Дата публикации: 23.09.2015
По мнению представителей власти и бизнеса, собравшихся на конференции «Сделано на Дону: инструментарий для производителя», организованной журналом «Эксперт-ЮГ», в новых экономических условиях малый и средний бизнес как никогда нуждается во взаимодействии с крупным. Создание такой системы кооперации с одной стороны обеспечит заказами МСБ, а с другой будет способствовать импортозамещению в производстве.
«Крупные компании несмотря на кризис чувствуют себя неплохо, иногда они даже не справляются с тем большим объемом заказов, который у них есть, и готовы работать на аутсорсинге с МСБ, которому, в свою очередь, гораздо легче с одним крупным заказчиком, чем на открытом рынке», — рассказал управляющий банком ВТБ в Ростове-на-Дону Юрий Авдеев.
Примеры такой кооперации в Ростове уже есть. По словам директора департамента экономики Ростова-на-Дону Светланы Камбуловой, сегодня на своих заказах дают заработать малому и среднему бизнесу такие крупные компании как «Южтехмонтаж», «Эмпилс», «Алмаз» и др. Для того, чтобы тиражировать этот опыт, необходимо организовать обмен информацией между компаниями, а также проработать алгоритм их взаимодействия.
По словам Камбуловой, в той или иной степени акценты на подобную кооперацию найдут отражение в программе стимулирования экономической активности и поддержки предпринимательства Ростова уже в 2016г. До этого времени власти решили сосредоточиться на анализе самих потребностей.
«В этом году мы заключили муниципальный контракт на то, чтобы провести анализ потребности в кооперации субъектами МСБ. Мы увидели, что донские компании готовы производить все, что необходимо Ростову, однако им необходима информация о том, что именно требуется производить сегодня и в каких объемах», — сообщила Камбулова.
Она также добавила, что опрошенные в рамках исследования предприниматели нуждаются в механизме заключения трехсторонних кооперационных соглашений с крупными предприятиями с участием администрации города.
Однако, по мнению экспертов, если МСБ такое взаимодействие выгодно в любом случае, то представители крупного бизнеса готовы к нему не всегда. В частности, главным риском для них является проблема несоблюдения стандартов субъектами малого бизнеса и ненадежность поставщиков.
«МСБ может обеспечить локализацию для крупного бизнеса, что экономически выгодно. С другой стороны, поставьте себя на место крупного предприятия — оно хочет "от и до" контролировать свое производство, ведь от заказов, выполняемых небольшими ИП, зависит его репутация», — подчеркивает директор представительства госкорпорации Внешэкономбанк в ЮФО Вадим Украинцев. По его словам, сегодня не только нужно искать пути обмена информацией между МСБ и крупным бизнесом, но и создавать условия для того, чтобы продукция малых производителей была качественной и конкурентоспособной.
По мнению финансового директора ООО «Амилко» (которое уже сотрудничает с МСБ) Александра Початовского, подобные проблемы со временем решаются в ходе рыночных отношений между компаниями.
«Иногда производственную необходимость можно закрыть и менее качественной местной продукцией, которая имеет приемлемую цену. Компании достаточно сравнить предложения МСБ и стоимость аналогичной продукции, поставляемой по курсу евро», — считает Початовский. Он также добавил что крупное предприятие, готовое к сотрудничеству с МСБ, может консультировать и обучать своих малых контрагентов для того, чтобы в будущем были соблюдены все стандарты. Однако в этом вопросе важна активность и самого МСБ.
По мнению руководителя НП «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства» Натальи Крайновой, еще более эффективным, чем аутсорсинг может стать так называемый промышленный коворкинг.
«Качество продукции малого бизнеса часто страдает из-за того, что у него нет денег на модернизацию, решить этот вопрос может промышленный коворкинг. Поэтому, на мой взгляд, задача власти сегодня – изучить те промышленные площадки и оборудование в городе, которые имеют потенциал для их предоставления МСБ», — считает Крайнова.
Источник: rostov.rbc.ru