Главная страница » Публикации » №1 (49) » Перспективы развития наукоградов, как территорий интенсивного научно-технологического развития

Перспективы развития наукоградов, как территорий интенсивного научно-технологического развития

Prospects for development of science cities as areas of intense scientific and technological development

Авторы

Проскурнин Сергей Дмитриевич
Первый заместитель главы Администрации
Россия, Администрация ЗАТО г. Железногорск Красноярского края
boger1111@mail.ru

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы развития наукоградов как специальных территорий, предназначенных для создания особых условий для развития научно- технического потенциала России. Проведен анализ развития наукоградов с момента из создания и подведены основные итоги из развития. Предложены подходы по созданию благоприятных условий по развитию высоко-технологичных предприятий в современных условиях.

Ключевые слова

наукоград, научно-производственный комплекс, муниципальное образование со статусом наукограда, межбюджетные трансферты, бюджет наукограда, территория интенсивного научно-технологического развития

Рекомендуемая ссылка

Проскурнин Сергей Дмитриевич

Перспективы развития наукоградов, как территорий интенсивного научно-технологического развития// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (49). Номер статьи: 4909. Дата публикации: 23.01.2017. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/4909/

Authors

Proskurnin Sergej Dmitrievich
The first Deputy head of administration of CATF Zheleznogorsk
Russia, Administration CATF Zheleznogorsk, Krasnoyarsk Territory
boger1111@mail.ru

Abstract

In the article the questions of development of science cities as special areas designed to create special conditions for development of scientific and technical potential of Russia. The analysis of development of science cities from the moment of creation and summarized the main results of the development. Approaches to creation of favorable conditions for the development of high-tech enterprises in modern conditions.

Keywords

city of science, research and production complex, the municipality with the status of science city, intergovernmental transfers, the budget of Science City, the area of intense scientific and technological development

Suggested Citation

Proskurnin Sergej Dmitrievich

Prospects for development of science cities as areas of intense scientific and technological development// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (49). Art. #4909. Date issued: 23.01.2017. Available at: https://eee-region.ru/article/4909/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

В соответствии с Федеральным законом [8] — наукоград Российской Федерации это муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом (совокупностью организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации).

Научно-производственный комплекс должен быть градообразующим и отвечать следующим критериям:

  • численность работников комплекса должна составлять не менее 15% от всех работающих в муниципальном образовании;
  • объем научно-технической продукции хозяйствующих субъектов в данном муниципальном образовании в стоимостном выражении должен составлять не менее 50% или стоимость основных фондов для производства научно-технической продукции должна составлять не менее 50% фондов всех хозяйствующих субъектов без учета жилищно-коммунальной и социальной сферы;
  • в научно-производственный комплекс входят юридические лица, зарегистрированные на территории данного муниципального образования: научные, учебные и иные организации, осуществляющие научную деятельность, экспериментальные разработки, испытание, подготовку кадров и т.п., при наличии у них государственной аккредитации;
  • в научно-производственный комплекс входят организации, доля наукоемкой продукции которых за последние три года составляет не менее 50% от их общего объема производства.

 

Наукограды Российской Федерации

В настоящее время статус наукограда Российской Федерации имеют 13 муниципальных образования. Перечень наукоградов и основание для присвоения статуса приведены в таблице 1.

 

Таблица 1 — Список наукоградов Российской Федерации*

Наименование наукограда Субъект Дата присвоения статуса
1 г. Бийск Алтайский край Постановление Правительства РФ № 688 от 21.11.2005г (продление Постановление Правительства РФ №216 от 29.03.2011 г.)
2 г Обнинск Калужская область Указ Президента РФ № 821 от 06.05.2000г.
3 г. Дубна Московская область Указ Президента РФ № 1472 от 26.12.2001 г.
4. г. Жуковский Московская область Постановление Правительства РФ №53 от 29.01.2007 г. (продление Постановление Правительства РФ №1195 от 19.11.2012 г.)
5 г. Королев Московская область Указ Президента РФ № 416 от 12.04.2001г.
6 г. Протвино Московская область Постановление Правительства РФ №624 от 18.08.2008 г.
7 г. Пущино Московская область Постановление Правительства РФ №642 от 27.10.2005 г (продление Постановление Правительства РФ № 215 от 29.03.2011 г.)
8 г. Реутов Московская область Указ Президента РФ №1530 от 29.12.2003 г.
9 г. Фрязино Московская область Указ Президента РФ № 1531 от 29.12.2003г
10 г. Черноголовка Московская область ПП РФ №623 от 18.08.2008 г.
11 пос. Кольцово Новосибирская область Указ Президента РФ №45 от 17.01.2003 г.
12 г. Мичуринск Тамбовская область Указ Президента РФ № 1306 от 04.11.2003 г.
13 г. Троицк г. Москва Постановление Правительства РФ № 52 от 29.01.2007г. (продление Постановление Правительства РФ №895 от 07.09.2012 г.)
14 г. Петергоф г. Санкт-Петербург Постановление Правительства РФ № 449 от 23.07.2005г. (статус в 2010 году не продлен)

*Городам Присвоенным статусом Постановления Правительства имеет срочный характер и присваивается на определенный срок.

 

Одна из целей в приобретении муниципальным образованием статуса наукограда – возможность получения дополнительного финансирования программ научно-производственного комплекса наукограда. В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О статусе наукограда Российской Федерации» [8] присвоение статуса наукограда является основанием предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам наукоградов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации [5].

Наукограды призваны быть опорными точками развития приоритетных направлений науки и техники. В наукоградах проживает более миллиона человек. (Данные представлены в таблице 2). В наукограде государство поддерживает определенную территорию и гарантирует востребованность научной продукции, что нужно не столько данному муниципальному образованию, а всей стране в целом.

 

Таблица 2 — Численность постоянного населения муниципальных образований, имеющих статус наукограда РФ по состоянию на 1 января 2016г.

Наименование муниципального образования Численность постоянного населения, тыс.чел.
1 г. Бийск 213,6
2 г. Обнинск 110,4
3 г. Дубна 74,8
4 г. Жуковский 108,4
5 г. Королев 220,9
6 г. Протвино 37,3
7 г. Пущино 20,3
8 г. Реутов 96,6
9 г. Фрязино 59,8
10 г. Черноголовка 21,8
11 пос. Кольцово 15,5
12 г. Мичуринск 94,7
13 г. Троицк 53,5
  Итого 1 127,6

 

Перед наукоградами поставлены две основные задачи:

  • развитие научных организаций, расположенных на территории наукограда;
  • создание социальной среды и условий проживание научных кадров.

 

Роль государства и городского самоуправления в наукоградах

Управление наукой остается прерогативой государства (Российской академии наук). Правительство РФ определяет приоритетные направления научной и инновационной деятельности наукограда, а также программу развития города в качестве наукограда, где применяется территориальный, а не отраслевой подход к управлению [1].

Городское самоуправление создает условия для развития научного творчества, поддерживает на должном уровне социальную сферу. Для финансирования конкретных проектов заключаются соглашения.

В соответствии с Федеральным законом [9] план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда или сохранение такого статуса, должен включать в себя мероприятия, способствующие:

1) развитию научно-производственного комплекса наукограда, в том числе малых и средних предприятий

2) реализации инновационных проектов, направленных на создание и развитие производства высокотехнологичной промышленной продукции и (или) инновационных товаров и услуг в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации (Приоритетные направления утверждены Указом Президента РФ [7]).

Стоит отметить, что в стратегии развития наукоградов огромную роль играет социальная сфера, рынок труда и человеческого капитала [4].

 

Объем межбюджетных трансфертов, направленные из федерального бюджета наукоградам

Рис .1 — Объем межбюджетных трансфертов, направленные из федерального бюджета наукоградам (тыс. руб.)

 

На рис 1. представлена динамика мер государственной поддержки для развития наукоградов. Из рисунка видно, что до 2010 года меры поддержки имели тенденцию на увеличение. В 2010 году Правительством было принято решение о снижение общей величины межбюджетных трансфертов до величины чуть больше 500 млн. руб. Меры поддержки направлены на завершение мероприятий в рамках комплексных программ развития.

 

Динамика изменения общих объемов доходов наукоградов

Рис. 2 — Динамика изменения общих объемов доходов наукоградов

 

В тоже время анализ увеличения собственных налоговых и не налоговых доходов показывает, что с 2013 года происходит постепенное увеличение доходной части бюджета. Этому способствовало две основные причины – увеличение программ финансирования науки, а также создание дополнительных высокотехнологичных рабочих мест в рамках поддержки наукоградов. Необходимо также отметить, что доля мер поддержки наукоградов в объёмах собственной доходной части бюджета незначительно превышает 5 % и за пять лет снизилась с 5,3 до 3,5 %, что свидетельствует о несущественной мере поддержки. На рис. 2 представлены общие доходы бюджетов и собственные доходы. Как видно из рисунка собственные доходы составляют около половины доходов. К сожалению, общие показатели дохода бюджета не раскрывают полную картину состояния бюджетов городов. Картину искажают переданные полномочия субъектов, межбюджетных трансферу от субъекта, а также дотации на выравнивание, различные проценты отчислений налогов регионов. Но тем не менее основные тенденции показывают на то, что налоговая база в целом за годы поддержки значительно увеличилась и позволила удержать падение налоговой базы и в последующем ее увеличить. Можно сделать вывод, что меры государственной поддержки наукоградов выполнили свою задачу, оказались эффективными. Они позволили удержать научные кадры на территориях и создать задел для дальнейшего формирования современного социального облика и условий комфортного проживания в муниципальном образовании. Но в настоящий момент перед наукоградами стоят другие вызовы, направленные на развитие дополнительных мер совершенствования развития науки и наукоемких производств [3].

 

Территории интенсивного научно-технологического развития: новое понятие и новые требования к качеству городской среды

В настоящее время меры по поддержке локальных территориальных образований, в которых развиваются исследования и разработки, могут претерпеть существенные изменения. Разработаны предложения по территориальному распределению исследований и разработок в России, которые нашли отражение в проекте Указа Президента РФ «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период» (Подготовлен Минобрнауки России 21.06.2016г.) [6]. В данном проекте Указа вводится понятие территорий интенсивного научно-технологического развития — глобально конкурентоспособных быстрорастущих агломераций с выраженной специализацией и сверхвысокой концентрацией исследований и разработок, производств, включая:

  • развитие высокотехнологичного предпринимательства, пространственной и социальной инфраструктуры вокруг «центров превосходства»;
  • создание новых нормативно-правовых и организационных механизмов управления на таких территориях;
  • формирование системы коммуникаций агломераций с другими регионами России в части трансфера разработанных технологий, продуктов и услуг;
  • реализацию мероприятий, обеспечивающих брэндинг территорий на национальном и глобальном рынках.

Мировые тренды территорий интенсивного научно-технологического развития нацелены на привлечение креативных и высококвалифицированных кадров и как следствие, создания современного пространственного развития и социальной среды [2]:

  • Новые стандарты градостроительного проектирования.
  • Развитие городской инфраструктуры на основе инновационных технологий.
  • Опережающее развитие городской среды с ориентацией на возрастающие потребности креативного класса.

Новые требования к качеству городской среды территорий интенсивного научно-технологического развития в соответствии ценностным ожиданиям креативного класса, в том числе, за счет внедрения новейших технологических разработок во все сферы городского хозяйства:

  • расширение доступа и повышение качества информационных и коммуникационных технологий;
  • продвижение рационального использования ресурсов и внедрение энергоэффективных технологий;
  • развитие новых форм организации городского пространства и повышение комфортности проживания;
  • поощрение устойчивого развития транспорта и устранение узких мест в ключевых сетевых инфраструктурах.

По задумке авторов закона одной из ключевых задача мер государственной поддержки наукоградов на современном этапе – создание условий для привлечения научных кадров для исследований и научных разработок, путем преобразования городской инженерной и социальной среды в современную и соответствующую потребностям научной элиты. Но в тоже время, период перед государством стоят другие вызовы: импортозамещение, как альтернатива санкциям и создание инновационной высоко-технологичной продукции для диверсификации экономики и выхода на глобальные рынки.

 

Выводы

Государство совместно с региональными властями должно сформировать обновленную стратегию развития наукоградов с применением принципов умной специализации как центров превосходства, оценив точки инвестиционной привлекательности (трудовые ресурсы, технологии, налоговые и неналоговые преференции), включающую в себя модель научно технологического лидерства территории:

  • Создание центров научно-технологического лидерства (превосходства) в наукоградах.
  • Развитие научно-технологического предпринимательства: включающее создание инновационной экосистемы с использованием всех инструментов финансирования в том числе и через институты развития ( корпоративные венчурные фонды, корпорация МСП,ФИОП, РВК, Фонд Сколково, Фонд содействия инновациям), формированием особой институциональной среды с учетом мер государственной поддержки (инновационные кластеры, особые экономические зоны, территории опережающего социально экономического развития, налоговые льготы и субсидии, стимулирование спроса на инновационную продукцию в рамках госзаказа) и инфраструктурных мер государственной поддержки малого инновационного бизнеса (технопарки, промышленные парки, бизнес-инкубаторы, инжиниринговые центры, центры трансфера технологий, наноцентры).
  • Кадровое обеспечение научно-технологического лидерства (направление развитие высшей школы в сторону технологического предпринимательства, развитие механизмов СПО и прикладного бакалавриата, центры молодежного инновационного творчества, детские технопарки (кванториумы АСИ), коворкинг зоны, центры робототехники и т.д.).
  • Формирование благоприятной социокультурной среды.
  • Формирование благоприятной среды для привлечения зарубежных инвестиций (участие в международных технологических платформах, участие в рамочных программах ЕС, сетевые формы сотрудничества в рамках БРИКС и ЕАЭС, создание совместных R&D центров на базе вузов и научных учреждений).

 

Библиографический список:

  1. Белякова Г.Я., Конкурентоспособность региональной экономики: концепция опережающего развития, диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук, 2001 г., стр.312.
  2. Копыченко Г. С., Пространственное развитие и градостроительная политика на территориях интенсивного научно-технологического развития//Конференция для кластеров и наукоградов, ИСИЭЗ НИУ Высшая школа экономики.,05.07.2016г.
  3. Кузнецов Е.Б., Территориальная организация исследований, разработок, производств// Конференция для кластеров и наукоградов, ИСИЭЗ НИУ Высшая школа экономики, Москва, 05.07.2016 г.
  4. Московская А. А., Социальная сфера и рынок труда на территориях науки// Конференция для кластеров и наукоградов, ИСИЭЗ НИУ Высшая школа экономики., 05.07.2016г.
  5. Постановление Правительства РФ от 22.12.2007 № 917 (ред. от 28.12.2010) «Об утверждении Правил предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для осуществления мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации».
  6. Проект Указа Президента РФ «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период» (Подготовлен Минобрнауки России 21.06.2016г.).
  7. Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и перечня критических технологий Российской Федерации».
  8. Федеральный закон от 07.04.1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации».
  9. Федеральный закон от 20.04.2015 г. № 100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации» и Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»» (Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года).

 

References:

  1. Beljakova G.Ja. Competitiveness of the regional economy: the concept of advanced development [Konkurentosposobnost’ regional’noj jekonomiki: koncepcija operezhajushhego razvitija], thesis for the degree of Doctor of Economic Sciences, 2001, p.312.
  2. Kopychenko G. S. Spatial development and urban policies in areas of intense scientific and technological development [Prostranstvennoe razvitie i gradostroitel’naja politika na territorijah intensivnogo nauchno-tehnologicheskogo razvitija]// Conference for clusters and science cities, Higher School of Economics., 05.07.2016.
  3. Kuznecov E.B. Territorial organization of research, development, production [Territorial’naja organizacija issledovanij, razrabotok, proizvodstv]// Conference for clusters and science cities, Higher School of Economics, Moscow, 07.05.2016.
  4. Moskovskaja A. A. Social services and the labor market in the areas of science [Social’naja sfera i rynok truda na territorijah nauki]// Conference for clusters and science cities, Higher School of Economics., 05.07.2016.
  5. Government Decree of 22.12.2007 number 917 (ed. Of 28.12.2010) «On approval of rules of inter-budget transfers from the federal budget for the implementation of measures to promote and support social, engineering and innovation infrastructure of the Russian Federation of science cities [Ob utverzhdenii Pravil predostavlenija mezhbjudzhetnyh transfertov iz federal’nogo bjudzheta dlja osushhestvlenija meroprijatij po razvitiju i podderzhke social’noj, inzhenernoj i innovacionnoj infrastruktury naukogradov Rossijskoj Federacii]».
  6. The draft Presidential Decree «On the Strategy of the Russian Federation scientific and technological development in the long term [O strategii nauchno-tehnologicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na dolgosrochnyj period]» (Prepared by the Ministry of Education of Russia 21.06.2016).
  7. Presidential Decree of July 7, 2011 № 899 «On Approval of the priority directions of development of science, technology and engineering, and the list of critical technologies of the Russian Federation [Ob utverzhdenii prioritetnyh napravlenij razvitija nauki, tehnologij i tehniki i perechnja kriticheskih tehnologij Rossijskoj Federacii]».
  8. Federal Law of 04.07.1999, № 70-FZ «On the Status of City of Science of the Russian Federation [O statuse naukograda Rossijskoj Federacii]».
  9. The Federal Law of 04.20.2015, № 100-FZ «On Amendments to the Federal Law «On the Status of City of Science of the Russian Federation» and the Federal Law «On Science and State Scientific and Technical Policy» [O vnesenii izmenenij v Federal’nyj zakon «O statuse naukograda Rossijskoj Federacii» i Federal’nyj zakon «O nauke i gosudarstvennoj nauchno-tehnicheskoj politike»] (This Federal Law comes into force January 1, 2017).

Еще в рубриках

Экономика инноваций

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *