Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №4 (28), 2011

Методические аспекты расчета налогового потенциала региона

Methodological aspects of the calculation of the tax potential of the region

Авторы


аспирант
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова
shogen.007@mail.ru

Аннотация

Эффективное управление налоговым потенциалом региона является одним из перспективных направлений развития региональной экономики путем снижения уровня межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Учет всех факторов, влияющих на точный расчет налогового потенциала, служит инструментом достижения данной цели. Решение данной проблемы требует комплексного подхода.

Ключевые слова

налоговый потенциал, теневой сектор, налоговая выгода, Валовой региональный продукт, межбюджетные трансферты.

Рекомендуемая ссылка
Шогенов Азамат Анатольевич
Методические аспекты расчета налогового потенциала региона// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (28). Номер статьи: 2805. Дата публикации: . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/2805/
Authors

Shogenov Azamat Anatolyevich
Graduate student
Kabardino-Balkarian State University
shogen.007@mail.ru

Abstract

Effective management of the tax capacity of the region is one of the most promising directions of development of the regional economy by reducing the level of budgetary transfers from the federal budget. Consideration of all factors affecting the accurate calculation of tax capacity, serves as a tool to achieve this goal. Solving the problem requires a comprehensive approach.

Keywords

tax capacity, the informal sector, the tax benefit, gross regional product, intergovernmental transfers.

Suggested Citation
Shogenov Azamat Anatolyevich
Methodological aspects of the calculation of the tax potential of the region. Regional economy and management: electronic scientific journal. №4 (28). Art. #2805. Date issued: 2011-12-01. Available at: https://eee-region.ru/article/2805/

Print Friendly, PDF & Email

Современная Россия – это огромная территория с административно территориальным делением, в состав которой входит 83 региона, каждый из которых представляет собой целостную территориальную часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи. Одним из основных показателей, характеризующих экономические связи региона, выступает налоговый потенциал региона, оценка и расчет которого позволяет эффективно управлять системой экономического развития региона.

Рассмотрение механизма формирования и оценки налогового потенциала невозможно без исследования теоретико-методических основ, в частности, обоснования экономической природы и сущности изучаемого процесса, выявления факторов, воздействующих на него, разработки понятийного аппарата, формирования определения.

Поэтому формулирование четких и обоснованных определений, устранение разночтения в терминологии создают основу для дальнейших научных исследований, обеспечивающих возможность формирования налогового потенциала.

Анализ существующих подходов к трактовке категории «налоговый потенциал» позволил выделить два направления.

Во-первых, в широком смысле, согласно которому под налоговым потенциалом понимается совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории.

Во-вторых, в узком или практическом, под налоговым потенциалом понимают максимально возможную сумму поступлений налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства[5].

Важным моментом при оценке налогового потенциала является определение функций.

Основная функция налогового потенциала, как в прочем и у налогов, фискальная. В настоящее время основным направлением налоговой политики является обеспечение мобилизации денежных средств в бюджет. Для обеспечения постоянного и стабильного поступления денежных средств в бюджет необходимо применять основной инструментарий налоговой системы: налоговый контроль, налоговое администрирование, налоговое планирование и прогнозирование, изъятие денежных средств в бюджет. Таким образом, категорией оценки применения фискальной политикой инструментария, необходимого для изъятия части добавленной стоимости народного хозяйства, можно считать налоговый потенциал[3].

Величина налогового потенциала территории зависит от влияния множества факторов – субъективных и объективных. К объективным факторам относятся действующее в настоящее время законодательство о налогах и сборах, степень развитости экономики региона, его отраслевая структура, уровень и динамика, существующих на данной территории, цен, объем и структура экспорта и импорта и т.д.

К субъективным можно отнести состояние региональной налоговой политики, количество предоставляемых льгот, отсрочек и др.
С учетом изложенного, на оценку налогового потенциала влияет социально-экономическое развитие региона, позволяющее совершенствовать процессы прогнозирования налоговых поступлений по уровням бюджетной системы путем непрерывного мониторинга происходящих изменений, сравнивая налоговые возможности.

Для оценки налогового потенциала необходимо провести всесторонний анализ налогообложения, динамики и мониторинга налоговых поступлений в целом, в разрезе по категориям и видам экономической деятельности налогоплательщиков и прогнозных показателях социально-экономического развития региона.

Анализ экономической литературы позволил выделить следующие способы оценки налогового потенциала:

  • аддитивный метод (построение репрезентативной налоговой системы – РНС), включающий расчетный метод РНС и регрессионный метод РНС;
  • метод прямого счета;
  • метод распределения трансфертов фонда финансовой помощи регионам (ФФПР).

На наш взгляд, наиболее комплексным методом оценки налогового потенциала региона, который может активно использоваться в налоговой практике на современном этапе экономического развития России является «репрезентативная налоговая система» (РНС), которая была разработана экспертной комиссией по межбюджетным отношениям в США[4].

Метод репрезентативной налоговой системы (РНС) – это метод, который базируется на прогнозировании потенциально возможных налоговых поступлений в бюджет региона при средних налоговых ставках по стране, соответствующих налоговым базам.

Как мера налогового потенциала регионов, суть данного метода, состоит  в расчете фактической суммы бюджетных платежей, которые возможно будут собраны в регионе, если налоговые усилия будут на среднем уровне, а состав налогов и ставка налогообложения будет одинаковой во всех регионах (например, власти штатов в США  имеют возможность самостоятельного определения состава, структуры, ставок местных налогов, по которым они взимаются).

Государство в лице налоговых органов предоставляет данные о размере налоговой базы в каждом отдельном регионе. Результатом оценки налогового потенциала региона методом РНС является определение объема потенциально возможных налоговых доходов, при условии, что на территории региона применяется репрезентативная налоговая система. Необходимо отметить, что налоговый потенциал можно прогнозировать отдельно по каждому виду налоговых доходов в соответствии с установленной налоговой базой и налоговой ставкой. Согласно вышеизложенному, основой метода РНС можно считать оценку возможностей властей региона обеспечить поступление налоговых платежей в бюджет, начисленных на налогооблагаемую базу налоговыми органами.

РНС определяет величину налогового потенциала как сумму поступающих в бюджет налоговых платежей. В данном случае предполагается, что налоговая нагрузка, то есть ставки налогообложения и состав налогов, будет установлена на среднем уровне во всех регионах. В связи с этим возникает необходимость сбора сведений о налогах по всем регионам. Владея данными о налогах и сборах, собранных фактически в регионе и данные о базах налогообложения, представляется возможным произвести расчет объема налоговых поступлений по региону. Мерой налогового потенциала региона можно считать найденную величину объема налоговых поступлений по региону.

Опыт использования данного метода накоплен в таких странах как Швейцария, Германия, Канада. Например, концепция бюджетного федерализма имеет значительные отличия в Канаде, проявляющаяся в бюджетно-налоговой самостоятельности регионов. Поэтому для оценки налогового потенциала, учитывающего совокупность налоговых баз, предполагается создание национального стандарта, сопоставляющего налоговые базы.

Для расчета налогового потенциала по методу РНС используется следующая формула:

2_image002,                                           (1)

где НПРi – налоговый потенциал i-го региона страны;
            НБk – налоговая база k-го налогового дохода i-го региона страны;
            НСk – репрезентативная (средняя) ставка налогообложения по k-му
налоговому доходу i-го региона страны.

Положительным моментом использования данного метода является то, что он позволяет достоверно и объективно оценить налоговый потенциал региона. Однако метод имеет недостатки. Главным недостатком данного метода является его высокий уровень трудоемкости, что обусловлено очень большим объемом данных.

Важно отметить, что огромный объем скрытого «теневого» оборота серьезно воздействует на степень достоверности оценки. Проблема легализации «теневого» оборота актуальна на сегодняшний день, поэтому является одной из перспективных направлений для совершенствования системы налогового законодательства.

На наш взгляд, с учетом данного фактора формула (1) будет иметь следующий вид:

2_image004,                                             (2)

где Кto – корректирующий коэффициент теневого оборота в i-том регионе страны. 

Оценка налогового потенциала регрессионным методом РНС осуществляется с помощью следующего уравнения:

2_image006,                         (3)

где Yj – фактически собранные в регионе платежи в бюджет,
j = 1, 2, 3,… n– число рассматриваемых регионов,
Xmj – показатели налоговой базы i-го региона;
Bm – случайные факторы;
Еj – случайная ошибка измерений.

Если провести корректировку регрессионного метода  с учетом коэффициента теневого оборота, то на наш взгляд формула расчета налогового потенциала регрессионным методом РНС примет следующий вид:

2_image008,               (4),

Регрессионный метод РНС эффективен для среднесрочного и долгосрочного прогнозирования. Расчет налогового потенциала по данному методу осуществляется с использованием определенного набора взаимосвязанных экономических показателей, определяющих величину бюджетных доходов. Поэтому для получения рационального результата при использовании иных факторов необходимо проведение дополнительного анализа.

Недостатком данного метода считается его сложность, так как использование различных экономических характеристик приводит к значительным различиям в получаемых показателях налогового потенциала регионов.

Схожим с расчетным методом РНС является метод прямого счета, в основе которого лежит исчисленная сумма по каждому виду налога.

Согласно данному методу налоговый потенциал региона рассчитывается по формуле:

2_image010,                                                   (5)

где НПРi – налоговый потенциал i-го региона;

НБНk —  налоговая база k-го налога;
Rk – предельная ставка k-го налога;
k – число налогов.
Данный метод является объемным и предполагает использование данных по основным налогам и сборам, которые составляют почти 90% всех налоговых доходов региона. Этот метод применяется чаще всего в случаях недостатка данных для методов РНС. С учетом теневого оборота формула имеет вид:

2_image012.                                            (6)

Метод прямого счета скорректированный на коэффициент теневого оборота все же имеет меньшую точность по сравнению с методами РНС.

Одним из важнейших механизмов предоставления финансово-экономической и социальной помощи регионам являются межбюджетные трансферты из ФФПР. В федеральных законах о федеральном бюджете ежегодно утверждаются доля каждого региона в средствах ФФПР. В результате  межбюджетные трансферты в настоящее время являются самым объективным и самым легкодоступным каналом выделения средств бюджетам субъектов Федерации.

Метод распределения трансфертов ФФПР использует показатель валовых налоговых ресурсов субъекта. ВНП – это прогнозная оценка налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта на душу населения по сравнению со среднероссийским уровнем на индекс налогового потенциала, характеризующий возможности экономики регионов генерировать налоговые доходы, и рассчитывается на основе валового регионального продукта [1].

Определенная сложность в методике расчета межбюджетных трансфертов возникает в связи со сложностью объекта, с которым она работает – критерии бюджетного выравнивания, налоговый потенциал региона и расходные потребности. С другой стороны, данная методика абсолютно прозрачна, все формулы и понятия четко определены, а расчеты проверяемы.

Налоговый потенциал региона может быть также рассчитан на основе валового регионального продукта (ВРП). ВРП – представляет собой суммарную стоимость товаров, работ и услуг, произведенных за данный период времени, с помощью экономических ресурсов региона. ВРП включает в себя и доходы, аккумулируемые внутри региона, независимо от места регистрации хозяйствующих субъектов и проживания работников.

На практике показатель ВРП характеризуется преобладанием доли доходов физических лиц – населения рассматриваемого региона. Так как большая часть населения региона живет и работает на данной территории. В состав ВРП входят и, подлежащие налогообложению в данном регионе, доходы нерезидентов. Если сравнивать показатель ВРП и показатель среднедушевого дохода, то необходимо отметить, что показатель ВРП более объемен и включает также средства, потраченные, как резидентами, так и нерезидентами, на туристические и гостиничные услуги на территории региона. Тем не менее, особенности структуры российских налогов вносят коррективы в ВРП, как в меру налогового потенциала в виде недостатков. Они проявляются, к примеру, в том, что налог на прибыль организаций в настоящее время в нашей стране уплачивается по месту регистрации предприятия. На наш взгляд целесообразно уплачивать его по месту осуществления хозяйственной деятельности, то есть не генерировать доходы предприятий на одной территории (территории, на которой зарегистрированы предприятия), а перераспределять по всем регионам, в которых ведется предпринимательская деятельность организации. Для этого возможно использование формул, учитывающих местонахождение производственных мощностей и маркетингово-территориальную структуру продаж.

С целью преодоления несоответствия между ВРП и реальной налогооблагаемой базой, а точнее реальными налогооблагаемыми ресурсами региона, была предложена попытка создания показателя совокупных налогооблагаемых ресурсов региона. Это показатель является альтернативой ВРП, так как последний не учитывает влияние таких факторов, как федеральные налоги, трансферты из федерального бюджета. Определение СНР предполагает выполнение следующих преобразований. Во-первых, исключение федеральных налогов из состава ВРП, в связи с тем, что в доход региональных и местных бюджетов они не поступают. Во-вторых, сумма прямых трансфертов федерального бюджета, наоборот, увеличивает показатель ВРП. В состав прямых трансфертов включаются как выплаты по безработице, так и выплаты из федерального пенсионного фонда.

Устранение расхождений между ВРП и совокупным объемом налогооблагаемых ресурсов, сделает возможным использование показателя СНР в Российской Федерации (в частности, расхождения, связанные со структурой налога на прибыль организаций).
Еще один метод расчета налогового потенциала региона, который на наш взгляд достоин внимания – метод основанный на аддитивном свойстве налогового потенциала и равен сумме потенциалов отдельных налогов и выражается по следующей формуле:

2_image014,                                       (7)

где НП – налоговый потенциал;
НБi– налоговая база по i-му налогу;
НСi– налоговая ставка по i-му налогу;
S1*S2*…*Si – коэффициенты, определяющие заданные условия [2]

1. Из проведенного анализа методов расчета налогового потенциала региона, по нашему мнению, наиболее полно отвечает требованиям налогового прогнозирования и планирования последний описанный метод, в связи с тем, что в данную формулу включены коэффициенты, определяющие заданные условия, то есть факторы, которые влияют на налоговый потенциал региона. К таким факторам относятся:

  • Увеличение числа фирм-однодневок, которые характеризуются неблагонадежностью. Это проявляется в следующем:
  • ЕГРЮЛ не содержит информации о регистрации контрагента;
  • отсутствие прямой рекламы через СМИ и Интернет;
  • личность руководителя контрагента не известна;
  • нет информации о местонахождении контрагента;
  • обычно контрагент выступает в роли посредника;
  • необычные условия договора (отсутствие предоплаты, наличие отсрочки платежей);
  • несмотря на наличие задолженности контрагент не прекращает работу с клиентом;
  • не ведется никаких действий по взысканию суммы задолженности;
  • никаких положительных результатов сделка не имеет.

2. Необоснованная налоговая выгода. Здесь имеются в виду обстоятельства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указанные в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53.

Налоговая выгода — это сокращение налоговых платежей за счет получения дополнительных вычетов и льгот, уменьшения налоговой базы, применения более низкой налоговой ставки или получения права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

Необоснованной налоговая выгода признается при наличии следующих факторов:

  • деятельность не имеет экономического смысла;
  • операции произведены не в рамках предпринимательской деятельности;
  • действия налогоплательщика направлены лишь только на получение налоговой выгоды;
  • материальная и техническая база являются недостаточными для выполнения заявленной деятельности в отражаемых в отчетности объемах.

3. Посредники. Причиной повышенного внимания зачастую становятся сделки с посредниками. Наличие посредника в схеме взаимодействия «продавец — покупатель», с одной стороны, обеспечивает снижение налоговой нагрузки для продавца, а с другой — наращивает расходы покупателя.

С учетом вышеизложенных факторов формула (7) принимает следующий вид:

2_image016,                                (8)

Таким образом, конкретизация факторов налогового потенциала региона позволяет получить наиболее достоверный результат состояния налогового потенциала региона.

Библиографический список:

  1. Ангархаева В.В. Сравнительный анализ методик оценки налогового потенциала региональной экономической системы / Вестник Бурятского госуниверситета – 2010/2
  2. Вачугов И.В. Налоги и налоговый потенциал региона. – Н. Новгород: Изд-во Гладкова О.В., 2003.
  3. Лятина Е.В. Налоговый потенциал как экономическая основа функционирования налоговой системы // Вестник Казанского Технологического Университета. — 2008. — №1
  4. Мещерякова Л.А. Оценка потенциальных возможностей региона в увеличении налоговых доходов бюджета / Региональная экономика: теория и практика. – 2008. – № 7
  5. Прокопенко Р.А Понятие и роль налогового потенциала в экономическом развитии региона / Научный журнал «Современные наукоемкие технологии». – 2007, №12

References:

  1. Angarhaeva V.V. A comparative analysis of methodologies for assessment of tax capacity of the regional economic system / Bulletin Buryat State University — 2010 / 2
  2. Vaichugov I.V. Taxes and tax potential of the region. — N. Novgorod: Izd O. Gladkov, 2003.
  3. Lyatina E.V. Tax potential as the economic basis of functioning of the tax system / / Bulletin of the Kazan Technological University. — 2008. — № 1
  4. Mescheriakova L.A. Assessment of the potential of the region’s increase in tax revenues / Regional Economics: Theory and Practice. — 2008. — № 7
  5. Prokopenko R.A.  Concept and the role of fiscal capacity in the region’s economic development / scientific journal «Modern high technologies.» — 2007, № 12

Финансы регионов