Главная страница » Публикации » №3 (27) » Роль региональных институтов развития в формировании инвестиционной политики моногородов Республики Карелия

Роль региональных институтов развития в формировании инвестиционной политики моногородов Республики Карелия

The role of regional development institutions in shaping the investment policy of the company towns of Republic of Karelia

Авторы

Чубиева Инна Васильевна
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник
Институт экономики Карельского научного центра Российской академии наук
chubieva.x@mail.ru

Аннотация

В статье автором представлены результаты научно-исследовательской работы ИЭ КарНЦ РАН по разработке Комплексных инвестиционных планов развития Кондопожского и Вяртсильского городского поселения до 2020 г. В публикации представлены совместные наработки региональных институтов развития в формировании мер и системы управления инвестиционной политикой моногородов Республики Карелия на примере Кондопожского городского поселения.

Ключевые слова

инвестиционная политика, региональные институты развития, комплексный инвестиционный план, монопрофильные поселения.

Рекомендуемая ссылка

Чубиева Инна Васильевна

Роль региональных институтов развития в формировании инвестиционной политики моногородов Республики Карелия// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (27). Номер статьи: 2703. Дата публикации: 27.07.2011. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/2703/

Authors

Chubieva I.V.
Ph.D. in Economics, Senior Researcher
Institute of Economics, Karelian Scientific Center, Russian Academy of Sciences
chubieva.x@mail.ru

Abstract

In the article the author presents the results of the research work of IE KRC RAS on the development of integrated investment and development plans Kondopoga and Värtsilä urban settlement to 2020. The publication presents the joint developments of regional development institutions in shaping policies and management of investment policies monocities Republic of Karelia for example Kondopoga urban settlement.

Keywords

investment policy, regional development institutions, a comprehensive investment plan, monoprofile settlements

Suggested Citation

Chubieva I.V.

The role of regional development institutions in shaping the investment policy of the company towns of Republic of Karelia// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №3 (27). Art. #2703. Date issued: 27.07.2011. Available at: https://eee-region.ru/article/2703/ 

Print Friendly, PDF & Email

Процесс формирования современных форм региональных институтов развития актуален для регионов РФ в последнее десятилетие в связи с разработкой стратегических и концептуальных направлений развития территорий, инновационным направлением развития отраслей и инвестицированием в человеческий капитал регионов.

В последние три года в рамках разработок комплексных инвестиционных планов (КИП) монопрофильных территорий РФ происходит эффективное внедрение принципов стратегического управления институтов развития в инвестиционную политику регионов.

В Распоряжении Правительства РК от 21.04.2011 г. № 185р-П «Основные направления инвестиционной политики Правительства Республики Карелия на 2011-2015 гг.» представлены основные механизмы реформирования инвестиционной политики региона, которые учитывают развитие монопрофильных населенных пунктов в период перехода от антикризисных мер экономической политики  к инновационным формам развития территории [6].

В 2010 – 2011 гг. Институтом экономики КарНЦ РАН осуществлена научная работа по разработке Комплексных инвестиционных планов (КИП) Кондопожского и Вяртсильского городских поселений до 2020 г. Автор принимал участие НИР в составе творческого коллектива [5].

Институт экономики Карельского научного центра Российской Академии наук при разработке КИП руководствовался Методическими рекомендациями по подготовке и реализации комплексных инвестиционных планов развития монопрофильных населенных пунктов Министерства регионального развития РФ и методическими указаниями Министерства экономического развития РК, Схемой территориального планирования Республики Карелия, Концепцией социально-экономического развития РК на период до 2015 г., Стратегией социально-экономического развития РК до 2020 г. и действующими программными документами федерального, регионального и муниципального уровней [1, 9, 10, 2, 3].

Исторически сложившееся промышленное освоение территории Карелии связано с природными и геологическими ресурсами территории, заготовкой и первичной переработкой сырья.

Основная роль в реализации КИП монопрофильных населенных пунктов региональных институтов развития заключается в создании современной инфраструктуры урбанизированной территории, приводящей к смене экономической парадигмы развития городов Севера.

В разработанных и принятых Министерством экономического развития РК Комплексных инвестиционных планах учтены: крупные инвестиционные проекты с инновационной составляющей для республики, модернизация производственных процессов градообразующих предприятий, новых направления развития малого бизнеса на территориях монопрофильных поселений (табл. 1).

Таблица 1  —  Базовые данные Карелиястат 2009 г. для разработки комплексных инвестиционных планов для монопрофильных городских поселений Республики Карелия

Монопрофильные городские поселения

Градообразующие предприятие

Экономически активное население, чел.

Среднесписочная численность работающих, чел.

г. Кондопога ОАО «Кондопога»

18712

7477

г. Костомукша ОАО «Карельский окатыш»

18770

3938

г. Лахденпохья ООО «Лахденпохский фанерный комбинат «БУМЭКС»

2837

427

г. Питкяранта ОАО Целлюлозный завод «Питкяранта»

6896

1047

г. Пудож ООО «Пудожлеспром»

5048

209

г. Сегежа ОАО «Сегежский ЦБК»

16680

2389

г. Суоярви ЗАО «ЗАПКАРЕЛЛЕС»

6450

848

пгт. Пиндуши ОАО «Карелия ДСП»

3176

383

пгт. Надвоицы Филиал «НАЗ-СУАЛ»

5630

891

пгт. Вяртсиля ЗАО «Вяртсильский метизный завод»

1700

389

Предварительным этапом в разработке КИП явился анализ социально-экономического положения городских поселений, который позволил систематизировать и структурировать экономические и социальные, институциональные проблемы регионального и муниципального управления, касающиеся вопросов инвестиционной политики:

  • слабая проработка возможности включении региона в федеральные целевые программы;
  • поиск новых специализаций территорий с учетом имеющихся природных, человеческих, финансовых и организационных ресурсов с концентрированных на территории к моменту разработки КИП;
  • отсутствие механизма предоставления гарантий для потенциальных инвесторов на региональном и муниципальном уровне;
  • не определено место монопрофильных городских поселений в социально-экономическом и инновационном развитии РК в контексте Северо-Западного Федерального округа и приграничной территории РФ.

Накопившиеся проблемы социальной и экономической среды монопрофильных населенных пунктов затрудняют формирование современной инвестиционной инфраструктуры в новых сферах экономической деятельности:

  • отсутствие увязки программ развития и инвестиционных проектов градообразующих предприятий монопрофильных населенных пунктов с региональными приоритетами социально-экономического развития республики;
  • высокая степень старения всех систем ЖКХ;
  • высокая доля ветхого жилого фонда;
  • отсутствие базы для организации досуговой деятельности населения;
  • неполная обеспеченность кадрами рабочих, специалистов промышленных предприятий;
  • незавершенность процесса разграничения государственной собственности на землю, следовательно, неэффективное использование органами местного самоуправления земельных участков в хозяйственном обороте;
  • низкая доля налоговых поступлений в доходную часть местного бюджета.

Анализ тенденций социально-экономического развития моногородов РК позволил выявить основные направления инвестиционной политики территории моногородов республики на период 2011-2020 гг.:

  • реализация инвестиционных проектов направленных на модернизацию основного производства градообразующих предприятий;
  • реализация инвестиционных проектов действующих промышленных предприятий, направленных на глубокую модернизацию производства;
  • привлечение инвестиций и осуществление новых проектов в сфере промышленности, строительства, сельского хозяйства и сфере услуг;
  • реализация инвестиционных проектов, направленных на развитие транспортно-логистического кластера РК;
  • поддержка проектов, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства;
  • поддержка социальных проектов, направленных на строительство новых инфраструктурных социальных объектов [7].

В ходе разработки определена главная цель комплексного инвестиционного плана развития Кондопожского городского поселения до 2020 г.: реализация экономического потенциала города и снижение его зависимости от градообразующего предприятия (ОАО «Кондопога»).

Основные задачи КИП Кондопожского городского поселения до 2020 г.:

  • повышение конкурентоспособности градообразующего предприятия ОАО «Кондопога» (модернизация производства);
  • диверсификация местной экономики;
  • снижение оттока населения посредством повышения привлекательности поселения;
  • модернизация инфраструктуры города.

Представленный анализ долгосрочных и среднесрочных перспектив развития градообразующего предприятия позволяет говорить о неизбежном сокращении количества занятых на предприятии независимо от временных кризисных явлений в экономике. Поставленная основная цель КИП, связанна с реализацией экономического потенциала города в целях диверсификации местной экономики, является стратегической целью для моногородов РК.

Однако реализация любого инвестиционного проекта на территории моногорода будет ограничена наличием необходимого количества кадров. В связи с этим, достижение экономической цели возможно только при условии улучшения демографической ситуации, снижении оттока населения в настоящее время и привлечении трудовых мигрантов в будущем. Следовательно, представляется целесообразным отразить в стратегии комплексного инвестиционного плана как экономическую, так и социальную составляющие — повышение качества жизни населения и в целом повышение привлекательности города, как места жительства.

Выработка и формирование основных мер и мероприятий КИП моногородов осуществлялось по принципу компенсации последствий существующих внешних и устранению внутренних рисков.

Перечень мероприятий сформирован по вышеуказанному принципу. Мероприятия включают действия администраций городского поселения и муниципального района, входящие в их функции и полномочия. Также в перечне мероприятий представлены инвестиционные проекты, планируемые к реализации на территории городского поселения. Меры, составляющие проект КИП городского поселения, направлены на достижение экономических и социальных целей, парирование рисков.

Представлены необходимые меры и мероприятия для реализации задач по достижению основной цели экономического блока КИПа Кондопожского городского поселения — реализация экономического потенциала и диверсификация местной экономики (табл. 2).

Таблица 2 — Оценка мер и мероприятий по реализации экономической цели КИП Кондопожского городского поселения

Мера

Цель меры

Риски, возникающие в результате не реализации мер/ вероятность риска, %

Обоснование необходимости реализации мер

1. Цель экономического блока — реализация экономического потенциала и диверсификация местной экономики
Задача 1.1. Повышение конкурентоспособности градообразующего предприятия ОАО «Кондопога» (модернизация производства)
Инвестиционный проект модернизации основного производства. Производство конкурентоспособной продукции Градообразующего предприятия / 20-70 Рост рентабельности производства и улучшение социальной ситуации.
Задача 1.2. Диверсификация местной экономики
Мера 1.2.1. Возрождение промышленных предприятий города (реструктуризация, антикризисное управление, модернизация)
Проект модернизации основного производства ООО «Кондопожский камнеобрабатывающий завод». Создание новых производств. Органов местного самоуправления / 5-40. Улучшение социально-экономического положения.
Мера 1.2.2. Повышение инвестиционной привлекательности и привлечение инвестиций (реализация новых проектов)
Инвестиционные
проекты.
Создание современного, высокотехнологичного, экологически безопасного производства. Жизнедеятельности населения / 25-40;
Органов местного самоуправления / 5-40;
Отток кадров / 40.
Увеличение доходной части местного бюджета.
Улучшение положения на муниципальном рынке труда.
Мера 1.2.3. Развитие малого и микробизнеса
Разработка и принятие:
«Генерального плана городского поселения»;
«Правил землепользования и застройки»;
«Схемы территориального развития муниципального района».
Разработка и принятие концепции градостроительного зонирования. Жизнедеятельности населения / 25-40;
Органов местного самоуправления / 40;
Социальной инфраструктуры / 20-50.
Деятельности малого бизнеса / 30-40.
Создание новых предприятий.
Увеличение доходной части местного бюджета.
Улучшение положения на муниципальном рынке труда.
Формирование муниципального гарантийного фонда по обязательствам субъектов малого предпринимательства. Открытие новых субъектов малого предпринимательства.

Основной особенностью реализации подцелей экономического блока КИПа, является детальная проработка бизнес-планов инвестиционных проектов и подготовка полного пакета документов, с разрешительной документацией для земельных участков, предложенных, в качестве инвестиционных площадок в Кондопожском городском поселении.

В таблице 2 представлена оценка необходимости мер и мероприятий для реализации задач по достижению основной цели социального блока КИПа Кондопожского городского поселения — повышения качества жизни населения.

Для подтверждения необходимости мер и выполнения указанных целей социального блока, проведено обоснование по их реализации, представленное в таблице 3. Одним из ключевых моментов успешного осуществления мероприятий социального блока является широкая пропаганда КИП Кондопожского городского поселения на организационном этапе и широкое их освещение по мере выполнения мер и мероприятий в средствах массовой информации, в сети Интернет на официальных сайтах и социальных сетях, на выставках, ярмарках, общественных мероприятиях проводимых в РК и других субъектах РФ.

Таблица 3 — Оценка необходимости мер и мероприятий по реализации социальной цели КИП Кондопожского городского поселения

Мера

Цель меры

Риски, возникающие в результате не реализации мер/ вероятность риска, %

Обоснование необходимости реализации мер

2. Цель социального блока — повышение качества жизни
Задача 2.1. Снижение оттока населения  посредством повышения привлекательности поселения
Мера 2.1.1. Развитие индивидуального жилищного строительства
Формирование реестра земельных участков в целях ИЖС. Создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан. Инфраструктурные риски / 70-100;
Имиджа города / 25;
Миграции населения / 40;
Формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом.
Внедрение ресурсосберегающих технологий.
Строительство малоэтажных жилых домов для расселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Мера 2.1.2. Содействие трудоустройству молодежи в городе
Формирование информационного банка кадровых вакансий предприятий, на сайте поселения. Создание городской системы обеспечения кадрами определенных профессий и квалификаций. Жизнедеятельности населения / 25-40;
Крупного, среднего и малого бизнеса / 30-40;
Органов местного самоуправления / 40.
Проведение профориентационной работы с молодежью по мотивации ее на получение профессионального образования в соответствии со спросом на рынке труда.
Задача 2.2. Модернизация инфраструктуры города
Мера 2.2.1. Развитие социальной инфраструктуры
Проведение капитального ремонта в зданиях социальных учреждений. Создание условий для повышения качества жизни. Социальной инфраструктуры / 20-50;
Жизнедеятельности населения / 25-40.
Оказание населению качественных социальных услуг.
Мера 2.2.2. Модернизация инфраструктуры ЖКХ
Реконструкция инфраструктурного объекта, головных инженерных сооружений. Создание долгосрочных механизмов ресурсного обеспечения ЖКХ. Инфраструктурные риски / 70-100;
Имиджа города / 25.
Повышение качества жизни населения.
Мера 2.2.3. Модернизация транспортной инфраструктуры
Строительство тоннеля под железной дорогой. Реконструкция инфраструктуры жизнедеятельности населения. Жизнедеятельности населения / 25-40;
Органов местного самоуправления / 40.
Повышение качества жизни населения.

Региональные институты развития, применяя механизмы финансирования инвестиционных проектов, в рамках КИП распределяют риски между государством и бизнесов, что способствует эффективной реализации проектов.

В рамках мероприятий профессиональной мобильности 60 % граждан из общего числа безработных в городском поселении, предложено профессиональное обучение или переподготовка для приобретения ими новых профессий, вторых (смежных) профессий для расширения их профессионального профиля и получения возможностей для работы по совмещенным профессиям в инвестиционных проектах КИП Кондопожского городского поселения (рис. 1).

1_clip_image002
Рис. 1. Динамика высвобождения и создания новых рабочих мест в Кондопожском городском поселении в 2010-2015 гг., чел.

В качестве основного критерия поддержки инвестиционных проектов принимается приоритетность проекта для муниципального образования, которая подразумевает следующие составляющие:

  • сохранение и создание рабочих мест, поддержание высокой занятости жителей муниципального образования;
  • стимулирование занятости социально незащищенных слоев населения;
  • расширение налогооблагаемой базы муниципального бюджета.

Реализация мер, необходимых для достижения поставленных экономических и социальных целей, КИП моногородов РК, предусматривает применение различных механизмов финансирования:

  • участие банковских систем Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и ЗАО «ВТБ» в реализации КИП через финансовые инструменты: кредитования, гарантии и поручительства, участие в уставных капиталах хозяйственных обществ; страхование экспортных кредитов; финансовой и гарантийной поддержке экспорта [8];
  • привлечение средств федеральных целевых программ:
  • Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 гг.;
  • Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 гг.;
  • Обустройство пункта пропуска на государственной границе РФ на 2012-2017 гг.;
  • Развитие образования 2011-2015 гг.;
  • Развитие фармацевтической и медицинской промышленности РФ на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу;
  • Развитие транспортной системы России 2010-2015 гг.;
  • Культура России 2006-2011 г.;
  • Жилище 2011-2015 гг.;
  • Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 — 2010 годы и на период до 2015 г.
  • привлечение средств региональных программ:
  • Проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории РК, на 2010 г. (второй транш);
  • Развитие энергетики РК на период до 2012 г.;
  • Перспективного развития электроэнергетики РК на период до 2015 г.;
  • Развитие малого и среднего предпринимательства Карелии до 2014 г.;
  • Модернизация здравоохранения РК на 2011-2012 гг.;
  • Поддержки занятости населения в РК на 2011 г.;
  • Долгосрочная инвестиционная программа РК на 2007-2010 гг. и до 2012 г.;
  • Развитие дорожного хозяйства РК на период до 2015 г.
  • привлечение средств муниципальных программ: социально-экономического развития на период 2009-2013 гг. или 2011-2015 гг., содействия занятости населения и развития и поддержки малого и среднего предпринимательства;
  • привлечение российских финансовых и инвестиционных институтов: Инвестиционного фонда РФ, Государственной корпорации «Фонда содействия ЖКХ», ОАО «Российская корпорация нанотехнологий» (РОСНАНО) к реализации проектов, представленных КИП городского поселения;
  • предоставление государственных, региональных и муниципальных гарантий для реализации инвестиционных проектов со сроком окупаемости более 10 лет;
  • применение современных методов тарифного регулирования;
  • реализация проектов по созданию и модернизации предприятий на территории моногородов в рамках инвестиционных программ российскими компаниями и холдингами: ОАО «Газпром», ОАО «СУАЛ», ОАО «Мечел», ОАО «Северсталь», ОАО «Группа компаний «Русское море», OOO «ЭДган», компания «Био Технологии».
  • привлечение средств российских и зарубежных венчурных фондов и лизинговых компаний для реализации инвестиционных проектов по модернизации производств на территории городских поселений.

По нашему мнению, возможности сотрудничества в рамках договоров с породненными городами дает возможность реальной реализации малых инвестиционных проектов включенных в КИП, позволит привлечь инвестиционные ресурсы для осуществления технологического обмена, расширения рынка продукции.

Поддержка инвестиционных проектов КИП региональными органами власти и управления возможна с применением следующих механизмов:

  • предоставления инвесторам налоговых льгот в соответствии с федеральным и региональным законодательством (введение пониженных налоговых ставок, отсрочки по уплате налогов, совершенствование механизма реструктуризации задолженности по платежам в бюджет);
  • установления для инвесторов льготного порядка аренды земельных участков и объектов недвижимости, находящихся в собственности субъекта РФ;
  • предоставления инвестору государственных гарантий РК в обеспечении возврата привлекаемых денежных средств для осуществления инвестиционных проектов на территории городского поселения;
  • участия субъекта РФ в инвестиционных проектах путем внесения доли в уставный капитал объекта инвестиционной деятельности.

Поддержка инвестиционных проектов КИП органами местного самоуправления муниципального района и городского поселения возможна с применением следующих механизмов:

  • предоставления инвесторам налоговых льгот в соответствии с федеральным законодательством и муниципальными правовыми актами (введение пониженных налоговых ставок, отсрочки по уплате налогов, совершенствование механизма реструктуризации задолженности по платежам в бюджет);
  • установления для инвесторов льготного порядка аренды земельных участков и объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности;
  • предоставления инвестору муниципальных гарантий в обеспечении возврата привлекаемых денежных средств для осуществления инвестиционных проектов на территории городского поселения;
  • участия муниципалитета в инвестиционных проектах путем внесения доли в уставный капитал объекта инвестиционной деятельности;
  • вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности;
  • содействия участию проекта в межрегиональных, международных конкурсах и торгах (например: подготовка тематических заявок в Программу Соседства в 2011 г.: сотрудничество в лесной отрасли и устойчивые энергетические решения, сотрудничество в сфере культуры и туризма, социальное и экономическое благополучие – 2012 г.);
  • представления необходимой информации и подготовка пакета документов для включения в перечень мероприятий в разрабатываемые региональные и муниципальные программы на период 2011-2015 гг.

Учитывая специфику городских поселений РК, численность постоянно проживающих, количество градообразующих предприятий, расположенных и действующих на территории моногорода, предлагается два варианта организационной структуры управления реализацией КИП (табл. 4).

Таблица 4 — Организационная структура органов управления реализации КИП городского поселения в Республике Карелия
Руководитель реализации комплексных инвестиционных планов моногородов в РК – Глава Республики Карелия
Совет по реализации комплексных инвестиционных планов моногородов в РК — Межведомственный совет по вопросам взаимодействия и оказания методической помощи органам местного самоуправления при Министерстве экономического развития РК
Руководитель рабочей группы по подготовке КИП городского поселения — Глава Администрации муниципального района
Ответственный исполнитель рабочей группы по подготовке КИП городского поселения — Глава городского поселения
Координационный или совещательный совет по реализации КИП на общественных началах при главе муниципального района. Экспертный совет по реализации КИП на общественных началах при главе муниципального района.
Координатор реализации КИП городского поселения – Министерство экономического развития РК
Отдел координации, мониторинга и анализа реализации КИП городского поселения – Управление экономического анализа и прогнозирования Министерства экономического развития РК

Состав Совета по реализации комплексных инвестиционных планов моногородов в РК — Межведомственный совет по вопросам взаимодействия и оказания методической помощи органам местного самоуправления рекомендуется сформировать из представителей: Правительства РК, Законодательного собрания РК, Министерств и Государственных комитетов, Глав Администраций муниципальных районов и городских поселений, градообразующих промышленных предприятий.

Координационный (совещательный) или Экспертный советы по реализации КИП городского поселения формируются на общественных началах при главе муниципального района. Советы являются специализированными органами, обеспечивающими исследование и экспертизу важнейших вопросов экономического развития и принимающими необходимые управленческие решения рекомендательного характера для реализации КИП. Целью деятельности советов является выработка согласованных предложений по вопросам социально-экономического развития и жизнеобеспечения населения городского поселения и муниципального района в рамках реализации КИПа.

Советы не являются юридическими лицами, созданы для решения следующих задач:

  • совершенствования мониторинга экономического потенциала городского поселения, что позволяет прогнозировать развитие инвестиционных процессов, влияющих на качество жизни населения;
  • поиска новых форм и методов взаимодействия администрации городского поселения, администрации муниципального района с хозяйствующими субъектами и физическими лицами по вопросам диверсификации местной экономики, формирования ее новых секторов, развития предпринимательства;
  • совершенствования финансового механизма муниципального района РК, его правового, нормативного и информационного обеспечения;
  • эффективного управления средствами местного бюджета городского поселения и муниципального района;
  • подготовки экспертных заключений на проекты в рамках КИП городского поселения, исходя из поставленной главной цели — диверсификации местной экономики для снижения зависимости от градообразующего предприятия и улучшения демографической ситуации, как необходимого условия социально-экономического развития поселения.

Состав советов рекомендуется сформировать с привлечением заинтересованных лиц в реализации инвестиционных и социально-значимых проектов на территории городских поселений. При необходимости возможно расширение состава координационных и экспертных советов, с привлечением к деятельности по реализации КИП городского поселения представителей малого и среднего бизнеса, профсоюзов, населения в лице НКО, представителей научных организаций, а также представителей инвестиционных компаний.

В рамках долгосрочной инвестиционной программы РК в 2011г. республике создается Корпорация развития Республики Карелия, которая является новым региональным институтом развития в Карелии. Цель создания Корпорации — инвестиционное планирование на территории республики. Одно из направлений деятельности Корпорации будет связана с реализацией КИП на территориях городских поселений по развитию общественной инфраструктуры [6].

В разработанных КИП четко прописаны основные принципы финансирования региональными институтами развития инвестиционных проектов: целевой характер и софинансирование, но такой принцип, как четкий механизм по выходу из проекта, требует детальной проработке в рамках деятельности Корпорации развития РК.

Региональными инвестиционными инструментами в деятельности Корпорации развития РК, возможно рассматривать развиваемые в современных условиях [11]:

  • организацию траста активами республики и муниципальных образований и городских поселений;
  • экспортное покрытие инвестиционных ресурсов в инвестиционные проекты и программы регионального и муниципального уровня;
  • использование доли собственности администрациями муниципальных образований и Правительством республики прав в качестве залогового фонда;
  • использование активов республики для организации выпуска региональных облигаций за рубежом, вексельных займов;
  • создание финансовых мультипликаторов для привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

Принимаемые в ходе разработки КИП управленческие решения, направленные на достижение главной цели, требуют документального закрепления в соответствии с действующей нормативно-правовой базой РФ, РК, муниципального образования и моногородов.

Для реализации КИП моногородов необходимо сформировать благоприятную правовую базу поддержки инвестиционной деятельности в Республике Карелия. В качестве основного критерия поддержки инвестиционных проектов принимается приоритетность проекта для муниципального образования в целом, которая подразумевает следующие составляющие:

  • сохранение и создание рабочих мест, поддержание высокой занятости жителей муниципального образования;
  • стимулирование занятости социально незащищенных слоев населения;
  • расширение налогооблагаемой базы муниципальных бюджетов.

Предлагаемые механизмы реализации управленческих, финансовых возможностей в рамках КИП, не в полной мере отражают использование региональных источников финансовых ресурсов [4]:

  • омертвленный капитал на предприятиях (производственные фонды и площади);
  • земельные участки, высвобожденные из сельскохозяйственного использования;
  • акции региональных предприятий, находящиеся в собственности государства;
  • расширение сферы услуг, на основе малоэффективно используемой региональной и муниципальной собственности.

На внешнем инвестиционном и финансовом рынках организаторы программы социально-экономического развития региона проводят:

  • привлечение крупных международных инвесторов через систему муниципальных займов и заключение сделок на крупнейших российских и международных фондовых рынках;
  • развитие новых форм сотрудничества в рамках института побратимских связей муниципальных образований.

В таблице 5 представлено документальное оформление управленческих решений, которое является неотъемлемой частью реализации инвестиционных проектов в городских поселениях РК.

Таблица 5 — Аспекты документального закрепления решений при разработке КИП городских поселений в Республике Карелия

Документальное закрепление решений на уровне:

Республики Карелия

Муниципального образования

Городского поселения (моногорода)

О целях, задачах, направлениях и субъектах реализации КИП
Полномочия Министерств РК, закрепленные в Положениях по министерствам, утвержденные Указами Главы РК. Полномочия администрации, закрепленные в Уставе. Подписание меморандума о партнерстве в рамках реализации КИП.
Полномочия администрации, закрепленные в Уставе.
Разработке и реализации целевых программ с включением мер КИП
Включение мер КИП в разрабатываемые и действующие региональные программы. Включение мер КИП в разрабатываемые и действующие муниципальные программы. Подготовка технико-экономических обоснований проектов.
О системе управления КИП
Исполнительная власть РК участвует:
в реализации КИП, в рамках законодательства РФ, РК и установленного регламента деятельности министерств и ведомств.
Администрация осуществляет:
организацию выполнения, сбора статистических показателей и проведения мониторинга реализации КИП.
Администрация осуществляет:
организацию выполнения и внесения изменений в меры КИП.
Подготовка инвестиционных площадок.
О финансировании и стимулировании КИП
Письменное соглашение о сотрудничестве с финансовыми институтами.
Предоставление государственных гарантий Правительством РК.
Подготовка документов по оформлению бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности муниципального района. Оформление заявок на предоставление бюджетных ассигнований в Инвестиционный фонд РФ.
Подготовка конкурсных документов и подписание концессионных соглашений с Администрацией муниципального района, региональными органами исполнительной власти  и инвесторами.
По устранению отклонений реализации и приемке КИП
Закрепляется протоколами Межведомственного Совета по вопросам взаимодействия и оказания методической помощи органам местного самоуправления РК при Министерстве экономического развития РК. Закрепляется протоколами Экспертного совета по реализации КИП при главе муниципального района или Координационного совета по реализации КИП при главе муниципального района. Организация публичных слушаний о ходе реализации КИП, на основании Устава городского поселения.

Сопровождение наиболее крупных инвестиционных проектов на ближайшие пять лет основывается на подписании соглашений Правительства РК о сотрудничестве и взаимодействии со стратегическими инвесторами по привлечению финансовых ресурсов в приграничный регион РФ, создание и размещение новых технологических и инновационных производств на территории Карелии с: Государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» («Внешэкономбанк»), ВТБ, Министерство регионального развития РФ, Государственной корпорацией – Фонда содействия ЖКХ, ОАО «Газпром», ОАО «Группа компаний «Русское море», OOO «ЭДган», «Роснано», компанией «Био Технологии». К началу 2011 г. в республике действовало 13 инвестиционных соглашений о предоставлении режима инвестиционного благоприятствования с инвесторами объемом инвестиций 6610,3 млн. руб. (рис. 2) [6].

1_clip_image004
Рис. 2. Основные показатели инвестиционной деятельности в Республике Карелия 2006-2010 гг.

В 2011-2012 гг. Республике Карелия необходимо принять следующий перечень нормативно-правовых документов, для успешной реализации КИП моногородов:
На уровне муниципального района:

  • Схемы территориального планирования муниципальных районов;
  • Положения о муниципальной поддержке инвестиционной деятельности;
  • Нормативы градостроительного проектирования муниципального района и установление земельного налога на территории муниципального образования;
  • Утверждение методики определения ставок арендной платы за арендуемое муниципальное имущество.
  • На уровне городского поселения:
  • Генеральные планы городских поселений;
  • Правила землепользования и застройки в городском поселении;
  • Распоряжение Главы администрации городского поселения «О проведении экспериментальных конкурсов на реконструкцию застроенных территорий»;
  • Установление земельного налога на территории городского поселения.

Совершенно очевидно, что для каждого региона РФ, включенного в программу модернизации монопрофильных территорий, необходимо создание региональных институтов развития, формирующих механизмы эффективной реализации инвестиционной политики, направленной на модернизацию производств и диверсификацию экономики Республики Карелия.

Библиографический список:

  1. Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 г. / Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gov.karelia.ru/
  2. Методические рекомендации по подготовке и реализации комплексных инвестиционных планов развития монопрофильных населенных пунктов / Москва 10.12.2009 г.
  3. Методические рекомендации по подготовке и реализации комплексных инновационных планов развития монопрофильных населенных пунктов / Министерство экономического развития РК, [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gov.karelia.ru/gov/Power/Ministry/Development/Local/index.html
  4. Нехаев С. А. Формирование программ социально-экономического развития регионов России в условиях глобализации мировой экономики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.finansy.ru/publ/tax/003.htm
  5. Распоряжение Администрации Кондопожского городского поселения от 15.04.2010 г. № 122-р «О подготовке комплексного плана модернизации моногорода Кондопоги Кондопожского муниципального района»
  6. Распоряжение Правительства РК от 21.04.2011 г. № 185р-П «Основные направления инвестиционной политики Правительства Республики Карелия на 2011-2015 гг
  7. Распоряжение Правительства РК от 26.07.2006 г. № 206р-П «Долгосрочная инвестиционная программа Республики Карелия на 2007-2010 гг. и до 2012 г.»
  8. Распоряжение Правительства РФ от 27.07.2007 г. № 1007-р «Меморандум о финансовой политике государственной корпорации Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»
  9. Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 г. / Постановление Законодательного Собрания РК от 24.06.2010 г. № 1755-IV ЗС
  10. Схема территориального планирования Республики Карелия / утверждена Постановлением Правительством РК № 102 П от 06.07.2007 г.
  11. Хасанов И.Ф. Международный опыт создания и функционирования институтов развития. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.morvesti.ru/archiveTDR/element.php?IBLOCK_ID=66&SECTION_ID=1389&ELEMENT_ID=4804

References:

  1. The concept of socio-economic development of the Republic of Karelia for the period up to 2015: URL: http://www.gov.karelia.ru/
  2. Methodical recommendations on the design and implementation of integrated investment plans for the development of single-industry communities / Moscow 10.12.2009
  3. Methodical recommendations on the design and implementation of integrated investment plans for the development of single-industry communities. URL: http://www.gov.karelia.ru/gov/Power/Ministry/Development/Local/index.html
  4. Nekhaev SA Formation of socio-economic development of Russia in a globalizing world economy. URL: http://www.finansy.ru/publ/tax/003.htm
  5. Order of the Administration of Kondopoga urban settlement from 15.04.2010 № 122-о «On the preparation of a comprehensive plan to modernize Kondopoga»
  6. Government Order of the Republic of Karelia 21.04.2011. № 185о-G «Guidelines for the investment policy of the Government of the Republic of Karelia in 2011-2015.»
  7. Government Order of the Republic of Karelia 26.07.2006. № 206о-G «Long-term investment program of the Republic of Karelia in 2007-2010. and up to 2012»
  8. Government Order of the Russian Federation 27.07.2007 г. № 1007-о « Memorandum on financial policies of the state corporation Bank for Development and Foreign Economic Affairs»
  9. Strategy for Socio-Economic Development of the Republic of Karelia 2020. Approved by the Legislative Assembly of the Republic of Karelia from 24.06.2010. N 1755-III AP.
  10. Scheme of territorial planning of the Republic of Karelia. Government Decision of the Republic of Karelia from 06.07.2007. N 102-III G.
  11. Khasanov IF International experience in the establishment and functioning of development institutions. URL: http://www.morvesti.ru/archiveTDR/element.php?IBLOCK_ID=66&SECTION_ID=1389&ELEMENT_ID=4804

Еще в рубриках

Республика Карелия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *