
Теоретические и практические аспекты оценки рыночной власти на рынке потребительских товаров в Республике Беларусь
Theoretical and Practical Aspects of Assessing Market Power in the Consumer Goods Market in the Republic of Belarus
Авторы
Аннотация
Статья посвящена исследованию рыночной власти на современном рынке потребительских товаров в Республике Беларусь, основываясь на теоретических подходах Жана Тироля. В работе рассматриваются теоретические аспекты рыночной власти, анализируются изменения в структуре рынка вследствие экономических преобразований и либерализации. Основное внимание уделяется потенциальному злоупотреблению рыночной властью крупными игроками, что порождает необходимость разработки рекомендаций по антимонопольной политике. В статье также представлены современные тенденции белорусского потребительского рынка, включая рост онлайн-продаж и поддержка местного производства, и обсуждается влияние этих факторов на конкурентную среду.
Ключевые слова
Республика Беларусь, рыночная власть, олигополия, антимонопольная политика, потребительский рынок, монопольная конкуренция, импортозамещение, онлайн-торговля.
Рекомендуемая ссылка
Теоретические и практические аспекты оценки рыночной власти на рынке потребительских товаров в Республике Беларусь// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (81). Номер статьи: 8104. Дата публикации: 11.02.2025. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/8104/
Authors
Abstract
The article is dedicated to the study of market power in the modern consumer goods market in the Republic of Belarus, based on the theoretical approaches of Jean Tirole. The work examines the theoretical aspects of market power and analyzes changes in market structure resulting from economic transformations and liberalization. Special attention is paid to the potential abuse of market power by major players, highlighting the need for developing recommendations for antitrust policy. The article also presents current trends in the Belarusian consumer market, including the growth of online sales and support for local production, and discusses the impact of these factors on the competitive environment.
Keywords
Republic of Belarus, market power, oligopoly, antitrust policy, consumer market, monopolistic competition, import substitution, online trading.
Suggested Citation
Theoretical and Practical Aspects of Assessing Market Power in the Consumer Goods Market in the Republic of Belarus// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (81). Art. #8104. Date issued: 11.02.2025. Available at: https://eee-region.ru/article/8104/
Введение
Актуальность исследования рыночной власти на современном рынке потребительских товаров в Республике Беларусь не вызывает сомнений и определяется несколькими ключевыми моментами.
Во-первых, оценка рыночной власти и структуры рынков является одной из важнейших проблем современной экономической теории и практики. Работы Жан Тироля внесли значительный вклад в понимание механизмов, управляющих олигопольной и монопольной конкуренцией [1, c. 162]. Исследование этих механизмов является необходимым условием для разработки эффективной экономической политики.
Во-вторых, экономическая трансформация и либерализация за последние десятилетия привели к значительным изменениям в структуре товарных рынков и состоянии конкурентной среды [2]. В этих условиях понимание и анализ рыночной власти становятся критически важными для обеспечения устойчивого экономического роста и защиты интересов потребителей.
В-третьих, современные рыночные тенденции показывают тенденцию к возрастанию концентрации капитала и усилению позиций крупных игроков на рынках потребительских товаров, что ведет к возникновению ситуации асимметричности информации и потенциальной возможности злоупотребления рыночной властью [3, с. 158-161].
Кроме того, наглядный пример применения теорий Ж. Тироля к конкретным условиям национального рынка позволяет выявить специфические черты рыночной власти и разработать рекомендации по ее оценке и механизму регулирования.
Таким образом, исследование теоретических подходов Ж. Тироля к пониманию рыночной власти и их применимость к современному рынку потребительских товаров в Республике Беларусь представляется не только научно значимым, но и практически актуальным, способным внести вклад в разработку эффективной экономической политики страны.
Целью настоящего исследования является анализ и оценка влияния рыночной власти на современный рынок потребительских товаров в Республике Беларусь на основе теоретических подходов, предложенных Ж. Тиролем.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи.
1) Изучение теоретических основ рыночной власти. Провести тщательный обзор и систематизацию существующих научных подходов к изучению и оценке рыночной власти, с акцентом на работы Ж. Тироля и его концепцию рыночной структуры и информации.
2) Сравнительный анализ. Сравнить практическое проявление рыночной власти на отечественном рынке с теоретическими положениями, предложенными Ж. Тиролем, чтобы выявить специфические особенности и общие тенденции.
3) Разработка рекомендаций по регулированию рыночной власти. На основе проведенного анализа выработать рекомендации по совершенствованию антимонопольной политики и регулированию рыночной власти в республике.
Успешное выполнение данных задач позволит расширить теоретическое понимание рыночной власти, аспектов ее проявления и предложить практические меры, способствующие улучшению конкурентной среды в Республике Беларусь.
Результаты исследований
Жан Тироль, один из ведущих экономистов современности, значительно углубил понимание рыночной власти и ее механизма проявления. Его исследования в области микроэкономики, теории игр и теории контрактов оказали существенное влияние на современное экономическое мышление [1, c. 162].
Ж. Тироль разработал многоуровневый подход к анализу промышленной организации и рыночной структуры. Основное внимание он уделял изучению поведения компаний в условиях ограниченной конкуренции, включая олигополии и монополии [1, c. 162]. Он предложил модели, объясняющие, как фирмы используют рыночную власть для влияния на цены и условия торговли, и какие механизмы можно использовать для регуляции таких рынков.
Ключевой аспект теорий Ж. Тироля связан с теорией контрактов и асимметричности информации. Он исследовал, как неравномерное распределение информации между экономическими агентами влияет на принятие решений и рыночные результаты [4, c. 89-91].
Кроме того, Ж. Тироль внес значительный вклад в изучение регуляции естественных монополий и разработал модели, которые могут быть использованы для разработки оптимальных регуляторных стратегий в различных отраслях [5, c. 130-135].
Труды Ж. Тироля, особенно в области асимметричной информации и теории контрактов, формируют основу для современного антимонопольного законодательства и государственного регулирования, что делает его теории весьма актуальными для изучения и применения в различных сферах, включая экономику Республики Беларусь. В этой связи интерес представляет анализ того, как именно теоретические разработки Ж. Тироля могут быть адаптированы к местным условиям.
Рынок потребительских товаров в Республике Беларусь характеризуется высокой степенью диверсификации и играет важную роль в экономике страны. Он охватывает широкий спектр товаров повседневного спроса, включая продукты питания, бытовую технику, одежду, обувь и другие товары длительного пользования.
Структура потребительского рынка Республики Беларусь демонстрирует разнообразие товарных сегментов и услуги, значимые для экономики страны. Рынок находится в динамичном развитии, что подтверждается рядом выявленных трендов. В 2023 году наблюдается существенное увеличение онлайн-покупок, особенно в сегменте непродовольственных товаров, что связано с совершенствованием цифровых технологий и изменениями в потребительском поведении [6].
Наблюдается изменение потребительских предпочтений: потребители все чаще выбирают местные продукты, что связано с поддержкой национальных производителей и общей тенденцией к экологичности. Также ожидается реализация политики контролируемости инфляционных процессов благодаря мерам Национального банка и государственной политике.
В 2023 году доля продовольственных товаров в розничных продажах уменьшилась на 0,7% по сравнению с 2022 годом, в то время как доля непродовольственных товаров возросла. Этот сдвиг обусловлен изменением потребительских предпочтений в условиях продолжительного экономического роста [7].
Эти структурные характеристики и тенденции свидетельствуют о благоприятных перспективах развития потребительского рынка Беларуси, с акцентом на инновации в торговле и повышение качества жизни населения. Это создает условия для стабильного экономического роста и укрепления рынка.
Конкуренция на потребительском рынке Беларуси оказывает положительное влияние на экономику, способствуя развитию инноваций и обеспечению разнообразия. В результате конкуренции организации стремятся снижать расходы на производство и реализацию, улучшать качество товаров и услуг. Потребители же выигрывают от широкого ассортимента, достаточного уровня конкурентоспособности и контролируемых цен.
Развитие экономики Беларуси сопровождается активным внедрением сетевых принципов организации бизнеса, что обусловлено инновационными преобразованиями мировой экономики. В Беларуси торговые сети и сети в сфере гостиничной индустрии перешли на реализацию механизмов и инструментов, способствующих социальной стабильности и конкурентоспособности региональных рынков.
Укрупнение объектов торговли позволяет торговому ритейлу оптимизировать ассортиментную и ценовую политику, а также повышать эффективность взаимодействия с поставщиками и покупателями. Ключевые конкурентные преимущества сетей включают консолидацию, франчайзинг, создание собственных брендов и торговых марок, внедрение социальных программ.
В 2024 году рынок потребительских товаров в Беларуси характеризуется активной государственной поддержкой местного производства и стремлением к импортозамещению. Приоритетное внимание уделяется продвижению отечественных товаров, что оказывает значительное влияние на структуру рынка. Государственные инициативы направлены на создание благоприятных условий для развития собственной индустрии, включая разработку стратегии легкой промышленности и создание национального маркетплейса, что способствует изменению конкурентного ландшафта и снижению зависимости от импортных товаров [8].
Ценовая стабилизация также является значимым элементом государственной политики. Мероприятия по контролю инфляции предпринимаются для снижения давления на конечных потребителей и обеспечения доступности товаров, что влияет на силу рыночной власти субъектов хозяйствования [9].
Конкуренция в розничной торговле находится в сложной фазе. Значительная часть крупных торговых сетей сталкивается с трудностями, вызванными как внутренними, так и внешними факторами, что приводит к уходу с рынка некоторых участников. Эти аспекты демонстрируют влияние государственной политики и экономических условий на конкуренцию и рыночную власть, создавая сложную и многогранную картину развития сферы потребительских товаров в Беларуси.
Изучив теории Ж. Тироля применительно к отечественному рынку, можно выдвинуть следующие предположения, подкрепленные конкретными примерами, с акцентом на основные аспекты, такие как ключевые игроки, практика ценообразования и маркетинговые стратегии.
Компании на олигополистических рынках должны учитывать вероятные реакции своих конкурентов на принимаемые ими решения, что в конечном итоге делает рынок менее предсказуемым и усиливает стратегическое взаимодействие между игроками. Эти идеи находят практическое применение в реальной экономике, где крупные организации стремятся сохранять свою конкурентоспособность путем стратегического маневрирования и учета действий соперников.
Сегодня компании принимают решения, исходя не только из стремления к максимизации прибыли, но и с учетом контрактных теорий и стимулов для менеджеров. В этой области можно рассматривать различные аспекты взаимодействия внутри организации, включая проблемы агента и принципала, которые могут влиять на эффективность функционирования организации. Это важно для понимания того, как внутренние механизмы управления и мотивации могут оказывать влияние на общую стратегию и результаты деятельности субъекта хозяйствования, что имеет непосредственное практическое значение для управленцев и разработчиков корпоративной политики.
Еще одним значимым аспектом исследований Тироля было регулирование и антитрастовое законодательство. Экономист рассматривал механизмы, позволяющие контролировать злоупотребления рыночной властью и поддерживать конкурентоспособность в промышленности. Его работы подчеркивают важность государственного вмешательства в случаи, когда рыночные силы оказываются неспособными самостоятельно обеспечить справедливую конкуренцию. Регулирование может включать меры по сдерживанию монопольных тенденций, контроль над ценообразованием и предотвращение антиконкурентных практик, что помогает создавать условия для эффективного функционирования рынка и защиты интересов потребителей.
Практическое применение этих теорий можно наблюдать на конкретных примерах современных товарных рынков. ОАО «Беларуськалий», занимающее доминирующее положение в производстве и экспорте калийных удобрений, проводит политику, позволяющую ему влиять на мировые цены и объемы производства. ОАО «Беларусьбанк», являясь крупнейшим банковским учреждением в стране, использует свои капиталовложения для определения условий кредитования и депозитных ставок, поддерживает свое лидерство на рынке. ОАО « Авиакомпания «Белавиа», несмотря на наличие высокой степени международной конкуренции в этой области, сохраняет лидирующие позиции за счет стратегического ценообразования и программ лояльности для пассажиров. Анализ данных предприятий через призму теорий Ж. Тироля демонстрирует, как они внедряют различные аспекты управления и регулирования для поддержания своих рыночных позиций (таблица 1).
Таблица 1. Интерпретация теорий Ж. Тироля для белорусского рынка
Теория Ж. Тироля | Аспекты применения |
Монополии и Олигополии | Доминирование на рынке и стратегические решения |
Дифференцированное ценообразование | Ценовая дискриминация и сегментирование рынка |
Регулирование | Государственный контроль и антимонопольное регулирование |
Источник: собственная разработка
Антимонопольное регулирование в Беларуси активно использует подходы, разработанные Ж. Тиролем. Антимонопольный орган страны — Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) — внедряет меры контроля рыночной власти, чтобы предотвратить злоупотребления со стороны субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на рынке. Эти меры включают расследование монопольных практик, штрафы за антиконкурентное поведение и обязательное структурирование бизнеса для уменьшения степени концентрации рынка. Эти практики обычно направлены на обеспечение справедливой конкуренции, что является ключевым аспектом теорий Ж. Тироля.
На рынке телекоммуникаций ключевые игроки, такие как A1 и МТС, применяют стратегии, которые соотносятся с теорией Ж. Тироля о ценовой дискриминации и сегментации рынка. Каждая организация предлагает различные тарифные планы, которые рассчитаны на разные группы потребителей, что позволяет извлекать максимальную прибыль и удерживать конкурентные преимущества. Также, методы воздействия на рынок через скидки и пакеты услуг приводят к повышению конкурентоспособности.
В энергетическом секторе Беларуси методы ценообразования и тарифного регулирования соответствуют представлениям Ж. Тироля о необходимости государственных вмешательств для регулирования естественных монополий. Государственные органы, устанавливающие тарифы на электроэнергию и газ, используют бенчмаркинг и анализ затрат ключевых игроков, таких как Белэнерго, чтобы установить оптимальные цены, которые учитывают затраты предприятий и защищают интересы потребителей.
На рынке розничной торговли крупные сети используют агрессивные маркетинговые стратегии и различные формы ценовой конкуренции. Периодические акции, скидки и программы лояльности являются реализацией стратегий, направленных на рынок с несовершенной конкуренцией, что также обсуждается в трудах Ж. Тироля. Эти механизмы помогают не только привлечь больше потребителей, но и создают барьеры для входа новых игроков на рынок.
Фармацевтический рынок Беларуси также регулируется в соответствии с подходами теории Ж. Тироля. Государственные меры направлены на контроль цен на жизненно необходимые лекарства, что предотвращает злоупотребление ценовой властью со стороны фармацевтических предприятий. Регулируемые цены обеспечивают доступность медикаментов для населения, в то время как предприятия получают достаточные стимулы для инноваций и развития производства.
Анализируя современное состояние потребительского рынка Республики Беларусь, можно выделить ряд негативных аспектов, оказывающих влияние на экономическую деятельность организаций. Чтобы минимизировать эти негативные аспекты и применить теорию Ж. Тироля для достижения положительных эффектов в развитии рынка, нужно рассмотреть несколько ключевых моментов.
Один из главных вызовов – это санкционное давление, которое оказывает негативное влияние на работу различных отраслей. Санкции ограничивают доступ организаций к международным рынкам и технологиям, что тормозит их развитие и снижает конкурентоспособность на международной арене [10].
Другой важный аспект – это вытеснение отечественных товаров на внутреннем рынке импортной продукцией. Официальная статистика свидетельствует, что в первой половине 2024 года доля отечественных товаров в общем объеме товарооборота уменьшилась. Это связано с изменениями в системе государственного регулирования и изменением конкурентных условий, что усиливает давление на местных производителей [11].
Снижение покупательной способности населения также оказывает негативное влияние на розничную торговлю. В условиях экономической нестабильности потребители склонны к экономии, что сокращает объемы продаж и снижает доходы компаний. Это приводит к усилению ценовой конкуренции и снижению маржинальности, что дополнительно ослабляет финансовое состояние компаний [12].
Выводы и предложения
Применяя теорию Ж. Тироля, можно предложить пути для улучшения ситуации. Ж. Тироль подчеркивал важность регулирования монополий и создания благоприятных условий для конкуренции. В данном случае, важным шагом могло бы стать активное антимонопольное регулирование и поддержка местных производителей через налоговое стимулирование. Это поможет создать более справедливые конкурентные условия и способствовать развитию местных производств.
Особое внимание стоит уделить инновациям и технологическому развитию. В условиях санкций Беларусь может концентрироваться на развитии внутренних технологических способностей, что снизило бы зависимость от внешних технологий и повысило конкурентоспособность местных компаний. Это соответствует рекомендациям Ж. Тироля по акценту на инновации как факторе экономического роста.
Кроме того, важно улучшение инфраструктуры и логистики, что позволит снизить затраты на производство и дистрибуцию товаров, улучшая таким образом конкурентные позиции отечественных производителей на внутреннем рынке. Здесь теория Ж. Тироля о необходимости государственного вмешательства в создание благоприятных условий для экономической деятельности может быть применена через инвестиции в транспортную и коммуникационную инфраструктуру.
Таким образом, применение теории Ж. Тироля в контексте отечественного потребительского рынка позволит нейтрализовать ряд негативных проявлений через эффективное регулирование конкуренции, поддержку местных производителей, стимулирование инноваций и улучшение инфраструктуры. Эти меры создадут более устойчивую и конкурентоспособную экономику, способную адаптироваться к внешним вызовам и внутренней нестабильности.
Список литературных источников
- Phlips, L. (1990). The theory of industrial organization : Jean Tirole. International Journal of Industrial Organization, 8(1), 162–164.
- Министерство финансов Республики Беларусь. (2019). Макроэкономический обзор Беларуси. [Электронный ресурс]. Доступно по ссылке: https://www.minfin.gov.by/upload/gosdolg/vneshniy/Belarus_Macroeconomic_Snapshot_2019_rus.pdf
- Valsamaki, I. (2017). Greece ∙ OECD Competition Assessment Reviews: Greece 2017. 1(2), 158–161.
- Lyon, T. P. (1994). J.J. Laffont and J. Tirole, A theory of incentives in regulation and procurement. Information Economics and Policy, 6(1), 89–93.
- Ranneva, N. A. (2017). Jean Tirole: The political economy of corporate finance (On the book by J. Tirole «The theory of corporate finance»). Voprosy Economiki, 6, 128–141.
- PrimePress. (2023). Потребительский рынок Республики Беларусь: прогноз 2024. [Электронный ресурс]. Доступно по ссылке: https://primepress.by/analitika/potrebitelskiy_rynok_respubliki_belarus_2023_prognoz_2024-51994/
- РЭРА. (2023). Экспертный обзор: тенденции и прогнозы 2023 года. [Электронный ресурс]. Доступно по ссылке: https://rera.by/pr23#:~:text=Эксперты%20отмечают%2C%20что%20в%202023,объясняется%20изменением%20потребления%20непродовольственных%20товаров.
- БЕЛТА. (2023). Сделано в Беларуси: как в стране продвигают отечественные товары. [Электронный ресурс]. Доступно по ссылке: https://belta.by/comments/view/sdelano-v-belarusi-kak-v-strane-prodvigajut-otechestvennye-tovary-9361/
- Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь. (2024). О ценовой ситуации на потребительском рынке в июле 2024 г. [Электронный ресурс]. Доступно по ссылке: https://www.mart.gov.by/news/novost/o-tsenovoy-situatsii-na-potrebitelskom-rynke-v-iyule-2024-g/
- Белорусский республиканский рынок (2024). Февраль 2024. [Электронный ресурс]. Доступно по ссылке: https://brrb.by/about/%D0%A4%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C_2024.pdf
- NEG.BY. (2024). Изменения в закон о торговле вступят в силу с 11 июля 2024 года. [Электронный ресурс]. Доступно по ссылке: https://neg.by/novosti/otkrytj/izmeneniya-v-zakon-o-torgovle-vstupyat-v-silu-s-11-iyulya-2024-goda/
- Neg.by. (2023). Тенденции в розничной торговле: покупатели экономят, ритейлеры затягивают пояса. [Электронный ресурс]. Доступно по ссылке: https://neg.by/novosti/otkrytj/tendencii-v-roznichnoj-torgovle-pokupateli-jekonomjat-retejlery-zatjagivajut-pojasa/
List of literary sources
- Phlips, L. (1990). The theory of industrial organization : Jean Tirole. International Journal of Industrial Organization, 8(1), 162–164.
- Ministry of Finance of the Republic of Belarus. (2019). Macroeconomic Review of Belarus. [Makroekonomicheskiy obzor Belarusi]. [Electronic resource]. Available at: https://www.minfin.gov.by/upload/gosdolg/vneshniy/Belarus_Macroeconomic_Snapshot_2019_rus.pdf
- Valsamaki, I. (2017). Greece ∙ OECD Competition Assessment Reviews: Greece 2017. 1(2), 158–161.
- Lyon, T. P. (1994). J.J. Laffont and J. Tirole, A theory of incentives in regulation and procurement. Information Economics and Policy, 6(1), 89–93.
- Ranneva, N. A. (2017). Jean Tirole: The political economy of corporate finance (On the book by J. Tirole «The theory of corporate finance»). Voprosy Economiki, 6, 128–141.
- (2023). Потребительский рынок Республики Беларусь: прогноз 2024. [Электронный ресурс]. Доступно по ссылке: https://primepress.by/analitika/potrebitelskiy_rynok_respubliki_belarus_2023_prognoz_2024-51994/
- (2023). Expert Review: Trends and Forecasts for 2023. [Ekspertnyy obzor: tendentsii i prognozy 2023 goda]. [Electronic resource]. Available at: https://rera.by/pr23#:~:text=Эксперты%20отмечают%2C%20что%20в%202023,объясняется%20изменением%20потребления%20непродовольственных%20товаров.
- (2023). Made in Belarus: How the country promotes domestic goods. [Sdelano v Belarusi: kak v strane prodvigayut otechestvennye tovary]. [Electronic resource]. Available at: https://belta.by/comments/view/sdelano-v-belarusi-kak-v-strane-prodvigajut-otechestvennye-tovary-9361/
- Ministry of Antimonopoly Regulation and Trade of the Republic of Belarus. (2024). On the Price Situation in the Consumer Market in July 2024. [O tsenovoy situatsii na potrebitelskom rynke v iyule 2024 g.]. [Electronic resource]. Available at: https://www.mart.gov.by/news/novost/o-tsenovoy-situatsii-na-potrebitelskom-rynke-v-iyule-2024-g/
- Belarusian Republican Commodity Exchange. (2024). February 2024. [Fevral’ 2024]. [Electronic resource]. Available at: https://brrb.by/about/%D0%A4%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C_2024.pdf
- BY. (2024). Amendments to the Law on Trade will come into force on July 11, 2024. [Izmeneniya v zakon o torgovle vstupyat v silu s 11 iyulya 2024 goda]. [Electronic resource]. Available at: https://neg.by/novosti/otkrytj/izmeneniya-v-zakon-o-torgovle-vstupyat-v-silu-s-11-iyulya-2024-goda/
- by. (2023). Trends in Retail: Buyers save money, retailers tighten their belts. [Tendentsii v roznichnoy torgovle: pokupateli ekonomyat, riteylery zatjagivajut pojasa]. [Electronic resource]. Available at: https://neg.by/novosti/otkrytj/tendencii-v-roznichnoj-torgovle-pokupateli-jekonomjat-retejlery-zatjagivajut-pojasa/
Еще в рубриках
Мировая экономика
Статья представляет собой важный вклад в теоретическое и практическое осмысление рыночной власти в Республике Беларусь, предлагая анализ изменений на потребительском рынке и рекомендации по антимонопольной политике, что может стать основой для совершенствования регулирования конкурентной среды. Вопрос для обсуждения: как предложенные рекомендации по антимонопольной политике могут быть адаптированы для других постсоветских стран с учетом их специфики в рыночной трансформации?