Влияние синхронности макроэкономических показателей на оценку эффективности экономической политики государства
Influence of synchronicity macroeconomic indicators to assess the effectiveness of economic policy
Авторы
Аннотация
В связи со значительной дифференциацией регионов по экономическому признаку требуется проведение гибкой налоговой политики, учитывающей специфику каждого субъекта Российской Федерации и происходящие в нем социально-экономические процессы. Критерием эффективности такой деятельности может служить синхронность двух взаимосвязанных процессов – динамики валового регионального продукта и совокупных налоговых сборов за определенный период времени. Данный подход может способствовать выявлению резервов налогового потенциала регионов и оказывать целенаправленное воздействие на его управление.
Ключевые слова
валовой региональный продукт, налоговая политика, совокупные налоговые сборы, синхронизация, субъекты Российской Федерации, корреляция
Рекомендуемая ссылка
Влияние синхронности макроэкономических показателей на оценку эффективности экономической политики государства// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (30). Номер статьи: 3005. Дата публикации: 18.04.2012. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/3005/
Authors
Abstract
In connection with the substantial differentiation of the regions on economic grounds is required a flexible fiscal policy, taking into account the specifics of each subject of the Russian Federation and the processes occurring in it of socio-economic processes. The criterion of the efficiency of such activities can serve as a synchronicity of two interrelated processes - the dynamics of gross regional product and aggregate tax collections for a certain period of time. This approach may contribute to the identification of the reserves of the tax potential of regions and to provide a focused impact on its management.
Keywords
gross regional product, tax policy, the total amount of tax charges, sync, the subjects of the Russian Federation, the correlation
Suggested Citation
Influence of synchronicity macroeconomic indicators to assess the effectiveness of economic policy// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (30). Art. #3005. Date issued: 18.04.2012. Available at: https://eee-region.ru/article/3005/
Одной из важнейших функций налогообложения является регулирующая функция [11]. При этом подразумевается, что изменения в системе налогообложения должны привести к тем или иным изменениям как в общем комплексе социально-экономических показателей развития государства, так и в количестве собранных налогов за определенный период времени [3]. В свою очередь развитие экономики должно приводить к изменениям в поступлении налоговых платежей во все уровни бюджета. Любые реформирования в налоговом администрировании должны иметь конечной целью положительную динамику макроэкономических индикаторов [1]. В связи с чем эффективность воздействия необходимо оценивать не только по наличию или отсутствию положительного результата, но и по его величине, то есть по масштабу производимого действия. Поэтому сущностью данной экономической модели является выявление характера и степени взаимосвязанности двух процессов: динамики ВРП и совокупных налоговых сборов за определенный период времени, а также взаимную коррелированность данных процессов. Задача модели состоит в распределении регионов по признаку величины синхронности валового регионального продукта и налоговых сборов с учетом основных макроэкономических показателей. При этом произведенный отраслевой анализ объясняет причины диспропорций социально-экономического развития соответствующего территориально-хозяйствующего субъекта. Экзогенными переменными, значение которых задаются вне модели, являются специфические особенности развития каждого региона: экономические, природно-географические, социальные и пр.
Нами было проанализировано экономическое взаимодействие ВРП и совокупных налоговых сборов по субъектам Российской Федерации за 2000 — 2009 гг. [2].
С этой целью был использован такой статистический показатель, как цепной темп роста [10], вычисляемый по формуле:
Тр=уi/yi-1 (1)
где yi-1 – уровень, предшествующий уровню уi;
При анализе были выделены статистические данные 76 областей и 2 города, имеющие федеральное значение: г. Москва и г. С.- Петербург. Не были включены в анализ автономные округа, входящие в состав субъектов российской Федерации, вследствие отсутствия соответствующей разработки ВРП [7], а также в связи с отсутствием данных по доходу некоторых субъектов РФ (Коми- Пермяцкий АО, Агинско-Бурятский АО, Усть-Ордынский Бурятский АО, Корякский АО) [6].
В результате анализа характера кривых ВРП [8] [6] и налоговых поступлений все субъекты РФ были условно разделены на четыре большие группы.
- С взаимно синхронизированными темпами изменения ВРП и налоговых поступлений (14 регионов – 17,9 %).
- С умеренно синхронизированными темпами изменения ВРП и налоговых поступлений (21 регион – 29,5%).
- С асинхронными темпами изменения ВРП и налоговых поступлений (23 региона – 24,5%).
- С полностью асинхронными темпами изменения ВРП и налоговых поступлений (20 регионов – 28,1%).
Примером первой группы может служить такой субъект Федерации, как, например, Волгоградская область. На нижеприведенном графике показана взаимная коррелированность темпов роста ВРП и налоговых поступлений, проявляющаяся в синхронизации изменений за 2000 -2009 гг. Показатели приведены в текущих ценах.
Таблица 1 — Определение цепного темпа роста ВВП и налоговых сборов по Волгоградской области за 2000-2009 гг.
№№ п/п |
Год |
ВРП (млн. руб.) |
Цепной темп роста ВРП |
Доходы консолидированного бюджета (млн. руб.) |
Цепной темп роста доходов |
1 |
2000 |
63 767,1 |
— |
9 564,3 |
— |
2 |
2001 |
82 919,7 |
1,3 |
12 356,8 |
1,29 |
3 |
2002 |
104 341,2 |
1,26 |
16 070,4 |
1,3 |
4 |
2003 |
128 622,2 |
1,23 |
19 492,2 |
1,2 |
5 |
2004 |
154 337,7 |
1,2 |
22 490,8 |
1,15 |
6 |
2005 |
203 232,2 |
1,32 |
29 562,7 |
1,31 |
7 |
2006 |
252 142,7 |
1,24 |
39 882,9 |
1,35 |
8 |
2007 |
333 855,7 |
1,32 |
55 421,2 |
1,39 |
9 |
2008 |
416 679,0 |
1,25 |
69 575,1 |
1,26 |
10 |
2009 |
377 366,0 |
0,9 |
69 188,1 |
0,99 |
Источник: данные Госкомстата, расчеты автора
Рис.1. Показатели цепных темпов роста ВРП и доходов консолидированного бюджета за 2000 – 2009 г.г. по Волгоградской области
На данном рисунке обращает на себя внимание практически полное соответствие темпов роста двух показателей: ВРП и доходов консолидированного бюджета. При этом рассчитанный коэффициент корреляции составляет 0,9, что является достаточно высоким.
Ко второй группе субъектов Российской Федерации с умеренно синхронизированными темпами изменения ВРП и налоговых поступлений можно отнести Курскую область.
Таблица 2 — Определение цепного темпа роста ВВП и налоговых сборов по Курской области за 2000 – 2009 гг.
№№ п/п |
Год |
ВРП (млн. руб.) |
Цепной темп роста ВРП |
Доходы консолидированного бюджета (млн. руб.) |
Цепной темп роста доходов |
1 |
2000 |
30 167,7 |
— |
4 445,0 |
— |
2 |
2001 |
36 399,8 |
1,21 |
5 372,8 |
1,24 |
3 |
2002 |
45 309,4 |
1,24 |
7 111,1 |
1,33 |
4 |
2003 |
56 383,1 |
1,24 |
8 480,5 |
1,19 |
5 |
2004 |
76 506,1 |
1,36 |
22 061,0 |
1,55 |
6 |
2005 |
86 624,9 |
1,13 |
15 163,4 |
1,32 |
7 |
2006 |
104 035,7 |
1,2 |
16 700,1 |
1,1 |
8 |
2007 |
132 106,6 |
1,27 |
22 296,2 |
1,34 |
9 |
2008 |
167 866,0 |
1,27 |
30 600,0 |
1,37 |
10 |
2009 |
161 473,0 |
0,96 |
30 979,8 |
1,01 |
Источник: данные Госкомстата, расчеты автора
Рис.2. Показатели цепных темпов роста ВРП и доходов консолидированного бюджета за 2000 – 2009 гг. по Курской области
В данном случае коэффициент корреляции составляет 0,75, что меньше, чем в первой группе.
К третьей группе субъектов Российской Федерации, характеризующихся асинхронными темпами изменения ВРП и налоговых поступлений можно отнести Курганскую область, показатели которой приведены ниже.
Таблица 3 — Определение цепного темпа роста ВВП и налоговых сборов по Курганской области за 2000 – 2009 гг.
№№ п/п |
Год |
ВРП (млн. руб.) |
Цепной темп роста ВРП |
Доходы консолидированного бюджета (млн. руб.) |
Цепной темп роста доходов |
1 |
2000 |
18 705,2 |
— |
3 269,5 |
— |
2 |
2001 |
25 379,6 |
1,36 |
4 794,2 |
1,47 |
3 |
2002 |
29 940,8 |
1,18 |
6 938,0 |
1,45 |
4 |
2003 |
37 046,2 |
1,24 |
8 441,7 |
1,22 |
5 |
2004 |
42 470,6 |
1,15 |
9 373,4 |
1,11 |
6 |
2005 |
50 245,8 |
1,18 |
11 334,8 |
1,21 |
7 |
2006 |
68 434,5 |
1,36 |
13 442,6 |
1,19 |
8 |
2007 |
82 730,7 |
1,21 |
19 031,6 |
1,42 |
9 |
2008 |
106 223,0 |
1,28 |
23 848,5 |
1,25 |
10 |
2009 |
108 489,0 |
1,02 |
26 610,0 |
1,12 |
Источник: данные Госкомстата, расчеты автора
Рис.3. Показатели цепных темпов роста ВРП и доходов консолидированного бюджета за 2000 – 2009 гг. по Курганской области
В данном случае наблюдается отсутствии зависимости рассматриваемых показателей. Причем, динамика темпов роста одного процесса в некоторых участках находится практически в противофазе от другого: при увеличении темпов ВРП наблюдается уменьшение поступлений налоговых сборов, и наоборот: 2002-2003 гг., 2005-2006 гг., 2006-2007 гг.
И, наконец, к четвертой группе субъектов Российской Федерации с полностью асинхронными темпами изменения ВРП и налоговых поступлений можно отнести такой регион, как Тюменская область.
Таблица 4 — Определение цепного темпа роста ВВП и налоговых сборов по Тюменской области за 2000 – 2009 гг.
№№ п/п |
Год |
ВРП (млн. руб.) |
Цепной темп роста ВРП |
Доходы консолидированного бюджета (млн. руб.) |
Цепной темп роста доходов |
1 |
2000 |
570 790,2 |
— |
137936,9 |
— |
2 |
2001 |
753 119,2 |
1,32 |
138 355,0 |
1,0 |
3 |
2002 |
898 722,4 |
1,19 |
149 205,9 |
1,08 |
4 |
2003 |
1 117 514,4 |
1,24 |
173 298,6 |
1,16 |
5 |
2004 |
1 536 733,7 |
1,38 |
247 283,5 |
1,43 |
6 |
2005 |
2 215 584,4 |
1,44 |
134 745,7 |
0,54 |
7 |
2006 |
2 551 355,4 |
1,15 |
159 321,8 |
1,18 |
8 |
2007 |
2 785 335,6 |
1,01 |
116 758,7 |
0,73 |
9 |
2008 |
3 121 401,0 |
1,12 |
162 576,4 |
1,39 |
10 |
2009 |
2 899 567,0 |
0,93 |
125 986,0 |
0,77 |
Источник: данные Госкомстата, расчеты автора
Рис.4. Показатели цепных темпов роста ВРП и доходов консолидированного бюджета за 2000 – 2009 г.г. по Тюменской области
На данном рисунке отмечается явный диссонанс динамики ВРП и налоговых поступлений, составляющих доходы консолидированного бюджета.
Определить причину подобной десинхронизации двух взаимозависимых процессов можно на основе анализа любого субъекта РФ. В частности, проанализируем регион, относящийся к четвертой группе по вышеприведенной классификации. В данном случае, это – Приморский край.
Таблица 5 — Определение цепного темпа роста ВВП и налоговых сборов по Приморскому краю за 2000 – 2009 гг.
№№ п/п |
Год |
ВРП (млн. руб.) |
Цепной темп роста ВРП |
Доходы консолидированного бюджета (млн. руб.) |
Цепной темп роста доходов |
1 |
2000 |
62 088,5 |
— |
9 629,9 |
— |
2 |
2001 |
72 826,1 |
1,17 |
15 608,0 |
1,62 |
3 |
2002 |
96 832,3 |
1,33 |
20 598,4 |
1,32 |
4 |
2003 |
119 333,7 |
1,23 |
25 091,0 |
1,22 |
5 |
2004 |
152 301,1 |
1,28 |
28 757,0 |
1,15 |
6 |
2005 |
186 623,3 |
1,23 |
33 564,7 |
1,17 |
7 |
2006 |
215 934,4 |
1,15 |
42 168,2 |
1,26 |
8 |
2007 |
263 272,4 |
1,22 |
51 171,3 |
1,21 |
9 |
2008 |
316 582,0 |
1,2 |
65 704,2 |
1,28 |
10 |
2009 |
367 698,0 |
1,16 |
95 290,2 |
1,45 |
Источник: данные Госкомстата, расчеты автора
Из таблицы 5 можно установить, что при уменьшении темпов роста ВВП с 2002 – 2003 гг. происходило увеличение темпов роста поступления налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации. В то же время с 2007 – 2008 гг. ситуация диаметрально противоположная. С 2007 г. наблюдается увеличение темпов роста ВВП, но при этом снижение совокупных налоговых сборов.
Произведем анализ структуры экономики данного региона с целью установления причин подобной десинхронизации.
Таблица 6 — Определение коэффициентов корреляции по основным отраслям экономики с общим объемом произведенных товаров и услуг Приморского края за 2004 – 2010 гг.
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Коэфф. корреляции |
|
Всего произведено, отгружено товаров и услуг (млн. руб.) |
152 |
186 |
215 |
263 |
316 |
367 698 |
367 700 |
|
В том числе |
||||||||
Обрабатывающие пр-ва |
26 329 |
36 366 |
42 464 |
48 893 |
63 647 |
72 261 |
95 557 |
0,99 |
Сельское хозяйство [Продукция сельского хозяйства] |
8 347 |
9 476 |
11 923 |
12 132 |
15 624 |
19 756 |
21 257 |
0,98 |
Транспорт [Грузооборот автом. транспорта организаций (млн. т/км)] |
1 297 |
1 245 |
1 079 |
1 195 |
1 234 |
1 039 |
1 174 |
-0,6 |
Строительство |
11 462 |
14 058 |
18 455 |
24 254 |
34 759 |
63 740 |
95 166 |
0,94 |
Оптовая торговля [Оборот] |
102 287 |
122 407 |
146 919 |
200 582 |
277 587 |
271 282 |
308 442 |
0,97 |
Розничная торговля |
64 628 |
84 077 |
101 578 |
120 838 |
150 010 |
164 582 |
177 505 |
0,99 |
Производство и распределение эл. энергии, газа и воды |
24 181 |
25 973 |
29 698 |
31 408 |
32 673 |
41 323 |
45 985 |
0,96 |
Добыча полезных ископаемых |
5 866 |
6 489 |
7 126 |
7 209 |
6 916 |
8 021 |
10 411 |
0,87 |
Источник: Госкомстат, расчеты автора
Таким образом, наиболее коррелированны с процессом произведенных товаров и услуг обрабатывающие производства, розничная торговля и сельское хозяйство. Немного меньше отмечается взаимосвязь с оптовой торговлей, а также производством и распределением электрической энергии, газа и воды.
В то же время при сравнении динамики доходов в консолидированный бюджет с теми же основными отраслями экономики выясняется, что наибольший коэффициент корреляции имеет строительство, а также производство и распределение электрической энергии, газа и воды (0,99).
Из этого, можно сделать вывод, что основной вклад в суммарное производство товаров и услуг происходит за счет одних отраслей экономики (в данном случае, за счет обрабатывающих производств), а поступление налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации за счет других (строительство, производство и распределение электрической энергии и воды).
Данное явление приводит к диспропорциям социально-экономического развития соответствующего территориально-хозяйствующего субъекта. Кроме того, подобная десинхронизация свидетельствует о слабой эффективности налогового администрирования на местах, отсутствию учета специфики регионального развития.
Проводимый анализ по вышеприведенной Тюменской области, относящейся также к четвертой группе, показывает аналогичную закономерность. Причем, в данном регионе асинхронность является еще более показательной.
Таблица 7 — Определение коэффициентов корреляции по основным отраслям экономики с общим объемом произведенных товаров и услуг за период 2004-2010 гг. в Тюменской области
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Коэфф. корреляции |
|
Всего произведено, отгружено товаров и услуг (млн. руб.) |
1 536 733 |
2 215 584 |
2 551 355 |
2 785 335 |
3 121 401 |
2 899 567 |
3 035 846 |
|
В том числе |
||||||||
Обрабатывающие производства |
278 811 |
300 769 |
416 889 |
481 550 |
656 210 |
568 902 |
747 176 |
0,92 |
Сельское хозяйство [Продукция сельского хозяйства] |
21 991 |
24 214 |
30 660 |
34 |
44 856 |
47 394 |
49 303 |
0,88 |
Транспорт [Грузооборот автом. транспорта организаций (млн. т/км)] |
7 122 |
6 675 |
6 550 |
7 814 |
7 919 |
10 055 |
9 640 |
0,52 |
Строительство |
154 311 |
172 033 |
210 024 |
311 067 |
446 166 |
407 079 |
426 342 |
0,88 |
Оптовая торговля[Оборот] |
488 834 |
786 310 |
701 916 |
522 944 |
738 728 |
709 879 |
904 532 |
0,46 |
Розничная торговля |
186 293 |
243 614 |
324 694 |
421 225 |
553 252 |
510 666 |
506 345 |
0,94 |
Производство и распределение эл. энергии, газа и воды |
103 187 |
108 962 |
141 491 |
123 336 |
154 597 |
196 387 |
231 759 |
0,72 |
Добыча полезных ископаемых |
1 621 542 |
1 656 325 |
1 978 788 |
2 035 408 |
2 323 781 |
2 192 210 |
2 443 366 |
0,93 |
Источник: данные Госкомстата, расчеты автора
Проведенный анализ на основании приведенных данных показывает, что в данном случае диспропорции значительно выше, так как корреляция отраслей экономики с налоговыми доходами находится практически в противофазе и со знаком «минус».
Таким образом, наблюдается практически полная десинхронизация двух процессов, которые, по логике экономических законов, должны были быть полностью сопоставимы.
Следует отметить, что не существует единой причины для всех регионов, вызывающей подобную десинхронизацию. Вследствие высокой дифференциации регионального развития, говорить о целостной национальной экономике не представляется возможным. Каждый субъект Российской Федерации индивидуален и по-своему уникален. Поэтому возникает необходимость проведения данного анализа в каждом конкретном регионе, имеющего конкретную структуру экономики. Что, в свою очередь, неизбежно приводит к заключению о необходимости налоговой индивидуализации каждого субъекта РФ.
Особенно необходимо акцентировать внимание на отсутствие связи между упомянутой выше классификацией субъектов Российской Федерации и темпами их развития, в частности, инвестиционной привлекательностью. Так, например, Тюменская область занимает место в четвертой группе, но в то же время по инвестиционной привлекательности находится на одном из первых мест наряду с такими регионами, как Московская область, Санкт-Петербург и некоторые другие. В данном случае, и во многих других, нет противоречия. Экономическое развитие территории может находиться на достаточно высоком уровне, в то время как проводимая в нем налоговая политика может не соответствовать реалиям сложившейся социально-экономической ситуации. В результате нескоординированных действий она будет или тормозить развитие региона или же отставать от него. В первом случае будут замедляться темпы экономического роста, во втором налоговый потенциал не будет использован максимально эффективно. При любом развитии событий федеральный бюджет будет сталкиваться с недопоступлением финансовых средств во все его уровни.
В целом, можно сделать вывод об отсутствии значительного влияния законодательного налогового администрирования на конкретные процессы, происходящие в каждом регионе. И причина, на наш взгляд, заключается в том, что отсутствует гибкая налоговая политика, учитывающая специфику каждого региона и происходящие в нем социально-экономические процессы.
Подтверждением данному выводу также является и факт отсутствия корреляции между налоговой нагрузкой регионов и их рейтингом развития [Copyright ОАО ТРК «Петербург – Пятый канал»]. Так, например, в рейтинге социально-экономического развития г. Москва занимает первое место при налоговой нагрузке в 14% (2006 г.), в то же время Санкт – Петербург, занимающий в рейтинге второе место, имеет налоговую нагрузку в 26%. И наоборот, регионы с относительно невысоким налоговым бременем в 16%, как Курская область, занимает 45 место в рейтинговом списке [9].
Таким образом, подобные исследования, проводимые в каждом субъекте Российской Федерации, могут способствовать выявлению резервов налогового потенциала соответствующего региона, учитывая весь комплекс природно-географических, политических и социально-экономических факторов.
Библиографический список:
- Горский И. В. Налоговый потенциал в механизме межбюджетных отношений // Финансы № 6. – 1999. С. 19.
- Красс М. С., Чупрынов Б. П.Математика для экономистов. – СПб.: Питер. 2005. – 464 с.
- Национальная экономика: Учебник / Под общей ред. акад. РАЕН В. А. Шульги. — М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2002. — 592 с.
- Официальный сайт Управления Федеральной налоговой службы по Московской области: http://www.r50.nalog.ru/
- Официальный сайт Министерства экономики Московской области http://me.mosreg.ru/
- Регионы России: Социально-экономические показатели / Госкомстат России. – М., 2004.
- Российский статистический ежегодник – 2011.
- Росстат: официальный сайт. URL: http://www.gmcgks.ru/.
- Рейтинг развития регионов. Copyryght ОАО ТРК «Петербург – Пятый канал».
- Сизова Т.М. Статистика: Учебное пособие. – СПб.: СПб ГУИТМО, 2005. – 80 с.
- Смит А., Рикардо Д. Антология экономической классики – М: Эконом–ключ, 2003. с. 478.
References
- Gorski I. V. The tax potential of the mechanism of inter-budget relations // Finance № 6. — 1999. p. 19.
- Crassus M. S., Tshuprinov B. P. Mathematics for economists. — Spb.: Peter. 2005. — 464 p.
- The national economy: the Textbook / Under general edition acad. RUSSIAN ACADEMY OF NATURAL SCIENCES IN. A.Shulga. — M.: Publishing house of the Russian economic acad., 2002. — 592 with.
- The official site of the Administration of the Federal tax service of Moscow region: http://www.r50.nalog.ru/
- Official site of the Ministry of economy of Moscow region http://me.mosreg.ru/
- Regions of Russia: Socio-economic indicators / Goskomstat of Russia. — M., 2004.
- Russian statistical yearbook — 2011.
- Rosstat: official site. URL: http://www.gmcgks.ru/.
- Rating development of the regions. Copyryght OF TRK «Petersburg — Fifth channel».
- Sizova T.M. Statistics: a Training manual. — Spb.: Saint-Petersburg ГУИТМО, 2005. — 80 c.
- Smith A., Ricardo D. Anthology of economic classics — M: the Economy is the key, 2003. p.
Еще в рубриках
Финансы регионов