Главная страница » Публикации » №2 (2) » Разработка программ развития региональных рынков

Разработка программ развития региональных рынков

Working out programs for the development of regional markets

Авторы

Яшин Н.С.
доктор экономических наук, профессор
Россия, Саратовский государственный социально-экономический университет
Скопин А.О.
Россия, Вятский государственный университет
mim@mcnip.ru

Аннотация

Неравномерность экономического развития регионов приводит к тому, что условия, присущие одной территориальной группе населения, не просто отличны от условий другой, они неравноценны с точки зрения социально-экономических характеристик. Такая резкая дифференциация имеет своим неизбежным следствием расширение ареалов депрессивности и бедности, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных противоречий, что значительно затрудняет проведение единой общероссийской политики социально-экономических преобразований.

Ключевые слова

неравномерность экономического развития, регион, социально-экономическое развитие, межрегиональные взаимоействия

Рекомендуемая ссылка

Яшин Н.С. , Скопин А.О.

Разработка программ развития региональных рынков// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (2). Номер статьи: 204. Дата публикации: 25.06.2005. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/204/

Authors

Yashin N.S.
doctor of economic sciences, professor
Russia, Saratov State Socio-Economic University
Skopin A.O.
Russia, Vyatka State University
mim@mcnip.ru

Abstract

The uneven regional economic development leads to the fact that the conditions inherent in a territorial population, not just different from other conditions, they are unequal in terms of socio-economic characteristics. Such a sharp differentiation has as its inevitable consequence of the expansion of areas of poverty and depression, attenuation mechanisms for inter-regional economic cooperation and the growing inter-regional conflicts, which greatly complicates the implementation of a uniform nationwide policy of socio-economic transformation.

Keywords

uneven economic development, region, socio-economic development

Suggested Citation

Yashin N.S. , Skopin A.O.

Working out programs for the development of regional markets// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (2). Art. #204. Date issued: 25.06.2005. Available at: https://eee-region.ru/article/204/ 

Print Friendly, PDF & Email

В современных условиях становления рыночной экономики в России все большую роль играет разработка программ развития, учитывающих территориальные социально-экономические диспропорции регионов, что требует четкого определения принципов регионального деления, анализа условия и факторов формирования рынка.

Исторически сложившаяся неоднородность социально-экономического пространства России оказывает значительное влияние на функционирование государства, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований и социально-экономическую политику. Межрегиональная дифференциация усилилась при нарастании кризисных явлений в экономике и переходе к рыночным реформам. Это связано, во-первых, с включением механизма рыночной конкуренции, разделившего регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткам; обнаружилась различная адаптация к рынку регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населения и власти. Во-вторых, значительно ослабла регулирующая роль государства, что выразилось в сокращении государственных инвестиций в региональное развитие, отмене большинства региональных экономических и социальных компенсаторов. В-третьих, сказалось фактическое неравенство различных субъектов Российской Федерации в экономических отношениях с центром.

В глобализирующемся мире многие российские регионы оказались неконкурентоспособными. В конце 90-х годов 20 века развернулось формирование новых «культурно-экономических» регионов (федеральных округов) — сообществ, основанных на пространственной локализации определенных видов экономической деятельности, центром которой является управление финансами и собственностью, разработка новых технологий и продуктов, а также создание необходимой для этого информационно-коммуникационной инфраструктуры и сферы социально-культурных услуг [2]. Новые «культурно-экономические» регионы не ликвидируют старые «административные», а только «надстраиваются» над ними, приобретая при этом иную пространственную организацию.

В России образовано 7 федеральных округов: Центральный, Южный, Приволжский, Уральский, Северо-Западный, Сибирский, Дальневосточный. Формирование экономической политики в связи с созданием новых «культурно-экономические» районов не повлияло на снижение диспропорций в социально-экономической ситуации России.

Неравномерность экономического развития регионов приводит к тому, что условия, присущие одной территориальной группе населения, не просто отличны от условий другой, они неравноценны с точки зрения социально-экономических характеристик. Такая резкая дифференциация имеет своим неизбежным следствием расширение ареалов депрессивности и бедности, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных противоречий, что значительно затрудняет проведение единой общероссийской политики социально-экономических преобразований.

В целом основной задачей регулирования региональных рынков Российской Федерации должно быть снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции по приоритетным группам товаров (работ, услуг) с учетом и социально-экономических, и климатических факторов. Реализация этой задачи предусматривает:

  • анализ сложившихся товарных рынков, поведения на них предприятий и различных их объединений, не являющихся субъектами естественной монополии;
  • формирование необходимых организационно — экономических предпосылок для эффективной конкуренции на рынках Российской Федерации;
  • установление и поддержание единого экономического пространства на территории Российской Федерации;
  • создание системы государственного контроля и регулирования деятельности субъектов естественной и государственной монополии;
  • создание правовых и организационно — экономических условий для включения рыночных механизмов оптимизации товаропотоков, формирования цен и тарифов на социально значимые товары и услуги, отнесенные к сфере временной монополии;
  • учет структуры рынка при приватизации предприятий в целях повышения конкурентоспособности и эффективности их деятельности;
  • развитие предпринимательства.

С этой целью должна быть создана информационно — справочная система развития конкуренции на региональных рынках Российской Федерации.

Для реализации этой задачи необходимо:

  • упорядочить существующую систему статистической отчетности Госкомстата России с целью обеспечения комплексного представления информации о реформировании экономики;
  • интегрировать информационные ресурсы министерств, других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обеспечить использование существующих и создание новых баз и банков данных для анализа количественных и качественных показателей товарных рынков;
  • создать программное обеспечение для предлагаемой информационно — справочной системы и автоматизированные рабочие места для решения задач и реализации проектов развития конкуренции на региональных рынках Российской Федерации.

Таким образом, динамичное развитие региональных рынков со стабильным и ясным законодательством, с более низкой степенью зависимости от мировой конъюнктуры, оптимальным участием государства в хозяйственной деятельности при усилении его роли как гаранта безопасности должно строиться в соответствии с критериями рыночной эффективности, задачами региональной социальной политики и геостратегическими интересами страны.

Литература:

  1. Рихтер Д.И. Опыт разделения Европейской России на районы по естественным и экономическим признакам//Труды Имп. Вольно-экономич. общ., 1898. — № 4).
  2. На пороге новой регионализации России. Под ред. П.Г.Щедровицкого, В.Н.Княгинина. – Нижний Новгогод: Центр стратегических исследований Приволжского федерального округа, 2001 – с.22.
  3. Управление региональной экономикой. Под ред. И.Н.Козельской, В.К.Зубковой. – Саратов: СГСЭУ, 2003. – с.132.

References: 

  1. Richter, D. The experience of the separation of European Russia in the areas of natural and economic characteristics / / Proceedings of the Imperial. Willyeconomical. total., 1898. — № 4).
  2. At the dawn of a new regionalization of Russia. Ed. P.G.Schedrovitskogo, V.N.Knyaginina. — Lower Novgogod: Center for Strategic Studies of the Volga Federal District, 2001 — p.22.
  3. Management of the regional economy. Ed. I.N.Kozelskoy, V.K.Zubkovoy. Saratov SSSEU, 2003. P.132.

Еще в рубриках

Государственное и муниципальное управление

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *