
Особенности формирования региональных бюджетов в современных экономических реалиях
Features of regional budget formation in modern economic realities
Авторы
Аннотация
В рамках статьи исследованы вопросы формирования и расходования бюджетных средств в субъектах РФ. В сложившейся геополитической ситуации, санкций со стороны недружественных стран, последствий сложнейшего коронокризиса, приоритетами бюджетной политики выступает укрепление финансовой базы региональных бюджетов. При этом ставится задача в экономии бюджетных средств, в части выделения дотаций и других межбюджетных трансфертов и укреплении самостоятельности региональных бюджетов.
Субъекты РФ в условиях международных санкций в короткие сроки изменили вектор внешнеэкономической деятельности. Так за последние три года значительно выросли объемы экспорта и импорта внутри стран БРИКС, причем в валютах данных стран. Необходимо пространственное развитие всех без исключения субъектов РФ.
Ключевые слова
бюджет, доходы, расходы, коронокризис, дотации, трансферты.
Рекомендуемая ссылка
Особенности формирования региональных бюджетов в современных экономических реалиях// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (82). Номер статьи: 8209. Дата публикации: 19.06.2025. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/8209/
Authors
Abstract
The article examines the issues of formation and expenditure of budget funds in the subjects of the Russian Federation. In the current geopolitical situation, sanctions from unfriendly countries, and the consequences of the most difficult coronavirus crisis, fiscal policy priorities include strengthening the financial base of regional budgets. At the same time, the task is to save budget funds, allocate subsidies and other inter-budgetary transfers, and strengthen the independence of regional budgets
The subjects of the Russian Federation, in the context of international sanctions, changed the vector of foreign economic activity in a short time. Thus, over the past three years, the volume of exports and imports within the BRICS countries has increased significantly, and in the currencies of these countries. Spatial development of all subjects of the Russian Federation, without exception, is necessary.
Keywords
budget, independence of regional budgets, coronavirus crisis, subsidies, transfers.
Suggested Citation
Features of regional budget formation in modern economic realities// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (82). Art. #8209. Date issued: 19.06.2025. Available at: https://eee-region.ru/article/8209/
Введение
Региональные бюджеты выступают основополагающим инструментом реализации экономической и социальной политики. Успешное развитие территории напрямую зависит от грамотно выстроенной бюджетной политики. За счет средств регионального бюджета субъекты могут эффективно выполнять возложенные на них функции по социально-экономическому развитию. На современном этапе развития для более эффективного использования бюджетных средств все этапы бюджетного управления полностью автоматизированы. Цифровые технологии позволяют контролировать «бюджетный рубль». Понятие региональный бюджет как экономическая дефиниция представляет собой общественные отношения, которые возникают в процессе, образования и использования денежных средств, необходимых субъекту для реализации своих функций и задач. С правовой точки зрения, данная категория выступает как финансовый план субъекта, принимаемая в форме закона. Все финансовые потоки, реализуемые в экономическом пространстве, всегда привязаны к определенному субъекту.
Результаты исследования
Каждый субъект РФ связан финансовыми потоками, как с другими субъектами, так и центром. Во всех без исключения федеративных странах есть регионы как доноры, так и реципиенты. Регион-донор направляет средства федеральному бюджету в большем объеме, чем принимает. В состав РФ входит 89 субъектов, каждый из которых имеет свои особенности. Это объясняется историческими, экономическими условиями, территориальным расположением, климатом, наличием ресурсов и многими другими факторами. Вследствие этого регионы, изначально не могут развиваться одинаково. Субъекты доноры являются точками экономического роста, данным регионам легче создавать условия для привлечения инвестиций, они выступают финансовой базой бюджетной системы государства. В данных регионах достаточно прочный налоговый потенциал, они обладают более высоким уровнем бюджетной автономии и поэтому в меньшей степени зависят от трансфертов, выделяемых из федерального бюджета. К России было присоединено 4 новых субъекта, на территории которых многие годы происходили военные действия. В силу этого данные территории по экономическому развитию отстают от других субъектов. За короткие сроки в Донбасс, Запорожье, Луганск, и Херсон было необходимо направить достаточной большой объем бюджетных средств, чтобы постепенно вывести их на совершенно новый уровень экономического и социального развития. Согласно статистическим данным к категории дотационных в 2023 году относилось 62 субъекта, в том числе и 4 новых региона. Все без исключения республики СКФО являются высокодотационными, наиболее убыточными выступают Дагестан и Ставрополь. Для динамичного экономического развития государству необходимо выравнивать уровень бюджетной обеспеченности по всем без исключения регионам.
Несмотря на глобальные трансформации миропорядка, в России в 2022 году удалось увеличить количество субъектов доноров на 10 регионов. Наибольший объем отчислений в федеральный бюджет в 2023 году приходилось на Ханты-Мансийский АО -3,75 трлн руб., на втором месте находилась Москва. Если говорить о регионах реципиентах, то первую строчку занимает Дагестан, только в 2022 году туда было направлено — 80,18 млрд руб. К достаточно крупным донорам в мировом масштабе относятся: территория Альберта в Канаде, Тюменская область в РФ, данные субъекты имеют в своем арсенале большие запасы полезных ископаемых. Если рассматривать данный вопрос с точки зрения урбанизации, то это соответственно: Нью-Йорк, Москва. На территории данных субъектов аккумулируется большой объем налоговых поступлений.
Таблица 1. Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на 2023-2024 гг. и на плановый период 2025 г. [1] (млн рублей)
Наименование субъекта Российской Федерации | 2023 | 2024 | Факт.откл. 2024/2023 | Отн. откл. 2024/2023 | 2025 | Факт откл. 2025/2024 | Отн откл. 2025/2024 |
Республика Адыгея | 6 018 | 4 391 | -1627 | 73 | 4 844 | 453 | 110 |
Республика Дагестан | 85 915 | 75 198 | -10717 | 88 | 69 161 | 6037 | 92 |
Республика Ингушетия | 14 390 | 12 800 | -1590 | 89 | 11 584 | -1216 | 91 |
Кабардино-Балкарская Республика | 18 047 | 17 318 | -729 | 96 | 14 528 | -2790 | 84 |
Карачаево-Черкесская Республика | 12 949 | 11 337 | -1612 | 88 | 10 424 | -913 | 92 |
Республика Северная Осетия — Алания | 13 504 | 11 143 | -2361 | 83 | 10 870 | -273 | 98 |
Чеченская Республика | 43 094 | 35 656 | -7438 | 83 | 34 691 | -965 | 97 |
Ставропольский край | 29 295 | 21 041 | -8254 | 72 | 23 583 | 2542 | 112 |
Согласно данным представленным в таблице 1 во всех субъектах СКФО в 2022 году значительно снижен объем дотаций, причем больше всего в Республике Адыгея и Ставропольском крае. В 2023 году данная тенденция продолжилась и объем дотаций сократился, и только в Республике Адыгея и Ставропольском крае, он вырос на110 и 112 % соответственно.
Таблица 2. Доходы консолидированного бюджета Ставропольского края в 2021-2023 гг. (тыс. руб.) [4], [5], [6].
Наименование показателя | 2021 | 2022 | Факт откл.. 2022/2021 | Отн. откл. 2022/2021 | 2023 | Факт откл. 2023/2022 | Отн откл. 2023/2022 |
Всего доходов | 101831919 | 117018567 | 15186648 | 114 | 215895455 | 98876888,3 | 184 |
Налоговые и неналоговые доходы | 72424385 | 86908124 | 14483739 | 119 | 142990699 | 56082575,4 | 164 |
Безвозмездные поступления | 29407533 | 30110443 | 702910 | 102 | 72904755 | 42794312,9 | 242 |
Рисунок 1. Всего доходы консолидированного бюджета Ставропольского края 2021-2023 гг., тыс. руб.
В целом доходы субъекта Ставропольского края за истекшие три года демонстрируют рост. При чем если в 2022 году он составили 114 процентов, то 2023 году доходы достигли уровня 215895455 тыс. руб., темп роста составил 184 %.
Рисунок 2. Налоговые и неналоговые доходы Ставропольского края за 2021-2023 гг., тыс. руб.
Налоговые и неналоговые доходы в 2021 году были исполнены в объеме 72424385 тыс. руб. фактическое отклонение в период с 2021 по 2023 год составило 14483739 тыс. руб. или 120%.
В 2023 году показатель продолжал демонстрировать рост и достиг отметки 142990699 тыс. руб., прирост составил 164 процентных пункта.
Рисунок 3. Безвозмездные поступления Ставропольского края 2021-2023 гг. тыс. руб.
Согласно данным представленным на рисунке 3 объем трансфертов за истекшие три года демонстрирует рост, если в 2022 году он был зафиксирован на отметке 119 %, то в 2023 году- 164%.
Таблица 3. Налоговые и неналоговые доходы бюджета Ставропольского края 2021-2023 гг. (тыс. руб.) [4], [5], [6].
Наименование показателя | 2021 | 2022 | Факт откл.. 2022/2021 | Отн.откл. 2022/2021 | 2023 | Факт откл. 2023/2022 | Отн откл. 2023/2022 |
Налоги на прибыль, доходы | 66186512,8 | 78999552 | 12813039,2 | 119 | 87118592,65 | 8119040,65 | 110 |
Налоги на товары (работы , услуги), реализуемые на территории РФ | 12176059,7 | 14506391,96 | 2330332,3 | 119 | 14867163,83 | 360771,87 | 102 |
Налоги на совокупный доход | 10286350,5 | 13195974,47 | 2909623,99 | 128 | 14009298,72 | 813324,25 | 106 |
Налоги на имущество | 14576572,2 | 16000546,88 | 1423974,65 | 109 | 15986654,76 | -13892,12 | 99 |
Государственные пошлины | 750711,51 | 704975,51 | -45736 | 93 | 746430,69 | 41455,18 | 105 |
Доходы от использования имущества, находящегося государственной и муниципальной собственности | 3871740,4 | 8261060,69 | 4389320,29 | 213 | 7900188,23 | -360872,46 | 95 |
Платежи при использовании природными ресурсами | 205709,36 | 165513,78 | -40195,58 | 80 | 136104,35 | -29409,43 | 82 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба | 1254065,01 | 1610545,44 | 356480,43 | 128 | 2226266,17 | 615720,73 | 138 |
Согласно данным представленным в таблице 3 наибольший рост показали в 2022 году доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности — 213%., в 2023 году- штрафы, санкции, возмещение ущерба -138%.
Таблица 4. Безвозмездные поступления в бюджет Ставропольского края 2021-2023 гг., тыс. руб. [4], [5], [6].
Наименование показателя | 2021 | 2022 | Факт откл.. 2022/2021 | Отн. откл. 2022/2021 | 2023 | Факт откл. 2023/2022 | Отн откл. 2023/2022 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ | 72751484 | 73011703,9 | 260219,97 | 100 | 68536811,74 | -4474892,13 | 93 |
Безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций | 336175,4 | 1664539,57 | 1328364,9 | 495 | 4173788,81 | 2509249,24 | 250 |
Прочие безвозмездные поступления | 106175,2 | 99815,48 | -6359,75 | 94 | 194155,35 | 94339,87 | 194 |
Согласно официальным данным об исполнении бюджета можно сделать вывод, что колоссальный рост демонстрируют в 2022, 2023 году безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций-495%, 250 % соответственно.
Таблица 5. Расходы консолидированного бюджета Ставропольского края в 2021-2023 гг., тыс. руб. [4], [5], [6].
Наименование показателя | 2021 | 2022 | Факт откл.. 2022/2021 | Отн. откл. 2022/2021 | 2023 | Факт откл. 2023/2022 | Отн откл. 2023/2022 |
Всего расходов | 146933620 | 168839621 | 21906001 | 114 | 185371628 | 16532007,04 | 109 |
Общегосударственные
вопросы |
3964051,1 | 6944357 | 2980305,9 | 175 |
4608444,82 |
-2335912,18 | 66 |
Национальная экономика | 22784055 | 23428725 | 644670 | 102 | 32362568,04 | 8933843,04 | 138 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 5472868,7 | 4147142,3 | -1325726,4 | 75 | 8984157,78 | 4837015,48 | 216 |
Образование | 29353072 | 36848969 | 7495897 | 125 | 42196810,55 | 5347841,55 | 114 |
Здравоохранение | 15876489 | 16440480 | 563991 | 103 | 17486502,82 | 1046022,82 | 106 |
Социальная политика | 52539491 | 58635032 | 6095541 | 111 | 58113490 | -521542 | 99 |
Средства массовой информации | 335815,9 | 364804,2 | 28988,3 | 108 | 468083,02 | 103278,82 | 128 |
Согласно официальным данным об исполнении бюджета Ставропольского края наибольший рост в 2022 году демонстрируют расходы по статье общегосударственные вопросы -175%, годом позже эта статья бюджета значительно снизилась на 44 процентных пункта. В 2023 году демонстрирует колоссальный рост статья ЖКХ -175 %, которая годом ранее уменьшилась на 25%.
Заключение
В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что в период с 2021 по 2023 годы значительно снизился объем межбюджетных трансфертов. Это связано с тем, что в условиях коронокризиса субъектам был увеличен объем трансфертов, который, после выполненных задач был снижен. Кроме того, в силу сложившейся геополитической ситуации, правительству было необходимо оптимизировать бюджетные средства. Несмотря на сложную экономическую обстановку в России увеличилось число субъектов –доноров, многие субъекты значительно нарастили объемы доходов. Государство проводит постоянный мониторинг и не допускает резкого снижения доходов в регионах РФ. При снижении доходов субъекта, вызванное объективными причинами, предоставляются выравнивающие дотации. Кроме того, в качестве нецелевой финансовой поддержки используется механизм бюджетных кредитов, так только в 2023 году на эти цели было выделено порядка 250 млрд рублей., в 2024 году эта сумма незначительно снизилась и составила 246 млрд рублей.
Список литературы:
- КонсультантПлюс https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_433298/065170e6ac1cbd4d98b74b311f9551de7a070aa8/?ysclid=maewdlmsno372172786 (дата обращения 12.04.2025)
- Единый портал бюджетной системы РФ «Электронный бюджет»// [Электронный ресурс]. URL: https://www.budget.gov.ru (дата обращения 12.04.2025)
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 15.07.23 г) // (дата обращения 11.04.2025)
- Закон Ставропольского края от 06.06.2022 № 53-кз «Об исполнении бюджета Ставропольского края за 2021 год»
- Закон Ставропольского края от 1.06.2023 № 59-кз «Об исполнении бюджета Ставропольского края за 2022 год»
- Закон Ставропольского края от 27.05.2024 № 52-кз «Об исполнении бюджета Ставропольского края за 2023 год»
Bibliography:
- [KonsultantPlus] // Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_433298/065170e6ac1cbd4d98b74b311f9551de7a070aa8/ (Accessed: 12 April 2025).
- Ediny Portal Byudzhetnoi Sistemy RF “Elektronnyy Byudzhet”. [Unified Portal of the Budget System of the Russian Federation “Electronic Budget”] // [Electronic resource]. Available at: https://www.budget.gov.ru (Accessed: 12 April 2025).
- Byudzhetnyy Kodex Rossiyskoy Federatsii [Budget Code of the Russian Federation]. No. 145-ФЗ, 31 July 1998 (red. from 15 July 2023). // Available at: (Accessed: 11 April 2025).
- Zakon Stavropol’skogo kraya [Law of the Stavropol Krai] No. 53-kz, 6 June 2022, «Ob ispolnenii byudzheta Stavropol’skogo kraya za 2021 goda» // (In Russian).
- Zakon Stavropol’skogo kraya [Law of the Stavropol Krai] No. 59-kz, 1 June 2023, «Ob ispolnenii byudzheta Stavropol’skogo kraya za 2022 goda» // (In Russian).
- Zakon Stavropol’skogo kraya [Law of the Stavropol Krai] No. 52-kz, 27 May 2024, «Ob ispolnenii byudzheta Stavropol’skogo kraya za 2023 god» // (In Russian).