Инвестиционная привлекательность региона для зарубежных инвесторов
Investment attractiveness of the region for foreign investors
Авторы
Аннотация
Достаточно знать и предвидеть политику в отношении инвестора на федеральном уровне, чтобы спрогнозировать отношение к инвесторам на региональном. С другой стороны, «перетекание» финансовых ресурсов из регионов в центр, в федеральный бюджет, либо в штаб-квартиры крупнейших холдингов повышает фактор финансового риска, поскольку снижает возможности поддержки внешнего инвестора со стороны как региональной власти, так и местных предприятий-реципиентов инвестиций.
Ключевые слова
инвестор, региональный уровень, финансовые ресурсы, финансовые риски, региональная власть
Рекомендуемая ссылка
Инвестиционная привлекательность региона для зарубежных инвесторов// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (3). Номер статьи: 305. Дата публикации: 25.09.2005. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/305/
Authors
Abstract
It is enough to know and anticipate the policy for the investor at the federal level, to predict the ratio to the investors at the regional. On the other hand, the "overflow" of financial resources from the regions to the center, the federal budget, or the headquarters of the largest holdings increases the financial risk factor, because it reduces the possibility of an outside investor support from both regional authorities and local enterprises, recipients of investment.
Keywords
the investor, the regional level, financial resources, financial risks, the regional government
Suggested Citation
Investment attractiveness of the region for foreign investors// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №3 (3). Art. #305. Date issued: 25.09.2005. Available at: https://eee-region.ru/article/305/
Благоприятный инвестиционный климат ведет к ускорению темпов экономического роста, способствуя увеличению инвестиций и повышению производительности. Оценка инвестиционной привлекательности в настоящее время достаточно по-разному интерпретируется различными научными кругами, властью и бизнесом.
По данным Всемирного банка одними из основных факторов, препятствующими притоку инвестиций в страну считаются непредсказуемость интерпретации нормативно-правовой базы, отсутствие уверенности в том, что суд отстоит права собственности. Наибольшую обеспокоенность компаний в РФ вызывают риски, связанные с проводимой государством политикой, которые способны подорвать стимулы к осуществлению инвестиций.
Непредсказуемость интерпретации нормативно-правовой базы Российской Федерации в сравнении с другими странами [1]
Отсутствие уверенности в том, что суд отстоит права собственности ( Российская Федерация в сравнении с другими странами ) [1]
В России наибольшие влияние на оценку имиджа региона сегодня оказывает РА «Эксперт».
Эксперты [2] (содействие РА «Эксперт» в 2005 г . в проведении экспертной оценки факторов инвестиционного климата среди зарубежных инвесторов оказано Союзом немецкой экономики в России [2]) наиболее высоко оценивают значимость законодательного риска, а вот политический риск уступил второе место финансовому. Явление снижения значимости политического риска вполне закономерное, учитывая, что «властная вертикаль» еще больше усилилась, а, следовательно, возросла зависимость региональной власти от единого центра. Достаточно знать и предвидеть политику в отношении инвестора на федеральном уровне, чтобы спрогнозировать отношение к инвесторам на региональном. С другой стороны, «перетекание» финансовых ресурсов из регионов в центр, в федеральный бюджет, либо в штаб-квартиры крупнейших холдингов повышает фактор финансового риска, поскольку снижает возможности поддержки внешнего инвестора со стороны как региональной власти, так и местных предприятий-реципиентов инвестиций.
Трудовой и потребительский потенциалы уступили в мнении экспертов свое место ведущих факторов инвестирования инфраструктурному и производственному. Это не удивительно, поскольку с повышением цен на топливо растут общие затраты на производство и доставку продукции. Также инвесторы отмечают значимость для ведения бизнеса не только физической доступности региона, но и обеспеченности его средствами телекоммуникации.
Наиболее значимые риски, влияющие на формирование положительного инвестиционного климата в 2004-2005 гг.:
- законодательный риск
- финансовый риск
- политический риск
Наиболее значимый потенциал, влияющий на формирование положительного инвестиционного климата в 2004-2005 гг.:
- инфраструктурный потенциал
- производственный потенциал
- трудовой потенциал
- потребительский потенциал
Оценку инвестиционной привлекательности Кировской области, характеризующаяся двумя основными интегральными показателями: инвестиционным потенциалом и инвестиционным риском, не дает ответа на вопрос о низком потоке инвестиций в экономику региона.
Согласно рейтингу «Эксперт РА», Кировская область относится к числу регионов России с незначительным инвестиционным потенциалом и умеренным инвестиционным риском. С 2002 по 2005 годы в рейтинге инвестиционной привлекательности «Эксперт РА» Кировской области удалось подняться на четыре места (с 59-го на 55-е) в ранге инвестиционного потенциала на среди субъектов федерации, опустившись при этом на шестнадцать мест (с 26-го на 44-е) по уровню инвестиционного риска.
Динамика рейтинга составляющих инвестиционного климата в Кировской области [3]
Таблица — Место Кировской области в РФ по наиболее значимым для зарубежных инвесторов факторам, формирующим положительный инвестиционный климат в регионе [3]
Инвестиционный потенциал |
Инвестиционный риск |
||||||||
Ранг потенциала | Трудовой ранг | Потребительский ранг | Производственный ранг | Инфра структурный ранг | Ранг риска | Законодательный ранг | Политический ранг | Финансовый ранг | |
2005 |
55 |
43 |
46 |
45 |
64 |
44 |
5 |
62 |
62 |
2004 |
55 |
34 |
45 |
44 |
64 |
33 |
5 |
49 |
58 |
2003 |
58 |
53 |
43 |
42 |
58 |
24 |
50 |
16 |
50 |
2002 |
59 |
56 |
44 |
39 |
58 |
26 |
42 |
17 |
55 |
2001 |
56 |
52 |
42 |
38 |
57 |
28 |
53 |
18 |
38 |
2000 |
54 |
38 |
49 |
37 |
57 |
39 |
54 |
15 |
36 |
1999 |
53 |
37 |
38 |
39 |
58 |
41 |
53 |
48 |
48 |
1998 |
56 |
38 |
33 |
40 |
57 |
61 |
83 |
58 |
54 |
1997 |
63 |
— |
31 |
39 |
62 |
36 |
— |
62 |
— |
1996 |
70 |
— |
— |
— |
— |
26 |
— |
56 |
— |
Данные РА «Эксперт» показывают, что Кировская область среди субъектов Российской Федерации занимает достаточно средние позиции по показателям инвестиционного потенциала и инвестиционного риска, кроме позиции по законодательному риску. В 2004-2005гг. Кировская область занимала 5 место среди субъектов Российской Федерации, но оказывается этого условия недостаточно для обеспечения привлекательности области. Эмпирические исследования показывают , что инвестиции в Кировской области, как и в других регионах РФ, определяются в первую очередь вовсе не потребностями области , а в значительной мере зависят от недостаточно позитивного инвестиционного имиджа Кировской области, обладающего большой инертностью и незначительным инвестиционным потенциалом . Положительным моментов можно назвать факт того, что Правительство области осознает, что его политика и действия играют решающую роль в формировании инвестиционного климата, и стремится внести в них соответствующие коррективы.
Однако идеального инвестиционного климата не существует ни в одной стране, ни в одном регионе РФ. Для достижения существенного экономического роста вовсе не обязательно добиваться идеальных показателей хотя бы даже по какомулибо одному аспекту инвестиционного климата. Прогресса можно добиться путем решения основных проблем, ограничивающих деятельность компаний, что побуждало бы их к инвестированию, и оказания постоянной поддержки процессу преобразований.
Библиографический список
- По данным: Доклад о мировом развитии 2005 « Улучшение инвестиционного климата в интересах всех слоев населения ». — Вашингтон, Федеральный округ Колумбия: Международный банк реконструкции и развития/Всемирный банк.
- Эксперт #44 (490) от 21 ноября 2005.
- По данным РА «Эксперт».
References
- According to the data: World Development Report 2005 «Improving the Investment Climate for Everyone.» — Washington, DC: International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank.
- Judge # 44 (490) on November 21, 2005.
- According to the RA «Expert».