Главная страница » Публикации » №1 (33) » Особенности развития страхового рынка Украины и задачи государственного регулирования в посткризисный период

Особенности развития страхового рынка Украины и задачи государственного регулирования в посткризисный период

Features of the insurance market in Ukraine and the problems of state regulation in post-crisis period

Авторы

Русул Любовь Васильевна
ассистент кафедры денежного обращения и кредита
Украина, Буковинский государственный финансово - экономического университет
lio.rusul@mail.ru

Аннотация

Рассмотрены основные аспекты развития страхового рынка в посткризисных условиях развития экономики. Проанализированы основные показатели деятельности страхового рынка и их динамику, определены основные драйверы развития. Предложены пути дальнейшего развития рынка страховых услуг Украины, принятия Стратегии развития страхового дела и необходимость создания государственной перестраховочной компании.

Ключевые слова

страховой рынок, страховые премии, страховые выплаты, перестраховочная компания, страховые услуги

Рекомендуемая ссылка

Русул Любовь Васильевна

Особенности развития страхового рынка Украины и задачи государственного регулирования в посткризисный период// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (33). Номер статьи: 3307. Дата публикации: 26.01.2013. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/3307/

Authors

Rusul Liubov Vasilevna
assistant of monetary
Ukraine, Bukovina State Financial - Economic University
lio.rusul@mail.ru

Abstract

The main aspects of the insurance market in the post-crisis economic recession. The basic performance of the insurance market and its dynamics, identifies the key drivers of development. The ways of further development of the insurance market of Ukraine and adopting strategies of the insurance business and the need for a state reinsurance company.

Keywords

insurance market, insurance premiums, insurance premiums, reinsurance company, insurance services

Suggested Citation

Rusul Liubov Vasilevna

Features of the insurance market in Ukraine and the problems of state regulation in post-crisis period// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (33). Art. #3307. Date issued: 26.01.2013. Available at: https://eee-region.ru/article/3307/ 

Print Friendly, PDF & Email

Страхование сегодня является одним из секторов экономики Украины, которое наиболее динамично развивается, благодаря растущему объему классического рынка с колоссальным инвестиционным потенциалом. Анализируя динамику финансовых показателей страховых рынков за пятилетний период, что предшествовало финансовому кризису, следует отметить, что объем премий в мире прямого страхования постоянно ростет где-то на 8% ежегодно. Отечественный рынок страхования в течение последних двух лет имел общую тенденцию к постепенному возрождению и наращивание показателей, до уровня тех, которые были в предкризисный период. Но перед страховым рынком сегодня стоят новые важные задачи не только достижение показателей 2007-2008 годов, но и их увеличение, наращивание инвестиционного потенциала, выполнения социальной функции через призму развития страхования жизни. Но без поддержки государства, эффективного влияния основных инструментов регуляторной политики на развитие рынка страховых услуг, поставленных задач не достичь.

Эффективное развитие страхового рынка приведет к уменьшению нагрузки на социальный бюджет страны в целом. В связи с этим роль государства на рынке страхования имеет важное значение. Учитывая кризисные условия развития экономики, роль государства, научных разработок растет, ведь страховой рынок требует новых методов и подходов исследования и развития.

До начала кризисных условий развития мировой экономики отмечались довольно быстрые темпы ее роста, а в частности рынка. Если рассмотреть страховой рынок, то стремительное развитие сопровождался повышением платежеспособности населения, развитием кредитных отношений, разработкой новых страховых продуктов. Учитывая постепенное восстановление страхового рынка Украины, роль государства по поддержке страхового дела очень важна, ведь с их помощью часть функций социального характера выполняют страховые компании. Основной задачей работы является анализ развития страхового рынка, исследование основных факторов, влияющих на его развитие.

Рынок страховых услуг остается самым капитализированным среди других небанковских финансовых рынков. Общее количество страховых компаний по состоянию на 30.09.2012 составляла 448, в том числе СК «life» — 64 компании, СК «non-life» — 384 компании, (на 30.09.2011 — 445 компаний, в том числе СК «life» — 65 компаний, СК «non-life» — 380 компаний) [4]. Для детального исследования развития страхового рынка проанализируем показатели поступления страховых премий и выплат страховых возмещений. По сравнению с 9 месяцами 2011 года на 629,0 млн. грн. (3,8%) уменьшился объем поступлений страховых премий, объем чистых страховых премий увеличился на 2 277,4 млн. грн. (18,0%). Удельный вес чистых страховых премий в валовых страховых премиях за 9 месяцев 2012 года составила 94,4%, что на 17,5 п.п. больше по сравнению с соответствующим периодом 2011 года. Основным фактором уменьшения валовых страховых премий по сравнению с 9 месяцев 2011 года стало уменьшение объема валовых страховых премий, в частности, по таким видам страхования, как: страхование имущества; страхование финансовых рисков; страхование от огневых рисков и рисков стихийных явлений. Однако, по сравнению с 9 месяцами 2011 года, вырос объем страховых премий по таким видам страхования, как: обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) (увеличение валовых страховых платежей на 172,1 млн. грн. ( 10,2%)); страхование жизни (увеличение валовых страховых премий на 318,8 млн. грн. (35,4%)). Основным фактором уменьшения валовых страховых премий при одновременном увеличении чистых страховых премий является значительное уменьшение объемов исходящего перестрахования внутри страны (по сравнению с аналогичным периодом 2011 года доля исходящего перестрахования в валовых страховых премиях уменьшилась с 28,6% до 12,5%) и соответствующий рост доли прямого страхования физических и юридических лиц [5]. В 2012 году изменилось соотношение между исходным перестрахованием у нерезидентов и внутри страны в пользу первых (55,4% и 44,6% соответственно).

По сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 14,4% увеличились валовые страховые выплаты, объем чистых страховых выплат увеличился на 13,0%. Несмотря на значительное количество компаний, фактически на страховом рынке основную долю страховых премий — 99,4% — аккумулируют 200 СК «non-Life» (44,8% всех СК «non-Life») и 97,7% — 20 СК «Life» (31,3% всех СК «Life»). Украинский страховой рынок конкурентным назвать нельзя, он имеет признаки частично олигополистического [5]. Наибольший прирост чистых страховых премий за 9 месяцев 2012 года в сравнении с аналогичным период 2011 года имел место по таким видам страхования, как страхование ответственности перед третьими лицами, страхование кредитов, страхование жизни, медицинское страхование, страхование медицинских расходов. При этом в одном из системообразующих факторов — автостраховании — наблюдается один из минимальных темпов прироста чистых страховых платежей — 8,5%. При общем росте в исследуемом периоде чистых страховых выплат на 13%, по сравнению с аналогичным периодом 2011 года такой прирост был обеспечен за счет роста чистых страховых выплат по видам страхования медицинских расходов (в 5 раз) и медицинского страхования (+22,5%). В структуре чистых страховых выплат по состоянию на 30.09.2012 года наибольший удельный вес страховых выплат приходится на такие виды страхования, как: автострахование (КАСКО, ОСАГО, «Зеленая карта») — 1 871,4 млн. грн. (или 50%) (по состоянию на 30.09.2011 данный показатель составлял 1 714,8 млн. грн. (или  50%)), доля медицинского страхования (непрерывное страхование здоровья) составляет 653,1 млн. грн. (или 17%) (по состоянию на 30.09.2011 — 533,2 млн. грн. (или 16%); страхование финансовых рисков — 394,3 млн. грн. (или 10%) (по состоянию на 30.09.2011 — 645, 2 млн. грн. (или 19%)). Наряду с показателями поступления страховых премий и выплат страховых возмещений важным является исследование динамики развития общих активов.

По состоянию на 30.09.2012 объем общих активов страховщиков составил 52372 млн. грн., что на 15,7% больше по сравнению с соответствующим показателем по состоянию на 30.09.2011. Величина активов, определенных ст. 31 Закона Украины «О страховании», увеличилась на 68,5%. Структура активов страховых компаний, определенных статьей 31 Закона Украины «О страховании», для представления страховых резервов по состоянию на 30.09.2012 по сравнению с информацией по состоянию на 30.09.2011 имела следующие изменения:

  • на 151,3% увеличился объем активов, разрешенных для представления акциями (или 62,0% от общего объема активов);
  • на 19,3% увеличился объем активов, разрешенных для представления банковским вкладам (депозитам) (или 18,8% от общего объема активов);
  • на 90,1% увеличился объем активов, разрешенных для представления ценными бумагами, которые эмитируются государством (или 5% от общего объема активов);
  • на 44,1% уменьшился объем активов, разрешенных для представления правами требований к перестраховщикам (или 3,0% от общего объема активов)[4].

Проанализированы показатели свидетельствуют о постепенном динамическом развитии рынка страховых услуг, несмотря на изменения в структуре видов страхования, по сравнению с докризисным периодом развития рынка. По итогам 2012 года, считаем, что рост украинского страхового рынка составит 7-10%. Но если в 2011 году страховщиков по большей части вытянул ОСАГО, то в 2012 году драйверы рынка несколько иные.

Первый драйвер — страхование жизни и от несчастных случаев, сопровождающие потребительское кредитование и так называемые кэш-кредиты. Ведь с начала года многие банки ушли в потребительское кредитование в виду стагнации рынка ипотечного кредитования, сжатия автокредитования и ожидания очередной волны кризиса.

Второй драйвер — рост доли медицинского страхования, хотя он в большей степени обусловлен увеличением цены самой услуги, а не притоком клиентов, так как реальный спрос на медицинское страхование пока что очень низок. Но страховщики стремятся получать в сегменте ДМС прибыль, что привело к более жесткому андеррайтингу, оценке рисков и клиентов, которые принимаются на страхование, а также совершенствованию страховых продуктов, отказу от зачастую неоправданных дорогостоящих опций, таких как оздоровление и реабилитация, существенно влияющих на цену ДМС .

Третий драйвер — ОСАГО, ведь возросшие год назад тарифы по прежнему оказывают влияние на динамику этого сегмента, Который по итогам года покажет 9-10% роста. И четвертый фактор — это инфраструктурные проекты, которые были связаны с ЕВРО-2012, и требовали страхования, хотя их объемы и не столь значительны [7].

Поэтому можно считать, что рынок хотя  структурно изменится, но покажет прирост. Среди факторов, влияющих на популярность услуги страхования можно назвать чувствительность потребителей к рискам, потребительскую оценку страхования как эффективного способа борьбы с опасностями и финансовые возможности потребителей (готовность и способность платить за страхование). Деятельность страховщиков непосредственно отражается только на одном из факторов — оценке эффективности страхования. Другие факторы в основном зависят от экономического развития страны. Ситуация по чувствительности населения к рискам в России и Украине подобная. По результатам опроса украинских страховщиков относительно того, чем для них является страхование, 26% респондентов назвало страхования способом получения психологической уверенности, для 37% — это экономически обоснованный способ борьбы с опасностями, для 33% — это пустая трата денег и для 4% — это является стилем жизни. Отношение к страхованию в России аналогичное. Если в Украине 67% населения положительно относится к страхованию, то в России это 69%. С точки зрения клиента страхование пожалуй, в первую очередь, является экономически эффективным инструментом, а деньги, вложенные в страхование, должны возвращаться назад. Анализируя отношения украинского населения к страхованию в зависимости от пользования различными страховыми продуктами, популярность видов, по которым совершается наибольшее количество выплат, на человека, то среди таких продуктов мы видим КАСКО, медицинское страхование и ОСАГО. Наименее привлекателен для украинских граждан страхование домашнего имущества. Несмотря на то, что на развивающихся рынках основными факторами пользования страховыми продуктами является и образование, и возраст, которые напрямую связаны с доходом, то для анализа основным фактором является уровень дохода населения. Как показывают результаты исследования, намерены пользоваться страхованием в Украине  не более 22% граждан. Положительное отношение к страхованию состоит из оценки его экономической эффективности, способности оказать психологическую уверенность в защите от опасностей, а также признание его неотъемлемой частью жизни. В итоге, чем больше компания вкладывает средств в свое развитие, достигая относительно незначительного результата по сборам платежей, тем более осторожным страховщику необходимо быть, чтобы не стать предельно убыточным.

Новые условия развития мировой экономики и отечественной в целом ставит новые требования и к регулятору. Во-первых, ожидается, что правительство наконец-то примет стратегию развития страховой отрасли. Ведь отсутствие утвержденных на государственном уровне целей и ориентиров сейчас во многом сдерживает развитие рынка. Принятие Стратегии должно упрочить роль страхования в экономической политике и сделать его инструментом минимизации рисков не только для граждан и предприятий, но и государства в целом [3]. Во-вторых, в следующем году будет принят закон «О страховании». Сейчас документ находится на финальной стадии редактирования. Осталось всего несколько вопросов, которые требуют дополнительного обсуждения. Один из них — регулирование деятельности страховых посредников, в том числе тех, для которых эта деятельность не является основной.

Другая важная проблема, относительно которой нужно найти компромисс — внедрение инвестиционного и пенсионного страхования. В этом случае поводом для разногласий является конкуренция между разными видами деятельности — пенсионным обеспечением и управлением активами, с одной стороны, и страхованием — с другой [3]. Страховщики жизни сегодня накопили достаточный опыт в организации продаж финансовых услуг клиентам — физическим лицам. Достаточно сказать, что объем резервов страховщиков жизни вдвое больше накоплений НПФ. И это при том, что рынок страхования жизни получил очень серьезный удар в связи с введением ЕСВ. Страховщики жизни уже имеют развитую инфраструктуру, тысячи обученных агентов, разветвленную филиальную сеть и значительный опыт работы с клиентами. Задействовав «мощности» компаний, государство сможет не расходовать  средства на создание системы с нуля и снизить затраты на ее администрирование.

Согласно проекту, к 2018 г. регуляторные нормы, регулирующие платежеспособность, будут базироваться на модели Solvency 1. И только с 2018 года будет осуществлен переход на нормативы Solvency 2, которые сейчас внедряются в ЕС. Закон создаст условия для работы и развития всех компаний. В нем нет предпосылок к тому, чтоб на рынке остались исключительно крупные страховщики, поскольку предусмотренные законопроектом требования к платежеспособности выписаны с соблюдением принципа пропорциональности. Чем больше компания будет брать на себя рисков, тем больше регуляторных норм к ней будет применяться[6]. Следует признать, что роль государства как субъекта страхового дела растет особенно в период замедленного развития экономики. Полный выход государства из состава субъектов страхового дела противоречит страховой политике стран, стремящихся развивать свой страховой рынок, что соответствует политике стран-участников группы BRIC. Так, например, в Китае государству принадлежит 69% рынка страхования «не жизни» и 70% — рынка страхования жизни, государство участвует практически во всех страховых компаниях. Аналогичная ситуация — в Индии. Анализ современного состояния страхового рынка Украины, сложившихся тенденций и проблем его развития, позволяет сделать вывод о необходимости активизации прямого участия государства в функционировании страхового рынка, но не в форме прямого страховщика, а в форме государственной перестраховочной компании (ДПК).

Зарубежный опыт свидетельствует, что проблема низкой капитализации перестраховочного рынка была быстро решена в Китае, когда правительство страны направило из валютных резервов 4 млрд. долларов на капитализацию национального перестраховщика China Re, а затем провела размещение акций компании через фондовый рынок. Этот шаг дал стимул к созданию средних по размеру частных перестраховочных компаний, позволил перенаправить потоки взносов, переданных в перестрахование, на внутренний рынок и привлечь взносы из других мировых страховых рынков. Положительный опыт функционирования ДПК и в Беларуси, где в ноябре 2006 г. был создан перестраховщик Belarus Re с уставным капиталом 20 млн. евро. За 3 года собственный капитал белорусской ДПК вырос до 115 млн. евро. В настоящее время в этой стране действует положение об обязательной регистрации и перестрахования в установленной доле в Belarus Re всех договоров перестрахования с участием белорусских страховщиков и перестраховщиков. В первый год норма перестрахования была 10%, а сейчас уже выросла до 40%. Чистая прибыль Belarus Re за 2008 г. составил 1330 тыс. евро, а в 2009 г. — 2 713 тыс. евро. Государственные перестраховочные компании, работающие с обязательным объемом перестрахования, существуют и в других странах: в Польше «Polish Re», в Словении «Савари», во Франции «SSP» и так далее. Например, Польское перестраховочное общество предлагает участие в различных рискам (транспортное страхование, морское страхование, страхование сельскохозяйственных рисков и от несчастных случаев) до 3 млн. евро [6]. Стоит отметить, что ранее уже выдвигались идеи по созданию в Украине национальной перестраховочной компании.

Разделяя в целом мнение о необходимости создания государственной перестраховочной компании, мы считаем, что она должна быть универсальной, то есть принимать в перестрахование все риски, с которыми работают страховщики. Универсальный характер деятельности ДПК позволит обеспечить ее большую финансовую устойчивость за счет диверсификации рисков.

ДПК должна быть создана в форме открытого акционерного общества с минимальным уставным капиталом не менее 3 млн. евро, сначала полностью сформированным государством. Для координации деятельности Правительство должно создать Консультативный совет, который  возглавит заместитель министра финансов, а в состав совета войдут заместители министра экономики, министра иностранных дел, директор перестраховочной  компании, руководитель нового интеграционного регуляторного органа за финансовым рынком страны. В ближайшем будущем уставный капитал перестраховщика может быть увеличен за счет реинвестирования прибыли или дополнительной эмиссии и привлечения новых участников-акционеров, при условии сохранения контрольного пакета акций в руках государства. Принципом работы ДПК должно быть условие обязательной цессии на уровне 10%, т.е. по каждому договору перестрахования необходимо будет передавать часть риска (как минимум 10%) в ДПК. По мере наращивания собственного капитала ДПК уровень обязательной цессии можно будет повысить до 20-30%. За счет сосредоточения большого объема рисков в одной компании и рациональной передачи их в ретроцессию будет обеспечена устойчивость деятельности ДПК и положительные финансовые результаты деятельности. Положительный эффект от создания ДПК проявится в следующем:

  1. Возрастет емкость национального страхового и перестраховочного рынков, как в целом, так и по отдельным видам рисков.
  2. Увеличится надежность и устойчивость национального страхового рынка.
  3. Повысится конкурентоспособность отечественного перестраховочного рынка, что приведет к росту объема иностранного (входного) бизнеса украинских перестраховщиков.
  4. Сократится объем перестраховочной премии, перечисляемой зарубежным перестраховщикам, то есть уменьшится утечка валюты за границу.
  5. Снизится привлекательность операций неклассического страхования с применением договоров перестрахования, что приведет к сокращению объема псевдострахования.
  6. Инвестиции в создание ДПК будут приносить доход.

Для украинских ДПК в начале деятельности тоже нужно установить максимальную сумму участия в принятых рисках по пропорциональным или непропорциональными договорам, факультативными или облигаторным. Для начала эта сумма может составлять не более 1 млн. евро и может быть увеличена с увеличением собственного капитала компании.

Развитие страхования в условиях глобализации мирового страхового рынка, либерализация международной торговли, концентрация капитала приводят к огромному обострению конкуренции между сильными транснациональными страховщиками. Меняется система государственного страхового надзора, возрастает роль межгосударственных интеграционных соглашений, которые существенно влияют на развитие мирового страхового рынка и создают возможности для трансграничного осуществления операций по страхованию и перестрахованию в огромных объемах. Анализ основных показателей свидетельствует об общем росте страхового рынка. Положительным является постепенное увеличение объема сформированных страховых резервов и увеличения активов страховщиков, достижения надлежащего уровня страховых выплат по основным видам страхования. Итак, перед страховым рынком Украины стоит очень много как проблем так и перспектив, которые требуют решения. Только их эффективное решение позволит страховому рынку выйти на новый уровень развития, на международный уровень. Прежде всего, нужно дальше работать на построение имиджа компаний, разработка эффективной маркетинговой политики. Следует отметить, что современные тенденции рынков страхования и перестрахования в условиях мировой и национальной финансового кризиса отражают институциональную парадигму современной экономики. Это означает, что наряду с экономическими факторами влияния на страховой рынок действует ряд не экономических, в том числе политические, этические, этнические, социальные факторы, определяющие поведение и мотивацию основных субъектов страхового рынка.

Список литературы:

  1. Благодаря работе Нацкомфинуслуг с обращениями граждан, страховщики доплатили за ноябрь-январь еще 1,48 млн.грн. // [www.forinsurer.com].
  2. Гаманкова А. Страховой рынок Украины в глобальном страховом пространстве // Страховое дело. — 2012. — № 2 (46) — С. 8-12
  3. Завада А. 2012-год стал для страхового рынка Украины периодом упущенных возможностей. // [www.forinsurer.com].
  4. Отчет Национальной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг за первое полугодия 2012 г. // [www.dfp.gov.ua].
  5. Годовой отчет Национальной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг за 2011 г. // [www.dfp.gov.ua].
  6. Global insurance review 2010 and autlook 2011/12 // December 2010, Swiss Re
  7. Перетяжко А. Мы ставим перед собой высокую планку роста, и всегда добиваемся более высокого результата. // [www.forinsurer.com].
  8. Филонюк А.Ф. Страховой рынок Украины как объект государственного регулирования // Инвестиции: практика и опыт. — 2009. — № 22. — С. 73-77.

References:

  1. Thanks a slave Natskomfynusluh s treatment of citizens, insurers underpaid for the January-November else 1.48 mln. [www.forinsurer.com].
  2. Gamankova A. Insurance market of Ukraine in the global insurance space [Strakhovoi rynok Ukrainy v globalnom strakhovom prostranstve]. Insurance business. 2012. № 2 (46). pp. 8-12.
  3. Zavada A. 2012-h steel for the insurance market of Ukraine period in upuschennыh opportunity [2012-god stal dlia strakhovogo rynka Ukrainy periodom upushchennykh vozmozhnostei]. www.forinsurer.com
  4. Report of the National Commission for Regulation of Financial Services for the first half 2012. [www.dfp.gov.ua].
  5. Annual Report of the National Commission for Regulation of Financial Services for 2011. [www.dfp.gov.ua].
  6. Global insurance review 2010 and autlook 2011/12. December 2010, Swiss Re.
  7. Peretiazhko A. We set ourselves vыsokuyu bar growth, and always more than dobyvaemsya of high-result [My stavim pered soboi vysokuiu planku rosta, i vsegda dobivaemsia bolee vysokogo rezultata]. [www.forinsurer.com].
  8. Filoniuk A.F. Insurance market of Ukraine as an object of state regulation / A.F. Filonyuk [Strakhovoi rynok Ukrainy kak obekt gosudarstvennogo regulirovaniia]. Investment: Practice and Experience. 2009. № 22. pp. 73-77.

Еще в рубриках

Отраслевая экономика регионов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *