Главная страница » Публикации » №4 (80) » Анализ региональной поддержки развития малого и среднего предпринимательства

Анализ региональной поддержки развития малого и среднего предпринимательства

Analysis of the small and medium-sized enterprises development regional support

Авторы

Полунина Софья Юрьевна
кандидат социологических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления
Российская Федерация, Сибирский государственный университет путей сообщения
ya.sof-pol@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена анализу основных направлений региональной поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП). В работе выявлены ключевые особенности и направления деятельности региональных органов власти, направленные на стимулирование развития МСП. На основе анализа статистических данных рассмотрена роль МСП в создании рабочих мест, внедрении инноваций, формировании производственной инфраструктуры и повышении уровня экономической безопасности. Также проведен анализ результатов социологических опросов, которые показали основные проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели: ограниченный доступ к финансированию, дефицит квалифицированных кадров, недостаточный доступ к новым технологиям и инновациям. Отдельное внимание уделено проблемам информирования населения о преимуществах МСП и недостаточной активности социального предпринимательства.

Ключевые слова

малое и среднее предпринимательство, региональная поддержка, экономическая безопасность, инновации, доступ к финансированию, социальное предпринимательство, региональная экономика, производственная инфраструктура.

Рекомендуемая ссылка

Полунина Софья Юрьевна

Анализ региональной поддержки развития малого и среднего предпринимательства// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (80). Номер статьи: 8030. Дата публикации: 13.12.2024. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/8030/

Authors

Polunina Sofya Yuryevna
candidate of sociological sciences, associate professor of the department of state and municipal administration
Russian Federation, Siberian State Transport University
ya.sof-pol@yandex.ru

Abstract

The article is devoted to the analysis of the main directions of regional support for small and medium-sized businesses (SMEs). The work identifies key features and areas of activity of regional authorities aimed at stimulating the development of SMEs. Based on the analysis of statistical data, the role of SMEs in creating jobs, introducing innovations, forming production infrastructure and increasing the level of economic security is considered. The results of sociological surveys are also analyzed, which showed the main problems faced by entrepreneurs: limited access to financing, shortage of qualified personnel, insufficient access to new technologies and innovations. Special attention is paid to the problems of informing the population about the advantages of SMEs and the insufficient activity of social entrepreneurship.

Keywords

small and medium entrepreneurship, regional support, economic security, innovation, access to financing, social entrepreneurship, regional economy, production infrastructure.

Suggested Citation

Polunina Sofya Yuryevna

Analysis of the small and medium-sized enterprises development regional support// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (80). Art. #8030. Date issued: 13.12.2024. Available at: https://eee-region.ru/article/8030/ 


Введение

Малое и среднее предпринимательство является важным звеном экономического развития, которое требует поддержки и содействия со стороны государства. Исследование  посвящено анализу основных направлений деятельности региональных органов власти в этой сфере. Роль  малого и среднего предпринимательства в создании производственной инфраструктуры, внедрении инноваций, создании рабочих мест переоценить трудно.  Преимуществами малого и среднего бизнеса является его большая гибкость и адаптивность. Микро-бизнес может существовать во многих отраслях, как в традиционных, так и в инновационных. Он обеспечивает экономику ценными товарами и услугами, не требующими больших капиталовложений, в которых рынок нуждается, но не могут быть предоставлены крупными компаниями. Важными функциями также являются стимулирование конкуренции, создание локальной производственной инфраструктуры, расширение географии продаж.

Об уязвимости малого и среднего предпринимательства, которое пострадало больше всех в период пандемии 2019-2020 гг. говорится  в работах Каирбековой А. [5] и Марковой А.А. с соавт. [8]. На их  повышенную чувствительность к технологическим и инфраструктурным изменениям указывает Невмывако В.П. [10]. Анализ Дегтярева А.Н. с соавт. показал, что наибольшее количество предприятий занято в сфере торговли, обрабатывающей промышленности, строительстве [3]. На основе систематизации существующих видов поддержки Рыбаковым А.Н. с соавт. сделан вывод о необходимости их  совершенствования на всех уровнях [15].

Таким образом, большинство авторов отмечает ряд существующих проблем, таких как ограниченный доступ к финансовым ресурсам, недостаточную подготовку кадров для малого и среднего предпринимательства, а также сложности в доступе к новым технологиям.

 

Анализ развития малого и среднего предпринимательства Новосибирской области

Среди субъектов Сибирского федерального округа Новосибирская область на протяжении нескольких лет является лидером по числу малых предприятий, количеству работников, обороту и объему инвестиций в основной капитал. Область находится на  четвертом месте  по выпуску продукции, уступая  Иркутской и Кемеровской области, Красноярскому краю [6].

На 01.01.2023 г. в Новосибирской области насчитывалось более 144 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, оборот которых  превысил 2,2. трлн руб. Это более 50 % от общего оборота региона, при этом прирост составил 7,9 %.  На рисунке 1 показан удельный вес в объеме отгруженных товаров, работ, услуг [6].

 

Удельный вес средних предприятий в объеме отгруженных товаров, работ, услуг,  %

Рисунок 1 – Удельный вес средних предприятий в объеме отгруженных товаров, работ, услуг,  % [6]

 

На рисунке 1 видно, что обрабатывающие предприятия имеют наибольший удельный вес (51,6 %), на долю предприятий строительной отрасли приходится 5,8 %.

На рисунке 2 представлена структура  оборота малых предприятий по видам деятельности за  2022 г. (по данным Росстата). Общий объем — 847,3 млрд руб., оборот предприятий оптовой и розничной торговли составляет более 49 %, обрабатывающих производств — 18,7 %, строительства и транспортировки – по 7 % [7].

Структура оборота малых предприятий в Новосибирской области, %

Рисунок 2 –  Структура оборота малых предприятий в Новосибирской области, % [7]

 

Максимальной численность работников малых предприятий была в 2018 г. и составляла 345,094 тыс. чел., это более чем в 1,4 раза больше, чем в 2016 г. С 2019 г. С 2019 г. отмечается  ее уменьшение до 307,750 тыс. чел.  (рисунок 3) [13].

 

Динамика средней численности работников малых предприятий в 2016-2022 гг., тыс. человек

Рисунок 3 – Динамика средней численности работников малых предприятий в 2016-2022 гг., тыс. человек [13]

 

За четыре года, с 2016 по 2019 гг. численность работников средних предприятий уменьшилась на 18,9 %. В следующем году наметился ее рост, в 2022 г. она составила 39,023 тыс. человек (5,5 %) (рисунок 4) [13].

 

Динамика средней численности работников средних предприятий в 2016-2022 гг., тыс. человек

Рисунок 4 – Динамика средней численности работников средних предприятий в 2016-2022 гг., тыс. человек [13]

 

На укрупнение предприятий положительное влияние оказали региональные меры поддержки, разработанные в рамках Национального проекта [14].

Анализ динамики среднемесячной номинальной начисленной заработной платы одного работника малого предприятия показал ее повышение почти в два раза:  с 19,901 тыс. руб. ( 2016 г.) до 39,627 тыс. руб. (2022 г.) (рисунок 5) [13].

 

Динамика среднемесячной номинальной начисленной заработной платы одного работника (малые предприятия) за период 2016-2022 гг., тыс. руб.

Рисунок 5 – Динамика среднемесячной номинальной начисленной заработной платы одного работника (малые предприятия) за период 2016-2022 гг., тыс. руб. [13]

 

На рисунке 6 представлена динамика среднемесячной номинальной начисленной заработной платы на одного работника среднего предприятия за шесть лет.

 

Динамика среднемесячной номинальной начисленной заработной платы на одного работника среднего предприятия в 2016-2022 гг.,  тыс. руб.

Рисунок 6 – Динамика среднемесячной номинальной начисленной заработной платы на одного работника среднего предприятия в 2016-2022 гг.,  тыс. руб. [13]

 

На средних предприятиях региона отмечается рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы одного работника в 2,1 раза (с 25,111 тыс. руб. в 2016 г. до 52,999 тыс. руб. в 2022 г.)  (рисунок 7) [13] При этом  в целом по региону этот показатель за указанный  период вырос в 1,7 раза и в 2022 г. достиг значения 53,757 тыс. руб. [3]. Таким образом, начисленная номинальная заработная плата работников средних предприятий приближается к средней по области (рисунок 7), в это же время номинальная заработная плата работников малых предприятиях меньше в 1,3 раза (рисунок 6).

 

Анализ мер поддержки малого и среднего предпринимательства Новосибирской области

В Сибирском федеральном округе Новосибирская область стоит на первом месте по программам предоставления льготного кредитования, а также входит в десятку лидеров по стране в целом (4,2 % от общего объема финансирования по стране) [9]. Если в 2018 г. на реализацию государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства было предусмотрено 201,4 млн руб., (62,3 % – средства регионального и 37,6 %, – федерального бюджета), то в  2022 г. —  в 2,13 раз больше, т.е. 429,7 млн руб. (80 % составили средства  федерального бюджета (344,3 млн руб.), 20 % (85,4 мн руб.)  регионального бюджета)  [9, 13 ].

В 2018 году поддержку на реализацию проектов получил 61 субъект малого и среднего предпринимательства: на осуществление модернизации — 20 предприятий (57,2 млн руб.), 13 субъектов на компенсацию части затрат по договорам лизинга (10 млн руб.). Кроме того, 5,7 млн руб. – это гранты на развитие бизнеса, которые получили  17 начинающих предпринимателей [14].  Гранты предоставляются в целях реализации регионального проекта Новосибирской области «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса» [9]. При этом 23,5 млн руб. направлено на возмещение части затрат на приобретение оборудования 16 предприятиям. 27 млн руб. представлены в форме грантов 57 социальным предприятиям и молодым предпринимателям. Молодые предприниматели в возрасте до 25 лет отбирались на основе организованного министерством промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области  конкурса [9].

В 2023 г. предприниматели Новосибирской области активно пользовались возможностями программой льготного кредитования «1764», о чем свидетельствует тот факт, что за десять месяцев было заключено 590 договоров на сумму 21,1 млрд руб., это в 1,5 раза превышает аналогичный показатель 2022 г. [9]. Предприятия работают  в самых разных отраслях: обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, туризм, здравоохранение, образование, наука и техника, ресторанный бизнес, бытовые услуги и др. На микропредприятия приходится 75 %, на малые – 20 %, 5 % – на средние. Средний чек по кредитам составляет 21.8 млн руб., что также превышает показатели 2022 г. в 2,4 раза [9].

Рост интереса предпринимателей области к мерам государственной поддержки отметили специалисты центра «Мой бизнес». Спрос на услуги для предприятий старше одного года в 2022 г. увеличился почти на 15 %. 2448 индивидуальных предпринимателей и сотрудники юридических лиц проходили повышение квалификации, проводили автоматизацию бизнеса, регистрировали торговые знаки, участвовали в обучающих программах. 44 % составил рост услуг и для самозанятых, среди которых было участие в выставках, обучающих отраслевых программах, получение скидки в коворкинге, консультации  к получению грантов регионального Минпромторга. Более активным стало социальное предпринимательство, доступ к господдержке получили 107 компаний (для сравнения в 2021 г. их было 66) [1].

 

Анализ социологических опросов о развитии малого и среднего предпринимательства

В 2022 году российский бизнес перенес влияние двух важных факторов – введение санкций и частичную мобилизацию. В октябре этого года был проведен более 570 предпринимателей из всех регионов России. Подавляющее их большинство (95 %) было представлено микро- (74 %) и малым бизнесом (21 %). Доля среднего и крупного составила 5 % (3,4 % и 1,6 % соответственно). По сферам деятельности респонденты были распределены следующим образом: 34 % — торговля, 15 % производство, 8 % — общественное питание, 7,5 % — строительство, 5,2 – сельское хозяйство [2].

Главной проблемой был назван спад внутреннего спроса (64 % ответов), 34 % отмечают дефицит кадров, на разрыв цепочек поставок указало более 26 %. Как результат, 94 % отметили ухудшение ситуации, но контролируемое. Например, спад выручки как контролируемы считали 30 %, 27 % оценили его как серьезный, еще 7 % — как кризисный. Только 6 % признались, что им придется закрыть бизнес.  Частичная мобилизация не коснулась большинство предпринимателей (66 %). Более половины респондентов (58 %), кого это все-таки коснулось, сумели быстро найти замену или перестроить работу, чтобы этого не потребовалось. Менее 20 % подобрать кадры соответствующей квалификации не сумели [2]. При этом бизнесмены Новосибирской области, комментируя эти результаты, отмечали, что ситуация с кадрами в регионе была довольно тяжелая и до мобилизации. Они видят вполне логичный выход – стимулировать развитие среднего профессионального образования, что может иметь положительные результаты [11].

Большая часть опрошенных справилась с  импортозамещением, при этом тех, кто нашел поставщиков аналогичных продуктов и сервисов в России, было больше (22 %), 13 % нашли их за рубежом.  В целом, больше половины представителей бизнеса (более 55 %) сумела адаптироваться к санкциям, 16 % их вовсе не заметили. Только 10 % не сумели справиться с ограничениями. Это свидетельствует об устойчивости бизнеса, его высокой адаптивности. На это была направлена и помощь со стороны правительства страны, что высоко оценили участники опроса. 52 % опрошенных дали положительную оценку введению моратория на проверки, более 37 % — снижению ставок УСН и имущественного налога в регионах, почти 24 % — льготным кредитам. Среди мер, наиболее отвечающим интересам предпринимателей, были названы: списание части налога (52 %), снижение страховых взносов до 15 % (46 %), более дешевые кредиты (38 %) [2].

В Новосибирской области  в первые дни после объявления частичной мобилизации предложены меры поддержки: каникулы по аренде государственного имущества, кредиту и реструктуризация займов  Фонда микрофинансирования Новосибирской области [11].

Интерес вызывает опрос ВЦИОМ, проведенный в ноябре 2022 г., результаты которого были сопоставлены с аналогичным опросом 1992 и 2016 гг. За тридцать лет в  три раза выросла доля россиян, кто имеет свой бизнес (с 3 % в 1992 г. до 10 % в 2022 г.). Но доля граждан, кто хотел бы иметь свой бизнес, сократилась на 8 п. с 31 5 в 1992 г. до 23 % в 2022 г.  22 % россиян признались, что у них интереса к бизнесу вообще, чаще этот вариант ответа выбирали люди молодого возраста 18-24 лет. Основными барьерами были названы следующие:

  • здоровье (39 %), на это чаще указывали те, кому 60 лет и более;
  • нехватка знаний и компетенций (20 %), об этом чаще заявили молодые люди в возрасте 18-24 лет и 35-44 лет, а также имеющие высшее образование всех возрастных групп.

Ожидаемо, учитывая время проведения опроса, то, что значительное число участников опроса опасались трудностей, связанных с открытием и ведением бизнеса. Молодежь 18-24 лет свои опасения связывали с отсутствием уверенности, что государство не закроет частные предприятия.

Необходимо отметить, тот факт, что увеличилась доля респондентов, кто не только заявил о своем желании заниматься бизнесом, но и предпринял для этого реальные шаги. В 1992 г. их доля составляла  только 5 %, а в 2022 г.  в три раза больше (15 %), хотя еще шесть лет до этого, в 2016 г., их было 17 %. Следует обратить внимание, что традиционными остаются предпочитаемые направления бизнеса: 20 % наиболее перспективной видели сферу торговли, 13% — автомобильный сервис, 11 % — производство, по 9 % пришлось на индустрию красоты, сельское хозяйство и строительство. В качестве перспективного направления туристскую индустрию и гостиничный бизнес видят 5 % респондентов, еще меньше – только 3 % — сферу информационный технологий [12].

Изменились взгляды респондентов на факторы успеха. Если в 1992 г. в качестве ведущего фактора назывались деньги (35 % ответов), то в 2022 г. на это указали только 17 % (третья позиция по частоте ответов). На первое место (45 % ответов) вышли личные качества, а именно: настойчивость и предприимчивость (в 1992 г. – 27 %) [12].

Таким образом, опросы показали, что в настроениях россиян произошли изменения, они более ответственно относятся к своему выбору, чаще предпринимают реальные шаги к открытию своего дела, больше полагаются на личные качества, испытывают недостаток компетенций, не вполне доверяют органам власти. Предпочтительным для начала собственного дела остается торговля, отмечается недостаточный интерес развитию туризм, сфере производства и высоких технологий.  В довольно сложных условиях, вызванных внешними факторами, бизнес справляется с трудностями, рассчитывает на помощь со стороны органов власти разного уровня.

 

Выводы

С положительными тенденциями в сфере предпринимательства сохраняются значимые проблемы и факторы, снижающие эффективность и качество оказываемой помощи предприятиям: недостаточная информативность граждан в данной сфере, изменение состава сотрудников, ликвидация предприятий, связанная с мобилизацией, недостаточная финансовая и  льготная поддержка, недостаточная популяризации возможностей малого и среднего предпринимательства, нехватка квалифицированных специалистов, недостаточная информационная поддержка, снижение престижа предпринимательства, недостаточное внимание со стороны учреждений профессионального образования формированию необходимых для предпринимательства компетенций.

В ходе анализа развития малого и среднего предпринимательства Новосибирской области, нами были выявлены некоторые проблемы данной сферы.

Во–первых, многие малые и средние предприятия сталкиваются с проблемой доступа к финансированию.

Во–вторых, в некоторых отраслях наблюдается нехватка квалифицированных кадров. Это может привести к снижению качества продукции или услуг, а также замедлению развития компаний.

В–третьих, ограниченный доступ к новым технологиям и инновациям может стать препятствием для конкуренции на мировом уровне. Многие малые и средние предприятия не могут позволить себе инновационные разработки, что ставит их в невыгодное положение [8].

Для решения этих проблем необходимо создать благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства региона. Меры могут включать в себя снижение налогового бремени, поддержку инвестиций в инновационные разработки небольших компаний, а также развитие квалифицированных кадров в необходимых отраслях, активизация социального предпринимательства, разработка программ подготовки кадров.

 

Список использованных источников

  1. AНО «Центр содействия развитию предпринимательства Новосибирской области» Информационный портал «Мой бизнес Новосибирская область». – Режим доступа: https://mbnso.ru/company/about/, свободный.
  2. Главная проблема бизнеса – спад внутреннего спроса // Официальный сайт уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ombudsmanbiz.ru/2022/11/glavnaja-problema-biznesa-spad-vnutrennego-sprosa/, свободный.
  3. Дегтярев, А.Н., Кузнецова, А.Р. Тенденции развития среднего и малого предпринимательства в Республике Башкортостан // Уфимский гуманитарный научный форум. — 2023. — № 2 (14). — С. 13-30.
  4. Динамика номинальной и реальной средней заработной платы // Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://54.rosstat.gov.ru/folder/31847.
  5. Каирбекова, А. Особенности развития малого и среднего предпринимательства в России // Инновационные научные исследования, 2021. — № 4-1 (6). — С. 108-115.
  6. Малое и среднее предпринимательство в России. 2022: Стат.сб./ М 19 Росстат. — М., 2022. – 101 с [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/mal_pred_2022.pdf/.
  7. Малые предприятия в 2022 году [Электронный ресурс]: https://54.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Малые%20предприятия%20Новосибирской%20области%20в%202022%20году.pdf/, свободный.
  8. Маркова, А.А., Мироненко, О.В. Анализ мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России в период пандемии коронавируса // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. — 2022. — Т. 1. — С. 343-347.
  9. Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области. Новосибирская область вошла в топ-10 регионов по льготному кредитованию для малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс]: https://minrpp.nso.ru/news/5639/, свободный.
  10. Невмывако, В.П. Цифровые инструменты индустрии 4.0 как платформа обеспечения динамической устойчивости малого и среднего предпринимательства // Проблемы рыночной экономики. — 2020. — № 4. — С. 137-150.
  11. Не знаем мы, где теперь брать работников. Как мобилизация отразилась на новосибирском бизнесе [Электронный ресурс]: Информационный портал «НГС». – Режим доступа: https://ngs.ru/text/business/2022/11/11/71804243/, свободный.
  12. Опрос ВЦИОМ [Электронный ресурс]: Информационный портал «ВЦИОМ». – Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/pora-predprinimat-monitoring-1992-2022, свободный.
  13. Основные показатели работы малых предприятий Новосибирской области (без учета микропредприятий) в 1 полугодии 2023 году [Электронный ресурс]: https://54.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Основные%20экономические%20показатели%20деятельности%20субъектов%20малого%20и%20среднего%20предпринимательства.pdf/, свободный.
  14. Отчет Губернатора Новосибирской области о результатах деятельности Правительства Новосибирской области [Электронный ресурс]: https://econom.nso.ru/page/2440/, свободный.
  15. Рыбаков, А.Н., Рассанова, О.Е. Актуальные проблемы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства // Вестник Российского университета кооперации. — 2019. — № 1 (35). — С. 64-67.

 

List of references

  1. ANO «Center for Entrepreneurship Development of the Novosibirsk Region». Information portal «My Business Novosibirsk Region» [Informatsionnyi portal «Moi biznes Novosibirskaya oblast»]. – Available at: https://mbnso.ru/company/about/, free access.
  2. Main problem of business – decline in domestic demand [Glavnaya problema biznesa – spad vnutrennego sprosa]. Official website of the Authorized Representative of the President of the Russian Federation for the protection of entrepreneurs’ rights [Electronic resource]. – Available at: https://ombudsmanbiz.ru/2022/11/glavnaja-problema-biznesa-spad-vnutrennego-sprosa/, free access.
  3. Degtyarev, A.N., Kuznetsova, A.R. Trends in the development of small and medium-sized enterprises in the Republic of Bashkortostan [Tendentsii razvitiya srednego i malogo predprinimatel’stva v Respublike Bashkortostan] // Ufa Humanitarian Scientific Forum. – 2023. – No. 2 (14). – P. 13-30.
  4. Dynamics of nominal and real average wages [Dinamika nominal’noi i real’noi srednei zarabotnoi platy]. Official website of the Territorial Department of the Federal State Statistics Service for the Novosibirsk Region [Electronic resource]. – Available at: https://54.rosstat.gov.ru/folder/31847.
  5. Kairbekova, A. Features of small and medium-sized enterprise development in Russia [Osobennosti razvitiya malogo i srednego predprinimatel’stva v Rossii] // Innovative Scientific Research, 2021. – No. 4-1 (6). – P. 108-115.
  6. Small and Medium-Sized Business in Russia. 2022: Statistical Bulletin / M19 Rosstat [Malyi i srednii biznes v Rossii. 2022: Statisticheskii sbornik]. – Moscow, 2022. – 101 p. [Electronic resource]: Available at: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/mal_pred_2022.pdf/.
  7. Small enterprises in 2022 [Malye predpriyatiya v 2022 godu] [Electronic resource]: Available at: https://54.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Малые%20предприятия%20Новосибирской%20области%20в%202022%20году.pdf/, free access.
  8. Markova, A.A., Mironenko, O.V. Analysis of state support measures for small and medium-sized enterprises in Russia during the coronavirus pandemic [Analiz mer gosudarstvennoi podderzhki malogo i srednego predprinimatel’stva v Rossii v period pandemii koronavirusa] // Scientific and Technical Cooperation of the Countries of the Asia-Pacific Region in the 21st Century. – 2022. – Vol. 1. – P. 343-347.
  9. Ministry of Industry, Trade, and Entrepreneurship Development of the Novosibirsk Region. Novosibirsk Region entered the top 10 regions for preferential lending to small and medium-sized businesses [Novosibirskaya oblast voshla v top-10 regionov po l’gotnomu kreditovaniyu dlya malogo i srednego biznesa] [Electronic resource]: Available at: https://minrpp.nso.ru/news/5639/, free access.
  10. Nevmyvako, V.P. Digital tools of Industry 4.0 as a platform for ensuring the dynamic stability of small and medium-sized enterprises [Tsifrovye instrumenty industrii 4.0 kak platforma obespecheniya dinamicheskoi ustoichivosti malogo i srednego predprinimatel’stva] // Problems of Market Economy. – 2020. – No. 4. – P. 137-150.
  11. We don’t know where to find workers now. How mobilization affected Novosibirsk business [Ne znaem my, gde teper’ brat rabotnikov. Kak mobilizatsiya otrazilas’ na novosibirskom biznese] [Electronic resource]: Information portal «NGS». – Available at: https://ngs.ru/text/business/2022/11/11/71804243/, free access.
  12. VCIOM Survey [Opros VTsIOM] [Electronic resource]: Information portal «VCIOM». – Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/pora-predprinimat-monitoring-1992-2022, free access.
  13. Key indicators of the performance of small enterprises in the Novosibirsk region (excluding microenterprises) in the first half of 2023 [Osnovnye pokazateli raboty malykh predpriyatii Novosibirskoi oblasti (bez ucheta mikropredpriyatii) v 1 polugodii 2023 goda] [Electronic resource]: Available at: https://54.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Основные%20экономические%20показатели%20деятельности%20субъектов%20малого%20и%20среднего%20предпринимательства.pdf/, free access.
  14. Governor of the Novosibirsk Region Report on the Results of the Activities of the Government of the Novosibirsk Region [Otchet Gubernatora Novosibirskoi oblasti o rezultatakh deyatel’nosti Pravitel’stva Novosibirskoi oblasti] [Electronic resource]: Available at: https://econom.nso.ru/page/2440/, free access.
  15. Rybakov, A.N., Rassanova, O.E. Current problems of state support for small and medium-sized enterprises [Aktual’nye problemy gosudarstvennoi podderzhki malogo i srednego predprinimatel’stva] // Bulletin of the Russian University of Cooperation. – 2019. – No. 1 (35). – P. 64-67.

Еще в рубриках

Новосибирская область

No items found

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *