Главная страница » Публикации » №4 (64) » О необходимости уточнения основных целевых индикаторов Стратегии социально-экономического развития региона

О необходимости уточнения основных целевых индикаторов Стратегии социально-экономического развития региона

On the need of clarifying the main target indicators оf the strategy of socio-economic development of the region

Авторы

Аралбаева Галия Галаутдиновна
доктор экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления
Россия, Оренбургский государственный университет
galia55@mail.ru
Аралбаев Азамат Ташбулатович
кандидат экономических наук
Россия, Оренбургский государственный университет
aralb82@mail.ru

Аннотация

Формализованное представление количественных характеристик и закономерностей развития социально-экономических показателей с целью их прогнозирования составляют основу экономических практических исследований территории. С практической точки зрения прогнозирование социально-экономических показателей дает возможность отыскать просчеты в действиях руководящих органов и моделировать поведение хозяйствующих на территории субъектов так, чтобы в любой момент знать, как необходимо реализовывать необходимую стратегию, применяя имеющиеся в распоряжении рычаги влияния. Задача прогнозирования состоит, с одной стороны, в том, чтобы выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, а с другой стороны, способствовать оптимизации текущего и перспективного планирования и регулирования секторов экономики, опираясь на составленный прогноз. В статье рассмотрены следующие вопросы: 1) обоснование необходимости уточнения основных прогнозируемых целевых интегральных индикаторов, отражающих социально-экономическое развитие региона и включенных в Стратегию социально-экономического развития региона; 2) прогноз целевых интегральных индикаторов, отраженных в Стратегии социально-экономического развития Оренбургской области; 3) выявление целевых интегральных индикаторов, прогноз по которым показал недостижимость спрогнозированного значения в перспективе; 4) выявление целевых интегральных индикаторов, прогноз по которым показал достижимость спрогнозированного значения в перспективе. Необходимость уточнения и корректировки прогнозных значений целевых интегральных индикаторов обусловлена своевременным принятием решений по воздействию на определенные направления социально-экономического развития территории с целью изменения траектории.

Ключевые слова

прогнозирование, стратегия, прогноз, регион, социально-экономическое развитие, целевые социально-экономические индикаторы.

Рекомендуемая ссылка

Аралбаева Галия Галаутдиновна , Аралбаев Азамат Ташбулатович

О необходимости уточнения основных целевых индикаторов Стратегии социально-экономического развития региона// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (64). Номер статьи: 6413. Дата публикации: 10.11.2020. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6413/

Authors

Aralbaeva Galia Galautdinovna
Doctor of Economics, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration
Russia, Orenburg State University
galia55@mail.ru
Aralbaev Azamat Tashbulatovich
PhD in Economics
Russia, Orenburg State University
aralb82@mail.ru

Abstract

Formalized representation of quantitative characteristics and patterns of development of socio-economic indicators for the purpose of forecasting them form the basis of practical economic research of the territory. From a practical point of view, the forecasting of socio-economic indicators makes it possible to find an economic mismanagement and to model the behavior of economic entities on the territory of the subjects to know how to implement the necessary strategy using the available levers of influence at their disposal at any time. The task of forecasting is, on the one hand, to find out the prospects for the near or more distant future in the area under study, and, on the other hand, to help optimize the current and long-term planning and regulation of economic sectors based on the forecast. The article deals with the following issues: 1) justification of the need of clarifying the main forecasted target integral indicators that reflect the socio-economic development of the region and are included into the Strategy of socio-economic development of the region; 2) the forecast of target integral indicators reflected in the Strategy of socio-economic development of the Orenburg region; 3) identification of target integral indicators, the forecast for which showed the unattainability of the forecasted value in the future; 4) identification of target integral indicators, the forecast for which showed the attainability of the value in the future. The need of clarifying and adjusting the forecasted values of the target integral indicators is due to the timely decision-making on the impact on certain areas of socio-economic development of the territory in order to change the trajectory.

Keywords

forecasting, strategy, forecast, region, socio-economic development, target socio-economic indicators.

Suggested Citation

Aralbaeva Galia Galautdinovna , Aralbaev Azamat Tashbulatovich

On the need of clarifying the main target indicators оf the strategy of socio-economic development of the region// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (64). Art. #6413. Date issued: 10.11.2020. Available at: https://eee-region.ru/article/6413/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Прогнозирование является значимой компонентой социально-экономического развития любой территории, предшествующей эффективному управлению. Согласно Федерального закона № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20 июля 1995 г., прогнозирование социально-экономического развития в Российской Федерации выполняет важнейшую роль при составлении Стратегий развития страны в целом, а также ее регионов. Основу Стратегии развития территории составляют прогнозы социально-экономического развития показателей, разработанных исходя из комплексного анализа следующих направлений: демографическая ситуация, научно — технический потенциал, накопленное национальное богатство, социальной структура и инфраструктура, внешнее положение, природные и трудовые ресурсы. Одной из функций Правительства РФ и ее субъектов является обеспечение государства и его субъектов разработкой прогноза социально-экономического развития на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную периоды. Краткосрочный прогноз составляется на период 1 – 2 года. Среднесрочный прогноз разрабатывается на период от 3 — 5 лет, при необходимости осуществляется корректировка направлений развития. Задачи краткосрочного и среднесрочного периодов реализуются в виде региональных программ. Прогноз на долгосрочный период производится на 10-летний период и более. На основе долгосрочного прогноза организуется разработка концепции социально-экономического развития страны или региона на долгосрочную перспективу. Поэтому значимость и необходимость качественного прогноза сложно переоценить. Главными функциями социально-экономического прогнозирования являются:

  • анализ и выявление сложившихся тенденций социально- экономического развития;
  • оценка этих тенденций на предстоящий период;
  • выявление положительных и отрицательных последствий;
  • предвидение новых экономических ситуаций, новых проблем;
  • выявление возможных альтернатив развития в перспективе;
  • накопление информации, позволяющей выбрать верное направление развития экономики.

Таким образом, прогноз ложится в основу определения приоритетов и направлений дальнейших действий. В настоящее время усиление роли прогнозирования социально-экономического развития в России и ее регионах связано с Указом Президента России № 596 от 7 мая 2012 года «О долгосрочной государственной экономической политике». В соответствии с указом, «Правительство РФ должно планировать свою работу на основе стратегического планирования, не заниматься решением частных, хотя и важных задач, т.к. развитие страны — это системная задача, которая может быть решена только на основе системного подхода и системных решений» [3, с. 1]. Для эффективных управленческих решений необходима информационная основа — качественный прогноз социально — экономического развития регионов, т.е. какие результаты будут достигнуты через заданный интервал времени при сложившихся условиях и тенденциях.

 

Прогнозирование целевых интегральных индикаторов социально-экономического развития Оренбургской области

В Стратегии развития Оренбургской области до 2020 г. и на период до 2030 г. (первый вариант составлен в 2008 г., впоследствии неоднократно корректировался) представлены основные прогнозные целевые интегральные индикаторы, характеризующие качество жизни и развитие экономической и социальной сферы в Оренбургской области (таблица 1). Качество жизни населения региона является основополагающим индикатором, который определяет социально-экономическое развитие региона в целом.

 

Таблица 1. Основные целевые интегральные индикаторы, характеризующие качество жизни и развитие социальной сферы

№ п/п Показатель Текущее значение  2008 г. 2020 г. Целевое значение  2030 г.
1. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет Y1, t 66,9 72,0 не менее 75 лет
2. Численность населения региона, Y2, t ,
в том числе трудоспособного, млн. человек, Y3, t
2,1
1,336
2,1 2,1
1,125
3. Миграционный прирост, ежегодно, тыс. человек, Y4, t — 3,5 3,0–5,0 + 3,0
ВРП,  млн.руб. Y5, t 430023 2.9 раза, 1247066,7
4. Численность граждан, имеющих доход ниже прожиточного минимума, процентов, Y6, t 16,4 7,0 5,0-6,0
5. Безработица, процентов (по методике МОТ),
Y7, t
7,1 6,0 5,0
7. Обеспеченность детей дошкольными образовательными учреждениями, процентов от численности детей соответствующего возраста, Y8, t 57,8 85,0–90,0 100,0
8. Доля жителей области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения, процентов, Y9, t 19,4 30,0 45,0
6. Доля граждан, получающих услуги непрерывного образования, %, Y10, t 30,0–40,0 50,0

 

Оценим реальные статистические данные по Оренбургской области и представим прогнозные значения показателей, представленных в таблице 1. Виды моделей для различных показателей, используемые в расчетах в качестве прогнозных определяются их качеством (по коэффициенту детерминации, t–статистике, критерию Фишера).

1. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении – важный показатель, используемый для оценки индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП). На рисунке 1 представлены динамика и прогнозные значения ожидаемой продолжительности жизни при рождении (ОПЖ).

 

Динамика ожидаемой продолжительности жизни при рождении населения Оренбургской области

Рисунок 1 – Динамика ожидаемой продолжительности жизни при рождении населения Оренбургской области

 

Для прогноза ОПЖ населения Оренбургской области (Y1, t) получена авторегрессионная модель вида ARMA(2,1):

                            (1)

где ԑ1, t-1 –случайная компонента модели,
t – годы.

 

Судя по прогнозу, ожидаемая продолжительность жизни населения не достигла прогнозного значения в 2020 г. и вероятнее всего не достигнет прогнозного значения к 2030 г.

 

2. Динамика численности населения региона, в том числе трудоспособного и его прогноз представлены на рисунке 2.

 

Динамика численности населения региона, в том числе трудоспособного и его прогноз

Рисунок 2 — Динамика численности населения региона, в том числе трудоспособного и его прогноз

 

Для прогноза численности населения Оренбургской области (Y2, t) получена авторегрессионная модель вида ARMA(1,1):

          (2)

Судя по полученным данным, наблюдается снижение численности населения за весь период наблюдения, прогноз представлен также его уменьшением. К 2030 г. численность населения в регионе не достигнет заявленной цифры в 2,1 млн. человек.

На рисунке 3 представлена динамика численности населения Оренбургской области в трудоспособном возрасте и его прогноз до 2030 г.

 

Динамика численности населения Оренбургской области в трудоспособном возрасте, тыс.чел.

Рисунок 3 – Динамика численности населения Оренбургской области в трудоспособном возрасте, тыс.чел.

 

Для прогноза численности населения Оренбургской области в трудоспособном возрасте применялась регрессионная модель вида:

                     (3)

Модельные и фактические данные на рисунке 3 практически совпадают. К 2030 г. численность населения в трудоспособном возрасте составит порядка 994 тыс. чел., если не будут приняты кардинальные меры по сохранению численности населения в регионе.

 

3. Миграционный прирост населения Оренбургской области (Y4, t) . Динамика миграционного прироста населения Оренбургской области и его прогноз представлены на рисунке 4.

 

Миграционный прирост населения Оренбургской области, ежегодно, тыс.человек

Рисунок 4 — Миграционный прирост населения Оренбургской области, ежегодно, тыс.человек

 

Для прогноза миграционного прироста населения Оренбургской области (Y4, t) получена авторегрессионная модель вида ARMA (1,1):

             (4)

За рассматриваемый период наблюдается отрицательный миграционный прирост.

 

4. Целевой индикатор экономического развития ВРП. В Оренбургской области запланирован рост ВРП в 2,9 раза к 2030 году по сравнению с 2008 годом, опережающий по отношению к динамике ВРП рост заработной платы населения в 3,5 раза. Как отмечается в Стратегии «основой для таких темпов роста станет повышение производительности труда в 4 раза и формирование нового постиндустриального сегмента экономики» [1].

На рисунке 5 представлены данные по ВРП Оренбургской области.

 

Динамика ВРП Оренбургской области и его прогноз, млн.руб.

Рисунок 5 – Динамика ВРП Оренбургской области и его прогноз, млн.руб.

 

По представленным результатам прогноза при существующей динамике ВРП почти достигнет запланированного уровня – увеличение в 2.9 раза (по прогнозу получается 2,85 раза).

Для прогноза ВРП Оренбургской области (Y5, t) получена авторегрессионная модель вида ARMA(2,1):

                      (5)

где ԑ5, t-1 –случайная компонента модели.

 

5. Целевой индикатор – доля граждан, имеющих доход ниже прожиточного минимума, процентов, Y6, t — важный показатель, характеризующий социальное неравенство населения территории. На 2020 г. запланирован уровень в 7 %, на 2030 г. запланировано достичь уровня 5 – 6 %. На рисунке 6 представлены данные о доле граждан, имеющих доход ниже прожиточного минимума в Оренбургской области за 2005 – 2018 гг. и прогноз индикатора до 2022 года.

 

Динамика доли граждан Оренбургской области, имеющих доходы ниже прожиточного минимума за период 2005 – 2018 гг. и прогноз до 2022 г.

Рисунок 6 – Динамика доли граждан Оренбургской области, имеющих доходы ниже прожиточного минимума за период 2005 – 2018 гг. и прогноз до 2022 г.

 

Судя по представленным данным тенденции к уменьшению данного индикатора в регионе нет.

Для прогноза доли граждан Оренбургской области, имеющих доходы ниже прожиточного минимума (Y6, t) получена авторегрессионная модель вида:

                    (6)

 

6. Безработица, рассчитываемая по методике МОТ (Y7,t) (данные по прогнозу представлены на рисунке 7). Целевое значение индикатора для рынка труда Оренбургской области на перспективу составляет 5 %. Согласно известных методик каждый этап социально-экономического развития территории характеризуется определенным значением естественной безработицы, зависящий от различных факторов, ее определяющих. К основным факторам относятся минимальная ставка заработной платы, величина пособий по безработице и по бедности и др. Нормальным значением естественной безработицы для развитых стран считается величина в 5-7 % [1].

 

Динамика уровня безработицы в Оренбургской области и его прогноз, %

Рисунок 7 – Динамика уровня безработицы в Оренбургской области и его прогноз, %

 

Для прогноза уровня безработицы в Оренбургской области применялась регрессионная модель вида:

              (7)

Величина уровня безработицы на прогнозируемый период находится в приемлемых пределах.

 

7. Обеспеченность детей дошкольными образовательными учреждениями, процентов от численности детей соответствующего возраста, Y8, t. Обеспеченность населения услугами дошкольного образования определяется отношением численности детей в возрасте от двух месяцев до 7 лет (включительно), получающих дошкольное образование текущем году, к сумме численности детей в возрасте от двух месяцев до 7 лет (включительно), получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от двух месяцев до 7 лет (включительно), находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования). Данный показатель применяется также при осуществлении мониторинга в системе образования.

 

Обеспеченность детей дошкольными образовательными учреждениями в Оренбургской области, %

Рисунок 8 — Обеспеченность детей дошкольными образовательными учреждениями в Оренбургской области, %

 

Для прогноза обеспеченности детей дошкольными образовательными учреждениями в Оренбургской области(Y8, t) получена авторегрессионная модель вида ARMA(1,1):

                         (8)

Значение данного показателя не соответствует  целевому значению на прогнозируемый период.

 

8. Доля жителей Оренбургской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения, процентов (Y9, t).

 

Доля жителей Оренбургской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения, %

Рисунок 9 — Доля жителей Оренбургской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения, %

 

Для прогноза доли жителей Оренбургской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом в общей численности населенияв Оренбургской области (Y9, t) получена авторегрессионная модель вида ARMA (1,1):

                          (9)

Значение данного показателя не соответствует  целевому значению на прогнозируемый период.

Показатель «Доля граждан, получающих услуги непрерывного образования, %» отсутствует в статистических сборниках. Данный показатель рекомендован при осуществлении мониторинга в системе образования.

 

Результаты исследования

В результате прогнозирования целевых индикаторов, представленных в Стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, получены следующие выводы:

  1. Значения целевых индикаторов, представленных в Стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, необходимо скорректировать. В дальнейшем использовать значения индикаторов, близкие к реальным. При включении индикаторов в Стратегию развития Оренбургской области необходимо предварительно прогнозировать их значения с применением экономико-математических методов.
  2. Определены индикаторы, которые не достигнут прогнозных значений, отраженных в Стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года. К ним относятся:
    • ожидаемая продолжительность жизни населения;
    • численность населения региона;
    • численность населения в трудоспособном возрасте;
    • миграционный прирост населения региона;
    • доля граждан с доходами ниже прожиточного минимума;
    • уровень безработицы;
    • обеспеченность детей дошкольными образовательными учреждениями;
    • доля жителей, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
  3. Определены индикаторы, которые достигнут прогнозных значений или близки к ним, отраженные в Стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года:
    • ВРП региона.

Таким образом, семь индикаторов из восьми, характеризующих качество жизни и развитие социальной сферы не достигнут запланированного в Стратегии социально-экономического развития Оренбургской области. Возможно, это обусловлено нецелевым использованием бюджетных средств на повышение качества жизни населения региона и развитие социальной сферы.

 

Список литературы

  1. О внесении изменений в методику расчета показателей мониторинга системы образования, утвержденную приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 июня 2014 года № 657. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2015 года № 631. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://ecsocman.hse.ru/data/307/674/1219/Glava_11.pdf).
  2. Стратегия развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года/ [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.orenburg-gov.ru/strateg/ http://docs.cntd.ru/document/460154667.
  3. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  https://rosstat.gov.ru/.

 

References:

  1. On amendments to the methodology for calculating indicators for monitoring the education system, approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated June 11, 2014 No. 657. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated June 29, 2015 No. 631. [O vnesenii izmeneniy v metodiku rascheta pokazateley monitoringa sistemy obrazovaniya, utverzhdennuyu prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 11 iyunya 2014 goda № 657. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 29 iyunya 2015 goda № 631]. Access mode: http://ecsocman.hse.ru/data/307/674/1219/Glava_11.pdf).
  2. Strategy for the development of the Orenburg region until 2020 and for the period until 2030/[Strategiya razvitiya Orenburgskoy oblasti do 2020 goda i na period do 2030 goda]. Access mode: http://www.orenburg-gov.ru/strateg/ http://docs.cntd.ru/document/460154667
  3. Federal State Statistics Service. [Federal’naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki]. Access Mode: https://rosstat.gov.ru/

Еще в рубриках

Регионы России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *