Формирование организационных структур управления туризмом (на примере северных территорий Канады)
Formation of the organizational structures of tourism management (for example, the Northern Territories of Canada)
Авторы
Аннотация
Показано, что одним из направлений повышения конкурентоспособности северных территорий Канады является развитие туризма. Выявлено, что правительства северных территорий Канады, предприятия северной туриндустрии уверены, что туризм является опорой развития экономики территорий, который не оказывает негативного воздействия на хрупкую северную природу и образу жизни коренных народов. Доказано, что формирование местных органов управления на Севере Канады является эффективной формой управления туризмом.
Ключевые слова
туризм, северные территории Канады, управление туризмом, коренные народы, местные органы самоуправления.
Рекомендуемая ссылка
Формирование организационных структур управления туризмом (на примере северных территорий Канады)// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (23). Номер статьи: 2301. Дата публикации: 25.09.2010. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/2301/
Authors
Abstract
It is shown that one of directions of increase of competitiveness of northern territories of Canada is tourism development. It is revealed that the governments of northern territories of Canada, the enterprise of northern tourist's industry are assured that tourism is a support of development of economy of territories which doesn't render negative influence on a fragile northern country and to a way of life of the radical people. It is proved that formation of local controls in the north of Canada is the effective form of government tourism.
Keywords
tourism, northern territories of Canada, management of tourism, the radical people, local self-government institutions.
Suggested Citation
Formation of the organizational structures of tourism management (for example, the Northern Territories of Canada)// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №3 (23). Art. #2301. Date issued: 25.09.2010. Available at: https://eee-region.ru/article/2301/
Необходимость поддержки конкурентоспособных отраслей производства и сферы услуг, реализации активной внешней политики требуют активной роли государственного регулирования на Севере Канады. Стратегия развития канадского Севера основана увеличении финансирования экономических проектов, развития самоуправления коренных народов и усиления мероприятий по защите природной среды.
Развитие туризма на Севере является одним из менее ущербных для общества и северной природы экономической деятельностью. Федеральное правительство Канады передает часть полномочий территориям, на которых проживают коренные народы, тем самым, развивая их экономическую самостоятельность. Формирование местных органов управления на Севере Канады является эффективной формой управления туризмом, поскольку именно местное население заинтересовано не только в экономической стороне развития туризма, но и за сохранение хрупкой природы Севера.
Стратегия развития Севера Канады
В северных территориях Канады (40% территории страны, расположенные к северу от 60-й параллели), состоящих из трех территорий: Юкон, Северо-Западные Территории, Нунавут, живет менее 1,0% ее жителей, называемой первой нацией (инуиты, индейцы).
Таблица 1 — Северные территории Канады
№ |
Территории |
Площадь, |
Население, |
Национальные парки |
1 | Юкон |
483 тыс. км.² |
31 тыс. из них 20% коренное население |
Клуан, |
2 | Северо-Западные Территории |
1,3 млн. км.² |
43 тыс. (50% коренное население) |
Вуд-Баффало, |
3 | Нунавут |
2,1 млн. км.² |
30 тыс. (85% коренное население) |
Ойуиттук, |
Ист.: [9; 10]
Экономика Cевера узкопрофильна и зависима от влияния внешних факторов, также от колебания рынка. Основной проблемой Севера является ограниченные возможности по получению доходов, вызванных слабым уровнем экономической активности, низкой налоговой базой, определяемой низкой плотностью населения и минимальными налоговыми ставками. В результате основным источником существования для коренных народов являются прямые государственные субсидии, отчисления от рентных и налоговых платежей, а также от прибылей горнодобывающих фирм, эксплуатирующих недра в районах проживания коренных народов.
Северные территории управляются напрямую из центра, Федеральным министерством по делам Севера, и на 60 – 70% финансируются Федеральным казначейством. Так, в 2003-2004 гг. федеральные поступления составили 67% местного бюджета Юкона, 69% — Северо-Западных территорий и 85% Нунавута [4]. Канада покрывает около 85% управленческих затрат территории Нунавут (табл. 2).
Таблица 2 — Административные доходы и расходы северных территорий Канады, за 2008 г. (млн. канад. долл.)
№ |
Канада |
Юкон |
Северо-Западные территории |
Нунавут |
|
1 |
Доходы, всего |
337811 |
920 |
1496 |
1252 |
2 |
Из них, трансферты |
61035 |
751 |
1063 |
1134 |
3 |
Расходы, всего |
332424 |
905 |
1501 |
1280 |
4 |
Сальдо |
5387 |
15 |
-5 |
-28 |
Ист.: [9]
Решая вопросы экономического развития коренных народов, федеральные власти особое внимание уделяют поиску путей и способов смягчения негативных последствий изменений в экономике и обеспечению им соответствующих полномочий, с тем, чтобы коренные народы могли самостоятельно решать вопросы, касающиеся их жизни. Основным принципом Стратегии экономического развития коренных народов Канады является принцип сотрудничества, партнерства. Партнерские отношения развиваются как между самими федеральными министерствами и ведомствами, так и между федеральным правительством и общинами коренных народов.
Одной из основных составляющих деятельности, направленной на достижение этих целей, было дальнейшее расширение сети экономических институтов, управляемых коренными народами. Были разработаны федеральные инвестиционные программы для развития экономики северных территорий, предоставления им прав по недро — и землепользованию, повышения деловой и рыночной активности (создание фондов для начинающих предпринимателей, финансируемых из федерального бюджета, заключение госконтрактов с коренными общинами вне конкурса) [1].
Так, в 2001 г. сообщества коренных народов, племенные советы и другие организации участвовали более чем в 245 проектах [1], таких как разработки программ социальной помощи, повышения квалификации, получения образования коренных народов и др. Кроме того, 16 департаментов и агентств предлагают программы подготовки рабочей силы и развития бизнеса для коренных народов, которых считают новыми программами, базирующимися на новой модели развития.
Кооперативный менеджмент
Канадский опыт показывает, что управление регионом, где пересекаются интересы коренного населения, государства и бизнеса, наиболее эффективно осуществляется при создании системы кооперативного менеджмента. Институт кооперативного менеджмента был впервые использован на Севере Канады. Модель кооперативного менеджмента предусматривает изменение подходов к природопользованию в регионе и взаимоотношений между заинтересованными сторонами. Основными признаками кооперативного управления являются:
- баланс власти и полномочий заинтересованных сторон;
- установление партнерских отношений;
- объединение различных подходов к управлению жизнедеятельностью коренного и некоренного населения;
- значительные финансовые и временные затраты.
В соответствии с принципом кооперативного управления на территории создается Совет кооперативного управления, который является консультативно-совещательным органом и вырабатывает рекомендации для принятия решений на местном федеральном уровне. В состав совета на равных условиях входят представители общественных организаций коренных народов, которые составляют 59% от общего числа членов совета, представители органов государственной и муниципальной власти. Процесс принятия решений в Совете кооперативного управления основан на поиске консенсуса, а не на стандартном голосовании. Это, конечно, требует дополнительного времени для проведения дискуссий, однако в итоге принятое решение будет удовлетворять интересам всех сторон [3].
Система взаимоотношений коренного народа и государства, созданная в результате заключения соглашения об урегулировании земельных претензий, формирует основу для дальнейшего социально-экономического развития коренных народов. Как показывает практика, деятельность Совета кооперативного управления способствует:
- сохранению традиционного образа жизни коренных народов;
- демонстрации их истории и культуры туристам;
- появлению новых рабочих мест и возможностей для представителей коренных народов получить образование;
- использованию традиционных знаний коренных народов при принятии решений [3].
В северных территориях Канады действует специальная программа поощрения небольших кооперативных предприятий. Были приняты различные средства диверсификации экономики Севера: развиваются туризм, традиционные национальные ремесла, деревообработка, сфера услуг, мелкое домостроение др. Существует и работает программа поддержки среднего и малого бизнеса: уже в начале 90-х в Юконе на 100 тыс. населения приходилось 9 тыс. частных фирм. В связи с этим диверсификация хозяйства северных и других сырьевых, ресурсных периферийных районов, становится не экономической, а скорее социальной проблемой [2].
Широкое распространение система кооперативного менеджмента получила в национальных парках Канады, образуемых на территориях проживания коренных народов. Канадские национальные парки являются территориями федерального значения и используются в природоохранных, научных, просветительских целях и для развития экологического туризма. функционирование таких парков в районах проживания коренных народов должно также удовлетворять интересам местных жителей.
Управление туризмом
Начиная с 1987 г. происходит развитие северного туризма как важной составляющей отрасли экономики северных территорий. Основными факторами развития туризма на Севере Канады являются: древняя культура и история коренных народов, огромная территория, экологически чистая природа, наличие водных путей мирового класса, достаточно развитая туристская инфраструктура (гостиницы, предприятия питания, транспорт), сеть национальных парков, палаточных лагерей и центров для туристов и рост доли делового туризма [5]. Среди видов туристкой деятельности, по которым проводится активное позиционирование на Севере можно перечислить морские круизы, туры на собачьих упряжках, сафари на снегоходах, охота, рыбалка, наблюдение за животным миром, экологические туры, катание на лыжах, походы по горным районам тундры, сплавы по северным рекам [6].
Для эффективного развития туризма северные территории Канады проводят ежегодные маркетинговые исследования и на основе изучения туристского рынка разрабатывают стратегию развития. Проведение маркетинговых исследований помогает установлению точной картины расходов и доходов туристов в течение года, используются при оценке загрузки гостиниц и др.
В инвестировании развития туризма на Севере активное участие принимает частный сектор, который выделяет существенную сумму на развитие инфраструктуры, например, гостиниц, на разработку новых турпродуктов, обучение персонала. Предприятия туриндустрии и региональные управления туризма активно участвуют в планировании развития туризма. Правительства северных территорий разрабатывают программы для развития и поддержки туризма, так как развитие туризма является не только дополнительным источником поступления денег в территориальный бюджет, но и обеспечивает новыми рабочими местами. Основными партнерами управления туризмом северных территорий Канады являются: Управление по делам индейцев и севера (INAC), бизнес Канады, Канадская комиссия по туризму (ККТ), туроператоры, правительства северных территорий, торговые палаты, министерство транспорта, отдел муниципальных дел и развития общества, канадский совет развития человеческих ресурсов, статистика Канады, территориальные рабочие группы исследования.
Управления туризмом северных территорий Канады (Юкон, Северо-Западные территории, Нунавут) работают с маркетинговыми отделами территорий и разрабатывают план для проведения маркетинговых исследований туррынка (для выявления сильных и слабых сторон, установления точек роста туриндустрии). Например, увеличение расходов на 14 млн. канад. долл. на рекламу, на маркетинговые исследования стран Западной Европы и Японии привели к росту среднего ежегодного расходов туристов от 4% до 7%. Ежегодный бюджет маркетинговых исследований туристского рынка Северо-Западных территорий составляет 1,2 млн. канад. долл. из них 400 тыс. канад. долл. инвестирует ITI (Industry Tourism and Investment), а 800 тыс. канад. долл. партнеры [8]. Каждый партнер управления туризмом северных территорий имеет свои задачи, например:
- Канадская комиссия по туризму проводит маркетинговые исследования поддержку маркетинговых компаний;
- Министерство по делам индейцев и Севера занимается стратегическим инвестированием развития экономики Севера;
- ITI (Industry Tourism and Investment) – поддержкой и контролем планирования;
- туроператоры – совместной рекламой, поддержкой маркетинговых исследований;
- турагенты – продажей турпродуктов на рынках Западной Европы, Японии, Северной Америки.
Качество предлагаемого северного туристского продукта зависит от работы квалифицированных кадров, развитой инфраструктуры, эффективного маркетинга и инвестирования в туриндустрию. В основном, территориальные правительства занимаются регулированием и поддержкой совместной работы частного сектора и поддержкой продвижения турпродукта. Помощь частному бизнесу проводится через различные программы коммерческого развития и инвестиционной корпорации (ITI).
Основной проблемой развития туризма на Севере Канады является небольшая емкость внутреннего рынка, удаленность и труднодоступность от центра. Поэтому правительства северных территорий оказывают поддержку развития малого предпринимательства, который также может стимулировать развитие экспортного рынка. Cтратегия развития туризма северных территорий Канады направлена:
- на выявление барьеров и точек роста конкретных рынков сбыта турпродуктов;
- на разработку рекомендаций для правительства для поддержки туриндустрии;
- на проведение рекламных работ;
- на стимулирование развития въездного и внутреннего туризма;
- на обучение и повышение квалификации сотрудников;
- на разработку новых турпродуктов.
Отдел координационных движений туризма в Икалуктутиаке (Кэмбридж Бэй) и Икалуите (Фрошибер Бэй) занимается разработкой новых туристических продуктов, проектов, где правительство Северо-Западных территорий оплачивает 50-80% стоимости проектов [7]. Проект создания новой туристской инфраструктуры способствует улучшению, модернизации существующих туристских услуг, также разработке, внедрению новых. Для поддержки создания, улучшения новой туристкой инфраструктуры правительство Канады предоставляет субсидии частному сектору, туристским предприятиям, местным общинам инуитов (эскимосов). Например, в Северо-Западных территориях была принята программа поддержки разработки развлекательных и культурных мероприятий с целью привлечения туристов. Разработанные культурные и развлекательные мероприятия предлагаются также населению региона, а 60% стоимости проектов оплачивает правительство СЗТ [7].
Маркетинговые исследования туристского рынка обеспечивает не только точными статистическими данными, но дают точную картину развития туризма, которые используются в управлении деятельностью предприятий туриндустрии. По результатам проведенных исследований анализируются данные по видам туризма, посещаемость северных территорий туристами и доходы от туризма. Получение достоверных данных позволяет сделать правильную оценку управления туризмом.
Заключение
Подводя итоги можно сказать, что даже если отдаленность северных территорий от основных туристских регионов, суровость северного климата и высокая стоимость транспорта будут мешать развитию массового туризма, федеральные и территориальные правительства будут заинтересованы развитием и регулированием туризма на Севере.
В этих условиях растет роль стратегического регионального планирования, основной целью которого является достижение устойчивого социально-экономического развития северных территорий. Моделью стратегического планирования Севера Канады является не только обеспечение устойчивого развития, но и модернизация развития туристской инфраструктуры, развитие малого предпринимательства, формирование маркетинговой стратегии, развитие стратегического партнерства между бизнесом и местными общинами.
Опыт системы управления туризмом северных территорий Канады является эффективным распределением управленческих усилий по координации и контролю развития туризма между различными агентами. В состав участников, относящихся различным уровням управления, входят федеральные и территориальные правительства, представители турбизнеса, туристские ассоциации, а также местное население. Инструментом механизма управления и регулирования развития туризма является стратегическое планирование развития территории.
Формирование местных органов управления на Севере Канады является эффективной формой управления туризмом, поскольку именно местное население будет заинтересовано не только в экономической стороне развития туризма, но и за сохранение хрупкой природы Севера. Существующие на Севере Канады система партнерства местных общин, кооперативов и бизнеса, регулирующие их взаимосвязи правительственных органов приводит не только экономическому развитию территорий, но и сохранению традиционного природопользования, культуры коренного народа.
В свою очередь, учитывая географическую удаленность Севера от центра, трудности адаптации инуитов вне своей исторической среды обитания правительство Канады поддерживает развитие среднего и малого бизнеса на северных территориях (принимаются новые законы, налоговые льготы и др.) как новый инструмент экономического развития. Конечно, в конкурентной борьбе малым и средним предприятиям туриндустрии Севера сложно конкурировать с крупнейшими туроператорами страны, но в этой ситуации региональные туристические ассоциации предлагают и выбирают взаимное партнерство, обеспечивающее устойчивое развитие северного туризма при поддержке не только федерального, но и территориальных правительств. Поэтому особенно эффективно в этом случае использовать интегрированные формы организации бизнеса и возможности стратегического партнерства через создания туристических ассоциаций, предприятий туриндустрии и территориальных/федеральных правительств.
Библиографический список:
-
Абеле Ф. Канадский опыт улучшения положения коренных народов на рынке труда // Регион: экономика и социология. 2004. №4.
-
Агранат Г.А. Капитализм или социализм: северный выбор //Российские исследования о Канаде. 1999, вып. 4. C. 44-64.
-
Саратовская Т.В. Кооперативное управление на территориях проживания коренных малочисленных народов севера// Регион: экономика и социология. 2005. №5.
-
Север как объект комплексных региональных исследований / Отв. ред. В.Н. Лаженцев. Сыктывкар, 2005.
-
Тотонова Е.Е. Современное состояние и тенденции развития туризма в Канаде // США, Канада: экономика, политика, культура. – 2010. — №3. — С. 115-127.
-
Тотонова Е.Е. Северный туризм: понятие и классификация. РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. №2, 2010. С. 305 – 309.
-
Le tourisme dans l’archipel arctique canadien. Andre Legaré. Memoire presente pour l’obtention du grade de maitre et arts (M.A.). Universite Laval. Quebec. Canada. 1987.
-
Tourism and Parks Department of Industry, Tourism and Investment Government of the Northwest Territories. Canada. October, 2005.
-
http://www.statcan.ca
-
http://www.pc.gc.ca
Еще в рубриках
Отраслевая экономика регионов