергетических паспортов на торгах отдельными организациями и индивидуальными предпринимателями, занявших в рейтинговом списке номера от 60 до 107, незначительна. Она составила от 0,391 до 0,035 млн. рублей. Таким образом, 48 победителя торгов, если у них нет других источников доходов, вряд ли будут в состоянии длительно время заниматься этим видом деятельности.
Для большей наглядности в таблице 6 приведены данные по 15 организациям, общая сумма выигрыша каждой из которых составила не менее 0,23 млн. рублей, а фактические цены контрактов были не более 30% их начальной цены.
Таблица 6 – Основные показатели организаций, выигравших торги менее чем за 30% от начальной цены контракта
Номер организации по рейтинговому списку |
Регион регистрации |
Количество выигранных торгов |
Сумма выигранных торгов, млн. руб. |
Фактическая цена от начальной, % |
8 |
Чеченская Республика |
1 |
20,051 |
18.9 |
Всего: |
50 |
36,547 |
19,0 |
Из-за того, что в одних торгах (открытые конкурсы) все желающие не могут принять участие в силу причин, указанных выше, тем самым увеличивая количество участников других торгов (открытые аукционы в электронной форме) и способствуя падению фактических цен на лоты, по сравнению с начальными ценами, в разы.
Подводя итоги, следует отметить, что деятельность по проведению энергетических обследований в рассмотренных регионах характеризуется локальностью. Подавляющее большинство организаций, участников открытых торгов не участвует в торгах за пределами региона своей регистрации. Это обуславливает тот факт, что в основном, победителями торгов в том или ином регионе выступают «местные» организации, т.е. организации, зарегистрированные в регионе участия в торгах. Доля «местных» организаций в конечной цене выигранных торгов по регионам (по убыванию): Республика Адыгея (100,0%); Республика Дагестан (97,7%); Чеченская Республика (95,5%); Республика Северная Осетия – Алания (87,4%); Республика Ингушетия (84,1%); Ставропольский край (83,4%); Кабардино-Балкарская Республика (70,1%); Карачаево-Черкесская Республика (27,1%); Республика Калмыкия (10,8%); Краснодарский край (4,9%).
С показателем концентрации деятельности по проведению энергетических обследований тесно связан показатель так называемых «договорных» торгов. Юридически уличить какого-либо участника торгов в сговоре с заказчиком работ довольно сложно. Определить же, имело ли место предварительная договоренность между заказчиком работ и победителем торгов в общем случае достаточно просто, поскольку имеются определенные признаки, указывающие на вероятность наличия сговора. Для этого требуется проанализировать следующие основные показатели:
- Разрыв между предложением победителя торгов и предложением участника торгов, подавшего второе лучшее предложение. Чем меньше разрыв, тем выше вероятность сговора.
- Договорные сроки проведения энергетического обследования. Чем меньше срок, тем выше вероятность сговора.
- Штрафные санкции за срыв договорных сроков проведения энергетических обследований. Чем сильнее штрафные санкции отличаются в сторону увеличения от ставки рефинансирования Центрального банка РФ, тем выше вероятность сговора.
- Требования к участникам торгов, не соответствующие законодательству. Чем больше несуразных требований к участнику торгов – членство в конкретных саморегулирующих организациях (СРО), наличие всевозможных разрешений и лицензий и т.п., тем выше вероятность сговора.
- Наличие жалоб участников торгов на заказчиков. Чем больше жалоб на заказчика проведения торгов, тем выше вероятность сговора.
- Отклонение участников торгов по итогам проведенных торгов. Чем больше отклоненных участников, тем выше вероятность сговора.
- Отсутствие отправленных заявок на участие в запросе котировок в опубликованном протоколе запроса котировок. Чем больше запросов котировок потенциальных участников, отправленных обычной или электронной почтой, не появилось в протоколе, тем выше вероятность сговора.
Проведенный анализ показал, что из 290 торгов основные признаки договорных торгов имели 118. Они сконцентрировали в себе 69,8% от всей выигранной на торгах суммы, т.е. 370,719 млн. рублей. В сущности, все крупные торги с фактической ценой контрактов более 5,0 млн. рублей были выиграны организациями, зарегистрированными в регионах, где торги проводились. При отсутствии реальной конкуренции цена победителя торгов незначительно отличалась от первоначальной цены. Организации, которые выигрывали крупные контракты, в дальнейшем не принимали участие в торгах. Из чего следует, что к торгам, где разыгрываются контракты на большие суммы, заинтересованными лицами привлекаются организации, либо уже существующие, либо созданные под конкретные лоты.
Доля торгов за 2011 и 2012 годы, имеющих основные признаки предварительной договоренности сторон, как в общем количестве торгов, так и в конечной цене выигранных торгов по регионам: Республика Адыгея (66,7 и 99,2%); Республика Дагестан (78,1 и 91,1%); Республика Ингушетия (42,9 и 56,8%); Кабардино-Балкарская Республика (92,9 и 84,0%); Республика Калмыкия (11,8 и 14,6%); Карачаево-Черкесская Республика (75,0 и 69,2%); Республика Северная Осетия – Алания (66,7 и 88,4%); Чеченская Республика (61,9 и 85,8%); Краснодарский край (13,0 и 48,0%); Ставропольский край (23,5 и 45,6%). Наибольшее количество таких торгов имело место быть в Кабардино-Балкарской Республике и Республике Дагестан, наименьшее – в Республике Калмыкия и Краснодарском крае.
Рынок проведения энергетических обследований начал формироваться относительно недавно, с 2011 года. В подавляющей своей части, заказчиками на проведение энергетических обследований являются организации, для которых его проведение становится обязательным. В основном это бюджетные организации всех уровней. Рынок энергоаудиторских услуг столкнулся с несовершенством институтов регулирования и желанием множества мелких компаний хорошо заработать. Ожидание большинством компаний «легких денег» основываются на том, что заказчику можно сдать энергетический паспорт и пояснительную записку любого качества, поскольку ни заказчик, ни СРО, ни Минэнерго РФ не смогут уличить исполнителя в недоброкачественном выполнении контракта.
Бюджетный заказчик в принципе не имеет представления о том, что в себя включает энергетическое обследование, и как должен выглядеть соответствующего качества энергетический паспорт. По большому счету бюджетным заказчикам нужна «какая-то бумажка», которую он положит на полку до прихода проверяющего. Большинство заказчиков осознают, что за период своей «чиновничьей службы» они вряд ли больше столкнуться с энергетическими обследованиями, в связи с чем даже не пытаются вникнуть в суть принимаемой работы. Низкий уровень подготовки государственных и муниципальных служащих, отсутствие работы государственных органов по пропаганде энергосбережения среди своих сотрудников, приводит в конечном итоге к тому, что большинство бюджетных заказчиков не понимают смысла энергетического обследования. С одной стороны, это проявляется в безразличии к организации, которая выиграет торги. Требования конкурсной документации к участнику торгов низкие. Но самое главное, заказчик не требует жестко от исполнителя выполнения законодательства по энергосбережению, касающихся проведения обязательных энергетических обследований. Все это привлекает к участию в торгах недобросовестных исполнителей. Низкие требования, порождают и другую серьезную проблему. У заказчика появляется соблазн способствовать победе в торгах любой аффилированной с ним (или созданной специально под торги) организации, если даже она никогда не занималась ранее энергетическими обследованиями.
В области энергетических обследований СРО, которые, согласно законодательству по энергосбережению, должны отсекать некачественно составленные энергетические паспорта своих членов, в подавляющем большинстве случаев не справляются с возложенными на них задачами. Причина тому – прямая заинтересованность СРО согласовать энергетический паспорт своего члена и получить за это 3-10% от стоимости контракта. В связи с чем, СРО согласовывают практически любой энергетический паспорт.
В обязанности Минэнерго РФ входит регистрация энергетических паспортов в специальном реестре, с присвоением регистрационного номера. Столкнувшись с вышеназванными проблемами Минэнерго РФ разработала специальную xml-схему, которая позволяет отсечь самые небрежно составленные энергетические паспорта. Если даже этот не совсем совершенный механизм заработает в полную силу, то он позволит очистить рынок энергоаудиторских услуг в значительной степени. К сожалению, внедрение контрольных мероприятий проходит чрезвычайно медленно.
Еще одним участником регулирования качества проведения энергетических обследований является Ростехнадзор, которому с 2013 года Административным кодексом РФ вменяется проверка соблюдения организациями проведения обязательных энергетических обследований. За отсутствие энергетических паспортов (а желательно и за отсутствие должной их регистрации в Минэнерго РФ) Ростехнадзор может налагать административный штраф до 300 тыс. рублей. Пока же данный контролирующий орган никак себя не проявляет и вряд ли сможет быстро наладить работу в этом направлении.
Таким образом, первопричиной проблем, возникающих на рынке обязательных энергоаудиторских услуг, в значительной степени является безразличие заказчиков к эффективности расходования бюджетных средств на проведение энергетических обследований подведомственных организаций и отсутствие какого-либо серьезного контроля со стороны проверяющих органов.
Список литературы
- Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
- Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
References:
- Federal Law of November 23, 2009 № 261-FZ «On energy saving and energy efficiency of and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» [Federalnyi zakon Rossiiskoi Federatcii ot 23 noiabria 2009 goda № 261-FZ «Ob energosberezhenii i o povyshenii energeticheskoi effektivnosti i o vnesenii izmenenii v otdelnye zakonodatelnye akty Rossiiskoi Federatcii»].
- The Federal Law of July 21, 2005 № 94-FZ «On placing orders for goods, works and services for state and municipal needs» [Federalnyi zakon ot 21 iiulia 2005 goda № 94-FZ «O razmeshchenii zakazov na postavki tovarov, vypolnenie rabot, okazanie uslug dlia gosudarstvennykh i munitcipalnykh nuzhd»].
Еще в рубриках
Южный федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
Отраслевая экономика регионов