Роль учета особенностей региона в управлении инновационной деятельностью
The role of the accounting features of the region in managing innovation
Авторы
Аннотация
Территориальный фактор оказывает сдерживающее воздействие на развитие региональной экономики. Удельный вес транспортных издержек в стоимость товаров в Туве чрезвычайно велик. Отсутствие железной дороги является еще одним сдерживающим фактором развития экономики. Отличительными особенностями региона являются: преобладание аграрного сектора в экономике; отсутствие развитой транспортной инфраструктуры с другими регионами. Из этого следует, что при реализации инновационных программ особое внимание следует уделять этим направлениям.
Ключевые слова
территориальный фактор, региональная экономика, аграрный сектор, транспортная инфраструктура
Рекомендуемая ссылка
Роль учета особенностей региона в управлении инновационной деятельностью// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (2). Номер статьи: 201. Дата публикации: 25.06.2005. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/201/
Authors
Abstract
The territorial dimension has a deterrent effect on the development of regional economy. The share of transport costs in the price of goods in Tuva is extremely high. Lack of railway is another deterrent to economic development. Distinctive features of the region are: the predominance of the agricultural sector in the economy, the lack of a developed transport infrastructure with other regions. From this it follows that the implementation of innovative programs, special attention should be paid to these areas.
Keywords
territorial factor, regional economics, agriculture, transport infrastructure
Suggested Citation
The role of the accounting features of the region in managing innovation// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (2). Art. #201. Date issued: 25.06.2005. Available at: https://eee-region.ru/article/201/
На современном этапе развития экономический рост не может быть обеспечен без использования в производстве последних достижений науки и техники, новшеств в организационной и управленческой деятельности, то есть всего того, что сейчас называют инновациями. Постоянное и непрерывное создание и реализация нововведений становится главным фактором преуспевания в конкурентной борьбе любого предприятия, региона.
Реализация нововведений а также полученных новых научно-технических достижений в производстве новых или недостающих товаров, технологий и услуг имеет определяющее значение для развития экономики региона, сохранения природы и подъема жизненного уровня населения; способствует повышению производительности труда, созданию новых отраслей промышленности, сферы услуг и рабочих мест, улучшения качества обслуживания и росту конкурентоспособных товаров.
Для реализации нововведений в том или ином регионе важно учитывать особенности данного региона. Так как для внедрения инноваций большую роль играет то, в каком направлении нужно развивать инновационную деятельность.
Регион (Республика Тыва) отличается более высоким по сравнению с другими регионами удельным весом в АПК в валовом общественном продукте и более выраженной аграрной направленностью народного хозяйства. Продукция АПК составляет свыше 40% совокупного общественного продукта в республике. Сельское население составляет 54%, а по Восточной Сибири- 28%. Доля занятых в сельском хозяйстве — 25%, а по Восточной Сибири этот показатель равен -12%.
На формирование и развитие внутреннего экономического потенциала немалое влияние оказывают и факторы экономико-географического положения данного региона, особенностей его исторического развития.
По своему географическому положению Тува относится к отдаленному региону, который не имеет связующего звена между главными магистралями страны. Такое положение невыгодно и не способно стимулировать торговые отношения и транзитные перевозки. Географическое положение Тувы затрудняет развитие связей с другими регионами.
Территориальный фактор оказывает в основном сдерживающее воздействие на развитие региональной экономики. Удельный вес транспортных издержек в стоимость товаров в Туве чрезвычайно велик. Транспортные затраты в регионе связанные с ввозом и вывозом продукции на соседние рынки превышают аналогичные расходы в соседних регионах. Перевозка грузов и пассажиров наземным транспортом составляет 99,6%, перевозка водным транспортом составляет 0,3%, воздушным 0,1%. Отсутствие железной дороги является еще одним сдерживающим фактором развития экономики.
Итак, отличительными особенностями региона являются: во-первых, преобладание аграрного сектора в экономике; во-вторых, отсутствие развитой транспортной инфраструктуры с другими регионами. Из этого следует, что при реализации инновационных программ особое внимание следует уделять этим направлениям.
В государственной инновационной политике Республики Тыва определены следующие основные направления развития инновационной деятельности: формирование нормативно-правовой базы, развитие инновационной инфраструктуры, подготовка и переподготовка кадров по инновационной, инвестиционной и научно-технической деятельности, стимулирование научно-исследовательской активности, внедрение современных технологий на производственных предприятиях республики с целью повышения конкурентоспособности местных товаропроизводителей и выхода на внешние рынки. Развитие региональной инновационной системы планируется в регионе осуществлять поэтапно.
В республике на основе инновационно-инвестиционных паспортов проектов министерств и ведомств в 2004 году подготовлен сводный перечень инновационных проектов включающей 56 проектов с инновационной составляющей. Из них в реестр инновационных проектов Республики Тыва включены 46 проектов. Самое большое количество проектов было представлено по следующим отраслям: промышленность, медицина, наука и образование, строительство. Остальные 10 инновационо-инвестиционных проектов получили статус государственного значения Республики Тыва.
Из инвестиционно-инновационных проектов государственного значения 60% составляют проекты, направленные на развитие сельского хозяйства, 20% на развитие энергетики, 20% на промышленность. Это связано с тем, что при отборе инновационных проектов приоритетными стали именно те проекты, которые решают проблемы сельского хозяйства. Так как роль АПК в экономическом и социальном развитии республики велика, и она определяется, прежде всего, задачами существенного улучшения обеспечения населения республики продовольствием и рабочими местами. В настоящее время проводится работа по решению транспортной проблемы, в частности, строительства железной дороги в республику.
Важной региональной проблемой, требующей решения, является создание эффективного механизма управления практической реализацией в регионе инновационных проектов. В настоящее время основным источником инноваций остаются собственные средства предприятий, которые, как правило, направляются па приобретение или модернизацию оборудования. Иные источники финансирования, такие как банковское кредитование, привлечение инвесторов мало используются. Актуальна проблема нехватки квалифицированных кадров, которую отмечали многие предприятия.
Анализ современного состояния научно-технической и инновационной сферы в республике свидетельствует о том, что по уровню инновационной активности, месту высокотехнологичной продукции в структурах, развитию инновационной инфраструктуры республика заметно отстает от экономически развитых регионов России. Но, имея четкую инновационную политику, учитывающую особенности региона и уже наметившуюся тенденцию в отраслях на выпуск конкурентоспособной продукции можно предположить, что республика сумеет выйти на новый уровень развития и решить задачу экономического роста.
-
Инновационный менеджмент./ под редакцией профессора, д.э.н. Л.Н.Оголевой. Учебное пособие.М: ИНФРА-М 2003 г .
-
Социально-экономические показатели Республики Тыва за 2004 год./Сборник статизданий №25 г.Кызыл — 2004г.)
-
По данным программы «Технико-экономические обоснования водного пути Кызыл- Саяно-Шушенская ГЭС» г. Кызыл — 2004 г.
-
Государственный доклад «Об инновационной деятельности Республики Тыва в 2004 году» г.Кызыл -2005г.
References:
- Innovation Management. / Edited by Professor, Doctor of Economics L.N.Ogolevoy. Study posobie.M: INFRA-M 2003
- Socio-economic indicators of the Republic of Tuva in 2004. / Collection № 25 statizdany Kyzyl — 2004).
- According to the program «Feasibility studies of the waterway Kyzyl Sayano-Shushenskaya HPP» Kyzyl — 2004
- State Report «On Innovation Activity of the Republic of Tuva in 2004,» Kyzyl—2005.