Инвестиционный фактор развития экономики Калужской области
Investment factor of economic development of the Kaluga region
Авторы
Аннотация
В статье рассмотрены особенности текущего состояния экономики Калужской области, достигнутые результаты за последние годы и ограничивающие факторы её развития. Раскрываются условия успешного экономического развития отдельных муниципальных образований области за счет привлечения инвестиций, их влияния на доходную базу местных бюджетов. С учетом сложившихся приоритетов сформулирован ряд задач по разрешению проблем привлечения инвестиций в приоритетные отрасли экономики региона.
Ключевые слова
динамика роста промышленного производства, инвестиции, доходная база регионального бюджета, проблемы и задачи развития экономики
Рекомендуемая ссылка
Инвестиционный фактор развития экономики Калужской области// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (32). Номер статьи: 3217. Дата публикации: 01.11.2012. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/3217/
Authors
Abstract
This article considers the features of current state of Kaluga regioneconomy, results obtained in recent years and limiting factors of economic growth. Also it disclosesconditions of successful economic development of separate municipalities of the region due to the investment attraction, their influence on income base of regional budget. On the basis of existing priorities a range of tasks on resolution of problems of investment attraction into priority directions of the regional economy was formulated.
Keywords
growth dynamics of industrial output, investment, income base of regional budget, problems and goals of regional economic development.
Suggested Citation
Investment factor of economic development of the Kaluga region// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (32). Art. #3217. Date issued: 01.11.2012. Available at: https://eee-region.ru/article/3217/
В настоящее время задача экономического развития для регионов страны является ключевой в проведении ими экономической политики. Особенность современного этапа экономического развития страны состоит в том, что основной центр тяжести решения данной задачи переносится в регионы. В этой связи существенно возрастает роль регионов в обеспечении стабильного и устойчивого социально-экономического развития страны. Происходит качественное изменение статуса региональных и муниципальных органов управления, функции и ответственность которых в решении задач развития их территорий при этом существенно возрастают.
Мировой опыт подтверждает правильность такого подхода, и он свидетельствует о том, что только региональное управление экономикой способно непосредственно и эффективно решать вопросы, наиболее важные для населения данной территории. Они обязаны сами принимать большинство жизнеобеспечивающих решений на местах и нести полную ответственность за их последствия. Регионам следует разрабатывать собственную концепцию, стратегию и тактику экономических и социальных преобразований, находить наилучшие способы мобилизации внутренних и внешних ресурсов, определять свое место в общей хозяйственной системе страны и даже мировой экономики. В этих условиях для них одной из актуальнейших становится проблема привлечения инвестиций как основного инструмента обеспечения комплексного и сбалансированного развития производительных сил на подведомственных им территориях.
В последние годы существенно активизировалась инвестиционная деятельность регионов, но не все из них добились заметных результатов. Опыт Калужской области, достигшей высоких результатов в привлечении инвестиций, в этом плане вызывает неподдельный интерес. Он заключается в том, что область, не располагая природно-сырьевыми ресурсами, смогла за счет проведения эффективной инвестиционной политики структурно изменить экономику региона с приоритетным развитием обрабатывающих отраслей, созданием производств высокого передела.
Достижение высоких показателей в привлечении инвестиций позволили региону наработать богатейший опыт взаимодействия с федеральным центром, бизнесом, иностранными инвесторами и местными органами власти, сформировать профессиональные компетенции специалистов органов власти региона на уровне современных мировых стандартов.
Приобретенный опыт, созданная инвестиционная инфраструктура, выработанные эффективные регионом инвестиционные технологии сегодня позволяет органам власти успешно конкурировать за привлечение как отечественных, так и иностранных инвестиций. Но вместе с тем, чтобы удержать такой вектор развития региону требуется большее напряжение сил, привлечения интеллектуальных ресурсов, постоянного совершенства организационного взаимодействия органов власти с бизнесом и со всеми участниками инвестиционной деятельности в решении возникающих проблем. В этой связи, рассмотрение достигнутого положительного опыта Калужской области в привлечении инвестиций и выработки новых подходов в проведении инвестиционной политики в быстро изменяющихся условиях, на наш взгляд, может вызвать живой интерес у широкой аудитории, интересующихся проблемами привлечения инвестиций.
На сегодня экономика Калужской области характеризуется положительной динамикой большинства показателей. Достигнутые основные позитивные тенденции, в первую очередь, связанные со стабильным увеличением инвестиционных потоков и как следствие увеличение объемов в большинстве отраслей реального производства, рост доходов населения и устойчивое увеличение налоговой базы бюджета формируют условия для дальнейшего динамичного развития региона.
Как показано на рисунке 1 основные объемы инвестиций пришлись на 2006-2011 годы. Однако, темпы роста инвестиций замедлились начиная с 2008 года, а в 2009 и в 2011 годах они оказались ниже предшествующих лет. Относительная стагнация объемов инвестиций в экономику Калужской области в большей части была вызвана мировым финансовым кризисом. Но вместе с тем, привлеченные в регион инвестиции требуют от региональных органов власти их поддержки и поскольку они носят долгосрочный характер, то на это требуются значительные энергетические, трудовые, финансовые и другие ресурсы. На поддержание сложившихся темпов роста инвестиций у региона остается уже значительно меньше ресурсов. Такая ситуация предопределяет целесообразность органам власти сосредоточиться на повышении качества проводимой региональной инвестиционной политики. Иначе, дальнейшее наращивание инвестиций может привести к низкой сбалансированности и эффективности интеграционных и кооперационных связей и, как следствие, потере конкурентоспособности региона.
Источник: Территориальный орган Федеральная служба государственной статистики Калужской области [Электронный ресурс] / Строительство и инвестиции ред. ЧупруноваН.А. – Электрон. дан. — К.: Фед. служба гос. Стат-ки, 2000 – 2011. Режим доступа: http://www.kalugastat.ru/digital/region5/default.aspx, свободный.
Рисунок 1. Объемы инвестиций в основной капитал предприятий Калужской области
Но, несмотря на имеющиеся ограничения, области удалось достичь заметных результатов в развитии промышленного производства. Высокие темпы роста за последние пять лет позволили региону увеличить промышленное производство более чем в 2 раза (рисунок 2.). Доминирующее положение в промышленности Калужской области занимает обрабатывающее производство. Удельный вес обрабатывающих производств в общем объеме промышленного производства за 2011 год составил 95,7%, производства и распределения электроэнергии, газа и воды – 3,8%, добычи полезных ископаемых — 0,5%. Рост промышленного производства позволил в структуре валового регионального продукта достичь наибольшего удельного веса – 35% и занять работой почти третью часть населения от всего экономически активного населения.[2]
В структуре промышленного производства региона удельный вес машиностроительного комплекса составил 63,7%, производство пищевых продуктов – 11,2%, металлургическое производство – 7,6%, лесопромышленный комплекс – 3,7%.
Предприятия области имеют внешнеторговые связи с компаниями, из более, чем 90 стран мира, основными из которых являются: Германия, Финляндия, Австрия, Япония, Китай, Нидерланды. Доля стран дальнего зарубежья в суммарном объёме внешнеторгового оборота области составила 93%.
*Рассчитано автором
Рисунок 2. Динамика роста промышленного производства в Калужской области и России в 2006-2011 годы
(в % к 2006 году).
Наряду с высокими темпами роста промышленного производства выше среднего по России оказались темпы роста инвестиций и сельскохозяйственного производства. Самые низкие темпы роста за анализируемый период сложились по торговле и денежным доходам населения.
Динамично развивается строительная отрасль Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство» в 2010 году вырос на 7,6%, а в 2011 году на 18,1%.
С ростом основных отраслей экономики региона возросли реальные денежные доходы населения области в 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличились на 3,9%. Денежные доходы на душу населения в 2011 году составили – 25344,9 рублей (113,2% к соответствующему периоду прошлого года).
Численность не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в органах государственной службы занятости в 2011 г. снизилось по сравнению с 2010 г. на 0,1% и составило 0,9%.
Активная инвестиционная деятельность в масштабах области непосредственным образом отразилась на социально-экономическом положении отдельных муниципальных образований региона. Одними из самых значительных объемов инвестиций в основной капитал были достигнуты в муниципальном образовании «Боровский район». Только в 2011 году объем инвестиций в экономику муниципального образования составил 15409 млн. рублей, а за последние три года – 38619,5 млн.рублей. Вложенные инвестиции обеспечили в последние годы существенный рост промышленного производства, только в 2011 году он составил 37%. По объему производства и объему строительных работ на душу населения Боровский район занимает 1-е место в области. Средний размер заработной платы по району в 2011 году составил 25530 рублей, а в промышленности – 35 тыс. рублей. В результате успешного развития экономики района за последние 10 лет доходы бюджета Боровского района выросли в 8 раз.
Аналогично Боровскому району схожие тенденции происходят и в других районах области. С целью расширения предложений для инвесторов рассматривается возможность создания особых экономических зон как эффективного макроэкономического инструмента привлечения инвестиций в экономику Калужской области. Такие зоны предоставляют инвесторам особый правовой режим для бизнеса, включающего налоговые, таможенные, административные преференции. Рассматриваются варианты размещения особых экономических зон на территориях Людиновского и Жуковского районов.[1] Но такие возможности существуют не у всех муниципальных образований. Степень их инвестиционной привлекательности и реализации инвестиционных возможностей различна.
Обеспечение постоянного роста объема валового регионального продукта способствовало существенному расширению доходной базы бюджета, что позволило области значительно снизить дотации из федерального бюджета (рис.3.).
Впервые Калужская область в 2011 году стала финансово самодостаточным регионом и смогла присоседиться к списку 11 крупных российских регионов доноров.
*Данные министерства финансов Калужской области
Рис. 3. Динамика роста доходов консолидированного бюджета Калужской области
Таким образом, можно констатировать, за последние годы экономика Калужской области добилась немало позитивных изменений. Это способствовало укреплению ее экономического положения и качественному улучшению социальной среды. Регион вышел на рынки, на которых никогда не были представлены со своей продукцией предприятия области, получила развитие новая управленческая и технологическая культура, на рынке труда создана конкуренция за квалифицированные трудовые ресурсы. Возросший рейтинг области увеличил возможности региона привлекать в необходимом количестве и более дешёвые заёмные средства.
Вместе с тем, как выше было отмечено, в Калужской области ощущается нехватка рабочей силы, энергетические мощности ограничены, долговая нагрузка на региональный бюджет в последние годы значительно возросла, наметились сильные внутрирегиональные диспропорции между динамично развивающимся севером и депрессивным югом, система здравоохранения и образования требуют значительных вложений в свое развитие, чтобы они могли соответствовать современным требованиям.
Наряду с этим, обращает на себя внимание отставание решения вопросов развития инфраструктуры региона, сосредоточение мер поддержки органами власти на создании благоприятных условий в большей мере для развития новых промышленных предприятий, а модернизация производства на предприятиях так называемой «традиционной» экономики не получила достаточного разрешения, кооперационные связи между традиционными и новыми предприятиями не получают желаемого развития. Кроме того, остаются актуальными вопросы эффективности функционирования застроенных, но эффективно не функционирующих промышленных территорий (браунфилдов), реализации программ повышения энергоэффективности, улучшения систем контроля качества, формирования новой системы профобразования, отвечающей потребностям экономики региона.
Таким образом, отмечая эффективную организацию инвестиционной деятельности, концептуальную и программную проработку развития отдельных инвестиционных направлений, в том числе и инновационную составляющую, достигнутые на этой основе успехи в привлечении инвестиций, особенно иностранных представляется важным обратить внимание на решение ряда вопросов.
По нашему мнению, для дальнейшего наращивания инвестиционной составляющей развития экономики региона, представляется необходимым сосредоточиться на мерах по решению проблемы дефицита энергоресурсов в регионе, как основных условий определяющих перспективность инвестиций. Наряду с этим, важно упростить и сократить сроки на техническое присоединение к энергетическим сетям, пересмотреть тарифную политику на электрическую энергию, тарифы должны иметь оптимальный уровень и конкурировать с тарифами других регионов.
Другим, наиболее острым вопросом является дефицит квалифицированной рабочей силы. Дефицит рабочей силы служит тревожным сигналом для инвесторов в том, что стоимость привлекаемой рабочей силы в будущем будет только возрастать.
Кроме того, иностранные компании высокотехнологичны и нуждаются в высококвалифицированных рабочих, а в регионе система образования, особенно в части подготовки высококвалифицированных кадров не готова удовлетворять потребности. Необходимо незамедлительно создавать или расширять сеть образовательных учреждений, способных готовить специалистов в соответствии с запросами инвесторов, в том числе со знанием иностранных языков.
Решение данной проблемы на основе привлечения рабочей силы из других регионов России ограничивается дефицитом качественного доступного жилья. Но вместе с тем, это может быть одним из направлений решения проблемы кадров, если будет строиться доступное жилье, доходные дома или станет возможным равноценно по цене произвести обмен жилья.
Представляется важным для региона привлечение инвестиций в традиционные отрасли (ЖКХ, строительство, сельское хозяйство, туризм, пищевая промышленность и др.), на продукцию (услуги, работу) которых имеется высокий спрос. Увеличение предложений со стороны данных отраслей позволит, с одной стороны, минимизировать издержки, с другой стороны повысить уровень и качество жизни населения, в-третьих, это будет способствовать росту конкурентоспособности региона.
Требует совершенствования коммуникативная политика Калужской области. Инвесторы и их представители лучше должны знать конкурентные преимущества региона, успевать отслеживать происходящие в нем изменения, иметь возможность получать от органов власти встречные предложения, позволяющие успешно решать проблемы инвестирования.
Кроме того, важно не только предоставлять информацию на сегодняшний день, но также давать исчерпывающую информацию о перспективах развития региона в различных направлениях. Должны быть лучше обоснованы принципы и условия размещения резидентов в индустриальных парках области, кластерная политика должна давать исчерпывающие ответы на эти вопросы.
Потенциальные инвесторы должны быть лучше осведомлены о планах по развитию логистики в регионе, что давало бы им возможности заключать взаимовыгодное партнерство в вопросах организации материальных и сопутствующим им информационных и сервисных потоков.
Большое значение для инвесторов имеет горизонт инвестиционного планирования в регионе. Необходимо стремиться к горизонту инвестиционного планирования, как минимум, в пределах 12-15 лет. Такой подход, позволит привлекать в регион инвестиции стратегического характера и ограничивать доступ инвесторов, преследующих цель только извлечения прибыли.
В настоящее время все большее значение для активизации и повышения качества инвестиционных процессов имеют такие факторы, как низкие криминальные, управленческие и социальные риски на территории регионов. В этой связи, важным представляется построение системы управления рисками не только в рамках инвестиционной политики, но и в рамках программ, отражающих социально-экономическое развитие региона.
В заключении представляется важным отметить, что только реализация системного подхода по улучшению инвестиционного климата позволит органам власти не только сохранить достигнутый инвестиционный потенциал развития экономики региона, но и существенно его прирасти.
Библиографический список.
- Постановление Правительства Калужской области от 22 апреля 2011 г. N 242 об утверждении долгосрочной целевой программы «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Калужской области» на 2011-2013 годы
- Заливацкий Р.А. Мы можем гордиться результатами (Калужская область. Вестник: инвестиции, инфраструктура, инновации). Калуга: МЭРКО, 2012.-С.2.
- Сайт Министерства финансов Калужской области[Электронный ресурс].–Режим доступа: ttp://www.admoblkaluga.ru/main/work/finances.
- Сайт Министерства экономического развития Калужской области[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.admoblkaluga.ru/upload/mineconom/invest/Kaluga_region_1.pdf.
- Территориальный орган Федеральная служба государственной статистики Калужской области [Электронный ресурс] / Строительство и инвестиции ред. ЧупруноваН.А. – Электрон. дан. — К.: Фед. служба гос. Статистики, 2000 – 2011. Режим доступа: http://www.kalugastat.ru/digital/region5/default.aspx, свободный.
References
- Kaluga Region Government regulation № 242 dated 22 April 2011 about the authorization of a long-term purpose-oriented program on 2011-2013 “Creation of conducive conditions for the attracting investments into Kaluga region”.
- Zalivatskiy R.A. We can be proud of the results (Kaluga region. Reporter: investments, infrastructure, innovations). Kaluga: Ministry for economic development of Kaluga region, 2012.- p.2
- Website of Ministry of Finance of Kaluga region [Electronic resource]. – Access mode: ttp://www.admoblkaluga.ru/main/work/finances.
- Website of Ministry for economic development of Kaluga region [Electronic resource]. – Access mode: http://www.admoblkaluga.ru/upload/mineconom/invest/Kaluga_region_1.pdf.
- Territorial body of the Federal State statistics service in Kaluga region [Electronic resource] / Construction and investments, edited by Chuprunova N.A. – Electronic data. – Kaluga: Federal State statistics service in Kaluga region, 2000-2011. Access mode: http://www.kalugastat.ru/digital/region5/default.aspx.