Депрессивный регион: понятие и механизм управления
Depressed regions: the concept and management mechanism
Авторы
Аннотация
Антикризисное управление региональным развитием как система мер по выводу региона из депрессивного состояния, не получило еще достаточного научного обоснования и еще слабо используется в практике. Структурный кризис преодолевается каждым регионом самостоятельно, зачастую без должного учета всей совокупности факторов развития. Решение проблемы требует комплексного подхода. Необходимо построение механизма антикризисного управления депрессивным регионом, основанного на постоянном мониторинге факторов развития региона, для предвидения кризиса, минимизации его последствий и дальнейшего развития.
Ключевые слова
Депрессивный регион, механизм антикризисного управления территорией, региональное развитие, факторы развития региона.
Рекомендуемая ссылка
Депрессивный регион: понятие и механизм управления// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (26). Номер статьи: 2602. Дата публикации: 25.06.2011. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/2602/
Authors
Abstract
Crisis management of regional development as a system of steps to bring the region out of its depression, still has not received sufficient scientific evidence, and yet little used in practice. Overcome the structural crisis of each region independently, often without due regard to all factors of development. Solving the problem requires a comprehensive approach. Necessary to building a crisis management mechanism for depressed regions, based on constant monitoring of the factors in the development of the region to anticipate the crisis and minimize its consequences for further development.
Keywords
Depressive region, regional crisis management mechanism, regional development, factors of regional development.
Suggested Citation
Depressed regions: the concept and management mechanism// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (26). Art. #2602. Date issued: 25.06.2011. Available at: https://eee-region.ru/article/2602/
Экономический подъем в России в последние годы происходил на фоне углубления территориальных диспропорций, как в уровне жизни населения, так и в социально-экономическом развитии отдельных регионов.
Устойчивой тенденцией стала растущая концентрация экономического потенциала страны в небольшом числе регионов с наиболее благоприятными условиями экономического роста. В Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Тюменской области с автономными округами создается сегодня 50% общероссийского валового регионального продукта (ВРП). Доля десяти ведущих субъектов Российской Федерации в ВРП страны возросла до 60%. В то же время существует большое количество депрессивных регионов, которые даже на современном этапе развития России остаются слаборазвитыми.
В последнее время Президент РФ, Правительство РФ и Министерство регионального развития РФ стали уделять больше внимания региональной политике и поиску новых механизмов развития регионов России. Особенно поощряется инициатива регионов по решению собственных проблем за счет более полного использования внутренних ресурсов. Соответственно, у руководства депрессивными областями появляются дополнительные стимулы активнее участвовать в управлении процессами регионального развития с целью создания в субъектах более благоприятного предпринимательского климата, вывода их из кризисного состояния и улучшения социально-экономической ситуации.
Международные примеры свидетельствуют о том, что отстающие регионы при должном управлении могут вносить весомый вклад в общее развитие государства. Соответственно, необходимо найти подходы к развитию депрессивных российских регионов, чтобы они также стали способствовать росту экономики страны, а не просто выступать в роли реципиентов.
В научной и практической литературе встречаются различные определения понятия депрессивный регион. Ученые называют депрессивными регионы, прошедшие стадию спада экономики или же идущие к спаду. Например, депрессию определяют как стадию развития, характеризующуюся по сравнению с предшествующим периодом спадом производства, появлением безработицы, снижением инвестиционной и миграционной привлекательности и сопровождающуюся оттоком населения [1, c.27], т.е. депрессия рассматривается как стадия предшествующая стадии спада в экономике региона.
Однако, с точки зрения автора, стоит рассматривать депрессию как стадию, идущую за стадией спада экономики. Данный подход совпадает с пониманием депрессии как стадии экономического цикла. Депрессивный регион – это регион, который пережил стадию экономического спада и длительное время не восстанавливает свои позиции относительно других регионов. Количественно понятие региональной депрессии можно выразить через систему показателей, которые свидетельствуют о том, что:
- доля ВРП региона в суммарном ВРП страны ниже, чем была ранее (до кризиса);
- темпы роста ВРП региона ниже, чем в среднем по стране и по группе регионов со сходной специализацией, при этом происходит негативное изменение социальных показателей (фаза кризиса);
- на дату анализа регион не показывает положительных тенденций развития относительно других регионов страны.
Необходимо понять, почему регион не может восстановить позиции относительно прочих территорий страны после спада, например, с удешевлением транспортировки производство переместилось на другие территории, по соседству расположены крупные городские агломерации и производство было перенесено туда и т.п.
Качественно депрессивный регион можно описать следующим образом. Регион, обладающий в прошлом существенными ресурсами (материальными, человеческими), однако, в период общего спада экономики страны, расположенные в нем предприятия оказались неконкурентоспособными, резко сократив выпуск своей продукции. В результате данный регион перестал приносить вклад в рост дохода государства (рост ВРП ниже среднероссийского), а уровень жизни населения заметно снизился. Подобная точка зрения содержится в работах и других авторов [2, 3].
Часто смешиваются понятия «отсталый», «проблемный», «депрессивный» и «кризисный» регионы. Отметим, что отсталым является регион, который не был лидером, не вносил существенного вклада в рост экономики страны и не обладал видимым потенциалом развития, т.е. отсталость – это хроническое понятие. Проблемный регион – тот, который испытывает определенные сложности, но при этом в данный момент времени вся социально-экономическая система региона не затронута кризисными явлениями. Понятие депрессии является комплексным, вся социально-экономическая система региона испытывает сложности в развитии, существует замкнутый круг проблем. Важно отметить, что история развития депрессивного региона должна свидетельствовать о том, что были примеры и успеха региона. Кризисный регион – это регион, который в данный момент времени испытывает спад экономической активности в виду социально-экономических или природных катаклизмов.
Вывод региона из состояния депрессии происходит посредством использования механизма антикризисного управления, который должен быть разработан для данного объекта, т.е. региона. В настоящий момент не существует определения понятия механизма антикризисного управления регионом. В связи с чем, данный вопрос требует детальной проработки.
Изначально необходимо рассмотреть понятие механизма, т.к. данный термин определяется учеными по-разному [4]. Автор придерживаться понятия механизма, которое предложил Леонид Гурвиц (Нобелевская премия 2007 г.). Механизм – это форма стратегической игры, т.е. система коммуникаций, в которой участники посылают друг другу сигналы по заранее известным правилам и получают планируемый результат [5], таким образом, механизм отождествляется с понятием алгоритма.
Соответственно, для целей настоящей работы механизм – это заранее определенный связанный набор правил, при применении которого имеющиеся ресурсы приносят изначально определенный результат. На рис.1 схематично представлено понятие механизма.
Рисунок 1 — Краткая схема понятия «механизм»
Далее можем сформулировать понятие механизма антикризисного управления регионом – это определенная система мер, посредством применения которой происходит выявление кризисных явлений на уровне региона и минимизируются их негативные последствия вплоть до полного преодоления, что открывает возможности для дальнейшего развития территории. Схема механизма антикризисного управления регионом приведена на рис. 2.
Автор предлагает использовать двухуровневый механизм антикризисного управления регионом: первый уровень – федеральный, второй уровень – региональный. Муниципальный уровень антикризисного управления также целесообразно задействовать в механизме антикризисного управления регионом [6].
Основной целью применения механизма антикризисного управления на федеральном уровне является максимизация благосостояния страны, в то время как на региональном уровне – это максимизация производительности имеющихся ресурсов, а также развитие существующего потенциала.
Роль федерального уровня заключается в выявлении однородных групп регионов, мониторинге, разработке методики составления антикризисных мероприятий, осуществлении роли посредника, а также контролера.
Основная часть деятельности по обеспечению работы механизма приходится на региональный уровень, т.к. именно там должны быть выявлены фундаментальные причины кризисных явлений, разработан и реализован план действий, проводиться непрерывный контроль выполнения.
Рисунок 2 — Структура механизма антикризисного управления регионом в России
(составлено автором)
Отметим, что основными элементами механизма будут являться выявление кризисных ситуаций и разработка мер по их преодолению. На практике выявление кризиса может быть реализовано на федеральном уровне посредством разработки типологии регионов страны по однородным группам, а на уровне региона необходим анализ долгосрочных тенденций развития. Разработка мер по преодолению кризиса на федеральном уровне – это составление методологии антикризисного управления по типам регионов, а на уровне региона – составление плана конкретных мероприятий.
Инструментом антикризисного управления депрессивным регионом может стать комплексная программа развития, в которой будут выявлены проблемы региона, найдены пути их решения и механизм реализации. При этом данная программа должна разрабатываться не только региональными участниками, но и органами федеральной власти, регионами-соседями, муниципальными образованиями, научным сообществом, местными предприятиями. Для составления программы можно объединить регионы в группы, но не только на основании территориальной близости, но и на схожести их проблем и возможностей. Важной особенностью данной программы должно быть строгое временное ограниченное. Должны присутствовать интенсивные меры по преодолению депрессивной ситуации. Подобные программы существуют и в России (федеральные целевые программы территориального развития), однако, они создаются в отношении проблемных или политически-значимых регионов, а не депрессивных.
Региональная власть способна стимулировать экономическую активность депрессивного субъекта РФ посредством целенаправленного воздействия на ряд факторов регионального развития, прежде всего трудовые ресурсы и инфраструктуру. Характер и направленность такого влияния определяются, прежде всего, территориально-отраслевой структурой экономики региона. С учетом этого управление факторами регионального развития должно быть ориентировано на содействие росту отраслей специализации региона. Управление факторами регионального развития должно строиться на основе комплексного анализа социально-экономической ситуации, стратегии развития области и схемы территориального планирования.
В краткосрочном периоде наиболее эффективным является воздействие администрации региона на развитие человеческого фактора. В частности, модернизация системы образования в депрессивном регионе может быть проведена преимущественно с опорой на собственные ресурсы, при ограниченной поддержке федеральной власти. В среднесрочной и долгосрочной перспективе наибольший положительный эффект для экономики субъекта РФ будет иметь политика региональных властей, направленная на улучшение его инфраструктуры, что, в свою очередь, будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности и реализации новых инвестиционных проектов (см. рис. 3).
Рисунок 3 — Факторы развития депрессивного региона, подверженные управленческому воздействию региональной власти, и их влияние на изменение социально-экономического положения субъекта РФ (составлено автором)
Также региональная власть должна четко определить уровень своего вмешательства в развитие отдельных отраслей экономики региона, а также понять, какая поддержка им необходима. Пример мер, которые могут быть приняты органами власти депрессивного региона, приведен в табл. 1 на примере депрессивного региона Кировская область.
Таблица 1 — Роль и меры поддержки приоритетных отраслей региона региональными органами власти на примере Кировской области (предложения автора)
Отрасль |
Роль региональной власти |
Химическая |
|
Металлургия и машиностроение |
|
Лесопромышленный комплекс |
|
АПК |
|
Биотехнологический |
|
Производство строительных материалов |
|
Производственные кластеры |
|
Санаторно-курортные услуги |
|
Любой механизм требует определения контрольных показателей для оценки его работы. С точки зрения антикризисного управления наиболее часто используются показатели эффективности. Для региона, как объекта исследования, будем использовать показатель эффективности занятого населения – ВРП на одного занятого или производительность труда. Данный показатель также является одним из самых важных и с точки зрения регионального развития, о чем свидетельствует мировой опыт. Согласно современным представлениям необходимо оценивать именно вклад конкретного человека в доход страны, т.е. важна не сама территория, а проживающее на ней население.
Показатель производительности труда и будет рассматриваться в качестве индикатора при оценке эффективности механизма антикризисного управления. Мы имеет возможность определить его исторические значения, составить прогноз и сравнить с плановыми показателями в конкретном регионе. Он рассчитывается по следующей формуле:
Эффективность экономики региона = ВРП/количество занятых = Производительность труда (1)
Данный показатель можно также представить в виде произведения фондоотдачи (ВРП/основные средства) и фондовооруженности (Основные средства/количество занятых), что позволит оценить вклад этих показателей и их компонентов в изменение производительности:
Производительность труда = Фондоотдача*Фондовооруженность (2)
Итак, для реализации потенциала депрессивных территорий предлагается использовать двухуровневый механизм антикризисного управления регионом, результаты действия которого будут оцениваться по показателю производительности труда в регионе и его составляющих. В данном механизме федеральная власть должна отвечать за разработку методики составления антикризисной программы, осуществлять мониторинг, являться координатором взаимодействия с крупными инфраструктурными компаниями и главным контролером реализации программы. Региональные органы власти, в свою очередь, должны разработать конкретную программу действий по выводу депрессивного региона на стадию устойчивого роста, учитывая мнения всех заинтересованных сторон, и постоянно контролировать выполнение программных мероприятий, вносить корректировки в программу.
Библиографический список:
-
Баканов С.А. Депрессивные города Урала в 1960-1980-е годы: анализ социально-экономических и демографических факторов. – Челябинск: Челяб. гос. университет, 2005. – с.27.
-
Битаров Л.Г. Особенности депрессивного региона как объекта финансирования инвестиционной деятельности // Аудит и финансовый анализ — 2009. — №3.
-
Любовный В.Я., Пчелинцев О.С., другие. Кризисные города России: пути и механизмы социально-экономической реабилитации и развития // emsu.ru: сайт для профессионалов местного самоуправления. URL: http://emsu.ru/ms/monf/library/mun5/cont.htm (дата обращения 04.05.2011).
-
Чаленко А. Ю. О неопределенности термина «механизм» в экономических исследованиях [Электронный ресурс]: «Капитал страны» издание об инвестиционных возможностях страны от 25 марта 2010 г. URL: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/176697 (дата обращения 21.04.2011).
-
Mechanism Design Theory [Электронный ресурс]: Scientific background on the Sveriges Riksbank Prize in Economic Sciences in Memory of Alfred Nobel 2007. URL: http://nobelprize.org/nobel_prizes/economics/laureates/2007/ecoadv07.pdf (дата обращения 21.04.2011).
-
Левинсон Н.Л., Харитонова Н.А. Формирование механизма антикризисного управления муниципальной экономикой // Эффективное антикризисное управление. – 2011. – № 1. – с. 72-79.
Еще в рубриках
Государственное и муниципальное управление