Авторы
Яшин Н.С.
доктор экономических наук, профессор
Россия, Саратовский государственный социально-экономический университет
Скопин А.О.
Россия, Вятский государственный университет
mim@mcnip.ru
Аннотация
Неравномерность экономического развития регионов приводит к тому, что условия, присущие одной территориальной группе населения, не просто отличны от условий другой, они неравноценны с точки зрения социально-экономических характеристик. Такая резкая дифференциация имеет своим неизбежным следствием расширение ареалов депрессивности и бедности, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных противоречий, что значительно затрудняет проведение единой общероссийской политики социально-экономических преобразований.
Ключевые слова
неравномерность экономического развития, регион, социально-экономическое развитие, межрегиональные взаимоействия
Рекомендуемая ссылка
Authors
Yashin N.S.
doctor of economic sciences, professor
Russia, Saratov State Socio-Economic University
Skopin A.O.
Russia, Vyatka State University
mim@mcnip.ru
Abstract
The uneven regional economic development leads to the fact that the conditions inherent in a territorial population, not just different from other conditions, they are unequal in terms of socio-economic characteristics. Such a sharp differentiation has as its inevitable consequence of the expansion of areas of poverty and depression, attenuation mechanisms for inter-regional economic cooperation and the growing inter-regional conflicts, which greatly complicates the implementation of a uniform nationwide policy of socio-economic transformation.
Keywords
uneven economic development, region, socio-economic development
Suggested Citation
В современных условиях становления рыночной экономики в России все большую роль играет разработка программ развития, учитывающих территориальные социально-экономические диспропорции регионов, что требует четкого определения принципов регионального деления, анализа условия и факторов формирования рынка.
Исторически сложившаяся неоднородность социально-экономического пространства России оказывает значительное влияние на функционирование государства, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований и социально-экономическую политику. Межрегиональная дифференциация усилилась при нарастании кризисных явлений в экономике и переходе к рыночным реформам. Это связано, во-первых, с включением механизма рыночной конкуренции, разделившего регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткам; обнаружилась различная адаптация к рынку регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населения и власти. Во-вторых, значительно ослабла регулирующая роль государства, что выразилось в сокращении государственных инвестиций в региональное развитие, отмене большинства региональных экономических и социальных компенсаторов. В-третьих, сказалось фактическое неравенство различных субъектов Российской Федерации в экономических отношениях с центром.
В глобализирующемся мире многие российские регионы оказались неконкурентоспособными. В конце 90-х годов 20 века развернулось формирование новых «культурно-экономических» регионов (федеральных округов) — сообществ, основанных на пространственной локализации определенных видов экономической деятельности, центром которой является управление финансами и собственностью, разработка новых технологий и продуктов, а также создание необходимой для этого информационно-коммуникационной инфраструктуры и сферы социально-культурных услуг [2]. Новые «культурно-экономические» регионы не ликвидируют старые «административные», а только «надстраиваются» над ними, приобретая при этом иную пространственную организацию.
В России образовано 7 федеральных округов: Центральный, Южный, Приволжский, Уральский, Северо-Западный, Сибирский, Дальневосточный. Формирование экономической политики в связи с созданием новых «культурно-экономические» районов не повлияло на снижение диспропорций в социально-экономической ситуации России.
Неравномерность экономического развития регионов приводит к тому, что условия, присущие одной территориальной группе населения, не просто отличны от условий другой, они неравноценны с точки зрения социально-экономических характеристик. Такая резкая дифференциация имеет своим неизбежным следствием расширение ареалов депрессивности и бедности, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных противоречий, что значительно затрудняет проведение единой общероссийской политики социально-экономических преобразований.
В целом основной задачей регулирования региональных рынков Российской Федерации должно быть снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции по приоритетным группам товаров (работ, услуг) с учетом и социально-экономических, и климатических факторов. Реализация этой задачи предусматривает:
С этой целью должна быть создана информационно — справочная система развития конкуренции на региональных рынках Российской Федерации.
Для реализации этой задачи необходимо:
Таким образом, динамичное развитие региональных рынков со стабильным и ясным законодательством, с более низкой степенью зависимости от мировой конъюнктуры, оптимальным участием государства в хозяйственной деятельности при усилении его роли как гаранта безопасности должно строиться в соответствии с критериями рыночной эффективности, задачами региональной социальной политики и геостратегическими интересами страны.
Литература:
References: