Оценка экономической и бюджетной эффективности проектного управления инновациями в регионе
Evaluation of the economic and budgetary efficiency of project management innovation in the region
Авторы
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы управления инновационными проектами региона, а также предлагается план внедрения проекта по оценке экономической и бюджетной эффективности проектного управления инновациями в области.
Ключевые слова
проект, регион, инновации
Рекомендуемая ссылка
Оценка экономической и бюджетной эффективности проектного управления инновациями в регионе// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (25). Номер статьи: 2502. Дата публикации: 25.03.2011. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/2502/
Authors
Abstract
In the clause management questions are considered by innovative projects of region, and also the plan of introduction of the project is offered according to economic and budgetary efficiency of design management of innovations in area.
Keywords
project, region, innovations
Suggested Citation
Evaluation of the economic and budgetary efficiency of project management innovation in the region// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (25). Art. #2502. Date issued: 25.03.2011. Available at: https://eee-region.ru/article/2502/
Законодательная основа инновационной деятельности
Управление инновациями в РФ имеет свою законодательную основу.
К базовым законодательным документам можно отнести следующие:
1) Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
2) План мероприятий по реализации Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период 2006-2008 годы.
3) Федеральный закон «О передаче прав на единые технологии». Принят Государственной Думой 17 декабря 2008 года. Одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года.
4) Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Принят Государственной Думой 12 июля 1996 года. Одобрен Советом Федерации 7 августа 1996 года.
5) Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года. Утверждены Правительством Российской Федерации 05.08.2005 N 2473п-П7.
6) Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике 15 февраля 2006 г.
7) Перечень критических технологий Российской Федерации (2006). Утвержден Президентом Российской Федерации 21 мая 2006 года.
8) Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации. Утверждены Президентом РФ 21 мая 2006 года.
Также существует множество нормативно-правовых актов, регулирующих инновационную деятельность.
Дробышевская Л. Н отмечает [2]: «Политика Российской Федерации в области развития инновационной системы базируется на равноправном государственно-частном партнерстве и направлена на объединение усилий и ресурсов государства и предпринимательского сектора экономики для развития инновационной деятельности».
Государственная политика в области развития инновационной системы реализуется по следующим направлениям:
-создание благоприятной экономической и правовой среды в отношении инновационной деятельности;
-формирование инфраструктуры инновационной системы;
-создание системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.
Трифилова А.А. в своей статье [3] отмечает: «В настоящее время для анализа эффективности освоения инноваций применяются в основном «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов»[1]. Данная методика, бесспорно, является эффективной для оценки проекта в целом и участия в нем инвесторов. Однако как отмечают специалисты, такой прямой перенос инвестиционного подхода на инновационный является не всегда оправданным, так как используемые при оценке инвестиций методы базируются, как правило, на определении коммерческих показателей эффективности и не учитывают изменения внутрихозяйственных результатов функционирования предприятия при внедрении новых или улучшающих продуктов. Речь, прежде всего, идет об установлении взаимосвязи между размером инвестиций и тем экономическим эффектом, который принесут вложенные средства экономике предприятия, а не инвестору».
Также автор [3] обращает внимание: «Метод оценки внутрихозяйственной эффективности инвестиций в новые технологии тесно связан с методами анализа рыночной перспективности инноваций и ресурсных возможностей их реализации на предприятии. Это единство проявляется в следующем. Метод оценки перспектив нового продукта позволяет определить ту долю рынка, которую планирует занять предприятие при выведении инновации на рынок. Оценка возможностей реализуемости направлена на то, чтобы определить экономические возможности предприятия в достижении намеченных целей на рынке. Оценка эффективности инвестиций, в свою очередь, показывает внутренние инвестиционные эффекты, которые можно ожидать от внедрения новой технологии или усовершенствованного продукта по основным функциональным направлениям хозяйствования, включая НИОКР, маркетинг, производство, финансы и персонал».
В соответствии с Законом области от 27.03.2007 № 91-ЗО «Об областной целевой программе «Повышение инвестиционной привлекательности, привлечение новых инвестиций и новых технологий в экономику Кировской области» на 2007-2009 годы» разработан закон Кировской области от 04.05.2008 № 243-ЗО «О развитии инновационной деятельности в Кировской области». Одновременно выполняется комплекс мероприятий по активизации инновационной деятельности».
Переход экономики России на инновационный путь развития, наиболее полное и рациональное использование экономического, научно-технического и интеллектуального потенциалов каждого региона во многом будут зависеть от эффективности управления па региональном уровне. В связи с этим возникает потребность в разработке методологии формировании и реализации управленческих технологий инновационного развития региона.
Планирование проекта по оценке экономической и бюджетной эффективности проектного управления инновациями в области
Данный проект направлен на изучение общей ситуации в области в данной сфере и ее оценку.
1) Дерево целей предлагаемого проекта.
Дерево целей – это структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей экономической системы, программы, плана, в которой выделены генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»).
Рисунок 1 – Дерево целей проекта
Данная СДР составлена на основе жизненного цикла проекта.
1. Подготовительный этап
1.1 Составление концепции проекта
1.2 Утверждение концепции проекта
2. Проектирование
2.1 Разработка анализа имеющихся управленческих технологий инновационного развития области
2.2 Разработка методики изучения условий применения управленческих технологий инновационного развития области
2.3 Формирование методики мониторинга и оценки реализации управленческих технологий инновационного развития области
2.4 Разработка методических рекомендаций и документационного обеспечения мониторинга управленческих технологий инновационного развития области
2.5 Составление календарного плана реализации проекта, оргструктуры проекта, матрицы ответственности и др.
3. Проведение работ
3.1 Составление базы данных об управленческих технологиях инновационного развития области
3.1.1 Сбор информации о современных технологиях управления, ее обработка
3.1.2 Определение индикаторов технологий и критериев оценки
3.2 Оценка и выбор альтернативы
3.2.1 Оценка эффективности альтернативы
3.2.2 Оценка затрат на реализацию альтернативы
3.2.3 Сравнение с другими альтернативами
3.2.4 Анализ влияния альтернативы на развитие области
3.3 Выявление инновационно-активных организаций
3.3.1 Определение основных признаков инновационно-активных организаций
3.3.2 Проведение анкетирования организаций области
3.3.3 Составление профиля инновационной активности организаций региона
3.4 Анализ заинтересованных сторон
3.4.1 Определение ключевых заинтересованных сторон
3.4.2 Оценка позиций заинтересованных сторон
3.4.3 Оценка влияния значимости заинтересованных сторон
3.5 Анализ ресурсного обеспечения: кадрового, информационного, финансового
3.6 Мониторинг и оценка управленческих технологий инновационного развития области
3.6.1 Сбор данных за определенный период и их анализ
3.6.2 Формирование базы данных результатов мониторинга на протяжении всего периода реализации управленческих технологий инновационного развития области
3.7 Оценка реализации управленческих технологий инновационного развития
области
3.7.1 Оценка влияния выбранной технологии на уровень социально-экономического развития области
3.7.2 Корректировка программ по реализации управленческих технологий инновационного развития области
4. Оформление результатов реализованного проекта
5. Оценка всесторонности предложенного проекта оценки бюджетной и экономической эффективности проектного управления инновациями в области
3) План по вехам
Веха — событие или дата в ходе осуществления проекта. Веха используется для отображения состояния завершенности тех или иных работ. В контексте проекта менеджеры используют вехи для того, чтобы обозначить важные промежуточные результаты, которые должны быть достигнуты в процессе реализации проекта. Последовательность вех, определенных менеджером, часто называется планом по вехам. Даты достижения соответствующих вех образуют календарный план по вехам.
Таблица 1 – План предлагаемого проекта по вехам
Основной этап | 1.06 | 15.06 | 4.08 | 6.08 | 9.08 |
1. Концепция проекта |
+ |
||||
2. Готовый проект |
+ |
||||
3. Практическое завершение проведения проекта |
+ |
||||
4. Оформленные результаты проведенного проекта |
+ |
||||
5. Результаты с оценкой всесторонности проведенного проекта |
+ |
4) Риски проекта
Оценка уровня взаимодействия, взаимозависимости и синергетического эффекта проектного управления инновациями в области
Как известно, взаимодействие – это определенная система действий одной стороны по отношению к другой и наоборот. Взаимодействие может быть достаточно эффективным и приносить пользу всем его сторонам, иметь ярко выраженный синергетический эффект.
Для оценки уровня взаимодействия организаций области в сфере проектного управления инновациями может быть использован набор критериев, в основном качественных.
1) В анкеты, заполняемые предприятиями в ходе реализации проекта данного исследования, включается вопрос: Обращалась ли Ваша организация в ходе планирования, создания, реализации инновационного проекта за консультациями в различные Консалтинговые фирмы?
По количеству положительных ответов можно судить о взаимодействии организаций с другими организациями по вопросам оказания помощи в ходе управления инновационным проектом. Шкала оценки может быть такой:
0-30% — очень низкий уровень взаимодействия;
30-40% — низкий уровень взаимодействия;
40-60% — средний уровень взаимодействия;
60% и более – высокий.
Если процент взаимодействия в области высок, то это говорит об эффективно построенной системе управления инновационными проектами.
2) Критерий реализации государственной поддержки инновационных проектов.
Следует всесторонне изучить, как власти области поддерживают развитие таких проектов, существуют ли специальные программы по внедрению и развитию инноваций в Кировской области.
Определить количество проектов, развитие которых было поддержано властями области, в общем количестве инновационных проектов. Если данный показатель составляет 0,5 и более, то по критерию реализации государственной поддержки инновационных проектов взаимодействие осуществляется.
3) Критерий законодательной обеспеченности проектного управления инновациями в области.
Схож с предыдущим критерием, показывает, существуют ли законодательные акты в данной области. Чем больше в области законодательных актов, тем эффективнее проектное управление инновациями в ней.
4) Критерий обеспеченности инновационной базой
Исследователю нужно выявить, какие существуют организации в области, занимающиеся инновациями, их разработкой, продвижением.
Наиболее важным показателем по данному критерию будет являться наличие в области специализированных на инновациях организаций.
Среди таких организаций можно отметить «Центр инноваций» в г. Кирове. МАУ «Центр инноваций» проводит бесплатные бухгалтерские, юридические консультации, консультации по бизнес-планированию для субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных на территории МО «Город Киров» и задействованных в области инноваций и промышленного производства.
Чем больше организаций, тем эффективнее работа по управлению инновационными проектами в области.
Помимо количества организаций следует выяснить их оснащенность современными исследовательскими базами.
5) Критерий уровня образования в данной сфере.
Следует оценить подготовку специалистов в сфере управления инновациями. Также собирается информация, как часто в городе проводятся семинары, тренинги по управлению инновационными проектами. Чем чаще данные мероприятия, тем эффективнее уровень взаимодействия.
Можно свести данные критерии в таблицу. В зависимости от величины каждого критерия ему присваиваются балльные оценки, по шкале от 0 до 2. По итогам таблицы сумма в 10 баллов означает максимальный уровень взаимодействия, взаимозависимости и синергетического эффекта проектного управления инновациями в области.
Таблица 2 – Сводная таблица критериев оценки взаимодействия, взаимозависимости проектного управления инновациями в области
Критерий | Оценка |
1. Обращение в консалтинговые фирмы | 0-10% предприятий- 0 баллов; 10-20% — 0,5 балла; 20-50% — 1 балл; 50-70% — 1,5 балла; 70% и более — 2 балла. |
2. Критерий реализации государственной поддержки инновационных проектов | Отношение количества проектов, развитие которых было поддержано властями области, к общему количеству инновационных проектов: 0-0,1 – 0 баллов; 0,1-0,2 – 0,5 балла; 0,2-0,4 – 1 балл; 0,4-0,6 – 1,5 балла; 0,6 и более – 2 балла. |
3. Критерий законодательной обеспеченности проектного управления инновациями в области | Количество законодательных актов в области в данной сфере по сравнению с другими регионами Меньше более чем в 2 раза — 0, 5 балла; Примерно равное – 1 балл; Большее количество – 2 балла. |
4. Критерий обеспеченности инновационной базой | Наличие организаций, занимающихся инновациями и инновационная база предприятия. Отсутствуют обе составляющие – 0 баллов; Присутствует одна составляющая – 1 балл; Развиты обе составляющие – 2 балла. |
5. Критерий уровня образования. Семинары. | Существуют образовательные учреждения, подготавливающие специалистов по проектному управлению инновациями – 1 балл; Проводятся семинары по управлению инновационными проектами – 1 балл; Присутствуют обе составляющие – 2 балла. |
Итого: |
«-» баллов из 10 |
Управление инновационными проектами становится еще эффективнее, если существует взаимодействие, взаимозависимость и синергетический эффект данного управления в области. Уровень взаимодействия оценивается по следующим критериям: критерий реализации государственной поддержки инновационных проектов, критерий законодательной обеспеченности проектного управления инновациями, критерий обеспеченности инновационной базой, критерий уровня образования и др.
Данная работа может быть использована для проведения исследования общей ситуации в области по проектному управлению инновациями, а также для оценки экономической и бюджетной эффективности проектов и проектного управления инновациями в области, для оценки эффективности проектов внутри организации.
Библиографический список
-
Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов: (Вторая редакция) / М-во экон. РФ, М-во фин. РФ, ГК по стр-ву, архит. и жил. политике; рук. авт. кол.: Коссов В.В., Лившиц В.Н., Шахназаров А.Г. – М.: ОАО «НПО «Изд-во «Экономика», 2000. – 421 с.
-
Дробышевская Л.Н. Инновационная система России: концепция построения // Финансы и кредит. — 2006. — №32 (236). — С. 45-50.
-
Трифилова А.А. Разработка нового продукта: оценка перспективности. – Федеральный портал по научной и инновационной деятельности.