Авторы
Скопин Алексей Олегович
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга
Вятский государственный университет
mim@mcnip.ru
Аннотация
В статье автор показывает, что многообразие методологических подходов, принципов и методов региональных экономических исследований дает возможность объективно оценивать картину происходящего в региональной экономике. В тоже время обращает внимание на то, что, в настоящее время изменяются методы, способы, инструментарий познания мира, изменяется мировоззрение (как структура общепринятых ценностей, постулатов и приоритетов). Особое внимание уделено анализу использования в науке и практике формализованных и неформализованных методов исследования.
Ключевые слова
региональные исследования, методологические подходы, методы исследований, формализованные методы исследований, методы качественных исследований, регионалистика
Рекомендуемая ссылка
Authors
Skopin A.O.
PhD, Associate Professor of Management and Marketing
Vyatka State University
mim@mcnip.ru
Abstract
In this paper the authors show that a variety of methodological approaches and methods of regional economic research makes it possible to objectively evaluate the picture of the regional economy. At the same time pay attention to what is now changing methods, techniques, tools, knowledge of the world, changing world (as a structure of common values and priorities of the postulates). Particular attention is paid to the analysis used in the science and practice of formal and non-formalized methods.
Keywords
regional studies, methodological approaches, research methods, formal methods of research, qualitative research methods, regionalism
Suggested Citation
Введение
Особенности социально-экономического, геополитического, демографического и иного развития российских регионов во времени и пространстве, подчеркивают Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. [3], являются предметом многолетних исследований специалистов разных отраслей знаний. Это определяет и применение разнообразных методологических и методических подходов к изучению развития регионов.
Неуклонное развитие процессов глобализации сопровождается, как отмечает Разумовский В.М. [31], противостоящими им процессами регионализации. Возрастает значимость межгосударственных экономических и политических образований как субъектов соответствующих международных отношений. В связи с этим актуализируются исследования процессов региональной интеграции, регионообразования и регионального развития, а также прогнозирования возникновения и формирования различных межрегиональных и межгосударственных образований. Результаты таких исследований, относящихся главным образом к компетенции регионоведения, становятся все более востребованными.
Методическому инструментарию региональных экономических исследований посвящены работы многих российских ученых. В частности, эволюционному развитию методов и инструментария исследований в региональной экономике в последнее десятилетие достаточное внимание уделено в работах Стариковой С.С. [37], Мордовченкова Н.В. [29], Аралбаевой Г.Г. [5] и др.
Методологические подходы к проведению региональных экономических исследований
Выделяя этапы развития региональных экономических исследований (табл. 1), Минакир П.А., Демьяненко А.Н. [26] отмечают, что пространственный аспект многоразмерных экономических систем в современных условиях не может быть адекватно описан существующими подходами в рамках региональной экономики. Следовательно, на повестку дня выдвигается теоретическое и методологическое оформление нового подхода к системному представлению экономики как взаимодействию микроэкономических агентов, регио-, макро- и глобальных взаимодействий.
Таблица 1 – Этапы развития региональных экономических исследований (по Минакиру П.А., Демьяненко А.Н. [26])
Этап | Сущность региональных экономических исследований |
Этап первый — становление экономики регионов | Исследования пространственного аспекта экономической деятельности заключались преимущественно в выявлении особенностей конкретных проявлений экономической деятельности в различных географических условиях. |
Этап второй — от экономики регионов к региональной экономике | Исследование условий функционирования экономических агентов в пределах определенных географических ареалов заключалось в исследовании экономических отношений между экономическими агентами, взаимодействующими в пределах экономических систем, формирующихся и сформированных на основе эксплуатации сравнительных преимуществ соответствующих территорий для тех или иных видов деятельности, а также отношений между экономическими агентами, функционирующими в различных регионах. |
Этап третий — пространственная экономика | Региональная экономика исследует взаимодействие административных регионов в пределах национальной экономики. Необходимо описать взаимодействие (конкуренцию) эффективных в микроэкономическом смысле экономических агентов внутри экономических регионов, формирование эффективных национальных пространственных систем, образуемых взаимодействиями пространственно локализованных экономических агентов и их кластеров, формирование параметров международного экономического пространства в процессе взаимодействия национальных экономических пространств. |
В современных условиях к общими методологическими подходами к региональным экономическим исследованиям Скопина И.В., Скопин О.В. [36] относят (табл. 2): диалектический, системный, ситуационный и рефлексивный. Следует отметить, что наибольшее используемыми являются ситуационный и рефлексивный подход. В меньшей степени исследования и оценка эффективности регионального развития строятся на основе диалектического, системного и процессного подходов, что часто приводит к отсутствию объективной информации для принятия управленческих решений.
Таблица 2 – Общие методологические подходы к проведению региональных экономических исследований (по Скопиной И.В., Скопину О.В. [36])
Методологический подход | Сущность методологического подхода |
Системный подход | Предполагает, что объект исследуется как целостная совокупность составляющих его подсистем, элементов и во всем многообразии выявленных свойств и связей внутри объекта, а также между объектом и внешней средой. |
Ситуационный подход | Предусматривает оперативное изучение сложившейся ситуации и проведение исследовательских работ на основе использования преимущественно типовых процедур исследования. |
Диалектический подход | Реализуется в методах исследования. Эти методы проявляются в способах разделения и соединения целого и части, главного и второстепенного, необходимого и случайного, статики и динамики, абстрактного и конкретного и т.д. |
Рефлексивный подход | Основан на анализе систематизированной и доступной для обработки объективной информации о внутренней и внешней среде изучаемого объекта в требуемом объеме. |
Процессный подход | Предусматривает рассматривать выполнение исследовательских работ и общих управленческих функций по их реализации в виде процесса — непрерывной серии взаимосвязанных действий по достижению целей исследования. |
Ряд авторов выделяют специфичные методологические подходы к проведению региональных экономических исследований. В частности, Скопина И.В., Скопин О.В. [35] показывают, что в настоящее время на региональном уровне чаще всего используются индикативный и критериальный подходы к оценке эффективности системы регионального управления, основанные в основном на оценке управляемой подсистемы системы управления.
Авторами [35] предлагается в целях обеспечения объективности комплексный подход к оценке эффективности системы регионального управления, включающий в себя оценку и управляемой и управляющей подсистем системы управления. Каждая из подсистем представлена группой показателей эффективности. В частности, управляющая подсистема системы регионального управления может быть оценена с помощью комплекса показателей: показателей эффективности подсистемы общего линейного менеджмента, функциональных, целевых и обеспечивающих подсистем. Управляемая подсистема может быть оценена с помощью комплекса следующих показателей: показателей эффективности использования ресурсов и показателей социально-экономического уровня развития региона. Предложенный комплексный подход к оценке эффективности системы регионального управления позволяет оценивать не косвенное влияние действий субъектов управления на объект управления, но и в комплексе оценивать эффективность непосредственно управляющей подсистемы системы регионального управления, что способствует оценке не только роли субъекта управления, но эффективности его управляющих воздействий.
Ивановский Л.В. [15] подчеркивает, что региональные экономические исследования должны проводиться в рамках системного подхода. Умение найти и измерить эмерджентное свойство системы, по его мнению, является высоким искусством и доступно не всем исследователям. Ивановский Л.В. [15] констатирует, что в теории региональной экономики данная проблема не прорабатывалась и еще ждет своего исследования, как, впрочем, и вопрос об общих свойствах и соответствующих показателях систем «экономика муниципального образования», «экономика субъекта Федерации» и т.д. и их элементов.
Принципы региональных экономических исследований
Принципы региональных экономических исследований исследования — основные правила, основа действий, сущность и исходные положения, используемые при осуществлении познавательной деятельности. Рассматривая регион как социально-экономическую систему, можно руководствоваться принципами научных исследований (табл. 3).
Таблица 3 — Совокупность основных принципов региональных экономических исследований и их краткая характеристика (по Мишину В.М. [27])
Наименование принципа исследования системы управления | Краткая характеристика принципа исследования системы управления |
Целеустремленность | Проведение исследования обусловливает наличие ясной, определенной цели и должно стремиться, не взирая на трудности и помехи, к достижению установленных целей (целевых установок). Исключение могут составлять только некоторые фундаментальные исследования |
Целенаправленность | Проведение исследований предполагает продвижение от поставленных целей к тождественным результатам, т.е. выполнение исследовательских работ по обеспечению целевых установок (целей). Это реально осуществимо в рамках целевых подсистем и позволяет: установить границы исследования; использовать ресурсов по назначению, величине, структуре и времени; обеспечить адресность выводов |
Системность | Регион исследуется как как целостная подсистема, входящая в систему более высокого уровня и состоящую, в свою очередь, из подсистем, субподсистем и элементов. При этом исследование следует осуществлять на всех иерархических уровнях, рассматривая как вышестоящие, так и нижележащие уровни. |
Обусловленность исследовательских функций целями исследования | Состав и содержание исследовательских функций находятся в тесной в зависимости от целей исследования |
Первичность исследовательских функций | Исследовательские функции определяют требования к исследователям, их численности, используемому научно-методическому инструментарию и т.п. |
Объективность | Исследования осуществляются на основе беспристрастности и непредвзятости, научной корректности и соответствия реальности, что обеспечивается фактологией исследования, количественной и качественной определенностью, построением гипотез, использованием соответствующих методов исследования, выбором показателей, отражающих состояние системы и ее элементов, подбором исполнителей определенной квалификации, выбором информативной базы для сравнения при проведении исследований, адекватными оценками исследовательских результатов |
Соблюдение правовых норм | Проведение исследований и использование их результатов основывается на соблюдении действующих правовых норм и нормативных актов |
Своевременность | Проведение исследований и использование их результатов в нужное время |
Развитие и движение (динамичность) | При исследовании все явления и отношения должны рассматриваться с учетом функционирования системы и изменения качества, жизнеспособности, приспособляемости |
Научность | Исследования проводятся на основе современных достижений науки, техники и практики с учетом объективных законов и закономерностей системного управления познавательными процессами |
Прогрессивность | Цели, методы, принципы исследований должны соответствовать передовым достижениям науки и техники |
Необходимое разнообразие | Сложность и качество исследования должны соответствовать системе управления |
Проверяемость практикой | Ход и результаты исследования ориентированы на получение практического эффекта, что позволяет реально оценить вклад в практику управления |
Взаимодействие | При исследовании обязательно обеспечение взаимосвязей целей и функционирующих подсистем, элементов как между собой, так и со всеми другими внешними по отношению к системе |
Комплексность | Обязательно должна быть взаимная увязка всех связанных с исследованиями мероприятий, элементов, подсистем, стадий жизненного цикла, иерархических уровней и всего комплекса методов для достижения целей познания |
Преемственность | Каждое исследуемое явление рассматривается с позиций его происхождения, этапов существования, ретроспективной цепочки изменений и исторических тенденций, что должно выражаться в максимальном использовании передового отечественного и зарубежного опыта исследования. Это позволяет повысить вероятность получения новых результатов, минимизировать трудоемкость и затраты на проведение исследования |
Оптимальность | Предусматривается многовариантная проработка проведения исследовательских работ и выбор в соответствии с определенным критерием целесообразного для проводимого исследования варианта |
Перспективность | При проведении исследования учитывается возможность использования методики и результатов исследования для дальнейшего развития исследовательской деятельности в области управления в целом и развития рассматриваемой в частности |
Простота | Используются легко доступные, не сложные и не трудоемкие методы исследования, разработки и принятия исследовательских решений |
Доходчивость | Предполагается понимание каждым исследователем и работающим всего того, что касается основополагающих вопросов исследования и реализации их результатов при внедрении |
Согласованность | Исследование должно быть согласовано с целями, задачами, стратегией, тактикой, временем функционирования и уровнями управления |
Специфичность | Имеет место обязательный учет при проведении исследования особенностей объекта |
Оперативность | Исследовательские операции выполняются быстро и эффективно; своевременно устраняются отклонения от установленного хода процесса познания |
Автономность | Исследования должны быть относительно самостоятельными |
Экономичность | Характерно стремление обеспечить снижение затрат на всех этапах исследования, чтобы повысить эффективность исследовательских работ |
Комфортность | Исследователям создается максимум удобств для творческой работы и реализации их потенциала и возможностей, в том числе обеспечивается психологический комфорт |
Параллельность | Обязательно одновременное проведение отдельных видов исследовательских работ для сокращения сроков и повышения оперативности исследований |
Специализация | Имеет место рациональное разделение исследовательского труда |
Концентрация | Выполняются однотипные исследовательские задачи в одном исследовательском подразделении и (или) обеспечивается концентрация усилий работников на достижение основных целей и решение задач исследования |
Адаптивность | Обеспечивается приспособляемость проводимых исследований к изменяющимся внешним и внутренним факторам, влияющим как на организацию исследовательских работ |
Систематичность | Предполагаются постоянное непрерывное и сравнительно ритмичное выполнение всех работ по исследованию, а также обоснованная долговременность действий, обеспечивающих реализацию исследовательских решений |
Научное равенство | Каждому исследователю обеспечивается свободное высказывание гипотез, идей, мнений, оценок, предложений. Истинность и применимость высказываний должна оцениваться независимо от их авторства, что исключает учет должностного положения, научных степеней и званий, прежних заслуг и т.п. каждого из участников исследования |
Консультативность | При проведении исследований должна быть обеспечена возможность свободного выбора консультантов и использования консультаций. Каждый участник исследования должен иметь возможность получать и (или) давать консультацию. |
Ответственность | Обеспечивается реальная индивидуальность и коллективная ответственность за результаты деятельности исследования |
Активизация и стимулирование | При проведении исследования исследуется комплекс методов, обеспечивающих усиление заинтересованности в высококачественном, производительном, новаторском и, главное, осознанном труде каждого исследователя (работника) и всего исследовательского коллектива (персонала организации) в целом |
Коллективное творчество | Привлекается широкий круг исследователей и специалистов разного профиля и уровня (от руководителей до рядовых специалистов и рабочих включительно). Процессы коллективного творчества должны управляться |
Творческая активность | У каждого участника исследования должны быть внутреннее стремление к активным действиям и право на проявление своих творческих способностей и свободы мышления (полетов мысли, фантазий, воображения, высказывание любых идей) для достижения целей исследования. |
Методический подход | Проведение исследования должно осуществляться не в случайной последовательности, а по заранее обоснованной технологии, оформленной в определенную методику |
Методы региональных экономических исследований, используемых российскими учеными
Несмотря на разнообразие инструментария изучения проблем региональной экономики, многие исследователи отдает предпочтение формализованным методам региональных экономических исследований.
Важнейшие достижения фундаментальных исследований в области региональной экономики связаны с научными школами: школой академика А.Г.Гранбергера (исследование межрайонных межотраслевых взаимодействий), школой д.э.н. М.К. Бандмана (исследования территориальной организации производства), школой д.э.н. Р.И.Шнипера (исследования воспроизводственного процесса в регионе) и др. Как отмечают Кулешов В.В., Черевикина М.Ю. [21 ], отличительной особенностью этих исследований является использование в качестве инструментария анализа и прогноза специально-разработанных экономико-математических моделей и методов, позволяющих проводить численные эксперименты на реальной экономической информации.
Например, математические методы в исследовании экономического развития регионов являются ключевыми в работах Богаткова Л.В., Пройдакова Е.В. [8]. Исследованию взаимозависимости экономических, социальных, демографических и экологических характеристик регионов российской федерации методами факторного анализа посвящена работа Барышникова С.В., Моничева А.Я., Басурова В.А. [7]. Методологию статистического исследования экономического развития регионов развивают Киселева Н.П. [19], Кириллова Л.Н. [18], Марков С.А. [24], Сивелькин В.А. [33], Синцов К.В. [34], Аксянова А.В. [1] и др. Особое внимание уделяется учеными методам исследования эффективности региональных систем с помощью формализованных методов исследований. В частности, Демьянова О.В. [13] анализирует эволюцию подходов к оценке эффективности региональных экономических систем, Кетова К.В. [17], Суспицын С.А. [38] вносят свой вклад в развитие методических основ оценки реализации стратегий развития регионов.
Лексин В.Н. [23 ] показывает, что в настоящее время системное исследование региональных ситуаций и проблем – это соединение новейших информационных технологий с системным подходом и методологическими открытиями середины и конца ХХ в., включая гносеологические аспекты методологии проверки теорий, концепцию логической асимметрии верификации и фальсификации теорий и следствий, теорию самоорганизующихся систем и строгих методов моделирования качественных изменений, теорию макросистем, теорию общественно-социальных систем и концепцию социетальной эволюции, структурно-функциональную теорию модернизации, альтернативные теории индустриального общества, концепцию устойчивости и ряд других концепций и теорий.
В методологическом плане, по мнению Суспицына С.А. [38], основу инструментария региональных исследований составляют подходы к построению информационных и институциональных моделей регионов и организации их взаимодействия в процессе обоснования стратегических решений, определяющих тип, масштабы и формы регионального развития (рис.1).
Рисунок 1 – Информационные и институциональные модели регионов
Построение институциональных моделей региона (модифицированных моделей оценки приоритетов и направлений региональной социально-экономической политики) и их взаимодействие с информационными моделями должны способствовать пониманию влияния разных факторов и ограничений (включая интересы основных агентов экономической деятельности в регионе) на выбор и реализуемость стратегических решений.
Мифтахова М.Э. [28] предлагает при построении аналитических и прогнозных моделей устойчивости региональной системы использовать методы вейвлет-анализа, т.к. состояние устойчивости региональной системы характеризуется набором социально-экономических индикаторов, предполагает анализ динамического ряда наблюдаемого периода.
Барышников С.В., Моничев А.Я., Басуров В.А. [7] основное внимание при проведении региональных исследований уделяют факторному анализу для выявления взаимосвязей между характеристиками регионов с выделением ключевых характеристик, определяющих их развитие.
Аксянова А.В. [1] также утверждает, что целесообразно обратиться к существующим методам многомерного статистического анализа, чтобы проследить концентрацию определенных региональных групп в отдельных классах по определенным показателям инвестиционной привлекательности.
Быдтаева Э.Е. [9] считает, что важную роль в региональных исследованиях должен играть анализ связности регионального комплекса, измеряемой частотой экономических связей между субъектами промышленного хозяйства. В этой связи, она предлагает выявлять совокупности (пучки) тесно взаимосвязанных отраслей, чему способствует теория кластеров. В качестве инструментария исследования, в частности, промышленного кластера региона, Быдтаева Э.Е. [9] рассматривает ряд специализированных методик (рис. 2).
Рисунок 2 – Отдельные методики региональных исследований (по Быдтаевой Э.Е. [9])
На основе анализа различных математических моделей применительно к развитию и функционированию социально-экономических систем различного типа, Кульба В.В., Чернов И.В., Шелков М.Б. [22] приходят к выводу, что для этих целей достаточно удобно использовать аппарат знаковых, взвешенных знаковых и функциональных знаковых графов. Аппарат знаковых графов позволяет формально строить прогнозы развития или траектории движения моделируемой системы в фазовом пространстве ее переменных (факторов) на основе информации о ее структуре и программах развития системы путем аппроксимации их кусками траекторий импульсных процессов на знаковых орграфах.
Ряд ученых рассматривают применение отдельных методов исследований для решения конкретных задач или отраслей. Например, Муравьев А.А. [30] проводит анализ методов исследования лесной промышленности региона, Санеев Б.Г., Соколов А.Д., Музычук С.Ю., Музычук Р.И. [32] развивает методы и модели прогнозирования и исследования развития региональных ТЭК.
Не меньшее применение в региональных экономических исследованиях находят качественные методы, их развитию посвящены работы Дроздовой Ю.А. [14], Ашхотова В.Ю. [6], Шмелева С.Э. [39] (в исследовании устойчивости регионов), Игнатьевой Е.Д., Мариева О.С., Ширмановой А.Е. [16] (в исследованиях потенциала саморазвития региональных социально-экономических систем) и др.
Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. [3] обосновывают появление в последнее десятилетие потребности в новых методах, позволяющих по-иному подойти к поиску закономерностей возникновения, формирования, становления и развития хозяйственной и пространственной структуры того или иного региона, пониманию внутренней логики развития, определению вектора его возможного роста. Особое значение они придают применению циклической методологии, которая отражает общественную потребность исследователей в таких методах и инструментах познания, которые позволили бы систематизировать и упорядочить информацию, дали бы возможность оперировать некалендарными единицами времени, помогли бы лучше понять суть происходивших и происходящих процессов, увидеть общую гуманистическую траекторию развития.
Минакир П.А. [25] подчеркивает, что региональная экономика выходит на уровень, который условно можно назвать пространственной сегментацией глобальных экономических процессов. Для исследователей, занимающихся пространственными аспектами региональной экономики, открывается обширное поле деятельности. На первый план выступает измерение эффектов в данной системе. Эффектов влияния событий, происходящих в глобальных экономических процессах, на макросистемы, на национальные экономики и в целом на мировую экономику.
Негативными моментами при проведении региональных исследований считает Аллакулиев С.Ю. [2 ], являются: игнорирование многих специфических региональных факторов, использование в качестве доминирующих – макрофакторы. В результате таких исследований складывается довольно необъективное представление о социально-экономическом развитии региона.
Ванеева Т.А. [10 ] считает, что интеграционной ступенью комплексных региональных исследований может стать модель биосоциального видения окружающей действительности. Представление региона как биосоциоэкономической метасистемы, предполагает существование трех объективно необходимых структур: блока социальных отношений, блока экономических взаимосвязей и блока экологических подсистем. Триединая сущность метасистемы представляет собой диалектическое сочетание необходимости и достаточности тех связей и зависимостей, которые должны быть включены в анализ.
Гонова О.В. [11 ] предлагает использовать в рамках региональных исследовании модели рейтинговой оценки регионального развития, т.к. частных показателей экономического и социального развития достаточно много и они имеют разную размерность. А построение интегральных показателей предполагает переход к единообразным характеристикам. В качестве таковых автор предлагает использовать ранги (места) регионов по каждому показателю. В данном случае регионы упорядочиваются по каждому из рассматриваемых показателей от 1 до n (n- число регионов).
Из многообразия существующих методов системного анализа, Щербакова Т.А. [40] выбирает применение к слабоструктурированной предметной области региональных исследований метод когнитивного моделирования организационных систем. Когнитивный подход – это «параметр порядка», позволяющий понять и представить простое в сложном, «подчинить» многообразие знаний об объекте главному, потенциально позволяющий внести ясность и системность в существующие представления, в частности о региональной системе. Применение когнитивного подхода позволяет:
В качестве инструментария исследования региональных проблем Горелова Г.В., Розин М.Д., Рябцев В.Н., Сущий С.Я. [12], также предлагают использовать когнитивное моделирование решения взаимосвязанных системных задач: разработки когнитивной модели, анализа путей и циклов когнитивной модели, сценарного анализа, решения обратных задач, решения задач наблюдаемости, управляемости системы и устойчивости, а также задач сложности и связности системы, декомпозиции и композиции, оптимизации, прогнозирования, катастроф, адаптации, самоорганизации; чувствительности; принятия решений.
В региональной экономике важным методом исследования многочисленных, широко распространенных объектов, явлений, процессов во времени и пространстве, как показывают исследования Анимицы П.Е., Новиковой Н.В., Ходуса В.В. [4], выступает систематизация (систематика), как процесс расположения, объектов, явлений на основе определенных закономерностей, принципов или правил. Обосновывается это необходимостью сравнения территорий РФ (экономических районов, федеральных округов, субъектов Федерации и др.) друг с другом, а следовательно, и выявления сложившихся групп, классов, типов, т.е. проведения систематизации в целях адекватного проведения региональной политики. Выделяют следующие методы систематизации: группировка, ранжирование, рейтингование (рис. 3).
Рисунок 3 — Разновидности систематизации, как метода региональных исследований
Наряду с систематизацией в методологической системе исследования регионального развития, отмечают Анимица П.Е., Новикова Н.В., Ходус В.В. [4], большую роль играет типология, как важнейший научный метод обобщения, генерализации и целеустремленного использования обширного, разнообразного и разнокачественного эмпирического (информационного) материала. Типология представляет собой высший уровень систематизации явлений, процессов, объектов. Типологию регионов Анимица П.Е., Новикова Н.В., Ходус В.В. [4] рассматривают как разделение различных регионов страны на несколько однородных групп, выделенных на основе одного или нескольких наиболее существенных критериев, признаков, отношений и уровней организации как количественного, так и качественного характера с целью их идентификации, упорядоченного описания и сопоставления. При этом они подчеркивают, что от того, какая концепция региона выбрана исследователем (в частности, регион как квазигосударство, регион-квазикорпорация, регион как рынок, регион как социум, регион как воспроизводственная система), в определяющей степени зависит обоснование системы показателей, отобранных для проведения типологии. При этом исследования в сфере типологии идут по пути усложнения критериев и увеличения числа признаков и показателей типологизации.
Типологию как метод региональных исследований используют также Игнатьева Е.Д., Мариев О.С., Ширманова А.Е. [16]. Предлагаемая ими методика включает расчёт системы показателей оценки потенциала саморазвития региональных социально-экономических подсистем, функционирующих на территории региона — субъекта Российской Федерации, и построение их типологий с использованием методов кластерного анализа и искусственных нейронных сетей.
Заключение
Многообразие методов региональных экономических исследований дает возможность объективно оценивать картину происходящего в региональной экономике. Но как констатирует Лексин В.Н. [23], в настоящее время изменяются методы, способ, инструментарий познания мира, изменяется мировоззрение (как структура общепринятых ценностей, постулатов и приоритетов). И поэтому системную регионалистику начала ХХI в. можно считать новым учением, непохожим на экономгеографические и близкие к ним учения 60-80-х годов прошлого века.
В тоже время нельзя не согласиться с Аллакулиевым С.Ю. [2 ] в том, что хотя региональные экономические исследования должны быть научным мероприятием, их часто рассматривают с позиции сиюминутной выгоды и политической ситуации. В данной ситуации основная задача исследователя не получение и интерпретация объективной информации, а решение вопросов получения вознаграждения за то, что хочет видеть заказчик, а также поддержание собственной репутации для дальнейшей возможности заключения контрактов.
Библиографический список:
References: