Синергетический подход к оценке экономического развития регионов республики Беларусь
Synergetic approach to assessing the economic development of the regions of the Republic of Belarus
Авторы
Аннотация
Экономика относится к такому классу систем, для которых характерны отличительные признаки - нелинейность и вероятность развития, колеблемость показателей в динамике реального времени, невозможность оценить поведение параметров экономических категорий на длительную перспективу. Развитие таких систем возможно только в поле эволюции - одни системы отмирают, другие набирают силу по коллекторному принципу распространения. На новой почве экономических представлений оказываются целые регионы и носители экономической мощи регионов - субъекты хозяйствования.
Ключевые слова
экономика региона, субъект хозяйствования, нелинейность, вероятность, колеблемость
Рекомендуемая ссылка
Синергетический подход к оценке экономического развития регионов республики Беларусь// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (3). Номер статьи: 303. Дата публикации: 25.09.2005. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/303/
Authors
Abstract
Economy refers to this class of systems that are characterized by distinctive features - non-linearity and veroyatnosnost development, performance variability in the dynamics of the real-time, the inability to assess the behavior of the parameters of economic categories in the long term. The development of such systems is only possible in the field of evolution - some of die and others are gaining momentum on the collector to the principle of distribution. On the basis of new economic ideas are whole regions and supports the economic power of regions - subjects of management.
Keywords
the region's economy, business entity, nonlinearity, probability, variability
Suggested Citation
Synergetic approach to assessing the economic development of the regions of the Republic of Belarus// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №3 (3). Art. #303. Date issued: 25.09.2005. Available at: https://eee-region.ru/article/303/
Как известно, с ходом времени меняются наши представления о становлении и развитии экономических процессов. Традиционная англосаксонская модель экономической теории, основанная на суммированных элементах равновесия, отходит в прошлое и становится совершенно очевидным — экономическая реальность в век информационных технологий может быть описана в терминах и понятиях синергетики. Это означает, что классическая экономика с почетом отходит на задний план, на смену ей приходит самоорганизующая эволюционная система — синергетика.
Эта наука изучает самоорганизацию и саморазвитие сложных открытых систем на границе обмена энергии, вещества и, разумеется, информации с внешней средой. Экономика относится к такому классу систем, для которых характерны отличительные признаки — нелинейность и вероятность развития, колеблемость показателей в динамике реального времени, невозможность оценить поведение параметров экономических категорий на длительную перспективу. Из этого следует, что развитие таких систем возможно только в поле эволюции — одни системы отмирают, т.к. не находят применения в новых условиях, другие набирают силу по коллекторному принципу распространения. В итоге на новой почве экономических представлений оказываются целые регионы и носители экономической мощи регионов — субъекты хозяйствования. Республика Беларусь по ряду экономических и политических причин очень медленно движется в сторону глобальных процессов, и ее экономика как бы стоит в стороне от течения мирового экономического процесса. Она основана в значительной степени на жестком администрировании и не может быть сравнима со свободной рыночной экономикой развитых стран. Для сравнения укажем на европейское государство — Чехию. В 1989 году эта страна отказалась от командной экономики, начала проводить реальные рыночные реформы. Результат известен- валовые финансовые накопления в этой стране возросли на 24 %, в ее экономику вложено более 50 млрд.долларов, благодаря разумной инвестиционной политике в стране действует 47 тысяч иностранных компаний. Средняя заработная плата доведена в Чехии до 600 долларов при росте потребительских цен в год не более 4 %. Страна строит предприятия в Российской Федерации, в Казахстане, Украине, Китае, и других странах по производству автомобилей, трамваев и троллейбусов, турбин и т.д. Экономика Беларуси не может предложить ни один показатель для сравнения, хотя Чехия и Беларусь имеют равное по численности население, и оба государства расположены в Европе. При этом территория Беларуси в 2,9 раза больше территории Чехии.
В этих условиях было бы разумным направить основное внимание на регион, на повышение роли регионов в экономике, поощрение частного регионального капитала, преимущественно крупного частного капитала. Регион — это как раз то место, где соединяются территориальная политика государства, интересы региона и, конечно, капитала. Как объединить эти интересы? Как решить проблему главных, стратегических инвестиций на уровне региона? Откуда придут эти инвестиции?
Обратимся снова к опыту чешского государства. Этот опыт поучителен тем, что Чехия в экономическом развитии прошла этап социалистической экономики, и ее действия в экономической сфере могут быть востребованы странами СНГ. Главным в опыте являются- целенаправленная работа по привлечению инвестиционного капитала под твердые гарантии сохранности вложенных средств. Инвестор, вложивший в экономику более 10 млн. долларов, освобождается от налогов на 10 лет, при этом за каждое созданное рабочее место инвестор поощряется суммой в размере 100 долларов. Долгосрочное вложение капитала поощряется другими дополнительными льготами — таможенными, налоговыми, имущественными и т.д.
В Беларуси присутствие иностранных компаний на важнейших направлениях экономического развития можно сосчитать по пальцам, т.к. не обеспечивается, по мнению зарубежного инвестора, безопасность вложенного капитала, а налоговая система не способствует нормальному функционированию экономики. Как нам представляется, в Беларуси уже сегодня необходимо рассматривать региональные проблемы на таких направлениях:
- Экономическая политика государства должна учитывать развитие регионов и возможности использования местных ресурсов. В Могилевской области, например, с территорией в 29 тыс. км 2 промышленность сосредоточена в Могилеве, Бобруйске, Осиповичах, Кричеве. Остальная часть территории (90%) представляет собой белое пятно, т.е. эта часть не имеет возможности экономического и социального развития, т.к. предприятия агропромышленного комплекса в финансовом плане являются преимущественно не состоятельными. В этом регионе развита сеть железных и шоссейных дорог, близкое расположение к крупным промышленным центрам Российской Федерации и Украины делает регион привлекательным для инвестора. Географическое положение должно работать на экономику региона.
- Необходимо уже сегодня создавать интегрированные региональные рынки по всем направлениям хозяйственной деятельности, обратив особое внимание на потоки финансовых средств и их использование. Только предприниматели могут вывести систему из устоявшегося равновесия и перевести ее на новый уровень экономического развития.
- Необходимо предоставить региону статус самостоятельного экономического субъекта. Это придаст региону экономическую силу, усилит его технические, экономические и организационные возможности. Появится здоровая конкуренция за лучшее приложение труда и капитала. Станет возможным обеспечить реализацию концепции «конкурентный регионализм». Конкуренция станет массовой, показательной и ,конечно, эффективной с точки зрения состязательности органов управления. Конкуренция затронет цены, налоги, уровень развития предпринимательства, уровень жизни, уровень доходов и т.д.
- Экономически состоятельные регионы должны рассматриваться в правовом поле как инструмент интеграции здоровых сил общества на путях выживания в условиях глобализации экономики. Большая часть предпринимательских структур может выжить при ориентации на местный рынок. Без интеграции усилий выйти за пределы национального рынка невозможно. Поэтому необходимо формировать на региональном уровне мобильные промышленные и финансовые группы, которые при поддержке региональных или республиканских органов управления смогли бы вывести субъекты хозяйствования на мировой рынок.
Надо отметить, что местные органы власти хорошо представляют будущее и дают себе отчет о месте и роли их управления в повышении эффективности производства. В Могилеве, например, при изменении политической и экономической ориентации, вызванной распадом советского государства, в 1992 году была создана ассоциация промышленников и предпринимателей, объединившая промышленную инфраструктуру региона. Ассоциация оказывает значительную помощь предприятиям в отстаивании своих экономических интересов, интегрирует усилия на национальном рынке. Необходимо и дальше наращивать организационный потенциал подобных ассоциаций.
-Считать главной целью экономической политики регионов — привлечение иностранного капитала и свободного национального капитала и его размещение на эффективных направлениях хозяйственной деятельности. В Беларуси во всех регионах (областях) созданы свободные экономические зоны, но пока, к сожалению они не оправдали своего экономического назначения. Сказанное можно отнести и к технопаркам. Их доля в общем объеме промышленного производства в республике составляет примерно 1,5%. Посуществу это наглядный пример создавшегося экономического тупика в зонах, т.к. они уже функционируют ряд лет. Не достигнут в этих зонах и прирост (по отношению к среднему по республике) таких показателей, как выработка продукции на одного работающего, фондовооруженность, объем инвестиций на одно рабочее место и другим показателям. Уровень иностранных инвестиций составляет по республике 2-7% (2002- 2003 г .), из них основная часть приходится на кредиты. Совокупный объем прямых иностранных инвестиций за 10 лет до 2002 года составил 128 долларов США на душу населения, в то время как в Польше-817, Латвии- 862, Эстонии — 1392, Чехии — 1425, Венгрии- 1925 долларов США. Причинами слабого притока иностранного капитала являются: финансовая и экономическая нестабильность, сложность и противоречивость правовой базы, отсутствие юридической четкости в вопросах собственности и реальной гарантии защиты прав иностранных инвесторов, неопределенность в системе разгосударствления и приватизации, неразвитость фондового рынка, отсутствие надежной системы страхования инвестиций.
К примеру, объем инвестиций в 2003 г . составил менее 50% к уровню 1990г. Этих средств не хватает даже для простого воспроизводства, не говоря уже о расширенном, которое является основой экономического развития. Инвестиционный климат нужно создавать прежде всего на правовом поле Республики Беларусь, промедление в этом вопросе выражается в экономических потерях национального масштаба.
Правительство республики обеспокоено таким притоком инвестиций и инвестированием основных направлений хозяйственной деятельности. Национальная программа привлечения инвестиций в регионы предусматривает создание благоприятного экономического климата, усиление инвестиционной ориентации банковской системы, увеличение притока иностранного капитала. Будущее покажет ее эффективность, а пока мы имеем немногое из того, что должны иметь.
Синергетический подход к экономическим процессам заставляет искать новые построения экономической мысли и находить другие оценки развития регионов. Как нам представляется, оценку эффективности хозяйственной деятельности регионов необходимо проводить по инвестициям на душу населения и уровню жизни населения. Все познается в сравнении с благополучным в экономическом отношении регионом, и выбирать аналог для сравнения нужно сначала в системе национальной экономики и только потом в его поисках можно перешагнуть национальную границу.
Литература:
- Богданович А.В. Региональная политика Республики Беларусь в переходный период. Белорусский экономический журнал. Минск. 1998. №2. с.47-55.
- Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. Экономический бюллетень. Минск. 2002. №11. с.22-25.
References:
- Bogdanovich AV Regional Policy of the Republic of Belarus in the transition period. Belarus Economic Journal. Minsk. In 1998. Number 2. p.47-55.
- The Belarusian economy: analysis, prediction, control. Economic Bulletin. Minsk. In 2002. Number 11. p.22-25.
Еще в рубриках
Мировая экономика