Главная страница » Публикации » №4 (84) » Механизмы обеспечения адаптации представителей коренных малочисленных народов Севера в университете для обучения по программам высшего образования

Механизмы обеспечения адаптации представителей коренных малочисленных народов Севера в университете для обучения по программам высшего образования

Instruments for ensuring the adaptation of indigenous people of the North at the university when studying higher education programs

Авторы

Алексеев Виталий Владиславович
кандидат экономических наук, проректор-руководитель аппарата ректора
Российская Федерация, Арктический государственный агротехнологический университет
vva72@mail.ru
Алексеева Анастасия Егоровна
ст. преподаватель
Российская Федерация, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
alnaste@mail.ru

Аннотация

Данная статья написана с учетом междисциплинарности наук, таких как педагогика, психология, психолингвистика, культурология, история, этнология, языкознание, социология. В работе использованы методы анализа трудов зарубежных и отечественных исследователей по проблеме интеграции представителей коренных малочисленных народов Севера в систему высшего профессионального образования, инструментам обеспечения эффективной учебы аборигенов в университете, анкетирования. В статье авторы раскрывают проблему адаптации аборигенов - выпускников сельских школ – в вузах, и, в частности, в Северо-Восточном федеральном университете на основе социального опроса среди студентов младших курсов – представителей коренных народов, преподавателей и сотрудников администрации Северо-Восточного федерального университета. В результате исследования было выявлено, что образ жизни коренных народов, их культура противоречат принципам и требованиям современной учебы в университете. Индивидуализация процесса обучения, приоритет на активность и интерактивность и самостоятельность студентов, их нацеленность на результаты по балльно-рейтинговой системе вступают в противоречие с культурой, менталитетом коренных народов. Авторы статьи предлагают комплекс организационных, педагогических мер для сохранения контингента обучающихся из числа коренных народов в Северо-Восточном федеральном университете.

Ключевые слова

коренные малочисленные народы Севера; высшая школа, адаптация аборигенов в университете, удержание в университете, учебный план; культурные стандарты, культурные компоненты.

Рекомендуемая ссылка

Алексеев Виталий Владиславович , Алексеева Анастасия Егоровна

Механизмы обеспечения адаптации представителей коренных малочисленных народов Севера в университете для обучения по программам высшего образования// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (84). Номер статьи: 8406. Дата публикации: 15.12.2025. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/8406/

Authors

Alekseev Vitaly Vladislavovich
Candidate of Economic Sciences, Vice-Rector-Chief of the Rector's Office
Russian Federation, Arctic State Agrotechnological University
vva72@mail.ru
Alekseeva Anastasia Egorovna
Art. teacher
Russian Federation, North-Eastern Federal University. M.K. Ammosova
alnaste@mail.ru

Abstract

The article involves interdisciplinary approach (pedagogy, psychology, cultural studies, ethnology, sociology). The research method include the method of questioning, the method of comparative analysis of foreign and Russian researchers on the issue of adaptation of aboriginal people of the North in higher school education. Based on comparative analysis of researchers and survey among the students, the faculty and employees of the North-Eastern Federal University and the Yakutsk State Agricultural Academy, the authors reveal the clue reasons of aboriginal people’s difficulties while entering the higher school studies, and propose the main instruments of retaining indigenous people as university students. As a result of the research, it is proved that the main adaptation problem is based on contradiction between the modern university study methods, acquirements and the indigenous people believes and moral values. In particular, individualization and students self-sufficiency as key principles of westernized education contradict with lifestyle and culture of aboriginal people. The authors have developed a complex of instruments which can help the universities to retain and enhance the number of aboriginal students at the higher school.

Keywords

higher school, indigenous people of the North; aborigines’ adaptation in university; aboriginal students retention, curriculum, cultural standards; ethnic cultural components.

Suggested Citation

Alekseev Vitaly Vladislavovich , Alekseeva Anastasia Egorovna

Instruments for ensuring the adaptation of indigenous people of the North at the university when studying higher education programs// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (84). Art. #8406. Date issued: 15.12.2025. Available at: https://eee-region.ru/article/8406/ 


Введение

В рамках стратегий социального и экономического развития северных и арктических регионов России коренные малочисленные народы Севера должны участвовать в реализации крупных инвестиционных и инфраструктурных проектов в различных отраслях экономики. Однако их участие в проектах по развитию северных территорий по-прежнему остаётся низким.

Ряд экспертов считают, что местные жители не обладают необходимой профессиональной квалификацией и компетенциями для использования и применения современных технологий, и это рассматривается как один из главных факторов недостаточной вовлеченности коренного населения в экономическое развитие северных регионов. Действительно, сегодня число студентов из числа коренных малочисленных народов, обучающихся по программам высшего образования, остаётся небольшим. И главными причинами этого являются трудности психологической и академической адаптации аборигенных студентов в университетской среде.

В 2016 году около 40% всего числа аборигенных студентов, поступивших в Северо-Восточный федеральный университет, успешно завершили обучение. В последующие годы статистика академической успеваемости представителей коренных малочисленных народов Севера в университете не велась.

Сегодня в Республике Саха (Якутия) около 20 коренных малочисленных народов Севера продолжают заниматься традиционными видами природопользования. Аборигенная молодежь, закончившая средние общеобразовательные организации в северных районах страны, сталкивается с комплексом проблем при процессе адаптации к учебе в вузе. В основном, это происходит из-за проблем социокультурного характера, и для того чтобы добиться успешной адаптации молодых аборигенов в университете, крайне важно применить эффективные академические и организационные инструменты, направленные на сохранение контингента студентов-аборигенов в высших учебных заведениях.

Проблема распространена среди российских и зарубежных университетов, где обучаются студенты — представители коренных малочисленных народов Севера. Например, в середине 2000-х только 5% коренных жителей Ханты-Мансийского автономного округа имели высшее образование, только 10% получили среднее специальное образование, и лишь 17% имели среднее образование. Поэтому их трудовые перспективы после окончания учебы были ограничены [3]. Только 25% выпускников средних школ автономного округа считали, что смогут учиться в университете, многие молодые коренные жители боялись большого города и не чувствовали уверенности в решении финансовых проблем при поступлении в вуз [3]. К концу 2014 года в Красноярском крае лишь 5% коренных жителей имели высшее образование, кроме того, 2% коренных жителей вообще не имели образования [6].

На Аляске в 90-е годы небольшая доля коренных студентов могла успешно завершить учебу по программам бакалавриата. Например, только 5% молодых коренных жителей могли успешно завершить обучение в Университете Аляски в Фtрбэнксе и получить степень бакалавра. Даже сегодня эта проблема полностью не решена. В 1960-х и 1970-х годах в Канаде обучение детей-представителей коренных народов в системе интернатов стала причиной низкого поступления представителей малочисленных народов в образовательные организации среднего профессионального образования и высшего образования. Сегодня канадские власти пытаются создать институциональные условия для обеспечения поступления аборигенов в вузы.

Вопрос создания эффективной системы интеграции представителей коренных малочисленных народов в университетскую среду до конца не исследован. Остается актуальным вопрос разработки инструментов по сохранению контингента обучающихся из числа представителей коренных малочисленных народов Севера в вузах.

 

Дискуссия

Исследователи Р. Галлари и М. Вулвертон приводят данные, которые показывают, что в США к еще в течение первого десятилетия XXI века коренные народы составляли менее 1% от общего числа студентов колледжей, и большинство из них завершали только двухгодичную программу обучения в вузах [8]. Они отмечают, что основными проблемами адаптации студентов-аборигенов являются финансовая необеспеченность, низкий уровень академической и психологической подготовки в школах, а также противоречие между современными методами обучения в университете, получаемыми знаниями в вузах и моральными ценностями коренных народов. Кроме того, студенты сильно зависят от своей семьи и родственников, которые обычно не мотивируют молодых людей к обучению в университете. Семьи нередко воспринимают обучение в городе негативно, при этом подчеркивая высокий уровень затрат жизни в городской агломерации [8].

Действительно, коренные народы имеют свои устоявшиеся моральные ценности и традиционный образ жизни. Как правило, они не представляют свою жизнь без семьи, общины, соприкосновения с природой. Именно поэтому студент, приехавший из сельской местности, чувствует себя некомфортно в большом городе. В результате студент теряет мотивацию к учебе в университете, и это становится фактором низких академических результатов.

Коренные народы всегда жили и живут в дружном сообществе, в большой семье, где связи очень тесны. Современная модель университетского образования основывается преимущественно на принципе индивидуализации, где студенты скорее конкурируют друг с другом, имея систему кредитов и баллов. Индивидуальная и самостоятельная работа, включая планирование образовательной траектории – одна из особенностей высшего образования. Поэтому аборигенные студенты испытывают чувство отчуждения по отношению к современной университетской системе. Более того, большинство университетов не предлагает соответствующие образовательные программы и специализации для коренных народов.

Аборигены заинтересованы в специализациях и компетенциях, которые необходимы для ведения профессиональной деятельности в отдаленных малозаселенных районах. Исследователи Р. Галлари и М. Вулвертон приходят к выводу, что принуждать студентов-аборигенов изучать области, которые не помогают развивать свою малую родину, неэффективно [8].

Исследователи Д. Клейнфилд и Дж. Эндрюс представляют результаты исследований, согласно которым число женщин-аборигенов превышает число мужчин в высших учебных заведениях. А в колледжах число женщин еще более преобладает над мужчинами. Например, в канадской провинции Нунавут в Арктическом колледже число студенток превышает число студентов более чем в два раза [11].

Исследователи считают, что обучение в современном университете не мотивирует мужчин из числа коренных малочисленных народов, в связи с тем, что высшая школа не предлагает образовательные программы, которые могли бы дать им компетенции для практического применения. Молодым людям было бы интересно получить компетенции в области строительства в условиях Севера, развития транспорта или в управлении природными ресурсами в условиях вечной мерзлоты, ведении и регулировании охоты и рыболовства.

Исследователь Дж. Льюингтон представляет результаты исследования, согласно которым к концу 2011 года более трети коренных молодых людей не могли окончили среднюю школу, следовательно, они автоматически не имели допуска для получения высшего образования. В в связи с этим, Дж. Льюингтон отмечает положительный опыт Университета Саскачевана в Канаде, где реализуются программы подготовки для обучения по программам высшего образования для студентов-аборигенов [12].

Исследователь С. Агбо отмечает, что только в начале 1990-х эксперты пришли к выводу, что основная причина академических проблем студентов-аборигенов заключается во внутреннем конфликте между ценностями и убеждениями коренного населения и доминирующей нации. В частности, студенты-аборигены предпочли бы получать знания и навыки через групповую, командную работу в процессе обучения, а не через индивидуальные занятия [1].

Согласно исследованиям Э. Атлео, когда человек не достигает своих академических целей, общество считает такого человека «неудачником», аутсайдером. В результате студент-абориген воспринимает провал в учебе крайне болезненно, и молодой абориген теряет всякую мотивацию продолжать свое обучение [3].

Исследователь Э. Хэмптон отмечает, что современное вузовское образование вступаетв противоречие с моральными ценностями коренных народов. Он утверждает, что современная университетская система отвечает только западноевропейским ценностям, и обучение проводится в соответствии с западными стандартами и требованиями. Поэтому, в частности, индийская молодежь в университете утрачивает чувство собственного достоинства и гордости, исчезает интерес к учебе. Более того, Э. Хэмптон утверждает, что низкие учебные результаты являются своего рода сопротивлением аборигенов доминирующей нации [9].

В результате возникает необходимость составлять и разрабатывать образовательные программы и учебные планы, которые должны отвечать потребностям коренных народов, мотивировало бы их на получение высшего образования.

Исследователь Г. Бересфорд указывает, что в Австралии вопрос образования аборигенов должен рассматриваться как один из ключевых вопросов государственной политики. Исследователь утверждает, что дискриминация аборигенов на протяжении десятилетий привела к ситуации, когда аборигены в основном не имеют высшего образования. Поэтому все люди, независимо от их национальности, должны иметь равный доступ к высшему образованию, и это должно быть ключевым принципом государственной политики [5].

 

Результаты исследований

В России представители коренных малочисленных народов Севера адаптируются университетской системе гораздо лучше, однако сохраняются определенные сдерживающие факторы. С.Л. Зубарева, профессор Сургутского государственного педагогического института, утверждает, что развитие ИТ-технологий становится одним из основных факторов, затрудняющих адаптацию коренных жителей в системе высшего образования [15]. По мнению профессора, развитие ИТ имеет как положительное, так и отрицательное влияние. В частности, С.Л. Зубарева указывает, что ИТ-технологии вызывают у молодых людей агрессию и враждебность. По ее словам, происходят многие драматичные процессы, так, многие представители коренных народов утрачивают национальную идентичность, культуру.

В связи с этим, важно сохранять и развивать этническую культуру, воспитывать в подрастающем поколении уважение культуре и традициям коренных народов. Надо отдать должное, государство предпринимает много усилий в данном направлении. Есть четкое понимание, что сохранение культуры и идентичности является основой в подготовке аборигенов как специалистов, способных овладеть профессиональными компетенциями и работать даже в промышленных компаниях. Однако в последние десять лет вовлеченность коренного населения в проекты по устойчивому развитию северных регионов по-прежнему остается на недостаточно высоком уровне уровне. Например, в начале 2015 года в Ханты-Мансийском автономном округе каждый второй абориген не обучался по программе профессионального обучения. Количество аборигенов с профессиональным образованием было в три раза меньше, чем количество представителей других народов с соответствующим образованием (соответственно 3,6% и 11,2%). Число аборигенов- специалистов было в 1,4 раза меньше, чем у специалистов-представителей других народов (соответственно 17,8% и 24,8%). В результате у 70% коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа уровень жизни был недостаточно высок [3].

Также С.Л. Зубарева отмечает, что школы-интернаты, действовавшие в северных регионах, стали причиной следующих проблем: утрата духовной связи с этнокультурной средой, родного языка, традиционных способов природопользования. Проблема усугублялась тем, что молодые аборигены, живущие вдали от родителей, не имели возможности изучать этническую культуру и традиции. [15]. Несмотря на то, что современное российское образование стремится раскрыть все потенциальные возможности человека, коренные народы Севера по-прежнему ощущают недостаток национального компонента в образовательных программах вузов. Недостаточное понимание культуры коренных народов, низкий уровень связи между аборигенной и русской культурами рассматриваются как еще одно препятствие на пути аборигенов к высшему образованию.

Снижение связи культуры коренных народов с русской культурой, непонимание культурных различий, непоследовательное участие региональных университетов в образовательном процессе, включая профессиональное обучение, представляются факторами, сдерживающими учебу коренного населения в высших учебных заведениях. Кроме того, коренные народы не имеют тесных связей с научными и педагогическими школами российских регионов.

Как отмечает профессор Н.З. Громова, противоречие между нравственными ценностями коренных народов и требованиями современной высшей школы, а также нехватка финансов являются основными сдерживающими факторами для коренного населения Севера. Она также указывает на то, что урбанизация является еще одной причиной небольшого числа студентов из числа коренных жителей в университете [7].

Изучая систему образования Ханты-Мансийского автономного округа, профессор О.И. Артеменко отмечает, что большинство молодых аборигенов, хорошо образованных ханты и манси, прекрасно занимаются гуманитарными науками. В то же время у подростков – представителей коренных народов низкий уровень социализации, и эта ситуация усугубляется тенденцией роста чисто потребительского отношения среди коренных жителей. В результате у молодых представителей коренных народов низкий уровень компетенций [2].

Исследователь В.П. Серкин рассматривает систему образования коренных народов, опираясь на опыт Северо-Восточного государственного университета в Магадане по созданию инфраструктуры, позволяющей решить проблему адаптации университета для коренных жителей [13].

Так, в 1998 году в университете был создан Центр северных народов с целью сохранения родных языков и культуры. Этот центр стал, по сути, факультетом, где студенты обучаются как билингвы. Учебные программы включают образовательную и профессиональную ориентацию по всем специальностям Северо-Восточного государственного университета, занятия на родных языках, которые действительно помогают студентам интегрироваться в университетскую жизнь.

Северо-Восточный государственный университет определяет несколько основных причин проблем аборигенов в высшей школе. Во-первых, в России до сих пор не учитывается национальный и региональный компоненты в высшем образовании. Это означает, что содержание федеральных программ образования должно включать этнокультурный компонент коренного населения Севера. Во-вторых, необходимо внедрение образовательных программ высшего образования, освоив которые, аборигены могут вести успешную профессиональную деятельность в сельских малозаселенных северных районах страны, в суровых природно-климатических условиях Севера. Также слабое взаимодействие между высшими учебными заведениями и региональными и муниципальными органами власти, слабые связи между университетами, нехватка онлайн и дистанционных методов обучения стали дополнительными факторами неэффективной учебы представителей коренного населения в системе высшего образования.

Например, большинство аборигенных студентов прекращают обучение еще до третьего курса в университете Красноярского края. Ситуация с низким охватом аборигенов образовательными программами, создает серьёзный разрыв между уровнем их профессиональных компетенций и потребностями рынка труда Красноярского края [6].

Согласно данным исследования, проведенного авторами статьи в Северо-Восточном федеральном университете, около 40% тех аборигенов, которые поступили в университет в 2012 году, смогли завершить обучение и получить степень бакалавра.

Уточнение проблем представителей коренных малочисленных народов с адаптацией в Северо-Восточном федеральном университете осуществлялось на основе исследования с тремя группами респондентов: студентами-представителями коренных народов, преподавательским составом и административным персоналом. В нижеследующей таблице представлены основные противоречия между требованиями образовательного процесса в университете и видением коренных малочисленных народов на высшее образование, которое исходит из традиционного уклада жизни, верований и моральных ценностей аборигенов.

 

Таблица 1. Противоречия между видением коренных народов на университетское образование и современными требованиями образовательного процесса высшей школы

Особенности образовательного процесса в современном университете Видение коренных народов на университетское образование
Образовательный процесс строится автономно в соответствии  действующими  (кредитная, балльно-рейтинговая система, др.) Общины, сообщества коренных народов должны участвовать в образовательном процессе.
Родители не участвуют в разработке образовательной траектории и планировании учебы студента. Родители должны участвовать в планировании образовательного процесса.
Кампус располагается в городе и является частью урбанизированной системы. Кампус должен учитывать традиционный уклад жизни коренных народов.
В основном, предлагаемые специализации не учитывают потребности коренных народов, проживающих в малозаселенных районах, на территориях с суровыми природно-климатическими условиями. Представители коренных малочисленных народов Севера должны учиться по тем программам, которые помогают получить компетенции, необходимые для жизни в северных районах страны.
Академическая успешность студента фиксируется индивидуально, групповая работа студентов не распространена. Академическая успешность студентов-представителей коренных малочисленных народов обусловлена работой в команде.

 

С учетом ожиданий коренных народов от учебы в университете, рекомендуется выстраивать образовательный процесс с учетом ожиданий коренных народов от учебы в университете. При этом образовательный процесс должен осуществляться согласно Федеральным государственным образовательным стандартам.

Согласно и проведенному исследованию, трудности в освоении учебных материалов, общении с людьми разных культур, влияние большого города, проживание в общежитии на территории кампуса определены в качестве существенных проблем в процессе адаптации обучающихся к университетской среде. Так, 33% студентов Северо-Восточного федерального университета отметили различия в обучении в средней школе и в высшем учебном заведении как значимую проблему адаптации. Большинство студентов СВФУ считают, что основными причинами трудной адаптации являются влияние большого города (23%), разнообразие людей с различными культурами и социальным опытом (27%) и неудобства в проживании на территории кампуса (16%).

В то же время большинство преподавателей считали, что низкое качество обучения в средней школе стало основной проблемой слабой интеграции студентов-аборигенов в вузе (70%). Также преподаватели СВФУ отметили, что культурный шок (50%), недостаточный объем профориентационных мероприятий (30%) и незнакомый образ жизни (20%) являются другими проблемами в процессе адаптации.

Административный персонал университета высказал несколько разные мнения о причинах трудного процесса интеграции аборигенных студентов. Исследование дало следующие результаты: недостаточная академическая подготовка (33%), негативное влияние большого города (33%), культурный шок (33%), непривычный образ жизни (20%).

Студенты и преподаватели университета отмечают, что хорошо организованная работа по профориентации, которая проводится в средней школе, может играть значительную роль в улучшении процесса интеграции аборигенов (50%).

Для улучшения процесса интеграции студентов-аборигенов преподаватели и сотрудники административного аппарата университета отмечают, что преподавателям лучше работать в качестве наставников, которые готовы помочь обучающимся в различных сферах студенческой жизни, таких как заселение в общежития, занятие спортом, участие в волонтерском движении и др. Наставники могли бы поддерживать связь с семьями студентов-аборигенов, особенно в первые месяцы обучения в университете.

Результаты исследования показывают, что самым трудным периодом адаптации для студентов является первый семестр. Студенты университета (33%) признают, что у них возникают большинство проблем с адаптацией в первые четыре месяца учебы в университете. Согласно результатам исследования, все три группы респондентов (от 23% до 33%) считают, что участие родителей в образовательном процессе в первый семестр могло бы значительно помочь в успешной адаптации аборигенных студентов. Также 30% преподавателей и 30% сотрудников администрации считают, что было бы лучше организовать долгосрочные стажировки и мастер-классы в домашних условиях, в родной деревне и в семейной обстановке. Университет мог бы разработать дистанционные и онлайн-методы обучения во время домашних стажировок.

Более того, большинство преподавателей (70%) считают необходимым и важным создавать в университете условия, знакомые аборигенам, например, условия как в школе. Считается, что создание знакомой и дружелюбной среды для студентов-аборигенов может сыграть большую роль в их успешном обучении. Согласно исследованию, абсолютное большинство респондентов (80% преподавателей и 47% сотрудников) предлагают наладить тесные связи университета со средними школами в сельской местности для регулярного проведения мероприятий по профориентации.

 

Таблица 2. Основные предложения по решению проблем академической адаптации студентов-аборигенов

Сдерживающие факторы Основные предложения  для решения проблем Результаты
1 Низкий уровень усвоения учебных материалов Внедрение регионального компонента в содержание учебных программ Достижение лучшего освоения академической программы аборигенами
2 Культурное разнообразие университетской среды Подготовка преподавателей по взаимодействию с представителями коренных народов Преподаватели лучше подготовлены для работы с представителями коренных народов

 

Для того чтобы сохранить и увеличить количество аборигенных студентов в университете, важно внедрить проект, который позволит создать организационные и академические условия. Проект может состоять из нескольких частей. Первая часть основана на разработке новых образовательных программ, которые должны быть важны или даже жизненно необходимы для работы в условиях и климате Севера и Арктики. Например, в университете Брок в канадской провинции Онтарио внедрение специализированной программы «Бакалавр педагогики для аборигенных взрослых», или ABADED. Цель этой программы — подготовка учителей, которые могут учить студентов – представителей коренных малочисленных народов [10].

В СВФУ также можно внедрять программы, которые готовят наставников, способных преподавать с учетом культурных особенностей коренных народов. Будущие преподаватели должны научиться использовать методы обучения, применимые при обучении коренных жителей, включая те, которые основаны на аборигенных традициях и способствуют успешному обучению аборигенов. Студенты таких образовательных программ могут учиться, используя знания, традиции и верования коренных народов, а некоторые занятия могут проводиться даже в аборигенной среде. Учебники, основанные на традиционных методах обучения аборигенов, также будут играть важную роль в образовательном процессе.

Учебные планы образовательных программ, предназначенных для молодежи из числа коренных народов, должны включать элементы культуры аборигенов. Таким образом, культурные компоненты становятся этническим междисциплинарным элементом. Это будет способствовать развитию национального и культурного самосознания, чувства собственного достоинства и гордости, что в конечном счете поможет студенту учиться успешно в университете.

Учебные программы должны быть составлены так, чтобы представители коренных народов могли изучать фундаментальные науки через призму мировоззрения коренных народов. Например, студенты СВФУ могут изучать историю эвенков, включая период Советского Союза и постсоветский период. Таким образом, студенты узнают о значимых периодах истории России через ее связь с историей эвенков. Курсы по экологии и биологии включали бы знания о природе, флоре и фауне родных земель эвенков. Дисциплины по антропологии могут включать знания о социальных взаимоотношениях в семье, племени и сообществе. Более того, студенты-эвенки могут изучать социальные отношения других коренных народов, проживающих в Якутии. Исследование традиционных обрядов, природных процессов и ролей лидеров в племенной жизни также может быть включено в дисциплины по гуманитарным наукам.

В процессе обучения по филологическим дисциплинам, студенты-эвенки могут повторить мифы и легенды родного народа, провести исследования этимологии терминов и выражений эвенкийского языка, сконцентрироваться на изучении родной литературы. Студенты приобретают навыки анализировать и сравнивать фразы и идиомы русского языка с фразами и идиомами жителей северных регионов. Несомненно, полученные знания помогают обучающемуся чувствовать себя уверенно в мультикультурной среде.

Кроме того, в процессе обучения в области географии студенты-эвенки могут изучать карты маршрутов эвенков в древние времена. Современные проблемы развития экономики коренных народов, северных территорий могут стать основой элективных программ по экономике. Студенты могут открывать для себя вопросы создания аборигенных корпораций, совершенствоваться в области земельных отношений, управления природными ресурсами, развития традиционных отраслей коренных народов, экологии и защиты окружающей среды, участия местного населения в экономическом развитии северных регионов.

Таким образом, такие учебные программы, включающие в себя аборигенный культурный компонент, будут востребованными для студентов из числа коренных малочисленных народов Севера. Учебные программы также могут включать долгосрочные стажировки студентов в родной общине.

 

Таблица 3. Примеры соответствия контента дисциплин с аборигенными культурными компонентами эвенков

  Этнический междисциплинарный элемент Дисциплины современных образовательных программ
1 История эвенков до и после присоединения Якутии к России История Отечества
2 Разработка законопроектов, позволяющих успешно применять федеральные законы во благо развития экономики северного региона Региональная экономика

 

Третья часть предлагаемых проектов, которую планируется реализовать в Северо-Восточном федеральном университете, заключается в совершенствовании работы учебных подразделений с аборигенными студентами.

Чтобы успешно работать со студентами-аборигенами, преподаватели должны осознавать значимость родного языка для коренных народов, межкультурные различия. Преподаватели должны понимать особенности качеств молодых аборигенов, например, такие как застенчивость и скромность. На первый взгляд, студенты-аборигены не столь активны в учебе, они медленно осваивают учебный материал. Преподаватели должны проявлять терпеливость и понимание в процессе обучения таких студентов. По сути, преподаватели выступают в качестве наставников обучающихся из числа коренных малочисленных народов. Наставники используют методы обучения, которые хорошо знакомы представителям коренных народов, создают привычную аборигенную экосферу в учебных корпусах, в общежитии, в целом на территории кампуса.

В свою очередь, кураторы учебных групп оказывают любую помощь студентам, поддерживают устойчивую связь с семьями обучающихся. При этом родители также могут участвовать в адаптационном процессе, особенно в течение первого года обучения в университете.

 

Заключение

Реализация подобного комплекса мер по содействию в адаптации студентов из числа коренных малочисленных народов Севера в университетской среде доказала свою эффективность, например, на Аляске, в Университете Аляски в Фэрбенксе. Согласно данным Университета Аляски в Фэрбенксе за 2016 год, количество аборигенов составляло 17,8% от общего числа зачисленных студентов UAF, в то время как аборигенное население составляло около 19% от всей численности населения данного северного региона — 737 625 человек. [14].

 

Список использованной литературы

  1. Агбо, С.А. (2001). Повышение успеха студентов коренных американцев: исследование с участием на Акуэсасне как часть разработки культурно значимой учебной программы. В Journal of American Indian Education, 40 (1), 31-56.
  2. Артеменко, О.И. (2007). Культура и образование коренных малочисленных народов Севера. Москва, ИНПО, 191 с.
  3. Артеменко, О.И. (2015). Роль методической культуры учителя в образовании школьников коренных малочисленных народов Севера (методический, социальный, рефлексивный аспекты): монография. Москва, Федеральный институт развития образования, 114 с.
  4. Atleo, E.R. (2011). Принципы Цавалк: коренной подход к глобальному кризису. Ванкувер, UBC Press, 220 с.
  5. Beresford, G.Q. (2006). Модели разработки политики в аборигенном образовании: проблемы и дискурс. В журнале Australian Journal of Education, 50 (3), 265-280.
  6. Васильев, Е.А., Кирко, В.И., Малахова, Е.В., Межова, И.А., Пименова, Н.Н. (2014). Разработка модели и механизмов дистанционной подготовки инженерных и педагогических кадров (в том числе из малочисленных коренных народов) для освоения северных и арктических территорий Красноярского края. Красноярск, Красноярский государственный педагогический университет. Доступно по адресу: http://www.elib.kspu.ru/get/10690
  7. Громова, Н.З. (2005). Особенности ценностных ориентаций на образование у коренных малочисленных народов Севера. Москва, Институт социально-политических наук РАН, 173 с.
  8. Галлори, Р. М., Вулвертон, М. (2008). Речь о семье: устойчивость учащихся коренных американцев в высшем образовании. В: Журнал высшего образования, 79 (1). Издательство Университета штата Огайо, 58-87.
  9. Хэмптон, Э. (1995). К переосмыслению индийского образования. В: М. Баттист и Дж. Барман, Образование численности первых наций в Канаде: круг разворачивается. Ванкувер, UBC Press, 5-46.
  10. Китчен, Дж., Ходсон, Дж. (2013). Улучшение условий для аборигенных учащихся в высшем образовании: опыт кандидатов в учителя из Нишнаубе Аски в программе подготовки педагогов. В Brock Education, 23 (1), 97-115.
  11. Клейнфилд, Дж., Эндрюс, Джастин, Дж. (2006). Гендерный разрыв в высшем образовании на Аляске. В Arctic. Arctic Institute of North America, 59 (4), 429-494.
  12. Льюингтон, Дж. (2011). В Канаде новые стратегии помощи быстро растущему сектору аборигенных студентов. В Chronicle of Higher Education, 58 (14), 112-123.
  13. Серкин, В.П. (2008). Проблемы системы образования коренных малочисленных народов Северо-Востока России в 2008 году. Магадан, Кордис, 75 с.
  14. Скиннер, О., Леонард, Б. (2016). Мир, в котором [коренные народы Аляски] принимают важные решения: Повторное рассмотрение институциональных дискурсов и управления в высшем образовании. Доступно на: https://www.researchgate.net/publication/308962083
  15. Тарканов, И.А. (2006). О проблемах получения образования молодежью из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе — Югра. Ханты-Мансийск, Полиграфист, 44 с.

 

Литература на английском:

  1. Agbo, S.A. Enhancing the Success of American Indian Students: A Research Study Involving the Akwesasne as Part of Developing a Culturally Relevant Curriculum. [Povyshenie uspekha studentov korennykh amerikantsev: issledovanie s uchastiem na Akuesasne kak chast’ razrabotki kul’turno znachimoy uchebnoy programmy]. // Journal of American Indian Education, 2001. 31-56.
  2. Artememko, O.I. Culture and Education of the Indigenous Minorities of the North. [Kul’tura i obrazovanie korennykh malochislennykh narodov Severa]. // Moscow: INPO, 2007. P. 191.
  3. Artememko, O.I. The Role of the Teacher’s Methodological Culture in the Education of Schoolchildren of the Indigenous Minorities of the North (Methodological, Social, Reflexive Aspects): Monograph. [Rol’ metodicheskoy kul’tury uchitelya v obrazovanii shkol’nikov korennykh malochislennykh narodov Severa (metodicheskiy, sotsial’nyy, refleksivnyy aspekty): monografiya]. // Moscow: Federal Institute for Education Development, 2015. 114.
  4. Atleo, E.R. Tsawalk Principles: An Indigenous Approach to Global Crisis. [Printsipy Tsavalk: korennoy podkhod k global’nomu krizisu]. // Vancouver: UBC Press, 2011. 220.
  5. Beresford, G.Q. Models of Policy Development in Aboriginal Education: Issues and Discourse. [Modeli razrabotki politiki v aborigenom obrazovanii: problemy i diskurs]. // Australian Journal of Education, 2006. 265-280.
  6. Vasilyev, E.A., Kirko, V.I., Malakhova, E.V., Mezhova, I.A., Pimenova, N.N. Development of a Model and Mechanisms for Distance Training of Engineering and Pedagogical Personnel (Including from Indigenous Minorities) for the Development of Northern and Arctic Territories of the Krasnoyarsk Territory. [Razrabotka modeli i mekhanizmov distantsionnoy podgotovki inzhenernykh i pedagogicheskikh kadrov (v tom chisle iz malochislennykh korennykh narodov) dlya osvoeniya severnykh i arkticheskikh territoriy Krasnoyarskogo kraya]. // Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Pedagogical University, 2014. Available at: http://www.elib.kspu.ru/get/10690.
  7. Gromova, N.Z. Features of Value Orientations Towards Education Among the Indigenous Minorities of the North. [Osobennosti tsennostnykh oriyentatsiy na obrazovanie u korennykh malochislennykh narodov Severa]. // Moscow: Institute of Social and Political Sciences of the Russian Academy of Sciences, 2005. 173.
  8. Gallori, R.M., Wolverton, M. Talking About Family: The Persistence of American Indian Students in Higher Education. [Rech’ o sem’e: ustoychivost’ uchashchikhsya korennykh amerikantsev v vyshem obrazovanii]. // Journal of Higher Education, 2008. 58-87.
  9. Hampton, E. Towards a Redefinition of Indian Education. [K peresmyshleniyu indiyskogo obrazovaniya]. // In M. Battiste and J. Barman, First Nations Education in Canada: The Circle Unfolds. Vancouver: UBC Press, 1995. P. 5-46.
  10. Kitchen, J., Hodson, J. Improving Conditions for Aboriginal Students in Higher Education: The Experience of Teacher Candidates from Nishnawbe Aski in a Teacher Education Program. [Uluchshenie usloviy dlya aborigennykh uchashchikhsya v vyshem obrazovanii: opyt kandidatov v uchitelya iz Nishnaube Aski v programme podgotovki pedagogov]. // Brock Education, 2013. 97-115.
  11. Kleinfeld, J., Andrews, J.J. Gender Gap in Alaska’s Higher Education. [Gendernyy razryv v vyshem obrazovanii na Alyaske]. // Arctic, 2006. P. 429-494.
  12. Lewington, J. In Canada, New Strategies to Aid a Fast-Growing Sector of Aboriginal Students. [V Kanade novye strategii pomoshchi bystro rastushchemu sektoru aborigennykh studentov]. // Chronicle of Higher Education, 2011. 112-123.
  13. Serkin, V.P. Problems of the Education System of the Indigenous Minorities of the Northeast of Russia in 2008. [Problemy sistemy obrazovaniya korennykh malochislennykh narodov Severo-Vostoka Rossii v 2008 godu]. // Magadan: Kordis, 2008. 75.
  14. Skinner, O., Leonard, B. A World Where [Alaska Natives] Make Important Decisions: Re-Examining Institutional Discourses and Governance in Higher Education. [Mir, v kotorom [korennye narody Alyaski] prinimayut vazhnye resheniya: Povtornoe rassmotrenie institutsional’nykh diskursov i upravleniya v vyshem obrazovanii]. // Available at: https://www.researchgate.net/publication/308962083.
  15. Tarkanov, I.A. On the Problems of Education Access for Youth from Indigenous Minorities in the Khanty-Mansi Autonomous Okrug — Yugra. [O problemakh polucheniya obrazovaniya molodezhyu iz chisla korennykh malochislennykh narodov v Khanty-Mansiyskom avtonomnom okruge — Yugr]. // Khanty-Mansiysk: Poligrafist, 2006. P. 44.

Еще в рубриках

Регионы России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *