Главная страница » Публикации » №2 (50) » Современные проблемы и механизмы развития бизнеса в Азербайджанской Республике

Современные проблемы и механизмы развития бизнеса в Азербайджанской Республике

Modern problems and mechanisms of business development in the Republic of Azerbaijan

Авторы

Гаджиев Галиб Бахрам оглы
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предприятия
Азербайджанская Республика, Азербайджанский государственный экономический университет
galib.haciyev@gmail.com

Аннотация

В условиях рыночной экономики обеспечение развития бизнеса зависит от экономического развития страны. С этой точки зрения в статье рассмотрены условия и механизмы современного развития бизнеса в Азербайджане. Рассмотрены проблемы, негативно влияющие на развитие бизнеса, которые классифицируются с точки зрения экономического и неэкономического характера.

Ключевые слова

Азербайджан, Азербайджанская Республика, бизнес, предпринимательство, экономическое развитие, инвестирование, бизнес-структуры

Рекомендуемая ссылка

Гаджиев Галиб Бахрам оглы

Современные проблемы и механизмы развития бизнеса в Азербайджанской Республике// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (50). Номер статьи: 5029. Дата публикации: 28.06.2017. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5029/

Authors

Gadzhiev Galib Bahram ogly
PHD, Associate Professor of Department of Enterprise Economics
Azerbaijan Republic, Azerbaijan State Economic University
galib.haciyev@gmail.com

Abstract

Ensuring economic development depends on business development in market economy. From the point of view of it, this article is about modern appearance forms of business development in Azerbaijan. At the same time problems effecting negatively to the business development are differentiated in terms of their economic and non-economic features.

Keywords

Azerbaijan, business, entrepreneurship, economic development, investment, business structures

Suggested Citation

Gadzhiev Galib Bahram ogly

Modern problems and mechanisms of business development in the Republic of Azerbaijan// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (50). Art. #5029. Date issued: 28.06.2017. Available at: https://eee-region.ru/article/5029/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Обеспечение долгосрочного экономического развития непосредственно связано с развитием бизнеса. В условиях перестройки национальной экономики в стране, со структурной точки зрения, в области развития бизнеса решаются определенные задачи, такие как обеспечение научно-технического развития, увеличение занятости и прибыли и т.д.

Экономический рост бизнеса в Азербайджане является важным фактором, влияющим на рост благосостояния населения. Наиболее значимыми задачами являются обеспечение социально-экономической и финансовой стабильности, улучшение нормативно-правовой базы и механизма реализации законов, развитие конкурентоспособных производств, квалифицированного персонала, изменения в системе образования и др. В целом, принимая во внимание факторы, влияющие на развитие бизнеса в стране, обязательной является оценка их воздействия.

 

Факторы, влияющие на развитие бизнеса в Азербайджане

В направлении развития бизнеса также важное значение имеет развитие инфраструктуры. Развитие инфраструктуры повышает мобильность капитала частных предпринимателей, снижает издержки производства и тем самым расширяет возможности для развития частного бизнеса.

За счет занятости и увеличения доходов решаются проблемы финансовых ресурсов для развития бизнеса, а также эффективного использования материальных и интеллектуальных ресурсов [1, 2, 6, 7].

Важной неотъемлемой частью развития бизнеса стала приватизация государственной собственности. Важной целью приватизации государственного имущества является формирование саморегулирующих рыночных экономических условий, соответствующих принципам свободной конкурентности и специальной собственности бизнес-организаций, перестройка структуры экономики в соответствии требованиям рыночной экономики, направление всех видов используемых ресурсов в экономические процессы, направление вложений в экономику, в том числе иностранных капиталов, улучшение жизненного и социального уровня населения. С целью развития бизнеса недостатки рыночного механизма устраняются путем государственного регулирования рынка. В целом, в мире текущая чистая рыночная экономика действует как смешанная экономика государственного регулирования с рыночным регулированием.

 

Механизмы решения проблем развития бизнеса

Решение проблем в бизнесе требует развития бизнес-концепции, которая должна отражаться в Стратегии социально-экономического развития страны. Создание механизма государственной помощи для решения задач бизнес-стратегии является важным условием экономического суверенитета страны. Защита национальных экономических интересов управления бизнесом со стороны государства и экономической безопасностью поставок является одним из наиболее важных направлений. Создание условий для эффективного и устойчивого развития бизнеса, материально-технического обеспечения производства, растениеводства, его переработки, продажи и экспорта также стимулирует развитие бизнеса в частном секторе.

Динамичное развитие бизнеса Азербайджана в мировой экономической системе зависит от характера эффективности интеграции и уровня предпринимательства. Обращает особое внимание развитие деятельности частного сектора, полезного для предпринимателей в современных условиях.

После падения бывшего СССР начались процессы экономических преобразований, корректировки условий, предусмотренных в современных социально-экономических системах. Поэтому многие бывшие социалистические страны начали реформу в наиболее важных сферах, в частности, в социальной сфере и торговой политике. В связи с этим, одна из основных задач реформы в экономической сфере предусматривает реализацию механизмов рыночных принципов.

В настоящее время теоретические и методологические основы развития бизнеса адекватны требованиям занятия ведущих позиций в мире по темпам экономического развития, что предусмотрено частью национальной стратегии. В результате научно-обоснованных реформ в 2016 году на Давосском экономическом форуме, который является одним из самых влиятельных экономических событий, был озвучен новый список конкурентоспособности стран. Согласно этому списку Азербайджан занимает 18-е место в мире.

Одним из приоритетных направлений для улучшения бизнеса является вопрос нормативно-правовой базы. В последние годы с целью укрепления нормативно-правовой базы для улучшения деятельности бизнеса были реализованы меры, в частности, принят закон и создан рабочий механизм действия. Развитие деловых отношений между работодателями и работниками в целом, зависит от ситуации на рынке труда. Требования, установленные в программе страны по Достойному труду, подписанной Международной организацией труда Азербайджанской Республики, были выполнены в надлежащем порядке. С целью повышения социального благосостояния населения сделаны важные шаги в решении вопросов сбалансированного регионального развития, формирования новых рабочих мест и поддержки экономической деятельности.

Непосредственная эффективность мер зависит от расширения институциональных условий регистрации бизнеса и оперативности других процедур, устранения бюрократических препятствий. Государственная регистрация коммерческих организаций по указу Главы государства через систему «Одно окно» является значимым событием. За счет выполнения задачи упрощенной процедуры регистрации коммерческих организаций число необходимых для регистрации документов было сокращено с 33 до 7.

Развитие бизнеса в Азербайджане зависит от отношений к предпринимателям, а развитие предпринимательских структур — от уровня их организации. С этой точки зрения, деятельность Национальной конфедерации организаций предпринимателей (работодателей) Азербайджанской Республики заслуживает особого внимания. Конфедерация осуществляет свою деятельность на основе взаимодействия с органами центральной и местной исполнительной власти, Национальным собранием Азербайджана и Судебными органами. Конфедерация достойно выполняет обязанности социального регулятора, сотрудничает с авторитетными международными организациями, в том числе с Международной организацией труда, Международной организацией работодателей, Международным союзом промышленников и предпринимателей, Союзом мировых негосударственных организаций.

 

Инвестирование в развитие бизнеса

В разные периоды приоритеты развития государства отличаются друг от друга. Как правило, чем ниже уровень развития и специализации экономики, тем большая зависимость от естественных преимуществ. Существование таких преимуществ благоприятно для экономических возможностей развития. Однако научно-техническое развитие в долгосрочной перспективе не получает быстрого развития, также не происходит существенных изменений социальных потребностей. Поэтому, определение приоритетных направлений инвестиций имеет важное значение в подготовке и проведении обучения методике торговой политики. Инвестиционные приоритеты развития бизнеса в национальной экономике и развивающиеся социально-экономические сферы, рассматриваются с точки зрения их влияния на бедность и уменьшении регионального неравенства. Однако для того, чтобы проводить политику глобализации капитальных вложений в государстве, необходима специальная методика, учитывающая определенные приоритеты. Необходима разработка процедур принятия решений, связанных с непосредственным участием инвестиций в развитии страны. Инвестиционные проекты имеют софинансирование из государственного бюджета, поддерживаются инвестиционной программой проектов, финансируются за счет средств Национального фонда поддержки предпринимательства, Азербайджанской Инвестиционной Компании, имеют льготные условия финансирования. Кроме того, развитие бизнеса стимулирует лизинговая деятельность, предоставляющая льготные условия лизинга машин и оборудования. В этом случае важным является наличие альтернатив в условиях распределения ограниченных ресурсов. Инвестиционные решения по предложенным критериям приоритезации проектов зависит от оценки уровня различных показателей, в частности от уровня рентабельности проекта, уровня риска, влияния на занятость населения на определенной территории и т.п.

По Распоряжению Главы Государства от 27.08.2002 г. «Положение о Национальном Фонде Поддержки Предпринимательства Азербайджанской Республики» усовершенствуется финансоваяя помощь предпринимателям в направлении льготного софинансирования и улучшения механизмов финансирования [9].

Для повышения уровня инвестиций в частной сфере приказом Главы государства от 30.03.2006 «О дополнительных мерах по поощрению инвестиционной деятельности» было создано ОАО «Азербайджанская Инвестиционная Компания», которая получила возможность принимать долевое участие в уставном капитале акционерных обществ и других коммерческих организаций в не нефтяном секторе национальной экономики. Азербайджанская Инвестиционная Компания ориентирована на поддержку в стране развития не нефтяного сектора посредством срочных инвестиционных вложений. В финансировании представленных инвестиционных проектов Азербайджанская Инвестиционная Компания участвует как акционер, и ее доля участия в уставном капитале не может превышать общий объем финансирования инвестиционных проектов.

В качестве атрибута рыночной экономики и бизнеса ключевое значение имеют факторы социально-экономического развития. Бизнес может иметь неограниченные возможности, а факторы социально-экономического развития имеют ограниченные возможности правового, экономического, организационного и иного характера. Для оценки их влияния необходимо изучение взаимосвязи между фактическими характеристиками бизнеса и реальными условиями развития бизнеса.

Исследования по развитию бизнеса подтверждают мнение о том, что национальная модель экономического развития и ее взаимосвязь с бизнесом несовершенны [5, 8, 11, 12]. Во многих развитых и развивающихся странах  проводятся исследования в этом направлении. Реформирование условий формирования деловых отношений в модели экономического развития имеет некоторые очевидные проявления, отражающие социальные функции в странах с переходной экономикой, а также реализует возможности для бизнеса. С другой стороны, ориентирование экономических реформ на рынок, выявляет в характер деловых отношений.

Поддержка экономической активности имеет особое значение для улучшения предпринимательской деятельности. Программы экономических реформ разрабатываются с учетом различных этапов бизнеса. Эта ситуация обусловлена изменениями в приоритетах развития бизнеса, соотношением объективных и субъективных подходов к оценке изменений окружающей среды, но это не влияет на характер деловых отношений при решении проблем, с которыми сталкивается бизнес. Поэтому, исследователи различных предприятий изучают характер и классификации различных проблем, препятствующих развитию бизнеса [12, 13, 14].

 

Проблемы, оказывающие влияние на развитие бизнеса

Экономические и социальные последствия, институциональные экзогенности и другие трудности, с которыми сталкиваются бизнес-структуры, явно снижают результаты теоретических исследований и эмпирических подходов к решению проблем. Кроме того, мы не должны забывать, что эти отношения отражают разнообразие инициатив, связанных с адекватной реальностью. Классификации факторов, которые создают проблемы в развитии бизнеса, могут быть рассмотрены с точки зрения теории и методики. Однако на практике применение теоретических принципов проверяется результатами. Концептуальное значение на стадии разработки бизнеса имеет его расчетная эффективность. Учет положительного эффекта от свободной конкуренции и регулятора экономической деятельности, основанного на учете влияния факторов, препятствующих развитию бизнеса, является наиболее прагматичным подходом среди выбранных вариантов.

Проблемы, оказывающие негативное влияния на развитие бизнеса в Азербайджане, имеют экономический и неэкономический характер. К экономическим проблемам, стоящим перед бизнес-образованиями, относятся:

  • институциональный характер, точнее скажем, проблемы, возникающие в связи с бюрократическими явлениями;
  • отношения между работодателями и работниками (могут быть урегулированы в соответствии с правовыми нормами);
  • проблемы регулирования внутреннего рынка, экспортных операций;
  • структурные проблемы; отдельные меры, направленные на сбалансированное региональное развитие, наличие административных элементов интеграционных процессов, сложность инфраструктуры и др.

 

Формирование бизнес-структур

Возникновение рыночных отношений находит свое отражение в формировании бизнес-структур, которые зависят от экономических и социальных условий.

Важную роль в развитии динамичных экономических и социальных аспектов бизнеса, играют факторы повышения экономической активности (в том числе экологические, институциональные и т.д.).

Взаимодействие различных форм бизнеса и институциональной среды необходимо для состояния естественного баланса. Обеспечение наилучшего соотношения различных форм бизнеса довольно сложный вопрос, требующий использования широкого спектра регуляторных эффектов.

В условиях глобализации рыночных отношений в мире появляется возможность рассматривать бизнес как род деятельности с конкретными функциями с единой методологической точки зрения.

В связи с развитием бизнеса исследуется динамичное развитие важных показателей эффективности экономического развития в экономической и социальной сферах. Как показывает зарубежная практика, первый шаг в достижении роста свободного бизнеса должен идти по пути рыночной экономики. Развитие предпринимательства является одним из важнейших элементов рыночной экономики, создающим необходимую гибкость в экономике, возникновение конкуренции, ликвидацию нехватки на потребительском рынке, увеличение заинтересованности работников, установление деловых отношений, рост занятости, установление стабильности в финансовом секторе, обеспечение снижения социальной напряженности.

Как показывают исследования, скорость развития бизнеса и его масштабов следует рассматривать как важный фактор в развитии экономики Азербайджана [3, 4, 10].

Укрепление и расширение бизнеса в Азербайджане в целом даст мощный импульс социально-экономическому развитию страны, административным регионам и территориям, будет способствовать сбалансированному развитию, сокращению безработицу и бедности, защите внутреннего рынка.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агробизнес и подовольственная безопасность / под редакцией И.Ш. Гараева. Баку: Экономический Университет, 2015, 366 с. (на азербайджанском языке)
  2. Алибеков Н.В. Экономический механизм рациональной деятельности хозяйственных субъектов. Баку: MBM, 2014, 404 с. (на азербайджанском языке)
  3. Алиев А.А. Экономическая политика Азербайджана (Зарубежно-Торгово-Экономические Связи Азербайджана). Баку: Закон, 2003, 324 с. (на азербайджанском языке)
  4. Гаджиев Г.Б. Необходимость формирования внешней экономической деятельности в системе агробизнеса / AzETKTİ və Tİ-nun elmi əsərləri, 4 тома: III часть., Баку: ОАО «Шерг-Герб», 2014, стр. 92-98
  5. Гараев И.Ш., Гаджиев Г.Б. регулирование бизнеса производственной продажи в улучшении продовольстьвенного обеспечения // AzETKTİ və Tİ-nun elmi əsərləri, 4 тома: I часть., Баку: ОАО «Шерг-Герб», 2014, стр. 5-12
  6. Гафаров Н.Д. Государственная поддержка развития малого и среднего бизнеса в аграрном секторе // Азербайджанская Аграрная Наука, 2006, №3(4), стр. 186-189
  7. Гусейнов Т.Г. Инвестициии в Азербайджане (прибыли, инвестиции, индустрилизация, занятость). Баку: Наука, 2009, 380 с. (на азербайджанском языке)
  8. Ибрагимов И.Г. Задачи регулирования деятельности предпринимательства: Седа, 2010, 248 с. (на азербайджанском языке)
  9. Ибрагимов Э.Р. Ильхам Алиев и современная аграрная политика. Баку: Азербайджанское Государственное Издательство, 2013, 936 с. (на азербайджанском языке)
  10. Кулиев A.A., Гаджиев Г.Б. Регулирование бизнес производства и продажи продуктов в аграрном секторе // Science and Education Studies, № 1 (17), Stanford University Press, 2016, p. 105-114
  11. Манафов Г.Н. Теоретические и практические задачи предпринимательства. Баку, Заман, 1997 (на азербайджанском языке)
  12. Основы бизнеса / под редакцией проф. А.Б.Аббасова. Баку: Нурлан, 2005, 656 с. (на азербайджанском языке)
  13. Салахов, С.В. Проблемы государственного регулирования в аграрном секторе. Баку: Нурлар, 2004, 504 с.
  14. Самедзаде З.А. Мировая экономика. Чудо китайской экономики. Баку: Гянджлик, 2001, 317 с. (на азербайджанском языке)

 

BIBLIOGRAPHY

  1. Agribusiness and wage security [Agrobiznes i podovol’stvennaja bezopasnost’]/ edited by I.Sh. Garaev. Baku: Economics University, 2015, 366 p. (In the Azerbaijani language)
  2. Alibekov N.V. Economic mechanism of rational activity of economic entities [Jekonomicheskij mehanizm racional’noj dejatel’nosti hozjajstvennyh sub#ektov]. Baku: MBM, 2014, 404 p. (In the Azerbaijani language)
  3. Aliev A.A. Economic Policy of Azerbaijan (Foreign Trade and Economic Relations of Azerbaijan) [Jekonomicheskaja politika Azerbajdzhana (Zarubezhno-Torgovo-Jekonomicheskie Svjazi Azerbajdzhana)]. Baku: The Law, 2003, 324 p. (In the Azerbaijani language)
  4. Gadzhiev G.B. Necessity of formation of external economic activity in agribusiness system [Neobhodimost’ formirovanija vneshnej jekonomicheskoj dejatel’nosti v sisteme agrobiznesa]/ AzETKTİ və Tİ-nun elmi əsərləri, 4 volumes: III part., Baku: OJSC «Sherg-Gerb», 2014, p. 92-98
  5. Garaev I.Sh., Gadzhiev G.B. Regulation of the business of the production sale in improving the food provision [regulirovanie biznesa proizvodstvennoj prodazhi v uluchshenii prodovol’st’vennogo obespechenija]// AzETKTİ və Tİ-nun elmi əsərləri, 4 volumes: Part I., Baku: Sherg-Arb OJSC, 2014, p. 5-12
  6. Gafarov N.D. State support for the development of small and medium-sized businesses in the agrarian sector [Gosudarstvennaja podderzhka razvitija malogo i srednego biznesa v agrarnom sektore]// Azerbaijan Agrarian Science, 2006, №3 (4), pp. 186-189
  7. Gusejnov T.G. Investments in Azerbaijan (profits, investments, industrialization, employment) [Investiciii v Azerbajdzhane (pribyli, investicii, industrilizacija, zanjatost’)]. Baku: Science, 2009, 380 p. (In the Azerbaijani language)
  8. Ibragimov I.G. Tasks of business activity regulation [Zadachi regulirovanija dejatel’nosti predprinimatel’stva]: Seda, 2010, 248 p. (In the Azerbaijani language)
  9. Ibragimov Je.R. Ilham Aliyev and modern agrarian policy. Baku [Il’ham Aliev i sovremennaja agrarnaja politika. Baku]: Azerbaijan State Publishing House, 2013, 936 p. (In the Azerbaijani language)
  10. Kuliev A.A., Gadzhiev G.B. Regulation of business production and sales of products in the agrarian sector [Regulirovanie biznes proizvodstva i prodazhi produktov v agrarnom sektore], Science and Education Studies, No. 1 (17), Stanford University Press, 2016, p. 105-114
  11. Manafov G.N. Theoretical and practical tasks of entrepreneurship [Teoreticheskie i prakticheskie zadachi predprinimatel’stva]. Baku, Zaman, 1997 (in the Azerbaijani language)
  12. Basics of business [Osnovy biznesa]/ edited by prof. A.B.Abbasov. Baku: Nurlan, 2005, 656 p. (In the Azerbaijani language)
  13. Salahov, S.V. Problems of state regulation in the agrarian sector [Problemy gosudarstvennogo regulirovanija v agrarnom sektore]. Baku: Nurlar, 2004, 504 p.
  14. Samedzade Z.A. World economy [Mirovaja jekonomika. Chudo kitajskoj jekonomiki]. Miracle of the Chinese economy. Baku: Ganjlik, 2001, 317 p. (In the Azerbaijani language)

Еще в рубриках

Мировая экономика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *