Главная страница » Публикации » №4 (44) » Характеристика, структура и динамика государственных финансов в Республике Кот-д’Ивуар

Характеристика, структура и динамика государственных финансов в Республике Кот-д’Ивуар

Characteristics, structure and dynamics of public finances in the Republic of Côte d’Ivoire

Авторы

Рузина Елизавета Игоревна
К.э.н., доцент кафедры политической экономии
Российский Университет Дружбы Народов
Ruzina-ei@yandex.ru
Кпакпо Ги
Аспирант кафедры политической экономии Специальность (00.08.01 – Экономическая теория)
Российский Университет Дружбы Народов
guy.kpakpo@yahoo.fr

Аннотация

В статье изучается структура и динамика государственных финансов в Республике Кот-д’Ивуар, описывается важность эффективного функционирования системы государственных расходов и доходов. Отмечают, что, расходы основываются на заработной плате служащих государственно-административных учреждений, инвестиций в экономику и некоторые другие сферы, обслуживании государственного долга, а также то, что, налоги являются главным источником накопления ресурсов. Анализ государственных финансов выявляет основные механизмы сокращения государственного долга и возможности оптимизировать управление государственным долгом. В завершении статьи излагаются способы повышения эффективности системы управления государственными финансами, которые могут быть применены в Республике Кот-д’Ивуар.

Ключевые слова

Государственные финансы, государственные расходы, общественные доходы, государственный долг, бюджетный дефицит, заработная плата, налоги.

Рекомендуемая ссылка

Рузина Елизавета Игоревна , Кпакпо Ги

Характеристика, структура и динамика государственных финансов в Республике Кот-д’Ивуар// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (44). Номер статьи: 4401. Дата публикации: 14.11.2015. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/4401/

Authors

Ruzina Elizaveta Igorevna
Ph.D., assistant professor of political economy
Peoples' Friendship University of Russia
Ruzina-ei@yandex.ru
Kpakpo Guy
Student of economics Speciality (00.08.01 - Economic theory)
Peoples' Friendship University of Russia
guy.kpakpo@yahoo.fr

Abstract

This article deals with the structure and dynamics of public finances in the Republic of Côte d'Ivoire and describes the importance of the efficiency of government expenditure and revenue system. In the analysis we show that the costs are based on staff salaries of public administration institutions, investment in the economy and some other areas, public debt service and that taxes serve as a main source of accumulation. Further, we identify the main public finance mechanisms to reduce public debt and the possibility to strengthen the management of public debt. At the end of the article we outline the ways to improve public financial management system, which can be applied in the Republic of Côte d'Ivoire.

Keywords

Public finance, public expenditure, public revenues, public debt, budget deficit, wages and taxes.

Suggested Citation

Ruzina Elizaveta Igorevna , Kpakpo Guy

Characteristics, structure and dynamics of public finances in the Republic of Côte d'Ivoire// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (44). Art. #4401. Date issued: 14.11.2015. Available at: https://eee-region.ru/article/4401/ 

Print Friendly, PDF & Email

В Республике Кот-д’Ивуар бюджетная система по управлению государственными финансами состоит из доходной и расходной частей (см. Таблица 1). Основная часть статей дохода формируется за счет  прямых и косвенных налогов. Прямые налоги включают в себя:

  1. подоходный налог;
  2. налог на прибыль (в том числе от реализации нефтепродуктов).

Косвенные налоги состоят из экспортно-импортных пошлин и некоторых других видов налогов и сборов.
Доходная часть бюджета пополняется, в том числе, за счет иных поступлений, в частности, стабилизационных резервов, социальных фондов [1].

Основную часть расходов составляют заработная плата служащих государственно-административных учреждений, инвестиций в экономику и некоторые другие сферы, обслуживании государственного долга. Другие статьи расходов – это разного рода субсидирование, социальные цели и др.

С точки зрения обязательств по Союзу, должны соблюдаться критериев конвергенции, установленные в рамках Экономического сообщества стран Западной Африки.

Таблица 1 — Показатели бюджета в Кот-д’Ивуаре в 2013-2017 годы [2].

Показатель Норма 2013 2014 2015 2016 2017
Первый уровень
Первичное базовое сальдо/номинальный ВВП (в %)

≥ 0

-0,8 -0,4 -1,3 -1,3 -2,4
Среднее значение по годовой инфляции (в %)

≤ 3

2,6 0,5 2,3 2,0 2,0
Государственный долг относительно ВВП (в %)

≤ 70

43,8 41,3 37,0 32,4 27,0
Второй уровень
Зарплатная масса/налоговые доходы (в%)

≤ 35

43,4 44,1 45,8 44,0 42,2
Государственные финансовые инвестиции во внутренние ресурсы/налоговые доходы (в %)

≥ 20

27,6 24,9 28,3 34,4 45,9
Внешнее текущее сальдо (без учета грантов) по номинальному ВВП (в %)

≥ -5

-2,4 -2,1 -1,4 -1,3 -2,2
Ставка по налогам (в %)

≥ 17

15,7 15,6 15,3 15,1 14,9

Базовое сальдо бюджета с учетом номинального ВВП составляло -0,7% в 2013 году, что ниже нормы, установленной Союзом (выше или равное нолю). Такой показатель вызван сильным повышением инвестиционных расходов для оживления экономики вследствие послевыборного кризиса. Этот показатель улучшился до -0,4 % в 2014 году, но в период 2014-2017 гг. ожидается снова снижение, вследствие применения мер Национального плана развития и пересчета зарплатой массы.

Ежегодный средний уровень инфляции составил 2,6 % в 2013 году, что соответствует норме, установленной Союзом (ниже или равный 3 %). Предполагается, что меры по сдерживанию роста цен продолжатся в период 2014-2017 гг. и будут использованы рычаги борьбы против дороговизны жизни.

Общая сумма государственного долга, отраженная в ВВП, изменилась с 73,0 % от ВВП в 2011 году до 49,0 % в 2012 году, благодаря уменьшению долга, что позволило соблюдать критерий (ниже 70 %) конвергенции. В 2013 году он равнялся 43,8%.

Внедрение новой политики в отношении государственного долга, по прогнозам, позволит значительно сократить этот показатель. Он сможет понизиться с 41,3 % в 2014 году до 21,2 % в 2017 году.

С 2012 года был принят ряд мер от накопления новых внутренних и внешних задолженностей. Эти меры будут продолжены в период 2015-2017 гг.

Показатель общей суммы заработной платы относительно налоговых сборов поднялся до 43,1 % в 2013 году и превысил норму, установленную Союзом на уровне 35 %. Этот показатель, скорее всего, останется таким же на весь период 2014-2017 гг., вследствие применения мер по пересчету заработной платы служащих и государственных чиновников, а также вследствие набора персонала в социальный сектор, что связано со стратегией контроля над общей суммой заработной платы. Однако ожидается постепенное снижение этого показателя, начиная с 2015 года. Норма, установленная Союзом, составляет 20 %, и соотносится с показателями по государственным инвестициям внутри экономики страны и налоговыми сборами. Норма была соблюдена в 2013 году (25,7 %). Эта тенденция будет поддержана в период 2014-2017 гг., показатель изменится от 24,9 % в 2014 году до 46,3 % в 2017 году. Это достижение связано с продолжением реализации проектов инвестиций, финансирующих в большей степени внутренние проекты.

Текущий показатель сальдо по внешним операциям в процентах к ВВП, без учета государственных трансфертов, который, согласно норме, установленной Союзом должен — 5 %, составил -1,8 % в 2013 году. Норма может соблюдаться на протяжении всего периода 2014-2017 гг.

Норма, установленная Союзом, относительно  налоговых сборов и составившая 17 %, не была соблюдена в 2013 году (15,7 %). Уровень налогового гнета может повыситься в период 2014-2017 гг. и составить 14,9 % вследствие развития аграрного сектора, который облагается низкими налогами, положений кодексов (Кодекс об инвестициях и Горный кодекс) и понижения международного курса на сырье.

Однако, анализ критериев конвергенции позволяет нам сделать некоторые комментарии. Необходимо понимать, что бюджет (государственные финансы) – это опора суверенитета государства и, в частности, Кот-д’Ивуара. К тому же, согласно статье 16 Устава Центрального банка государств Западной Африки (ЦБ ЗА), государства-члены Союза не имеют доступа к средствам для финансирования дефицита бюджета. Раньше государственное казначейство каждой страны при наличии 20% роста государственных доходов по отношению к истекшему году могло получить валютное финансирование для погашения дефицита бюджета, что и начали делать все развитые государства после финансового кризиса в США. Критерии конвергенции говорят о том, что бюджет должен быть сбалансированным, то есть доходы бюджета должны быть равными или превосходящими расходы. Важно подчеркнуть, что такого положения дел нет ни в одной стране мира. В зоне евро допускается дефицит бюджета меньший или равный 3% от ВВП, но этого нет ни в одном из государств-участников. Тем не менее в нашей зоне критерий конвергенции устанавливает сальдо бюджета равное или превосходящее 0, то есть запрещено иметь дефицит бюджета. Отсюда следует, что дефицит бюджета менее 1,5% от ВВП налагает на государство соответствующие меры, позволяющие обязать Кот-д’Ивуар или другие государства валютного союза скоординировать или урегулировать бюджетную политику таким образом, чтобы избежать нежелательных последствий.

В этом контексте факт обращения африканских государств за постоянными внешними займами не способствует глобальному улучшению уровня жизни населения. Даже напротив, государства находятся под давлением внешнего долга, по которому взяли на себя дополнительные обязательства. Из этого следует, что цель показателя уровня долга должна состоять в том, чтобы избежать ситуации, когда долг государства-члена Валютного союза станет невозможным погасить. Ввиду такой реальности обращение к внешним займам должно быть значительно снижено и вовсе не рекомендуется. Таким образом, мы считаем, что объем внешнего долга Кот-д’Ивуара не должен превышать 30% объема произведенных государством благ, то есть внутреннего валового продукта (ВВП). Другими словами, соотношение внешнего долга и ВВП должно быть строго ниже 30% (ниже 60% — для государств-членов ЕС).

Структура бюджета Республики  включает доходы и расходы. В доходную часть входят налоги, неналоговые доходы и безвозмездные отчисления. Налоги составляют наиболее весомую часть всех доходов бюджета.

Для понимания этой специфики необходимо подробно проанализировать функционирование налоговой системы, которая является инструментом финансового перераспределения общественного продукта. В Республике Кот-д’Ивуар, как и во всех странах, налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в виде надбавки на цену товаров или тарифа на услуги и оплачиваются потребителями.

Таблица 2 — Динамика и структура государственных доходов (в 2000-2013 гг., в % от государственных доходов). [3]

Годы 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Налоговые доходы 84,80 84,87 85,69 84,92 81,98 79,89 84,43 78,45 75,29 76,34 84,48 73,66 72,76 73,89
Неналоговые
Доходы
12,56 12,20 11,50 11,55 13 14,06 13,63 18,67 15,91 10,32 10,85 24,42 24,14 18,50

Динамика и структура налоговых доходов отражена в таблице. Налоги играют важную роль в экономике Кот-д’Ивуара. Изучая статистические данные можно отметить, что поступление налогов  увеличивается с небольшими колебаниями.

Несмотря на увеличение государственных доходов, которые достигли 2992,04 миллиардов франков КФА (с 1270,60 миллиардами франков КФА в 2000 году до  2992,04 миллиардов франков КФА в 2013 году), что на 370,58 миллиардов франк КФА ниже по сравнению с предыдущим годом.

В развивающихся странах, в том числе в Республике Кот-д’Ивуар, где государственный сектор является малорентабельным, а прочие источники накопления развиты слабо или неэффективны, налоги выступают в качестве главного источника накопления. Государство использует эти ресурсы для капиталовложений и покрытия своих расходов.

Помимо этого, существует проблема недостаточной «собираемости» налогов и эффективного управления ими.

Сбором налогов занимается Главное налоговое управление, Главное таможенное управление, а также Финансовый отдел. Главное налоговое управление в установленном порядке осуществляет учет поступающих доходов, их распределение между бюджетами, а также перечисление на единые счета соответствующих бюджетов.

Доходы бюджета делятся на следующие виды:

  1. налоговые доходы (80,10%);
  2. неналоговые доходы (15,09%);
  3. безвозмездные поступления, безвозвратные отчисления (4,81%).

В структуре доходов, налоговые доходы занимают первое место, а второе и третье – неналоговые доходы и безвозвратные доходы: 15,09% и 4,81%. Доля налоговых доходов составляет в среднем 80,10%. Рассматривая распределение доходов в Республике Кот-д’Ивуара, можно отметить следующее. В настоящее время, по данным о государственных доходах за 2013 г., налоговые доходы являются для Кот-д’Ивуара особыми ресурсами.

Как было сказано выше,  государственные финансы во многом зависят от налоговых доходов (см. таблицу).

Предполагается, что государственные бюджеты на протяжении периода 2015 – 2017 гг. будут финансироваться, главным образом из внутренних ресурсов, в среднем составляющих 83, 9% всей совокупности имеющихся ресурсов.

Доходы от налоговых поступлений, составляющие 69, 9% внутренних ресурсов, планировалось получить в результате консолидации  новых принятых мер и усиленной борьбы с налоговыми преступлениями.  Доходы, в основном, состоят из:

  • налога на промышленную и коммерческую прибыль (без учета доходов от добычи нефти) – составляет 10, 5 % налоговых сборов. Этот вид дохода, по прогнозам,  должен вырасти на 16, 5%, с 238, 3 миллиардов в 2014 году до 277, 5 миллиардов в 2015 году. Этот рост связан исключительно с правильным управлением экономической деятельностью в 2014 году, с мерами, предпринятыми государственными службами по борьбе с мошенничеством, с созданием Центров, контролирующих деятельность средних компаний, а также с расширением базы налогообложения в контексте политики развития частного сектора. В 2016 и 2017 годах налог должен составить соответственно 313, 6 миллиардов и 361,3 миллиарда.
  • налога на прибыль и на зарплаты должен принести соответственно 380, 1 миллиарда, 423 миллиарда и 467,9 миллиардов в 2015, 2016 и 2017 годах, учитывая средний рост налога на 11% на протяжении заданного периода. Такие прогнозы основываются на улучшении состояния рынка занятости, пересчете заработной платы, повышении МРОП, а также на продолжении работы по покрытию задолженности и усилению контроля (налогового и административного);
  • НДС, который, по прогнозам должен составить 291,6 миллиардов в 2015 году, 335,1 миллиард в 2016 году и 388,4 миллиардов в 2017 году, учитывая благоприятную экономическую тенденцию, подъем экономики, ожидаемый вследствие объемов потребления и усиления налогового контроля, рациональное управление налоговыми льготами и расширением базы налогообложения;
  • регистрационные сборы и марки, предположительная стоимость которых будет равняться 111,7 миллиардов в 2015 году, 130,1 миллиардов в 2016 году и 129, 2 миллиардов в 2017 году, за счет повышения стоимости регистрационного сбора, возрастающего с 1,28% до 3% и повышения международного курса на какао. Эти прогнозы включают суммы в 60,0 миллиардов, 73, 2 миллиардов и 64, 6 миллиардов, полученные в результате регистрационных сборов на кофе и какао.
  • доходы от добычи нефти и газы, предположительно составляющие 128,0 миллиардов в 2015 году, 160,8 миллиардов в 2016 году и 125,8 миллиардов в 2017 году;
  • пошлины на телекоммуникации, которые ориентировочно будут составлять 77,0 миллиардов в 2015 году, 85, 4 миллиарда в 2016 году и 100,5 миллиардов в 2017 году. Эти прогнозы составлены с учетом экономического роста, наблюдающегося в сфере телефонной связи, повышения потребления и действий по контролю и борьбе с мошенничеством;
  • пошлины на нефтепродукты, предположительно возрастающие на 8,7% на протяжении периода, что основано на увеличении объемов потребления газойля на 9,1 % и горючего – на 13,8%, соответствующем цене, зарегистрированной в первые два месяца 2014 года. Ожидаемый уровень налогообложения равняется 74, 4 франков КФА/за литр газойля и 216, 1 франк КФА/за литр горючего. Таким образом, в 2015, 2016 и 2017 годах доходы должны составить соответственно 160, 2 миллиардов, 175,9 миллиардов и 192,5 миллиардов;
  • пошлины на общие товары, предположительно должны принести 734,9 миллиардов в 2015 году, 827 миллиардов в 2016 году и 943,2 миллиарда в 2017 году, учитывая ожидаемый рост импорта товаров и услуг (в среднем, на 7,5% за период), усиленную борьбу с мошенничеством и скорость осуществления операций по оформлению на таможне;
  • пошлины на экспорт, предположительно составляющие 368, 2 миллиардов в 2015 году, 348, 2 миллиардов в 2016 году и 348, 2 миллиардов в 2017 году.

Неналоговые доходы должны составить 187 миллиардов в 2015 году относительно 137,3 миллиардов в 2014 году: рост составляет 49, 7 миллиардов, что связано, в основном, с возобновлением действия лицензии на предоставление услуг связи. В 2016 и 2017 годах налоговые доходы ожидаются следующие: 341,4 миллиард и 195,3 миллиардов соответственно. Рост доходов в 2016 году связан с операциями по продаже государственных активов компании «Телеком Кот-д’Ивуар» (на 100,2 миллиардов) и поступлениям от продажи лицензий на осуществление услуг мобильной связи (на 179,5 миллиардов),  вследствие возобновления действия лицензий и принятием в расчет 4G. Понижение доходов в 2017 году связано, главным образом, с уменьшением количества операций по продаже активов, которые в 2017 году принесут 3,3 миллиарда.

Бюджетная политика в 2015-2017 гг. в части расходов направлена на осуществление эффективного управления обязательствами и урегулирование вопроса государственной задолженности с целью освободить существенную маржу в пользу инвестиций. Ожидается, что увеличение инвестиционных расходов позволит Правительству продолжить политику экономического роста, воплощая Национальный план развития, предусматривающий выход страны в список развивающихся стран к 2020 году.

По нашему мнению, ставка по обязательным сборам, близкая к 45% в некоторых западных странах, как, например, во Франции, в Кот-д’Ивуаре не должна превышать 20% от ВВП для поднятия покупательной способности и уровня жизни домохозяйств, предназначенных для оптимизации потребления, что влияет на экономическую стабильность. Совершенно логично, что граждане африканских государств платят налоги и пополняют тем самым государственную казну. При слабой базе налогообложения общая величина налоговых доходов также незначительна. Покупательная способность в Африке, в целом, низкая. Снижение обязательных сборов на доходы домохозяйств должно компенсироваться за счет продажи конечных продуктов, которые компании размещают на рынке свободной конкуренции. Это означает непосредственно то, что африканские компании, ликвидированные по распоряжению Всемирного банка и Международного валютного фонда, должны вернуться на рынок и защищать национальные интересы. Во всех западных странах государства играют экономическую роль. Например, экономический интервенционизм США до и после теракта 11 сентября 2001 года. Аналогичный вывод об экономической роли государства наблюдается в Азии: никто не сомневается в проводимой в Китае политике дирижизма, завоевавшей западные рынки с помощью крупных государственных компаний, осуществляющих строгое управление и действующих в соответствии с правилами частной бухгалтерии. Следовательно, Кот-д’Ивуар должен отказаться от методов, предлагаемых Бреттон-Вудской системой, и создать собственные государственные компании, с централизованным жестким управлением, чтобы способствовать получению прибыли, существенно необходимой для эффективной работы касс Государственного Казначейства.

Динамика государственных расходов в Республике Кот-д’Ивуара в 2010-2016 гг.
Рисунок 1 — Динамика государственных расходов в Республике Кот-д’Ивуара в 2010-2016  гг. (в % от ВВП). [4]

Как видно из рисунка, отмечается увеличение государственных расходов, с 21,70% от ВВП в 2010 году до 24,90% от ВВП в 2016 году.

Первичный базовый дефицит в 0,1% от ВВП относительно 0,2% от 2013 году, и общий дефицит снизился с 2,7%  от ВВП в 2013 году до 2,3% в 2014 году. Этот дефицит будет компенсироваться за счет капитала на региональном рынке (2,3% от ВВП в 2014 году против 2,4% в 2013 году) и чистого внешнего финансирования (0,4% от ВВП в 2014 году против 0,7% в 2013 году). Несколько ограничительный курс налогово-бюджетной политики в 2014 году связан с консервативными тенденциями относительно дополнительного финансирования, присутствующими на региональном рынке, и  с решением консервативного правительства о создании Закона о государственном бюджете, основанном на рассмотрении вопроса об осуществленных государственных займах. Законопроект также будет рассматривать вопросы дополнительных финансовых ресурсов.

Распределение зарплатой массы по функциональному критерию в 2014-2017 гг.
Рисунок 2 — Распределение зарплатой массы по функциональному критерию в 2014-2017 гг.
[5]

Прогнозы относительно зарплатной массы в 2015-2017 гг. следующие: 1347,3 миллиардов, 1426,7 миллиардов и 1499,4 миллиардов соответственно, что составляет 43,9% налоговых доходов за указанный период, в то время как норма, установленная Союзом равна 35%. Отмечают, что показатель по заработной плате/налоговым доходам остается выше 35% на протяжении всего исследуемого периода. Такая ситуация объясняется важностью кадровых ресурсов государственной службы.

С точки зрения расходов трудоспособного населения, в частности на протяжении последнего десятилетия, Правительство приняло стратегию контроля зарплатой массы, соответствующую новым направлениям развития, которые не вошли в Национальный план развития. Эта стратегия должна обеспечить соблюдение нормы, установленной Союзом в последующие годы.

Прогнозы по расходам служащих учитывают следующие аспекты:

  • восстановление системы продвижения по службе в отношении сотрудников;
  • возобновление системы продвижения по службе каждый два года;
  • корректировка ставки по взносам работодателей  с 19 % до 16,67 %;
  • набор персонала для работы в ключевых секторах, таких как воспитание и здоровье;
  • оптимизация управления работниками.

Таблица 3 — Изменение величины государственного долга в 2014-2017 гг. (в миллиардах франков КФА). [6]

Показатель 2014 2015 2016 2017
Государственный долг 6859,40 5667,40 4934,60 4290,80
Внешний долг 4036,30 3775,10 3490,80 3164,90
Внутренний долг 2821,10 1892,30 1443,80 1125,90
Величина долга (в % от ВВП) 40% 30% 23% 18%
ВВП 17040 19179,00 21508,70 23925,00

Необходимо понимать, что внешний государственный долг образуется в результате необходимости осуществлять проекты. Проблема государственного долга в Кот-д’Ивуаре обусловлена тем, что заемные средства не использовались для реализации проектов, способных дать свои плоды в перспективе. Государственный долг представляет собой проблему, поскольку вырос из престижных, но нерентабельных проектов. По нашему мнению, эффективным является долг, который берется на инвестиции и приносит дополнительный доход для возмещения взятых средств. Однако, в случае Кот-д’Ивуара отмечают, что долг повышается из-за низкой рентабельности, и очень часто его погашение требует повышения налогов. При таких обстоятельствах долг нельзя считать эффективным, поскольку государство «утопает» в долгах, а обеспечивает погашение этих долгов – население.

Внешний долг на период 2014-2017 гг. состоит в большей степени из сумм к оплате по Договору C2D и коммерческого долга перед держателями облигаций со сроком погашения к 2032 году, чья процентная ставка весьма изменчива. Внутренний долг  — долги рынка, включающие кратко-, средне- и долгосрочные обязательства.

В период 2014-2017 гг. Правительство планирует выйти на уровень задолженности, соответствующий политике погашения долга, определенной в стратегии управления государственным долгом, принятой в декабре 2013 года. Основной целью Стратегии управления долгом в среднесрочной перспективе (SDMT) является удовлетворение потребностей государства в финансировании и соблюдение обязательств по выплате наименьшей цены в долгосрочной перспективе, принимая во внимание и контролируя возникающие риски. Для этого в 2014 году Казначейство Кот-д’Ивуара решило сохранить ритм и тенденцию выпуска ценных бумаг на валютных и финансовых рынках, способствуя эффективному финансированию проектов по развитию. Однако, как и прежде, будут использоваться ценные бумаги с длительным сроком погашения. Вследствие увеличения частоты и уровня выпуска бумаг другими государствами Союза, пространство для действий в контексте сбора средств на внутреннем рынке будет все сильнее сужаться.

Положительные перспективы не означают отсутствие вызовов, которые необходимо принять. ВВП на каждого жителя в действительности остается ниже уровня 2000 года. Приоритет заключается в поддержании стабильного и общего экономического роста, отвечающего потребностям молодого и трудоспособного населения. Предстоит повысить конкурентоспособность страны. Препятствия известны: дорожные службы и таможенные процедуры с малой проходимостью, сложная налоговая система (62 вида налогов по сравнению с 36 в среднем по Африке, согласно докладу 2014 года Paying Taxes). Рабочая сила остается малоприспособленной к потребностям компаний, в то время как финансовый сектор, при своей сверхликвидности, оказывается малоактивным в доступе к финансированию малых и средних предприятий – повторяющиеся проблемы. Чтобы избежать нового роста цен на товары, особенно на продовольственные продукты, необходимы скоординированные действия правительства и различных экономических акторов. Политическая жизнь стабилизировалась после окончания поствыборного кризиса 2010-2011 годов, но следует еще предпринять усилия по национальному примирению и сплоченности нации. Диалог республиканцев с оппозицией был начат властями и сопровождался предложением мер по примирению.

И, действительно, страна располагает большим потенциалом природных и человеческих ресурсов, инфраструктурой в рамках своего региона. В значимых сферах для потенциального развития региона остается изучить возможности для индустриализации. В рамках этого представляется, что ведущую роль сыграет целевая политика по оптимизации деятельности малых и средних предприятий. Речь идет о решении проблемы их финансирования и способности ими управлять.

Список литературы

  1. Токарева З. И. Кот-д’Ивуар: справочник. – Москва: Издательская фирма «Научная литература», 2006. — С. 224 — ISBN: 5-02-018449-7.
  2. [Электронный ресурс] // Программа бюджета и экономическое планирование в 2015 – 2017 годы. Режим доступа: http://www.budget.gouv.ci/assets/files/budget/budget-2015/document-de-programmation-budgetaire-et-economique-pluriannuelle-(2015-2017).pdf
  3. [Электронный ресурс] // База статистических данных Министерства экономики и финансов. — 2013. Режим доступа: http: http://edenpub.bceao.int/rapport.php
  4. [Электронный ресурс] // Финансовый сектор. Государственные финансы. – 2016. Режим доступа: http://knoema.fr/atlas/C%c3%b4te dIvoire/topics/%c3%89conomie/Secteur-financier-Finances-publiques-g%c3%a9n%c3%a9rales/D%c3%a9pense-totale-percent-du-PIB
  5. [Электронный ресурс] // Публикации. – 2013. Режим доступа: http://www.bceao.int/-Publications-.html
  6. [Электронный ресурс]  // Взгляд на Африку. Статистические данные. – 2015. Режим доступа: http://www.africaneconomicoutlook.org/fr/statistiques/ (2015)
  7. [Электронный ресурс] // Государственные финансы. – 2015. Режим доступа: http://www.finances.gouv.ci/

References

  1. Tokareva Z. I. Côte d’Ivoire: a handbook. – Moskva: Izdatel’skaja firma «Nauchnaja literatura», 2006. — S. 224 — ISBN: 5-02-018449-7.
  2. [Electronic resource] // Programma bjudzheta i jekonomicheskoe planirovanie v 2015 – 2017 gody. Access mode: http://www.budget.gouv.ci/assets/files/budget/budget-2015/document-de-programmation-budgetaire-et-economique-pluriannuelle-(2015-2017).pdf
  3. [Electronic resource] // Baza statisticheskih dannyh Ministerstva jekonomiki i finansov. — 2013. Access mode: http: http://edenpub.bceao.int/rapport.php
  4. [Electronic resource] // Finansovyj sektor. Gosudarstvennye finansy. – 2016. Access mode: http://knoema.fr/atlas/C%c3%b4te dIvoire/topics/%c3%89conomie/Secteur-financier-Finances-publiques-g%c3%a9n%c3%a9rales/D%c3%a9pense-totale-percent-du-PIB
  5. [Electronic resource] // Publikacii. – 2013. Access mode: http://www.bceao.int/-Publications-.html
  6. [Electronic resource] // Vzgljad na Afriku. Statisticheskie dannye. – 2015. Access mode: http://www.africaneconomicoutlook.org/fr/statistiques/ (2015)
  7. [Electronic resource] // Gosudarstvennye finansy. – 2015. Access mode: http://www.finances.gouv.ci/

Еще в рубриках

Финансы регионов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *