Научно-популярный и промышленный туризм как инструменты технологического развития в РФ
Popular science and industrial tourism as tools of technological development in the Russian Federation
Авторы
Аннотация
В статье рассматриваются научно-популярный и промышленный туризм как важные инструменты технологического развития в Российской Федерации. В условиях смены технико-экономической парадигмы особое внимание уделяется детскому и молодежному туризму, который способствует экономическому росту, развитию человеческого капитала и помогает молодежи осознавать карьерные возможности, повышать престиж рабочих профессий и развивать профессиональные компетенции. В работе обсуждаются ключевые программы и проекты, такие как «Больше, чем путешествие», «Студтуризм.РФ», «Университетские смены», направленные на знакомство подрастающего поколения с образовательной, научно-исследовательской и промышленной базой России. Особое внимание уделяется развитию туризма в Центральном Федеральном округе, в частности, в Тульской области, где рассматриваются перспективы развития детского и молодежного туризма с промышленной и научной составляющей. Также подчеркивается важность улучшения инфраструктуры для успешного развития молодежного туризма.
Ключевые слова
научно-популярный туризм, промышленный туризм, технологическое развитие, цифровой суверенитет, молодежный туризм, карьерные возможности, профессиональные компетенции, туризм в ЦФО, Тульская область, образовательные программы, научные учреждения, инфраструктура.
Финансирование
Исследование выполнено при финансовой поддержке правительства Тульской области в рамках научного проекта ДС/127/ТИГ/23/ТО «Научно-популярный и промышленный туризм как драйвер экономического развития региона»
Рекомендуемая ссылка
Научно-популярный и промышленный туризм как инструменты технологического развития в РФ// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (80). Номер статьи: 8025. Дата публикации: 13.12.2024. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/8025/
Authors
Abstract
The article examines popular science and industrial tourism as important tools for technological development in the Russian Federation. In the context of changing technical and economic paradigms, special attention is paid to children's and youth tourism, which contributes to economic growth, human capital development and helps young people realize career opportunities, increase the prestige of blue-collar jobs and develop professional competencies. The paper discusses key programs and projects, such as "More than Travel", "Student Tourism.RF", "University Shifts", aimed at introducing the younger generation to the educational, research and industrial base of Russia. Particular attention is paid to the development of tourism in the Central Federal District, in particular, in the Tula Region, where the prospects for the development of children's and youth tourism with an industrial and scientific component are considered. The importance of improving infrastructure for the successful development of youth tourism is also emphasized.
Keywords
popular science tourism, industrial tourism, technological development, digital sovereignty, youth tourism, career opportunities, professional competencies, tourism in the Central Federal District, Tula Region, educational programs, scientific institutions, infrastructure.
Project finance
The research was carried out with the financial support of the Government of the Tula region within the framework of the scientific project DS/127/TIG/23/TO "Popular science and industrial tourism as a driver of economic development of the region"
Suggested Citation
Popular science and industrial tourism as tools of technological development in the Russian Federation// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (80). Art. #8025. Date issued: 13.12.2024. Available at: https://eee-region.ru/article/8025/
Введение
Современный этап социально-экономического развития России характеризуется переходом в шестой экономический уклад. В этих условиях Российская Федерация пытается обеспечить себе цифровой суверенитет, создать собственные экосистемы и обеспечить лидерство в стратегически важных для нее технологиях. Обладая хорошим человеческим потенциалом, Российская Федерация делает ставку на детские и молодежные программы, в том числе связанные с промышленным [13, 14] и научно-популярным туризмом [6] для решения задач обеспечения кадрами и научными разработками наукоемких производств, создания цифровых экосистем и обеспечения технологического суверенитета страны в будущем. В 2021-2022 гг. стартовали, крупные всероссийские проекты «Больше, чем путешествие», «Университетские смены», СТУДТУРИЗМ.РФ. В 2021 году начал работу «Всероссийский Акселератор по промышленному туризму» Агентства стратегических инициатив (АСИ) при поддержке Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. В 2022 году были запущены пилотные маршруты научно-популярного туризма в 10 регионах РФ, а в 2023 г. была утверждена Концепция научно-популярного туризма в Российской федерации на период до 2035 года». География регионов, предприятий и организаций, вовлеченных в молодежные и детские проекты с профориентационной или научно-исследовательской составляющей, постоянно расширяется, но сейчас уже можно провести их оценку и выявить факторы, сдерживающие их развития.
В работе проведено исследование крупных молодёжных и детских программ с профориентационной, научно-популярной или научно-исследовательской составляющей, оценено текущее состояние развития туризма в ЦФО, проанализирован потенциал регионов для развития с научной или индустриальной составляющей. Особое место уделено Тульской области, как старопромышленному региону с высокой долей обрабатывающих производств в региональном продукте.
Цель исследования. Целью работы является проведение анализа детского и молодежного туризма с профориентационной или научно-познавательной составляющей на территории РФ, выявление потенциала развития этих видов туризма. Особое место в исследовании уделено развитию туризма в регионах ЦФО и, в частности, в Тульской области.
Материалы и методы исследования
Теоретическую базу исследования составляют публикации отечественных и зарубежных, размещенные в наукометрических базах данных. В качестве методов исследования использовались: системный подход, основанный на анализе и синтезе; графический метод; несплошное наблюдение методом опроса и SWOT-анализ. В исследовании были использованы отчеты Федеральной службы государственной статистики, данные исследований НИУ ВШЭ, а также сведения, размещенные на специализированных ресурсах сети Интернет, посвященных проектам детского и молодежного туризма.
Детские и молодежные программы РФ с профориентационной или научно-исследовательской составляющей
Понятие «технологический уклад», отражает стадию развития экономики и общественного устройства как общества в целом, так и государства [5]. Шестой технологический уклад характеризуют технологии искусственного интеллекта, которые проникают практически во все сферы человеческой деятельности и технологии, базирующиеся на NBIC-конвергенции [3]. Данный этап смены экономической парадигмы характеризует соперничество США и Китая за цифровое лидерство в мире [4]. Остальные страны вынуждены будут войти в экосистемы цифровых платформ, развиваемыми этими КНР и штатами. Это заставляет ЕС, Индию, Японию, Великобританию, Иран и Россию искать способы создание своих региональных экосистем и прилагать усилия, направленные на сохранение экономического суверенитета, хотя бы в стратегически важных для них отраслях. На темпы развития цифровых технологий влияет объем государственных и частных инвестиций в новые разработки, качество человеческого капитала, наличие технологий 5-го экономического уклада, редкоземельных металлов и энергоносителей. Большая часть производств в РФ относится к четвертому технологическому укладу, и ограничения, накладываемые санкциями на доступ к технологиям пятого технологического уклада, существенно затрудняют переход к следующему технологическому укладу и поддержанию суверенитета страны. Также экономические возможности РФ не позволяют иметь сопоставимый с США, Китаем и ЕС объем инвестиций в наукоемкие производства и технологии. Поэтому в сложившихся условиях, Российская Федерация делает ставку на развитие человеческого капитала, рациональное использование природных ресурсов и точечные инвестиции в приоритетные для ее будущего технологии [2, 4]. Этим задачам служат усилия, направленные на развитие креативных индустрий, промышленного и научно-популярного туризма в стране, а также различных детских и молодежных программ (проектов) с профориентационной составляющей, реализуемых в последнее время [15].
Крупными детскими и молодежными проектами, реализуемыми в настоящее время в Российской Федерации, являются программы «Больше, чем путешествие», «Университетские смены», СТУДТУРИЗМ.РФ. Эти программы стартовали относительно недавно, в 2021-2022 гг. (таблица1).
Таблица 1 – Данные по детским и молодежным туристическим программам РФ*
Программа/ проект |
Больше, чем путешествие | Университетские смены | Студтуризм.РФ |
Участники | Призеры и победители всероссийских проектов | Школьники и учащиеся СПО | Студенты вузов, аспиранты, молодые ученные, молодые специалисты |
Год начала реализации программы | 2021 | 2022 | 2021 |
Возраст участников | Дети от 12 до 17 лет
Молодежь от 18-35 лет Люди зрелого возраста от 35 до 45 лет |
Дети от 14 до 17 лет | Молодежь до 35 лет
|
Направленность тура (путешествия) | Культурно-познавательный, активный, спортивный, промышленный, научно-познавательный, патриотический | Образовательно-профориентационный с посещением культурно-исторических аттракторов принимающего региона | Культурно-познавательный, профориентационный, научно-популярный |
Продолжительность | Тур выходного дня, 3-14 дней | Смена 10 дней, 21 день | Тур 1-20 дней |
* составлено авторами
Большое разнообразие туров по тематике предлагает проект «Больше, чем путешествие», участником которой могут стать победители и призеры всероссийских конкурсов и олимпиад. Программа позволяет посетить промышленные предприятия, вузы, лаборатории, наукограды и научно-образовательные центры мирового уровня или категории мегасайенс. С момента реализации проекта, возможностью отправиться в путешествие воспользовалось более 200 тыс. чел. Статистика показывает, что наиболее популярная длительность путешествия составляет 3-5 дней, т.е. участники выбирают нечто среднее между туром выходного дня и туром длительностью в 7 дней. На втором месте – тур выходного дня, а на третьем – туры длительностью свыше 7 дней.
Проект «Университетские смены», в котором участвуют школьники старших классов или студенты СПО, выполняет профориентационные функции. Принимающей стороной «Университетских смен» являются вузы Российской Федерации. Ребята знакомятся с направлениями, по которым ведет подготовку образовательное учреждение, а также его научно-исследовательской инфраструктурой. Проект предусматривает не пассивное ознакомление, а вовлечение участников в будущие профессии путем погружения – кроме экскурсий, значительная часть занятий проводится в форме проектной деятельности или участия в мастер-классе.
В программе Студтуризм.РФ участники также размещаются в общежитиях или кампусах вузов РФ или стран ЕАЭС. Размещение может предоставляться бесплатно или за небольшую стоимость. Путешествия могут быть с культурно-познавательной, профориентационной или научно-популярной составляющей. На портале проекта также размещаются данные по событийным мероприятиям, проводимым в учебных заведениях, в том числе и научным. В настоящее время в проекте участвуют свыше 190 высших учебных заведений РФ из более 100 населенных пунктов.
Фондом «Талант и успех» реализуется программа «Умный туризм», предусматривающая возможность посещения школьниками и студентами объектов научно-исследовательской инфраструктуры, промышленности и выполнения ими под руководством научно-педагогических работников и специалистов-практиков реальных исследовательских и производственных задач.
Другим проектом в РФ, специализирующимся на научно-популярном туризме, является SCIENCE-ID. На платформе можно выбрать путешествия продолжительностью от 1 дня до месяца и дольше, как экскурсионного формата, так и с возможностью принять участие в полноценном исследовании, по результатам которого можно сделать научную публикацию.
В настоящее время отсутствует открытые данные по участникам проектов «Больше, чем путешествие», «Университетские смены», Студтуризм.РФ, однако выборочный опрос организаторов проекта выявил диспропорцию в половозрастном составе участников – в основном возможностью путешествовать по стране пользуются девушки и молодые женщины. Сдерживающим фактором развития программ детского и студенческого туризма с размещением на базе учебных заведений является неудовлетворенное состояние кампусов или их небольшая емкость для размещения участников проектов.
Основную профориентационную функцию в детских и молодежных туристических программах выполняют промышленные экскурсии или промышленный туризм. Для развития данного вида туризма в ряде регионов создаются центры компетенций по развитию промышленного туризма. Первый такой центр был организован на базе Магнитогорского металлургического комбината в Челябинской области. Сегодня Центры компетенций по промтуризму созданы еще в четырех городах России: Перми, Старом Осколе, Кемерове и Благовещенске. Все они на федеральном уровне занимаются развитием промышленного туризма в стране. Интересен опыт Челябинской области, где центр компетенций АНО «Центр проектного развития» является ядром целой экосистемы промышленного туризма. Данная модель признана лучшей в стране по итогам всероссийской программы «Открытая промышленность». Такой подход обеспечивает слаженное и более качественное развитие промышленного туризма в регионе.
Анализ развития туризма в ЦФО и Тульской области и потенциала развития промышленного и научно-популярного туризма
Туризм благодаря большому мультипликаторному эффекту может создавать рабочие места в более чем 50 смежных отраслях экономики. При этом немаловажным достоинством туризма как сферы занятости является возможность найти работу в этой отрасли людям, относящимся к разным возрастным категориям, на полный или неполный рабочий день, что делает его перспективным направлением социально-экономического развития регионов. По оценке исследования НИУ ВШЭ, проведенным для Ростуризма (Заседание Президиума Госсовета по вопросам развития туризма, 2022 http://kremlin.ru/events/president/news/69291), мультипликатор туризма валовой добавленной стоимости в среднем по стране составляет 2,1, а мультипликатор занятости составляет – 2,5, а в некоторых регионах эти показатели выше 3 единиц. В налоговых отчислениях мультипликатор туризма еще выше и составляет 1 к 3. Доля валовой добавленной стоимости туристской индустрии в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации по данным Росстат за 2022 г. колеблется в диапазоне от 0,5 % для Ямало-Ненецкого АО до 7,5 % для Республики Алтай. Среднее значение этого показателя для регионов, входящих в ЦФО, – 3,3 %, что выше среднего по стране в 2,6 %.
Туризм в большей части регионов, входящих в ЦФО, как направление диверсификации экономики стал рассматриваться относительно недавно – в 2000-2010 гг. При этом «новички» вступили в конкуренцию за иностранного и внутреннего туриста с опытными участниками туристского рынка: Московской, Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областями, чьи объекты входят в маршрут Золотое кольцо. Первыми трудностями, с которыми столкнулись регионы, решившие развивать туризм, было слабое развитие туристической инфраструктуры, главным образом средств размещения и предприятий питания, а также современных городских пространств, ориентированных как на местных жителей, так и на гостей. Преобразование и благоустройство городской среды, которое непрерывно ведется последние десятилетия в исторических центрах населенных пунктах ЦФО, в том числе и малых, привело к значительному увеличению турпотока [8]. Безусловными лидерами по величине турпотока как по количеству ночевок, так и по числу поездок в ЦФО являются Москва и Московская область, третье место за последние 2 года занимает Тверская область, затем идет кластер, в который входят Тульская, Воронежская, Ярославская, Рязанская, Владимирская области (рисунок 1). Средняя продолжительность нахождения туриста на территории отдельно взятого региона колеблется от 2,65 суток для Костромской области до 5,37 для Курской. Для Тульской области этот показатель равен 3,43 дня.
Рисунок 1 – Турпоток в регионах ЦФО кроме Москвы и Московской области (данные Росстат за 2023 г.)*
*составлено авторами на основе данных Росстат
С ростом турпотока в городах стали появляться туристические предприятия, в том числе средства размещения и предприятия питания, предоставляющие сервис и качество услуг, которое ожидает получить современный турист. Также в регионах ЦФО был проведен большой объем работ по реконструкции или реставрации культурно-исторических объектов, были созданы и продолжают создаваться новые туристические аттракторы. Все это вместе с преобразованием исторических центров и ростом туристической инфраструктуры позволило создать новый проект – «Большое Золотое кольцо России», в который вошли Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Рязанская, Тверская, Тульская и Ярославская области.
Кроме туризма, основанного на исторических аттракциях, прилагаются усилия по развитию других видов путешествий, в том числе и тех, которые могут служить целям технологического развития страны. Анализ туристических предложений туроператоров по ЦФО показал, что промышленные экскурсии не редкость. Чаще всего эти экскурсии входят в туры и экскурсионные поездки с посещением культурно-исторических аттракторов региона, реже это чисто промышленные туры. Опрос, проведённый авторами статьи среди 152 представителей детей и молодежи в возрасте от 14 до 24 лет, показал, что большая часть из них (82%) отправилась бы в комбинированный тур, который включал основные достопримечательности региона и посещение промышленных предприятий или научно-исследовательских лабораторий, 8,2% опрошенных выбрали бы чисто промышленный тур. Однако в случае повторного посещения региона такое путешествие выбрало более 45% опрошенных.
12 регионов ЦФО из 18 являются участниками инициативы по продвижению кадрового и технологического потенциала «Открытая промышленность»: Белгородская, Брянская, Ивановская, Калужская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Тульская, Ярославская области и Москва. Всероссийский Акселератор по промышленному туризму прошли 33 предприятия из этих регионов, относящихся к разным видам экономической деятельности, в том числе и к наукоемким. В РФ Владимирская, Вологодская, Калужская, Липецкая, Новгородская и Тульская области отличаются от других регионов высокой долей обрабатывающих производств в валом региональном продукте – свыше 41% [9]. Эти территории также объединяет, то, что они являются старопромышленными регионами РФ [11], имеют интересную историю и разнообразные объекты культурного наследия. Оценка, проведенная НИУ ВШЭ в 2024 г. [10], показывает, что Владимирская, Калужская, Липецкая, Новгородская и Тульская области входят во вторую группу рейтинга инновационного развития регионов, а Вологодская область – в третью. Самую высокую позицию из перечисленных территорий занимает Тульская область. Однако тульский край существенно отстает по такому показателю, как научно-технический потенциал (рисунок 2). Данный показатель учитывает кадровую обеспеченность науки, результативность научных исследований и разработок, материально-техническую базу для научных исследований и их финансирование. Значительно регион отстает от средних значений по стране по всем этим параметрам, кроме показателей, оценивающих материально-техническую базу научных исследований.
Рисунок 2 – Оценка российского регионального инновационного индекса*
ИСЭУ – индекс «Социально-экономические условия инновационной деятельности»; ИНТП – индекс «Научно-технический потенциал»; ИИД – индекс «Инновационная деятельность»; ИЭА – индекс «Экспортная активность»; ИКИП – индекс «Качество инновационной политики»
*составлено авторами на основе данных НИУ ВШЭ [10]
Перед Тульской областью, как и перед другими регионами центральной России, в настоящее время стоит задача создания высокотехнологичной эффективной региональной экономики. Одним из возможных путей, способствующих реализации социально-экономической стратегии развития региона, может стать развитие промышленного и научно-познавательного туризма в регионе. Эти виды туризма тесно связаны с такими направлениями стратегии как: «Промышленность, цифровизация, инновации. Поддержка предпринимательства»; «Агропромышленный комплекс и развитие села» и «Человеческий потенциал». В регионе имеются крупные пищевые производства, предприятия строительных материалов и конструкций, химические, металлургический и машиностроительные производства. Значительная часть крупных промышленных производств региона относится к предприятиям ОПК.
Несмотря на большое количество производств, только небольшая их часть принимает туристов или экскурсантов. Наиболее часто принимают посетителей следующие предприятия: HAVAL, «АгроГриб», Болоховский хлебозавод, «Евраз Ванадий Тула», кирпичный завод BRAER, рыбная ферма «Сом Сомыч», рыбоводческое предприятие «Приокское», «Туламашзавод», тульская кондитерская фабрика «Ясная поляна», Тульский молочный комбинат, Тульский пивоваренный завод, фабрика мороженого «ИНМАРКО», фабрика «Тульская гармонь», фермерское хозяйство «Лукино», «Штамп», «Эко-культура». Часть производств (например, кондитерская фабрика «Медовые традиции», компания «Старые традиции» (Музей пастилы), Ефремовский завод синтетического каучука) принимает посетителей в своих корпоративных музеях. Особое место занимает Музей станка в творческом индустриальном кластере «Октава», где представлена экспозиция станков, а экскурсионная программа создана с помощью аудиовизуальных технологий.
Научно-исследовательскую базу тульского региона составляют: Научно-образовательный центр мирового уровня «ТулаТЕХ», 2 государственных вуза (Тульский государственный университет и Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого), 4 негосударственных вуза, 5 филиалов государственных вузов, учреждения СПО, индустриальный парк «Узловая». Научная деятельность также ведется на некоторых предприятиях области. В тульском крае насчитывается 114 музеев, ряд которых также занимается научной деятельностью или популяризирует научные или инженерные разработки отечественных ученых и специалистов.
Научная инфраструктура Тульского государственного университета (ТулГУ) представлена Передовой инженерной школой «Интеллектуальные оборонные системы», Научно-исследовательским центром «БиоХимТех», двумя Научно-Образовательными Центрами, восьмью научными студенческими конструкторскими бюро, двумя студенческими научно-исследовательскими лабораториями, юридической клиникой и двумя сообществами. Научно-популярный туризм в университете может быть представлен следующими объектами: Музеем истории ТулГУ; Музеем боевой славы, посвященным периоду Великой Отечественной войны и тульской оборонительной операции; Минералогическим музеем; Выставочным центром Института высокоточных систем им. В.П. Грязева, где представлена информация о выдающихся конструкторах, а также образцы стрелкового оружия, пушечного и управляемого вооружения, разработанные в разные годы; Военным учебным центром. В ТулГУ работает Стратап-студия, имеется Научно-технический совет, Совет молодых ученых, действует Студенческое и аспирантское научное общество. На базе ТулГУ реализуются несколько проектов, направленных на популяризацию научных знаний и вовлечение молодежи в научно-исследовательскую деятельность: «Сам себе доктор», «Научное кафе», «Научные битвы» (Science Slam). На мероприятиях «Сам себе доктор» участники в игровой форме знакомятся с достижениями современной медицины и учатся грамотно оказывать доврачебную помощь. «Научное кафе» – проект, в котором в качестве слушателей выступают студенты и молодые ученые, а также обучающиеся технического колледжа имени С. И. Мосина. Встречи посвящены фронтирам мировой науки, о которых рассказывают ведущие российские ученые. «Научные битвы» – это международный проект популяризации науки, спикеры которого за 10 минут должны рассказать о своем научном достижении, а зрители аплодисментами (уровень децибелов измеряется специальным прибором – шумомером) определить победителя.
Потенциал научно-познавательного туризма Тульского государственного педагогического университета имени Л. Н. Толстого (ТГПУ им. Л. Н. Толстого) составляют: Технопарк универсальных педагогических компетенций, Историческая школа «Задонщина», Археологический центр «Киммерия», 3 молодежные научно-исследовательские лаборатории, 6 научных центров, 6 лабораторий, связанных с изучением особенностей химической промышленности и развитием биотехнологий. На базе ТГПУ им. Л.Н. Толстого в 2019 г. была открыта территория «Точка кипения», в которой в настоящее время действует научно-просветительский клуб «Наука для чайников» (формат подходит как для студентов, так и для школьников). Кроме того, в пространстве проходят просветительские лекции и мастер-классы.
ТГПУ им. Толстого и ТулГУ являются активными участниками программы «Университетские смены». Дополнительные общеразвивающие образовательно-туристские программы для участников смен включают в себя знакомство с направлениями, реализуемыми этими учебными заведениями, в формате мастер-классов, знакомство с научно-исследовательской базой университетов, а также знакомство с музеями региона, где представлены разработки тульских конструкторов.
Научно-образовательный центр мирового уровня «ТулаТЕХ» обеспечивает интеграцию наукоемких производств и научно-исследовательских организаций региона. Для Тульской области было выделено 4 приоритетных направлений развития технологий: оборонные, машиностроительные, химические и экологические. Сейчас в структуру НОЦ «ТулаТЕХ» входят 21 лаборатория, в которых работают около 150 молодых ученых.
В кластере «Октава» расположены Музей станка, выставочное пространство, Высшая техническая школа, техлаб Pro.Парк, пространство «Точка кипения», студия звукозаписи Oktava Lab, библиотека, лекторий, книжный магазин, несколько конференц-залов и кафе.
В настоящее время единственным в регионе научным объектом, заявленным на сайте СТУДТУРИЗМ.РФ, является Научно-исследовательский центр «БиоХимТех» ТулГУ. Отдельно стоит сказать, что недавно созданная лаборатория технологии полимерных материалов и композитов, входящая в межуниверситетский научно-технический центр «Композит», также может представлять интерес для научно-популярного туризма.
Студенты тульских учебных заведений регулярно принимают участие в различных детских и молодежных конкурсах и про9граммах, в том числе и грантовых. Так, в 2022 г. студентами ТулГУ, участниками проекта «Твой Ход», при поддержке Федерального агентства по делам молодежи «Росмолодёжь», было создано коворкинг-пространство «Студенческая проектная мастерская».
В регионе создана школа «Креативных индустрий», которая реализует дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу для подростков 12-17 лет по направлениям: «Анимация», «Дизайн», «Звукорежиссура», «Электронная музыка», «Интерактивные технологии VR и AR», «Фото», «Видеопроизводство».
Крупным событием региона является Всероссийский форум «Инженеры будущего». Мероприятие проводится с 2021 г. Участниками этого события ежегодно становится более тысячи молодых ученых и инженеров из регионов РФ и зарубежных стран. Программа форума включает в себя встречи, лекции, панельные дискуссии, мастер-классы, проводимые ведущими учеными и конструкторами, а также другие мероприятия с участием руководства крупных промышленных предприятий и представителей федеральных и региональных органов власти. Форум проводится на учебно-тренировочной базе «Ока», располагающей современной спортивной инфраструктурой. Там же проводятся Чемпионаты и Первенства России, Европы и Мира по различным видам спорта, проходят конференции, семинары и мастер-классы с участием международных специалистов. Помимо спортивных соревнований, в центре «Ока» проходит множество молодежных мероприятий, в том числе региональные этапы Всероссийского молодёжного образовательного форума «Территория смыслов».
Научно-исследовательские туры в формате экспедиций могут включать в себя посещение особо охраняемой природной территории «Куликово поле», природно-антропогенного ландшафта «Романцевские горы (Кондуки)» [12] и засек региона. На базе Щегловской засеки и ООПТ «Куликово поле» планируется создать карбоновый полигон, где будут вестись исследования с применением искусственного интеллекта.
Регион не обладает значительными ресурсами для рекреационного отдыха. Южные районы Тульской области подверглись загрязнению из-за аварии на Чернобыльской АЭС. Леса составляют только 13 % от общей площади территории. Основные рекреационные ресурсы тульского края сосредоточены в Ясногорском, Суворовском, Заокском и Веневском районах, а также в МО город Алексин. Туристическая и спортивно-оздоровительная инфраструктура, а также транспортная логистика, связывающая Алексин с Москвой и Тулой, позволяет проводить на его территории значительное количество крупных молодежных межрегиональных, всероссийских и международных мероприятий, таких как образовательный форум «Инженеры будущего» или фестиваль «Дикая мята». Следует также отметить, что в Тульской области усилия представителей федеральных и региональных органов власти, а также местных органов самоуправления направлены на создание благоприятной для молодежи среды. Сдерживающим фактором развития детского и молодежного туризма в регионе в настоящее время является отсутствие доступных средств размещения, отвечающих современным требованиям как надзорных органов, так и потенциальных туристов. Эту проблему должно решить строительство межвузовского кампуса и гостиницы.
SWOT-анализ потенциала развития детского и молодежного туризма с профориентационной или научно-исследовательской составляющей в Тульской области приведен в таблице 2.
Таблица 2 – SWOT-анализ развития детского и молодежного туризма в Тульской области
Положительные факторы | Отрицательные факторы | |
Сильные стороны (S) | Слабые стороны (W) | |
Внутренняя среда | · наличие двух крупных вузов (ТулГУ и ТГПУ им. Л.Н. Толстого), филиалов вузов и колледжей; · создание НОЦ «ТулаТех»; · наличие молодежных пространств; · функционирование школы креативных индустрий; · разнообразие промышленных производств региона; · развитая межрегиональная транспортная инфраструктура; · имидж Тулы как туристического центра; · крупные и современные спортивные объекты; · богатое и разнообразное культурно-историческое наследие. |
· недостаточные количество и вместимость средств размещения, в том числе составляющих материальную базу вузов; · неудовлетворительное экологическое состояние региона; · скромные ресурсы для рекреационного отдыха; · недостаточно развитая транспортная инфраструктура в городе и регионе; · слабая известность региона как центра молодежного туризма; · отсутствие программы развития детского или молодежного туризма или стратегии развития промышленного или научно-популярного туризма. |
Внешняя среда | Возможности (O) | Угрозы (T) |
· улучшение инфраструктуры и материально-технической базы туризма; · строительство студенческого кампуса и гостиницы; · создание современного турпродукта детского и молодежного туризма; · участие в молодежных туристических, образовательных и профориентационных программах. |
· усиление конкурентоспособности других регионов как направлений детского и молодежного туризма; · спад интереса молодежи к посещению региона; · ослабление других видов регионального туризма; · сокращение финансовых возможностей региона; · сокращение бюджета, выделяемого на развитие городской инфраструктуры. |
Для развития детского и молодежного туризма в тульском регионе эффективно использовать кластерный подход [1, 7]. В области возможно создание трех кластеров, где высокая концентрация потенциальных объектов промышленного и научно-популярного, а также средств размещения: кластер, объединяющий Новомосковск, Узловую, природно-антропогенный ландшафт Кондуки и ООПТ «Куликово поле»; кластер, включающий Алексин и Заокский район; кластер на территории Тулы и Щекино.
В Тульской области в настоящее время отсутствует региональная программа или стратегия развития детского и молодежного туризма, или стратегия развития промышленного туризма или научно-популярного туризма. Для таких целей может быть создан центр компетенций, который будет ядром экосистемы детского и молодежного туризма с профориентационной и научно-познавательной составляющей.
Выводы
В Российской Федерации прилагаются значительные усилия для развития человеческого капитала с целью перехода в шестой технологический уклад. Одним из таких инструментов является развития детского и молодежного туризма с профориентационной или научно-познавательной составляющей. Такие путешествия реализуются во всероссийских проектах: «Больше, чем путешествие», «Университетские смены», СТУДТУРИЗМ.РФ и др. число участников, которых постоянно растет. Существует диспропорция в половозрастном составе участников этих проектов – среди путешественников преобладают лица женского пола.
Профориентационную функцию детских и молодежных туристических программ выполняют промышленные экскурсии или туры. Удачной практикой индустриального туризма являются центры компетенций. Такие центры практического обучения созданы в Челябинске, Перми, Старом Осколе, Кемерове и Благовещенске.
Развитие промышленного туризма и научно-популярного туризма в РФ происходит двумя независимыми способами: реализацией детских и молодежных программ с профориентационной или научно-исследовательской составляющей и как диверсификация туристических предложений при росте турпотока. Важное значение развитие детских и молодежных туристических программ с профориентационной или научно-исследовательской составляющей имеет для Владимирской, Вологодской, Калужской, Липецкой, Новгородской и Тульской области, для которых характерна высокая доля обрабатывающих производств в валом региональном продукте. Большая часть потенциальных туристов среди детей и молодежи предпочитает комбинированные туры, в которые входят как промышленные экскурсии, так и посещение основных аттракторов туристической дестинации и для первого знакомства с регионом.
Тульская область имеет потенциал для развития детского и молодежного туризма с профориентационной или научно-исследовательской составляющей. Сдерживающим фактором развития этих видов туризма является отсутствие доступной инфраструктуры размещения, отвечающих современным требованиям.
Список литературы
- Грачева, Е.В. Анализ сектора промышленного туризма в рамках использования кластерного подхода к развитию регионов Российской Федерации (на примере туристско-рекреационного кластера «Тульский») // Сервис в России и за рубежом. 2023. Т.17. №7. С. 103–117. DOI: 10.5281/zenodo.10561327.
- Григорьев, Е.А., Варакса, А.М. Новый технологический уклад и российская экономика // Экономика. Информатика. 2022. Т. 49. № 3. С. 474-482
- Дементьев, В. Е. Парадокс производительности и динамика смены технологических укладов / В. Е. Дементьев // Кондратьевские волны. – 2021. – № 8. – С. 79-95.
- Дементьев, В. Е. Перспективы России при цифровом доминировании Китая и США / В. Е. Дементьев // Проблемы прогнозирования. – 2022. – № 4(193). – С. 6-17. – DOI 10.47711/0868-6351-193-6-17.
- Доманина, А.О. О подходах к трактовке понятия «Технологический уклад» // ПСЭ. 2016. №4 (60). С 76-79.
- Пономарева И.Ю., Савинов В.Ю. Исторические предпосылки развития научно-популярного туризм в Тульской области //Российские регионы: взгляд в будущее. 2022. Т. 9. № 3-4. С. 64-74.
- Пономарева, И.Ю., Сёмочкин, А.А. Создание кластера промышленного туризма на территории Тульской области // Российские регионы: взгляд в будущее. 2020. Т. 7. № 4. С. 73-80.
- Пономарева, И.Ю., Танкиева, Т.А., Слемзина, А.О. Повышение аттрактивности малых исторических поселений Тульской области как объектов туризма // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2022. № 3. С. 151-164.
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2023: Р32 Стат. сб. / Росстат. — М., 2023. — 1126 с.
- Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 9 / В. Л. Абашкин, Г. И. Абдрахманова, С. В. Артёмов и др.; под ред. Л. М. Гохберга, Е. С. Куценко; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. – 248 с.
- Сорокина, Н. Ю. Отраслевые аспекты развития старопромышленных регионов Российской Федерации // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. – 2022. – Т. 24, № 1. – С. 43–54. – DOI: https://doi.org/10.15688/ek.jvolsu.2022.1.5
- Танкиева, Т.А., Жаркова, В.Л., Ким, Е.Р. Проблемы и перспективы использования техногенного ландшафта в туристических и рекреационных целях // Управление устойчивым развитием. 2020. № 4 (29). С. 5-13.
- Танкиева, Т.А., Пономарева, М.В. Разработка подходов к организации индустриального туризма в старопромышленном регионе // РЭиУ. 2020. №1 (61). С. 9.
- Тимакова, Р.Т., Пьянкова, С.Г. Промышленный туризм как инструмент устойчивого развития Уральского макрорегиона // Научные труды Вольного экономического общества России. 2022. №4. C. 329-344.
- Ханина, А.В. Современный студенческий туризм: особенности и перспективы развития // Сервис в России и за рубежом. 2022. Т.16. №4. С. 18–27. DOI: 10.5281/zenodo.7089306.
References
- Gracheva, E.V. Analysis of the Industrial Tourism Sector Using a Cluster-Based Approach to Regional Development in the Russian Federation (on the Example of the Tourist and Recreational Cluster «Tula»). [Analiz sektora promyshlennogo turizma v ramkakh ispol’zovaniya klasternogo podkhoda k razvitiyu regionov Rossiyskoy Federatsii (na primere turistko-rekreatsionnogo klastera «Tul’skiy»)]. // Service in Russia and Abroad. Vol. 17. No. 7. P. 103–117. DOI: 10.5281/zenodo.10561327.
- Grigoriev, E.A., Varaksa, A.M. The New Technological Paradigm and the Russian Economy. [Novyy tekhnologicheskiy uklad i rossiyskaya ekonomika]. // Economics. Informatics. 2022. Vol. 49. No. 3. 474–482.
- Dementyev, V.E. The Productivity Paradox and the Dynamics of Technological Paradigm Shifts. [Paradoks proizvoditel’nosti i dinamika smeny tekhnologicheskikh ukladov]. // Kondratiev Waves. 2021. No. 8. 79–95.
- Dementyev, V.E. Prospects for Russia Amid Digital Dominance by China and the USA. [Perspektivy Rossii pri tsifrovom dominorovanii Kitaya i SShA]. // Problems of Forecasting. No. 4(193). P. 6–17. DOI: 10.47711/0868-6351-193-6-17.
- Domanina, A.O. On Approaches to the Interpretation of the Concept «Technological Paradigm». [O podkhodakh k traktovke ponyatiya «Tekhnologicheskiy uklad»]. // Problems of Systems Economics. No. 4(60). P. 76–79.
- Ponomareva, I.Yu., Savinov, V.Yu. Historical Preconditions for the Development of Scientific and Popular Tourism in the Tula Region. [Istoricheskie predposylki razvitiya nauchno-populyarnogo turizma v Tul’skoy oblasti]. // Russian Regions: A Look into the Future. Vol. 9. No. 3–4. P. 64–74.
- Ponomareva, I.Yu., Syomochkin, A.A. Creating an Industrial Tourism Cluster in the Tula Region. [Sozdanie klastera promyshlennogo turizma na territorii Tul’skoy oblasti]. // Russian Regions: A Look into the Future. Vol. 7. No. 4. P. 73–80.
- Ponomareva, I.Yu., Tankieva, T.A., Slemzina, A.O. Enhancing the Attractiveness of Small Historic Settlements in the Tula Region as Tourism Sites. [Povyshenie attraktivnosti malykh istoricheskikh poseleniy Tul’skoy oblasti kak ob»ektov turizma]. // Proceedings of Tula State University. 2022. No. 3. P. 151–164.
- Regions of Russia. Socio-Economic Indicators. 2023: Statistical Collection. [Regiony Rossii. Sotsial’no-ekonomicheskie pokazateli. 2023: Stat. sbornik]. / Rosstat. – Moscow, 2023. – 1126 p.
- Innovation Development Rating of the Subjects of the Russian Federation. Edition 9. [Reyting innovatsionnogo razvitiya sub»ektov Rossiyskoy Federatsii. Vypusk 9]. / V.L. Abashkin, G.I. Abdrakhmanova, S.V. Artemov et al.; ed. by L.M. Gokhberg, E.S. Kutsenko; National Research University «Higher School of Economics». – Moscow: ISSEK HSE, 2024. – 248 p.
- Sorokina, N.Yu. Sectoral Aspects of the Development of Old Industrial Regions in the Russian Federation. [otraslevye aspekty razvitiya staropromyshlennykh regionov Rossiyskoy Federatsii]. // Bulletin of Volgograd State University. Economics. 2022. Vol. 24. No. 1. P. 43–54. DOI: https://doi.org/10.15688/ek.jvolsu.2022.1.5.
- Tankieva, T.A., Zharkova, V.L., Kim, E.R. Problems and Prospects of Using Technogenic Landscapes for Tourism and Recreation. [Problemy i perspektivy ispol’zovaniya tekhnogennogo landshafta v turisticheskikh i rekreatsionnykh tselyakh]. // Sustainable Development Management. No. 4(29). P. 5–13.
- Tankieva, T.A., Ponomareva, M.V. Developing Approaches to Organizing Industrial Tourism in Old Industrial Regions. [Razrabotka podkhodov k organizatsii industrial’nogo turizma v staropromyshlennom regione]. // REiU. 2020. 1(61). P. 9.
- Timakova, R.T., Pyankova, S.G. Industrial Tourism as a Tool for Sustainable Development of the Ural Macroregion. [Promyshlennyy turizm kak instrument ustoichivogo razvitiya Uralskogo makroregiona]. // Scientific Papers of the Free Economic Society of Russia. No. 4. P. 329–344.
- Khanina, A.V. Modern Student Tourism: Features and Prospects for Development. [Sovremennyy studencheskiy turizm: osobennosti i perspektivy razvitiya]. // Service in Russia and Abroad. Vol. 16. No. 4. P. 18–27. DOI: 10.5281/zenodo.7089306.
Еще в рубриках
Центральный федеральный округ
Экономика сферы услуг